Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  393  394  395   ..

 

 

Текст лекций «Мировой и российский мембранный рынок». Содержание Раздел Введение. Рынок мембран в РФ. 3 Краткое описание рынка. 3

Текст лекций «Мировой и российский мембранный рынок». Содержание Раздел Введение. Рынок мембран в РФ. 3 Краткое описание рынка. 3

Приложение 4 3

к отчету № 1 по договору № 03/2011 от 24.02.2011 г.

Учебно-методические материалы для слушателей.

Текст лекций «Мировой и российский мембранный рынок».

Содержание

1.Раздел 1. Введение. Рынок мембран в РФ. 3

1.1. Краткое описание рынка. 3

1.1.1. Характеристика рынка половолоконных мембран РФ на примере УФ-мембран. 3

1.1.2. Качественная характеристика уровня развития. 12

1.1.3. Основные продукты и объем рынка. 15

1.1.4. Уровень конкуренции и ключевые преимущества. 16

1.2. Принятые определения и сокращения. 18

1.3. Определение основных сегментов рынка. 18

1.4. Ключевые драйверы рынка и ограничения его развития. 21

1.5. Основные тенденции развития рынка. 23

1.5.1. Тенденции по географическому признаку. 23

1.5.2. Тенденции по виду продукции. 24

1.6. Общий анализ конкурентной среды. 25

2. Раздел 2. Участники российского рынка мембран. 26

2.1. Описание системы реализации мембран в РФ. 26

2.2. Участники рынка. 28

2.2.1. Производители мембран и мембранных модулей. 28

2.2.2. Торговые организации. 32

2.2.3. Научно-исследовательские и инновационные организации. 32

2.2.4. Инжиниринговые компании. 34

2.3. Тенденции развития рынка с позиций участников. 43

3.Раздел 3. Основные виды мембран. 44

3.1. Мембраны для диффузионных процессов. 46

3.2. Мембраны для обратного осмоса. 47

3.3. Мембраны для нанофильтрации. 48

3.4. Мембраны для ультрафильтрации. 49

3.4.1. УФ мембраны листовые полимерные. 49

3.4.2. УФ мембраны капиллярные полимерные. 49

3.4.3. УФ мембраны трубчатые полимерные. 51

3.4.4. УФ-мембраны керамические. 51

3.5. Мембраны для микрофильтрации. 52

3.5.1. МФ-мембраны листовые полимерные. 52

3.5.2. МФ-мембраны капиллярные полимерные. 53

3.5.3. МФ-мембраны керамические. 53

3.6. Другие мембраны. 53

3.6.1. Мембраны графитовые для ультра- и микрофильтрации. 53

3.6.2. Мембраны керамические листовые. 53

3.6.3. Мембраны для первапорации полимерные. 53

4. Раздел 4. Краткое описание технологии полупроницаемых мембран и мембранных модулей. 54

4.1. Полимерные листовые мембраны и мембранные модули на их основе. 54

4.2. Полимерные капиллярные мембраны и мембранные модули на их основе. 59

4.3. Полимерные трубчатые мембраны и модули на их основе. 61

4.4. Керамические трубчатые мембраны и мембранные модули на их основе. 62

5.Раздел 5. Рыночные показатели. 64

5.1. Отраслевой анализ потребителей. 65

5.2. Анализ рыночной конъюнктуры. 66

5.3. Динамика рынка за последние годы.. 69

6.Раздел 6. Детальный анализ развития рынка. 70

6.1. Анализ факторов, влияющих на развитие. 70

6.2. Анализ основных драйверов рынка и ограничений. 73

6.2.1. Основные драйверы мембранного рынка. 73

6.2.2. Основные ограничения рынка мембран. 75

6.3. Прогноз развития рынка. 76

6.3.1. Предполагаемый объем рынка. 77

6.3.2. Предполагаемое распределение по видам мембран. 78


1.Раздел 1. Введение. Рынок мембран в РФ.

1.1. Краткое описание рынка.

1.1.1. Характеристика рынка половолоконных мембран РФ на примере УФ-мембран.

В 2009 году ООО «Гелла-ТЭКО» провела исследование российского рынка мембран по заказу ГК «Роснано». Объем рынка на 2008 год был оценен в $103,7 млн., при том, что на долю жидкофазных процессов приходится $21 млн.

Россия существенно отстает от общемировых тенденций в использовании мембран в водоподготовке, водоочистке и разделении смесей. Есть все основания предполагать, что это отставание будет рано или поздно преодолено: у мембранных методов нет конкурентов по эффективности и стоимости. Сравнивая отношение объема рынка мембран к объему ВВП развитых европейских стран, а также с рынком США, получаются достаточно стабильные соотношения. Россия по этому показателю резко отстает.

ВВП, млрд.$*

Объем рынка жидкофазных мембранных процессов, млн.$**

Доля в ВВП, %

Германия

Франция

Италия

Россия

3818

2978

2399

1757

821

573

460

21

0,0215

0,0192

0,0192

0,0012

*Источник www.cia.gov

**Источник BCC и Гелла-ТЭКО

Таким образом потенциал роста рынка более чем 15-кратный, т.е. с нынешних $21 млн до $360, если за основу взять соотношение примерно равное 0,02% от ВВП.

Отставание в объеме рынка часто связывают с про­блемой внутреннего спроса. Известно, что последние 20-25 лет в России практически не возводились крупные промышленные предприятия, основные фонды просто эксплуатировались на из­нос (о чем говорят данные о необходимости замены 80% фондов водного хозяйства предприятий и муниципальных учреждений). Были утеряны навыки проектиро­вания, строительства, не наработались навыки комплексного инжиниринга. Одним из наиболее эффективных путей восполнения недостающих знаний и умений является заимствование опыта. По данным компании «Гидротех», закончившей исследование рынка применения технологии половолоконной ультрафильтрации в составе водоподготовительных установок на промышленных объектах (Россия и СНГ)[1] , суммарный объем данного сегмента рынка составил 32 $млн. по мембранным модулям (при этом 10 $млн. приходится на долю российских компаний) и 118 $млн. по установкам. При этом российские инжиниринговые компании уже сейчас в значительной степени уступают зарубежным, чьи представительства пока не открыты в России (организована проектная работа). Более того, проводя тендеры на выбор партнера на проектирование и поставку оборудования большой производительности, российские компании зачастую не привлекают к тендерной процедуре отечественные инжиниринговые компании.

Таким образом, спрос есть, но серьезный его рост воз­можен только с появлением компаний, готовых внедрять отече­ственные решения. Заезжим варягам не нужны наши инновации. Поэтому в отсутствие сильного отечественного инжиниринга модернизация будет сде­лана не нашими руками и без наших технологий. Начинающаяся модернизационная волна — прекрасный шанс этот инжиниринг вырастить. Отдав же рынок модернизационных проектов в самый благоприятный момент, мы на долгие годы потеряем шанс восстано­вить паритет.

Кроме угроз со стороны зарубежных компаний, в России традиционно существует ряд причин, препятствующих развитию рынка.

1. Нечего предложить

Отсутствие готовых разработанных технологий применения мембранных процессов разделения.

2. Некому разрабатывать

Развал отраслевых НИИ

Деградация науки в ВУЗах

Отсутствие отделов НИОКР в инжиниринговых компаниях

Амбициозность РАН

3. Нежелание финансировать НИОКР

Психология временщика у руководства подавляющего большинства компаний

Абсолютная деградация Роснауки

4. Неинформированность руководства на предприятиях

Слабая просветительская деятельность

Малочисленность публикаций в отраслевых изданиях

Малочисленность подготовки специалистов и плановое разрушение высшей школы

Рассмотрим сферы применения УФ мембран на рынке США (данные исследования BCC). Эти сведения возможно проектировать на российские реалии, если будут разрабатываться прикладные технологии применения мембран. В настоящее время в России всерьез можно говорить только о рынке водоподготовки (получение сверхчистой воды для энергетики и микроэлектроники, питьевой воды, проч.), остальные сегменты характеризуются лишь единичными случаями применения мембранной технологии.

Темпы роста американского рынка УФ мембран по сферам применения, $млн.

Применение/Application

2000

2005

2009

2010

2015

Темпы годового роста/CAGR% 2010-2015

Гемодиализ/Hemodialysis

217

334

461

485

626

5.2

Применение в технологии производства/Industrial processes

73

100

119

124

157

4.8

Производство еды и напитков/Food and beverage

48

65

77

81

102

4.7

Питьевая вода/Potable water

34

84

100

106

139

5.6

Биофармацевтика/Biopharmaceuticals

29

49

72

80

130

10.2

Сточные воды/Wastewater

27

40

53

56

76

6.3

Итого/Total

428

672

882

932

1,230

5.7

Американский рынок УФ мембран по сферам применения.

Анализ основных рынков применения УФ-мембран.

Гемодиализ.

Объем рынка гемодиализа к концу 2010 достигнет $485 млн. и $626 к 2015 году. Ежегодный темп роста составляет 5,3%. Оценки роста рынка связаны увеличением количества пациентов, которые делятся на 3 основных группы: пациенты, очищающие кровь в специализированных медицинских (ренальных) центрах; пациенты, пользующихся гемодиализаторами на дому; пациенты с острыми случаями почечной недостаточности, находящиеся в стационаре (последняя группа пациентов включена в исследование BCC недавно).

В 2010 году на лечении, связанном с почечной недостаточностью находились 400 тыс. хронических больных. Еще 150 тыс. пациентов из числа новых будут обращаться за той или иной формой компенсации недостаточности почек. Общий объем трат пациентов на гемодиализацию составит $390 млн. в 2010 и выростет до $502 млн. к 2015 году. Рост прежде всего связан с общим старением населения США. Сама процедура занимает 3-6 часов и должна проводится 3 раза в неделю.

Особенности применения мембран.

В настоящее время считаются перспективными работы по снижению стоимости проведения гемодиализации. В частности, повторное использование гемодиализатора и набора трубок с нынешних 13 раз до 27, позволит сократить стоимость в 9 раз (гемодиализаторы индивидуальны и могут быть использованы для одного и того же пациента после химической обработки) .

Применение в технологии производства/Industrial processes

Объем рынка оценивается в $124 млн.; темпы роста – 4,8% до 2015 года. Основные драйверы – потребность в сверхчистой воде, тенденции к повторному использованию вод в цикле промышленных предприятий, а также снижение качества доступной воды.

Особенности применения мембран.

Получение сверхчистой воды для производства полупроводников и микроэлектроники. Объем продаж американских компаний в этой отрасли превосходит $100 млрд., что составляет 48% от объема мирового рынка. Отрасль стремится к максимальному повторному использованию воды в технологическом цикле и минимизации стоков. Используемые процессы УФ и ОО очистки.

Производство электроэнергии. Та же потребность в сверхчистой воде, что и на рынке микроэлетроники. Вода используется как теплоноситель и для получения пара. Рост данного сегмента рынка обусловлен введение в строй новых электростанций.

Прочие промышленные потребители. Мембраны используются во всех отраслях, использующих в производственных циклах воду, а также нацеленных на наиболее полное использование сырья. Мембраны позволяют снизить издержки на закупку растворителей, красок, пигментов, чернил и катализаторов, организуя их рецикл.

The successful development of inexpensive fouling-resistant membranes, inorganic or polymeric, or a cost effective method to keep membrane surfaces foulant-free, could expand UF use into a significantly wider range of industrial processes and applications. Researchers are actively engaged in such programs.

Мембраны также используются в производствах, требующих большого количества воды как охлаждающего агента. Основные отрасли: производство бумаги, текстильная промышленность, химикаты, металлообработка, нанесение красок. УФ мембраны перспективны для производства этанола из биомассы, включая отходы сельскохозяйственного производства.

Производство пищи и напитков/Food and beverage

Объем продаж УФ мембран в этой отрасли оценивается в $81 млн. в 2010. Темпы роста сегмента оцениваются в 4,7%. Наиболее значимые сферы применения мембран данного типа – переработка сыворотки в молочной индустрии, очистка и осветление соков, очистка глюкозосодержащих сиропов при переработке зерна и получении масел. Развиваются новые сферы применения УФ-мембран – производство сахаров, производство белков при переработке зерновых и масличных культур, пищевых масел и очистке сточных вод пищевых предприятий.

Сферы применения УФ-мембран.

1. Переработка зерна и масличных культур

1.1 Переработка белков

1.2 Химическая модификация крахмала

1.3 Ферментация

1.4 Засахаривание

1.5 Производство пищевых масел

2. Производство сахара

2.1 Очистка сахара

2.2 Очистка сиропов

3. Консервирование ягод и овощей

3.1 Производство яблочного сока

3.2 Производство прочих соков

3.3 Восстановление рассолов

4. Молочные продукты

4.1 Консервация молочной сыворотки

4.2 Производство концентрированного белка из сыворотки

4.3 Нормализация молока

4.4 Производство сыров

4.5 Фракционирование белков

4.6 Регенерация соляных растворов

5. Производство мяса и птицы

5.1 Очистка сточных вод

6. Производство морепродуктов

6.1 Переработка рыбы

6.2 Очистка сточных вод

7. Прочая еда

7.1 Производство желатина

7.2 Концентрирование яичного белка

7.3 Переработка крови

7.4 Производство супов, соусов и вкусовых добавок

7.5 Производство сгущающих добавок

7.6 Осветление уксусов

7.7 Производство ферментов

8. Производство напитков.

8.1 Очистка и осветление вин

8.2 Очистка сточных вод.

Производство питьевой воды/Potable water

В 1993 году в США существовало 140 мембранных заводов по производству питьевой воды с общим объемом выработки 760 тыс. м3 в сутки. К 2010 году количество заводов выросло до 500, а общий объем продукции до 7,6 млн. м3 в сутки. С использованием УФ модулей производится 3 млн. м3 воды и пропорция имеет тенденцию увеличиваться в сторону мембранных технологий.

В 2010 году американский рынок использования УФ-мембран оценивается в $106 млн., включая использование УФ как предварительной стадии ОО-процессов.

Биофармацевтика/Biopharmaceuticals

Объем американского рынка применения УФ-мембран в научных исследованиях в сфере биотехнологии, биофармацеи и водоподготовки для нужд биофармакологии оценивается в $80 млн. с темпом ежегодного прироста на уровне 10,2%. С момента признания первого биотехнологического препарата в 1982 году, применение мембранной технологии в открытии, разработке и производстве препаратов росло крайне быстро. Это, в свою очередь, позволило справиться со многими болезнями, не поддававшимися лечению.

Во всем мире биофармакалогические лекарства составляют около 40% от общего количества препаратов в разработке. Годовой объем рынка оценивается в $60 млрд. в год, что составляет порядка 10% от общего объема фармакологического рынка. На фоне общего падения рынка фармакологии, сектор биофармакологии рос с темпами порядка 20% в год.

В связи с тем, что большинство болезней связано с белковыми взаимодействиями, спрос на УФ разделение стабильно растет.

Биофармакалогия испытывает потребность в значительных объемах сверхчистой воды, для чего также используются УФ и ОО мембраны.

В процессе производства биотехнологических лекарств потребность в фильтрации и сепарации в 10 раз выше, чем при производстве стандартных лекарств.

Biogeneric products (also known as biosimilars) manufacturers are hopeful their products will gain traction in the global market. Currently, new versions of biologics are not authorized in the U.S., based on concerns that the drug copies may not perform exactly as the original.

В отчете Американского сообщества производителей и исследователей в области фармацевтики (Pharmaceutical Research and Manufacturers of America) значится, что в разработке находятся 633 биофармпрепаратов, включая 254 лекарства от рака, 162 от инфекционных заболеваний, 59 препаратов от аутоиммунных заболеваний и 34 связанных с лечением СПИДа и симптомов.

Свойства УФ мембран, позволяющие фракционировать белки, определяют безальтернативное использование отрасли.

Сточные воды/Wastewater

Продажи УФ-модулей для нужд переработки сточных вод оценивается в 2010 году в 56 $млн. с ежегодным приростом до 2015 года на уровне 6,3% годовых. Данные цифры касаются применения мембран для нужд водоотведения домохозяйств и промышленных предприятий.

Традиционно использование мембранных технологий связано с переработкой маслосодержащих вод, бытовых и возвращаемых в оборот сточных вод, а также стоков, вступавших в контакт с радиоактивными компонентами. Все эти методы касались воздействия «на конце трубы», в настоящее же время, с ужесточением природоохранной политики, мембранные методы позволяют возвращать сточные воды в производственный цикл.

По оценкам 2002 года США в течении 20 лет должны потратить $390 млрд. на замену существующей инфраструктуры по очистке сточных вод.

К развивающимся технологиям в области обращения со стоками можно отнести мембранные биореакторы.

Перспективные рынки УФ-процессов в России.

В настоящее время распределение объектов водоподготовки и водоочистки в России выглядит следующим образом.

Ключевые отрасли.[2]

№, п/п

Отрасль промышленности

Количество объектов, шт.

Количество объектов, %

Суммарная производительность по воде, м3 /час

Суммарная производительность по воде, %

1

Энергетика

34

35,1

8166

21,8

2

Химическая

10

10,3

6435

17,2

3

Нефтяная и газовая

10

10,3

2216

5,9

4

Металлургия

20

20,6

2689

7,2

5

Муниципальное

водоснабжение

11

11,3

17145

45,8

6

Пищевая

10

10,3

741

2,0

7

Легкая

1

1,0

17

0,05

8

Целлюлозно-бумажная

1

1,0

40

0,1

ИТОГО:

97

100

37449

100

Среди наиболее перспективных отраслей следует выделить очистку стоков (Драйверами этих применений мембранной технологии являются ужесточающиеся экологические нормативы, постоянно повышающаяся цена на забор свежей воды и сброс стоков. Совершенно очевидно, что организация водооборота заметно снижает себестоимость продукции. В США планируется ежегодно обновлять очистные сооружения на $ 7,5 млрд.).

Использование УФ-мембран в технологии различных продуктов.

1.

Разделение изомеров органических соединений первапорацией.

2.

Выделение казеиновых мицелл.

3.

Обесцвечивание органических растворителей.

4.

Нейтрализация растворов электродиализом.

5.

Регенерация растворителей, красителей, катализаторов для их рецикла

6.

Мембранная переработка молочной сыворотки.

7.

Очистка и осветление соков.

8.

Обесцвечивание глюкозосодержащих сиропов.

9.

Очистка растительных масел.

10.

Химическая модификация крахмала.

11.

Производство сахара.

12.

Производство соков.

13.

Восстановление рассолов.

14.

Производство концентрированного белка.

15.

Нормализация молока.

16.

Фракционирование белков.

17.

Производство творога.

18.

Производство желатина.

19.

Переработка желатина.

20.

Переработка крови животных.

21.

Производство соусов и вкусовых добавок.

22.

Производство сгущающих добавок.

23.

Осветление уксуса.

24.

Виноделие.

25.

Фармацевтика.

26.

Биофармацевтика.

В цивилизованном мире сегодня принята концепция наилучших доступных технологий, что означает модернизацию всех производств под минимальный экологический ущерб. Технологически это означает: сокращение расхода реагентов, максимальная конверсия сырья, минимальный водозабор, т.е. многократный водный рецикл, максимальная утилизация побочных продуктов. Все это невозможно сделать без мембранных процессов разделения.

В таблице представлен перечень наиболее острых проблем с промышленными и коммунальными стоками, чем занимаются во всем мире.

Переработка сточных вод

Отрасль

Удаленные компоненты

1.

Коммунальные стоки

Органические загрязнения - МБР

2.

Отходы речных и морских судов

Органические бытовые, нефтепродукты (МБР)

3.

Атомная энергетика

Радионуклиды, ПАВ, нефтепродукты

4.

Автомобильная

Металлы, гликоли, нефтепродукты, красители, растворители

5.

Металлургическая

Тяжелые металлы, кислоты

6.

Молочная

БПК, детергенты

7.

Электронная

Кислоты, растворители, тяжелые металлы

8.

Гальваника

Кислоты, цианиды, тяжелые металлы

9.

Перерабатывающая

БПК, детергенты, соли, щелочи

10.

Стекольная

Щелочи, кислоты, соли

11.

Машиностроение

Нефтепродукты, тяжелые металлы, масла

12.

Дубление кожи

Тяжелые металлы, соли, БПК

13.

Мясная

БПК

14.

Медицинские препараты

Токсичная органика, антибиотики, патогенные м/о, БПК

15.

Шахтные воды

Кислоты, соли, тяжелые металлы, железо, цианиды, ртуть

16.

Производство пестицидов

Пестициды, диоксин, токсичная органика

17.

Нефтехимическая

Нефтепродукты, токсичная органика

18.

Нефтепереработка

Нефтепродукты, кислоты, рассолы

19.

Фармацевтика

Антибиотики, биомасса, токсичная органика

20.

Целлюлозно-бумажная

Щелочи, БПК, хлорсодержащие компоненты

21.

Сталелитейная

Ароматические углеводороды, токсичная органика

22.

Текстильная

Красители, БПК, детергенты, соли

23.

Оружейная промышленность

Токсичная органика, тяжелые металлы

24.

Ливневые стоки

Нефтепродукты, соли

25.

Стоки полигонов

Токсичная органика, нефтепродукты

26.

Сельскохозяйственные стоки

БПК, токсичная органика

МБР для коммунальных стоков – это уникальное взрывное развитие технологии (около 15% прироста в год). В мире вводится в строй около 1000 новых станций МБР ежегодно, из них 40% - США. Суточная производительность – до 2000 м3. Большинство станций нацелено на повторное использование воды. Сегодня разработаны гибридные технологии – МБР-ОО для следующих отраслей: производство косметических препаратов, фармацевтика, текстильная промышленность, металлообработка, пищевая и консервная промышленность, целлюлозно-бумажные заводы, красильные цеха, производство химических реагентов.

К 2028 году поставлена задача переработать все накопленные ЖРО. Основная технология – мицеллярно-усиленная ультрафильтрация.

Любая из перечисленных проблем требует своей индивидуальной разработки. В составе НИОКР обязательно решение следующих задач: выбор мембран – технология предподготовки растворов – методика регенерации мембран – обращение с концентратами.

Очищенные стоки становятся новым источником воды. Сегодня рынок оборудования для очистки стоков до уровня рецикла растет на 30% в год. Наиболее активны на этом рынке следующие мембранные компании – первые 3 занимают 80% рынка. Если сейчас не предпринять усилий, в России тоже появятся они, и этот бизнес для российских участников будет потерян.

Основные игроки рынка очистки стоков.

1.

GE Water

2.

Koch

3.

Siemens

4.

Pall

5.

Norit

6.

Hydranautics

7.

TriSep

8.

Degremont

1.1.2. Качественная характеристика уровня развития.

Рынок полупроницаемых мембран в России, как и во всем мире, - один из наиболее динамичных и стабильных рынков, что связано с относительно короткой пока продолжительностью жизни этого продукта.

Мембранная технология (МТ) стала достойным конкурентом на рынке процессов разделения. На рис.3 представлена диаграмма применения различных методов разделения смесей, где видно, что мембранные методы охватывают весь диапазон – от ионов до коллоидных частиц. Такие преимущества МТ, как безреагентность, отсутствие отходов, простота оборудования и управления им, более низкие энергозатраты обеспечили ей опережающий рост.

Сама по себе полупроницаемая мембрана использоваться не может. Из нее надо изготовить мембранный модуль, разместить его в корпусе мембранного аппарата, добавить к аппарату вспомогательное оборудование и все это скомбинировать в виде мембранной установки. Для потребителя именно мембранная установка является полезным и необходимым товаром. Доля мембранных модулей в стоимости этого товара зависит от того, насколько сложна установка, какое дополнительное оборудование включено в ее состав, какой уровень автоматизации и т.д. Эта доля может составлять от 5% до 40% и сугубо индивидуальна для каждой установки.

Таким образом, оценивать рынок мембран можно двумя критериями – объемом продаж установок и объемом продаж мембран и мембранных модулей. Выпуском этих продуктов – конечного (мембранных установок) и промежуточного (мембранных модулей) занимаются разные компании. Исследуя мембранный рынок, объективную картину можно получить только из второго критерия – количественного и денежного объема продаж мембранных модулей.


Рис.1. Области применения процессов разделения


1.1.3. Основные продукты и объем рынка.

Основными продуктами мембранного рынка являются собственно полупроницаемые мембраны, необходимые как расходный материал для проведения химических и микробиологических анализов жидкостей и газов, и мембранные модули, в которых мембраны различным образом уложены в некоторые объемные конструкции. Изготовление мембранных модулей производится теми же предприятиями, которые изготавливают и мембрану, и в некоторых случаях эти две операции совмещены и во времени, и в пространстве, т.е. мембрана формируется непосредственно в мембранном модуле.

Для изготовления собственно мембран применяются различные материалы – полимеры природные и синтетические, керамики, графит, стекла и металлы. В каждой группе в свою очередь существует большое разнообразие материалов и, более того, лучшими мембранами сегодня являются композиционные мембраны, для изготовления которых используют сочетания двух различных материалов.

Ассортимент мембран расширяется и благодаря различиям в геометрической форме мембран – листовые, трубчатые или капиллярные мембраны.

Мембранные модули кроме собственно мембран включают в себя дренажные материалы, дистанционирующие и турбулизирующие проставки, герметизирующие элементы и материалы, направляющие элементы для ввода и вывода разделяемых смесей. Мембранные модули представлены на рынке готовыми неразборными изделиями и при выработке ресурса мембраны подлежат замене целиком.

Конструктивно мембранные модули подразделяются на 5 классов для полимерных мембран и 6 класс составляют модули с керамическими мембранами. Из листовых мембран изготавливают рулонные и патронные модули, также имеются модули с трубчатыми и капиллярными мембранами. Последние выпускаются двух типов: напорные модули в корпусе и погружные бескорпусные модули для оснащения мембранных биореакторов. В свою очередь, напорные капиллярные модули разделяются на две группы: первая оснащается полимерными непористыми мембранами и предназначена для разделения газовых смесей, вторая включает пористые полимерные мембраны и используется для жидкофазных процессов разделения.

Таким образом, все реализуемые на российском рынке мембранные продукты распределены в восьми товарных группах. Безусловно, у каждого производителя в каждой группе имеются некоторые различия в предлагаемых продуктах, начиная от природы материала мембраны и кончая особенностями конструкции. Однако эти различия чаще всего остаются вне запросов и информирования покупателей, модули различных производителей внутри групп обычно взаимозаменяемы и имеют одинаковое назначение.

Важно отметить и еще одно обстоятельство: продукты из разных групп в большинстве своем не конкурируют друг с другом, занимая определенные ниши на рынке. Единственное исключение – рулонные и капиллярные напорные модули с ультрафильтрационными мембранами.

Объем российского рынка как совокупный, так и по выделенным товарным группам, в 2008 году представлен в табл.1.

5

Таблица 1. Объем российского мембранного рынка в 2008 году по товарным группам.

п/п

Наименование товарной группы

Производитель

продукта

Класс

мембран

Поставка в натуральном выражении,м2

Стоимость поставки, тыс.долл.

1

2

3

4

5

6

1.

Модули на основе полимерных диффузионных капиллярных мембран для газоразделения

Всего

Generon

UBE Industries

ГР

120 000

480 000

600 000

16 000

66 750

82 750

2.

Рулонные мембранные модули на полимерной пористой мембране всех классов

Всего

GE Osmonics Dow Chemical Saehan

Toray Hydranautics Владипор

ОО,НФ,

120 000

290 000

32 000

62 000

95 000

12 000

611 000

870

3 120

180

350

860

140

5 520

3.

Патронные мембранные модули на полимерной пористой мембране

Всего

Cuno

Pall

Millipore

МФ

60 600

42 000

40 400

142 000

1 210

840

810

2 860

4.

Трубчатые мембранные модули на полимерной пористой мембране

Всего

Владипор

УФ

1 000

1 000

150

150

5.

Капиллярные напорные модули на полимерной пористой мембране

Всего

Inge

Norit

УФ

9 000

45 300

54 300

620

3 180

3 800

6.

Погружные модули на полимерной пористой мембране

Всего

Motimo

Norit

Zenon

УФ

2 500

800

1 000

4 300

900

300

300

1 500

7.

Трубчатые модули на керамической пористой мембране

Всего

TAMI

Drager Medics

Керамикфильтр

УФ

100

40

200

340

40

20

90

150

8.

Мембраны полимерные пористые

Всего

Pall

Millipore

Aqua Filter

Sartorius

Soclema

Владипор

МФ

18 000

270 000

8 000

300

800

22 000

318 000

510

5 380

140

10

20

940

7 000

ИТОГО

1 730 940

103 730

По данным НПФ «Гелла-ТЭКО»

Оценка рынка по назначению мембран приводится в Приложении 1.

1.1.4. Уровень конкуренции и ключевые преимущества.

Конкуренцию на мембранном российском рынке необходимо рассматривать с двух позиций – конкуренция среди производителей внутри каждой товарной группы и конкуренция среди исполнителей заказа, т.е. изготовителей мембранной установки. Обусловлено это тем, что мембранные модули не являются конечным товаром потребления, а приобретаются у производителей как ключевое, но далеко не единственное комплектующее изделие, необходимое для изготовления мембранной установки.

Среди инжиниринговых компаний, создающих конечный продукт – мембранную установку, на нашем рынке представлены исключительно российские компании, которые и конкурируют между собой в борьбе за получение заказа. Заказ можно получить, только выиграв тендер, условия которого всегда индивидуальны. Как правило, в тендере участвует 2-3 инжиниринговые компании. Безусловно, цена предложения является базовым фактором выбора исполнителя, но очень часто решающими факторами становятся совершенно не рыночные обстоятельства.

Среди рыночных конкурентных преимуществ инжиниринговой компании обычно учитываются следующие:

  1. Наличие опыта выполнения аналогичного заказа.
  2. Наличие собственно проектного и конструкторского отделов.
  3. Продолжительность работы на рынке.
  4. Наличие собственной производственной базы.
  5. Уровень гарантийных обязательств.
  6. Уровень сервисного обслуживания.
  7. В отдельных случаях – наличие соответствующей лицензии.

Обычно еще до объявления тендера претендующие на победу в нем инжиниринговые компании проводят подготовительную работу с заказчиком. Она включает в себя просветительную и образовательную активность (например, в виде семинаров для технологов, презентаций у заказчиков), участие в предварительных этапах (выполнение технико-экономических исследований, создание и испытание пилотной установки), поиск и склонение на свою сторону ключевых фигур среди сотрудников, топ-менеджеров и собственников заказчика.

Ключевым преимуществом инжиниринговой компании является наличие готовой технологии очистки и разделения смеси, имеющейся у заказчика. Основными элементами этой технологии являются следующие пункты:

- выбор оптимальной мембраны и мембранного модуля;

- разработка оптимальной схемы соединения модулей для достижения необходимых степени очистки и коэффициента концентрирования;

- разработка схемы и выбор методов предочистки;

- разработка методов и выбор средств регенерации мембран;

- решение вопросов обращения с отходами разделения.

Сегодня среди российских инжиниринговых компаний нет ярко выраженных лидеров, обладающих этим ключевым преимуществом, поскольку подавляющее их большинство занимается водоподготовкой, технология которой хоть и сложна, но хорошо известна, и разделением воздуха на азот и кислород, что тоже давно разработано. Только единицы берутся за новые процессы, связанные с очисткой промстоков, использованием мембран в технологиях различных продуктов и т.п., что резко деформирует российский рынок и тормозит его развитие.

Вторая сторона конкурентной борьбы – это конкуренция среди производителей мембранных модулей внутри каждой товарной группы. Особых признаков такой борьбы не наблюдается по причине того, что сегодня российский рынок не превышает и 1% мирового рынка мембран, и мировые лидеры ждут его разворачивания. В аналитических рыночных обзорах обсуждаются политическая и экономическая ситуация в РФ и высказываются различные предположения о динамике развития мембранной технологии.

Производители мембранных модулей не проявляют явной маркетинговой активности на рынке РФ:

- инжиниринговые компании не связаны контрактными обязательствами с каким-либо производителем, а сами производители не стремятся предложить уникальные условия поставок в обмен на лояльность потребителей;

- представительства крупных зарубежных производителей не сформировали удобные схемы обеспечения своей продукцией, что вынуждает инжиниринговые компании самостоятельно производить закупки за рубежом;

- производители не готовы предлагать значительные скидки в обмен на заказ крупных партий собственного товара. Эта информация была получена из интервью с представителями инжиниринговых компаний. Сами инжиниринговые компании заинтересованы в снижении цены – дисконт в размере 10-15% был назван основанием для перехода на продукцию другого производителя;

- производители мембран не проводят каких-либо заметных маркетинговых мероприятий, направленных на популяризацию своей продукции. Зачастую отсутствует даже интернет-сайт на русском языке.

Обобщая ситуацию можно констатировать, что производители занимают выжидающую позицию, что обусловлено сравнительно небольшим объемом российского рынка, полной заменяемостью продукции внутри товарной группы, а также отсутствием явных лидеров среди потребителей – инжиниринговых компаний (неизбежная консолидация будет происходить на этапе бурного роста рынка).

Готовятся к возможному взлету рынка все примерно одинаково – создают свои представительства и заключают соглашения о сотрудничестве с крупными российскими инжиниринговыми компаниями. Все основные производители обязательно участвуют во всех специализированных выставках – «Химия», «ЭкваТЭК», «Промотходы» и др.

Исторически сложилось, что крупные инжиниринговые компании изначально тяготели к конкретным производителям мембран: ООО «Гидротех» - к GE Osmonics, ООО «Медиана-Фильтр» - к Dow Chemical, «Грасис» - к UBE Industries и т.д. Особых конкурентных преимуществ у каких-либо производителей в одной товарной группе на российском рынке не проявляется. Ключевым преимуществом компании-изготовителя может стать только цена продукта.

1.2. Принятые определения и сокращения.

МТ – мембранная технология, отрасль знаний и промышленности, относящаяся к процессам разделения жидких и газовых смесей с помощью полупроницаемых мембран.

ОО – обратный осмос, мембранный процесс разделения водных растворов низкомолекулярных электролитов.

НФ – нанофильтрация, мембранный процесс разделения водных растворов многозарядных и средней молекулярной массы органических электролитов.

УФ – ультрафильтрация, мембранный процесс разделения растворов высокомолекулярных электролитов.

МФ – микрофильтрация, мембранный процесс разделения коллоидных систем, микроэмульсий и микросуспензий.

МБР – мембранный био-реактор, совмещенный процесс выращивания микроорганизмов и мембранного вывода очищенной воды.

ГР – газоразделение, мембранный процесс разделения газовых смесей.

1.3. Определение основных сегментов рынка.

Основные сегменты мембранного рынка определяются из общности технологических задач и объектов очистки и разделения, близости технических решений, а также потенциального объема сегмента. При этом выделенные сегменты не обязательно будут соответствовать отраслям промышленности или ведомственному распределению. Определение основных сегментов проводится по сложившейся мировой практике МТ, а не по российской реальности, где некоторые сегменты имеют ничтожное наполнение (очистка промышленных стоков и применение МТ в технологии производства различных продуктов).

Выделенные сегменты представлены в таблице 2, где отмечены также задачи, стоящие перед МТ, указаны используемые классы мембран и перечислены отрасли, нуждающиеся в решении этих задач.

Таблица 2. Сегментирование мембранного рынка.

п/п

Наименование сегмента

Задачи МТ

Виды мембран

Отрасли-потребители

1

2

3

4

5

1

Водоподготовка

1.1

Получение сверхчистой воды

Удаление органических и микробных загрязнений, обессоливание воды

ОО, МФ

Атомная и тепловая энергетика, микроэлектроника, медицинская техника, фармацевтика

1.2

Получение обессоленной и умягченной воды

Удаление гетерогенных загрязнений, снижение солесодержания воды

ОО, НФ

Тепловые сети, малая энергетика, производство напитков, химическая промышленность

2

Получение питьевой воды

2.1

Централизованное водоснабжение

Удаление токсичных минеральных и органических загрязнений, нормирование солесодержания

НФ (установки в России пока отсутствуют)[3] , УФ

Водопроводные станции

2.2

Опреснение солоноватых и морских вод

Снижение солесодержания, нормирование соотношения компонентов

ОО (установки в России пока отсутствуют),[4]

ЖКХ

2.3

Локальная доочистка воды (концепция «третий кран», бытовые водоочистители)

Удаление микробных и железистых загрязнений, снижение жесткости, нормирование солесодержания

НФ,УФ

ЖКХ, строительные организации, торговые организации

2.4

Выработка бутилированной воды

Удаление микробных и железистых загрязнений, снижение жесткости, нормирование солесодержания

НФ, УФ

Специализированные компании

2.5

Мониторинг качества питьевой воды

Анализ гетерогенных и микробных загрязнений

МФ

СЭС, аналитические лаборатории водоканалов

3

Водоотведение (очистка муниципальных стоков)

3.1

Совмещение аэротенка с мембранным отделением активного ила

Выведение очищенной воды из аэротенков

МБР

ЖКХ

3.2

Доочистка воды после очистных сооружений

Удаление остаточной биомассы, снижение цветности сочетанием с активированным углем

УФ

Агропромышленный комплекс

3.3

Мониторинг качества очищенной воды

Анализ гетерогенных и микробных загрязнений

МФ

СЭС, аналитические лаборатории водоканалов

4

Очистка промышленных стоков. Российский рынок не сформирован.

4.1

Очистка стоков, содержащих красители

Выделение и утилизация красителей, возврат очищенной воды на повторное использование

НФ, УФ

Текстильная промышленность, кожевенная промышленность, производство искусственного волокна, целлюлозно-бумажная промышленность

4.2

Очистка стоков, содержащих цветные металлы

Концентрирование и утилизация металлов, возврат очищенной воды на повторное использование

ОО, НФ, УФ

Гальванические производства, металлообработка, шахтные воды горнодобывающей промышленности

4.3

Очистка стоков, содержащих нефтепродукты

Вывод и утилизация нефтепродуктов, возврат очищенной воды на повторное использование или сброс в канализацию

УФ

Ливневые стоки автобаз, нефтеперерабатывающая промышленность, автомойки, металлопереработка (СОЖ)

4.4

Очистка стоков, содержащих жиры и белки

Вывод жиров и белков, возврат очищенной воды на повторное использование

УФ, МФ

Молочная промышленность, сыроделие, производство растительных масел, мясоперерабатывающая промышленность, производство рыбных продуктов

4.5

Очистка стоков, содержащих растворенные и эмульгированные органические загрязнения

Концентрирование и очистка органических компонентов, возврат очищенной воды на повторное использование

ОО, НФ, УФ

Химическая промышленность, нефтеоргсинтез, нефтепереработка, производство спирта, биотехнология, производство фармацевтических препаратов

4.6

Переработка жидких радиоактивных отходов

Отделение радионуклидов от прочих химических веществ, концентрирование радионуклидов, возврат очищенной воды на повторное использование и сброс в канализацию

ОО, УФ

Атомная энергетика, снятие с эксплуатации ядерных объектов, утилизация ядерного оружия

5

Применение МТ в технологии различных продуктов. Российский рынок не сформирован.

5.1

Биотехнология

Отделение биомассы от культуральных жидкостей, выделение продуктов биосинтеза, обессоливание и очистка белков, концентрирование целевых компонентов, клеточное культивирование в МБР, стерилизация жидкостей

УФ, МФ, МБР

Производство витаминов, ферментов, аминокислот, БАВ, органических кислот, углеводов, полисахаридов, антибиотиков и т.п.

5.2

Медицина

Проведение операций очистки и разделения крови, применение в аппаратах «искусственное легкое», «искусственная поджелудочная железа», использование в диагностических процедурах, управляемая регенерация тканей, пролонгированные лекарства

МФ, УФ, ГР

Медицинские учреждения, производство медицинской техники.

5.3

Пищевая промышленность

Выделение компонентов молока, концентрирование белков, производство пива и водки, фильтрация вин и соков, получение растительных масел, очистка экстрактов и гидролизатов, получение творога, очистка рассолов и бульонов, фракционирование сахара

ОО, УФ, НФ

Перерабатывающая и консервная промышленность, молочная

промышленность, производство ликеро-водочных изделий и напитков

5.4

Химическая промышленность

Разделение и очистка продуктов химического синтеза, разделение азеотропных смесей, регенерация гомогенных катализаторов, очистка гликолей, разделение мономеров и полимеров

ОО, УФ, НФ

Химические предприятия основного органического синтеза

5.5

Нефтеперерабатывающая промышленность

Очистка и осушка жидких топлив, сероудаление из продуктов перегонки, депарафинизация

УФ, МФ

Нефтеперерабатывающая промышленность, авиация

6

Разделения газовых смесей

6.1

Разделение воздуха на азот и кислород

Получение чистого азота, получение обогащенного и обедненного кислородом воздуха

ГР

Нефтедобыча, транспортировка нефти и горючих жидкостей, хранение плодов и овощей, пожаротушение, рыборазведение, биоочистка стоков

6.2

Выделение водорода из газовых смесей

Получение чистого водорода для его утилизации или для возврата в процесс

ГР

Синтез аммиака, процессы гидрирования в химических производствах, водородная энергетика

6.3

Выделение серосодержащих газов из газовых смесей

Очистка газовых смесей от SO2 и H2 S

ГР

Тепловая энергетика, очистка газовых выбросов

6.4

Обогащение метана из природных газов

Разделение метана и других углеводородов

ГР

Газодобывающая промышленность

6.5

Обогащение биогаза

Разделение метана и углекислого газа

ГР

Получение биотоплива

1.4. Ключевые драйверы рынка и ограничения его развития

Как уже отмечалось, на российском мембранном рынке некоторые сегменты практически не освоены, на некоторых наблюдается стабильный рост и оживление. Зависит это от особенностей российской экономики, но из-за этого в каждом сегменте проявляются различные драйверы и ограничения.

1. В сегменте «Водоподготовка» основные драйверы – необходимость замены и модернизации отработавших ресурс станций водоподготовки на энергогенерирующих объектах и в тепловых сетях, а также строительство таких станций на новых вводимых объектах. Осознание преимуществ МТ пришло к технологическому корпусу энергетиков, а результаты эксплуатации уже установленных мембранных станций водоподготовки на некоторых ТЭЦ (Новочеркасская, Ростовская, Щекинская) очень положительно комментируются специалистами.

Промышленность микроэлектроники в России только зарождается после ее крушения в 90-е годы, но уже тогда сомнений в необходимости мембранной водоподготовки у отраслевых специалистов не было. Поэтому мембранный рынок будет гарантировано расти вместе с подъемом отрасли.

В таких отраслях, как производство медицинской техники и фармацевтических препаратов, апирогенная (сверхчистая) вода готовится исключительно на мембранах, что получило даже официальное признание в виде фарм.статьи «Вода для инъекций» и «Вода очищенная». По мере сертификации этих предприятий на соответствие международным стандартам качества GМР осуществляется и будет продолжаться переход на мембранную технологию.

В производстве напитков новые предприятия компаний «Пепси-Кола» и «Кока-Кола» используют только МТ, по мере их модернизации при смене собственников процесс замены будет продолжаться.

Малая энергетика (котельные, небольшие ТЭЦ) пока модернизацией практически не затронуты. Они находятся в муниципальной собственности, местные администрации в своих бюджетах таких расходов не планируют. Этот сегмент начнет развиваться только при улучшении финансовой ситуации в стране.

В химической промышленности вторая и третья смена собственников медленно, но неуклонно активизирует процесс модернизации станций водоподготовки, как, впрочем, и модернизации основного технологического оборудования. Процесс этот ускорится в следующие 4-5 лет в связи с хорошей конъюнктурой российской химической продукции на мировом рынке.

2. В сегменте «Получение питьевой воды» основным движителем рынка станет наступившее критическое состояние водоканалов из-за износа оборудования и ухудшения состояния водозаборов. Срок службы водопроводных станций превышает 30-40 лет практически без замены оборудования и технологий. Понимание этого имеется не только у местных чиновников, но и на правительственном уровне, поэтому во многих краях и областях уже приняты региональные программы водообеспечения населения, реализуется (с некоторыми оговорками) и федеральная программа «Чистая вода». Везде речь идет о модернизации водопроводных станций централизованного водоснабжения и строительстве локальных водоочистных установок в рамках концепции «Третий кран». МТ практически не имеет конкурентов при решении этих задач, этот рыночный сегмент будет развиваться по мере финансового наполнения ФП «Чистая вода».

Опреснение солоноватых и морских вод не будет очень актуально для России в силу большого потенциала пресного водозабора. Исключение могут составить такие регионы, как Ростовская и Кемеровская области, Краснодарский край. Большой потенциал для этого сегмента существует в Казахстане и Украине. Это доказывают и уже осуществленные российскими инжиниринговыми компаниями проекты – в г.Актау на Каспийском море (мембранная опреснительная установка мощностью 1000 м3 /час) в г.Донецке на заводе «Стирол», и запланированные проекты (в городах Анапа, Ялта).

Бытовые водоочистители мембранного типа находятся в достаточно жесткой конкуренции с приборами адсорбционного и электрохимического типа. Доля этого сегмента на рынке и в натуральном (м2 ), и в денежном выражении совершенно ничтожна (не более 1%) по причине очень малой единичной площади мембран в приборе. На общее развитие рынка этот сегмент влияния не оказывает.

Выработка бутилированной воды имеет более значимую долю рынка, но российское законодательство настолько лояльно к фальсификации этого продукта, что заставить производителей оснастить свои предприятия мембранными установками сегодня невозможно. Этот сегмент рынка пока не перспективен.

3. Сегмент «Водоотведение» связан с концепцией «мембранный биореактор». Какой-либо активности на российском рынке пока не наблюдается, хотя первые промышленные МБР уже работают. При мировом ажиотажном спросе на МБР российский рынок явно деформирован. Причина в том, что основные законы, устанавливающие необходимость и порядок замены, модернизации и строительства новых очистных сооружений для коммунальных стоков, Госдума еще не приняла. Срок службы действующих систем «аэротенк-отстойник» может быть продлен на значительный период, хотя они все уже отработали свой ресурс. К качеству очистки воды контролирующие службы достаточно лояльны, чтобы не требовать кардинальных решений. Проблема коммунальщиков – в необходимости утилизации избыточного активного ила, но это не мембранная проблема. При внедрении МБР резко сокращаются производственные площади, выход избыточного активного ила и повышается качество очистки. Но необходимы капитальные затраты на замену оборудования, которые в местных бюджетах пока не предусматриваются. Потенциал этого сегмента очень высок.

В этом же сегменте, как и в предыдущем, значительную часть сегодня составляют закупки кроеных мембран для анализа. Спрос удовлетворяется полностью и будет в дальнейшем постепенно возрастать по мере усовершенствования методик анализа.

4. В сегменте «Очистка промышленных стоков» скрыт очень большой рыночный потенциал. Движителем для его реализации станут новые экологические законы и снижение коррупционной составляющей контролирующих органов. Не менее значимым драйвером могли бы уже сегодня стать готовые технологические разработки по очистке промышленных стоков всех видов. К сожалению, этот вид научной деятельности сегодня в России почти угас, его необходимо возрождать при соответствующем финансировании. Примером может служить атомная энергетика, в отрасли ведутся активные исследования по переработке радиоактивных отходов и уже имеются заметные результаты (мембранные установки на Кольской АЭС и на ПО «Маяк»).

5. Еще более значимым для мембранного рынка может стать сегмент «Применение МТ в технологии различных продуктов». Здесь главным сдерживающим фактором является отсутствие технологий применения мембран, хотя опубликованы сотни зарубежных работ и патентов по различным продуктам во всех перечисленных отраслях. Основным драйвером рынка должна стать заинтересованность собственников и руководства предприятий, поскольку применение МТ всегда приводит к снижению себестоимости и повышению качества продукции, иногда – даже к появлению новых видов продукции. Заинтересованность можно пробудить лишь просветительской и рекламной деятельностью.

6. Сегмент рынка «Разделение газовых смесей» сегодня активно развивается усилиями трех ведущих российских инжиниринговых компаний (см.табл), которые успешно работают прежде всего в отрасли нефтедобычи и химического синтеза. В денежном выражении этот сегмент имеет подавляющую долю на рынке, в том числе и из-за очень высокой стоимости мембранных модулей. Объяснить это можно также абсолютной необходимостью в чистом азоте при добыче нефти в российских условиях. Приблизительная оценка насыщенности этого сегмента – не более 5%.

1.5. Основные тенденции развития рынка

1.5.1. Тенденции по географическому признаку

На российском мембранном рынке, как и на аналогичном рынке любой другой страны, тенденции по географическому признаку не прослеживается. Это связано с тремя обстоятельствами: 1 – мембранные модули не являются товаром широкого потребления, не реализуются в розничной сети, их продажи не зависят от платежеспособности населения; 2 – поставщиками конечного продукта – мембранных установок являются инжиниринговые компании. При изготовлении мембранных установок мембранные модули являются одним из видов комплектующих изделий. Комплектующими являются также насосы и компрессоры, емкости, теплообменники, фильтры, трубопроводы и арматура, контрольно-измерительные приборы и еще десятки изделий (для каждой мембранной установки – индивидуальный набор). Изготовление мембранных установок, их контрольный монтаж и гидравлические испытания проводятся на производственной базе инжиниринговой компании и никогда – у заказчика. Затем установка разбирается, упаковывается и перевозится заказчику, где уже осуществляется окончательный монтаж и пуско-наладочные работы. Затраты на транспортировку редко превышают 1% общей стоимости работ, никогда не бывают больше 2% для условий России.

Тендеры, которые проводятся под каждый заказ, не содержат ограничений по географическому расположению участников.

3- Спрос на мембранные установки возникает, соответственно, в том регионе, где имеются предприятия промышленные и обеспечивающие жизнедеятельность населения, поскольку практически всегда МТ играет вспомогательную роль – улучшает качество или снижает издержки производимой на предприятии продукции. Поэтому потенциально распространение МТ по географическому принципу соответствует уровню экономического развития регионов, например, величине валового регионального продукта. Но это будут географические тенденции промышленного развития, а не тенденции мембранного рынка. Оценка распределения мембранного рынка на основании объема ВВП региона в Приложении 1.

1.5.2. Тенденции по виду продукции.

Продукция, которая реализуется на российском рынке, представляет собой мембраны и мембранные модули. В табл.1 перечислены выделенные товарные группы, на рис.4 и 5 представлены диаграммы распределения продукции по товарным группам исходя из натурального выражения (м2 ) и денежного выражения (USD)

Рис.2. Доли рынка по классам мембран (в натуральном выражении)

Рис.3. Доли рынка по классам мембран (в денежном выражении)

Сложившаяся на российском рынке тенденция превалирования сегмента ГР будет сохраняться до тех пор, пока не проявят себя перечисленные выше драйверы развития других сегментов. Но, видимо, сравняться с аналогичным распределением на мировом рынке и на рынке развитых стран, где сегмент ГР составляет от 8 до 12% исходя из денежного выражения, не получится до тех пор, пока экономика РФ будет оставаться преимущественно сырьевой по энергоносителям.

1.6. Общий анализ конкурентной среды.

Как уже отмечалось, по причине значительного различия мембранной продукции из разных товарных групп, конкуренции производителей продукции между товарными группами быть не может (например, между модулями УФ и ОО). Каждая товарная группа (табл.1) предназначена для различных конечных потребителей (заказчиков) и между собой они практически не взаимозаменяемы.

Внутри товарных групп можно выделить лидеров, но это лидерство возникает не из-за конкурентных преимуществ или маркетинговой активности, а носит случайный характер. Поскольку для мировых лидеров, а именно они представлены на российском рынке, наш рынок не является преимущественным, составляя менее 1% мирового, то и особых усилий захватить его производители не прилагают. В таблице 3 представлены все производители, когда-либо поставлявшие продукцию на российский рынок. Из-за отсутствия четкой маркетинговой политики производителей, конкуренция внутри товарной группы была чисто номинальной: в 2008 году ряд производителей не поставляли продукцию на российский рынок, что иллюстрирует низкий интерес к рынку.

Определенное безразличие производителей к российскому рынку иллюстрируется следующим примером. Несколько лет назад лидером в сегменте газоразделения была компания Generon, которая вдруг отказалась поставлять в Россию собственно мембранные модули, а предлагала модули только в составе установок, что практически ликвидировало бы бизнес российских инжиниринговых компаний. Лидером стала компания UBE Industries, которая продолжает поставлять аналогичные мембранные модули без какого-либо отягощения.

Для российских покупателей мембранных модулей главным конкурентным преимуществом поставщика является пониженная стоимость продукции и наличие склада этой продукции на территории РФ, чтобы освободиться от бремени таможенного оформления.

2. Раздел 2. Участники российского рынка мембран.

2.1. Описание системы реализации мембран в РФ.

Особенности мембранного рынка заключаются в том, что мембранные модули не являются конечным потребительским продуктом. Эти продукты покупаются исключительно инжиниринговыми компаниями, создающими конечный продукт – мембранные установки, в стоимости которых мембранные модули занимают от 40% до 5%.

Причина в том, что у любого заказчика проблема, которую он хочет решить с помощью мембранной технологии, всегда индивидуальна. Даже в том случае, когда необходим унифицированный, стандартизированный результат – питьевая вода, сверхчистая вода для энергетики и т.д. – имеются значительные различия в исходных данных. Прежде всего – это состав сырьевого потока и заданная производительность по продукту. Кроме того, в каждом случае возникают дополнительные проблемы со сбросным потоком, которые также решаются индивидуально. Сбросным потоком может быть концентрат, образующийся после выделения из исходной смеси целевого чистого компонента (например, концентрированный поток солей после выделения чистой воды из исходной солоноватой воды). Сбросным потоком может быть прошедший через мембрану пермеат после концентрирования целевого продукта (например, раствор низкомолекулярных веществ после концентрирования белков при переработке молочной сыворотки). Сбросным потоком может быть сопутствующий компонент после отделения целевого (например, поток кислорода после выделения азота из воздуха).

Обычная последовательность этапов выполнения заказа может быть представлена следующей схемой:

Без любого из этих этапов выполнение заказа невозможно. В то же время характер работ на каждом этапе заметно различный. Если первый и второй этапы представляют собой научно-исследовательскую работу, а третий – работу расчетчиков и проектировщиков, то четвертый – это логистика и машиностроение.

Очень редко инжиниринговая компания выполняет все четыре этапа из схемы. Обычно сбор исходных данных проводится совместно со специализированными аналитическими центрами, а разработку технологии поручают отраслевым НИИ, вузовским кафедрам, инновационным компаниям. Далеко не все инжиниринговые компании имеют и свои проектные отделы, передавая работу по третьему этапу проектным институтам и фирмам, особенно если она включает и строительное проектирование.

В тех случаях, когда объект разделения в новых заказах повторяется, инжиниринговая компания использует свой опыт и второй этап работы не проводит или сильно сокращает. Но при появлении новых объектов за разработку технологии приходится платить или покупать готовую у ее разработчика.

В силу этих обстоятельств мембранный рынок оказывается тесно связанным и даже зависимым от непрофильных его участников – научно-исследовательских, проектных и машиностроительных организаций. Практически все производители мембранных модулей не могут выполнить весь перечисленный комплекс работ, поэтому и не могут оказывать какого-либо заметного влияния на развитие и расширение рынка, т.е. являются его пассивными участниками. Активными же участниками, которые проводят маркетинговые и рекламные кампании, к которым обращаются заказчики, являются инжиниринговые фирмы.

Отличия от вышеизложенного существуют в двух сегментах рынка – при продаже раскроенных мембран и при продаже бытовых мембранных водоочистителей. В первом случае продажи идут напрямую или через торгового посредника от производителя к заказчику. Во втором – в цепочке участвуют массовый производитель продукции, торговая организация и покупатель (в основном, физические лица).

Мембраны и мембранные модули и импортного, и российского производства реализуются по одинаковым схемам. В последнем случае в цепочке отсутствует только компания, производящая растаможивание продукции.

Исходя из рассмотренного, составим структуру мембранного рынка (рис.6).

Рис.4. Структура мембранного рынка

2.2. Участники рынка.

2.2.1. Производители мембран и мембранных модулей.

Восемь товарных групп насыщают своей продукцией практически все ведущие мировые производители мембранных модулей, а также немногочисленные российские компании. Продукция этих производителей во многом схожа по модулям одного типа, практически взаимозаменяема.

Таблица 3. Производители мембранных модулей, заявившие себя на российском рынке

Название

Описание деятельности

Основные виды мембран

Адрес

1

2

3

4

Aquafilter USA

Специализируется на ОО мембранах промышленного и бытового назначения

ОО

16031 York Rd., Sparks, Maryland 21152
Tel: 410 329-5200
Website: aquafilter.com

CeraMem Corp., США

Специализируется на производстве керамических мембран.Рынки - фильтрация для производства еды и напитков, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность. Последние разработки - керамические НФ мембраны для фармацевтической и химической промышленности.

УФ, МФ

12 Clematis Ave. Waltham, MA 02453 Tel: 781/899-4495 Fax: 781/899-6478

Cuno, Inc., США

Специализируется на производстве МФ мембран для разделения и очистки жидкостей и газов. Рынки - производство еды и напитков, здравоохранение, производство питьевой воды, электроника. Последние разработки связаны с защитой от вирусов и стабилизации содержания микробиологических примесей в жидкостях.

МФ

400 Research Pkwy. Meriden, CT 06450 Tel: 800/243-6894 Tel: 203/237-5541 Fax: 203/238-8977 Website: www.cuno.com

Dow Chemical Liquid Separations, США

Компания предлагает полный спектр технологий для водоочистки, включая решения для крупных промышленных производств, муниципальных и частных очистных сооружений, бытовых фильтрационных систем.

ОО, НФ

P.O. Box 1206
Midland, MI 48641
Tel: 800/447-4369
Fax: 517/832-1465
Website: www.dow.com/liquidseps

Fresenius USA

Ведущий мировой производитель мембран для медицинского применения

УФ

2637 Shadelands Dr. Walnut Creek, CA 94598 Tel: 800/227-2572 Fax: 510/988-1900 Website: www.fmc-ag.com

GENERON IGS, США

Мировой лидер мембранной технологии разделения газов

ГР

Nortwoods Industrial Park, Central 11985 Fm 529 Houston
Tel: +49 211 86691 45
Website: www.generon.com

GE Osmonics (GE Water Technologies), США

Подразделение компании GE, пионер в разработки технологий ОО и УФ. Поставляет решения для водоподготовки в энергетике и промышленности. Основные рынки - здравоохранение, водоочистка, производство полупроводников, еды и напитков, разделение смесей.

ОО, НФ, УФ, МФ

5951 Clearwater Dr.
Minnetonka, MN 55343-8995
Toll Free: 877/522-7867
Website: www.gewater.com

Hydranautics, США

Ведущий разработчик и производитель мембран ОО. Рынки применения - водоподготовка, производство питьевой воды, очистка стоков, фармацевтика. В 90-е годы компания сформировала новые стандарты обессоливания воды.

ОО, НФ, УФ, МФ

401 Jones Rd.
Oceanside, CA 92054
Toll Free: 800/CPA-PURE
Tel: 760/901-2500
Website: www.membranes.com

PCI Membranes/ITT Technologies, Великобритания

Компания с давней историей, популяризатор технологии ОО. Основные рынки - водоочистка для населения и промышленности. Последние разработки связанны с технологией мембранных биореакторов.

ОО, МФ

Laverstoke Mill Whitchurch Hampshire, RG28 7NR U.K.
Tel: +44 (0) 1256 896966
Fax: +44 (0) 1256 893835
Website: www.pcimem.com

Koch Membrane Systems, США

Компания производит все виды полимерных мембран. Компания является частью холдинга, объединяющего топливное, химическое, сельскохозяйственное и банковское подразделения, добычу полезных ископаемых, производство сжиженных газов. Продукты компании используются в разделении смесей масло/вода, выделении целевых продуктов из смесей, тексильной, печатной промышленности, производстве еды и напитков и химической промышленности.

ОО, НФ, УФ, МФ

850 Main St. Wilmington, DE 01887-3388
Tel: 508/657-250
Fax: 508/657-5208
Website: www.kochmembrane.com

Kubota, Япония

Японская компания, имеющая крупные представительства в Европе и США. Специализируется на регенерации и консервировании воды – рынок мембранных биореакторов.

УФ, МФ

7c Suite, Elsinore House
77 Fulham Palace Road
London W6 8JA
Tel: +44 (0)20 8741 5262
Website: www.kubota-mbr.com

Membrane Technology & Research, Inc., США

Компания является лидером в области разработок новых видов мембран и технологий. Основные сферы - создание новых материалов для мембран газового разделения. Основные клиенты компании из нефтехимической отрасли и переработки газов.

ГР

1360 Willow Rd. Menlo Park, CA 94025 Tel: 415/328-2228 Fax: 415/328-6580 Website: www.mtrinc.com

Millipore Corp., США

Мировой лидер в производстве МФ мембран. Основные рынки сбыта продукции компании - лабораторное оборудование, фармакология, биотехнология. Развивается также линейка продукции для производителей напитков.

УФ, МФ

290 Concord Rd. Billerica, MA 01821 Toll Free: 800/225-3384 Tel: 978/715-4321 Fax: 781/533-3110 Website: www.millipore.com

Mitsubishi Corp., Япония

Компания поставляет продукцию для промышленной водоподготовки и медицины. Разработчик мембранных биореакторов и бытовых установок водоочистки.

МФ, НФ, УФ

18th-31st Fl. Shinagawa Mitsubishi Bldg.
16-3, Kounan 2-chome
Minato-ku, Tokyo 100-8086 Japan
Tel: 81-3-3210-2121

Norit Membrane Technology, Нидерланды

Один из мировых лидеров в производстве УФ мембран для портативных устройств водоочистки.

УФ

Norit Opaalstraat 22 7554 TS Hengelo The Netherlands Tel: +31 74 2422009 Fax: +31 74 2500509 Website: www.norit.mt.nl

Pall Corp., США

Крупный холдинг, разделенный по типом производимой продукции. Ведущий мировой производитель всех типов мембран от полимерных до металлических (разделение газов).

ОО, НФ, УФ, МФ

2200 Northern Blvd. East Hills, NY 11548 Tel: 516/484-5400 Fax: 516/484-5228 Website: www.pall.com

Rochem Ultrafiltrations Systeme GmbH, Германия

Компания занимается преимущественно ОО мембранами, имеет собственные разработки - результаты деятельности подразделения НИОКР. Часть разработок компании реализует Pall Corp .

ОО

Seegelkenkehre 4
D-21107 Hamburg
Germany
Tel:+49 40 374 95220
Fax: +49 40 374 95255
Web: www.rochem.de

Sartorius AG, Германия

Компания одной из первых вышла на рынок мембран промышленного назначения. В настоящее время основные рынки компании - биологические исследования, лабораторное оборудование, фармацевтика и биотехнология, производство еды и напитков.

УФ, МФ

Weender Landstrasse 94/108 D-37075 Göttingen Germany
Tel: +49 551 3080
Fax: +49 551 308289
Website: www.sartorius.com

SEAHAN INDUSTRIES, Корея

Первый корейский разработчик ОО мембран промышленного и бытового назначения. Производит УФ мембраны для биореакторов

ОО, МФ

Seoul, Korea
Website: www.saehan.com

TAMI Industries, Франция

Производитель керамических мембран.

УФ, МФ

Z.A. Les Laurons 26110 Nyons France
Tel: +33 0 475 264 769
Fax +33 0 475 264 787
Website: www.tami-industries.com

Toray Industries, Япония

Ведущий производитель синтетических материалов - тканей и волокон. Основные сферы применения продукции компании - обессоливание воды, очистные установки, стерилизация, бытовые фильтры. Компания была одной из немногих японских, вышедшей на рынок диализа США.

ОО, НФ, УФ, МФ

Membrane Products Dept. Head Office Toray Building 8-1, Mihama 1-chome, Urayasu Chiba 279-8555 Japan
Tel: (+81) 47-350-6030 Fax: (+81) 47-350-6066 Website: www.toray.co.jp

TriSep Corp., США

Компания производит все виды полимерных мембран.

ОО, НФ, УФ, МФ

93 S. La Patera Lane Goleta, CA 93117
Tel: 805/964-8003
Fax: 805/964-1235
Website: www.trisep.com

Ube Industries, Япония

Ведущий производитель полимерных и керамических мембран. Имеет собтственные технологии производства мембран для разделения газовых смесей и элементов питания.

ГР

Ube Bldg. 2-3-11 Higas 2-3-11 Higas Shinagawa-ku, Tokyo, 140 Japan
Tel: 81-3-5460-3265
Fax: 81 3 5419-6262
Website: ww.ube.com

НТЦ "Владипор", РФ

Производитель всех видов полимерных мембран и мембранных модулей по собственной технологии.

ОО, НФ, УФ, МФ, ГР

г. Владимир Б. Нижегородская ул., 77
(4922) 27-64-87
Website: www.vladipor.ru

НПО "Керамик-фильтр", РФ

Производитель керамических мембран.

УФ, МФ

Москва, наб. Академика Туполева, д.15 корп.28, офис 121
тел/факс: +7 (499) 261 8107
Website: www.filterprom.ru

До 1990 года рынок СССР был весьма привлекательным для производителей мембранных модулей в силу своего устойчивого роста и большого количества научно-исследовательских организаций и групп, разрабатывающих новые сферы применения мембранной технологии. После развала СССР новый интерес к российскому рынку появился лишь в конце прошлого века, что сопровождалось поиском компаний, бравших на себя функции представительств, затем открытием представительств с юридическим статусом.

Надо отметить, что сегодня российский мембранный рынок составляет не более 1% мирового, и пока привлекательность его больше потенциальная.

2.2.2. Торговые организации.

Специализированных торговых организаций на российском рынке пока нет, если не считать торговые представительства некоторых мембранных производителей. В принципе торговые организации должны взять на себя следующие функции:

- транспортировку продукции на территорию РФ;

- растаможивание продукции;

- складское хранение продукции;

- доставку продукции покупателям.

Однако сегодня в России нет ни одной организации, которая имела бы запас мембран или мембранных модулей на складе. Все перечисленные услуги оказываются только при сроке их исполнения не менее 1 месяца, иногда срок исполнения доходит до 4 месяцев.

Типичная схема поставки мембранного модуля в Россию: потребитель (инжиниринговая компания) заказывает у иностранного производителя мембранные модули, оплачивая доставку. Далее следует обращение в компании, производящие растаможивание товара (такие компании не специализируются на каком-либо конкретном товаре). Именно эти компании отмечены в таможенных декларациях. Доставку модуля от таможни до пункта назначения заказчик производит самостоятельно.

2.2.3. Научно-исследовательские и инновационные организации.

В СССР научные исследования по мембранной технологии проводились в институтах Академии наук, отраслевых НИИ и в ВУЗах. Общий развал советской науки привел к почти полной ликвидации НИИ, резкому сокращению исследований в РАН и к прекращению научной деятельности ВУЗов.

В последние годы в силу необходимости, этот провал стал заполняться возрождением науки в некоторых институтах РАН и возникновением небольших исследовательских групп в появившихся на рынке отечественных инжиниринговых компаниях. Несколько научных коллективов сохранились в ВУЗах и НИИ.

Несмотря на оккупационную деятельность правительства, в России все эти годы продолжали проводиться всероссийские мембранные конференции, выпуск научного журнала «Мембраны» и подготовка специалистов-мембранщиков в РХТУ им.Д.И.Менделеева. Тенденцию активности научной деятельности в области мембранной технологии можно проследить по количеству защищенных диссертаций (рис.7).

Рис.5.Динамика защит научных диссертаций в СССР и СНГ по мембранной технологии.

Ниже приведен список организаций различных форм собственности и направлений деятельности, в которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования по мембранной технологии.

Таблица 4. Научно-исследовательские организации – участники мембранного рынка в России.

Наименование

Сфера деятельности

Адрес/контактные данные

1

ЗАО НТЦ "Владипор"

Разработка новых полимеров для мембран. Поиск новых материалов для модулей. Технологии водоподготовки для питьевого водоснабжения.

600016 г. Владимир, ул.Большая Нижегородская, 77
Телефон: (4922) 215371
Сайт: www.vladipor.ru
E-mail: vladipor@vtsnet.ru

2

ООО "Стерипор"

Разработка технологий, методов расчета, программных продуктов для систем получения особо чистой воды. Разработка технологий очистки стоков текстильных, гальванических производств.

127224, г. Москва, ул. Северодвинская, 11, к. 1, кв. 42
Телефон: 4756361
Сайт: http://WWW.STERIPORE.COM

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  393  394  395   ..