Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  535  536  537   ..

 

 

«Протестантская этика и «дух капитализма»

«Протестантская этика и «дух капитализма»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Дисциплина «История экономики»

по теме: «Протестантская этика и «дух капитализма»: развитие предпринимательства.»

Факультет: Менеджмент организации

Студентки дистанционной формы обучения

Группа № УЗВДс+в 3.1./0-10

Ф. И. О. Тарабановой В.Н.

Москва 2010

Содержание.

Введение…………………………………………………………… 3

Глава 1. Сущность протестантизм…………………………………3

Глава 2. Формирование протестантской трудовой этики………..5

Глава 3. Макс Вебер и его исследование "духа капитализма"…..7

Глава 4. Реформационная мысль и происхождение капитализма.11

Заключение……………………………………………………….....12

Список использованной литературы……………………………...13

Введение

Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божьего от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения мы по праву считаем Мартина Лютера (1483-1546) - теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма, одного из величайших гениев человечества. Семя живого Слова Божьего, которое проповедовал М.Лютер, и другие реформаторы того времени, посеянное в человеческих сердцах, давало всходы, преображая жизни людей, освобождая их от греха. Целые народы осознали и стали использовать тот потенциал, который Бог даровал им, что изменило лицо всей Европы и затронуло весь мир.

Глава 1. Сущность протестантизм.

В нашей религиоведческой литературе протестантизм обычно рассматривается как явление, целиком принадлежащее истории христианства, а именно как совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате реформации католицизма, начиная с XVI века. Такой подход вытекает из представления о религии как о некоей "тёмной" силе, искусственно навязанной человеческой культуре и до сих пор постоянно тормозившей развитие научной и гуманистической мысли. Религию следует понимать как звено действительного мира, объясняя её содержание "саморазорванностью и самопротиворечивостью" земной основы.

Отражая образ жизни людей, религия как массовая "практическая" идеология во многом определяет их повседневную деятельность. Протестантизм в этом отношении весьма поучителен. Религиозные конфликты, столь характерные для эпохи Возрождения - Реформации, были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения, оказывали на него заметное воздействие. Так, протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли Нового времени.

Религиозные представления составляли существенный элемент массового сознания, оказывая значительное влияние на политические и социальные битвы той поры , на развитие национальной культуры и языка , образования , на формирование миротворческой мысли и политики веротерпимости - одним словом, на всю духовную жизнь. Можно сказать, что религия - в ту эпоху идеология господствующая - наиболее концептуально оформляла опыт массового сознания, обнаруживая общее направление развития культуры.

Реформация возникла по поводу толкования теологических идей, но богословские идеи определили линию социальной борьбы, за которой стояли классы и сословия, судьбы реальных государств. Корнями своего возникновения и результатами своего разрешения она выходила за рамки религиозной полемики. Поборники Реформации её центральным вопросом считали вопрос о человеке, его совести, свободе и разуме. Итогом столь бурных событий ХVІ века стало появление лютеранского и кальвинистского протестантизма. Победы, одержанные в ХVІ веке в ряде стран Западной Европы протестантизмом над католицизмом, были идеологическим выражением происходившего тогда в Европе процесса разложения феодального строя и зарождения капиталистических отношений. Протестантизм явился духовным детищем постепенно формировавшейся буржуазии, еще очень разнородной по своему составу и уровню развития.

Важнейшими особенностями протестантизма являются спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. В отличие от католицизма протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с Богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип - спасение личной верой. Протестанты порвали с католическим Священным преданием - совокупностью постановлений церковных соборов и римских пап - и вернулись к Священному писанию.

Из этих черт протестантизма следуют другие его особенности. В протестантизме нет церковной иерархии; он уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны; протестантское духовенство не имеет специальных одеяний, у него нет и особых прав, он подотчетен своей общине, в которой все члены имеют право голоса в её делах. М. Лютер и Ж. Кальвин отвергли католическое разделение мира на мирскую и религиозную сферы и ввели концепцию “призвания” для объяснения мирских обязанностей верующего, тем самым как бы освятив сферу мирской жизни человека. Давая духовное обоснование идее “призвания”, они рассматривали повседневный труд человека как выражение божественного предначертания выполнять определенные обязанности в мирской жизни. Причем ценность всякого труда измерялась не его местом в иерархии занятий, а прилежанием и успехом.

Глава 2. Формирование протестантской трудовой этики

Протестантская этика - это неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от декалога и евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин "протестантская этика" не характерны для богословской лексики - они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее, существует определенный корпус нравственных принципов, реальная общность которых в протестантизме определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства.

Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепции благодати, предопределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравственности, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья. Согласно протестантизму, основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою Бога избранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг. Трактовка профессии как ответа на призыв Бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из "добрых дел", протестантизмом осуждалось - милосердие понималось, прежде всего, как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость - расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: её требования относились к производственной и социальной дисциплине и качеству труда. Она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию. Истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. Грамотность была угодна Богу, поэтому в некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании.

Необходимо обратить внимание на социальный смысл протестантской этики и на её роль в становлении буржуазного общества. Кульминацией такого подхода в начале XX века явилось исследование немецкого учёного Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", в котором делалась попытка доказать, что протестантская этика была решающим фактором возникновения капитализма. И те регионы Европы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими странами.

Глава 3. Макс Вебер и его исследование "духа капитализма"

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, разрабатывавший вопросы методологии социального познания, культурологи, экономики. Большое влияние на европейское обществоведение оказали его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма. М. Вебер считал, что экономика не является основой социальной жизни, напротив, формы экономической деятельности зависят от культурных, в частности, религиозно-этических факторов. Капитализм согласно М. Веберу, такая характерная модель, смысл которой придает понятие духа капитализма, выражающегося в стремлении к экономической эффективности, прибыли, рациональной организации общественной жизни.

Основной работой М. Вебера считается исследование "Протестантская этика и дух капитализма». Впервые это произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

В начале своей книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению М.Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания. Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании: католиков окончивших гимназии, училища, которые готовят к технической и торговой – промышленной деятельности, значительно меньше ,чем среди протестантов. Католики явно предпочитают гуманитарную подготовку .

Он задается вопросом, чем можно объяснить столь четкую взаимосвязь социального статуса с религией. М. Вебер все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении.

Далее следует определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма М.Вебер понимает следующее: "комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения".

В понимании автора идеальный человек - кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной модели мира. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. М.Вебер считает, что честность, если она приносит кредит, столь же ценна, как и истинная честность.

М.Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда. Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах. Исходя из этого, М. Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный капитализм, боролся с его проявлениями.

М.Вебер считал, что когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании, необходимо развитое чувство ответственности и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

Схематически сравнение морали традиционного средневекового человека и протестанта нового времени можно изобразить при помощи таблицы, в которой показаны отношение к труду, профессии, деятельности.

Таблица 1.

Традиционный человек

Протестант

Работает, чтобы жить

Живет, чтобы работать

Профессия- Бремя

Профессия- Форма существования

Простое производство

Расширенное производство

Не обманешь - не продашь

Честность - лучшая гарантия

Основной вид деятельности- Торговля

Основной вид деятельности- Производство

Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, М. Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему ощущение хорошо исполненного долга.

Далее М.Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть, использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти: «Источники свидетельствую-то том, что после смерти богатых людей весьма значительные суммы поступали в церковную казну в виде «покаянных денег», а в иных случаях и возвращались прежним должникам в качестве несправедливо взятых с них. Дело обстоит иначе – если оставить в стороне еретические или рассматриваемые как сомнительные по своим учениям направления – лишь в патрицианских кругах, которые внутренне были уже свободны от власти традиции. Однако даже скептически настроенные или далекие от церковности люди предпочитали на всякий случай примириться с церковью, пожертвовав в ее казну, определенную сумму денег, ввиду полной неизвестности того, что ждет человека после смерти, тем более ,что для спасения души достаточно было выполнить предписываемые церковью внешние обряды».

М.Вебер проводит глубокий анализ развития взглядов на занятие мирской деятельностью предреформаторской церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. М.Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.

М.Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в отличие от католицизма, предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни, тем самым обязанность становится его призванием - таким образом, декларируется равенство всех профессий перед Богом. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

Глава 4. Реформационная мысль и происхождение капитализма

М. Вебер отметил, что капитализм существовал задолго до реформации. Капиталистические отношения характерны как для средневековых купеческих князей, так и для традиционных крестьянских обществ. М.Вебер назвал капитализм, который он увидел в средневековом периоде, "авантюрным капитализмом". Он утверждал, что эта форма капитализма была беспринципной: она предполагала трату своих денежных доходов на пышный и испорченный образ жизни. М.Вебер утверждал, что новый "дух капитализма" возник в XVI веке. В отличие от средневекового "авантюрного капитализма", эта новая версия капитализма имела твердое нравственное основание. Хотя она поощряла приобретение и накопление богатств, она, тем не менее, относилась к ним аскетически. М.Вебер связывает эти новые настроения с возникновением протестантизма. Протестантизм, утверждал М.Вебер, выработал психологические условия, необходимые для развития современного капитализма. Следует отметить, что М.Вебер правильно определил мощное экономическое и социальное влияние религиозных идей на раннюю Европу нового времени.

Заключение

Можно бесконечно рассуждать о том, в чем мы отстаем от Запада. Есть нечто более интересное. Дело в том, что само представление о профессионализме для них включает в себя понятие честности. Этим людям иное просто не приходит в голову. Честность – банальная вещь. Каму я могу доверять? Отдавая в ремонт технику, мне мало компетентного ремонта, мне нужна уверенность в том ,что они не воспользуются моей наивностью? И главное – если по их вине с техникой будет что-то не так, то признаются ли мне в этом? Ответственность – тоже не о «высоком»: там оскандалившийся политик уходит сам, а у нас... Нет, важна сама культура ответственности – неважно, политика или техника – как готовности на вопрос «Кто виноват?» ответить «Я». У них, возможно, этого осталось чуть больше, чем у нас. Речь меж тем не о том, что «у них все хорошо, а у нас все плохо». Все не так просто, и корни их профессиональной честности тянутся в прошлое как минимум на пятьсот лет. К временам религиозной реформы XVI века в Европе с началом и развитием предпринимательства. Для первых предпринимателей их бизнес был не способом наживы, а призванием, делом, на которое они поставлены Богом и которое должны исполнять ради спасения души.

Потом все это трансформировалось и деградировало. Первые капиталисты много работали, много зарабатывали и на себя почти ничего не тратили. Их потомки получили в наследство огромные денежные состояния и гораздо меньше – того духа, что эти состояния породил. Пятьсот лет спустя, мы кое-где можем видеть его остатки. Хотя зачастую это лишь исключения. Видимо, в этом отношении мы сближаемся с Западом, причем это они идут в нашу сторону. Кто-то смошенничал, кто-то воспользовался доверием, кто-то избежал ответственности. Это движение нельзя назвать такой уж неожиданностью. М.Вебер, искренне пытавшийся быть беспристрастным ученым, в конце своей книги все же доходит до эмоционального :«...Представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей… Не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость? Тогда-то обретут истину следующие слова: «Бездушные профессионалы, бессердечные сластолюбцы – и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее не доступной ступени человеческого развития». Сегодня эти слова сбываются. Более того, можно увидеть следующий этап этой деградации – когда и представление о профессиональном долге уходит из деловой среды. Вот Михаил Ходорковский пишет о коррупции как о глобальной угрозе. А что такое коррупция, как не отступление от своего профессионального долга в угоду собственным интересам?

Список использованной литературы

1. Биографические очерки: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. - М.: Республика, 1995

2. Вебер М. “Протестантская этика и дух капитализма” в книге "Избранные произведения", М. Просвещение, 1990.

3. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

4. История экономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. — М.: ИНФРА-М, 2005.

5. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Л. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 1999.

6.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  535  536  537   ..