Рис.1 Такие колебания в показателях связаны с непосредственной деятельностью
общества, например, размер собственного капитала изменялся в зависимости от размера получаемой прибыли. При этом размер уставного капитала уже на протяжении многих лет остается неизменным – 1508,5 тыс. руб. Прибыль в 2007 году достигла наивысшей отметки – 1827 тыс. руб. В 2008г она снизилась вследствие приобретения обществом основных средств, а также вследствие повышения тарифов на сырье, топливо и электроэнергию, стоимость которых год от года увеличивается. Все вышеперечисленные изменения влияют на величину валюты баланса.
Несмотря на положительные финансовые показатели, ООО «Евроокно» сталкивается со многими трудностями.
К числу таких трудностей относятся:
· рост числа конкурентов;
· постоянное увеличение стоимости сырья и комплектующих для производства продукции, а также топлива и электроэнергии;
· нестабильность законодательства в области налогообложения и ведения бухгалтерского учета;
· нестабильность таможенного законодательства.
Все эти факторы внешней и внутренней среды замедляют развитие предприятия.
Далее необходимо проанализировать основные показатели финансового состояния ООО «Евроокно». Данные показатели можно разделить на две группы:
1. показатели финансового состояния;
2. показатели эффективности производственной деятельности предприятия.
К первой группе показателей относятся:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент срочной ликвидности;
- сумма обязательств к активам;
Ко второй группе относятся:
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность продукции;
- коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов.
1.Ликвидность определяется, как возможность своевременно погашать свои обязательства. Она определяется соотношением величин задолженности и ликвидных средств, т. е. средств, которые могут быть использованы для погашения долгов (наличные деньги, депозиты, ценные бумаги, реализуемые элементы оборотных средств и др.).
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств в течение текущего года. Он определяет, сколько рублей стоимости оборотных активов показывают 1 руб. краткосрочных обязательств. Если коэффициент текущей ликвидности меньше 1,5, то это свидетельствует о недостатке оборотных активов для погашения краткосрочных обязательств, о финансовом риске и возможной угрозе платежеспособности.
Коэффициент срочной ликвидности определяет обеспеченность предприятия высоко ликвидными активами для выполнения своих обязательств в текущем квартале или месяце. В случае, когда коэффициент более 1,0, предприятие полностью обеспечено высоко ликвидными активами и имеет высокий уровень платежеспособности и наоборот.
Таблица 7
Показатели финансового состояния ООО «Евроокно»
Показатели
|
Код строки
|
Годы
|
2006
|
2007
|
2008
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
Коэффициент текущей ликвидности
|
1
|
1,177
|
1,4674
|
1,2818
|
Коэффициент срочной ликвидности
|
2
|
0,004576
|
0,004495
|
0,003355
|
Сумма обязательств к активам
|
3
|
0,6105
|
0,5193
|
0,5326
|
2. Различные виды рентабельности характеризуют эффективность деятельности предприятия. Например, рентабельность продукции, означает процент прибыли, которую предприятие получит в результате реализации продукции. Динамика показателей второй группы представлена в таблице 8.
Таблица 8
Показатели эффективности производственной деятельности
ООО «Евроокно»
Показатели
|
Код строки
|
Годы
|
2006
|
2007
|
2008
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
Рентабельность собственного капитала
|
1
|
0,2194
|
0,6337
|
0,3466
|
Рентабельность продукции
|
2
|
29,70
|
17,40
|
32,14
|
Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов
|
3
|
19,31
|
22,46
|
21,35
|
3 ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ
Темпы капитального строительства в России нарастают с невероятной силой. Динамично возводится жилье во всех регионах. В Москве, например, к январю 2009 года общая площадь построенных жилых домов составила 3428,2 тысячи кв. м, что на 10,2% больше, чем за тот же период 2008-го.
Но если раньше основной объем работ сосредотачивался в столице, то сегодня все больше инвестиций привлекают регионы. Специалисты утверждают, что отечественный рынок капитального строительства заполнен не более чем наполовину. В России около 87–89 миллионов кв. м ветхого фонда, а в год строится 20–22 миллиона кв. м. Так что объемы возводимого жилья нужно, как минимум, удваивать.
А раз так, то количество участников рынка капстроительства должно если и не удвоиться, то значительно возрасти.
Суммарный спрос на товары для дома в 2008–2009 годах оценивается в 7,5 миллиарда долларов. И около двух третей этого объема приходится на материалы, основными потребителями которых выступают строительные организации. Оставная часть — это товары, которые могут использоваться «конечными потребителями» для отделки и обустройства жилья.
Почти вся промышленность стройматериалов в России приватизирована, причем около 7,5 тысячи предприятий этой отрасли относится к сфере малого бизнеса. В итоге частные и смешанные предприятия производят 89% всей продукции.
Основным стимулом для расширения рынка стройматериалов является сегодня рост жилищного строительства и общего благосостояния населения страны. Ремонт и строительство — самые актуальные вопросы для миллионов людей. Как показывают данные независимых опросов, от 40% до 50% российских семей намерены заняться улучшением жилищных условий в ближайшие два года. Тогда потенциал этого рынка становится просто невероятным. А раз так, то активность на рынке стройматериалов будет только нарастать.
Вместе с увеличением спроса происходит изменение потребительских предпочтений в отношении материалов. Что, кстати, далеко не всегда оказывается на руку отечественным производителям, поскольку их продукция в основном изготовлена по традиционным, зачастую устаревшим технологиям. Неблагополучие российской промышленности в 90-е годы позволило зарубежным компаниям обосноваться на нашем рынке стройматериалов, обеспечив высокий уровень конкуренции, сохранившийся до настоящего момента на многих сегментах, например, в области лакокрасочных материалов и сухих строительных смесей. В других — таких, как кровельные покрытия — смещения вкусов потребителя в сторону западного стандарта пока не произошло, и отечественная продукция продолжает пользоваться спросом.
В 2008 году прирост объемов продукции промышленности строительных материалов составил 3%. Положительную динамику можно отметить в производстве железобетонных конструкций, керамической плитки, сантехники, линолеума. Отрицательные темпы наблюдаются в производстве лакокрасочных и стеновых материалов, шифера, кирпича и ряда других видов. Емкость рынка ЛКМ, по разным оценкам, составляет около 800–900 тысяч тонн, причем импортная продукция занимает почти 20–25% рынка.
Рынок сухих строительных смесей оценивается в 1 миллион тонн, из них около 200 тысяч тонн — зарубежные материалы. Этот сегмент находится в стадии становления, поскольку объем потребления сухих смесей на душу населения у нас пока в 10 раз ниже, чем в европейских странах (2 и 20 кг соответственно).
В сегменте кровельных покрытий самым распространенным типом для скатных крыш по сей день является обычный шифер — на него приходится более половины рынка. Оставшаяся часть неравномерно поделена между кровельным железом и новыми типами материалов (последние представлены, в основном, металлочерепицей (около 50%), мягкими кровельными плитками (приблизительно 25%), керамической и цементно-песчаной черепицей, гофрированными листами с битумной пропиткой).
В целом темпы роста рынка ремонтных услуг в Москве в 2008 году составили 15–20% (показатели по регионам колебались от 5% до 15%), что в денежном выражении насчитывает около 500 миллионов долларов.
Растет спрос на коттеджи в пригородной зоне. Прежде всего, это утверждение относится к организованной застройке при средней цене объекта до 200 тысяч долларов. Ну и, наконец, в рамках государственной целевой программы «Жилище» в России в ближайшие годы планируется проведение такой градостроительной политики, при которой для городов с населением до 500 тысяч человек малоэтажные строения должны составлять более 50% от общего объема вводимого жилья.
Все это — плодородное пастбище для небольших ремонтных и строительных бригад, малых предприятий, специализирующихся на производстве материалов для возведения загородных домов, и, конечно же, для фирм, торгующих такими материалами.
Тенденция роста деловой активности в строительной отрасли России получила в I квартале 2009 года дальнейшее развитие. Об этом свидетельствуют результаты опроса руководителей 5200 с лишним стройорганизаций, различных по численности занятых и формам собственности, из более чем 70 регионов страны.
По сравнению с IV кварталом 2008 года возрос спрос на услуги стройорганизаций, увеличился физический объем строительно-монтажных работ, самое высокое значение за все время наблюдений сохранил средний уровень загрузки производственных мощностей. Есть и другие показатели, свидетельствующие о положительной динамике производственно-хозяйственной деятельности.
Позитивное развитие строительного сектора способствовало росту индекса "предпринимательской уверенности". Он хоть и остался отрицательным, но с -23% в IV квартале 2008 года возрос до -19% в I квартале года нынешнего. Сохраняющееся длительное время отрицательное значение индекса обусловлено недостаточным уровнем спроса и негативными ожиданиями изменения численности занятых в отрасли.
Отмечаются и такие явления как рост с 16% в последнем квартале предыдущего года до 21% в первые три месяца этого года доли строительных организаций, занятых преимущественно жилищным строительством. Его ведут более половины крупных подрядных компаний. Растет доля и малых компаний, строящих жилые здания. Возросла с 17 до 24% также доля подрядных организаций, в портфеле заказов которых преобладал капитальный ремонт зданий и сооружений.
В начале нынешнего года сохранилось неизменным опережение роста цен на стройматериалы по сравнению с ростом цен на строительно-монтажные работы.
Среди факторов, негативно влияющих на деловую активность подрядных организаций, ведущие позиции сохранили финансовые проблемы, среди которых называются неплатежеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций и изделий.
Рост предпринимательской активности в I квартале послужил основой для благоприятных прогнозов на ближайшую перспективу. По оценкам руководителей подрядных стройорганизаций, как докладывают аналитики, во II квартале ожидаются дальнейший рост спроса на строительно-монтажные работы и увеличение их физического объема, увеличение прибыли, развитие тенденции снижения просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, умеренный рост цен на материалы и конструкции.
4 ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
Металлопластиковые ограждающие строительные конструкции — одна из относительных новинок Российского рынка, сразу завоевавшая большую популярность среди промышленных предприятий, бизнесменов и наиболее обеспеченного населения города.
Продукция, выпускаемая ООО «Евроокно», включает в себя все виды металлопластиковых ограждающих конструкций, изготавливаемых и монтируемых на заказ.
Номенклатура продукции: оконные и дверные рамы, витражи, витрины, офисные перегородки, зимние сады, теплые крыши, теплицы и т.п.
Разнообразие ассортимента дополняется также многовариантностью изготовления этих изделий в зависимости от заказа конкретного потребителя:
· по площади (без ограничений);
· по количеству степеней открывания (1, 2 или 3);
· по густоте переплета (густой, мелкий);
· по форме контуров (прямые или фигурные);
· по виду стекла (простое, тонированное, бронированное и т.п.);
· по другим параметрам.
Используемое оборудование и технология является на настоящий момент самой прогрессивной в мире и не имеет аналогов на региональном рынке. Поставщик и производитель оборудования — фирма SCHUCO International, которая занимается крупномасштабными разработками в этой области уже более 40 лет и сейчас является общепризнанным мировым лидером на рынке технологий и оборудования для изготовления металлопластиковых конструкций.
Продукция ООО «Евроокно» изготавливается на основе профиля, прошедшего сертификацию по европейскому стандарту, что гарантирует эксклюзивное качество готовых изделий по следующим позициям:
1) морозоустойчивость;
2) защита от ультрафиолетового излучения;
3) неразрушение озонового слоя;
4) экологичность (100%-ное отсутствие канцерогенных свойств).
5 ОПИСАНИЕ РЫНКА
5.1 Состояние рынка сбыта продукции
ООО «Евроокно» реализует свою продукцию на региональном рынке, емкость которого позволяет осуществить интервенцию с целью закрепления на управляемом сегменте рынка. В 2008 г. объем продаж металлопластиковых ограждающих конструкций в г. Кургане составил около 50000 м. кв. продукции.
Объем производства ООО «Евроокно» за 2008 год —10975 м. кв. в год. Таким образом, это означает, что фирма занимает долю местного рынка в размере около 20%.
Наблюдаемые в Курганской области и в масштабах всей России стабильные тенденции роста объемов высоко комфортного частного строительства (до 7% год) и ежегодное увеличение спроса на коммерческую (офисную) недвижимость (до 11% в год) и связанные с этим услуги на евроремонт помещений предопределяют стабильный рост спроса на металлопластиковые ограждающие строительные конструкции. По предварительным оценкам, в 2011 г. объем спроса на эту продукцию составит не менее 115 — 120 млн. руб.
При наличии не менее 3 крупных конкурирующих в данной сфере производства фирм, и ввиду элитности самой продукции, когда фактор качества играет для потребителя даже большую роль, чем цена, — потребитель отдаст предпочтение наиболее качественной, наиболее экологически безопасной продукции, а более привлекательная по сравнению с конкурентами цена окажется решающим фактором в процессе принятия решения.
5.2 Конкурентный анализ
На рынке г. Кургана, где ООО «Евроокно» реализует свою продукцию в первую очередь, уже работают следующие конкуренты:
ООО «КБЕ», ООО ПФ «Барс», ООО «Пластокно»,
· ООО «КБЕ» — крупнейший производитель металлопластиковых конструкций на местном рынке.
· ООО ПФ «Барс».
· ООО «Пластокно».
Общие черты, характерные для абсолютно всех фирм, действующих на рынке металлопластиковых конструкций:
· одинаковая номенклатура оборудования;
· одинаковая максимальная мощность этого оборудования.
Одно из главных различий между конкурентами — качество используемого оборудования и технологии. Так, представленные на местном рынке польская и российская технологии уже почти изжили себя и не выдерживают конкуренции по причине низкого качества при высокой себестоимости изделий. Наиболее распространенная технология немецкой фирмы ALUPLAST также морально устаревает и не обеспечивает тех высоких характеристик качества, которые уже достигнуты другой немецкой фирмой SCHUCO International, представляющей на мировом рынке действительно последнее слово технического прогресса.
Кроме того, никто из конкурентов не использует принцип единства поставок. Преобладает стремление приобрести комплектующие у разных фирм по более низким ценам. Это, во-первых, сильно отражается на транспортных издержках. Во-вторых, что самое главное, отсутствие единого поставщика не позволяет достигнуть единой технологии и создает вероятность несовпадения технических и иных параметров комплектующих изделий от разных поставщиков, что существенно ухудшает качество готовых изделий у подобных фирм.
Отличительной особенностью ООО «Евроокно» является именно единство поставок. Заказываемое оборудование, представляющее собой автоматизированные сборочные места, предназначено для обработки только тех комплектующих изделий, технические и иные параметры которых отвечают строго определенным стандартам, гарантирующим исключительное качество готовой продукции.
Поэтому закупка у одной и той же фирмы не только производственного оборудования, но и всего комплекта комплектующих и расходных материалов является идеальным сочетанием с точки зрения гарантии качества.
ООО «Евроокно» самостоятельно осуществляет монтаж своей продукции (как неотъемлемую часть технологического процесса). Остальные фирмы привлекают сторонние организации для монтажа, что в итоге снижает его качество и сказывается на издержках производства в сторону увеличения.
Таким образом, что касается качества готовой продукции и услуг, то ООО «Евроокно» является одним из лидеров в этой области.
В плане цен у ООО «Евроокно» также успешно конкурирует с другими фирмами, так как средняя отпускная цена 1 м кв. условной продукции ООО «Евроокно» — 7000 руб./м. кв., а минимальная отпускная цена ближайшего конкурента — 8000 и более руб./м. кв.
В плане гибкости реагирования на покупательские потребности, на конкретное желание заказчика, ООО «Евроокно» также имеет неоспоримые преимущества. Наличие собственного производства стеклопакетов (основного комплектующего элемента) позволяют быстро откликаться на любые требования рынка.
5.3 Анализ рынка ресурсов
Для производства металлопластиковых ограждающих строительных конструкций требуются следующие основные комплектующие материалы.
1. Пластиковый профиль.
2. Металлопрокат.
3. Стекло.
4. Запорная арматура.
5. Фурнитура.
6. Расходные материалы.
Поставка всех материалов осуществляется из ФРГ автотранспортом на условиях CIP-Курган. Поставщик — SCHUCO International, поскольку для немецкой фирмы это отличная возможность проникнуть на один из самых емких и быстро развивающихся рынков в России
Принцип поставок "под заказ" считается в данной сфере производства наиболее прогрессивным и экономичным (складские помещения не затовариваются, не остается неликвидных остатков, которые невозможно отправить обратно в Германию).
5.4 Маркетинговая стратегия и обоснование цены
Изделия ООО «Евроокно» должны обладать самыми высокими на местном рынке характеристиками качества, а относительно низкая себестоимость продукции (благодаря значительному снижению внутрипроизводственных издержек) позволяет устанавливать отпускные цены на 15—20% ниже среднерыночных. Как следует из анализа рынка сбыта продукции, только такое сочетание качественных и стоимостных характеристик продукции позволит новому субъекту рынка обеспечить себе гарантированный сбыт.
Таким образом, маркетинговой стратегией ООО «Евроокно» является ценовая конкуренция при обеспечении эксклюзивного качества изделий.
Большой опыт предприятия в строительной деятельности, назначение на руководящие должности квалифицированных и уже зарекомендовавших себя специалистов и тщательный отбор претендентов на рабочие места — все это является дополнительным существенным фактором успеха бизнеса.
1 Пути увеличения доли предприятия на рынке
|
|
Для увеличения доли ООО «Евроокно» на рынке необходимо сделать следующее (рис.4).
Постоянно расширять ассортимент выпускаемой продукции
|
|
Рис.9
Рис.4
У ООО «Евроокно» есть три главных целевых сегмента рынка: первый составляют строительные организации, приобретающие стеклопакеты в Кургане и области в объеме около 1000 м. кв. в месяц. Второй — коммерческие организации (в том числе ЧП), приобретающие стеклопакеты для установки в офисы, магазины и пр. и находящиеся либо в Кургане, либо в пригороде. Третий — промышленые предприятия, приобретающие стеклопакеты для реконструкции своих зданий. ООО «Евроокно» стремиться увеличить первый и третий сегменты рынка, так как они самые многочисленные, поэтому представляется наиболее перспективным, чем остальные сегменты рынка.
Таблица 10
Объём продаж металлопластиковых стеклопакетов ООО «Евроокно», кв.м.
№ п/п
|
Клиенты
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
июнь
|
июль
|
август
|
сентябрь
|
октябрь
|
ноябрь
|
декабрь
|
1 кв.
|
2кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
год
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
1.
|
Строительные организации
|
450
|
448
|
452
|
451
|
455
|
455
|
456
|
457
|
454
|
455
|
453
|
455
|
1360
|
1370
|
1360
|
1365
|
5500
|
2.
|
Частные предприниматели
|
310
|
305
|
312
|
311
|
314
|
315
|
317
|
318
|
316
|
314
|
312
|
314
|
980
|
1010
|
1015
|
1012
|
4350
|
3.
|
Промышленные предприятия
|
55
|
52
|
54
|
53
|
55
|
57
|
58
|
56
|
54
|
54
|
53
|
55
|
165
|
167
|
171
|
167
|
680
|
4.
|
Индивидуальные граждане
|
57
|
56
|
58
|
57
|
58
|
59
|
59
|
60
|
58
|
58
|
57
|
58
|
167
|
170
|
175
|
172
|
690
|
5.
|
Прочие
|
3,0
|
2,9
|
3,1
|
3,1
|
3,3
|
3,3
|
3,4
|
3,4
|
3,2
|
3,2
|
3,1
|
3,0
|
9,2
|
9,8
|
10,3
|
9,4
|
40
|
6
|
Итого по группам покупателей
|
906,47
|
895,21
|
910,74
|
905,70
|
917,16
|
923,78
|
928,03
|
929,27
|
917,13
|
916,24
|
910,01
|
916,07
|
2776,7
|
2826,15
|
2834,63
|
2822,05
|
11653
|
7.
|
Итого
|
10975,81
|
11259,53
|
11653
|
6 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Главной особенностью производства металлопластиковых стеклопакетов является использование широкого перечня комплектующих. Для производства необходимы стекло, металлический профиль, уплотнения, фурнитура и пр. Также необходимо использование разнообразных технологических процессов: раскрой стекла и металла, мойка, гибка, бутилирование, сборка, упаковка, транспортировка, монтаж и пр.
Для увеличения производства стеклопакетов ООО «Евроокно» необходимо произвести закуп нового оборудования.
Новое оборудование будет приобретаться у представительства германской фирмы SCHUCO International, находящегося в г. Екатеринбург.
Оборудование приобретается за счёт инвестиций (собственных средств: нераспределенной прибыли прошлых лет), с целью расширения производства Металлопластиковых ограждающих конструкций (стеклопакетов).
Таблица 11
Приобретаемое ООО «Евроокно» оборудование
Наименование оборудования
|
Код строки
|
Модель
|
Стоимость оборудования, руб.
|
Срок службы оборудования, лет
|
Поставщик оборудования
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Линия для производства стеклопакетов
|
1
|
SCHUCO GHY 6/9
|
1480000
|
10
|
ООО «ШукоРус»
г. Екатеринбург
|
Необходимо выделить следующие условия приобретения технологического оборудования (рис.6).
Рис.6
Качество изготавливаемой продукции контролируется контролерами участка качества на этапе поставки комплектующих на склад ООО «Евроокно» от поставщиков, промежуточный контроль на технологических стадиях процесса и окончательный контроль качества готовой продукции непосредственно перед сдачей продукции на склад.
В случае брака продукции или по вопросам ее качества потребитель может предъявить претензии непосредственно администрации ООО «Евроокно». В случае необходимости удовлетворение претензий по качеству изделия производится в соответствии с «Инструкцией о порядке проверки контроля качества проданной продукции».
Экологическая и техническая безопасность производства обеспечивается заводскими организационно-техническими системами, функционирующими согласно действующим законодательным и нормативным актам. Техническая безопасность регламентируется утверждёнными стандартами предприятия.
С использованием нового оборудования ООО «Евроокно» в перспективе увеличит объём и ассортимент производства металлопластиковых стеклопакетов (табл.12).
Таблица 12
Объём производства стеклопакетов ООО «Евроокно»
№ п/п
|
Показатели
|
Годы
|
2009
|
2010
|
2011
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Годовая производственная мощность, кв.м.
|
17000
|
17000
|
17000
|
2.
|
Уровень использования, %
|
64,5
|
66,2
|
68,5
|
3.
|
Объём производства, кв.м.
|
10975,81
|
11259,53
|
11653
|
4.
|
Объём запаса продукции, кв.м.
|
-
|
-
|
-
|
5.
|
Объём реализации, кв.м.
|
10975,81
|
11259,53
|
11653
|
На основе определенного объёма производства рассчитывается смета затрат на материалы и комплектующие для производства единицы продукции. При этом учитывается темпы инфляции (12%) и потери по каждому отдельному материалу или комплектующему изделию. В данном случае потери уже включены в затраты на материалы.
При закупке сырья, предприятие работает с постоянными поставщиками, на основе заключенных договоров.
Таблица 13
Поставщики основных материалов ООО «Евроокно»
Наименование материальных ресурсов
|
Наименование поставщика
|
А
|
Б
|
Стекло
|
ОАО Клинский стеклозавод, Клин
|
Металлопрофиль
|
ООО «Металл», Магнитогорск
|
Прочие комплектующие и сырье
|
ООО «ШукоРус», Екатеринбург
|
При производстве металлопластиковых стеклопакетов задействован следующий персонал (табл. 14)
Таблица 14
Персонал ООО «Евроокно», задействованный в производстве стеклопакетов
Работники
|
Код строки
|
Количество штатных единиц
|
Заработная плата
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
Участок раскроя стекла
|
1
|
7
|
6885,00
|
Участок раскроя металл, обечайки
|
2
|
7
|
11126,84
|
Участок бутилирования
|
3
|
6
|
8425,42
|
Участок мойки
|
4
|
5
|
9482,63
|
Участок сборки стекла и рамки и установки фурнитуры
|
5
|
8
|
8382,44
|
Участок герметизации стеклопакета
|
6
|
6
|
18021,08
|
Участок упаковки и контроля качества
|
7
|
7
|
8098,37
|
Участок складирования
|
8
|
8
|
10297,60
|
Вспомогательный персонал
|
9
|
11
|
9482,40
|
Форма оплаты труда на предприятии сдельно-премиальная. Формирование средств на заработную плату рабочих сдельщиков осуществляется в зависимости от объемов и качества выполненных работ. Размер дополнительной заработной платы составляет 10%, из них 7% - получение прибыли за месяц и 3% за выполнение плана.
Далее необходимо рассчитать затраты на производство продукции (табл.15).
Таблица 15
Текущие затраты ООО «Евроокно» на производство
одного м. кв. стеклопакета, тыс. руб.
№ п/п
|
Показатели
|
2009 г.
|
А
|
Б
|
1
|
1.
|
Прямые затраты:
|
4,23
|
Стекло
|
0,87
|
Металлопрофиль
|
1,50
|
Прочее сырье
|
0,65
|
Заработная плата производственного персонала
|
0,44
|
Дополнительная заработная плата
|
0,044
|
Заработная плата АУП
|
0,40
|
Дополнительная заработная плата
|
0,04
|
Отчисления на социальное страхование
|
0,29
|
2.
|
Постоянные затраты:
|
1,39
|
Энергия
|
0,12
|
Вода
|
0,04
|
Топливо
|
0,07
|
Расходы доставки
|
0,07
|
Амортизационные отчисления
|
0,15
|
Цеховые расходы
|
0,21
|
Общезаводские расходы
|
0,73
|
3.
|
Производственная себестоимость
|
5,62
|
4.
|
Полная себестоимость
|
5,62
|
5.
|
Накопления
|
1,12
|
6.
|
Оптовая цена
|
6,74
|
7.
|
Отпускная цена без НДС
|
7,08
|
7 ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН)
В таблице 16 приведены основное этапы выполнения работ в рамках рассматриваемого инвестиционного проекта, определена их длительность, а также связанные с ними затраты на приобретение и монтаж технологического оборудования.
Таблица 16
Календарный план
Наименование этапа работ
|
Код
строки
|
Дата начала
|
Дата окончания
|
Длительность, дней
|
Стоимость работ, руб.
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Приобретение оборудования
|
1
|
25.10.2009
|
30.11.2009
|
35
|
1480000
|
Монтаж оборудования
|
2
|
10.12.2009
|
28.12.2009
|
18
|
40000
|
Реализация проекта
|
3
|
01.01.2010
|
Тщательно разработанный календарный план позволит предприятию эффективно распределить имеющиеся денежные средства в течение всего подготовительного периода и правильно определить дату начала производства. Это в свою очередь станет предпосылкой для успешной реализации всего проекта и получения экономической выгоды - прибыли.
8 ОЦЕНКА РИСКА
Каждый новый проект неизбежно сталкивается с определёнными трудностями, угрожающими его проведению и осуществлению. Необходимо отметить моменты, связанные с риском осуществления проекта, а также уточнить мероприятия, позволяющие уменьшить этот риск и возможные потери.
Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения хозяйствующие субъекты, но наряду с ними есть и специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков предпринимательских.
Видовое разнообразие рисков очень велико – от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний.
С рисками любая организация сталкивается на разных этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-либо условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются:
1. непосредственно хозяйственная деятельность;
2. деятельность самого хозяйствующего субъекта;
3. недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результаты предпринимательской деятельности и др.
Можно выделить следующие риски, связанные с реализацией проекта (табл.17).
Таблица17
Анализ рисков в деятельности предприятия
Виды рисков
|
Код строки
|
Причины риска
|
Меры по предотвращению риска
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
Неустойчивость спроса
|
1
|
1. рост цен на продукцию в результате увеличения себестоимости продукции
2. снижение уровня платёжеспособности потребителей
3. изменение качества продукции 4. изменение требований потребителей
5. снижение цен конкурентами
6. появление альтернативного продукта
7. появление новых конкурентов
|
-постоянное проведение анализа конъюнктуры рынка с целью выявления новых потребителей продукции;
-исследование рынка с целью оценки изменений в уровне спроса;
-эффективная учетная, ценовая и налоговая политика, проводимая на предприятии;
-постоянное применение мер по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
|
Рост цен на сырье, электроэнергию топливо
|
2
|
1.Увеличение затрат на производство продукции и как следствие увеличение себестоимости
2. Увеличение спроса на более дешевые источники производства
|
-поиск альтернативных поставщиков;
-формирование запасов сырья и материалов.
|
Невыполнение контрактов на отгрузку продукции
|
3
|
1Зависимость от поставщиков, несвоевременная поставка ими необходимого сырья;
2.Недобросовестность персонала поставщика и нашей организации;
3.Отношение местных властей: возможность введения ими дополнительных ограничений (налогов), осложняющих реализацию продукции и проекта в целом;
4.Форс-мажорные обстоятельства.
|
-формирование запасов исходного сырья (главным образом муки) и продукции на случай поступления заказа на поставку продукции;
-заключение контракта на поставку только при предварительной оплате за продукцию.
|
Продолжение табл.17
А
|
Б
|
1
|
2
|
Снижение объёма производства и продаж
|
4
|
1.Увеличение цен на сырье, материалы, топливо, электроэнергию;
2.Снижение качества продукции;
3.Появление на рынке новых конкурентов.
|
-заключение твёрдых контрактов на поставку продукции;
-направление процессов на улучшение качества продукции и совершенствование технологий.
|
Ухудшение качества продукции
|
5
|
1.Сокращение производственных мощностей; 2.Снижение качества исходного сырья и материалов
|
- постоянный контроль качества продукции; - совершенствование технологии производства продукции;
- формирование списка альтернативных поставщиков.
|
Риск неполучения
материалов из-за расторжения заключённых договоров на поставку
|
6
|
1.Принятие поставщиком решения об изменении условий контракта на поставку сырья;
2.Форс-мажорные обстоятельства, приводящие к невозможности доставки сырья необходимого для производства продукции (аварийность на транспорте).
|
- расширение состава поставщиков;
- создание страховых запасов исходного сырья;
- разработка системы функционирования организации в условиях поиска альтернативных поставщиков.
|
Политический риск
|
7
|
Возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики.
|
- постоянное отслеживание политической обстановки в стране, а также уделение внимания изменениям в законодательстве.
|
Продолжение табл.17
А
|
Б
|
1
|
2
|
Отраслевой риск
|
8
|
Вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений.
|
-необходимо учитывать деятельность предприятий данной отрасли, то есть конкурентов, масштабы их деятельности и способность воздействия на ситуацию в отрасли в целом.
|
Значение точки безубыточности производства определяется в натуральных и стоимостных показателях по итогам реализации данного инвестиционного проекта:
Исходя из полученных данных видно, что при объёме производства 5353,11 кв.м. и выручки 37900047 руб. предприятие ещё не получает прибыль, но и не имеет убытков. Объём производства и выручки после реализации инвестиционного проекта характеризуется следующими показателями: выпуск продукции в натуральном и денежном выражении достигнет 11653 кв.м. и 82503240 руб. соответственно.
Необходимо также определить запас прочности производства стеклопакетов:
Итак, превышение объёма производства металлопластиковых стеклопакетов после реализации проекта и объёма производства в точке безубыточности составляет 54%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный инвестиционный проект устойчив к различным колебаниям внешних факторов (уровень инфляции; ставка рефинансирования ЦБ РФ; риски, связанные с деятельностью фирмы), поскольку уровень безубыточности составляет 46%.
9 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Существует три основных документа, позволяющих планировать, анализировать и осуществлять прямой контроль за реализацией инвестиционного проекта:
1. «Отчёт о прибылях и убытках»;
2. «Баланс предприятия»;
3. «Отчёт о движении денежных средств».
Отчёт о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия ООО «Евроокно», то есть процесс производства и сбыта продукции за три года. Из «Отчёта о прибылях и убытках» можно определить прибыль предприятия, реализующего проект, а также рассчитать налог на прибыль (табл.18).
Баланс предприятия, в отличие от «Отчёта о прибылях и убытках», отражает финансовое состояние предприятия не за определённый период времени, а в определенный момент времени, в данном случае 31 декабря 2009 года. Балансовая ведомость показывает, насколько устойчиво финансовое положение предприятия, в данный период времени (табл.19).
Таблица 18
Отчёт о прибылях и убытках (тыс. руб.)
№ п/п
|
Наименование статьи
|
1/2009
|
2/2009
|
3/2009
|
4/2009
|
5/2009
|
6/2009
|
7/2009
|
8/2009
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
содержание ..
440
441
442 ..
|
|
|