Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  505  506  507   ..

 

 

работа на тему: Организация групповой работы на уроках русского языка в 5-7 классах

работа на тему: Организация групповой работы на уроках русского языка в 5-7 классах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Теоретическая часть

Практическая часть

Выводы по итогам работы

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Время выполнения заданий

Омонимы

Омофоны

Омографы

Омоформы

Многозначные слова

П=П

П=П

П№ П

П=П

В одной

П=П

Значения не одинаковы, а смысловая связь существует

Задания

Групповая

работа

Фронтальная работа

Работа с однокоренными словами

4

5

Паронимы

6

7

Шарады

5

5

Омонимы и многозначные слова

9

10

Работа с выразительными средствами языка

7

9

Подбор синонимов

8

8

Таблица 2. Правильность выполнения заданий

Результаты отражены в процентном соотношении ко всему числу работ в каждом классе.

Задания

Групповая

работа

Фронтальная работа

без ошибок

1-2

ошибки

3 и более

ошибок

без ошибок

1-2

ошибки

3 и более

ошибок

Работа с

однокоренными

словами

86

12

2

84

13

3

Паронимы

94

6

-

94

5

1

Шарады

100

-

-

98

2

-

Омонимы и

многозначные слова

87

7

6

89

10

1

Работа с

выразительными

средствами языка

93

4

3

92

3

5

Подбор синонимов

96

3

1

96

4

-

ИТОГ

90,6

6,4

3

91,3

6,2

2,5


Задания

1. Работа с однокоренными словами

Групповая работа: каждой группе учащихся необходимо письменно выполнить по одному варианту из каждого задания.

Фронтальная работа: учащиеся под руководством учителя выполняют устно нижеописанные задания, один вариант выполняется детьми самостоятельно.

Группировка однокоренных слов; запись их в разные столбики:

- Промахнулся, мохнатый, размах, маховик (механизм), мох, моховик (гриб), моховой, маховой, отмашка.

- Ком, камень, окаменелый, комок, каменистый, комочек, камушек, каменный, , скомкать.

- Грамматика, грамота, грамматический, программа, безграмотный, программировать, разгромить, громкий, грамотей.

2. Паронимы

Для подбора паронимов целесообразно использовать «Словарь паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой.

При групповой работе: от каждой команды выделяются «эксперты», которые должны за 1 минуту объяснить значение слов-паронимов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ – очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается. Выигрывает команда, получившая больше очков. Каждой группе предлагается объяснить слова из одного варианта задания (по 2 пары слов на группу).

При фронтальной работе учащиеся совместно с учителем выясняют значения слов из предложенных вариантов. Затем каждому из учеников предлагается составить предложения со словами одного из вариантов и записать их.

1) Великий – величественный, глубинный – глубокий.

2) Длинный – длительный, единый – единственный.

3) Заплатить – оплатить, надеть – одеть.

3. Шарады

Шарады (от франц. charade – беседа, болтовня) – это особые загадки. В них даются синонимы или описательные выражения значений тех слов, которые возникают при разделении загаданного слова на части. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифраз), а затем – значение целого.

На отгадывание – 30 секунд, за правильный ответ – 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается.

1) Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.

2) Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова.

3) Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в сказке.

(Ответы: фасоль, удочка, фантазия).

Фронтальная работа: учащиеся совместно с учителем разгадывают все шарады. Затем ученикам предлагается составить собственную шараду, где отгадкой будет слово «хоровод» и записать её.

Групповая работа: каждая группа разгадывает по одной шараде, после чего представители от каждой из групп объясняют ребятам из других команд, почему отгадка именно такая.

4. Омонимы и многозначные слова

Учитель заготавливает несколько существительных-омонимов. Можно использовать специальный «Словарь омонимов русского языка», составленный О.С. Ахмановой, если же такой словарь отсутствует – обычный толковый словарь. Задания учащимся (или группам учащихся) - поиграть разными значениями слов, составляя предложения, проясняющие их смысл. При групповой работе каждая команда составляет предложения по словам только одного варианта. При фронтальной работе два варианта анализируются совместно с учителем, один вариант учащиеся анализируют самостоятельно и записывают полученные предложения.

Задания:

1) верно (преданно – вероятно),

дорогой (любимый – имеющий высокую цену),

наступил (о времени: январь, праздник – на что-то),

2) лицо (физиономия – человек),

почитать (уважать – читать),

засыпать (погружаться в сон – заполнить чем-нибудь сыпучим, вопросами),

3) напасть (беда, неприятность – броситься),

печь (существительное – глагол),

перерыв (существительное – деепричастие).

5. Работа с выразительными средствами языка

Предлагается выполнить 3 задания, в каждом по 4 вопроса. Школьники подбирают синонимы и слова других частей речи, которые с этими синонимами сочетаются. После чего составляются предложения из слов каждого ряда получившейся таблицы.

При групповой форме класс делится на три группы (ребята распределяются учителем таким образом, чтобы в одной группе оказывались как сильные, так и слабые учащиеся). Каждая группа выполняет задание под соответствующим номером. Какая группа быстро и правильно справилась с заданием, та лидирует.

При фронтальной работе задания прорабатываются вместе с учителем, все варианты отображаются в таблицах на доске. Предложения же дети составляют самостоятельно, затем сравнивают полученные варианты.

Задание 1.

1. Дополните первую графу таблицы синонимами к глаголу «плачет».

2. Во второй графе напишите существительные (одушевленные и неодушевленные), при этом каждое существительное должно сочетаться с глаголом первой графы.

3. В третьей графе напишите прилагательные, которые, в свою очередь, будут сочетаться (по смыслу) с существительным второй графы.

Синонимы к глаголу

Существительные

Прилагательные

Плачет

4. Из записанных по горизонтали слов составьте предложения.

Задание 2

То же самое задание, но с глаголом «проплясал».

Задание 3

То же самое задание, но с глаголом «улыбнулись».

6. Подбор синонимов

Учащимся предлагается рассмотреть букет осенних цветов, назвать их цвета и подобрать синонимы, обозначающие оттенки этих цветов.

При фронтальной работе детям сначала предлагается из 3 цветов (красный, жёлтый, зелёный) выбрать тот, который нравится им больше двух других и записать его. Затем учитель открывает написанные на доске названия ещё 3 цветов. Детям предлагается по цепочке называть оттенки всех перечисленных красок. Оттенки называются по цепочке, сначала – оттенки красного, затем лилового и т.д.

При групповой работе побеждает так команда, которая подберёт больше всего оттенков.

Синонимы для оттенков красок осени:

1) Красный – алый, багряный, пурпурный, пунцовый, бордовый, малиновый, брусничный.

Лиловый – фиолетовый, сиреневый.

2) Желтый – золотой, лимонный, солнечный, медный, медовый, охристый.

Серый – свинцовый.

3) Зеленый – болотный, изумрудный, салатовый, фисташковый, бутылочный.

Синий – небесный, лазурный, аквамариновый, голубой.

Затем учащимся предлагается описать в 2-3 предложениях тот букет, который они видели в начале задания, используя названия оттенков, прозвучавших в ответах.


[1]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  505  506  507   ..