Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  254  255  256   ..

 

 

Братское музыкальное училище

Братское музыкальное училище

Министерство культуры и архивов Иркутской области

БРАТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Учебно-методическое пособие

по русскому языку и литературе

для поступающих на базе 9 классов

Основные требования к устному экзамену по русскому языку и литературе .

Экзаменационный билет содержит три вопроса:

по литературе;

по русскому языку;

практическое задание по русскому языку.

Оценка за ответы выставляется общая.

При подготовке вопросов по русскому языку следует учитывать, что вопросы билета сформулированы в соответствии с программой, материал для подготовки содержится в учебниках по русскому языку для средней школы. Учащиеся должны знать общие сведения о русском языке, опреде­ления основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила, осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры. В данном пособии мы обозначи­ли основные разделы русского языка, на основе которых будут составле­ны вопросы и задания экзаменационных билетов.

Общие сведения о языке

Функции русского языка в современном мире. Русский литератур­ный язык. Диалекты русского языка.

Две формы существования русского языка: письменная и устная.

Фонетика. Орфоэпия.

Звуки речи: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные мягкие и твердые; глухие и звонкие.

Слог. Ударение.

Произносительные нормы русского языка.

Лексика. Фразеология.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова; диалектная и профессиональная лексика.

Исконно русские и заимствованные слова.

Устаревшие слова, неологизмы.

Фразеологизмы: лексическое значение фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова и от свободного словосочетания.

Толковые словари русского языка.

Словообразование.

Морфемный состав слова: основа и окончание; части основы (ко­рень, приставка, суффикс).

Варианты морфем. Чередование гласных и согласных морфем.

Способы образования слов.

Сложные слова. Сложносокращенные слова.

Морфемные и словообразовательные словари.

Морфология.

Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные при­знаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушев­ленные, собственные и нарицательные.

Род. Типы склонения. Число. Падеж.

Способы образования имен существительных.

Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные призна­ки, синтаксическая роль.

Полная и краткая формы качественных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Склонение прилагательных.

Способы образования прилагательных.

Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Разряды числительных по значению.

Числительные количественные и порядковые. Разряды количествен­ных числительных. Склонение числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Скло­нение.

Глагол: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтакси­ческая роль.

Неопределенная форма глагола. Виды глаголов. Переходные и не­переходные глаголы. Спряжение глаголов. Наклонение. Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени); род и число (в прошед­шем времени).

Способы образования глаголов.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Наречие : значения и разряды. Способы образования.

Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.

Союз . Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.

Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.

Междометие. Значения междометий.

Синтаксис.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосоче­таниях (согласование, управление, примыкание).

Простое предложение.

Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели выс­казывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.

Виды односоставных предложений (определенно-личные, неопреде­ленно-личные, безличные и назывные).

Члены предложения: главные и второстепенные; способы выраже­ния членов предложения. Распространенные и нераспространенные пред­ложения; полные и неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Обращения.

Вводные слова и предложения.

Сложное предложение.

Типы сложного предложения.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложнопод­чиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с различными видами сочинитель­ных союзов.

Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи.

Виды сложноподчиненных предложений.

Бессоюзные сложные предложения.

Сложные синтаксические конструкции.

Прямая и косвенная речь.

Тренировочные упражнения по русскому языку

Упражнение № 1.

Вставьте пропущенные буквы.

Уд... вительное прои... шествие, инт...решая задача, пос.дить дере­во, подр... жать др... сировщику, н... чные запахи.

Упражнение № 2.

Объясните правописание.

Бадминтоны, балованный, бедственный, безвременный, берестяник, беспламенный, бессребреник, бешеный, великомученик, веяное зерно, вос­питанник, выезженный конь, высеребренный.

Упражнение № 3.

Поставить глаголы во 2-м л. е'д. ч. ив 3-м л. мн. ч. Определите спряже­ние глагола и объясните правописание окончаний.

Образеи: катать - катаешь - катают - I спр.; катить - катишь -катают - II спр.

Прятать, колоть, пилить, бороться, слать (письма), стлать (постель), блистать, блестеть, везти, возить, вести, водить.

Упражнение № 4.

Сделать полный синтаксический разбор предложения. Разобрать по составу: предрассветной (тишины);

произвести морфологический разбор слова вечернюю (зарю);

сделать фонетический разбор слова солнца.

С утренней зарей в нашей памяти связаны картины предрассветной тишины. Вечернюю зарю мы часто путаем с закатом солнца.

Упражнение № 5.

Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните свое решение.

С утра был туман но к завтраку погода разгулялась и солнце блесте­ло и на только что распустившейся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневшейся слева от дороги. (Л.Толстой)

Основные требования к диктанту

Письменный экзамен по русскому языку проводится в форме дик­танта. Длительность его не превышает шестидесяти минут.

По методике проведения вступительный диктант ни чем не отлича­ется от школьного. Преподаватель читает текст три раза. Первый раз для ознакомления с текстом. Текст читается в умеренном темпе, чтобы абиту­риенты могли осмыслить его в целом. Важный момент на данном этапе -умение слушать текст, осознать его и правильно воспринять. Второй раз -для непосредственной записи текста под диктовку. Сначала читается пред­ложение целиком, абитуриенты фиксируют его в памяти. Неправильно де­лают те, кто торопится записывать. В таком случае могут быть допущены ошибки при постановке знаков препинания. Немотивированная постанов­ка знаков препинания - наиболее распространенная ошибка, она обуслов­лена отсутствием развитого интонационного слуха. Затем предложение делится на смысловые отрезки и диктуется в умеренном темпе, чтобы аби­туриенты могли записывать за преподавателем. Потом оно читается еще раз для проверки написанного. Таким образом записывается весь текст диктанта. Третий раз текст зачитывается в целях проверки. Преподава­тель читает в более быстром темпе, абитуриенты проверяют написанное. По завершению дается время для самостоятельной проверки написанного. Самостоятельно исправленные ошибки не будут учитываться при выстав­лении оценки за диктант.

Критерии оценки диктанта

За диктант выставляется одна отметка в соответствии «Нормами оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку», утверж­денными Программно-методическим управлением Министерства образо­вания РФ.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при на­личии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунк­туационной ошибки.

Оценка «4» - 2 орф. и 2 пункт.; 1 орф. и 3 пункт.; О орф. и 4 пункт.; 3 орф., если среди них есть однотипные.

Оценка «3» - 4 орф. и 4 пункт.; 3 орф. и 5 пункт.; О орф. и 7 пункт.

Оценка «2» - 7 орф. и 7 пункт.; 6 орф. и 8 пункт.; 5 орф. и 9 пукнт.

Оценка «1» выставляется при большем количестве ошибок.

При выставлении оценки учитываются грубые и негрубые ошибки.

К негрубым орфографическим ошибкам относятся:

1. Исключения из правил-

2. Строчная прописная буквы в собственных наименованиях.

3. Не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий.

4. Не с прилагательными и причастиями в роли сказуемых.

5. Различение не и ни оборотах никто иной не..., ничто иное не...; не кто иной, как; ни что иное, как.

6. Написания имен собственных иностранного происхождения.

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:

1. Употребление одного знака вместо другого.

2. Пропуск одного из двойных знаков препинания.

3. Нарушение последовательности сочетающихся знаков.

Не относится к ошибкам авторская пунктуация.

Однотипными считаются ошибки на одно и то же орфографическое или пунктуационное правило- Все они исправляются, но при подсчете об­щего количества допущенных ошибок три считаются за одну, даже если они встречаются в разных словах, каждая следующая ошибка учитывается самостоятельно.

От однотипных следует отличать повторяющиеся, т. е. ошибки в одном и том же слове. Они считаются также за одну.

Учебно-методическое пособие

по русскому языку и литературе

для поступающих на базе 11 классов

Основные требования к сочинению

Абитуриенты, имеющие законченное полное общее среднее образо­вание, на вступительных испытаниях в Братское музыкальное училище сдают экзамен по русскому языку и литературе письменно (в форме сочинения).

От школьного сочинения на выпускных экзаменах в школе данный вид работы отличается тем, что, во-первых, выставляется одна общая оцен­ка (и за содержание, и за грамотность). Во-вторых, во время работы на вступительном экзамене запрещается пользоваться любыми справочными материалами, художественными текстами. Нарушение этого правила вле­чет за собой удаление абитуриента с экзамена и выставление оценки «2» за сочинение.

Для успешной сдачи письменного экзамена по русскому языку и ли­тературе (сочинение) необходима серьезная подготовка.

Требования, предъявляемые к сочинению на вступительных испытаниях, соответствуют следующим критериям:

1) владение письменной речью: правильное оформление мысли в со­ответствии с нормами орфографии, пунктуации, соблюдением норм при выборе и употреблении слов; умение логически, стилистически и синтак­сически правильно оформлять собственные мысли. Все это входит в соот­ветствующие разделы русского языка.

2) владение литературным материалом, т. е. хорошее знание содер­жания литературных произведений, наизусть основных поэтических тек­стов (стихотворений). Умение анализировать и оценивать произведение как художественное единство; характеризовать во взаимосвязи его компо­ненты (тема, идея, основные герои, особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов, сцен, роль портрета, пейзажа, интерьера, род и жанр произведения, особенности авторской речи и речи действую­щих лиц). Точность в цитатах и умелое их использование. Умение целе­направленно отбирать факты, важных для раскрытия темы. Соблюдение норм, предъявляемых к структуре сочинения, не нарушение логичности переходов между частями сочинения.

3) умение выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку, выражать свое восприятие и понима­ние образов и мотивов лирического произведения, обнаруживать понима­ние историко-литературных связей.

4) умение аргументировать свой ответ, избегать общих фраз, штам­пов, вычурности, т. е. демонстрация творческого подхода к прочтению темы и ее трактовки.

Все предлагаемые на экзамене темы для сочинении условно можно поделить на 4 основные группы:

• произведения русских писателей первой половины XIX века (А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь);

• произведения писателей второй половины XIX века (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов);

• произведения писателей XX века, входящие в програм­мы по литературе для общеобразовательных учебных заведе­ний, рекомендованные Министерством образования РФ;

• сочинение на свободную тему (жанр работ, когда тема сформулирована не как историко-литературная по конкретным литературным произведениям, а как вольное размышление, рассуждение).

Наиболее типичными ошибками в сочинениях любого типа являются неверное определение темы, стереотипные мыслитель­ ные ходы, клишированные фразы, неполное раскрытие темы.

Что необходимо знать и уметь, чтобы избежать этих ошибок?

Во-первых, нужно быть внимательным при выборе темы. Проанализируйте формулировку, т. е. установите, какой лите­ратурный материал необходимо задействовать при анализе (какие сцены, ситуации), сформулируйте главные идеи-поло­жения, которые будут основополагающими в вашей работе. Например, такая тема: «Быт и нравы города Калинова» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»). В данной работе следует акцентировать внимание не на Катерину как главную герои­ню, а прежде всего на второстепенных персонажей: странницу Феклушу, горожан. Сопоставить их оценку жизни в городе и оценку, данную Кулигиным в разговоре с Борисом. Целесооб­разным будет привести пейзажные зарисовки, обозначенные в начале и в конце пьесы, раскрыть их роль в обрисовке быта и нравов города Калинова.

Во-вторых, необходимо знать содержание основных об­разов-характеров, уметь раскрывать смысл поступков героев, рассматривать важные сюжетные ситуации в их взаимосвязи.

Не стоит оперировать фактами, не имеющими отноше­ния к теме, это может вызвать лишние замечания по работе.

В-третьих, в сочинениях на свободную тему предполага­ется самостоятельное рассуждение абитуриента, умение выд­вигать определенные мысли-идеи и умение их доказывать, опи­раясь на примеры окружающей действительности, на образцы культурно-духовной жизни, на личные впечатления.

Сочинения пишутся в течение 4 часов без перерыва; мо­ментом начала отсчета времени является оглашение экзамена­ционных тем и запись их на доске.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  254  255  256   ..