Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  238  239  240   ..

 

 

Учебно-методическое пособие представляет собой систему работы по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие.

Учебно-методическое пособие представляет собой систему работы по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие.


Соловьева Е . Н.

Путь к преодолению заикания. Система занятий. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

Учебно-методическое пособие представляет собой систему работы по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие. В издании представлены 10 детально разработанных занятий, включающих в себя материал по психотерапевтическому внушению, артикуляторную и дыхательную гимнастику, точечный массаж и способы фитолечения в виде наборов целебных трав для питья.

Издание вызовет интерес как у специалистов-логопедов, педагогов, родителей, так у самих страдающих заиканием и самостоятельно занимающихся коррекцией своей речи

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................................... 3

ЗАНЯТИЕ 1.................................................................................................................................. 5

ЗАНЯТИЕ 2................................................................................................................................ 20

ЗАНЯТИЕ 3................................................................................................................................ 30

ЗАНЯТИЕ 4................................................................................................................................ 38

ЗАНЯТИЕ 5................................................................................................................................ 50

ЗАНЯТИЕ 6................................................................................................................................ 60

ЗАНЯТИЕ 7................................................................................................................................ 71

ЗАНЯТИЕ 8................................................................................................................................ 81

ЗАНЯТИЕ 9................................................................................................................................ 93

ЗАНЯТИЕ 10............................................................................................................................ 105

Приложение............................................................................................................................. 120

ВВЕДЕНИЕ

Умение мужественно преодолевать самого себя — вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.

Бомарше

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. И в наши дни исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его «лечить» или «устранять».

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Многолетний опыт работы с такими больными показал, что при заикании в первую очередь необходимо «лечить душу» больного, помочь ему избавиться от комплекса «неполноценности», заставить его вновь поверить в свои силы.

Занятия по данной системе проводились на базе Ярославской областной больницы. В группах занимались по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше.

Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. .Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-ми 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики.

Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач. Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник.

Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.

Только вера в успех и ежедневная кропотливая работа над собой дадут результаты. А результаты были, есть и будут! Ибо нет в человеке того, чего нельзя было бы изменить к лучшему.

Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу.

Анкета

1. Речь наедине с самим собой.

2. Общение в домашних условиях.

3. Общение на улице.

4. Речь на работе или в учебном заведении.

5. Речь в магазине, на почте и т. д.

6. Общение в транспорте.

7. Как общаетесь по телефону?

8. Общение с родными.

9. Общение с друзьями.

10. Отношение к своей проблеме.

ЗАНЯТИЕ 1

План

1. Вступительная беседа.

2. Условия, при которых поможет данная методика.

3. Заикание, его причины и проявления.

4. Оздоровление нервной системы.

5. Релаксация.

6. Психотерапевтическое внушение.

7. Дыхательная гимнастика. Обучение методу диафрагмального дыхания.

8. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

9. Речевые упражнения.

10. Самовнушение. .

11. Речевые правила.

12. Точечный массаж.

13. Правила ведения дневника-отчета об изменениях в своей жизни.

14. Травяные коктейли.

1. Вступительная беседа

Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем курс преодоления вашего недуга. Искренне, от души хочется помочь всем вам.

Мы чувствуем, знаем, как вам трудно в жизни, сколько проблем создают те неприятные ощущения, когда нарушается речь. Быть может, многое не достигнуто, не сделано в вашей жизни из-за заикания. Много лет формировалось заикание или невроз речи, это отложилось в вашем сознании, поведении, привычках, дыхании и даже походке. Вам предстоит все это изменить! Сейчас все будет зависеть только от вас самих. Освобождение речи из плена заикания произойдет у всех, кто освоит нашу систему. Кроме того, вы вернете себе внутреннее равновесие.

В путь! Удачи вам!

2. Условия, при которых поможет данная методика

1. Полное доверие к предлагаемому методу и уверенность в успехе начатого дела. Преодоление заикания считать задачей вполне разрешимой.

2. Не отступать перед трудностями, возможными неудачами и срывами и тем более не прерывать начатую работу над исправлением речи.

3. Постоянно фиксировать свое внимание на успехах, хотя бы и самых незначительных. Не удручаться, если улучшение идет не так быстро, как хотелось бы.

4. Систематически выполнять все данные упражнения. Не переходить к новому упражнению, не отработав, как следует, предыдущее.

5. Речевые упражнения необходимо выполнять с желанием и добрым настроением. Выполнение наспех, механически, как нечто навязанное, в угнетенном состоянии, утомленным не только бесполезно, но и вредно.

6. Говорите всегда и везде смело, уверенно, спокойно, не обращая внимания на заикание, не заботясь о том, кто и как к нему относится.

7. Разговаривая, думайте только над тем, что надо сказать, а не о том, как, какими словами надо говорить, чтобы не проскочило заикание. Ведь чем сильнее думают о болезни, тем больше она проявляется.

8. В обществе ведите себя уверенно, с достоинством, не бойтесь первыми вступить в разговор или поддержать уже начатый.

3. Заикание, его причины и проявления

Надо знать свой недуг в лицо. Отчего же происходит заикание?

У заикающегося строение мозга и речедвигательных органов (нёба, языка, челюстей, зубов, губ, гортани, аппарата дыхания) совершенно нормальное, но они работают неправильно и несогласованно друг с другом. В результате чего и возникают судороги, нарушающие плавность речи.

То, что весь речевой механизм анатомически нормален, подтверждается возможностью каждого заикающегося временами говорить вполне нормально, особенно в одиночестве и во время пения. На вопрос о причине заикания почти всегда отвечают: «От испуга» или «По наследству». Иногда причиной заикания является чрезвычайно торопливая речь (скороговорка).

Большинство заикающихся — люди чрезвычайно мнительные: им кажется, что окружающие в душе смеются над ними, тяготятся их трудной речью, жалеют их и т.д. Такие мысли внушают мучительный стыд, задевают самолюбие, зачастую болезненно повышенное, а это, в свою очередь, еще более усиливает страх, робость перед публичной речью. Чем острее эти переживания, тем чаще и сильнее становится само заикание.

Заикание — расстройство функциональное (не органическое), а следовательно, обратимое (излечимое).

4. Общее оздоровление нервной системы

Заикание, как правило, связано с тем или иным расстройством нервной системы. Поэтому необходимо обратиться к невропатологу и выполнить все его рекомендации.

Следует решительно отказаться от алкоголя и курения. Необходимо отказаться на период лечения от просмотра телепередач. Разумно чередовать сон, труд и отдых. Своевременно питаться. В рационе питания должны быть овощи и фрукты, витамины С, А и т.д. Необходимо пребывание на свежем воздухе. Большое значение имеет также и глубокий сон. Хроническое недосыпание крайне вредно сказывается на нервной системе человека. После крепкого здорового сна речь значительно лучше. Нельзя допускать физического переутомления. Нарушается свободное дыхание, нарастает напряжение в мышцах, что сковывает все движения и речь. Не нужно забывать о тех видах спорта, которые доступны всем (лыжные прогулки, катание на санках, летом купание, волейбол, походы в лес и т. д.). Очень полезны водные процедуры и утренняя гимнастика. Если вы будете систематически закаливать свой организм, то это также улучшит вашу речь.

Все отрицательные моменты в вашей жизни надо попытаться переосмыслить. Всегда есть выход из любого положения.

Выполняя все эти советы, вы добьетесь того, что в повседневной жизни будете чувствовать себя спокойно и уверенно.

5. Релаксация (расслабление)

Наблюдая за собой и другими, видим, как часто большинство людей напрягает плечи, руки, стягивает мышцы лица, от чего к концу дня нарастает усталость. Часто одной из причин нарушения речи во время общения является напряжение мышц речевого аппарата: губ, языка, шеи, грудной клетки. Звуки идут как бы через преграду, с трудом. Нам надо преодолеть это препятствие. Надо научиться расслабляться.

Руки: По возможности держите руки расслабленными.

Мысленные команды:

Руки отдыхают.

Руки ленятся.

Руки совершенно расслаблены.

Три исходных позы, в которых вы можете заниматься релаксацией:

1. Поза кучера — сидите на стуле, выдвинув и расставив ноги, свесив голову и опустив кисти рук между коленями или по бокам.

2. Сидя или полулежа в кресле.

3. Лежа на спине, раскинув руки и ноги.

Упражнение «Вешалка».

Стоя, сгибайтесь вперед, свешивая руки и голову, качая рукой.

Контроль: При хорошем расслаблении ощущаете:

1. Пульсацию пальцев.

2. Прилив крови.

3. Чувство тепла.

Ошибки: Часто трудности возникают из-за напряженно поднятых плеч. Пошевелите плечами, как бы сбрасывая с них груз, расправьте «крылья за спиной».

Маска релаксации:

1. Мягко опустите веки.

2. Свести взор как бы вовнутрь себя и вниз.

3. Язык без напряжения прижимается к верхним зубам.

4. Нижняя челюсть слегка отвисает.

Вызывание ощущения тяжести и тепла:

— Я очень хочу, чтобы мои руки стали теплыми и тяжелыми.

— Хочу, чтобы мои руки стали теплыми и тяжелыми.

— Хочу, чтобы мои руки стали теплыми и тяжелыми.

— Мои руки стали тяжелыми и теплыми.

— Руки тяжелые и теплые.

— Тяжелые и теплые.

— Руки тяжелые и теплые.

Образы:

1. Опустили руки в горячую воду.

2. Прислонили руки к печке, к батарее, к чайнику.

3. Протяните руки к яркому солнцу.

4. Зарыли руки в теплый песок.

5. Держим в руке горячее яйцо, картошку.

6. Психотерапия заикания. Внушение

Психотерапевтическое внушение проводится логопедом. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Говорить нужно уверенным, средней силы голосом, стараясь внушить эти мысли заикающемуся.

Вы прониклись стремлением избавиться от дефекта речи и хотите говорить легко, свободно, красиво, как все люди вокруг вас. Был день, когда после испуга, сильного эмоционального напряжения у вас появилась неправильная речь. С самого начала она стала стеснять и сковывать вас. Особенно резко проявлялась, когда вы спешили и волновались. Вы стали стесняться, бояться своей речи. При мыслях о том, что ваша речь вызывает в людях жалость и неприязнь к вам, пропало желание говорить. Вы завидовали людям со свободной красивой речью. Появилось чувство неполноценности, страх речевого общения. Заикание приносило много хлопот в обычной жизни: и на занятиях в школе, и на работе, и в быту. Вы стали терять уверенность в себе и веру в то, что ваша речь улучшится.

А где-то внутри вас жила надежда на чудо, что наступит момент, когда вы избавитесь от проклятия, которое висит над вами, найдется человек, который поможет вам восстановить речь. Я знаю, вы верили, что расстанетесь с заиканием, и поэтому вы теперь здесь. И только вместе со мной и все вместе мы сделаем это! Вы верите мне? Вы верите себе?

7. Дыхательная гимнастика

Речь осуществляется только благодаря четкой, правильной и согласованной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.

А у заикающихся речевое дыхание нарушено, артикуляция вялая, смазанная, голос, как правило, тихий, темп речи неравномерный, гласные звуки «проглатываются», согласные звуки «застревают».

Одним из важных элементов нашей речи является дыхание. При заикании оно почти всегда нарушено. Поэтому самая первая и необходимая задача — овладеть правильным речевым дыханием.

Ознакомимся с органами дыхания и их работой. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (нос, рот, глотка, гортань, дыхательное горло).

Жизненное дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание имеет свои особенности. Оно призвано участвовать в создании голосового звучания на плавном равномерном выдохе. Речевое дыхание необходимо все время рассчитывать: вдыхать столько воздуха, чтобы выдоха хватило на всю фразу, которую вы хотите сказать. Нужно экономно расходовать выдыхаемый воздух до нового вдоха. В речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, а выдох длинный. Соотношение вдоха и выдоха во время речи примерно 1:5, 1:6.

Наиболее правильный и целесообразный тип дыхания для речи — нижнее — диафрагмальное дыхание.

При правильном вдохе диафрагма, благодаря своей подвижности, быстро опускается и увеличивает объем легких вглубь. Для того чтобы научиться правильному речевому дыханию, нужно научиться сознательно управлять диафрагмой.

Делайте следующие упражнения.

1. Лежа на спине, полностью расслабьте все мышцы.

2. Положите одну руку на живот, другую на грудь.

3. Спокойно и глубоко вдохните, приподнимая стенку живота.

4. Медленно выдыхайте, слегка нажимая рукой на живот, пока не почувствуете, что его стенка не приняла исходного положения.

5. Грудь во время дыхания должна быть спокойной. Одежда должна быть свободной.

Эти упражнения надо проделывать до тех пор, пока движения живота будут не механическими, а полностью согласованными с дыханием, т. е. стенка живота будет подниматься при вдохе и опускаться при выдохе.

Старайтесь постоянно пользоваться этим дыханием. Сделайте его вашей привычкой.

Основные требования к речевому дыханию

• Не начинайте говорить, не сделав вдоха, говорите только на выдохе.

• Вдох и выдох делайте через рот, стараясь дышать неслышно, бесшумно.

• Вдох должен быть легким и коротким, а выдох — длительным и экономным.

При вдохе выпячивается живот и расширяются нижние ребра; при выдохе живот опадает, а ребра занимают исходное положение.

• Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе.

• Плечи должны быть совершенно неподвижны.

• После выдоха перед новым вдохом необходимо сделать остановку на 2 — 3 секунды.

• Выдыхаемый воздух надо расходовать в основном на гласные звуки.

• Следите, чтобы в процессе речевого дыхания не было никакого напряжения мышц в области шеи, рук, живота, груди.

• Бережно и экономно расходуйте выдыхаемый воздух, не допускайте утечки воздуха между словами.

8. Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Выработать ясное и чистое произношение — это значит проверить и улучшить работу ротовых органов, устранить неповоротливость губ, скованность челюстей (произношение сквозь зубы), вялость языка.

А. Прянишников

Упражнения делать перед зеркалом.

1. Высовывание языка «лопатой».

Язык должен быть плоским широким, чтобы своими боковыми краями касался уголков рта. Вначале язык держать не напряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, затем удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то:

• произносится вялым языком между губами «бя-бя» или «мямя»;

• на расправленный язык сильно задувают;

• нараспев тянут «И» или улыбаются, язык распластывается.

2. Высовывание языка наружу «жалом».

Языку придается возможно более заостренная форма. Если это движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая или с боков, или тянутся к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, или нужно сильно вытягивать его наружу, вправо, влево, и, когда он в углу рта сужается, осторожно отводят в таком виде к средней линии рта и фиксируют его.

3. Поочередное высовывание языка «лопатой» и «жалом».

9. Речевые упражнения

Основная цель этих упражнений — отработка «чистой» техники речи. Так как при заикании мы имеем дело с нарушением координации движений речевых органов, то основная цель на 1-м этапе — наладить эту координацию путем систематических упражнений.

Не пропускайте никаких упражнений, какими бы скучными, на первый взгляд, они вам ни казались. И, главное, не прерывайте ни на один день работы над собой. Запомните восточную пословицу: «Стоит перестать грести, и течение сразу же относит назад».

Упражнения

Петь на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.

Один звук на выдохе:

а

э

0

у

ы

и

я

е

е

ю

Два звука на выдохе

аэ

ао

ау

аы

аи

ая

ае

ае

аю

эа

эо

эу

эы

эи

эя

эе

эе

эю

оа

оэ

оу

оы

ои

оя

ое

ое

ою

уа

уэ

уо

уы

уи

уя

уе

уе

ую

ыа

ыэ

ыо

уы

ыи

ыя

ые

ые

ыю

иа

иэ

ио

иу

иы

ия

ие

ие

ию

яа

яэ

яо

яу

яы

яи

яе

яе

яю

еа

еэ

ео

еу

еы

еи

ея

ее

ею

еа

еэ

ео

еу

еы

еи

ея

ее

ею

юа

юэ

юо

юу

юы

юи

юя

юе

юе

Три звука на выдохе:

аэо

оаэ

ыаэ

яаэ

еаэ

аоу

оэу

ыэо

яэо

еэо

ауы

оуы

ыоу

яоу

еоу

аия

оыи

ыуи

яуы

еуы

аяе

оия

ыия

яыи

еыи

аее

ояе

ыие

яие

еия

аею

оее

ыее

яее

еяе

эао

оею

ыео

яею

еею

эоу

уаэ

иаэ

еаэ

юаэ

эыи

ыоу

иэо

еэо

юэо

эия

ыуи

иоу

еоу

юуо

эяе

ыия

иуы

еуы

юуы

эсс

ыяе

иыя

еыи

юыи

эею

ыею

ияе

еяе

юяе

Четыре звука на выдохе:

аэоу

оаэу

ыаэо

яаэо

еаэо

аоуы

оэуы

ыэоу

яэоу

еэоу

ауыи

оуьш

ыоуи

яоуы

еоуы

аыия

оыия

ыуия

яуыи

еуыи

аияе

оияе

ыияе

яыие

еыия

аяее

ояее

ыяее

яиее

еияе

эаоу

уаэо

иаэо

еаео

юаэо

еоуы

уэоы

иэоу

еэоу

юэоу

эуыи

уоыи

иоуы

еоуы

юоуы

эыия

уыия

иуия

еуыи

юуыи

эияе

уияе

иыяе

еыия

юыие

эяее

уяее

ияее

еияе

юиее

эеею

уеею

иеею

еяею

юеея

Пять звуков на выдохе:

аэоуы

эаоуы

оэоуы

уэоуы

еэоуы

аоуыи

эоуыи

оэуыи

уоуыи

ыэоуи

ауыия

эуыия

оуыия

уоыия

яоыия

аыияе

эыияе

оыияе

уыияе

ыуияе

аияее

эияее

оияее

уияее

ыияее

аяеею

эяеею

ояеею

уяеею

ыяеео

иаэоу

яаэоу

еаэоу

еаэоу

юаэоу

иэоуь1

яэоуы

еэоуы

еэоуы

юэоуы

иоуыя

яоуыи

еоуыя

еоуыя

юоуыи

иуыяе

яуыяе

еуыяе

еуыяе

юуыия

иыясе

яыиее

еыяее

еыяее

юыияе

ияеею

яиеею

еяеею

эяеею

юияее

Шесть звуков на выдохе:

аэоуыи

уаэоыи

еаэоуы

аоуыия

уэоыия

еэоуыи

ауыияе

уоыияе

еоуыия

аыияее

уыияее

еуыияе

аияеею

уияеею

еыияею

эаоуыи

иаэоуы

юаэоуы

эуыияе

иоуыяе

юоуыия

эуыиее

иуьюее

юуыияе

эияеею

иыяеею

юыияее

оаэуыи

яаэоуы

яаэоуы

оэуыия

яэоуыи

яэоуыи

оуыияе

яэоуыи

яэоуыи

оуыияе

яоуыие

яоуыие

оыияее

яуыиее

яуыиее

оияеею

яыиеею

яыиеею

10. Самовнушение

Уверенность в своих силах имеет первостепенное значение для успеха дела. Выработать в себе такую уверенность помогает самовнушение.

Перед ночным сном, сомкнув веки, вполголоса, убедительно, твердо произносим следующие фразы несколько раз подряд:

Теперь я буду говорить хорошо.

Я буду говорить без страха.

Я буду говорить медленно и плавно.

Я совершенно спокоен.

Меня ничто не тревожит.

Я обязательно овладею плавной речью.

11. Речевые правила

• Придай телу собранную, уверенную позу, успокойся и смотри в глаза слушающим тебя.

• Подумай, вдохни и медленно, слитно говори.

• Длинные фразы произноси по частям, не торопясь, вдыхай воздух в паузах между ними.

• Говори достаточно громко, без напряжения, отчетливо произнося ударные гласные звуки.

• При неудачах остановись, успокойся и, слегка вдохнув, уверенно, несколько медленнее продолжай говорить.

• Никогда не прибегай во время речи к уловкам, чтобы избежать или скрыть заикание.

12. Точечный массаж[1]

По восточным понятиям у человека есть каналы, по которым циркулирует жизненная энергия — цы , при блокировках в них возникают различные нарушения в состоянии здоровья человека, в том числе и невротические затруднения речи.

Правила проведения массажа: воздействия на точки следует проводить методом легкого надавливания пальцем в течение 3—5 минут. Расположение активных точек указано в приложении.

Всего 3 курса по 12 сеансов ежедневно с перерывом в 10 дней.

Точка 1 (Да-мин)

Симметричная, находится на передней поверхности запястья, между сухожилиями. Массировать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх.

13. Правила ведения дневника

Заведите тетрадь, в которой будете ежедневно записывать отчет о своей работе над речью. Кратко опишите, какие упражнения у вас получаются хорошо, в чем вы видите затруднения. Обязательно приободрите себя. Похвалите за успехи. Создайте хороший настрой для следующего занятия.

Запишите в тетрадь формулы самовнушения:

Я сегодня говорил хорошо, а завтра постараюсь говорить еще лучше.

Примерная схема ведения дневника

Дата. 1.05.01 г.

1. В каких условиях заикался? (отвечал урок, спросил товарища и т. д.)

2. Почему заикался? (не ожидал вопроса, испугался, не использовал речевые правила и т.д.)

3. Как чувствовал себя после заикания? (было стыдно, покраснел, без особенностей, как ни в чем не бывало)

4. Как отнеслись к этому окружающие? (не обратили внимания, кто-то передразнил, хихикнул и т. д.)

5. Как решил поступать в аналогичных случаях в будущем?

14. Травяные коктейли

2 столовые ложки мяты, 1 столовая ложка корня валерианы, 2 столовые ложки пустырника, 2 столовые ложки душицы, 2 столовые ложки корня алтея, 1 столовая ложка шишек хмеля, 2 столовые ложки ромашки.

В эмалированную посуду насыпать чай и траву, тщательно перемешать и пересыпать в стакан или в стеклянную банку. Закрыть плотно стеклянной крышкой. На это количество травы взять 250 г чая (1/2 черного, 1/2 зеленого). Пить как чай.

По неполной чайной ложке пустырника, зверобоя, шалфея, корня валерианы заварить в 1,5 стакана кипятка. Хранить в холодильнике. Пить по 1 столовой ложке 3 раза в день. В течение месяца.

15 г алоэ растереть в спирте до получения однородной массы. Добавить 300 г меда. Поставить на 5 дней в холодильник, затем добавить сироп шиповника по вкусу. Пить по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды в течение месяца.

ЗАНЯТИЕ 2

План

1. Чтение дневников о состоянии речи.

2. Проверка диафрагмального дыхания.

3. Пение гласных на выдохе.

4. Расслабление рук.

5. Психотерапевтическое внушение.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

8. Речевые упражнения.

9. Обучение синхронизации движений пальцев ведущей руки с речью.

10. Развитие мелкой моторики.

11. Точечный массаж.

12. Самовнушение.

Материалы по первым трем пунктам см. в разделе занятие 1.

4. Релаксация. Расслабление рук

Почему расслабление так необходимо при исправлении речи заикающихся? Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние покоя в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда же человек возбужден, его мышцы чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки, раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломать подвернувшийся предмет. От напряжения мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя.

1. Руки вялые, как кисель.

2. Руки вялые, как вареная лапша.

3. Выполнить команды:

Смирно — напряжение.

Вольно — расслабление.

4. Сравнить расслабленное тело с тряпичной куклой. Переносим все внимание и внутренний взор на правую руку и приступаем к самовнушению.

Логопед медленно произносит фразы под легкую музыку, заикающиеся медленно про себя повторяют фразы за логопедом. Сидя или лежа в кресле, с закрытыми глазами начинаем сеанс релаксации.

Повторить из первого занятия:

1. Маска релаксации.

2. Поза кучера.

3. Поза «вешалка».

4. Внушение. Вызывать ощущение тепла.

Я очень хочу, чтобы мои руки стали теплыми и тяжелыми.

Я чувствую приятную тяжесть в правой руке. (Представьте, что ваша правая рука, как сосуд, наполняется, наливается свинцом, тяжелея все больше и больше.)

Чувство тяжести в моей правой руке все больше и больше нарастает. (Рука все больше и больше тяжелеет, тяжелый густой свинец наполняет вашу руку.)

Моя правая рука очень тяжелая. (Продолжайте, как можно ярче, удерживать образ, зафиксируйте это ощущение.)

Приятная тяжесть наполняет мою правую руку.

То же самое проделайте с левой рукой.

5. Психотерапевтическое внушение

Режим молчания

Я знаю, вы поверили, что расстанетесь с заиканием, и поэтому вы здесь. Теперь запомните на весь период лечения, что только тот человек сможет хорошо говорить, кто выдержит период молчания в течение 10 дней и будет общаться с окружающими только письменно. Да, представьте себе, только тот заговорит красиво, кто сможет промолчать эти 10 суток. За это время вы забудете бывшую противную и гадкую речь, дефект речи постепенно уничтожится и заменится чистой речью, которая поможет вам свободно общаться с людьми.

Пусть будет проклята эта прошлая речь, пусть дефект речи исчезнет навсегда. Пускай прощанием с заиканием звучат слова: «Я не знаю, я не помню прошлую противную речь, я с ней прощаюсь навсегда».

Мои внушения проникают в вас и становятся частью вашего сознания. Внушения оказывают лечебное воздействие. Они остаются с вами всюду: дома, на улице и при встрече с друзьями.

С этого момента вы находитесь в молчании. Оно является лучшим лекарством для вашей речи. Можете делать только те речевые упражнения, которые дал врач, строго выполняя все правила речи.

Во время молчания вы отдыхаете от прошлой речи. Мой голос настраивает вас, готовит вас к новой речи. В том, что в вас зреет новая речь, нет никакого чуда. Это ваша родная, дорогая речь, ради нее вы будете молчать 10 суток. Сами удивитесь тому, как легко вам молчать.

Зачем нам нужна дыхательная гимнастика?

Правильно поставленное речевое дыхание — это отсутствие затруднений в произношении, красивый звучный голос. По голосу можно судить о человеке, о его характере.

Речевое и жизненное дыхания отличаются друг от друга.

В речевом дыхании выдох является самым активным. Выдох во время речи управляется сознанием. Выдох можно удлинить или укоротить. При заикании речевое дыхание почти всегда бывает нарушенным.

Жизненное дыхание — это поддержание жизни в организме путем газообмена: при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ. Без этого своеобразного питания человек не может прожить и нескольких минут.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на плавном, равномерном выдохе.

6. Дыхательная гимнастика

1. Диафрагмальное дыхание.

2. Вдох — пауза — выдох.

3. Подуть: легкий, более сильный, очень сильный ветер.

7. Артикуляционная гимнастика для мышц языка

1. Высунутым изо рта языком делают попеременно «лопату» (широко распластанный, тонкий язык), «жало» (округлый с заостренным кончиком).

2. Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.

3. Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным.

4. Поворачивание сильно высунутого языка вправо и влево.

5. Поднимание и опускание задней части языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз (звуки [к], [г]).

6. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых.

7. Присасывание всего языка «лопатой» к нёбу и отрывание от нёба со щелканием, сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях.

8. Речевые упражнения

Порядок работы над словами

• Обозначение контура слова гласными звуками.

ая - ая - Аня аа - аа - Аза оо - оо - окно ааия - ааия - авария уиа - уиа - улица еия - еия- ежится юо - юо - юмор иа - иа - Ира

• Произнесение одного слова на выдохе.

Аня, он, уши, электростанция, юморист, игры, обои.

• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.

Артист - артист - артист. Удален - удален - удален. Огород - огород - огород.

• Произнесение трех разных слов на выдохе.

Аня - Алла - Аза. Уж - удаль - устрица. Ёлка - еж - емкость.

Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе.

№ 1

А

Ася, Аня, Аза, Алла, атом, айсберг, азимут, Ачинск, Альпы, арка, автор, армия, Арктика, альт, Африка, Анды, амплуа, амфора, Адлер, Аккра, Австрия, Англия, Астрахань, астра.

Э

Это, эта, этот, эра, эхо, Эмма, Эльба, экстра, этика, эврика, экспорт, этакий, Эльза.

О

Оба, он, около, олово, облако, озеро, окорок, окунь, осы, овод, орден, очерк, опера, отзыв, окна, отблеск, отклик, овощи, остров, округ, обувь, озимь, область.

У

Улица, Уля, улей, уши, узел, узы, уж, ужас, ужин, уголь, угорь, удаль, увалень, уровень, утка, унты, урна, узник, умный, утро, устье, утварь.

И

Имя, ива, иней, иволга, ирис, иго, Игорь, Инна, Ира, иглы, избы, изгородь, изморозь, искры, импорт, икс, индекс, импульс.

Я

Ява, ясень, ящик, яма, яхонт, ягода, Яков, ярус, ящур, як, яр, ягель, ящерица, ярость, яблоня, ясный, ясли, Ялта, янки, явка, ястреб, язь.

Е

Ева, ели, есть, ехать, ересь, едкий, Ельня, если, егерь.

Ё

Ёжик, елочка, ежиться, елка, ершик, емкий, еж, ерш, емкость, екать, елочный.

Ю

Юра, Юля, юность, юмор, юный, юноша, южный, юг, юнга, юрта, юбка, юнкер, Юлий, юркость, Юрий.

№ 2

А

Аравия, авария, азалия, атлас, акация, арахис, арабы, Арагва, Анапа, атака, азарт, аванс, айва, Алтай, аквариум, арап, Америка, алоэ, аорта, арена, амеба.

Э

Элегия, электрик, энергия, эффект, эстетика, этаж, экран, экзамен, эпоха, этюд, экскурсия.

О

Обоз, ожог, опора, оковы, оборка, обойма, обочина, обои, окна, осколок, охота, обзор, отгадки, остаток, ошибка, орудие, оружие, обычай, обрывок, орех, одежда, общение, опилки, овация.

У

Урал, Уфа, укус, укутывать, упругий, удача, удав, угар, укладка, ухват, умение, ущелье, учение, уверенность, умельцы, утес, утечка, утенок, успех, усмешка, уздечка, узбеки, узоры, урок, урон, упор, уход, удобство, удилище, усилие, улитка, укрытие, убыток, урюк.

И

Ирина, Иван, Италия, Иран, Ирак, ирис, извилина, инжир, испанец, изба, изнанка, издательство, икра, игра, игла, идея, имение, инспектор, искусство, ирония, износ, иголка, изюм, игрушка.

Я

Япония, Якутия, Ямайка, ячейка, яичница, японец, ягненок, январь, янтарь, ядро, ярлык, ямщик, ячмень, ярмо, явление, язык, язычник, ягнята.

Е

Егор, енот, езда, ездок, еда, ежиха, ежонок, еловый, Елена, Емеля, Европа, Евсей.

Ю

Юпитер, юлить, юла, южанин, юнец, юнкор, юрист, юбчонка.

№ 3

А

Анатолий, Ашхабад, Аргентина, агрегат, абонент, академия, академик, арифметика, артиллерия, аритмия, апельсин, активист, абажур, антилопа, агроном.

Э

Элемент, эпидемия, этажерка, этикетка, этикет, элеватор, экипаж, эскалатор, эликсир, электричество, эгоист, экспедиция, эскадрон, эпилог, эпизод, экономия, эшелон, эскимо.

О

Ободок, оборот, огород, отворот, отговорка, обиход, обвинение, обобщение, обозрение, образец, обсуждение, обучение, объявление, объяснение, оглавление, огурец, окружение, освоение, отвлечение, отделение, отопление, охлаждение, офицер, обогрев, ощущение, отступление, обещание, осязание, океан, оператор, операция, описание, опоздание, оправдание, орфография, обелиск, озорник, оптимизм, оборудование, остроумие, опекун.

У

Удалец, ухудшение, уважение, уверение, утомление, утепление, уточнение, угощение, убеждение, удивление, укрощение, укрепление, уроженец, увядание, ученик, ураган, урожай, узелок, упаковка, уговор, Украина, уголок.

9. Обучение синхронизация движений

пальцев ведущей руки с речью.

По методике Л. З. Андроновой

1. Рука не напряжена и расположена на любом предмете (лучше на бедре). Кисть руки при этом располагается как при игре на фортепиано, она округла и свободна.

2. Началу каждой синтагмы — фразы соответствует нажатие большого пальца.

3. Пальцы движутся поочередно (1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2...) до окончания слогов в синтагме.

4. Пальцы руки как бы имитируют плавную игру на фортепиано, что способствует слиянию слогов в синтагме.

5. Начало каждого первого слога синтагмы выделяется как более сильным и длительным нажатием большого пальца, так и его четким произношением. Это, является «буксирным» импульсом для запуска первого слога синтагмы.

6. Таким же сильным и длительным нажатием пальца и соответственно акцентированным произношением выделяются все сильные позиции в синтагме (ударения).

7. Теперь все, что вы произносите, вы будете говорить только при помощи руки: слова, фразы, весь речевой материал, который будет даваться в дальнейших занятиях. После окончания режима молчания, все ваши произвольные самостоятельные высказывания должны произноситься только в сочетании с движением большого пальца ведущей руки.

Фраза: Я' — небольшое движение вперед большого пальца,

пой — указательный палец подхватывает,

ду' — средний палец,

гу — безымянный палец,

ля'ть — мизинец.

В речи фраза должна звучать совершенно слитно, как одно слово:

япойдугулять.

Пальцы поочередно, отрываясь от бедра (лучше, чтобы рука лежала на бедре), как бы включаются в речевой поток.

Вдох. На выдохе с мягкой голосоподачей:

Фраза: На' — 1-й большой палец (сильная позиция),

ша — 2-й палец,

Та' — 3-й палец (ударный слог, сильное нажатие пальца),

ня — 4-й палец,

гро'м — 5-й палец (сильная позиция),

ко — 4-й палец,

пла' — 3-й палец (сильная позиция),

чет — 2-й палец.

Руку опустить, расслабиться.

Вдох. На выдохе с мягкой голосоподачей: Уронила в речку мячик.

У - ро - ни' - ла - вреч - ку - мя' - чик.

1п. 2п. Зп. 4п. 5п. 4п. Зп. 2п.

1п — первый (большой) палец.

2п — второй (указательный) палец и т.д.

10. Развитие мелкой моторики

Речь напрямую связана с дифференцированным движением пальцев рук. Упражнения:

1. Соединить быстро пальцы правой и левой руки.

2. Помассировать палец о палец (кончиками), до 10 движений.

3. Быстрая синхронная «игра на пианино» пальцами левой и правой руки (одной, потом двумя руками).

4. Перебирать рис, гречу (захват двумя пальцами поочередно).

5. Можно перебирать бусы, четки.

11. Точечный массаж

Точка 2 (Нэй-гуань)

Находится на передней поверхности предплечья выше средней складки запястья между сухожилиями.

12. Самовнушение

Проговариваем с рукой

Цель: связать речь и спокойствие.

Речь легкая, спокойная.

Поза свободная.

Взгляд уверенный.

Вплываю в речь.

Расслабление и спокойствие.

Спокойствие и расслабление.

У меня уверенный взгляд.

У меня прекрасная осанка.

Я спокоен и уверен в себе.

Я отбросил тревогу.

Прогнал страх перед речью.

Когда начинаю говорить, спокойствие не исчезает.

Я говорю спокойно и плавно.

Я переношу приятное расслабление на речь.

Я могу говорить только в спокойном, расслабленном состоянии.

Произносить эти фразы утром и перед сном.

ЗАНЯТИЕ 3

План

1. Чтение дневников о состоянии речи.

2. Проверка домашних заданий занятий 1 и 2.

3. Расслабление рук.

4. Расслабление ног. Формулы внушения.

5. Психотерапевтическое внушение.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

8. Речевые упражнения.

9. Работа над силой голоса.

10. Путь к себе. Настрой.

11. Точечный массаж.

12. Самовнушение.

1. Чтение дневников о состоянии речи

Участники группы по желанию зачитывают свои дневники. Перед чтением кратко описываем речевые правила:

• Говорить на выдохе (дыхание диафрагмальное).

• Говорить только в расслабленном состоянии, преодолев страх перед речью.

• Говорить только с движениями пальцев ведущей руки.

2. Проверка домашних заданий занятий 1 и 2

Выборочная проверка усвоения участниками группы навыка диафрагмального дыхания.

Хоровое чтение гласных: ауао, аоуиы — аоуиыэ и т.д.

Индивидуальное чтение гласных:

а - о - у - а аоуиэ

а - у - о - а иаоуиэ

у - о - и - э иаоиуэ

и - э - о - а аиэоиуэ

а - у - э - и аоуиыиэ

Проверка домашнего задания занятия 2.

3. Расслабление рук

Смотри в пункте № 4 занятия 2.

4. Расслабление ног.

Формулы релаксации

Я чувствую приятную тяжесть в правой (левой) ноге. (Представьте, что ваша правая (левая) нога сосуд, который наливается свинцом, тяжелея все больше и больше).

Чувство тяжести в моей правой (левой) ноге все больше нарастает. Нога все больше тяжелеет, тяжелый густой свинец наполняет вашу ногу.

Моя правая (левая) нога очень тяжелая. (Продолжайте как можно дольше удерживать образное представление, зафиксируйте это ощущение.)

Приятная тяжесть наполняет мою правую (левую) ногу.

5. Психотерапевтическое внушение

Вы хорошо запомнили, что только тот сможет хорошо говорить, кто выдержал период молчания в течение 10 дней. Для чего вам нужна чистая правильная речь? Она нужна для общения. В период молчания вы понимаете, как трудно, порой даже невозможно, существовать без слов. Речь нам дана для того, чтобы мы могли понимать друг друга. Даже в легких житейских вопросах нужна правильная речь. Вы прекрасно понимаете, что для всех больших и серьезных дел человеку нужна правильная речь. Вы никогда не согласитесь учиться у учителей, которые невнятно говорят, вам не нравится слушать певца, который плохо поет. Без речи нельзя выразить сочувствие другому человеку, радоваться удаче и счастью близких. Без речи нельзя создать красоту и возвеличить человека в его делах и поступках. Без речи нельзя передать знания и чувства другим людям. Вы цените правильную речь и готовы к ней. Вам хочется говорить свободно и красиво, легко и плавно, без страха и напряжения. Теперь так и будет, вы уже знаете, как говорить правильно и красиво, вы уже умеете правильно дышать и говорить на выдохе, вы уже лучше владеете своим артикуляционным аппаратом. Вы слушаете мои внушения, они проникают в вас и становятся частью вашего сознания.

6. Дыхательная гимнастика

Сегодня мы с вами научимся универсальной системе дыхания, которая была описана еще в древности:

вдох — пауза, выдох — пауза.

Важен именно принцип, а длительность вдоха — выдоха и паузы для каждого человека индивидуальны. Это зависит от того, что вы делаете: идете по лестнице, сидите или начинаете говорить.

4 тактное дыхание позволяет восстановить равновесие во всех системах организма и психике.

Можно со счетом:

Вдох (6 сек.) — задержка дыхания (12 сек.).

Выдох (6 сек.) — задержка перед вдохом (12 сек.).

Можно дыхание связать с ритмом шагов:

Вдох (3 шага) — задержка (6 шагов).

Выдох (3 шага) — задержка перед вдохом (6 шагов).

7. Артикуляционная гимнастика для мышц языка

1. Высунутый «лопатой» язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба, как бы смазывая их, и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

2. Присасывание языка без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны).

3. Присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка, кончик языка упирается в нижнюю десну; проделать сначала при закрытом, а затем при открытом рте.

4. Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.

5. Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

6. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

7. При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох, бобы и т. д.

8. Речевые упражнения

Работа над словами

Если при произнесении того или иного слова у вас возникнет затруднение, не огорчайтесь, не сосредотачивайтесь на этом слове, а продолжайте работать дальше. Неудача произошла, потому что какое-то речевое правило вы не выполнили.

Надо еще и еще раз вернуться к речевым правилам и более легким заданиям. Произносите слитно, на одном выдохе выделенные из слова гласные звуки и само слово. Ударный звук должен звучать громче и длительнее, чем остальные гласные.

Сделайте запись в тетради всех данных ниже слов по образцу:

Инвалид — инвалид — инвалид

Исполин — инвалид — истопник

Изыскание — избиратель — излечение

Слова, с ударением на 3-м слоге:

И

Истребитель, иностранец, иллюстрация, интервал, интернат, интонация, инкассатор, инкубатор, избиратель, изучение, иноземец, инженер, интеллект, интерес, извинение, изречение, изваяние, интервью.

Я

Ягуар, Ярославль, якобинец, ясновидец, ядовитый, ярлыки, язычок, языковый, ястребок, яровой, ястребиный.

Е

Ежедневный, европеец, ежемесячный, единение, Енисей, единица, ежевика, ежечасно, ералаш, ерунда, ежегодный, Емельян, есаул, ежесуточно.

Ю

Юморист, ювелир, Югославия, юмореска, юбилейный, юбиляр, юрисконсульт.

К каждому упражнению подберите свои примеры.

Слова с ударением на 4-м слоге:

Особое внимание надо уделить экономному расходованию воздуха. Сделать длительный вдох.

• Аоиаия — аоиаия — ассоциация

• Аиуяия — аиуяия — артикуляция

• Артикуляция — артикуляция — артикуляция.

• Архипелаг — Афганистан — аэроплан.

А

Архипелаг, Азербайджан, Афганистан, аэроплач, ажиотаж, администрация, абонемент, ацетилен, авторитет, автопробег, ассортимент, аплодисменты, аудиометр, аукцион, аэродром, аттракцион.

Э

Электростанция, эксплуатация, экранизация, эвакуация, элементарно, энтузиазм, экзаменатор, энциклопедия, эксперимент, эритроцит, эндокринолог, электровоз, эквилибрист.

У

Упомянуть, универмаг, универсал, увещевать, удорожание, успокоение, увеселение, уединение, употребление, уведомление, установление, увековечить, увеличение, укоренение, употребить, увеличитель, удешевить, уговорить, угомонить, укоротить.

И

Идеализм, изобразить, избороздить, инфинитив, иронизировать, искоренить, иглообразный, исподтишка, избаловать, изобличить, изобретать, иллюминатор, истолкователь, изобретение, иммунитет, интеллигенция, искусствовед.

Я — Ю

Языковедение, языкознание, яровизация, ясновельможный, языковой, юмористический.

Е

Елизавета, еженедельник, естествознание, единовластие, единобрачие, единогласие, единоборство, единорог, Ессентуки, единодушие, ежеминутный, ежесекундный, единомышленник, Екатеринбург.

9. Работа над силой голоса

Упражнение с гласными несколько усложним:

• Каждый гласный звук проартикулировать без голоса:

а – о – у – и – э - ы.

• Каждый гласный звук произнесите:

а) шепотом;

б) тихим голосом;

в) голосом средней громкости;

г) громко;

а — шепотом, о — тихим голосом и т.д.

• Начните тихим голосом и постепенно усиливайте до громкого звучания.

а тихо - - - - - - - ГРОМКО.

• Начните с предельно громкого голоса, постепенно ослабляйте звук до тихого; рот до конца звучания оставляйте в состоянии активной артикуляции данного звука.

А – ГРОМКО - - - - - - - тихо.

• Начните тихо, постепенно усиливая до громкого и заканчивайте снова тихим голосом.

а — тихо - - - - ГРОМКО - - - - тихо.

• Начните громко, постепенно ослабляя звук до тихого, и заканчивайте снова громко.

А – ГРОМКО - - - - тихо - - - - ГРОМКО.

• Произнесите каждый звук, обращаясь к человеку.

— сидящему рядом с вами;

— находящемуся в соседней комнате;

— стоящему на другом конце улицы (или в лесу).

Все виды упражнений делать стоя и сидя.

10. Путь к себе

Настрой

С глубокой древности существуют специальные заговоры, которыми пользуются народные целители. Доказано, что существуют так называемые ключевые слова, при произнесении которых организм любого человека отвечает определенными физиологическими реакциями на укрепление здоровья, на устойчивость нервной и психологической сферы. Слова, которые употребляет человек, вольно или невольно отображают его внутреннее состояние и мироощущение. Много слов унылых, неуверенных — и узнаешь человека нерадостного, не имеющего опоры в жизни, уверенности в себе. А когда в речи преобладают слова живые, яркие, динамичные, то и жизнь бьет ключом.

После освоения этой системы хотелось бы видеть вас жизнерадостными, бодрыми, счастливыми, сумевшими пробудить в себе силы обновления и саморегуляции, избавившимися от комплексов и стрессов, неуверенности и усталости.

Выберите себе нужный настрой, начните постоянно работать. Составьте его для себя сами. Думайте о том, чего вы хотите добиться в работе над своей речью. Повторяйте занятие ежедневно 6 — 7 раз.

Примерный настрой для заикающегося:

— Говорю легко-легко.

— В начале речи абсолютно спокоен.

— Речь течет плавно, спокойно.

— Речевой настрой пронизывает всю мою жизнь. Надо верить в успех.

Формулы для заикающихся:

• При произнесении согласных звуков не делаю ни единого лишнего движения, ни малейшего усилия, всегда расслаблен перед началом речи.

• Тон изложения должен быть деловым, твердым, очень убедительным.

Примените сравнения:

Моя речь легкая, как пух.

Речь моя течет, как река Волга в погожий солнечный день.

Я спокоен, как...

Я уверен, как...

Жизнь моя удивительна и прекрасна, как...

Дома напишите ваши варианты настроев.

11. Точечный массаж

Точка 3 (Тянь-дзин)

Симметричная, находится на задней поверхности плеча, на 1 цунь выше локтевой складки вытянутой руки. Массировать поочередно справа и слева в положении сидя, массируемая рука опушена вдоль тела. 1 цунь примерно равен 3,5 см.

12. Самовнушение

Язык расслаблен и тяжел. Дышится свободно и легко. Я спокоен. Весь расслаблен. В любой обстановке я спокоен и расслаблен. При любом настроении моя речь свободная и плавная. В любой обстановке меня сопровождает хладнокровие и непринужденность. Речь льется сама по себе. Мне легко не думать о речи. Она плавная, свободная, четкая.

ЗАНЯТИЕ 4

План

1. Чтение дневников о состоянии речи.

2. Расслабление рук и ног. Формулы общего успокоения.

3. Психотерапевтическое внушение.

4. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Речевые упражнения.

7. Работа над голосом.

8. Упражнения на быстрое переключение артикуляции. Устранение звукофобии. Звук [П].

9. Точечный массаж.

10. Невербальная коммуникация.

11. Путь к себе. Коллективный настрой.

2. Расслабление рук и ног

Формулы общего успокоения

Не удается добиться удовлетворительного результата чаще всего потому, что люди не доверяют себе или совершают чрезмерные усилия. А расслабление не предполагает участия воли. Должно работать лишь воображение.

Я совершенно спокоен. (Вспомните чувство приятного покоя, когда-либо вами испытанного.)

Меня ничто не тревожит. (Вспомните чувство приятного, безмятежного покоя, когда после напряженного дня вы приходите домой и ложитесь отдыхать.)

Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха.

Все мое тело полностью отдыхает. (Вспомните чувство приятного отдыха и расслабления, когда вы лежите в теплой ванне.)

Я совершенно спокоен. (Думайте о покое, отдыхе.)

Расслабление мышц рук и ног.

Ощущение тепла

Я чувствую приятное тепло в руках и ногах. (Представьте, что вы погружаете руки и ноги в очень горячую воду.)

Кровеносные сосуды правой и левой руки расширились. (Вспомните, как краснеют руки, когда вы погружаете их в горячую воду).

Те же ощущения переносим на ноги.

Кровеносные сосуды правой и левой ноги расширились. (Как будто подливаем в таз горячей воды.)

Горячая кровь согрела мои руки и ноги. (Прочувствуйте это.)

Приятное чувство тепла разлилось по моим рукам и ногам. (Вспомните как можно ярче чувство тепла в горячей ванне.)

Руки вплоть до кончиков пальцев стали горячими.

Я расширяю сосуды моих рук и ног. (Думайте о тепле и покое.)

Я совершенно расслаблен и спокоен. Переношу это состояние на мою речь. Я буду говорить только в состоянии покоя, когда мои мышцы не напряжены, а расслаблены.

3. Психотерапевтическое внушение

Вы сохраняете режим молчания. Во время этого молчания ваш мозг отдыхает от прошлой речи. Отдыхают живот, грудь, горло, голосовые связки, язык, зубы и губы. Мой голос сохраняется в вашей памяти, вы готовитесь к новой речи, которая много лет у вас отсутствовала. Вы любите новую, зарождающуюся в вас речь. Ваша свободная, легкая и красивая речь возвращается к вам. Вы ждете встречи с ней. Прежде чем произнести какое-либо слово или предложение, вы ясно представляете, что хотите сказать. Вы озвучиваете свои мысли, как диктор телевидения, как артист, как учитель. Вы будете говорить «с чувством, с толком, с расстановкой». Для этого вы сначала заставляете звучать свой живот, грудь, голосовые связки, носовые полости. Дальше из этого звука вы создаете слова и предложения с помощью языка, зубов, губ. Ваша речь становится обычной, весь ваш речевой аппарат находится в расслабленном состоянии. Перед тем как заговорить, вы ясно представляете, что должны сказать, потом делаете глубокий вдох и на выдохе произносите нужную фразу. После лечения вы почувствуете, как легко совершенно не думать о речи, не стесняться и не бояться ее. Ни у кого из вас даже не возникнет воспоминаний о старой ненужной речи. Вы очиститесь от неприятной речи. Вы почувствуете себя обновленными, резко изменится ваше отношение к прошлой речи. Все, что связано с ней, вызывает у вас только неприятные ощущения и отвращение. Вы уйдете отсюда с твердой решимостью говорить так же, как и другие люди. Вы чувствуете себя легко и свободно, как будто тяжелый груз свалился с ваших плеч, словно снилось что-то мерзкое, липкое, которое опутывало вас, как паутина, все эти годы. Мои внушения проникают в вас и становятся частью вашего сознания. Внушения оказывают на вас лечебное воздействие. Они остаются с вами повсюду: дома, на улице, на работе. Вы продолжаете молчать, молчание является лучшим лекарством для вашей речи. В том, что в вас зреет новая речь, нет никакого чуда. Это ваша родная, дорогая речь, ради нее вы будете находиться в молчании. Вы сами удивитесь тому, как легко вам молчать.

4. Артикуляционная гимнастика для мышц языка

1. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением их раскрытия.

2. Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка все больше и больше.

3. Поднимание и опускание лопатообразно-выгнутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам, наконец, к носу и подбородку.

4. Такое же движение языка внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны (звуки [т], [д]).

5. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканием отрываясь, втягивается вниз — назад.

6. Загибание языка «жалом» вверх и вниз, снаружи и внутри рта.

7. Поочередно загибания кончика языка «жалом»: к носу и подбородку, к верхней и нижней губе, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу, дну рта.

8. Кончик языка, «жалом» загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, десен при широко открытом рте (звук [л]).

5. Дыхательная гимнастика

• Диафрагмальное дыхание (повторим).

«Шар наполняется и сдувается».

• Подуть на выдохе:

— на ватку,

— на свечу,

— на тонкую бумажку.

• Выдох через рот, шумно: «Ха-а».

• 4 коротких вдоха через нос — 4 коротких выдоха через рот.

6. Речевые упражнения

При обработке этих фраз мы будем продолжать закреплять новые речевые навыки. Продолжаем контролировать правильность речевого дыхания, следить за четкой артикуляцией, говорить без напряжения, слитно. Нужно сделать так, чтобы работа над речью стала для вас необходимой потребностью.

Проговаривайте все упражнения бодро, уверенно. Каждое предложение произносите на одном плавном выдохе.

Предложение: «Ария известна» должно звучать как

«Арияизвестна»

Между предложениями нужно выдерживать паузу.

Не забывайте, что вы должны работать перед зеркалом.

Фразы из двух слов

№ 1

А

Ария известна.

Арка изящна.

Айсберг огромен.

Адрес уточнен.

Арктика изучается.

Атлас устарел.

Э

Это эллипс.

Эхо отзвучало.

Эмма — отличница.

О

Отпуск окончился.

Окна окрашены.

Окуни уплыли.

Озеро обмелело.

Осы улетели.

У

Ужин окончен.

Урна опечатана.

Улица опустела.

Угол определен.

Устрица ускользнула. Уж уполз.

И

Искра угасла.

Истина установлена

Иней искрится.

Изгородь упала.

Ирис увял.

Игры увлекательны.

Я

Ярмарка открыта.

Ящерица ускользнула.

Яблони отцвели.

Яблоко упало.

Е

Ели огромны.

Ельник охраняется.

Ездить опасно.

Ехать удобно.

Ё

Ёжик охотится.

Ёлочка осыпается.

Ёлка украшена.

Ёрш уплыл.

Ю

Юрий — имя.

Юнга учится.

Юность окрыляет.

Юрта устарела.

Юг экзотичен.

Юля умница.

Юбка отутюжена.

№ 2

А

Аппаратура установлена.

Абонемент использован.

Аквалангист отважен.

Э

Экзаменатор утомлен. Эксперимент удался.

Энциклопедия универсальна

О

Определение исчерпывающе. Одеколон освежает.

Официант обходителен. Олимпиада открыта.

Обоснование убедительно.

У

Увеличитель испорчен. Уведомление отправлено.

Узкоколейка отремонтирована. Универмаг открылся.

И

Изображение ярко. Изобретатель упорен.

Иллюминатор открыт. Иммунитет угас.

Инсценировка удачна.

Я Е Ю

Яровизация окончена. Языковед эрудирован.

Екатерина — агроном.

7. Работа над силой голоса

Счет до 10:

1 (тихо) — 2 (громче) — 3 (еще громче) — и т. д., до 10.

Дни недели:

понедельник — вторник — среда — четверг — пятница — суббота — воскресенье.

Начинаем тихим голосом, постепенно голос усиливается, а затем понижается до начального уровня.

Месяцы года:

Январь — февраль — тихо — шепотом. Март — апрель — громко — тихо — шепотом и т. д.

Все говорим на выдохе, с движением пальцев ведущей руки.

8. Упражнения на быстрое переключение артикуляции

Устранение звукофобии

Звукофобия — это страх перед произнесением каких-либо звуков. Очень часто этот страх связан с определенными согласными звуками. Данные упражнения помогут научиться произносить все согласные звуки во всех позициях. Сочетание звуков произносить на одном выдохе, в расслабленном состоянии.

Согласные звуки

Звук [П]

Звук [П] между двумя гласными

апа апи опа опи упа упи

апэ апе опэ опе упэ упе

апо апя опо опя упо упя

апу апю опу опю упу упю

Звук [П] в начале слога

па — пэ пэ — па пы — па пу — па

па — по пэ — по пы — пэ пи — пэ

па — пы пэ — пы пы — по пи — по

па — пу пэ — пу пы — пу пе — па

па — пи пэ — пи пы — пи пе — пэ

па — пе пэ —пе пы — пе пе — пя

па — пя пэ — пя пы — пя пе — пи

па — пю пэ — пю пы — пю,

Упражнения на постановку ударения

папа' папапа' папапапа'

пэпэ' пэпэпэ' пэпэпэпэ'

попо' попопо' попопопо'

пыпы' пыпыпы' пыпыпыпы'

пупу' пупупу' пупупупу'

пипи' пипипи' пипипипи'

пепе' пепепе' пепепепе'

пяпя' пяпяпя' пяпяпяпя'

пюпю' пюпюпю' пюпюпюпю'

Звук [П] в начале и в конце слога

пап — пэп пэп — пап пып — пап

пап — пып пэп — пып пып — пэп

пап — пип пэп — пип пып — пип

пап — пеп пэп — пеп пып — пеп

Звук [П] в сочетании с гласными

пле — пли пли — пле пля — пле плю — пле

пле — пля пли — пля пля — пли плю — пли

пле — пле пли — пле пля — пле плю — пле

пле — плю пли — плю пля — плю плю — пля

Дифференциация звука [П] с другими согласными в слогах

[П]-[Б]

пашня — башня пыль — быль

пар — бар пить — бить

палка — балка запирать — забирать

порт — борт пилить — белить

почка — бочка плеск — блеск

споры — сборы правый — бравый

Следующие слова стараться произносить на одном выдохе:

Публика — пробовать — приборы.

Прибывать — пробоина — подбирать.

Подробный — беспорядок — победа.

Приезжать — беспечный — беспартийный.

Белить потолок.

Пустая бочка.

Добиться победы.

Публичная библиотека.

Бесплатная путевка.

Правый берег.

Больной зуб.

Зубная паста.

Обеденный перерыв.

[П]-[Ф]

Пара — фара Плюс — флюс

Парта — фартук Лапка — лавка

Посол — фасоль Тряпка — травка

Порт — форт Лоб — лов

Пенал — финал Гриб — гриф

Плот — флот Пункт — фунт

Словосочетания произносить на одном выдохе:

Профиль — плафон — патефон.

Профессия — профессор — плавки.

Прививка — сплав — плов.

Вписать — впустить — впервые.

Справка — орфоэпия — полуфабрикаты.

Копать картофель Правый фланг

Спелые фрукты Вкусный пирог

Пить кефир Сплав металлов

Крепкий кофе Пестрый шарф

9. Точечный массаж

Точка 4 (Дзу-сянь-ли)

Симметричная, находится на голени, на 3 цуня ниже надколенника и 1 цунь наружу от переднего края большой берцовой кости. Массировать одновременно справа и слева в положении сидя с вытянутыми ногами.

10. Невербальная коммуникация

Что это такое? Мы изучаем как родной язык, так и иностранные. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык — это язык жестов, мимики и телодвижений человека.

У людей, страдающих заиканием, как правило, страдает этот важный компонент коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 — 40% информации передаются с помощью вербальных средств (письмо, чтение, слово).

Невербальная коммуникация происходит на уровне нашего подсознания, невербальные импульсы подделать очень трудно, и следовательно, им можно доверять больше. Вот почему заикающимся очень важно научиться свободно пользоваться мимикой и жестами в общении.

Знания и навыки невербальной коммуникации помогут сделать каждую вашу встречу с другим человеком интересной и полезной. Вы перестанете испытывать чувство страха перед речью и сможете уловить по многим тонким мимическим движениям другого человека его настроение и отношение к вам.

Большинство исследователей разделяет мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений, а в некоторых случаях используется взамен словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине «убийственный» взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными. Когда мы говорим, что у нас предчувствие или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, в действительности имеем в виду, что заметили разногласия между языком тела и словами, сказанными этим же человеком.

11. Путь к себе.

Коллективный настрой

Путь к себе

Вы составили себе текст настроя. Мы все вместе одобрили его и приняли к действию. Настрой твердым и уверенным голосом проговариваете вслух. Когда что-либо мешает, можно про себя, но очень убедительным тоном.

В первые дни занятий настрой следует начинать с вводного текста:

Настрой, который я сейчас буду усваивать, будет оказывать на меня сильнейшее влияние, благодаря тому что организм будет в десять раз, в сто раз усиливать его влияние и мобилизовывать все свои резервы для быстрого и полного исполнения того, что сказано в настрое.

Я настраиваю себя на глубокое, прочное усвоение содержания нужного, полезного настроя.

Я буду стараться как можно глубже и прочнее его усвоить.

Настрой усваивается только в процессе его проговаривания.

Примерный настрой для группы

Произносим фразы на выдохе:

1. Тихо.

2. Голосом средней громкости.

3. Громко, уверенно. '

Мы начали заниматься.

Мы продолжаем заниматься своей речью.

Мы спокойные и уверенные.

Мы всегда и везде говорим на выдохе.

Мы говорим громко.

Мы сохраняем спокойствие.

Мы тренируемся ежедневно.

Мы следим за слитностью речи.

Мы боремся с мнительностью.

Мы говорим уверенно.

Мы преодолеваем трудности.

Мы верим в свои силы.

Мы все помогаем друг другу.

Мы преодолеваем страх перед речью.

Произносим:

а) хором;

б) по очереди;

в) индивидуально (весь текст).

ЗАНЯТИЕ 5

План

1. Чтение дневников о состоянии речи, успехах и неудачах. Анализ «настроев».

2. Релаксация. Формулы общего покоя.

3. Упражнения на дифференциацию напряжения и расслабления.

4. Психотерапевтическое внушение.

5. Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Речевые упражнения.

8. Работа над силой и высотой голоса.

9. Упражнения на быстрое переключение артикуляции. Звук [Б].

10. Невербальная коммуникация.

11. Точечный массаж.

12. Путь к себе.

2. Релаксация. Формулы общего покоя

Я чувствую приятное тепло в левой руке.

Я чувствую приятное тепло в правой руке.

Я чувствую приятное тепло в левой ноге.

Я чувствую приятное тепло в правой ноге.

Я чувствую приятное тепло в обеих руках.

Я чувствую приятное тепло в обеих ногах.

Мои руки теплые и расслабленные.

Мои ноги теплые и расслабленные.

Я совершенно спокоен.

Меня ничто не тревожит.

Мое дыхание замедляется.

Мое дыхание спокойное.

Дышу ритмично, ровно.

Мое дыхание ровное, теплое.

С каждым выдохом и вдохом я все больше и больше успокаиваюсь.

Я совершенно спокоен.

Каждую фразу произносить 3—4 раза. Мысленно повторять за ведущим.

3. Упражнения на дифференциацию

напряжения и расслабления

• Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки вперед. Руки напрягли, кулаки сжали, вдох — зафиксировали положение. Уронили руки вниз, расслабили — выдох.

• Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки в стороны. Руки напрягли, сжали кулаки — вдох, зафиксировали положение. С выдохом уронили руки вниз, расслабили их.

• Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки отведены назад, лопатки свести — зафиксировать напряжение. С выдохом расслабить плечи и руки.

• Исходное положение — сидя, руки расслаблены, лежат на коленях. Сжали губы, зубы, мышцы шеи напряжены — зафиксировать положение. С выдохом расслабить губы, приоткрыть рот, расслабить мышцы шеи — голова склоняется на грудь.

• Исходное положение — сидя, руки расслаблены, лежат на коленях. Сжали губы и зубы, напрягли мышцы шеи, плечи — зафиксировали положение. С выдохом расслабились — приоткрыли рот, голова склонилась на грудь, плечи опали.

• Исходное положение — сидя, руки свисают вдоль туловища. Поочередно с напряжением поднимаем правое и левое плечо. Расслабляем их, произнося междометия:

Ах! Ох! Ух!

Ах, хорошо! Ох, устал! Ух, тяжело! Ах, легко!

4. Психотерапевтическое внушение

Ваша речь улучшается с каждым днем. Скоро вы начнете говорить везде и всюду по-новому, с чувством, с толком, с расстановкой.

Принципом вашей жизни стало спокойствие, рассудительность, выдержка. У вас огромный интерес к жизни. Земля, небо, солнце радуют вас и наделяют огромной жизненной энергией. Вы создаете свою новую речь с помощью озвучивания своих мыслей как артист, как учитель, как диктор телевидения. Вы создаете свою новую речь с помощью упражнений.

Перед тем как заговорить, вы ясно представляете, что должны сказать, потом трогаете человека, к которому обращаетесь, делаете глубокий вдох, включаете в речевой поток пальцы ведущей руки и начинаете говорить плавно и слитно, как бы вплывая в речь. В течение дня вы учитесь говорить по-новому. Вы уйдете отсюда с огромным желанием говорить спокойно, красиво, без запинок.

Вы будете и дальше работать над собой, создавать свою новую речь, доказывать всем, что вы можете говорить свободно, легко, красиво.

5. Артикуляционная гимнастика для мышц языка

1. Язык высунут изо рта желобком или лодочкой (боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина).

2. Язык высунут изо рта желобком, неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка.

3. Язык во рту желобком с оскалом: задувание (звуки [с], [з]).

4. Язык желобком с осторожным загибанием кончика языка вверх.

5. Сделать язык «чашечкой» (боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка ковшиком опускается), вне ротовой полости.

6. «Чашечка» во рту. При выработке формы чашечки полезно иногда, когда спинка языка не опускается, надавливать на нее сверху шпателем, зондом, задувать в чашечку, произнося звуки [ш], [ж].

7. Закусывание зубами боковых краев языка, оставляя свободным только кончик.

8. При таком же положении, как в предыдущем упражнении, оскалить зубы и загибать кончик языка к верхней и нижней десне.

6. Дыхательная гимнастика

Вдох.

Выдох идет при счете вслух до 5. Считать ровно, четко проговаривая каждый слог. Впоследствии вести счет до 15 и более.

Вдох.

На выдохе счет вести медленно, чтобы появилось желание дополнить дыхание.

Пауза.

Добрать дыхание и продолжить счет дальше до 30.

Вдох.

Общий счет на выдохе до 15, но с остановкой после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время остановки нельзя пополнять запас воздуха, а также выдыхать его.

7. Речевые упражнения

Фразы из 3 слов

Продолжайте работать над собой. Чаще повторяйте про себя:

Я легко говорю эти предложения.

Я всегда буду говорить хорошо.

Очень приятно говорить плавно.

Я обязательно избавлюсь от заикания.

Начинайте вводить речевые правила в жизнь. Сначала — в разговоре с родными, близкими вам людьми. Каждое предложение повторяйте по нескольку раз, на одном выдохе; нужно, чтобы слова внутри фразы как бы «цеплялись» друг за друга.

Фразы подобраны так, что ударение в первом слове приходится на 1-й слог.

А

А'исты улетают осенью.

А'длер — южный аэропорт.

А'рктика интенсивно осваивается.

А'лгебра изучается учениками.

А'фрика освобождается от угнетения.

А'рия исполняется артистом.

Э

Э'то артист эстрады.

Э'льба — это остров.

Э'кстренно отремонтировали этаж.

Э'ля — отличный эксперт.

Э'хо — это отзвук.

О

О'сенью озимь изумрудная.

О'хрой окрашены окна.

О'пера «Аида» известна.

О'гненный отблеск исчез.

О'тдых организован удачно.

О'зеро окаймлено ивняком.

У

У'лица ярко иллюминирована.

У'тренник организован удачно.

У'зкая улица извилиста.

У'тром охотники ушли.

У'жин уже остыл.

И

И'льмень — это озеро.

И'звестью обмазана яблоня.

И'нна увлекается играми.

И'збы обнесены изгородью.

И'мпорт Индии увеличился.

И'нсбрук известен олимпийцам.

Я

Я'сли открываются утром.

Я'годы уже отошли.

Я'рость овладела охотником.

Я'вка активистов обязательна.

Я'корь опускали осторожно.

Я'рмарка ярко освещена.

Е

Е'хать утром удобно.

Е'шьте яблоки и апельсины.

Е'ли украсил иней.

Е'ва увлекается оперой.

Е'льник обнесен изгородью.

Ё

Ё'лка осыпалась окончательно.

Ё'мкость ящика уменьшилась.

Ё'лочные украшения упакованы.

Ё'жика юннаты отпустили.

Ё'лочку украсили игрушками.

Ю

Ю'ля уехала отдыхать.

Ю'ноши увлечены альпинизмом.

Ю'нга отличный аквалангист.

Ю'ра учит историю.

Ю'лий — остроумный юноша.

8. Работа над силой и высотой голоса.

Обучение мягкой голосоподаче, при которой

снимается напряжение с мышц гортани и шеи

Подуть на руки, как бы согревая их, мягко, нежно, тепло. Петь гласные в 3 регистрах:

нижний регистр;

средний регистр;

верхний регистр.

Переходы от одного регистра к другому:

а — низко — а — высоко.

а — высоко — а — средне.

а — средне — а — низко.

о — средне — а — низко.

у — высоко — а — низко — о — средне.

а — низко — о — высоко — у — средне.

у — высоко — о — низко — и — средне.

и — высоко — у — низко — а — средне.

и — высоко — а — низко — о — средне.

э — высоко — о — средне — у — низко —

а — средне.

9. Упражнения на быстрое переключение артикуляции

Устранение звукофобии

Звук [Б]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  238  239  240   ..

 

аба

абы

оба

обы

уба

убы

абэ

абу

обэ

обу

убэ

убу

або

аби

обо

оби

убо

уби