Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  273  274  275   ..

 

 

Учебно-методическое пособие зе m ельное право для студентов специальности 030501 Юриспруденция

Учебно-методическое пособие зе m ельное право для студентов специальности 030501 Юриспруденция

№3826


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Таганрогский государственный радиотехнический университет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЗЕ M ЕЛЬНОЕ ПРАВО

Для студентов специальности

030501 Юриспруденция

ФЭМП

Таганрог 2005

I. Цели и задачи дисциплины

Осуществление социально-экономических преобразований, проводимых в настоящее время в России, переход к рыночной экономике самым непосредственным образом связаны с коренными изменениями земельного строя, сложившегося на базе монополии государства на землю и другие природные ресурсы, исключительной государственной собственности на них.

Реформирование земельных отношений в России началось в 1990 году с принятием Закона РСФСР «О земельной реформе». В 1991 году был принят Земельный кодекс РСФСР, установивший разнообразие форм собственности на землю, в том числе и частную собственность. Всего же с 1990 г. по 2001 год был принят 41 федеральный закон, 33 указа Президента и около сотни постановлений правительства. Кроме того, свои законы принимали и регионы.

Таким образом, к 2001 году земельное законодательство представляло собой конгломерат несистематизированных правовых актов различного уровня, зачастую противоречащих друг другу. Однако эти 10 лет не прошли в пустую. Была ликвидирована монополия государственной собственности на землю, создан новый класс земельных собственников, каковыми стали 45 миллионов человек. В собственность гражданам и организациям передано 130 миллионов га земли. Земля была готова к тому, чтобы вступить в полноценный оборот, стать товаром.

Сегодня Россия имеет реальную возможность наконец-то законодательно разрешить ключевой для страны вопрос о земле. Тем самым будет сделан решающий шаг на пути создания экономически оправданного землепользования, а главное, будет дан могучий толчок экономическому подъему на селе.

В свое время реформы Александра II и Петра Столыпина, преобразования первых лет советской власти во многом потерпели неудачу из-за нерешенности земельных отношений.

Коренные преобразования земельных отношений, произошедшие за последнее десятилетие, нашли отражение и законодательное закрепление в Земельном кодексе, введенном в действие Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.

Земельное право Российской Федерации представляет собой систему норм права, регулирующих поземельные отношения в нашей стране.

Актуальными задачами дисциплины являются: изучение земельного права как совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли как природного ресурса; организация рационального использования земель; правовое регулирование улучшения и воспроизводства плодородия почв; охрана прав и законных интересов субъектов земельных отношений. Глубокое изучение земельного права необходимо, прежде всего, потому что земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Обновление земельного законодательства не ограничивается и не завершается принятием более совершенного Земельного кодекса, учитывающего условия земельной реформы. Углубление земельных преобразований диктует необходимость дальнейшего совершенствования земельного законодательства, принятия новых законодательных и иных нормативных правовых актов, призванных создать прочную правовую основу укрепления и развития существующего земельного строя.

Приступая к изучению земельного права, следует иметь в виду большую социальную значимость коренных преобразований, происходящих в данной сфере общественных отношений.

II. Государственный стандарт дисциплины

Земельные правоотношения; право собственности на землю и другие природные ресурсы; правовые формы использования земель; правовая охрана земель; ответственность за земельные правонарушения; правовой режим земель сельскохозяйственных предприятий; кооперативов, ассоциаций; правовой режим земель крестьянских хозяйств; правовой режим земель, городов и других населенных пунктов; правовой режим земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения; правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования; правовой режим земель водного фонда и право водопользования; правовой режим земель, природного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

III. Содержание теоретического курса

Тема 1. Предмет, система, источники и принципы

земельного права

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, – земельные отношения. Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования во многом определяется их объектом – землей, являющейся и природным объектом, и природным ресурсом, и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом пространственной деятельности. Особенности земли порождают и специфику земельных правоотношений. Характерными особенностями земли как единственного, неповторимого и ни с чем не сравнимого природного объекта являются ее пространственная ограниченность, неперемещаемость, незаменимость, а также способность при рациональном ее использовании к увеличению ее бесценного качества – плодородия, что имеет первостепенное значение для сельского и лесного хозяйства и для общества в целом. Особенности земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Основными принципами земельного законодательства являются:

- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека;

- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, затрагивающих их права на землю;

- единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов;

- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

- платность использования земли;

- деление земель по целевому назначению на категории;

- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

- дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Вопрос о методе правового регулирования в теории права является дискуссионным, но, судя по всему, наиболее распространенным является мнение о том, что праву присущи три основных метода – запрет, предписание и дозволение, посредством которых государство осуществляет императивное либо диапозитивное регулирование.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Под земельным правом, как учебной дисциплиной, понимается система знаний о земельном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь, в юридических.

Следует отметить, что системы земельного права как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины далеко не полностью совпадают. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: общая и особенная части, а земельное право как наука и учебная дисциплина – трехчленное: общая, особенная и специальная части.

Система земельного права как учебная дисциплина совпадает с системой его как науки и определяется учебными программами соответствующих учебных заведений.

Под источниками права вообще, в том числе и земельного права, в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общественными. Следовательно, чтобы то или иное правило поведения было признано источником права, в данном случае земельного, оно должно быть облечено в строго определенную, правовую форму закона, указа, постановления, инструкции и т.п.

Поскольку земельные отношения регулируются не только нормами земельного права, но и нормами других отраслей, большое число среди его источников занимают нормы, содержащиеся в смежных отраслях права – гражданском, административном, аграрном и др.

Большое место среди источников земельного права занимают законы, т.е. нормативные акты высшей юридической силы, создающие легальную основу правового регулирования земельных отношений. Многие нормы земельного права содержатся в кодифицированных законодательных актах: Земельном, Водном, Лесном кодексах. Составной частью источников Российского земельного права являются международно-правовые акты, нормы которых так или иначе регулируют земельные отношения внутри страны. Такие нормы, согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение.

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законодательством, применяются правила международного договора.

Конституция Российской Федерации – основной источник земельного права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.

Тема № 2. Земельные правоотношения и земельно-правовые нормы

Земельные правоотношения – это отношения в сфере использования и охраны земли, урегулированные нормами земельного и смежных с ним отраслей права.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам земельных правоотношений, объектам и др. Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация земельных правоотношений, так как характер их участия в этих отношениях претерпел существенные изменения. Так, если раньше субъектом права собственности на землю выступало только государство (по общим началам землепользования и землеустройства 1928 г. – Союз ССР), то в соответствии с действующим законодательством субъектами права собственности являются и Российская Федерация, и ее субъекты, и муниципальные образования, и граждане, и юридические лица. Изменился не только круг субъектов земельных правоотношений, но и сама их правосубъектность. Так, если раньше граждане и юридические лица могли выступать лишь в качестве землепользователей, то ныне они могут быть и полноправными собственниками соответствующих земельных участков, права которых охраняются и защищаются государством и всей правовой системой, в том числе и Основным законом страны – Конституцией Российской Федерации.

Как уже отмечалось, участниками земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства. Степень и характер их участия в земельных правоотношениях далеко не одинаковы.

Содержанием правоотношений вообще, в том числе и земельных, являются права и обязанности участников этих отношений.

Содержание правоотношений в сфере собственности на землю определяется такими правомочиями собственника, как право владения, пользования и распоряжения землей. Основанием возникновения изменения и прекращения земельных, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству правовые последствия.

Основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть и такие юридические факты, как добровольный отказ от земельного участка; его продажа в порядке, установленном действующим законодательством; истечение срока, на который был предоставлен земельный участок; прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства; смерть гражданина – собственника земельного участка, землевладельца, арендатора, землепользователя и другие юридические факты, предусмотренные действующим законодательством.

В сфере земельных правоотношений предусмотренные нормами Гражданского кодекса основания возникновения и прекращения гражданских прав и обязанностей имеют далеко не такое же значение, как в гражданских правоотношениях. Так, договор, являющийся в гражданских правоотношениях наиболее распространенным и, можно сказать, универсальным основанием их возникновения и прекращения, в сфере земельных правоотношений играет значительно меньшую роль, несмотря на то, что область его применения в связи с отменой монополии государства на землю значительно расширилась. Договор ныне является правовой формой совершенствования сделок купли – продажи, дарения, залога земли, чем ранее до 90–х годов. По ныне действующему законодательству договор в сфере земельных отношений не стал главным и универсальным основанием их возникновения и прекращения. В силу специфики земельных правоотношений основанием их в настоящее время в большинстве случаев является не договор, а административный акт компетентных органов государственной власти. Наследование земли может иметь основанием одностороннюю сделку – завещание.

В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. С отменой монополии государства на землю Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» вопрос о формах собственности на землю приобрел особую актуальность и социальную значимость как один из основных вопросов осуществляемых земельных преобразований.

Под собственностью в экономическом смысле понимают ту или иную форму присвоения предметов природы, орудий и средств производства, предметов потребления. Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемых законом интересам других лиц. В ст.209 ГК РФ особо оговорены такие правомочия собственника, как его право отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Это право в субъективном смысле. Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношение собственности и составляющих самостоятельный институт этой или иной отрасли права, в данном случае – российского земельного права.

В Земельном кодексе РФ (ст.15) предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ и иных установленных особо территориях РФ. Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности.

Согласно ст.244 ГК РФ под общей собственностью понимается нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность может быть долевой или собственной.

Гражданский кодекс (ст.214) дает определение государственной собственности РФ. Вопрос о разграничении государственной собственности на землю и другие природные ресурсы является одним из важнейших, имеющих общегосударственное значение. Он связан и обусловлен самим федеративным устройством нашего государства, правами РФ ее субъектов и муниципальных образований на указанные природные объекты и ресурсы.

Право собственности хотя и основное, но далеко не единственное право на землю. Наряду с правом собственности действующее законодательство предусматривает и иные вещные права на землю: права пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования.

Тема № 3. Прекращение и ограничение прав на землю

Под отчуждением собственником своего земельного участка понимается его продажа. Безвозмездная передача, а также приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Ст.224 ГК РФ устанавливает следующие случаи принудительного изъятия у собственника имущества:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам;

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. Здесь, как правило, речь идет о тех случаях, когда собственник завладел имуществом незаконно, а также о тех случаях, когда в силу вновь принятых законодательных актов собственник теряет право на объект собственности. Ст. 238 ГК РФ устанавливает, что в общем случае такое имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество (земельный участок), не отчуждено собственником в эти сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы, либо передаче в государственную или муниципальную собственность, с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества;

3) ст.242 ГК РФ определяет реквизицию, как изъятие в интересах общества имущества у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

4) ст. 243 ГК РФ предусматривает конфискацию – принудительное безвозмездное изъятие имущества (в случаях, предусмотренных законом), у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения;

5) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п.4 ст.252, п.2 ст.272, ст.282, ст.285, ст.293 ГК РФ. Следует иметь в виду, что прекращение и переход права собственности на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ст.53 ЗК РФ устанавливает два существенных момента: отказ от права пользования участком не означает автоматического прекращения этого права; распоряжение данным участком осуществляет исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается:

1) при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленных ст.7 и 8 ЗК НФ;

2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и т.д.;

4) систематическом невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращение других процессов, ухудшающих состояние почв;

5) систематической неуплате земельного налога;

6) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в указанных целях в течение 3-х лет, если более длительный срок не установлен федеральными законами, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое пользование.

Сроки осуществления строительства на уровне федерального законодательства в настоящее время не устанавливаются.

Чрезвычайные обстоятельства, по общему правилу, должны быть подтверждены документально: пожар – подразделением МВД РФ, наводнение – подразделением МЧС РФ и т.д.;

7) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными ст.55 ЗК РФ;

8) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.51 ЗК РФ;

9) решении о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п.2 ст.45ЗК РФ, принимаются судом в соответствии со ст. 54 ЗК РФ.

Разумеется, в п.3 ст 45 ЗК РФ речь идет о возможности принятия такого решения судом, а не об обязательности принятия решения (даже при наличии определенных оснований). Суд является независимым органом и решение принимает на основании исследования документов и обстоятельств дела.

Тема 4. Земельное правонарушение

С учетом положений ЗК РФ законодательством необходимо установить нормативы загрязнения, превышение которых может считаться земельным правонарушением.

Ст. 95-100 ЗК РФ являются отсылочными, поэтому кроме рамочных требований этих статей следует руководствоваться требованиями и положениями соответствующих федеральных законов.

Систематическим невыполнением обязательных мероприятий и неуплатой налогов является совершение нарушений более двух раз. В отношении обязательных мероприятий констатация факта систематического их невыполнения может быть произведена на основании извещений или предупреждений соответствующих контролирующих органов.

Земельный налог в настоящее время уплачивается дважды в год – 15 сентября и 15 ноября. Заинтересованные лица имеют право требовать принудительного прекращения прав безвозмездного срочного пользования земельным участком только в том случае, если налог не вносился более года.

Тема 5. Государственное регулирование использования

и охраны земельных ресурсов

Под земельными ресурсами понимаются все земли в пределах государственных границ Российской Федерации. Ранее, в условиях национализации земли и исключительной государственной собственности на землю, и в законодательстве, и в литературе говорилось о едином фонде. В условиях же отменены монополии государства на землю и введения многообразия форм собственности на нее, говорить о едином земельном фонде представляется неправильным, хотя и по настоящее время такие утверждения встречаются. Вместе с тем определенные функции по регулированию использования и охраны всех земельных ресурсов, в том числе и не являющихся объектами его собственности, государство, несомненно, осуществляет. Классификация земель может быть произведена по различным основаниям: по их роли в процессе производства, правовому режиму и др. Особо важное значение имеет классификация земель по их целевому назначению. По данному основанию все земли Российской Федерации подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли поселений;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения косметической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Приведенный состав земель Российской Федерации определен ст.7 Земельного кодекса РФ. Согласно ст.8 отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении:

- земель, находящихся в федеральной собственности Правительства Российской Федерации,

- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- земель, находящихся в муниципальной собственности, за использованием земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

- земель, находящихся в частной собственности и являющихся землями сельскохозяйственного назначения, – органами исполнительной власти субъектов РФ; землями иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Нарушение установленного Земельным кодексом и федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признание недействительными актов об отнесении земель к конкретным категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Под государственным регулированием понимается организационно-правовое и экономическое воздействие государства на использование и охрану земельных ресурсов.

С переходом к рыночной экономике произошло коренное изменение форм и методов государственного регулирования использования и охраны земельных ресурсов – их содержания и соотношения. Получили широкое применение экономические методы воздействия и в сфере земельных отношений, где раньше безраздельно господствовали административные методы. Вместе с тем в условиях рыночной экономики и отмены государственной монополии на землю говорить о преимуществах экономических методов государственного регулирования данной сферы отношений и, тем более, о замене административных методов экономическими не приходится. В силу специфики регулируемых отношений здесь, несмотря на широкое применение экономических методов, в том числе платы за землю, экономического стимулирования рационального использования земель, существенную роль играют административные методы. Об этом, в частности, свидетельствует и принятие Федерального закона от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», определившего полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в данной области. Государственное регулирование использования и охраны земель осуществляют органы государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Государственным же управлением за использованием и охраной земельных ресурсов в узком смысле занимаются органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекты РФ. Эти органы обычно подразделяются на органы общей и специальной компетенции. В число органов специальной компетенции, осуществляющих непосредственное управление использованием и охраной земельных ресурсов, входят Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и др.

В Земельном кодексе РФ (ст.9, 10, 11) определены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Кроме того, предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации», Министерство имущественных отношений является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

- приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами;

- регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности;

- координацию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России» установлено, что Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющая специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России являются:

1) осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;

2) ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции – государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета);

3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

4) организация и осуществление землеустройства;

5) организация и осуществление мониторинга земель;

6) организация и осуществление прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах ее компетенции;

7) участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и др.

Важную роль в регулировании и охране земельных ресурсов играют органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает комплекс мероприятий, направленных на решение этих задач.

Органы местного самоуправления, согласно ст.131 Конституции Российской Федерации, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.


Тема 6. Ответственность за правонарушения

в области охраны и использования земель

К земельным правонарушениям относятся действия (или бездействие), заключающиеся:

- в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

- самовольном занятии земельного участка;

- использовании земельного участка не по целевому назначению;

- нарушении сроков возраста временно занимаемых земель, неприведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов без соблюдения установленных требований;

- нарушении утвержденной градостроительной документации при предоставлении земель;

- уклонении от исполнения или несвоевременное исполнение пред-писаний контролирующих органов;

- самовольном строительстве;

- нарушении установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- систематическим невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

- систематическом невнесении платежей за землю (кроме случаев, касающихся сделок с землей);

- нарушении сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков, выдачи документов, удостоверяющих права на землю;

- воспрепятствовании проведению инвентаризации земель;

- уничтожении межевых и информационных знаков;

- самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы.

В Земельном кодексе РФ состав земельных правонарушений не расшифровывается и не детализируется. Это является прерогативой органов государственной власти, имеющих право на проведение земельного контроля, а также уголовного и административного законодательства. Так как точная квалификация земельных правонарушений имеет определяющее значение при констатации факта нарушения и применения к нарушителю финансовых и иных санкций, предусмотренных законодательством.

Статья 76 Земельного кодекса РФ не содержит ссылок на порядок определения размера ущерба, подлежащего возмещению. В данном случае могут быть использованы общие подходы, в частности, указанные в главе Земельного кодекса РФ. Таким образом, в Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрены четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и возмещение убытков.

Однако, помимо названных, действующему законодательству известна и материальная собственность, отличающаяся от имущественной ответственности по гражданскому праву.

Кроме того, в литературе давно ставится вопрос о наличии особой земельно-правовой ответственности, выражающейся в изъятии земельного участка у землепользователей за систематическое нарушение земельного законодательства.

Должностные лица и граждане, совершившие земельные правонарушения, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Предприятия, организации и учреждения за совершенные земельные правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

В Земельном кодексе РФ (ст.74) предусмотрено, что должностные лица и работники организаций, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством.

Нормы о дисциплинарной ответственности содержатся и в Законе «Об охране окружающей природной среды» (п.2 ст.82).Вопросы имущественной ответственности регулируются ст. 16, 45, 1064, 1079 ГК ОФ. В земельном кодексе РФ (ст.76) предусмотрено, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный ими в результате земельных правонарушений.

Кодекс об административных нарушениях (КоАП) за земельные правонарушения предусматривает ответственность в зависимости от вида и тяжести правонарушения и последствий от ½ МРОТ до 100 МРОТ.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом РФ (ст.170, 254, 262).

Так, ст.170 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную сделку с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения – наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, те же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до 3-х лет или лишением свободы на тот же срок. Деяние, предусмотренные частями первой и второй ст.254 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от 2-х до 5 лет.

Тема № 7. Правовой режим промышленности

Землями промышленности, согласно статье 88 Земельного кодекса РФ, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения указанной деятельности могут представляться земельные участки для размещения производственных, административных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаются санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. Размеры земельных участков, отводимых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно-технической документацией.

Что же касается отвода земельных участков организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, то предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых осуществляется после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее обработанных земель. Особо ценные сельскохозяйственные угодья предоставляются, как это предусмотрено статьей 793 Земельного кодекса РФ, после обработки других сельскохозяйственных земель в границах горного отвода.

Тема 8. Правовой режим земель водного фонда и

право водопользования

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли водоохранных зон этих объектов и земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Земли водного фонда, согласно статье 102 Земельного кодекса РФ, могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природохозяйственных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. Для охраны питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в границах которых вводится особый правовой режим использования земель.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством. Статьей 5 Водного кодекса РФ установлено, что отношение по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. В Российской Федерации, как это предусмотрено ст.34 Водного кодекса РФ, устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованием, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта влечет изменение формы и вида собственности на водный объект, если иное не установлено Водным кодексом.

В федеральной собственности находятся:

- поверхностные водные объекты, акватории и бассейны, которых расположены на территории двух и более субъектов Российской Федерации;

- подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации;

- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

- водные объекты, являющиеся средой обитания ценных видов рыб;

- транспортные (пограничные) водные объекты;

- внутренние морские воды;

- территориальное море Российской Федерации (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль);

- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

- водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов могут иметь следующие права на водные объекты:

1) право долгосрочного пользования;

2) право краткосрочного пользования;

3) право ограниченного пользования (водный сервитут).

Под специальным водопользованием понимается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование.

Порядок предоставления водных объектов в особое пользование (нужд обороны и т.п.) устанавливается Правительством РФ.

Водопользователи при использовании вредных объектов имеют право:

1) осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ;

2) получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов необходимую для осуществления их деятельности;

3) осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.


Водопользователи обязаны:

1. рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и в договоре пользования водным объектом;

2. не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

3. не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам.

4. Содержать в исправленном состоянии очистные, гидротехнические и технические устройства.

5. информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об авариях и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

6. своевременно выполнять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

7. выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

8. вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них;

9. своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

10. соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

11. осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;

12. выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством РФ.

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

9. Правовое регулирование земельных отношений

в зарубежных странах

Необходимость и цель изучения правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах обусловлено потребностью выявить как общие закономерности земельных отношений, так и особенностью их регулирования в тех или иных странах.

Коренные изменения в правовом регулировании, происходящие в нашей стране и во многих зарубежных странах, и не только бывшего со-циалистического лагеря, обусловливают необходимость в их сравнительно правовом анализе, выявлении общих закономерностей и подходов в решении актуальных земельно-правовых проблем. Особенно много общего в решении правовых проблем в странах социалистического лагеря, как на Западе, так и на Востоке.

С этих позиций все зарубежные страны могут быть условно разделены на две группы: страны с развитой рыночной экономикой и стабильным правовым регулированием земельных отношений и страны, в которых осуществляются земельные реформы.

В странах с развитой экономикой правовое регулирование земельных отношений давно приобрело стабильность и сравнительно высокий уровень. Основным институтом земельного права в этих странах является институт права собственности, оказывающий определяющее влияние и на другие институты зарубежного земельного права.

Помимо права частной и государственной собственности на землю и другие природные ресурсы в зарубежном земельном праве заметное место занимают институт аренды земли и арендные отношения. В зарубежном земельном законодательстве содержится подробная регламентация аренды земли, прав и обязанностей арендодателей, гарантии прав и интересов арендаторов земельных участков и др.

Центральное место в зарубежном праве занимают субъекты земельных отношений.

Для целей анализа земельных преобразований, происходящих ныне в зарубежных странах, можно выделить четыре региона: Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка.

Для стран Восточной Европы – Болгарии, Венгрии, Восточных земель Германии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии, Югославии – основными направлениями земельных преобразований являются разгосударствление и приватизация земли, преобразование государственного и кооперативного секторов сельской экономики, организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Особенностью земельной реформы в этих странах являются нормативные положения о реституции, то есть о возвращении недвижимости, в первую очередь земли, бывшим собственникам.

Реформирование земельных и аграрных отношений в Китае и других странах Юго-Восточной Азии отличается большим своеобразием. Так, в Китае на смену уравниловке народных коммун пришла система семейного подряда, раздача земли крестьянским подворьям, получила широкое развитие так называемая “сельская индустрия”, давшая рабочие места миллионам сельских тружеников.

Реформирование сельского хозяйства и земельных отношений в странах Латинской Америки также представляет интерес, поскольку в данном случае речь идет об отказе от коллективной (общинной) собственности и переходе к частной собственности крестьян на землю и другое имущество. Теория “социальных функций” собственности на землю нашла отражение и законодательное закрепление и в странах Латинской Америки.

Так, в Гражданском кодексе Перу собственность характеризуется как юридическое правомочие, позволяющее владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом и виндицировать его. Оно должно осуществляться в соответствии с социальным интересом в рамках закона. Юридические ограничения, установленные по причине общественной необходимости и полезности, не могут ни отменяться, ни изменяться посредством сделок. Примечательно и правовое регулирование отношений собственности на землю в Мексике. Согласно Конституции Мексики, пер-воначальное право собственности на землю и воды в пределах мексиканской территории принадлежит нации и именно нация обладает правом передачи земли частным лицам на праве частной собственности. Такое положение считается принципиальным для регламентации отношений собственности на землю в данной стране, так как закрепляет за государством (нацией) право собственности в публичном (общественном) интересе.

Правовое регулирование земельных отношений в странах Африки, которое еще не нашло надлежащего освещения в литературе, отличается большим своеобразием и самобытностью. Здесь имеет место, особенно в странах Тропической Африки, сочетание норм обычного права, систем права колониальных держав и нового законодательства, появившегося в период обретения независимости этими странами. Характерной для этих стран является тенденция вытеснения норм обычного права, в особенности прав на землю, замена его “писанным правом”, одним из основных признаков которого является право частной собственности на землю.

10. Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Основные положения, регулирующие выделение и использование земель особо охраняемых территорий и объектов, установлены статьями 95-99 Земельного кодекса РФ. Основания для изъятия земель из оборота и ограничения их использования приведены соответственно в пунктах 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях». «Определение таких территорий дано в преамбуле Закона: Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над нами, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».

Законом № 433-Ф3 установлено, в частности, следующее: «На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира».

Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждается органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные:

1) на сохранение в естественном состоянии природных комплексов;

2) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

3) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

4) осуществление экологического мониторинга;

5) выполнение научно-исследовательских задач;

6) ведение эколого-просветительной работы;

7) осуществление контрольно-надзорных функций.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резервуаров, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств Федерального бюджета природоохранного учреждения.

Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменении статуса.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и другие.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.

Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Их территории предназначаются для выполнения прямых задач.

Порядок выделения и функционирования лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируется главой 8 Закона об особо охраняемых территориях. Статьями 31 и 32 данного Закона, в частности, установлено следующее.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

В соответствии со статьей 14 Закона санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.

К землям природоохранного назначения относятся:

1. водоохранные зоны рек и водоемов;

2. запретные и нерестоохранные полосы;

3. леса, выполняющие защитные функции;

4. противоэрозионные, пастбищезащитные и полезащитные насаждения;

5. иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Тема 11. Правовой режим земель лесного фонда и право

лесопользования

Землями лесного фонда признаются лесные земли, то есть земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления. Границы земель лесного фонда, согласно статье 101 Земельного кодекса РФ, определяются путем отграничения земель этого фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о таких границах заносятся в государственный земельный кадастр.

Перевод земель лесного фонда в другие категории земель осуществляется Правительством Российской Федерации (ст.8 Земельного кодекса). Нелесные земли, временно не используемые для ведения лесного хозяйства, на основании решения компетентного органа государственной власти могут передаваться в аренду на срок до пяти лет для осуществления сельскохозяйственного производства. Условия такого использования и ограничения его устанавливаются договорами аренды этих земельных участков.

Оборот земель лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством.

В действующем Земельном кодексе РФ говорится и о возмещении потерь лесного хозяйства (ст. 58).

Основными принципами государственного управления в данной сфере являются:

- устойчивое развитие - сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды;

- рациональное, непрерывное, неистощимое использование лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;

- несовместимость реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.

Федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и восстановления лесов, является Правительство Российской Федерации.

Федеральным органом специальной компетенции в данной среде является Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Оно обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Указанное министерство осуществляет возложенные на него функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.

Тема 12. Правовой режим земель граждан и юридических лиц

Перечень нормативных актов, регулировавших предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса РФ был приведен в письме Госкомзема РФ от 30 марта 1998 г. № 30-175/60/677.

После вступления в силу Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование не передаются за исключением случаев, установленных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации. То есть физическим лицам и коммерческим организациям после введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки в бессрочное пользование не могут быть переданы ни при каких условиях.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что в течение определенного периода физические лица будут иметь право на пользование земельными участками на правах бессрочного пользования. Юридические лица обязаны переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собственность по своему желанию. Предельный срок для совершения таких операций – 1 января 2004 года (в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Разумеется, требование переоформления права бессрочного пользования в право аренды или собственности не распространяется на учреждения, казенные предприятия и органы государственной власти и местного самоуправления.

Граждане также имеют право переоформить участки, находящиеся у них в постоянном (бессрочном) пользовании, в собственность. Однако, в отличие от юридических лиц (организаций) такая передача участков предельным сроком не ограничивается.

При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам на праве бессрочного постоянного пользования, подлежат переоформлению на право аренды, либо земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации по выбору покупателя зданий, строений, сооружений. Данное требование является развитием одного из основных принципов, закрепленных в статье 1 ЗК РФ – единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в уставные (складочные) капиталы коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, включая право аренды, в установленном законом порядке.

Пунктом 2 статьи 40 установлено, что собственник земельного участка не имеет права собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, если он передает земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование. Разумеется, в данном случае под собственником земельного участка понимается государственный или муниципальный орган, а под получателем земельного участка – учреждения, казенные предприятия или другие органы власти.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены статьей 45 ЗК РФ. Статьей 54 ЗК РФ установлены условия и порядок принудительного лишения прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок ввиду ненадлежащего использования участка. Таким образом право постоянного (бессрочного) пользования, хотя и сохранено, оно существенного ограничено в обороте.

Правом пожизненного наследуемого владения земельным участком могут пользоваться только физические лица (граждане). С введением в действие Земельного кодекса РФ это право принудительно прекращено быть не может (если для этого нет других оснований). Гражданин имеет право переоформить такой участок в собственность. При этом сроки переоформления не ограничиваются. Такой перевод может быть обусловлен необходимостью распоряжения участком (например, для продажи).

Федерального закона, который бы отдельно регулировал предоставление и осуществление права пожизненного наследуемого владения, нет. Соответствующие отношения регулируются гражданским законодательством (ч.III ГК РФ), а также семейным законодательством и законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Возможность передачи земельных участков в аренду прямо предусмотрена статьей 607 ГК РФ. В общем отдельные пункты и положения Земельного кодекса РФ, регулирующие арендные отношения в рамках земельных отношений, основываются на соответствующих положениях гражданского законодательства. Вместе с тем, некоторые положения Земельного кодекса РФ существенно отличаются соответствующим положением главы 34 Гражданского кодекса РФ.

Общий порядок реализации преимущественного права покупки регулируется статьей 250 ГК РФ. Уступка преимущественного права покупки доли не допускается.

Пункт 1 статьи 36 устанавливает, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений и сооружений.

Перечень земель, изъятых из оборота, установлен пунктом 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, а пункт 2 ст. 22 запрещает аренду таких земель.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Пунктом 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ закреплено право собственности участвовать в принятии решений, касающихся установления сервитутов. Однако сам механизм проведения таких слушаний Кодексом никак не регулируется. Поэтому можно считать, что данное положение является не более чем декларацией включенной в Земельный кодекс РФ в развитие одного из основных принципов земельного законодательства. Сервитут может быть срочным и постоянным.

Государственная регистрация сервитутов регулируется статьей 27 Закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяется в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго-четвертого, седьмого-десятого статьи 42 Земельного кодекса РФ.

Тема 13. Правовой режим сельскохозяйственных предприятий

Землями сельскохозяйственного назначения действующее земельное законодательство признает все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Основным свойством этих земель является их плодородие, способность производить сельскохозяйственную продукцию. Именно в силу этого качества, являющегося определяющим для этих земель, земля в сельском хозяйстве является главным средством производства.

В состав земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых выше среднерайонного уровня, допускается в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождения полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов их возможного размещения.

IV. Содержание практического курса

Тема 1. История земельного права

Аграрная реформа 1861 г. Аграрная реформа 1906 г. Развитие земельного законодательства 1917–1990 гг. Особенности земельной реформы 1990 г.

Тема 2. Федеральная целевая программа земельной реформы РФ на 1999-2002 гг.: цели, задачи, перспективы

Основные итоги земельных преобразований. Основные итоги земельных преобразований в России в 1991-1998 гг. Система программных мероприятий. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению.

Тема 3. Правовая охрана земель

Цель и задачи охраны земель. Общие и специальные требования охраны земель. Стимулирование охраны земель. Условия для финансовой поддержки охраны земель. Санитарная охрана земель.

Тема 4. Правовое регулирование землеустройства

Назначение и задачи землеустройства. Виды землеустройства. Содержание межхозяйственного, внутрихозяйственного землеустройства. Землеустроительные действия. ФЗ «О землеустройстве»: характеристика и анализ.

Тема 5. Правовое регулирование государственного земельного

кадастра

Назначение государственного земельного кадастра и его содержание. Документы земельного кадастра. ФЗ «О государственном земельном кадастре»: характеристика, анализ.

Ответственность за достоверность сведений и данных, помещенных в земельном кадастре.

Тема 6. Правовое регулирование мониторинга земель

Понятие мониторинга земель и задачи. Назначение мониторинга земель и его виды. Порядок ведения мониторинга земель. Положение о мониторинге земель и государственная программа: анализ, характеристика.

V. Индивидуальные творческие задания

1. Основные направления аграрных реформ России конца XIX – XX вв.

2. Земельное законодательство России в современный период земельно-агарных реформ (1990-2001 гг.).

3. Особенности аренды земельного участка в российском законодательстве.

4. Правовое регулирование контроля за использованием и охраной земель.

5. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.

6. Плата за землю.

Работа должна быть оформлена в виде а, объемом не менее 15 страниц. Форма контроля:

а) доклад на практических занятиях;

б) защита на консультации.

VI. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокое и детальное изучение тем по дисциплине. Студент должен подобрать и проанализировать основную литературу и нормативно-правовые акты по данным темам, раскрыть темы и дать свое понимание проблемы.

Форма организации может заключаться как в самостоятельном изучении предлагаемых тем и доклада по одной из них, так и в написании а. Формы контроля – консультации и опрос на практических занятиях.

VII. Темы контрольных работ

1. Государственный земельный кадастр.

2. Ответственность за нарушение земельного законодательства.

3. Государственный контроль за использованием земель.

4. Право собственности на землю.

5. Экономический механизм использования земель.

6. Правовой режим земель особо охраняемых территорий.

7. Прекращение и ограничение прав на землю.

8. Государственное управление земельным фондом.

9. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров.

При выполнении контрольной работы студент ориентируется на план избранной темы. К несомненным достоинствам работы относится многообразие используемых при ее написании источников (монографий, журнальных статей), т.к. материалов учебников, чаще всего, недостаточно для всестороннего, полного раскрытия темы. Студент не должен останавливаться только лишь на позиции одного автора по какому – либо из рассматриваемых вопросов, следует показать несколько подходов, мнений. Выводы по работе делаются самостоятельно, опираясь на собственное понимание изученного материала и используя ключевые понятия по исследуемой теме.

Контрольная работа выполняется на стандартных листах белой бумаги с одной стороны (8 – 10 листов). Страницы текста должны быть пронумерованы и иметь поле 2 – 2,5 см.

При положительной оценке контрольной работы учитывается степень владения студентом материалом, а также то, какое количество литературы и нормативных актов он использовал при ее написании. В случае незачета преподаватель указывает на имеющиеся недостатки, которые студент должен исправить при последующей переработке контрольной работы.

Контрольные вопросы

1. Предмет земельного права.

2. Принципы земельного права.

3. Реформы земельного права в дореволюционной России.

4. Правовое обеспечение современной реформы в РФ.

5. Понятие и виды источников земельного права.

6. Особенности земельной реформы в 1990 г.

7. Содержание и структура земельно-правовых отношений.

8. Основания возникновения земельных правонарушений.

9. Основания прекращения земельных правоотношений.

10. Понятие и содержание права собственности на землю.

11. Основания разграничения права государственной и муниципальной собственности на землю.

13. Характеристика государственного управления земельным фондом.

14. Понятие и принципы земельного сервитута.

15. Назначение, содержание и задачи землеустройства.

16. Понятие мониторинга земель и порядок ведения.

17. Роль целевого назначения земель.

18. Виды землеустройства.

19. Виды контроля за использованием и охраной земель.

20. Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций.

21. Правовой режим земель населенных пунктов.

22. Правовой режим земель предоставляет гражданам.

23. Земли промышленности, транспорта и иного назначения.

24. Правовой режим земель лесного фонда.

25. Правовой режим земель природного назначения.

26. Правовой режим земель оздоровительного и рекреационного назначения.

27. Правовой режим земель историко-культурного назначения.

28. Рассмотрение земельных споров.

29. Особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.

Нормативные акты и литература

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Земельный кодекс РФ ИКФ «ЭКМОС», 2002.

3. Гражданский кодекс РФ ч. I и II, Изд-во ИНФРА-М, 1996.

4. ФЗ от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

5. ФЗ от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

6. ФЗ от 29.07.1998 г. № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

7. ФЗ от 02.01.2000 г. № 28 –ФЗ «О государственном земельном кадастре».

8. ФЗ от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

9. ФЗ от 14.03.1995 г. № 33 «Об особо охраняемых природных территориях».

10. ФЗ от 21.07.1997 г. № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

11. ФЗ от 24.05.2001 г. «О землеустройстве».

12. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 г. с изм. и до п. от 27.12.1990 г. // Ведомости. 1990. № 326. с.324; 1991. № 1. с5; сА. 1993. № 52. С.5085.

13. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. // Ведомости. 1992. № 10. С.457; 1993. № 29. С.1111.

14. Закон РФ « Об основах градостроительства в РФ» от 14.07.1992. // Ведомости. 1992. № 32. С. 1877.

15. Закон РФ «О недрах» от21.02.1992 г. // Ведомости. 1992. № 16. С. 834.

16. Закон РФ от 23 12.1992 г. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства РФ. // Ведомости. 1993. № 1. С.26.

17. Указ Президента РФ от 16.12.1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы».

18. Указ Президента РФ от 14.02.1996 г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности».

19. Указ президента РФ от 07.03.1991 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

20. Положение о мониторинге земель РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.1992 г. № 491. СА, 1992, № 4, ст.183.

21. Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утв. постановлением СМ-правительства РФ от 23.12.1993 г. № 1362.

22. О государственной целевой программе «Развитие земельной реформы в РФ на 1999 – 2002 гг. от 26.06.1999 г. № 694.

23. Комментарий к Земельному кодексу Российский Федерации. Общий и постатейный – М.: ИКФ «Экмос», 2002.

24. Новые законодательные акты о земле. Комментарии и разъяснения специалистов / Библиотека Российской газеты. Вып. № 21. 2001.

25. Земельное право. / Под ред. С.А. Боголюбова. - М., 1997.

26. Земельное право. / Под ред. И.А. Иконицкой. - М., 1999.

27. Земельное право России. Под ред. В.В. Петрова. - М., 1997.

28. Комов Н.И. и др. Земельные отношения и землеустройство в России. - М., 1996.

29. Понкратов Н.Ф. Ответственность за нарушение земельного законодательства// Законодательство и экономика, 1997 № 51.

30. Понкратов Н.Ф. Правовые основы земельной и аграрной реформ в РФ (1990-1998 гг.) // Законодательство и экономика. № 15. 16. 1997.

31. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев. / Под ред. С.А.Боголюбова. - М., 1997.

32. Реформирование сельскохозяйственных предприятий (правовые проблемы). - М., 1996.

33. Комментарий к закону о сельскохозяйственной кооперации. - М., 1997.

Библиографический список

1. Конституция РФ. - М., 1993.

2. Земельный кодекс РФ (принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г., одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 г.).

3. Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю».

4. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

5. Федеральный закон от 10 января 1996 г. « О мелиорации земель».

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

7. Закон РФ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

8. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

9. Федеральный закон от 02 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре».

10. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О землеустройстве».

11. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

12. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

13. Указ Президента РФ от 07 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

14. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

15. Постановление Правительства РФ от 15 июля 1992 г. «О мониторинге земель».

16. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации».

17. Постановление Правительства РФ от 01 февраля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».

18. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

19. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. «О Федеральной целевой программе развития земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы».

20. Постановление Правительства РФ от 08 ноября 2001 г. «О Федеральной целевой программе «Повышение плодородия почв в России на 2002-2005 годы».

21. Указания по подготовке материалов для продажи земельных участков в населенных пунктах, выпущенные Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом 14 июля 1992 г.

22. Положение о районной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, утвержденное Министерством сельского хозяйства РФ 22 января 1992 г.

23. Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».

24. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе».

25. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № С 5-7/03-236 разъяснены положения Федерального закона от 14 марта 1995 г. «О особо охраняемых природных территориях».

26. Как стать землевладельцем и защитить свои права? Ответы на вопросы читателей. Библиотечка «Российской газеты», 2001 г. № 21.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  273  274  275   ..