Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  306  307  308   ..

 

 

Психолого-педагогические аспекты использования проектного метода в обучении иностранному языку

Психолого-педагогические аспекты использования проектного метода в обучении иностранному языку

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. Ставрополя

Психолого-педагогические аспекты использования проектного метода в обучении иностранному языку

Автор: Почетный работник общего образования РФ, учитель английского языка высшей категории МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Есикова Елена Владимировна

Ставрополь

2006 г.

Содержание.

1. Введение.

2. Психолого-педагогические аспекты организации проектной деятельности учащихся при обучении иностранного языка:

2.1. Из истории метода проектов.

2.2. Классификация проектов и формы продуктов проектной деятельности.

2.3. Персональные или групповые проекты: что эффективней?

2.4. Роль учителя и ученика в проектной деятельности.

2.5. Этапы организации проектной деятельности учащихся.

3. Проектная деятельность МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя:

3.1. Творческий проект.

3.2. Информационно-прикладной проект.

3.3. Информационно-ролевой проект.

3.4. Телекоммуникационный проект.

4. Заключение.

5. Словарь проектных терминов.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

Введение

XXI век отмечен все большей интеграцией российской образовательной системы в мировую, информатизацией образования и предоставляет учителям иностранных языков и их ученикам значительно расширить круг своих международных контактов и успешно их поддерживать, что, в свою очередь, является показателем конкурентоспособности выпускников школ и их коммуникативной компетенции. В соответствии с документами Совета Европы в современных условиях основными направлениями образовательной политики являются усиление мобильности людей, воспитание уважения к национальной самобытности и культурному разнообразию, расширение доступа к информации, развитие личных контактов, достижение более глубокого взаимопонимания между людьми. На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения к обучению иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. С этих позиций формирование иноязычной коммуникативной компетенции выпускников школ является одной из приоритетных целей школьного образования.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отече­ственного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Любые теоретические знания должны подкрепляться той или иной практической деятельностью. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых мето­дов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Разработка и реализация учебного проекта является удачной формой работы. Проблема организации проектной деятельности учащихся при обучении иностранным языкам является на сегодняшний день актуальной и значимой для школьной практики. Ритм заданный классно-урочной си­стемой жизни, очень удобен своей определенностью, чет­костью и организованностью. Он близок тому учителю, который при­вык плыть по течению, не задумываясь о целях своей деятельности и о целях своих учеников. Но каковы же реальные цели каждого участника классно-урочного процесса? Именно реальные цели, а не абстрактное, заданное извне «формирование гармоничной, разносторонне развитой личности». Может быть, «создание условий для развития личности»? «А что за условия и как их создавать?» Честный разговор о целях будет, скорее всего, примерно таким: единственная реальная цель учителя — пройти программу; цель ученика в лучшем случае — стать умнее, в ином — выучить то, что пригодится для экзамена, в худшем — перетерпеть годы школьной учебы.

Насколько велика будет ценность обезличенной образованности в наступившем столетии, сказать сложно. Во всяком случае, большинство школьников перестали мотивировать идеал «человека знающего» — продукта классно-урочного обучения. Но есть ли альтернатива? Существует принципиально иная (хотя и не новая) философия построения образовательного процесса.

Проектирование предполагает соединение теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных в ходе учебного процесса с формированием активной жизненной позиции. Использование проектного метода в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать творческое мышление и воображение ребенка. Известно, что одним видом деятельности ученик может заниматься лишь 20 минут. Превышение этого максимального предела формирует негативное отношение к курсу даже у способных ребят. Однообразный вид деятельности утомляет ученика, воздействуя отрицательно на психику подростка, его эмоционально-чувственную сферу. Значит, умение варьировать способом деятельности школьников влияет на результативность обучения по школьным курсам. Учитель всегда должен помнить, что восприятие информации на уроках у учащихся может осуществляться при доминировании одних или других или других каналов: у кого-то из учеников с раннего детства развит звуковой канал восприятия информации (для них актуальны беседы, монологичные выступления, аудиозаписи); у других же большую роль играет зрительное восприятие (здесь существенная роль отводится таблицам, схемам, рисункам, графикам и т.д.) – визуалы с удовольствием принимают участие в их анализе, вычерчиванию. Кинестетики нуждаются в пространственно-двигательных движениях, именно поэтому работа в группах, участие в проектах весьма результативна для усвоения курса, развития межпредметных связей. Все ученики разные, а потому очень важно соблюдать принципы уровневой дифференциации при работе со школьниками над проектами.

По результатам исследования Организации экономического сотрудничества и развития подавляющее большинство российских школ значительно отстают от международных стандартов из-за устаревшей системы образования в России. Российские ученики не готовы применять полученные ими знания на практике. По мнению экспертов в первую очередь следует выделить неспособность многих школьников решать реальные проблемы. Школа должна давать фундаментальные знания, чтобы ребенок смог применить их на практике. Методика проектирования призвана устранить отсутствие функциональной грамотности у современных российских школьников. Современное общество, сама жизнь требуют, чтобы ребенок не только знал, что дважды два четыре, но и то, как этим знанием воспользоваться.

Работа по методу проектов – это достаточно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые. Учитель, хорошо владеющий иностранным языком, не сможет эффективно обучить ему детей без владения основами проектирования. Проектирование, проектное мышление, проектный язык, проектный метод, проектная культура, многие из которых неологизмы, стремительно проникают в научный терминологический аппарат современного педагога.

Целью данной работы было рассмотрение актуальной на сегодняшний день педагогической проблемы - проблемы внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов». В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме, а также анализа эмпирического опыта в настоящей работе предложены технология, функции, критерии оценивания и т.д. проектной методики, имеющей важное значение в формировании коммуникативной компетенции школьников.

Организация проектной деятельности учащихся при обучении иностранному языку

Организационная деятельность по внедрению практики проектной деятельности в школу требует предварительной разработки (силами инициативной группы), принятия на педагогическом совете. Это позволяет сделать процесс управляемым, оптимальным и ведущим к гарантированному достижению результатов в процессе формирования образовательных компетенций школьников.

Согласно В.В. Краевского и А.В. Хуторского [27] ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая – компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этой компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция включает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в т.ч. особенности национальной и общечеловеческой культуры; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; компетенция в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция, означает, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самосовершенствоания.

Исходя из этого, объясняется необходимость переосмысления не только концепции языкового образования, но и самой организации учебного процесса в новых условиях, в том числе учебно-материальной базы языкового школьного образования.

Из истории метода проектов

Метод проектов не является новацией мировой педагогики, да и в нашей стране его основополагающие принципы бы­ли сформулированы еще в начале прошлого века. Как принято считать, она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. «Решить проблему» значит применить в данном случае необхо­димые знания и умения из различных областей жизни, получив ре­альный и ощутимый результат.

Проектная методика внедрялась в нашу школу уже в 30-е годы XX в. Порывая с догматизмом традиционной школы, сторонники свободного воспитания мечтали дать ребенку осмысленную, понимаемую им самим как необходимость, учебную деятельность, в про­цессе которой он преодолел бы разрыв между академическими знаниями, получаемыми на уроках, и потребностями его сего­дняшней и будущей жизни. Однако тогда этот опыт не дал положительных результатов. Причин тому несколько. Теоретически проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся.

В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.

В настоящее время эти идеи трансформировались, потеряли привкус борьбы и противопо­ставления классно-урочной системе и выкристаллизовались в четкие составляющие образовательной технологии, которая позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и помогает его адаптации к жизни в стремительно меняющем­ся обществе. Более того, современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам (ИЯ). И сегодняшние ученые-методисты своей основной задачей видят то, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения ИЯ. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Проект — это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протя­жении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных об­ластей, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную и значимую форму, которая может быть пред­ставлена. Крупный теоретик этого метода Е. С. Полат [19] так формулирует основной тезис современного понимания про­ектной технологии: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Проект требует наличия действительно значимой проблемы, предо­ставляющей его исполнителю широкие возможности разнооб­разной деятельности (проведение социологических опросов, исследований, сбор данных в разных источниках, интервьюи­рование, создание учебных фильмов, плакатов и пр.), исполь­зования научных, исследовательских методов (постановка проблемы, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы). Ко­нечный продукт проекта приносит не только ощутимую поль­зу ее непосредственному исполнителю, который значительно вырастает и в личном, и в образовательном плане за время его выполнения, но и становится достоянием его соучеников — слушателей итогового доклада, зрителей учебного фильма, пользователей созданной в кабинете подборки учебной лите­ратуры, изготовленных наглядных пособий и прочего.

В основу метода проектов положена идея о направленности учеб­но-познавательной деятельности школьников на результат, кото­рый получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бес­ценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей дей­ствительности, из жизни.

Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным. Современные ученые-педагоги различают проектную форму орга­низации учебного процесса, альтернативную классно-урочной систе­ме, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.

Практика работы отечественных школ рубежа XX-XXI вв. показывает, что проекту действительно, «не вписывается» в урок продолжительностью 40-45 минут. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком случае мы имеем «мини-проект», например, «Разработка рекламного постера» на интегрированном уроке иностранного языка и информатики).

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

- продемонстрировать уровень обученности ИЯ; совершенствовать умения участвовать в коллективных формах общения;

- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Степень успешности проектирования зависит от педагогического и методического мастерства учителя-руководителя проекта, его умения создать благоприятный психологический климат в ходе подготовки и реализации конкретного проекта.

В настоящее время учеными-методистами и учителями-практиками предлагаются различные варианты проектов и путей их реализации.

Классификация проектов и формы продуктов проектной деятельности.

Принято классифицировать проекты по комплексности и характеру контактов. По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творчески­ми, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвис­тическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготов­ки продукта и презентации: например, компьютерная верстка газеты на иностранном языке или музыкальное оформление праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорка­ми) в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Музыкальные вкусы современной молодежи» требует присутствия одновременно исторического, культурологического, психологического и социологического подходов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными (разного масштаба);

- межрегиональными (в рамках одного государства);

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия

По времени исполнения бывают:

- проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные);

- проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

- телекоммуникационные проекты (средне- и долгосрочные).

Наиболее распространена в практике преподавания иностранных языков следующая типология проектов:

Проект


монопроект коллективный проект


устно-речевой письменный

видовой Интернет-проект

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Одна из основных классификаций, определяющая содержательную специфику каждого проекта, подразделяет их на:

· практико-ориентированные;

· исследовательские;

· информационные;

· творческие;

· ролевые.

Конечно, все вышеуказанные целевые направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов. Так в курсе «Технология», целиком построенном на методе проектов, выполнение одного проекта соответствует прохождению одной темы и может занимать до 20 уроков. И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. Это относится к проектам:

- к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам, предполагающим полевой (выездной) этап;

- к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как правило, исследовательский характер.

Каждая школа, приступающая к реализации проектной деятельности, со временем сама определяет оптимальное соотношение времени, отводимого на традиционную классно-урочную и на проектную деятельность. Но независимо от вариантов, роль системообразующего фактора обучения всегда сохраняется за уроком.

Согласно концепции коммуникативного обучения интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения иноязычным культурам (ИК). Процесс обучения становится развивающим для учащихся, если организован как речемыслительный поиск. Проектная технология обучения создает условия для активного «добывания» информации. В одних случаях речемыслительные задачи апеллируют к личному опыту, знаниям учащихся, в центре предметного содержание других речемыслительных задач могут быть реалии родной культуры. Решая речемыслительные задачи, учащиеся вынуждены пользоваться приемами продуктивной творческой деятельности (высказывать свои предположения, устанавливать логические связи и т. д.)

Метод проектов предусматривает развитие речевых способностей учащихся, психических функций, связанных с речевой деятельностью, и мыслительных операций, например, способность к догадке, различению, способность логически излагать, самостоятельно обобщать и формулировать выведенные правила, умения сравнивать, анализировать, предвосхищать события и т. д. Развивающее обучение достигается за счет личностной вовлеченности учащихся в учебную деятельность. Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:

- тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированны на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д.;

- проблема, предлагаемая учащимся, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;

- необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся в классе, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.

Проектная технология направлена на развитие личностной активности. Во всех УМК содержатся специальные уроки, на которых осуществляется перенос усвоенного материала на личность обучаемых. В одном случае учащиеся должны высказать свое мнение, свою точку зрения, сравнить свое отношение к той или иной проблеме с отношением английских сверстников, в другом — рассказать о себе, корреспондирующих явлениях родной культуры. Таким образом, происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирования чувства собственного достоинства. Эмоционально-ценностное отношение учеников к себе в процессе овладения ИК включает развитие чувства национальной самобытности, способствует лучшему осознанию особенностей родной культуры.

Развивающее обучение средствами иностранного языка в ходе проектной деятельности протекает более успешно, так как учащиеся вовлечены в творческую деятельность. С этой целью в УМК различных авторов предусмотрены задания, связанные с разработкой проектов. Так, например в УМК «New Millennium English» Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой, Л.В. Козятинской и др. для 7 классов учащимся предлагается приготовить проекты по тематике:

Unit 1. Fun with codes.

Unit 2. Class debate.

Unit 3. Fan club.

Unit 4. My American scrapbook.

Unit 5. Lights, camera, action!

Unit 6. Talk show Behind The mask.

Unit 7. The past, present, future of things.

Unit 8. Be a detective.

Unit 9. Our space city home.

Unit 10. Planning a trip.

В УМК «Happy English» В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа для 10-11 классов предлагаются следующие темы для проектов:

Unit 1. The Best of All Possible Worlds. The Influence of Geography on People and Their Lifestyles. Welcome to Russia.

Unit 2. Are You a Good Lawmaker?

Unit 3. Evaluation of Youth Groups in Russia. A Subculture I'd Like to Create.

Unit 4. Teen Court —Guilty or Not?

Unit 5. An Ideal Welfare State.

Unit 6. Film Rating System in Russia. Making a Remake. A Theatre Critic.

Unit 7. What Would You Like to Invent?

Работа над проектами на уроках английского языка развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности школьника. На основе социальных проблем, обсуждаемых на уроках в учебных проектах, ориентированных на британские и американские реалии, предлагаются творческие задания для учащихся, позволяющие использовать и обращаться к российским реалиям, проводить кросс-культурный анализ и сопоставление культурных особенностей стран изучаемого языка с культурой родной страны. При этом важно, чтобы тематика проектов выбиралась согласно следующим критериям [19]:

Ориентация на обучающихся:

- была адекватна личному опыту владения обучающимся иностранным языком;

- соответствовала языковым, коммуникативным целям обучающихся;

- была уместна для эмоционально-личностного развития школьников.

Ориентация на процесс обучения:

- вовлекать в процесс анализа, генерации идей, открытий, проблемного решения задач обучения;

- развивать умения и стратегии личностной автономии и самостоятельности обучающихся.

Ориентация на язык:

- охватывать все аспекты языкового образования (грамматическая, лексическая, фонетическая стороны, языковая функции);

- интегрировать формирование коммуникативных умений (говорение, аудирование, чтение, письмо) в составе коммуникативной компетенции изучающих иностранный язык;

- включать работу с аутентичными текстами.

Ориентация на социальный аспект:

- ориентироваться на кросскультурные проблемы;

- развивать критическую социальную компетенцию.

Необходимо помнить, что резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение учителя как речевого партнера и старшего помощника.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна­чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедитель­ной, а предложенные решения — полезными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про­екта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изу­чали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта — не­простая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного а, а может вы­литься в увлекательную подготовку Атласа несуществующего мате­рика.

Перечень (далеко не полный!) возможных выходов про­ектной деятельности при обучении иностранным языкам может быть таким:

- Неделя иностранных языков;

- Праздник;

- Спектакль;

- Web-сайт;

- Анализ данных социологического опроса;

- Атрибуты несуществующего государства;

- Видеофильм;

- Видеоклип;

- Мультимедийная презентация;

- Выставка;

- Газета;

- Журнал;

- Игра;

- Карта;

- Коллекция и т.д.

Роль учителя и ученика в проектной деятельности.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяс­нения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обла­дать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих спо­собностей. И, прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творчес­кого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способ­ности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом [19]:

· активный, компетентный и грамотный пользователь иностранного языка;

· энтузиаст-новатор в области обучения и овладения языком, способный квалифицированно оценить, стимулировать и вдохновлять к продуктивной иноязычной коммуникации, поддерживая, поощряя и направляя учащихся в сторону достижения цели;

· специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех! областях);

· консультант, всегда готовый прийти на помощь (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к дру­гим специалистам);

· руководитель, организатор и менеджер учебной деятельности (особенно в вопросах планирования времени); «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту— тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

· координатор всего группового процесса (фасилитатор);

· опытный советчик-эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Вот так существенным образом изменяется роль учителя по сравнению с традиционной моделью. Именно в проектировочной деятельности учитель иностранного языка приобретает такой ролевой коммуникативный репертуар.

Меняется и роль учащегося, участвующего в проектной деятельности, который становится:

- инициатором работы;

- генератором идей;

- самостоятельным исполнителем;

- независимым участником, имеющим свое мнение;

- исследователем проблем;

- помощником для других участников;

- оценщиком результатов и продуктов иноязычной коммуникативной деятельности.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы пожалуй не найти. Очевид­но, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.

Следует отметить, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. пре­обладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполнен­ных старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководи­теля». А ведь развивающий эффект проектной деятельности нахо­дится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, ка­кая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна жестко задаваться взрослыми. В край­нем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще луч­ше — совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оцен­ка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не нужно забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь одну роль — роль исполнителя.

Все этапы работы, организуемой в условиях проектной деятельности, сопровождаются:

- специально созданной атмосферой общения;

- организованной групповой, парной, командной и индивидуальной работой;

- техникой формирования групп;

- приемами управления учебной деятельностью во время подготовки проектов.

Таким образом, проектировочный аспект [19] формируемой коммуникативной компетенции школьников позволяет:

1. Усилить интенсивность обучения путем увеличения роли речемыслительной деятельности учащихся в объеме учебного занятия по отношению к организационной деятельности учителя.

2. Развить в процессе обучения межличностную интерактивность (прагматическую и стратегическую компетенции) путем групповой работы, создавать ролевые ситуации, обращенные к собеседнику в акте коммуникации.

3. Формировать социокультурную и дискусивную компетенции в ходе конструирования коммуникативных ситуаций и заданий при использовании коммуникативных стратегий, инофоновой информации о культуре, реалий, традиций стран изучаемого языка.

Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Единой точки зрения на этот счет не существует. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов, Е.С. Полат (Москва), считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества» [12].

Ученик, выбравший персональный проект (монопроект) всю работу проводит сам. Участники коллективного проекта находятся порой в более затруднительном положении, так как они должны выстраивать свою работу по проблеме с учетом логики построения и изложения всего проекта в целом.

Преимущества персональных проектов:

1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

2) у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

3) учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;

4) формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся. Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей ИЯ, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов. При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от учителя, который ненавязчиво прелагает один или несколько вариантов заранее, будучи уверенным, в коллективном интересе учащихся к данному виду работы. Предложения могут выдвигаться и непосредственно участниками коллективного проекта, при этом может иметь место дискуссия, которая в конечном итоге приведет к общему согласию в выборе темы.

При организации работы над межпредметным коллективным проектом обычно выбирается куратор для отслеживания хода и темпа выполнения планируемого, своевременного выявления отклонений, отставания учащихся, трудностей на пути исследования, выяснения причин и принятия мер немедленному их устранению. В случае необходимости на помощь должен придти учитель ИЯ, другие учителя предметники, одноклассники. Полезны промежуточные отчеты участников проекта. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение всех участников. Их выступления покажут, одинаков ли уровень подготовки учащихся, не возникнут ли в процессе работы противоречия, разногласия, которые будут тормозить ее выполнение; ясно станет, насколько участники проекта – команда единомышленников.

Преимущества групповых проектов:

· у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

· проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

· каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

· в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Этапы организации проектной деятельности учащихся.

При организации работы учащихся предполагается определенная последовательность в выполнении. Каждый этап проектирования связан с выполнением определенных процедур. Процедура – это совокупность действий или операций, обеспечивающая реализацию и переход с одного этапа проектирования на другой. В учебно-методической литературе существует несколько различных вариантов последовательности шагов в разработке и реализации учебного проекта. Один из наиболее приемлемых вариантов последовательности шагов проектирования предлагается в книге В. П. Пахомова «Кинель-Черкасские варианты проекта «Гражданин» [21]. Этот вариант создан как раз для системы школьного образования и универсален. Вот он:

1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом. Целью этого этапа является определение уровня подготовленности школьников (их знаний, умений, ценностей.

2 стадия. Выбор проблемы. Учащиеся выбирают проблему, над которой им предстоит работать. Так как всегда существует разнообразие вариантов, то эта стадия требует проведения широкого социального исследования, результаты которого помогут отобрать наиболее актуальную проблему.

3 стадия. Сбор информации. Учащиеся делятся на несколько групп, которые могут проводить социологические исследования, изучать материалы средств массовой информации, получать экспертные оценки специалистов. Необходимы разные стратегии при использовании источников. Вначале учащиеся используют просмотровое чтение – они должны определить, имеет ли отношение информация текста к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматривается оглавление, иллюстрации. Схемы и т.д. Если источник заинтересовал ученика в ходе беглого чтения, он переходит к чтению с полным пониманием текста. Таким образом, путем разных стратегий чтения отбираются тексты важные для исследовательской работы по проекту.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы. Полученный материал обрабатывается, выясняются различные способы решения проблемы, выбирается одна из возможных стратегий, разрабатывается программа реализации проекта.

5 стадия. Реализация плана действий команды. Эта стадия имеет два направления действий — собственное участие команды по реализации проекта и обращение к заинтересованным лицам, организациям.

6 стадия. Подготовка к защите проекта. Оформление материала на стендах, которые отражают стадии работы команды над Проектом. Эти стенды могут включать фотографии, рисунки, плакаты, схемы, диаграммы. Также идет подготовка устного выступления команды, в котором важно использовать собранную информацию и показать свое отношение к проблеме проекта. Участники проекта готовятся отвечать на вопросы. Собирается папка документов (портфолио), в которых работа над проектом представлена более подробно. Проекты могут оформляться как путем публичной защиты, так и в письменном виде. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта. Если проект серьезен по проблематике, предполагает углубленное исследование, время его реализации может доходить до нескольких месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде.

7 стадия. Презентация проекта. Устная защита проекта. Устно защищаемый проект должен быть зафиксирован в какой-то форме у исследователя. Это может быть развернутый план, конспектированное изложение проблем, развернутый отчет или видеопленка, что позволит сохранить проделанный учениками труд. Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.

8 стадия. Рефлексия. Анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. Определяются встретившиеся трудности, оценивается вклад каждого участника, выявляются ошибки.

Проектной технологии присуще четкое структурирование содержания с указанием сроков выполнения определенных работ и подведением промежуточных итогов - так дети учатся самостоятельно планировать и руководить своей дея­тельностью.

Далеко не все вопросы проектирования в школьном образовании имеют сегодня достаточно серьезную научную разработку.

Выполнение большинства проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более, частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбирать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам. Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оценивания результатов работы.

Основными принципами проектирования можно назвать: добровольность, учет возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей, интеграцию учебной и внеклассной деятельности, системность.

Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности? Порой сложно определить и грамотно сформулировать ответ на вопрос о том, каковы педагогические цели определенного учебного проекта. Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формули­ровки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка (2-3 позиции). В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, - привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы. Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разрешить обозначенную социально значимую проблему (например, разработать проект письма в ЮНЕСКО о необходимости сохранения исторического памятника в городе... и т. п.);

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в решении чего-либо;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою, точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Ценности, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

· ответственное принятие решения;

· законопослушность (лояльность);

· уважение права;

· терпимость;

· компромисс;

· уважение частной жизни;

· активность участия в общественной жизни;

· стремление к образованию и самообразованию;

· готовность к улучшению общественной жизни.

Проектная деятельность представляет собой в последовательности три основных этапа деятельности:

подготовительный;

основной (реализация проекта);

заключительный (анализ результатов).

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Подготовительный этап распадается на несколько направлений деятельности: содержательную часть, организационную часть и ресурсную часть.

В содержательную часть могут входить следующие элементы — анализ проблемы, выяснение общественного мнения, определение целей и задач, ожидаемых результатов, гипотез, идеологических оснований и принципов, освещение имеющегося опыта. Над монопроектами работает один ученик. Вначале он на уроке сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы учащийся выбрал ее сам. Автор обосновывает мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих товарищей, для учителей своей школы. Уже на этом этапе ясен уровень языковой подготовки ученика, так как автор проекта будет излагать аргументы на иностранном языке. Затем формулируются проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту у него было время подумать, осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание работы. Скорее всего, полностью ученик не справится с этой задачей. На помощь ему должны придти учитель, одноклассники. Вот примерная проблематика по проекту «Английский язык и Англия в моей жизни»:

- изучение английского языка пробудило интерес к английской музыке, кино, литературе, ко всему, что касается Англии.

- я много думал об Англии. И увидел, почувствовал духовное богатство народа. Знакомясь с жизнью современной Англии, я невольно думаю о том, что роднит простых людей Англии России, чем может духовно обогатиться Россия.

- возможно, моя будущая профессия тоже будет связана с иностранными языками.

- я хочу показать связь культур мира. Мне все это нужно для поддержания дружбы, общения, переписки с друзьями.

В организационную часть могут входить: формирование команды (если это необходимо для реализации проекта). Предполагается, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы: определение сроков, представление о последовательности действий, формулировка критериев оценки результативности проекта, распределение ролей, составление детальных графиков. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знание ими других источников кроме учебников. Также очень важно участие в обсуждении учеников, не задействованных в работе над проектами, поскольку они чувствуют себя причастными к исследовательской деятельности, расширяют круг своих интересов, обогащаются новыми реалиями, знаниями. Учитель может выразить свое отношение, согласие или несогласие с выбранной темой проекта и убедительно обосновать свою точку зрения, может посоветовать изменить название, направление.

В ресурсную часть могут входить: материальные ресурсы (требуемые и имеющиеся: техника, канцелярские принадлежности, учебные пособия и словари; анализируются способности школьной базы удовлетворить все потребности, начинается поиск дополнительных ресурсов путем привлечения родителей, общественных организаций и т. п.), финансовые ресурсы (денежные средства, необходимые для реализации проекта), людские ресурсы (определение круга лиц, задействованных в проекте, их творческого потенциала, рассмотрение возможности помощи со стороны взрослых, перспективы привлечение специалистов в качестве консультантов или экспертов).

Основной этап проектной деятельности (действия по реализации намеченных планов).

Заключительный этап (итоговая или рефлексивная часть проекта) проектной деятельности. Итоговая часть проекта призвана акцентировать внимание на характеристики результатов работы. Эта характеристика может быть как количественной, так и качественной. Вторая характеристика более субъективна, но представляется не менее важной, чем первая. Желательно, чтобы формы отчетности по результатам проекта были подготовлены заранее, и на них обращалось внимание в ходе реализации проекта. В итоговой части следует также соотнести ожидаемые результаты (цели и задачи проекта) с реальным положением дел после реализации проекта (или на определенном этапе его реализации).

Реализация проекта может нести самые разнообразные эффекты: обучающий (знание новых понятий и т. д.), воспитательный (формирование культуры, воспитание уважения к иной культуре, развитие гражданской активности среди молодежи); административный (взаимодействие различных участников образовательного процесса, повышения эффективности управления классом, школой).

Оценки проекту могут давать как его разработчики, так и эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги, родители).

Среди критериев оценки проектной деятельности могут быть названы следующие:

· нестандартность и оригинальность решений;

· научный кругозор и теоретическая грамотность;

· самостоятельность суждений;

· общественная значимость;

· логичность и последовательность;

· обоснованность суждений;

· грамотность оформления результатов работы.

Отдельно следует обсудить как положительные результаты проекта, так и то, что не получилось или что можно было бы изменить.

На долю учителя выпадает трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Проектный метод позволяет широко использовать межпредметные связи.

Проектная деятельность МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя с 1999 года функционирует в режиме развития. В связи с все возрастающим интересом общества к изучению иностранных языков, и английского языка в частности, в нашей школе совершенствуется методика обучения языкам. Особое значение мы придаем применению проектных методик в обучении учащихся. Учителя иностранного языка являются активными пропагандистами этого метода в педагогическом коллективе. Они активно делятся своим практическим опытом работы в данном направлении на уроках и во внеурочной деятельности с коллегами. Изучению проблемы был посвящен педагогический совет, круглый стол, заседания методических объединений учителей-предметников. Метод проектов и его применение в обучении учащихся находят широкую поддержку и понимание в педагогическом и ученическом коллективах школы.

Предлагаемые ниже примеры проектной деятельности были осуществлены под руководством автора в течение 2003-2005 учебного года в МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя.

Творческий проект.

Цели: учащимся предстояло не только изучить историю возник­новения различных праздников США, обычаи их празднования, но и заложить собственные традиции.

Учебные предметы: иностранные языки, литература, русский язык, основы журналистики, информатика.

Участники: ученики 9-11 классов, учителя иностранных языков, классные руководители.

Распределение ролей: Менеджер проекта, Креативный директор, Сценаристы, Продюсеры, Художники-оформители, Исполнители.

Продукт: программа праздника для Недели иностранных язы­ков в гимназии, составленная в полном соответствии с традиция­ми англоговорящих стран.

Ход проекта.

Перед началом работы над проектом учителем были предложе­ны четыре темы праздников: Рождество и Новый год, День Свято­го Валентина, Хеллоуин и День независимости. Учащиеся разде­лились на четыре группы по интересам и выбрали одного лидера-координатора. Предварительная работа учителя заключалась в усиленной проработке соответствующей лексики, привлечении дополнительной литературы, организации на уроках устной речи бе­сед по теме. Каждой группе необходимо было подготовить устный доклад по теме, сделать буклет, красочный календарь, подготовить ребусы, какой-нибудь сюрприз и выработать программу тематичес­кого праздника. Ребята добывали сведения о том, как празднуют тот или иной праздник, как украшают жилища, что подают к сто­лу, во что играют и какие песни при этом поют. Кроме того, учащи­еся разослали письма сверстникам в Америку, воспользовавшись электронной почтой, и получили несколько ответных писем. Про­дукты оказались разнообразнее, чем планировалось. Группа Дня Святого Валентина подготовила сценку помолвки Тома Сойера и Беки. Группа Хеллоуина разработала коллекцию маскарадных костюмов. Группа Нового года и Рождества подготовила книгу рож­дественских кулинарных рецептов и показала новую игру: «Pin the red nose on Rudolph».

Презентация. Вся презентация происходила на английском языке. Лидер рассказал о ходе работы над проектом. Каждая груп­па представила свой проект программы праздника и продемонст­рировала его с помощью графопроектора, ответила на многочислен­ные вопросы. После презентации и дискуссии группа экс­пертов, состоящая из лидеров исследовательских групп, составила программу праздника Недели иностранных языков в школе.

Информационно-прикладной проект.

Тема: «Разработка тематических постеров».

Участники: все учащиеся 4 класса, учитель, родители.

Продолжительность: 5 уроков.

Педагогические цели: воспитание социальной активности учащихся, формирования общей и экологической культуры, высокого уровня гражданственности и сознательности.

Роли: Социологи, Художники, Журналисты.

Необходимое оборудование: ПК, множительная техника, бумага, фломастеры, цветная бумага и другие канцтовары.

Ход проекта.

I этап.

Подготовка, определение темы и целей по данной тематике.

II этап.

- Планирование: определение источников информации, определение способа представления результатов (тематические плакаты).

- Распределение задач и обязанностей между участниками (создание плакатов по 4 тематикам):

1) безопасность дома;

2)безопасность на улице;

3) соблюдай чистоту;

4)хорошие привычки.

III этап.

- Исследование проблемы:

1) опрос одноклассников перед написанием плакатов;

2) подбор необходимых иллюстраций к плакатам.

IV этап.

Достижение результатов (работа над фонетикой, лексикой и грамматикой используемого языкового материала).

Написание плакатов-инструкций с иллюстрациями.

V этап.

Представление результатов (защита тематических плакатов-инструкций).

1) Тематический плакат-инструкция «Безопасность на улице» (“Safety in the Street”).

a) Cross the road only when the traffic light shows a green light.

b) Do not play by the road side/

c) Do not talk to strangers.

d) Do not accept gifts from a granger.

2) Тематический плакат-инструкция «Безопасность дома» (“Safety at home”).

a) Do not let strangers into the house.

b) Do not touch electrical wires or electrical sockets.

c) Do not play with fire.

d) Do not play with bottles of medicine.

3) Тематический плакат-инструкция «Соблюдай чистоту!» (“Be clean!”).

a) Brush you teeth in the morning and before you sleep.

b) Remember to bathe every day.

c) Trim your nails.

d) Wash your hands before you eat.

e) Be clean and tidy.

4) Тематический плакат-инструкция «Хорошие привычки» (“Good habits”).

a) Help Mummy and Daddy with the housework.

b) Save water and electricity.

c) Do not throw your litter on the ground; place it in the rubbish bins.

d) Do not sit too close while watching TV.

e) Help people in need.

Каждая группа учеников (2-3 человека) защищает свой плакат, наглядно иллюстрируя каждую инструкцию.

Информационно-ролевой проект.

Тема: «Создание видео фильма о Центральном универмаге».

Участники: все учащиеся 4 класса, учитель, родители.

Продолжительность: 5 уроков.

Педагогические цели: воспитание самостоятельности учащихся, формирование исходных элементарных коммуникативных умений в четырех видах деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Роли: Социологи, Художники, Журналисты.

Необходимое оборудование: видеомагнитофон с кассетой видеофильма о Центральном универмаге; фотографии о посещении Центрального универмага; карточки для конкурса на знание лексического материала по темам «Одежда», «Продукты»; карточки для проверки аудирования рассказа о британских магазинах; изображения лондонских магазинов.

Ход проекта.

I этап.

- Подготовка, определение темы и целей по данной тематике.

- Знакомство с Центральным универсальным магазином.

II этап.

- Планирование (определение источников информации, определение способа представления результатов (видеофильм о Центральном универсальном магазине).

- Распределение задач и обязанностей между участниками (ведущий, телекомментаторы, работающие в различных отделах почтамта).

III этап.

- Исследование проблемы (определение формы подачи материала - рассказ телеведущих об отделах универмага, подбор необходимых наглядных материалов (микрофоны, различные предметы из отделов).

IV этап.

- Достижение результатов (работа над фонетикой и лексикой используемого материала);

- Осуществление съемки в различных отделах Центрального Универмага.

V этап.

- Представление результатов. (Показ видеофильма о работе различных отделов Центрального универмага на уроке.)

Pupils watch the video-film about different departments of our Central Department Store.

Teacher: Dear pupils. You'll have the possibility to see our Cen­tral Department Store. Our TV commentators will tell you about differ­ent departments of it.

Video-film

1-й кадр (The 1st TV commentator)

Dear friends. Today we'd like to tell you about our Central Depart­ment Store. My friends will help me in this. Look at our Central De­partment Store. It is a tall and beautiful building. Let us enter it. There are many different departments here.

2-й кадр (The 2nd TV commentator) Toy department

If you want to buy different toys and something for children, visit "Toy department". This department is situated O n the first floor of this building. You can find beautiful dolls, wonderful balls and many other things for your children.

3-й кадр

The 3d TV commentator)

Hat department

If you want to buy different hats for men or women, come to this department. This department is situated on %e second floor of this building. You can find soft (hard) felt hats for item, beautiful berets and straw hats for women there.

4-й кадр

(The 4th TV commentator) Sports goods department

If you want to buy different sports goods, visit this department. Sports goods department is situated on the third floor of this building. You can find everything for sport: balls, chessboards, sport suits and many other things.

IX. The conclusion of the lesson.

Teacher Thank you for your excellent work. Your marks are excellent too.

1. You can tell about our Central Department Store.

2. You can listen to the text on this topic and understand it.

3. You can take part in the project

Телекоммуникационный проект как особый вид учебного проекта

Всемирная сеть – это выход в мировое пространство, это возможность получения информации из ведущих научных и образовательных центров, виртуальных библиотек, возможность общения с носителями языка. Но чтобы все эти возможности стали реальностью, необходимо практическое владение английским. Одним учебником, даже самым удачным, учебно-методическим комплектом не обойтись, если мы действительно озабочены созданием наиболее благоприятных условий для языкового образования учащихся. Вполне естественно, что при таких условиях организации учебного процесса компьютер становится незаменимым помощником учителя. В настоящее время в распоряжении учителя имеется большое количество разнообразных электронных средств обучения, таких, например, как CD-ROM диски с многочисленными и подчас весьма интересными курсами иностранного языка. Компакт диски несут большое количество информации, не говоря уже об информационных ресурсах Интернет.

Свободный доступ к информационным ресурсам и услугам сети позволяет расширить информационно-образовательное пространство до уровня мирового образовательного пространства.

Однако, прямой вход в Интернет на уроке практически невозможен, поскольку вряд ли можно найти какое-то приемлемое количество кабинетов иностранного языка в российских школах, оборудованных достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет.

Реально мы можем рассчитывать на возможности Интернета обеспечивать нас текстовой, графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией.

Проект, выполняемых с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и WWW (сеть Интернет-сайтов) -особый тип проекта – телекоммуникационный. Такие проекты почти всегда носят межпредметный и, часто, международный характер.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов бывают такими, что их выполнение совершенно естественно требует привлечения средств компьютерной телекоммуникации. При использовании телекоммуникаций в отечественной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали:

- интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами;

- межшкольные литературные журналы, газеты и т. п.;

- проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и статистическую обработку;

- экологические проекты;

- совместное написание литературных произведений различных жанров;

- сравнительное изучение курсов истории, географии и т. д. преподающихся в школах разных стран;

- изучение и анализ спортивных результатов и проведение совместных спортивных мероприятий.

Ряд телекоммуникационных проектов в развитых странах инициируется научными центрами, которые обращаются к школьникам, имеющим опыт элементарной исследовательской деятельности, с предложениями включиться в работу по наблюдению за звездным небом, климатом, экологическими загрязнениями и т. п.

Известна серия международных проектов, выполненных в Интернете под руководством В. Гезергуда, сотрудника Иллинойского университета, США. Эти проекты посвящены осмыслению современной молодежью литературных произведений. Одна группа проектов носит название «Проекты знакомства с культурой», другая - «Литературная персонификация». Их общая цель - помочь детям и учителям в разных странах мира расширить их понимание окружающего, понять сходство и различия между культурами разных) народов.

Пример телекоммуникационного проекта, выполненного учащимися МОУ СОШ № 21.

Тема: «Образование и карьера».

Участники: учащиеся 8 класса, учителя английского языка, информатики, педагог-психолог, классные руководители, родители.

Продолжительность: 3 месяца.

Педагогические цели: воспитание сознательного отношения к выбору будущей профессии, развитие самостоятельности, умения работать с партнерами, быть членом команды при решении различного рода задач, умения использовать информационные технологии, в том числе и возможности Интернета.

Роли: Социологи, Журналисты, Дизайнеры.

Презентация выполнена в программе Power Point. Она состоит из 17 слайдов. Основными из них являются 14.

Цель работы: Как мы планируем построить нашу жизнь? Выбранная нами тема актуальна, т.к. она касается лично каждого из учащихся.

Мы исходили из того, что базовым конструктором, вокруг которого выстраивается мировоззрение человека, является цель жизни. В подростковом возрасте цель жизни почти всегда принимает форму образа будущей профессии. Поэтому умение самоопределяться в профессиональной сфере, формирование своего профессионального будущего представляется нам как конструирование своей цели жизни.

Была проделана большая подготовительная работа. Сначала был определен круг заинтересованных лиц (включая участников проекта) среди которых оказались: старшеклассники, родители, школьный педагог-психолог, классный руководитель, администрация школы. Они и стали нашими респондентами и консультантами.

Между членами команды были распределены обязанности и составлены индивидуальные планы действий. Вся работа над проектом состояла из нескольких этапов:

- зарождение идеи;

- ее развитие;

- детальное осмысление проблемы;

- разработка курса действий;

- реализация проекта на практике

- оформление презентации.

В начале работы были выявлены жизненные ценности подростков участвующих в проекте. Внимание было сосредоточено на проблеме, которую предстояло решить, а также на тех обстоятельствах, которые мешают или помогают нам достичь желаемого.

Работа с целями помогла участникам проекта понять, каким они хотят видеть свое будущее. Учащиеся пытались оценить имеющиеся у них ресурсы, составить список альтернатив, оценить их и сделать выбор.

Обобщая проведенное исследование, школьники выделили факторы успеха в планировании жизненной и профессиональной карьеры. Справиться с этими им помог спецкурс предпрофильной подготовки «Я и мои пути самоопределения», который изучается в нашей школе. Участниками проекта была сделана попытка, выстроить проект в логической последовательности.

Работа над проектом они научились (по мнению самих учащихся):

1. планировать свою деятельность;

2. работать в команде;

3. использовать навыки работы с компьютером при изучении школьных дисциплин;

4. делать обратный перевод с русского на английский язык;

5. пользоваться справочной литературой и словарями в.ч. и электронными;

6. составлять и оформлять презентацию с использованием спецэффектов и многому другому.

Ожидания учащихся, участвовавших в проекте, оправдались. Наставники подсказали восьмиклассникам новые методы исследования проблемы и помогли их применить, поэтому они не чувствовали себя беспомощными при выполнении проекта. Все к кому школьники обращались за помощью или советом откликались с большой заинтересованностью. Работа группы над проектом даже была освещена на страницах нашей школьной малотиражной газеты «Доживем до перемены». Работа над проблемой была интересным путешествием в мир профессий, на который учащиеся посмотрели через своеобразную призму. В конце работы над проектом его участники пришли к выводу, что вся наша жизнь – проект (перефразируя Шекспира).

Заключение

Итак, можно выделить две ведущие линии в осуществлении проектной методики при обучении иностранным языкам. Оба направления одинаково важны. Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему проекта. Выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе этой исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формулируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты. Ученик способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации.

Вторая линия предусматривает изложение средствами ИЯ хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими. В этом аспекте работы учащиеся демонстрируют уровень владения ИЯ в его содержательном плане, в знании лингвистической системы и адекватном и корректном ее применении. Предстает ясная картина того, чему ученик научился в процессе овладения ИЯ.

Опыт использования школьных проектов свидетельствует о высоком уровне обученности учащихся ИЯ. Словарь работ богат и разнообразен, включает общенаучную лексику, терминологию, богат синонимами, эмоционально окрашенной лексикой. По всем параметрам такие школьные проекты можно считать исследовательскими, самостоятельно выполненными и дать им название «школьные исследовательские проекты».

В завершении следует напомнить что, каждый проект имеет следующее содержание:

1. Тема проекта.

2. Сведения об участниках проекта.

3. Краткая справка по проекту:

- актуальность проекта;

- цель и задачи, проблема проекта;

- ожидаемые результаты проекта;

- предмет проектирования (это то, что проектируется);

- объект проекта;

- научная новизна проекта;

- использование результатов проекта;

- содержание предполагаемой деятельности;

- обоснование проекта;

- реальность и сроки выполнения.

Одним словом, каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией.

Таким образом, кратко рассмотрев подходы к основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе, что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проекта совершенно очевидно вытекает, что проект многогранен, эффективен и перспективен.

Подведем некоторые итоги [23]. Проект – это метод обучения. Он может быть использован на уроке и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому очень полезен.

Проект (проектирование) – это содержание обучения. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект – это форма организации учебного процесса.

Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, позволяющая органично соединять несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Краткий словарь терминов.

1. Актуальность проекта – насколько значима социальная проблема, решению которой призван способствовать проект.

2. Жизнеспособность проекта – основные инструменты оценки: социальное прогнозирование, социальная диагностика, экспертные методы.

3. Задачи проекта – это конкретные пункты проекта, которые предстоит реализовать (вытекают из цели);

4. Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы.

5. Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам.

6. Методы исследования – основные способы проведения исследования.

7. Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного).

8. Оппонент – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочеты.

9. Ожидаемые результаты – что изменится в социальном окружении, в жизни людей в результате осуществления проекта, т.е. к каким социальным последствиям приведет реализация проекта.

10. Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

11. Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

12. Рецензент – на защите проекта учащийся или педагог (специалист, представивший рецензию на подготовленный проект).

13. Руководитель проекта – педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы.

14. Содержание работы – конкретные действия в ходе реализации проекта. Определяются основные стадии реализации проекта с указанием поэтапности работ, сроков и важнейших результатов.

15. Структура проекта – последовательность этапов проекта. Обязательно включает в себя постановку проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации, изготовление продукта, его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта.

16. Формулировка проблемы – необходимо точно представлять:

- чья это проблема (кого она касается, что это за люди или организации);

- каковы масштабы проблемы;

- поддается ли проблема решению;

- что будет, если проблема не найдет решения.

17. Цель проекта – модель желаемого конечного результата (то, что мы хотим достичь в ходе реализации проекта).

Список использованных источников.

1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам//Иностр. языки в школе. – 2001, № 4. С.5-8.

2. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Гальскова Н.Д. И лингводидактика, и методика обучения иностранным языкам.//Иностр. языки в школе. – 1997, № 6. С. 15-19.

4. Гальскова Н.Д. Условия изучения иностранных языков и их влияния их на цели обучения.//Иностр. языки в школе. – 1994. № 4. С. 7-12.

5. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков.//Иностр. языки в школе. – 2000. № 5. С. 6-8.

6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. - № 6.

7. Дьюи Дж. Демократия и образование. – М., 2000.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Директор школы. – 2003. - № 10.

9. Краевский В.В.Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.

10. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

11. Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях//Иностр. языки в школе. – 2001. № 2. С. 4-5.

12. Ломакина О.Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза. – Волгоград. Перемена. 2003. 298 с.

13. Мурашковская И.Н. Неделя проектов//Школьные технологии. 2000. № 1. С. 183-188.

14. Назарова Т.С. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI века//Школьные технологии. 2000. № 5. С. 195-199.

15. Недбай В.В. проектная методика как фактор развития информационной компетенции на уроке иностранного языка в средней школе / http ://2001/ pedsovet / alledu . ru /.

16. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Школьные технологии. 2000. № 2. С. 43-52.

17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.

18. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка.//Иностр. языки в школе. – 2000. – № 1.

19. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр. языки в школе. - 2000 - № 2. С. 3-10; № 3. С. 3-9.

20. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов//Наука и школа – 1997. № 4.

21. Пахомов В.П. «Кинель-Черкасские варианты проекта «Гражданин».

22. Раппопорт А.Г. Границы проектирования //Вопр. методологии. - 1991. № 1. С. 19-37.

23. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2004, с. 80.

24. Сиденко А. Эксперимент в школе //Народное образование – 2000. № 9. С. 153-158.

25. Старовойтова И.Ю. метод проектов / http:// sapr. tstu.ru

26. Управление человеческими ресурсами НКО: курс лекций. Под ред. Центра поддержки НКО. – М., - 2002.

27. Управление качеством образования /Под ред. М.М. Поташника.– М., Педобщество России, 2000.

28. Хуторский А.В. Oпределение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового похода к конструированию образовательных стандартов: Докл. на Отделении философии образования и теоретич. Педагогики РАО. http: // www . eidos . ru / news / cmpet . htm .

29. Чечель И.Л. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула //Директор школы. – 1998. - № 3.

Словари

30. Большой экономический словарь /Под. Ред. А.Н. Азрилияна. М.: фонд «Правовая культура», 1994. 528 с.

31. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

32. Краткий философский словарь /Под ред. А.П.Алексеева. М.: Проспект, 1997, 400 с.

33. Современный словарь иностранных слов: около 20000 слов. М.: Рус.яз., 1993. 740 с.

34. Толковый словарь управленческих терминов. М.: Аланск, 1994. 306с.

Приложение 1.

Советы и рекомендации участникам школьного проекта:

• не берите работы больше, чем могли бы выполнить;

• работайте в тесном сотрудничестве, будьте единым коллективом, помогайте друг другу;

• успех работы во многом будет зависеть от общественного мнения, не пренебрегайте им;

• не стремитесь к идеальному и безупречному результату;

• не опускайте руки при неудачах; ошибки и трудности — неизбежные спутники любой деятельности, в том числе и проектной;

• не старайтесь добиться поставленной цели любыми путями, помните, что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу;

• будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, не словами;

• будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решения;

• проект должен создаваться для людей, а не ради проекта, не увлекайтесь формальной стороной работы, но и не забывайте о ней;

• предварительно разработанные планы можно менять, но не постоянно, иначе ваш проект превратится в череду изменений много сил и времени будет потрачено напрасно;

• помните о своих целях и ожидаемых результатах;

• не бойтесь признаваться в ошибках и исправлять их;

• установите атмосферу доброжелательности в своем коллективе

• не забывайте о принципах демократии, лидеры не должны превращаться в тиранов.

Это лишь общие советы, которые, разумеется, не претендуют на

универсальность.

Приложение 4.

Приложение 1

Темы проектной работ (из опыта МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя).

1. Английский язык и Англия в моей жизни.

2. Английский и американский английский: один или два языка?

3. Гарри Потер: загадка мирового бестселлера. Сенсация?

Или чего хотят современные дети?

4. Исследование ценностных ориентации современных подростков.

5. Как сделать школьную газету?

6. Английский Как празднуют Новый год В России и в Англии?

7. Какой быть молодежной лексике?

8. Какой быть школе будущего?

9. Конституция России и Конституция США.

10. Красота спасет мир.

11. Личные коллекции учащихся.

12. Люди и политика.

13. «Mass-media»: репортаж из издательства.

14. Молодежный жаргон: норма или антинорма?

15. Ставрополь и ставропольцы (лингвострановедческий проект).

16. Моя безопасность.

17. Мои спортивные достижения.

18. Мой любимый футбольный клуб.

19. Мой любимый театр (на иностранном языке).

20. Молодежный сленг в современной английской речи.

21. Мое заграничное путешествие.

22. Мы – чемпионы Кубка Норвегии!

23. Наш дом. Наш двор.

24. Наши истоки. Родословная.

25. Образование и карьера.

26. Откуда пошел футбол?

27. Право ребенка на труд и пути его реализации в Ставрополе.

28. Проект города будущего.

29. Презентация школы на основе современных информационных технологий.

30. Реклама в сети Интернет.

31. Свет. Что он значит в нашей жизни?

32. Современная королевская семья.

33. Создание программы школьного фестиваля искусств.

34. Страны, культуры, языки в нашей жизни.

35. Утилизация промышленных отходов.

36. Шерлок Холмс в городе будущего.

37. Школа, в которой я бы хотел учиться.

38. Школа принимает гостей.

39. Экологическая проблема современности.

40. Я и мой друг по переписке.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  306  307  308   ..