Обратим внимание на особенности выполнения заданий экзамена различных типов.
Как выполнять задания на сравнение
Среди заданий единого экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.
Вот пример одного из таких заданий.
Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного
1) действие механизмов наследственности
2) работа органов чувств
3) обменные процессы
4) творческая активность Ответ: 4.
Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.
С точки зрения характера предъявляемого требования, задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй – указать общую черту.
При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего, установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относится и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.
Как выполнять задания с выбором ответа на анализ двух суждений?
Задания на анализ двух суждений требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук и определять, является ли каждое из них верным. В каждом таком задании предъявляется пара суждений относительно одного социального объекта. Эти задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Обратимся к примерам заданий данной модели.
Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?
А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара.
Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат производителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Комментарий
Смысловой анализ суждений и их соотнесения с определенной областью обществоведческих знаний приводит к выводу, что оба суждения сформулированы относительно роли потребителя в рыночной экономике.
Необходимо при выполнении задания сфокусировать внимание на определенных видах экономической деятельности. В первом случае (суждение А) на обмене, поскольку речь идет о формировании цены товара, во втором случае (суждение Б) – на производстве, так как суждение касается определения затрат производителей. Сопоставляя свои знания с содержанием каждого суждения, делаем вывод, что верным является суждение А, так как потребитель в рыночной экономике участвует в формировании спроса, а спрос, в свою очередь, влияет на цену товара. На определение затрат производителей потребитель влияния не оказывает.
Приложение 1
Примеры тестовых
заданий для обучающихся 6 класса
задания с выбором ответа
Обычаи возникли:
1)
|
у древнейших людей
|
2)
|
у человека разумного
|
3)
|
с разложением первобытного общества и появлением неравенства
|
4)
|
с возникновением железных орудий труда
|
Мораль появилась:
1)
|
у древнейших людей
|
2)
|
у человека разумного
|
3)
|
с разложением первобытного общества и появлением неравенства
|
4)
|
с возникновением железных орудий труда
|
Понятие «культура» появилось у:
1)
|
древних греков
|
2)
|
древних египтян
|
3)
|
древних римлян
|
4)
|
древних китайцев
|
Конфликт - это:
1)
|
ссора
|
2)
|
столкновение интересов
|
3)
|
драка
|
4)
|
подкуп
|
задания с выбором ответа
В приведенном списке найдите предметы, которые относятся к материальной культуре, запишите цифры в порядке возрастания в листок ответа
1) лес
2) парк
3) картина
4) дом
5) асфальтированная дорога
6) озеро
7) бассейн
8) пальто
В приведенном списке найдите признаки, характерные для общества. Запишите номера в порядке возрастания
:
1) общая культура
2) все одинаково мыслят
3) общая историческая судьба
4) общие законы
5) общая цель
Задания с открытым ответом
(анализ текста)
Прочитайте фрагмент из произведения современного американского философа Эриха Фромма
и выполните задания.
«Будучи капризом природы, человек, который… является частью этой природы и то же время благодаря своему разуму возвышается над ней, пытается разрешить стоящую перед ним… проблему о гармонии между человеком и природой, покоряя природу и преобразовывая ее в соответствии со своими собственными целями, пока это покорение не становится все более похожим на разрушение».
1) Озаглавьте прочитанный вами текст, выделив главную мысль автора;
2) выпишите три ключевых слова, которыми автор характеризует отношение человека к природе;
3) каким словом автор характеризует результат, к которому приводит отношение человека к природе. Выпишите его в листок ответа;
4) приведите факты, подтверждающие точку зрения автора.
5) как, по-вашему, человек должен относиться к природе? Сформулируйте свою точку зрения в виде правил.
Приложение 2
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план.
План должен полностью охватывать все содержание текста
В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.
Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как анализировать текст
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Приложение 3
Памятка по решению обществоведческих задач
· Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)
· Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).
· Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.
· Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
· Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
· Убедитесь в правильности вашего ответа:
- соответствует ли ваш ответ существу вопроса;
- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
- нет ли противоречий между вашими аргументами;
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;
- можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;
- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.
Приложение 4
Правила составления синквейна
Синквейн – (от французского cinq - «пять») – стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.
1. Первая строка
– тема называется одним словом (обычно существительным);
2. Вторая строка
– описание темы в двух словах;
3. Третья строка
– описание действия в рамках этой темы тремя словами;
4. Четвертая строка
– фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувство);
5. Последняя строка
содержание ..
228
229
230 ..
|