Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  230  231  232   ..

 

 

Рекомендации методические Иркутск 2010 удк 371 ббк 371 29 р 34 Результаты единого государственного экзамена в Иркутской области

Рекомендации методические Иркутск 2010 удк 371 ббк 371 29 р 34 Результаты единого государственного экзамена в Иркутской области

Министерство образования ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(повышения квалификации) специалистов

«институт развития образования ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

результатЫ
единого государственного экзамена
в ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

обществознание

выпуск 9

Методические рекомендации

Иркутск

2010


УДК 371
ББК 371 29
Р 34

Результаты единого государственного экзамена в Иркутской области.

Обществознание: Методические рекомендации. Выпуск 9

Авторы: . Янгель Т.Я., к.и.н., Чирикова М.В., к.и.н.

ISBN 978-5-85827-380-6

Статистические данные представлены РЦОИ – комплекс программ АИС ЕГЭ ФЦТ, центром автоматизации управления – программа «1С:Хронограф
Школа 2.5»

Методические рекомендации предназначены для работников системы образования: учителей, руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, преподавателей и руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, могут быть интересны обучающимся, их родителям, представителям широкой общественности.

УДК 371

ББК 371 29

Рецензенты: Басюк В.С., к.псх.н. – министр образования Иркутской области

Гетманская И. А., к.п.н. – заместитель директора по НМ и ИД ОГАОУ ДПО ИРО

Редколлегия: Каменяр И.Н., Крашенинникова Л.А., Чибирякова Т.В.

Верстка: Воробьев В.В., Ревенко О.С.

ISBN 978-5-85827-380-6

© ОГАОУ ДПО ИРО, 2010.

© ГОУ ВПО ВСГАО, 2010.


Содержание

I. ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧАСТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ЕГЭ
(В СРАВНЕНИИ ПО ГОДАМ) 4

II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2010 Г. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КИМ В СРАВНЕНИИ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ 7

III. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010 ГОДА.. 12

IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ 15

V. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ УЧАСТНИКОВ ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.. 36

VI. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ.. 37

VII. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.. 38

I . ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧАСТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ЕГЭ (В СРАВНЕНИИ ПО ГОДАМ)

1.1 Количество экспертов

Региональная предметная комиссия по обществознанию состоит из 43 экспертов, прошедших специальную подготовку по программе «Технология проверки заданий с развернутым ответом части С по обществознанию» на базе ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области». Состав комиссии представлен в таблице 1.

Таблица 1

Абсолютное количество

Процент

Преподаватели учреждений высшего профессионального образования

21

49%

Учителя

22

51%

Итого

43

100%

Все эксперты-учителя общеобразовательных учреждений имеют высшую квалификационную категорию, а преподаватели высших учебных заведений г. Иркутска – степень кандидата наук различных социально-гуманитарных дисциплин. Процентное соотношение кандидатов наук (от общего количества экспертов) отражено в таблице 2.

Таблица 2

Абсолютное количество

Процент

Кандидаты наук

21

49%

Подобное соотношение высококвалифицированных специалистов-экспертов высшей школы и общеобразовательных учреждений позволяет проводить качественную объективную оценку ответов выпускников.

1.2 Количество участников

Единый государственный экзамен по обществознанию является экзаменом по выбору и проводится в Иркутской области пятый год. Экзамен по обществознанию, как и другие экзамены в формате ЕГЭ, осуществляется в две сессии – июньскую (первая волна) и июльскую (вторая волна). В этом году экзамен состоялся 15 июня – основной день и 17 июня – резервный день; в июльскую сессию 15 июля – основной день и 19 июля – резервный.

В июньскую сессию в ЕГЭ по обществознанию приняли участие 9015 человек. По сравнению с прошлым годом количество выпускников, выразивших желание сдавать экзамен по обществознанию, несколько снизилось (в 2009 году – 9898), что, по всей видимости, связано не только с демографическим спадом, отразившемся на общем количестве старшеклассников, но и более обдуманным подходом последних к выбору экзамена. Количественный состав участников первой волны ЕГЭ – 2008-2010 гг. по обществознанию в Иркутской области представлен в таблице 3.

Таблица 3

Название предмета

ЕГЭ – 2008г.

ЕГЭ – 2009г.

ЕГЭ – 2010г.

Обществознание

3756 чел.

9898 чел.

9015 чел.

Снижение количества участников экзамена объясняется, с одной стороны, изменениями правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения, с другой – более ответственным подходом выпускников к определению предмета по выбору. Вместе с тем обществознание занимает третью позицию по количеству участников экзамена среди одиннадцати дисциплин, сдаваемых в формате ЕГЭ на территории Иркутской области, и первую среди предметов по выбору.

1.3 Средний тестовый балл

Наибольшее количество участников экзамена в городах Иркутске – 2133, Братске – 1078 и Ангарске – 810. Средний балл по Иркутской области в июньскую сессию 2010 г. составил 51,4 по 100-балльной шкале. Этот показатель несколько ниже результата 2009 г., где средний балл соответственно составил 52,46. Максимальный балл по итогам июньской сессии составил 86, а вот минимальный – 16.

Средний балл в июльскую сессию составил 52,9, что более чем на 1,5 балла выше аналогичного результата первой волны. Максимальный балл составил 75, а минимальный – 33.

Изменения среднего балла в июньскую сессию по обществознанию в Иркутской области за последние три года представлены в диаграмме 1.


Диаграмма 1

1.4 Успеваемость

Результаты экзамена по уровню среднего тестового балла в 2010 году несколько снизились по сравнению с 2009 годом, однако процент участников ЕГЭ, не подтвердивших освоение основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, сокращен на 1,5%

Сравнительные данные успеваемости участников экзамена за период 2008-2010 гг. представлены в таблице 4.

Таблица 4

2008 год

2009 год

2010 год

Количество и процент подтвердивших освоение обществоведческого курса

3476 чел

91,1%

8902 чел.

90%

8245 чел.

91,5%

Количество и процент не подтвердивших освоение обществоведческого курса

340 чел.

8,9%

995 чел.

10%

770 чел.

8,5%


II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2010 Г . ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КИМ В СРАВНЕНИИ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ.

2.1 Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации и зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения.

В экзаменационную работу включены основные содержательные элементы обществоведческого курса, которые определены обязательным минимумом среднего (полного) общего образования по обществознанию 1999г. и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004г.

2.2 Распределение заданий по частям экзаменационной работы

В 2010 г. структура распределения заданий по частям экзаменационной работы несколько изменилась в сравнении с предыдущими годами и представлена в таблице 5.

Таблица 5

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за данную часть работы от общего максимального

Тип заданий

1

Часть 1

24

24

40,7

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

6

10

16,9

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

9

25

42,4

Задания с развернутым ответом

Итого

39

59

100

2.3 Анализ структуры КИМ 2010г.

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трех частей, различающихся по содержанию, уровню сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

· часть 1 содержит задания с выбором ответа;

· часть 2 содержит задания с кратким ответом;

· часть 3 содержит задания с развернутым ответом.

К каждому из заданий с выбором ответа части А предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

В первой части (А1-А24) представлены задания по пяти тематическим блокам (модулям): человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Пять блоков (модулей) отражают по содержанию основные разделы курса обществознания. Во всех вариантах работы задания первой части, проверяющие элементы содержания одного и того же раздела курса, находятся под одинаковыми номерами. При этом каждое отдельное задание имеет строго определенное место внутри содержательного блока.

В заданиях с кратким ответом части В ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право ), словосочетания (например, рыночная экономика ), набора букв или цифр (например, 2314 ), записанных без пробелов. Каждое из этих заданий имеет свою особую форму, представляет модель контрольных измерительных материалов, ориентированную на проверку определенного умения, формируемого обществоведческим курсом. Во всех вариантах заданиями второй части представлены указанные выше пять содержательных блоков-модулей.

Последовательность заданий обусловлена проверяемыми умениями: в каждом варианте на одних и тех же позициях находятся задания, проверяющие определенные умения. При этом содержание, на котором данное умение проверяется, может варьироваться.

В заданиях с развернутым ответом части С ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Ответы формулируются учеником самостоятельно и записываются в свободной, развернутой форме.

Задания третьей части (С1-С9) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, социальную психологию, политология, правоведение ).

Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом текста. Задания С1 и С2 преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста.

С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни.

С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической.

С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

В каждом варианте работы заданиями С1–С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение ).

Завершает работу альтернативное задание С9, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением ).

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию представлено в таблице 6.

Таблица 6

Распределение заданий по основным содержательным блокам

Содержательные блоки

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу (= 59 )

Человек и общество

8

9-11

18,6

Экономика

7

8-10

16,9

Социальные отношения

6

7-9

15,3

Политика

6

7-9

15,3

Право

7

8-10

16,9

Одна из базовых наук (составное задание)

4 задания в составном

10

16,9

Содержательная линия по выбору (альтернативное задание)

1 из 6 предложенных

5

6,8

Итого

39

59

100%

Ниже представлены распределения заданий в экзаменационной работе по видам проверяемых умений (Таблица 7) и по уровню сложности (Таблица 8).

2.4 Распределение заданий по видам проверяемых умений

В таблице 7 отражены виды проверяемых умений и способы действий и количество заданий в каждой части экзаменационной работе, соответствующие им.

Таблица 7

Основные умения и

способы действий

Число заданий

Вся

работа

Часть 1 (задания с выбором ответа)

Часть 2 (задания с кратким ответом)

Часть 3 (задания с развернутым ответом)

1. Требования: «Знать/понимать»

39

24

6

9

2. Требования: «Уметь»

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

4

-

-

4

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

34

19

6

9

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

4

-

-

4

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

3

-

-

3

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

13

5

2

6

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческимитерминами, поня-тиями; сопоставлять различные научные подходы;различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

18

14

-

4

оценивать действия субъектов социаль-ной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

3

-

-

3

формулировать на основе приобретен-ных обществоведческих знаний собствен-ные суждения и аргументы по определен-ным проблемам

3

-

-

3

подготавливать творческую работу

2

-

-

2

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

8

5

-

3

3. Требования «Использовать приобретен-ные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»

4

-

-

4

2.5 Распределение заданий по уровню сложности

Часть1 содержит задания двух уровней: 17 заданий базового уровня (А1-А2, А4-А5, А7-А9, А12-А14, А16-А18, А20-А23) и 7 повышенного уровня (А3, А6, А10, А11, А15, А19, А24). Часть 2 содержит 4 задания базового уровня (В1, В2, В3, В5) и два задания повышенного уровня сложности (В4 и В6). В части 3 два задания базового уровня (С1,С2) и 6 заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9). Распределение заданий по уровню сложности представлено в таблице 8.

Таблица 8

Уровень сложности заданий

Число

заданий

Максимальный первичный балл

Процент от общего максимального балла

Базовый

23

27

45,8%

Повышенный

9

11

18,6%

Высокий

7

21

35,6%

Итого

39

59

100%

При условии полного и правильного выполнения всех заданий экзаменационной работы можно получить 59 баллов (первичный балл). Из них за первую часть (А) – 24 балла, за вторую часть (В) – 10 баллов, за третью часть (С) – 25 баллов.

2.6 Основные изменения КИМ в сравнении с прошлым годом

Изменения в контрольно–измерительных материалах 2010 года по обществознанию отражают требования стандарта базового уровня в содержательных и отдельных деятельных объектах проверки. Требования стандарта профильного уровня отражены преимущественно в проверяемых умениях, на демонстрацию которых ориентированы задания повышенного и высокого уровня сложности.

1. Произошло сокращение общего количества заданий в экзаменационной работе по обществознанию с 44 до 39. Изменилась и сумма максимального первичного балла по работе в целом с 62 до 59.

2. В первой части работы представлены задания, сгруппированные в 5 блок – модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право и их число составило 24. В 2009 г. задания отражали 6 блок – модулей, а их количество составляло 30.

3. Во второй части на одних и тех же позициях в различных вариантах (В1- В6) находятся задания одного уровня сложности, на одни и те же сходные умения, проверяемые на различных элементах содержания. Задания сформулированы по всем пяти блок – модулям.

4. Задание В1 нацелено на выявление структурных элементов не с помощью схемы ( как было в 2009 г.), а с помощью таблицы.

5. Задания третьей части (блок С) представляют базовые обществоведческие науки: философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение. Их число увеличилось на одно задание и составило 9.

6. В качестве нового задания введено С8, которое предполагает составление развернутого плана по заданной теме обществоведческого курса. План предполагает структурирование материала по разделам, главам и параграфам. Он должен глубоко раскрывать содержание, логично и последовательно выявляя и обозначая различные аспекты определенной обществоведческой темы.

7. Задание С8 по спецификации 2009 г. переносится на позиции С9 по модели 2010 г. и предполагает написание мини – сочинения (эссе) по одной из шести тем, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Шкала оценивания находится в диапазоне от 0 до 5 баллов, в 2009 г. максимальная оценка за эссе составляла 4 балла.

III . ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010 ГОДА

Результат выше 80 тестовых баллов показали всего 0,08% выполнявших экзамен в формате ЕГЭ. 100-балльников по результатам ЕГЭ этого года в Иркутской области нет.

Основные результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию представлены в таблице 9. Эти показатели характеризуют как состояние общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сдававших ЕГЭ по предмету в 2010 году (средний балл, доля участников, не набравших минимальное количество баллов ЕГЭ, количество выпускников, набравших более 80 баллов), так и тенденции изменения качества общеобразовательной подготовки по сравнению с 2009 годом.

Таблица 9

Результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию (июнь)

Средний тестовый балл

Число, набравших более 80 баллов

% 80-балльников

% 100-

балльников

2009 год

52,46

20

0,2

0

2010 год

51,4

7

0,08

0

Данные статистики, приведенные в указанной выше таблице, свидетельствуют о снижении качества по сравнению с 2009 годом, что, по всей видимости, связано, во-первых, с изменениями в контрольно-измерительных материалах, а во-вторых, с недостаточными навыками выполнения новых заданий в третьей части экзаменационной работы. Заметно уменьшилось и количество участников ЕГЭ по обществознанию, набравших более 80 баллов, и, так же как и в прошлом году, отсутствуют 100-балльники. Таким образом, успеваемость выпускников растет, а качество их знаний несколько снижается.

Рейтинг лучших учащихся, набравших более 80 баллов с указанием образовательных учреждений, в которых они обучались, представлен в таблице 10. В этом году среди муниципальных образований, имеющих большее количество успешно сдавших учащихся, лидирует Октябрьский округ г. Иркутска. Результаты 3 выпускников округа являются лучшими в области.

Таблица 10

ФИО

ОКАТО

ОУ

Балл

Гущина Светлана Игоревна

Иркутск – Октябрьский округ

МОУ Гимназия № 44

86

Лордкипанидзе Тамара Аслановна

Иркутск – Правобережный округ

МОУ Лицей № 3

86

Ермоленко Ирина Алексеевна

МО Заларинский район

ВПЛ

83

Кирилюк Мария Андреевна

МО Катангский район

МОУ СОШ с. Преображенка

83

Щепина Ксения Викторовна

Иркутск – Октябрьский округ

МОУ СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов

83

Огородникова Ксения Олеговна

Иркутск – Октябрьский округ

МОУ СОШ № 14 с углубленным изучением отдельных предметов

80

Соболев Андрей Олегович

Иркутск – Правобережный округ

МОУ Лицей № 2

80

В соответствии с определенной методикой после получения результатов сдачи экзамена (не менее 80%) создается в РФ единая таблица соответствия первичных и тестовых баллов, представленная ниже.


Таблица 11

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов
по обществознанию

Первичный балл

Тестовый балл

Первичный балл

Тестовый балл

0

0

30

55

1

9

31

56

2

16

32

57

3

21

33

58

4

25

34

59

5

28

35

60

6

30

36

61

7

32

37

62

8

33

38

63

9

34

39

64

10

35

40

65

11

36

41

66

12

37

42

67

13

38

43

68

14

39

44

69

15

40

45

70

16

41

46

71

17

42

47

72

18

43

48

73

19

44

49

74

20

45

50

75

21

46

51

76

22

47

52

77

23

48

53

78

24

49

54

80

25

50

55

83

26

51

56

86

27

52

57

90

28

53

58

95

29

54

59

100

В таблице 12 в тестовых и первичных баллах представлены границы уровней подготовки по предмету по результатам ЕГЭ 2010 года в соответствии с принятым подходом к выделению групп по их предметной подготовке. В таблице так же приведено точное количество участников экзамена по обществознанию, оказавшихся в каждой из выделенных групп.

Таблица 12

Распределение участников по уровням подготовки

Уровень

Баллы

%

первичный

тестовый

Ниже минимального

0-17

0-38

8,62

Минимальный

18-26

39

14,22

Низкий

27-35

48

26,27

Удовлетворительный

36-43

57

24,5

Хороший

44-49

65

14,36

Отличный

50-55

71

12,06

Максимальный

56-59

86

0,02

Исходя из содержания таблицы, минимальным и низким уровнем подготовки обладает 40,49% выпускников. Это свидетельствует о слабой сформированности умений и способов действий в процессе анализа социальных объектов, выявлении их общих черт и различий, установлений соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений. Наблюдается некачественное усвоение понятий и категорий, составляющих основу обществоведческого курса.

Немногим менее четверти выпускников соответствуют удовлетворительному уровню подготовки. Среди этой категории участников экзамена наиболее четко проявилась недостаточная способность сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливая соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений.

Хороший и отличный уровень продемонстрировали те обучаемые, которые могут формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам, применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач. Это свидетельствует о владении сложными логическими действиями.

IV . АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

4.1 Анализ результатов по основным содержательным разделам предмета

В частях А и В трудность у экзаменуемых, как и в прошлом году, вызвали задания, связанные с вычленением отдельных элементов социальных систем, их типологизации. На результате сказалось незнание терминов и понятий, предусмотренных обязательным минимумом содержания обществоведческого образования, неумение распознавать их в различном контексте и неумение оценивать различные социальные объекты.

Распределение заданий первой части экзаменационной работы по содержанию, уровню сложности и результатам их выполнения представлено в таблице 13.

Таблица 13

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности заданий

Результат

2010 года

(в %)

Часть 1

1

А1

Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Базовый

69,9%

2

А2

Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции); общественное и индивидуальное сознание; самосознание индивида и социальное поведение; мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость

Базовый

71,9%

3

А3

Человек и общество (задание на анализ двух суждений)

Повышенный

60%

4

А4

Виды знаний; понятие истины и ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль

Базовый

55,8%

5

А5

Человек и общество (Задание на обращение к социальным реалиям)

Базовый

68,9%

6

А6

Познание и духовная жизнь (Задание на анализ двух суждений)

Повышенный

55,4%

7

А7

Экономика и экономическая наука; экономические системы и собственность; роль государства в экономике; экономический рост и развитие; понятие ВВП

Базовый

55,9%

8

А8

Факторы производства и факторные доходы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; основные источники финансирования бизнеса; рынок труда; безработица

Базовый

58,2%

9

А9

Финансовые институты; банковская система; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами; налоги, уплачиваемые предприятиями; государственный бюджет; мировая экономика

Базовый

59,9%

10

А10

Экономика (задание на обращение к социальным реалиям и графической информации)

Повышенный

74,1%

11

А11

Экономика (задание на анализ двух суждений)

Повышенный

63%

12

А12

Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ

Базовый

68,8%

13

А13

Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак

Базовый

73%

14

А14

Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям)

Базовый

64,5%

15

А15

Социальные отношения (задание на анализ двух суждений)

Повышенный

60,9%

16

А16

Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ

Базовый

61,3%

17

А17

Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство

Базовый

53,4%

18

А18

Политика (задание на обращение к социальным реалиям)

Базовый

67,8%

19

А19

Политика (задание на анализ двух суждений)

Повышенный

42,7%

20

А20

Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в РФ; гражданство РФ

Базовый

66,5%

21

А21

Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности административной юрисдикции; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика

Базовый

50%

22

А22

Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система

Базовый

72,3%

23

А23

Право (задание на обращение к социальным реалиям)

Базовый

50,3%

24

А24

Право (задание на анализ двух суждений)

Повышенный

47,1%

В целом результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию показали, что выпускники в среднем на достаточном уровне усвоили все содержательные модули, представленные в работе. Однако три блока имеют более высокие показатели. В частности: человек и общество (63,65 %), экономика (62,2 %) и социальные отношения (66,8 %). Разделы же «Политология» и «Право» традиционно выполняются менее успешно – 56,3 % и 57,2 % соответственно, хотя уровень выполнения заданий по этим модулям заметно возрос в сравнении с прежними годами. Стоит отметить отсутствие «провальных» разделов экзаменационной работы, с которыми не справились обучаемые, что было нередким явлением в предыдущие годы, когда менее половины старшеклассников справлялись с заданиями. (Более подробно см. таблицу 13.)

Несмотря на столь благоприятные результаты выполнения первой части экзаменационной работы, есть задания, с которыми экзаменуемые справились несколько хуже. Рассмотрим это на примерах заданий части А с процентом выполнения ниже среднего показателя в каждом блоке-модуле, за исключением заданий с повышенным уровнем сложности, анализ результатов выполнения которых представим ниже.

Задания А1-А6 включают вопросы по блоку «Человек и общество. Духовная жизнь общества. Познание». В целом выпускники этого года показали высокий уровень знаний данного модуля. Однако в этом блоке, как и в предыдущие годы, наиболее проблемными остались вопросы, касающиеся классификаций истины, особенности искусства в сравнении с другими формами духовной культуры. Например, только 55,8% экзаменуемых смогли определить использование образно-символических средств как обязательную черту художественного творчества, понятие объективной истины.

В блоке «Экономика» (задания А7-А11) учащиеся также продемонстрировали стабильные знания и подготовку, что говорит о более серьезном внимании к этому разделу со стороны учителей в сравнении с прошлым опытом сдачи ЕГЭ на территории Иркутской области. Уровень качества выполнения этих заданий начал расти в прошлом году, а в 2010 выпускники еще лучше справились с ними. Тем не менее дать правильный ответ на задания А7-А9 смогли менее 60 % экзаменуемых. Так, в задании А7 не все участники (около 56 %) смогли выбрать верный вариант примера экономической функции государства, в другом варианте – дополнительно к предложенному найти признак смешанной экономики. Более 40% выпускников неправильно установили, какой фактор производства иллюстрируют приведенные примеры, каковы последствия монополизма в экономике и что способствует росту сбережений потребителей. Около 60% обучаемых безошибочно ответили на задание А9, в котором предлагалось выбрать пример, относящийся к доходам государственного бюджета, выявить, что отражают его статьи, по приведенному экономическому факту определить инфляцию, указать дополнительный способ сохранения накоплений от инфляционного обесценивания.

В разделе «Социальные отношения» были показаны самые высокие результаты (около 67%), что позволяет говорить об успешном усвоении знаний выпускниками в этой области обществоведческого курса. Со всеми заданиями блока (А12-А15) справились свыше 66% экзаменуемых, а задание А13 выполнили 73% участников. Немного ниже среднего показателя данного модуля результаты выполнения заданий А14 и А15. Четырнадцатая позиция первой части экзаменационной работы практически во всех вариантах была представлена в виде графической информации, содержащей разнообразный статистический материал, на основе которого были сформулированы выводы. Выпускникам необходимо было выбрать правильный вариант ответа из четырех предлагаемых. Однако более 35% не справились со столь несложным заданием, несмотря на то что оно относится к базовому уровню. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь, с неумением учащихся читать и анализировать представленные данные, соотнося предложенные выводы с собственными. Наибольшие проблемы в этом блоке вызвали дополнительные характеристики и суждения о таких понятиях, как «социальный контроль», «этносы», но самый низкий результат (49%) показали выпускники, выбирая верные суждения о «социальной группе».

Сравнительно ниже результаты в блоках «Политика» и «Право», хотя и более половины экзаменуемых справились с приведенными в них заданиями. Вероятно, это объясняется спецификой и разнообразием представленных в них проблем, в связи с чем старшеклассникам сложно воспринимать данную информацию. На наш взгляд, учителям не всегда удается адаптировать учебный материал для понимания обучаемых, на что стоит обратить особое внимание.

Задания А16-А19 составляют блок «Политика». Результаты их выполнения неравномерны, так, например, абсолютно верно сумели назвать термин «суверенитет», исходя из определения (А16), свыше 61% выпускников. В задании А18 около 68% старшеклассников правильно назвали демократический режим, абсолютную монархию, сумели выбрать дополнительную информацию о президентской и парламентской республиках, обозначали функцию политической партии, основываясь на предложенном примере. Но только половина экзаменуемых смогла выделить признаки избирательной системы демократического типа, назвать общие и особенные черты мажоритарной и пропорциональной систем (А17). Заметно хуже результаты выполнения задания А19 (42,7%), в котором предлагалось проанализировать два суждения о власти, монархии и признаках государства в разных вариантах.

Завершающие содержание первой части пять заданий (А20-А24) включают в себя вопросы блока «Право». Традиционно этот блок вызывает серьезные затруднения у многих старшеклассников, несмотря на наличие во многих школах элективного курса – «правоведения». Правда, следует подчеркнуть, что выпускники этого года значительно «прибавили» в теории права, но практическая составляющая по-прежнему недостаточно сформирована. Так, с заданием А20, в котором спрашивалось об основах Конституции РФ, отличиях норм права от норм морали, справилось почти 67% участников экзамена. Более 72% учащихся овладели необходимыми знаниями о правах человека. Но только половина старшеклассников смогла правильно выделить пример административного правонарушения (А21), а чуть более 50% ответили на вопросы, касающиеся видов юридической ответственности, участников судопроизводства, правил подачи кассационной жалобы. В данном модуле, также как и в предыдущем, наибольшие затруднения вызвало задание на анализ двух суждений (А24), касающихся юридической ответственности, права, полномочий местного самоуправления, гражданских правоотношений. С этим заданием успешно справилось только 47% выпускников.

Таким образом, проанализировав результаты освоения элементов содержания экзаменационной работы по обществознанию, можно отметить, что в этом году наблюдается заметная динамика роста теоретических знаний старшеклассников. Однако уровень применения этих знаний на практике еще недостаточно высок, многие участники экзамена не могут на основе приводимых социальных примеров, ситуаций, фактов выявлять теоретические характеристики обществоведческого курса или, наоборот, выбрать пример, иллюстрирующий то или иное социальное явление. Кроме того, по-прежнему далеко не все выпускники умеют осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблицах, схемах, диаграммах и т.д.). в разных вариантах. Необходимо придать словесную форму содержащейся в знаковой системе информации, распознать, в каком из предложенных вариантов ответа содержится утверждение, соответствующее информации, заложенной в системе. Задания подобного типа проверяют базовые знания участников ЕГЭ.

Результаты ЕГЭ по обществознанию по первой части экзаменационной работы в 2010 году остались примерно на том же уровне, что и в предыдущем. Следует отметить, что с этой частью экзамена выпускники с каждым годом справляются заметно успешнее, однако сохраняется целый ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучаемые при выполнении рассматриваемого блока А.

Более высокие показатели в этом году экзаменуемые демонстрируют по следующим содержательным элементам:

· Общество и природа. Системное строение общества. Формы и пути общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Противоречивость прогресса.

· Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Деятельность человека и ее основные виды. Личность. Свобода личности.

· Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки о человеке и обществе.

· Культура и духовная жизнь. Искусство. Наука.

· Факторы производства. Рынок и рыночный механизм. Инфляция. Государственный бюджет. Налоговая и денежно-кредитная политика. Экономический рост. Безработица. Ценные бумаги.

· Многообразие социальных групп. Социальная мобильность. Этнические общности. Социальные нормы и их виды. Девиантное поведение. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи, ее функции. Молодежь как социальная группа. Социальное равенство.

· Власть. Государство и его формы. Политические партии. Политические режимы. Институты прямой демократии (референдум).

· Право в системе социальных норм. Конституция РФ и основы конституционного строя в России. Гражданский процесс. Международное право.

Несколько ниже оказались итоги по следующим элементам содержания курса:

· Познание мира. Формы познания (чувственное, рациональное; истинное, ложное). Истина, ее виды и критерии. Характерные черты художественного творчества.

· Формы и разновидности культуры.

· Экономические системы. Экономическое содержание собственности. Роль государства в экономике.

· Демократия, ее признаки и ценности. Признаки государства. Избирательные системы.

· Право. Примеры административных правонарушений. Юридическая ответственность.

Задания части В (В1-В6) и С (С1-С9) имеют в разных вариантах различное содержание, они в большей степени ориентированы на проверку соответствующих умений и навыков, предусмотренных спецификацией по обществознанию. Поэтому представляется более логичным провести анализ результатов заданий второй части экзаменационной работы в следующем разделе.

4.2 Анализ результатов по уровню сложности заданий

Экзаменационная работа включает три уровня сложности: базовый, повышенный, высокий. Задания базового уровня требуют умений распознавать и указывать признаки понятий, явлений, характерные черты объектов одного класса, элементы их описания, сравнивать однородные социальные объекты, классифицировать понятия, явления, устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и их признаков; различать в тексте положения фактического и оценочного характера.

Задания повышенного уровня сложности (11 заданий во всей работе) проверяют умения оценивать истинность суждений о социальных процессах с точки зрения научных знаний; называть термины, понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту; применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса (осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка).

Задания высокого уровня сложности (семь заданий части С) ориентированы на проверку комплекса умений: раскрывать данное понятие на конкретном примере и иллюстрировать определенные общественные явления, действия, ситуации; решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания; осуществлять анализ, интерпретацию и оценку оригинальных текстов различного характера; излагать собственные рассуждения по определенной социальной проблеме с опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт.

Данные, приведенные в таблице 13 (см. выше), на наш взгляд, наглядно демонстрируют отсутствие проявленной закономерности между уровнем сложности задания из первой части экзаменационной работы и результатом его выполнения. Так, задание А6 смогли выполнить 55,4% (4918 чел.) участников экзамена, с заданием А3 сумели справиться 60% выпускников (5321 чел.), примерно такое же количество участников не испытали затруднений при выполнении задания А15 (5398 чел.), более 63% (5585 чел.) успешно ответили на задание А11. Самыми успешными были ответы на задание А10 (обращение к социальным реалиям и графической информации), результат которых составил свыше 74% (6577 чел.). Серьёзные проблемы возникли у выпускников только в заданиях А19 и А24, результаты которых оказались заметно ниже как среди заданий повышенного уровня, так и вообще в первой части экзаменационной работы (42,7% и 47,1% ). Это позволяет судить о том, что затруднения у участников экзамена по обществознанию этого года, в отличие от прошлых лет, не всегда вызывали задания повышенного уровня сложности (А3, А6, А10, А11, А15, А19, А24), а скорее отдельные темы содержательных блоков обществоведческого курса.

В первой части экзаменационной работы около 63% участников смогли выполнить задания базового уровня сложности, с заданиями же повышенного уровня справились только 57,6% выпускников. Данный показатель позволяет говорить о более успешном освоении обществоведческих знаний старшеклассниками и более серьезной подготовительной работе, которую осуществляют преподаватели выпускных классов.

В сравнении с экзаменами прошлых лет значительно возросли результаты по заданиям повышенного уровня сложности, но если раньше в части А их было шесть, то в этом году добавилось еще одно задание по разделу «Экономика», выполнение которого составило более 74 %. Значительно лучше экзаменуемые этого года справились с заданиями на анализ двух суждений. В прошлом году мы отмечали сложность подобных заданий с точки зрения недостаточной сформированности у выпускников умений оценивать истинность и ложность различных суждений о социальных объектах. Экзамен текущего года показал, что учителя практиковали на уроках выполнение этих позиций при изучении курса обществознания. В 2010 году возникли сложности в определении суждений в блоках «Политика» и «Право», что свидетельствует о недостатках содержательного освоения этих разделов.

Во второй части экзаменационной работы, согласно спецификации, два задания относятся к категории повышенного уровня сложности (В4, В6), а оставшиеся четыре – к базовому (В1-В3, В5). Самые низкие абсолютные показатели продемонстрировали экзаменуемые при выполнении заданий В4, В5, В6.

Распределение заданий второй части экзаменационной работы по содержанию, уровню сложности и результатам их выполнения представлено в таблице 14.

Таблица 14

Порядко-

вый номер задания

Обозначение задания

в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности

Результат 2010г.

(в %)

Часть 2

Полностью выполнили задание

Частично выполни л и задание

1

В1

Задание со схемой, таблицей

Базовый

38,7%

2

В2

Задание на обращение к понятиям, ориентировано на проверяемое умение

Базовый

43,9%

3

В3

Задание на установление соответствия, ориентировано на проверяемое умение

Базовый

30,4%

26,9%

4

В4

Задание на выбор нескольких верных позиций из списка, ориентировано на проверяемое умение

Повышенный

12,8%

37,9%

5

В5

Задание на дифференциацию социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов

Базовый

21,7%

33,2%

6

В6

Задание на понимание текста, ориентировано на проверяемое умение

Повышенный

24,9%

18,2%

Задания этой части экзаменационной работы, судя по приведенным выше данным, полностью смогли выполнить менее 50% экзаменуемых, частично справились с заданием от 18,2 до 43,9% учащихся. В этом году часть В вызвала большие сложности у выпускников в сравнении с прошлым годом, тогда проблемы возникли при ответе на задания В1, В6, с остальными в целом справились успешнее. Представленные статистические данные показывают, что более высокие результаты участники экзамена продемонстрировали в заданиях В1, В2, В3, относящиеся к базовому уровню сложности. Однако задание В5 такого же уровня оказалось выполнено полностью лишь 30% выпускников. Еще сложнее дело обстоит с заданиями повышенного уровня сложности в этой части экзаменационной работы – В4 и В6. Попытаемся рассмотреть основные причины столь невысоких показателей второй части работы.

Задание В1 позволяет оценить умения учащихся анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах. Выпускнику предлагается вписать в схему пропущенное слово. Это может быть как обобщающий термин, так и термин частного характера. Таким образом, при выполнении этого вида задания меняется схема аналитической деятельности школьника. Если в первом варианте на основе анализа представленных понятий необходимо найти обобщающее понятие, т.е. анализ идет от частного к общему, то во втором варианте – от общего к частому – экзаменуемый должен определить одно из недостающих частных понятий. Для правильного выполнения данного задания необходимо владеть знаниями соответствующей обществоведческой сферы.

Запишите слово, пропущенное в схеме.


Виды

правонарушений


имущественные …неимущественные

отношения отношения


В экзаменационной работе 2010 года на позиции В1 было введено задние на заполнение пропущенного элемента таблицы.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы обществ и основные факторы производства

Типы обществ

Факторы производства

Аграрное

Земля

Постиндустриальное

….

Результаты этого года несколько выше прошлогодних; если в 2009 году с этим заданием справилось лишь 32% участников экзамена, то в 2010 – около 39 %. Но данный показатель явно недостаточен для успешного выполнения работы, кроме того, вызвала трудность у обучаемых сама модель задания вне зависимости от изучаемых модулей.

Значительно снизились результаты выполнения задания В2 в сравнении с предыдущим годом, так, лишь 43,9% нынешних выпускников (против 67% в 2009 г.) сумели выделить лишний термин, относящийся к другому понятию. Старшеклассники не смогли распознать такие понятия, как «центральный банк», «субъекты политики», «социальные потребности», «социальный контроль» и их составляющие, им не удалось соотнести видовые понятия с родовыми. В качестве примера рассмотрим задание, с которым справились лишь 15% выпускников.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «центральный банк».

Эмиссия, лицензирование, учетная ставка, депозит, бюджет, денежная масса.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:________________________

Странно, но более половины экзаменуемых не смогли выполнить столь несложное по содержанию задание. Предполагаем, что трудность представляет как сам тип заданий, так и недостаточная информированность участников ЕГЭ об основных направлениях деятельности центрального банка.

Затруднения у учащихся традиционно вызвала и третья позиция блока В, только около 30% из них дали абсолютно правильный ответ. Основная часть выпускников не смогла установить соответствие между признаками, существенными чертами предложенных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, между частным и общим. Самые высокие показатели отмечены в варианте, где выпускники должны были соотнести регуляторы поведения и виды социального контроля (около 70%). В остальных вариантах такого рода задание вызвало значительные проблемы, количество правильных ответов не превышает 30%. Особенно тяжелыми оказались задания, в которых требовалось сопоставить обстоятельства расторжения брака и способы расторжения брака (около 20% правильных ответов), примеры налогов и их виды (примерно 15%), категория лиц и статус (около 27%). Анализируя данные экзамена, можно предположить, что, как и в случае с заданием В1, трудность представляет не содержание, а тип задания.

Установите соответствие между примерами налогов и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры налогов

Виды налогов

А индивидуальный подоходный

Б) с продаж

В) с прибыли фирмы

Г) на наследство

Д) таможенная пошлина

Е) на добавленную стоимость

1) прямые

2) косвенные

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

Е

Возможно, невысокий процент выполнения подобного задания мог стать еще и результатом невнимательности и торопливости при заполнении таблицы или бланка ответа, недостаточного осмысления информации.

Задания позиции В5 требуют различить суждения фактического и оценочного характера. Под фактом в науке понимается событие, результат, нечто реальное, конкретное. Факт противостоит теории, гипотезе, мнению, оценке; вторая группа суждений может включать в себя не только оценочный компонент, но и отношение к явлению. Широко известно, что факт признается как непреложная истина, истинное знание, тогда как объяснение фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

В этом году совсем не справились с заданием В5 около 43% участников экзамена (в 2009 г. - 16,5%), а абсолютно правильный ответ смогли дать лишь 21,7% ( 2009 г. -43,38%), остальные дали частично верный ответ. Самое большое количество ошибок было совершено в следующем задании:

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Зарождение политической науки как отдельной дисциплины связано с именем Аристотеля. (2) Согласно учению Аристотеля, политическая наука занимается государством – полисом. (3) Аристотель высказывает предположение, что государство существует ради «лучшей жизни» своих граждан. (4) Разработка теории государства – большая научная заслуга Аристотеля.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

В сравнении с прошлогодними результатами ЕГЭ по обществознанию наблюдается серьезный спад показателей в этом задании. Проблемы, свидетельствующие о недостаточно сформированном умении обучаемых различать факты и оценочные суждения, мнения в социальной информации, не только сохранились, но и еще резче обозначились. При выполнении этого задания выпускникам необходимо обратить внимание на понимание самого понятия «факт». Ученик должен знать, что под фактом, с одной стороны, понимается некая объективная истина, состоявшееся событие, результат чего-либо. С другой стороны, факт – некое знание, достоверность которого доказана. Кроме того, необходимо указать старшеклассникам, что в разных вариантах может быть разное количество оценочных и фактических суждений.

Таким образом, с заданиями базового уровня сложности второй части экзаменационной работы смогли справиться примерно 34% учащихся. В прошлом году данные задания выполнило около 48% участников экзамена, что позволяет констатировать значительное снижение качества овладения необходимыми навыками и умениями старшеклассниками.

Задания В4 и В6 (повышенного уровня сложности), несмотря на кажущуюся легкость, как и в 2009 году, смогли абсолютно правильно выполнить менее половины выпускников. Результаты этого года оказались даже ниже, вызвано это, на наш взгляд, фрагментарностью знаний старшеклассников, неумением оперировать понятиями и выделять отдельные признаки социальных объектов.

В задании В4 предлагается выбрать несколько правильных ответов из предложенного списка. Статистика показала, что только 12,8% участников ЕГЭ смогли дать правильный ответ, частично верный ответ дали 37, 9% (для сравнения в 2009 г. полностью верно ответили 45,55%, а 33% — частично верно), остальные вообще не справились с заданием. Таким образом, большая часть выпускников не освоила навыки осуществления выбора необходимых позиций из предложенного списка характерных черт, признаков понятий и явлений.

В разных вариантах экзаменационной работы требовалось найти в представленном списке органы исполнительной власти, признаки традиционного общества, примеры социальных норм, признаки административных правонарушений. Объективная сложность этой модели задания заключается в том, что заранее неизвестно, сколько может быть правильных ответов. В рассматриваемых вариантах работы их количество различно.

Найдите в приведенном ниже списке примеры социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правила пользования электроприбором

2) Медицинские предписания по приему лекарств

3) Общественное осуждение нарушителя тишины в доме

4) Указ о награждении орденом

5) Традиции встречи выпускников школ

Ответ:______________________

Несмотря на относительную легкость приведенного выше задания по содержанию, многие выпускники с ним не справились, возможно, это также связано с определенным типом задания, который и вызывает затруднения у участников экзамена.

Задание В6 из года в год вызывает серьёзные затруднения у выпускников, можно предположить, что это вызвано недостаточными знаниями основных понятий обществоведческих блоков и неумением их использовать в определенном контексте. Сложность этого задания состоит в том, что здесь нужно уметь анализировать не конкретные примеры (факты, признаки) и соотносить их с объектом (явлением и т.п.), а текст. Требуется осуществить смысловой анализ всего текста в целом и каждого предложения в отдельности.

В 2010 году свыше 53% выпускников не справились с этим заданием, дали частично верный ответ около 18%, правильно ответили почти 25% участников ЕГЭ. Исходя из имеющихся статистических данных, пожалуй, самым тяжелым для экзаменуемых оказался текст об этнических общностях.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под ___________(1), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка,_________(2) своего единства. Основными стадиями развития являются племя,____________(3), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и_____________(4) факторами, общностью духовных __________(5), происхождения и исторической судьбой. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная __________(6), как сообщество граждан данного государства.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) община

Б) осознание Ж) общность

В) народность З) производственный

Г) психологический И) познание

Д) этнос

Е) ценность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

Для успешного выполнения данного типа задания необходимо знать ключевые понятия каждого из содержательных блоков, в этом случае «Социальные отношения».

Однако показатели результатов второй части экзаменационной работы не столь обнадеживающие: задания базового уровня выполнили только 34% старшеклассников, а на задания повышенного уровня правильно смогли ответить около 19% участников ЕГЭ по обществознанию.

4.3 Анализ результатов части С

Таблица 15

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  230  231  232   ..

 

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Результат 2010г. (в %)

Часть 3

1

С1

Задание на анализ источника, ориентировано на проверяемое умение. Различное содержание в разных вариантах.

Базовый

58,2%

2

С2

Базовый

45,3%

3

С3

Высокий

3,2%

4

С4

Высокий

5,4%

5

С5

Задание на использование понятия. Различное содержание в разных вариантах.

Высокий

9,0%

6

С6

Задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах. Различное содержание в разных вариантах.

Высокий

5,5%

7

С7

Задание-задача. Различное содержание в разных вариантах.

Высокий

7,0%

8

С8

Различное содержание в разных вариантах: задание на составление плана доклада по определенной теме

Высокий

5,4%

9