Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  228  229  230   ..

 

 

Рекомендации методические для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации Каменчук И. Л., методист кафедры гуманитарно-художественного образования гоу дпо «Сарипкипро»

Рекомендации методические для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации Каменчук И. Л., методист кафедры гуманитарно-художественного образования гоу дпо «Сарипкипро»

Обратим внимание на особенности выполнения заданий экзамена различных типов.

Как выполнять задания на сравнение

Среди заданий единого экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.

Вот пример одного из таких заданий.

Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного

1) действие механизмов наследственности

2) работа органов чувств

3) обменные процессы

4) творческая активность
Ответ: 4.

Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.

С точки зрения характера предъявляемого требования, задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй – указать общую черту.

При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего, установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относится и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.

Как выполнять задания с выбором ответа на анализ двух суждений?

Задания на анализ двух суждений требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук и определять, является ли каждое из них верным. В каждом таком задании предъявляется пара суждений относительно одного социального объекта. Эти задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Обратимся к примерам заданий данной модели.

Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара.

Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат производителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Комментарий

Смысловой анализ суждений и их соотнесения с определенной областью обществоведческих знаний приводит к выводу, что оба суждения сформулированы относительно роли потребителя в рыночной экономике.

Необходимо при выполнении задания сфокусировать внимание на определенных видах экономической деятельности. В первом случае (суждение А) на обмене, поскольку речь идет о формировании цены товара, во втором случае (суждение Б) – на производстве, так как суждение касается определения затрат производителей. Сопоставляя свои знания с содержанием каждого суждения, делаем вывод, что верным является суждение А, так как потребитель в рыночной экономике участвует в формировании спроса, а спрос, в свою очередь, влияет на цену товара. На определение затрат производителей потребитель влияния не оказывает.

Приложение 1

Примеры тестовых заданий для обучающихся 6 класса

задания с выбором ответа

Обычаи возникли:

1)

у древнейших людей

2)

у человека разумного

3)

с разложением первобытного общества и появлением неравенства

4)

с возникновением железных орудий труда

Мораль появилась:

1)

у древнейших людей

2)

у человека разумного

3)

с разложением первобытного общества и появлением неравенства

4)

с возникновением железных орудий труда

Понятие «культура» появилось у:

1)

древних греков

2)

древних египтян

3)

древних римлян

4)

древних китайцев

Конфликт - это:

1)

ссора

2)

столкновение интересов

3)

драка

4)

подкуп

задания с выбором ответа

В приведенном списке найдите предметы, которые относятся к материальной культуре, запишите цифры в порядке возрастания в листок ответа

1) лес

2) парк

3) картина

4) дом

5) асфальтированная дорога

6) озеро

7) бассейн

8) пальто

В приведенном списке найдите признаки, характерные для общества. Запишите номера в порядке возрастания :

1) общая культура

2) все одинаково мыслят

3) общая историческая судьба

4) общие законы

5) общая цель

Задания с открытым ответом (анализ текста)

Прочитайте фрагмент из произведения современного американского философа Эриха Фромма и выполните задания.

«Будучи капризом природы, человек, который… является частью этой природы и то же время благодаря своему разуму возвышается над ней, пытается разрешить стоящую перед ним… проблему о гармонии между человеком и природой, покоряя природу и преобразовывая ее в соответствии со своими собственными целями, пока это покорение не становится все более похожим на разрушение».

1) Озаглавьте прочитанный вами текст, выделив главную мысль автора;

2) выпишите три ключевых слова, которыми автор характеризует отношение человека к природе;

3) каким словом автор характеризует результат, к которому приводит отношение человека к природе. Выпишите его в листок ответа;

4) приведите факты, подтверждающие точку зрения автора.

5) как, по-вашему, человек должен относиться к природе? Сформулируйте свою точку зрения в виде правил.

Приложение 2

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять простой план

1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

План должен полностью охватывать все содержание текста

В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.

Как составлять сложный план

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как анализировать текст

1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.

2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.

3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).

4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.

5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Приложение 3

Памятка по решению обществоведческих задач

· Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)

· Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

· Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.

· Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

· Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

· Убедитесь в правильности вашего ответа:

- соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

- можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.

Приложение 4

Правила составления синквейна

Синквейн – (от французского cinq - «пять») – стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

1. Первая строка – тема называется одним словом (обычно существительным);

2. Вторая строка – описание темы в двух словах;

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами;

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувство);

5. Последняя строка

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  228  229  230   ..