Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  398  399  400   ..

 

 

Тема: «Основные типы внешнеторговых посредников»

Тема: «Основные типы внешнеторговых посредников»

Заказ № 1347

Тема: «Основные типы внешнеторговых посредников»

Содержание

Введение.................................................................................................. 2

1. Аналитическая часть..................................................................... 4

Заключение............................................................................................. 24

Список использованной литературы.......................................... 25

Введение

В мировой практике существуют различные формы организации внешнеторговой деятельности производственных форм или предприятий. Выбор форм этой деятельности зависит от ряда факторов.

Прежде всего, имеет значение размер самой фирмы, участвующей в международных экономических отношениях, точнее, масштабы ее производства.

Важным фактором является также характер выпускаемой продукции и особенности международных региональных рынков, на которых она реализуется. Заметное влияние оказывает и уровень развития экспортно-импортных операций, проводимых данным предприятием, т.е. степень его участия в международном разделении труда. Еще одним параметром, определяющим выбор организационной структуры внешнеторговой деятельности предприятия, является специфический метод реализации своих товаров или услуг на внешнем рынке, принятый руководством данного предприятия.

Оно может осуществлять продажу своей продукции по традиционным экспортным контрактам, по бартерным или иным видам товарообменных сделок и т.д. Кроме названных факторов, на выбор организационных форм внешнеторговой деятельности оказывают воздействие географическая удаленность отдельных внешних рынков, нерегулярное или систематическое присутствие на них, а также специфика проведения там экспортно-импортных операций.

Кроме внешнеторговых сделок, осуществляемых непосредственно внешнеторговыми аппаратами производственных фирм, существуют и внешнеторговые операции через посредников. Внешнеторговой посреднической деятельностью занимаются различные организации, начиная от торговых компаний и кончая сбытовыми посредниками.

Отсюда вопрос исследования внешнеторговых посредников по-прежнему актуален.

Целью данной работы является исследование основных типов внешнеторговых посредников. Объект исследования - внешнеторговые сделки.

В работе были использованы материалы специальной и периодической литературы, а также данные статуправления.

1. Аналитическая часть

Очень большое число сделок в международной торговле осуществляются с помощью торгово-посреднических организаций. К их числу следует отнести, в первую очередь, специализированные внешнеэкономические организации (ВО) МВЭС, которые обслуживают внешнеторговые операции (ВТО) государственного уровня, обеспечивая коммерческие и иные операции на внешнем рынке на условиях межправительственных соглашений, в том, числе экспорт через зарубежные фирмы по лицензиям МВЭС, специальный (критический) импорт по отдельным решениям правительства.

Кроме того, они осуществляют экспортно-импортные операции в интересах объединений и организаций промышленного комплекса на условиях договора комиссии или поручения. Оказывают посреднические, консультационные и прочие услуги, которые связанны с ВТД, различным производственным структурам, иностранным фирмам и гражданам, государственным и общественным организациям по вопросам международной стандартизации, и критериям конкурентоспособности продукции на мировом рынке.[1]

Специализированные внешнеэкономические объединения (ВЭО) созданы также в отраслевых министерствах и ведомствах. Их основными целями являются содействие развитию ВТД предприятий и организаций отрасли.

Предмет деятельности ВЭО определяют: операции по экспорту продукции, производимой предприятиями отрасли, и импортные закупки в пределах их валютных средств; организация техобслуживания оборудования, поставляемого на экспорт; проведение специализированных выставок, международных встреч и симпозиумов; информационно-рекламные работы и издание рекламной продукции; обеспечение внешнеторговых перевозок и хранения грузов.

Сюда же следует отнести различные смешанные общества и торговые дома. Смешанные общества (СО), которые создаются производителями за границей с участием, как правило, средств крупных российских экспортёров производителей и иностранных партнёров. Основной функцией этих обществ следует считать торгово-сбытовую, включая торговлю научно-техническими знаниями. В настоящее время, подавляющее большинство СО (более 77%) расположены в Германии, Финляндии, Италии, США, Великобритании, Бельгии. К 2005г. общее число СО за рубежом превысило 430.

По данным таможенной статистики, в 2006г. внешнеторговый оборот (сумма экспорта и импорта) составил более 129,9 млрд. долларов США и по сравнению с 2005г. возрос на 3,9%, в том числе экспорт-84,5 млрд. долларов (на 7,7%), импорт-45,4 млрд. (снижение на 2,5%).[2]

Основными торговыми партнёрами России были Украина, на долю которой приходилось 10,7% внешнеторгового оборота страны, Германия-9,1%, США-5,9%, Белоруссия-4,5%, Китай-4,4%, Италия-4,0%, Великобритания, Нидерланды и Финляндия - по 3,3%. Основными экспортными товарами оставались сырая нефть (18,5% всего объёма экспорта) и природный газ (17,2%). В импорте основное место занимали машины и оборудование-31,8% всего российского импорта, а также продовольственные товары и сырьё для их производства.

Рисунок 1. Внешнеторговый оборот России.

Особые формы и специфика организации продажи продукции на внешних рынках обусловлены многообразием направлений внешней торговли сырье и продовольствие, товары широкого потребления, машины и оборудование, продукция в разобранном виде и комплектное оборудование, инжиниринговые услуги и продукция "ноу-хау" и т.д. Каждому из этих направлений соответствуют определенные организационные формы экспорта и импорта товаров и услуг.

Понятие "торговый дом" в России до сих пор не определено и под этим видом работают несколько десятков торгово-посреднических учреждений самого различного типа и профиля, регистрируясь как торговые кооперативы, малые и средние предприятия (МСП), открытые и закрытые акционерные общества. Многие крупные финансово-промышленные группы создали торговых посредников, называемых также "торговыми домами", - "Восток", "Микродин" и др. Например, учредителями международного торгового дома "Столица" стали Российская товарно-сырьевая биржа, Московская фондовая биржа. Всероссийская биржа недвижимости, региональные ассоциации внешнеэкономического сотрудничества, страховые компании и транспортно-складские организации.

В международной практике торговые дома - это фирмы или компании, представляющие собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, информационных, а также банковских и страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и за рубежом.

В качестве внешнеторговых посредников на российском рынке работают более 200 отраслевых ВЭО и внешнеэкономических организаций МВЭС, а также акционерные общества и ассоциации внешнеторгового профиля, выполняющие торгово-посреднические операции.

Под торгово-посредническими операциями понимаются операции, которые связанны с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителей и потребителей товаров независимым от них торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.

Торговое посредничество в экономическом смысле - довольно широкое понятие и включает в себя значительный круг услуг, в частности по подысканию заграничного контрагента (участника договора), подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон и предоставлению гарантий оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-экспедиторских операций и страхованию товаров при транспортировке, выполнению таможенных формальностей, проведению рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки, осуществлению технического обслуживания и проведению других операций.[3]

Привлечение торгового посредника позволяет:

- увеличить прибыль за счет повышения оперативности сбыта товаров и ускорения оборота капитала;

- увеличить прибыль за счет продажи товара на иностранном рынке непосредственно в моменты улучшения конъюнктуры по более высоким ценам, так как посредники, находясь рядом с конечными потребителями, чутко реагируют на любые изменения спроса;

- увеличить прибыль, за счет уменьшения сроков хранения и предпродажного сервиса;

- увеличить прибыль за счет снижения издержек обращения на единицу продукции.

Посреднические операции регулируются нормами гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов представительства (полномочия одного лица совершать определенные юридические действия вместо другого лица): поручение (глава 49 ГК РФ), оформляемое договором поручения; комиссию (глава 51 ГК РФ), оформляемую договором комиссии; агентирование (глава 52 ГК РФ), оформляемое агентским договором.

Договорами поручения охватывается довольно широкий круг отношений, который в международной торговле получил название "коммерческое представительство (агентство)" (англ. commercial agency). В главе 49 ГК РФ (статьи 971-979) дано определение договора поручения, где предусматривается, что одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счёт другой стороны (доверителя) определённые юридические действия. Поверенный обязан исполнить данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Это общее положение относительно обязанностей поверенного обычно достаточно подробно конкретизируется в договоре. Речь может идти в данном случае о разовых поручениях или о выполнении поверенным определённых действий в течение указанного периода времени. Полномочия, предоставленные поверенному, могут быть зафиксированы в доверенности, выдаваемой доверителем. Коммерческий представитель (агент) по договору поручения должен действовать в строгом соответствии с указаниями доверителя. Права и обязанности по сделкам, заключённым поверенными, возникают у доверителя.

Предметом договора поручения в сфере ВТД чаще всего является осуществление действий, которые в широком смысле могут быть коммерческим или торговым представительством, т.е. изучение рынка, выявление заинтересованных клиентов, установление с ними контактов, проведение переговоров о заключении контрактов, получение от них заказов, а также и заключение самих контрактов от имени доверителя.

В соответствии с договором комиссии (глава 51 ГК РФ, статьи 990-1004) одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счёт комитента.

Договором комиссии, так же как и договором поручения, опосредуются отношения по коммерческому представительству. Поэтому эти два вида договоров имеют много общих черт. Однако между ними есть и весьма существенные различия.

Комиссионер, хотя и действует по поручению комитента, вступает во взаимоотношения с третьими лицами от собственного имени. Он же становится участником (субъектом) тех правоотношений, например договора купли-продажи, которые возникают с третьим лицом. Для третьего лица именно комиссионер является его контрагентом, который несёт все права и обязанности по заключённому договору.

По агентскому договору (глава 52 ГК РФ, статьи 1005-1011) одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала.

По сделке, совершённой агентом с третьим лицом от своего имени и за счёт принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершённой агентом с третьим лицом от имени и за счёт принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

При обращении к зарубежному посреднику российские организации руководствуются тем, что соответствующие нормы иностранного права в силу условий контрактов или норм международного частного права применимы к внешнеторговым операциям российских предприятий.

В зарубежных странах отношения посредников с предпринимателями регулируются следующими видами гражданских договоров:

1. В странах действия романо-германской системы права (Франция, Германия, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, скандинавские, латиноамериканские и многие другие страны) - договором поручения и договором комиссии.

2. В странах действия англо-американской системы права ( (Англия, США, страны Британского содружества наций, в частности Канада, Индия, Пакистан, Австралия и др.) агентским договором.

3. Во всех странах - договорами о размещении товаров и (или) услуг (о предоставлении исключительных прав продажи и об исключительном импорте, о франшизе и др.) и договором о факторинге.

В принципе, посредников, действующих и по договорам поручения и по договорам комиссии, можно назвать "агентами", а договора, подписываемые с посредниками, - "агентскими соглашениями". Это положение не противоречит гражданскому законодательству России (см. статью 1011 ГК РФ).

Как участников внешнеторговой деятельности посредников можно классифицировать как и производителей: по профилю деятельности, по характеру ВТД и по организационно-правовым формам.[4]

Посредников во внешней торговле можно также классифицировать в зависимости от объема предоставляемых им полномочий и в зависимости от их места на рынке.

Права и обязанности посредников определяются в договорах с их доверителями. При этом основное условие, которое лежит в основе разделения подобных договоров на типы, заключается в следующем: имеет ли право посредник подписывать сделки с третьими лицами, за чей счёт и от чьего имени он может это делать.

В связи с этим, посредников можно разделить на четыре основные группы:

- посредники, не имеющие права подписывать сделки с третьими лицами (агенты-представители, брокеры, маклеры);

- посредники, подписывающие сделки с третьими лицами от своего имени, но за счёт доверителя (комиссионеры, консигнаторы);

- посредники, подписывающие сделки с третьими лицами от имени и за счёт доверителя (агенты-поверенные, торговые агенты);

- посредники, подписывающие сделки с третьими лицами от своего имени и за свой счёт (дистрибьюторы, дилеры).

Агент-представитель только представляет интересы принципала (доверителя) на определённом рынке по согласованной номенклатуре товаров. Он не получает права подписывать какие-либо контракты на агентируемый товар ни от своего имени, ни от имени принципала.

В обязанности агента-представителя входит:

- проводить маркетинговые исследования и информировать принципала о тенденциях рынка;

- предоставлять принципалу информацию о технических требованиях к товарам к ценах;

- информировать принципала о запросах потребителей, о предполагаемых размещениях заказов;

- создавать благоприятное мнение о принципале и его товарах в деловых кругах и осуществлять рекламу;

- содействовать заключению и реализации контрактов;

- организовывать деловые контакты принципалов с импортерами товаров, с правительственными и другими организациями, от которых зависят решения о размещении заказов.

На роль агентов-представителей привлекаются солидные фирмы или физические лица, занимающие достаточно высокое положение в деловых кругах. Если при помощи такого агента удается заключить контракт, то ему выплачивается вознаграждение в размере 2-5%, и при больших суммах сделок эта сумма будет довольно солидной, и будет намного превышать реальные затраты агента. Однако принципал идет на это, потому что в будущем он сможет иметь сделки с этим покупателем уже без участия агента-представителя.

Брокерские операции совершаются профессиональными посредниками брокерами (англ.-broker, нем.-makler) которые работают строго по определенным товарам или операциям. Брокеры - это лица, которые действуют по сбыту и приобретению товаров, но сами стороной договора ни в качестве продавца, ни в качестве покупателя не выступают. Их задача- найти покупателя для продавца и продавца для покупателя и содействовать подписанию контракта между ними. Многие товары, такие как продукция сельского хозяйства, сырьё, лесоматериалы, продаются на товарных биржах чаще всего при посредничестве брокеров.

За свое посредничество брокер получает обусловленное вознаграждение и, как правило, от той стороны, которая к нему обратится первой.[5] Это вознаграждение по английски называется брокеридж (brokerage), по французски - куртаж (courtage), по немецки-провизион (provision). Если обращение разовое, то нет необходимости подписывать с ним соглашение. Если отношения носят долговременный характер, то они оформляются договором. Брокеры торгуют обычно крупными партиями значительной стоимости, поэтому ставки за их услуги обычно не очень высокие. Крупные брокерские компании сотрудничают с банками в кредитовании покупателя, иногда сами выступают кредиторами.

Контрагентами в комиссионных операциях (как уже указывалось выше) являются комитент и комиссионер. Суть их состоит в том, что комитент поручает комиссионеру от имени комиссионера, но за счет комитента совершить операцию купли-продажи с третьим контрагентом.

Посредником комиссионер является только для комитента.

Аукционист выступает в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю, обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившему за него наиболее высокую цену.

Агенты-консигнаторы выполняют посреднические операции по договору консигнации - разновидность договора комиссии, когда экспортёр (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации их на рынке в течение согласованного срока. По мере реализации товара со склада консигнатора консигнанту производятся платежи.

Агенты - поверенные или торговые агенты выполняют посреднические операции на основе агентского договора.

Дистрибьюторы (сбытовые посредники), в отличие от простых посредников, поверенных, комиссионеров и консигнаторов, заключают контракты купли-продажи с продавцами и покупателями от своего имени и за свой счёт, как обычные торговые фирмы, занимающиеся перепродажей товаров. Они сами несут все риски, связанные с порчей или утратой товаров, а также с неплатежеспособностью покупателей.

Дистрибьюторские агентские соглашения для принципала интересны потому, что дают возможность выхода на новые рынки и обеспечивают рекламу его товара на этих рынках на протяжении нескольких лет. А также, заключаются с фирмами, имеющими собственную сбытовую сеть или средства на её создание, сопровождаются договорами купли-продажи на поставку товаров и гарантируют, в отличие от договоров консигнации, получение платежа за товар сразу после поставки товара (если только товары не поставляются в кредит). Исключают риски убытков от потери или повреждения товаров на территории чужой страны, так как, приобретая товар, дистрибьютор становится его собственником.

Для дистрибьютора эти договоры интересны тем, что, по сравнению с другими посредниками, дистрибьюторы имеют большую коммерческую независимость, самостоятельно устанавливая цены, приобретают зачастую монопольное право на продажу товаров принципала на своей территории (обычно фирмы стремятся стать дистрибьюторами продукции компаний с хорошей рыночной репутацией и именем).

Агентское соглашение с дистрибьютором подписывается обычно на длительный срок (2-5 лет) с последующим продлением по соглашению сторон. Такие соглашения заключаются в основном на реализацию оборудования, сырьевых и потребительских товаров.

Агент делькредере (статья 991 ГК РФ) - это посредник, принимающий на себя обязательство по возмещению потерь принципала за повышенное вознаграждение. В его роли обычно выступают крупные банки, которые дают продавцу гарантии получения платежей в случае неплатежеспособности покупателя, которому продан товар, и неполучения выручки от продажи.

Посредники по их месту на рынке могут делится на простых агентов, коммивояжеров, экспедиторов и монопольных или эксклюзивных (исключительных) агентов.

Соглашение о простом агентстве предоставляет право посреднику сбывать на оговоренной территории определенную номенклатуру товаров принципала и получать от него вознаграждение. Такое соглашение не ограничивает прав принципала, который может самостоятельно или через других агентов выходить с этими же товарами на тот же рынок без выплаты простому агенту какого-либо вознаграждения или компенсации. В агентском соглашении фиксируется также и обязательство принципала не продавать самостоятельно или через других посредников товары на этом рынке на более благоприятных коммерческих условиях, чем были предложены простому агенту. Простое агентское соглашение не гарантирует посреднику стабильного положения на рынке, а принципал не может рассчитывать на активную работу агента. В связи с этим простые агентские соглашения заключаются обычно на короткий срок (до одного года) при выходе экспортеров на новые рынки и иногда даже с несколькими агентами для того, чтобы оценить их способности н выбрать наиболее перспективного партнера.

Коммивояжеры представляют собой посредника в сбыте товара экспортёра за границей. Их задача-продвижение заказов к покупателю путём поддержания контактов с имеющимися клиентами, а также путём демонстрации образцов товаров предполагаемым партнёрам.

Экспедитор занимается предоставлением услуг по отправке груза, принимая его у отправителя и передавая перевозчику. Он обладает специальными знаниями об особенностях транспортирования и отправки разнообразных грузов морским, воздушным и наземным транспортом, а кроме того, владеет информацией о таможенных правилах и процедурах как у себя в стране, так и за границей, знаком с требованиями к упаковке и обработке экспортных товаров в зависимости от вида перевозок.[6]

Соглашение о предоставлении агенту монопольного (эксклюзивного) права означает, что только он может продавать товары принципала определенной номенклатуры на оговоренной территории в течение установленного времени и получать за это вознаграждение, но принципал лишается права н возможности выходить на этот рынок с товарами определенной в соглашении номенклатуры самостоятельно или через других агентов.

Если принципал продает этот товар на оговоренной территории сам или через других агентов, он все равно обязан выплатить монопольному агенту установленное в соглашении вознаграждение. Поэтому, подписывая подобное соглашение, принципал должен четко оговаривать, в каких случаях он может самостоятельно сбывать товар на рынке монопольного агента. Это бывает в случаях продажи непосредственно правительственным органам или поставок запчастей к уже проданному ранее оборудованию. Такой тип соглашения выгоден и принципалу и агенту: он дает агенту уверенность в стабильном положении на рынке и побуждает его к вложению капитала для создания и функционирования сбытовой сети, а все это гарантирует принципалу активную сбытовую деятельность агента.

Однако, если монопольной агент окажется незаинтересованным в сбыте товаров, то ли из-за их низкой конкурентоспособности, то ли из-за недостаточного вознаграждения, изменившейся конъюнктуры рынка или в силу других причин, то для принципала данный рынок окажется закрытым на весь срок действия соглашения.

Международная торговля дело сложное и кропотливое, требующее тщательной проработки рынка, определения потенциальных покупателей и продавцов, установление связей с ними, проведение переговоров, организации транспортировки и улаживания таможенных формальностей.

Поэтому, если предприятие обладает конкурентоспособным товаром, который успешно можно реализовать на внешнем рынке, то для ведения оперативной работы возникает необходимость в создании отдела или службы внешней торговли, которая бы и занималась всеми этими вопросами. Предприятия-экспортёры, имеющие условия для осуществления стабильных экспортных поставок своей продукции на внешний рынок, создают свои внешнеторговые фирмы (ВТФ), которые представляют собой особую разновидность фирмы.

В международной практике фирма рассматривается как обособившаяся в ходе производственно-технологического процесса хозяйственная структура, действующая в соответствующей организационно- правовой форме по законодательству страны местонахождения. В зависимости от характера операций торгово-посреднические фирмы различают как чисто торговые, комиссионные, агентские и брокерские.

Торговые фирмы осуществляют операции от своего имени и за свой счет и бывают двух типов: независимые торговые посредники и торговцы по договору. Независимые торговые посредники заключают контракты на приобретение партии товаров, а затем реализуют их по согласованным ценам на любом рынке. Обычно это крупные фирмы, имеющие собственные склады и транспортные средства и занимающиеся оптовыми операциями.

Торговцы по договору заключают договоры с фирмой-производителем на реализацию товаров на определенных условиях: с определением цены, рынка и срока сбыта. Такие фирмы называются официальными дилерами или дистрибьюторами, к услугам которых прибегают промышленные фирмы, производящие продукцию, передавая им функции по реализации.[7]

В отличие от торговых комиссионные фирмы (комиссионеры) не закупают товар у производителей, а совершают операции по купле-продаже товаров от своего имени, но за счет клиента-комитента. Разновидностью комиссионных операций являются консигнации, предполагающие поступление товара на склад консигнатора, а затем их реализацию.

Агентские фирмы осуществляют поиск клиентов, представляя интересы фирм-производителей и действуя от имени и за счет последних. Агенту также может быть предоставлено право подписи контракта по доверенности.

Брокерские фирмы не являются представителями одной из сторон договора купли-продажи. Их обязанность сводится лишь к поиску партнеров и сведению сторон за брокерское вознаграждение.

Российские ВТФ, образованные в составе российских предприятий-экспортеров часто не являются юридическими лицами, осуществляя свою внешнеторговую деятельность от имени, по поручению и в интересах предприятия-экспортера. Однако, многие ВТФ, пройдя успешно период становления и добившись экономических результатов в процессе ВЭД, приобретают статус юридического лица и действуют самостоятельно в проведении экспортно-импортных операций.

Отделы предприятий (внешней торговли, внешнеэкономической деятельности), а также ВТФ, не являющиеся юридическими лицами, действуют на основании положений и штатного расписания, разрабатываемых самим предприятием-экспортёром. Конечно, содержание внешнеторгового отдела могут себе позволить только крупные предприятия, мелкие и средние предприятия не в силах нести большие расходы, которые обычно связаны с деятельностью внешнеторговых предприятий.[8]

Структура внешнеторгового отдела или фирмы может быть самой различной, каждый руководитель предприятия, занимающегося внешней торговлей, сам определяет задачи работы такого отдела и распределяет обязанности сотрудников. Например, обязанности сотрудников могут быть специализированы на определённом виде товаров или на каком-то географическом регионе (стране).

Перечень задач внешнеторгового отдела (фирмы) для промышленного предприятия, которое выпускает продукцию на внешний рынок при экспорте товара, имеет следующее содержание:

- сбор на предприятии информации о продукции, готовой на экспорт (или планируемой на экспорт);

- составление калькуляции цен на экспортную продукцию с учетом разных условий поставки в крупные порты своей страны и порты или крупные города других стран;

- подготовка рекламных материалов, каталогов, проспектов, писем-представлений;

- анализ информации о продажах товаров в прошлом, об их движении, какие отзывы о товаре у конечного пользователя;

- составление приблизительного списка потенциальных потребителей;

- подготовка оферт на экспортные товары и рассылка их потенциальным покупателям;

- переписка по вопросам заключения контракта; переговоры по контракту и его заключение;

- заключение агентских соглашений; обеспечение упаковки и транспортировки, а также экспортная комиссия; выполнение всех таможенных формальностей;

- обеспечение получения платежа;

- решение вопросов, связанных с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

При решении задач импорта:

- сбор заявок на импорт оборудования,

- запчастей и материалов;

- сбор информации о потенциальных продавцах;

- подготовка и рассылка запросов, анализ технических характеристик и цен;

- подготовка контракта; переговоры и заключение контракта;

- предварительная проработка и заключение агентских соглашений;

- обеспечение транспортировки и выполнение таможенных процедур;

- обеспечение своевременных платежей;

- урегулирование спорных вопросов по импортным контрактам;

- обеспечение гарантийного и послегарантийного обслуживания, покупка запчастей и др.

Для того чтобы обеспечить рекламу и продвижение товара предприятие участвует в международных и региональных выставках, решая следующие задачи:

- сбор информации о выставках;

- ведение переписки и оформление документации по выставкам;

- подготовка на предприятии товаров к выставке;

- обеспечение транспортировки и выполнение таможенных процедур;

- обеспечение платежа по выставке;

- участие в выставке и оценка результатов участия в выставке;

- продажа товаров с выставки;

- возврат товаров с выставки;

- слежение за товарами, невозвращенными с выставки;

- урегулирование таможенных вопросов и статуса невозвращенных товаров.

Организационные принципы построения и деятельности самостоятельных ВТФ отражены в их учредительных документах. Так, ВТФ, созданные как полные и коммандитные товарищества действуют на основе учредительного договора, а ВТФ, созданные в форме хозяйственных обществ действуют на основе устава и учредительного договора. Содержание учредительных документов, порядок создания и государственной регистрации организаций, различных организационно-правовых форм изложены в главе 4 Гражданского кодекса РФ (ст. 48-123).

В учредительных документах (уставе или договоре), как правило, содержатся следующие разделы: общие положения и сведения, предмет деятельности, цели и задачи фирмы, права и обязанности учредителей, принципы управления фирмой и организации её работы, порядок реорганизации, ликвидации и др.

Наиболее важными проблемами в период становления ВТФ и накопления опыта являются формирование её оптимальной структуры, обусловленной целями и задачами фирмы, выбор экспортной стратегии, а также условий работы на внешнем рынке с учётом сложившейся международной практики.

Исходя из задач и целевых особенностей фирмы, основными функциональными подразделениями ВТФ являются маркетинговая и оперативно-коммерческая службы, а также отделы, обеспечивающие обслуживание ВТД фирмы валютно-финансовые и кредитные операции, экономические расчёты, управления персоналом, учёт и отчётность, юридические и другие вопросы.

В компетенцию маркетинговой службы ВТФ входят:

- изучение возможностей и рынков сбыта, обеспечение рекламы и продвижения товара, подготовка конкурентных материалов и конкурентного листа, необходимых для формирования базисных условий контракта;

- прогнозирование конъюнктуры товарных рынков и динамики цен, контроль и участие в расчетах и обосновании и контрактных цен, анализ эффективности экспортно-импортных операций и отдельных сделок, обеспечение необходимой информацией по конъюнктуре, ценам и иностранным фирмам;

- методическое обеспечение работы по изучению внешних рынков и требований к качеству продукции, аналогичной той, которая поставляется на экспорт, а также обеспечение участия фирмы в работе ярмарок и выставок.[9]

Функции оперативно-коммерческой службы включают:

- проведение переговоров с инофирмами подготовку коммерческих расчетов по определению базисных и валютно-финансовых условий контракта (цены, условий и способов расчета, выбора валюты цены и платежа, сроков поставки и способов доставки) и заключение контрактов;

- организацию поставок (перевозку и страхование внешнеторговых грузов) по контрактам и контроль над их выполнением, обеспечение технического и гарантийного обслуживания экспортируемой и импортируемой технической продукции;

- рассмотрение рекламаций по экспорту и предъявление таковых по импорту;

введение коммерческой переписки с иностранными и российскими контрагентами и другими фирмами;

- организацию и анализ кредитных и расчетных операций, акцепт счетов и обработку внешнеторговых документов, оплату счетов и контроль над осуществлением указанных операций.

Организационно-правовое и договорное обеспечение работы ВТФ и ее служб: оформление документов по рекламациям, ведение арбитражных дел в рамках международного и национального законодательства возлагается на юридическую службу.

По мере развития ВТФ выполнение технических и подготовительных операций, осуществляемое на первом этапе коммерческими и вспомогательными подразделениями, может быть централизовано путем создания специализированных служб. например, копировально-множительного бюро, бюро переводов, отдела автоматизированной обработки данных, группы коммерческих расчетов и т.д.

Успех работы ВТФ во многом обеспечивается не только выполнением коммерческих, но и управленческих функций, компетенцией и полномочиями ее руководителя.

В каждой фирме, как правило, есть специалисты по экспорту, импорту, специалисты по транспорту и таможне, группа экспертов, инкорреспонденты (секретарь-переводчик), другие специалисты, количество и функции которых зависит от объёма работ и выполняемых функций.

Целесообразность создания внешнеторгового отдела или ВТФ в составе предприятия-экспортера следует определять путем сопоставления затрат предприятия при отсутствии собственной фирмы (комиссия, уплаченная за экспортно-импортные операции, и другие издержки за посредническую деятельность специализированных фирм и организаций) и расходов, связанных с её содержанием. При этом следует учесть, что эффект от создания любой фирмы проявляется через один-три года работы фирмы.

Заключение

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом структура экспорта включает в себя примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объёмы, ограничиваются только 10 позициями, включая, прежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы.

Особые формы и специфика организации продажи продукции на внешних рынках обусловлены многообразием направлений внешней торговли.

Большое число сделок в международной торговле осуществляются с помощью торгово-посреднических организаций. Посреднические операции регулируются нормами гражданского права.

В качестве внешнеторговых посредников на российском рынке работают более 200 отраслевых ВЭО и внешнеэкономических организаций МВЭС, а также акционерные общества и ассоциации внешнеторгового профиля, выполняющие торгово-посреднические операции.

Торговое посредничество - это широкое понятие, которое включает в себя большой круг услуг. Например, по подысканию заграничного контрагента (участника договора), подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон и предоставлению гарантий оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-экспедиторских операций и страхованию товаров при транспортировке, выполнению таможенных формальностей, проведению рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки, осуществлению технического обслуживания и проведению других операций.

Список использованной литературы

1.Федеральный Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

2.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

3.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000, 512 с.

4.Дягтерева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Дело, 2002, 320 с.

5.Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 10. - М.: ИНФРА-М, 2003, 368 с.

6.Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2004, 456 с.

7.Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебно-практическое пособие. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2002, 208 с.

8.Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. - Изд. 3-е, доп. - М.: Издательство "Ось-89", 2000, 288 с.

9.Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш.шк., 2003, 211 с.

10.Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. - М.: ИНФРА-М, 1999, 284 с.

11.Титов Ю. Экспорт товаров: как избежать ошибок при составлении и заключении контрактов // Хозяйство и право. – 2005. – N 10-11.


[1] Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000, 512 с.

[2] Титов Ю. Экспорт товаров: как избежать ошибок при составлении и заключении контрактов // Хозяйство и право. – 2005. – N 10-11.

[3] Дягтерева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Дело, 2002, 320 с.

[4] Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

[5] Федеральный Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

[6] Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 10. - М.: ИНФРА-М, 2003, 368 с.

[7] Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш.шк., 2003, 211 с.

[8] Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2004, 456 с.

[9] Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. - Изд. 3-е, доп. - М.: Издательство "Ось-89", 2000, 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  398  399  400   ..