Профильное обучение
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Л.Д. Ибрагимова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНИКОВ
А.И. Кравченко
«Обществознание»
(10 класс)
А.И. Кравченко, Е.А. Певцова
«Обществознание»
(11 класс)
при изучении предмета
на базовом и профильном уровне
Москва
“Русское слово”
2005 Введение
Преподавание обществознания в 2005/2006 учебном году осуществляется в условиях переходного периода, связанного с дальнейшей реализаций «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и разработанный на его основе новый федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ (приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312), которые должны стать действующими документами для всех образовательных учреждений России с 2006/2007 учебного года. В 2005/2006 учебном году сохраняет силу действующего нормативный документ «Требования к обязательному минимуму содержания среднего (полного) и основного общего образования» (Приложения к приказам Минобразования РФ № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99).
Вместе с тем в соответствии с порядком введения федерального компонента государственных образовательных стандартов в 2005/2006 учебном году он вводится в образовательный процесс в 9 классах с целью организации предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
На ступени среднего (полного) общего образования в 10—11 классах в ряде регионов проводится эксперимент по введению профильного обучения. В образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, с 2004/2005 учебного года основой для образовательных программ является новый двухуровневый стандарт общего образования, определяющий требования к базовому и профильному уровням обучения.
Кроме того, часть образовательных учреждений РФ, обладая правом поэтапного введения федерального компонента государственного стандарта общего образования по мере готовности и по решению учредителя (органов управления образования), поэтапно вводят его с 2004/2005 учебного года.
Федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, авторов учебных программ и учебников. Он ориентирует учителя на обновление и актуализацию содержания школьного обществознания с учетом потребностей общества, государства, личности, современных достижений социально-гуманитарных наук, на расширение экономического и правового образования в современной школе.
Федеральный компонент образовательного стандарта по обществознанию ориентирует также на усиление воспитательного потенциала и деятельностного характера обществоведческого образования, на формирование у выпускников ключевых социальных компетенций, опыта использования усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Данные рекомендации подготовлены в целях оказания помощи учителям в преподавании учебного предмета «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования (10—11 классы) в условиях освоения федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана 2004 г., подготовки перехода к профильному обучению.
Рекомендации включают характеристику образовательного стандарта по обществознанию (целей, содержания, требований к уровню подготовки выпускников); рекомендации по использованию учебников обществознания издательства «Русское слово»; тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 10—11 классах на основе ФБУП 2004 г. на базовом и профильном уровнях обучения.
1. Методические рекомендации по использованию учебников:
А.И. Кравченко «Обществознание». (10 класс);
А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». (11 класс)
при изучении предмета на базовом уровне
Государственный стандарт среднего (полного)
общего образования.
Обществознание: цели, содержание, требования
к уровню подготовки выпускников.
Базовый уровень
Среднее (полное) общее образование в системе школьного образования является третьей, завершающей ступенью общего образования.
Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений — обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования на ступени среднего (полного) общего образования направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
—обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях — базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Интегрированный учебный предмет «Обществознание» является обязательным для изучения в 10—11 классах па базовом уровне для всех профилей (обязательным базовым общеобразовательным предметом).
В классах социально-экономического и социально-гуманитарного профилей интегрированный учебный предмет «Обществознание» является профильным общеобразовательным предметом повышенного уровня, определяющим специализацию конкретного профиля обучения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознапию включает:
—цели изучения предмета;
—обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету;
—требования к уровню подготовки выпускников па базовом и профильном уровне.
Структура целей построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретённых знаний и умений (ключевые компетенции).
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы. Он представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, предоставляет возможность разноуровнего обучения. Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме (что в результате изучения обществознания на базовом или профильном уровне учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников, сдачи ЕГЭ.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по учебному предмету «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
—развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
—воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
—освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
—овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
—формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» (включая Экономику и Право) на базовом уровне. В том числе; в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
—определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
—объяснение изученных теоретических положений на предлагаемых конкретных примерах;
—решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
—применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
—умение обосновывать суждения, давать определения понятий, приводить доказательства (в том числе от противного);
—поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основой информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
—выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
—работа с текстами различных стилей, понимание их специфики, адекватное восприятие языка средств массовой информации;
—самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
—участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать па вопрос: «Что произойдет, если...»);
—формулирование полученных результатов;
—создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
—пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций, результатов познавательной и практической деятельности;
—владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В примерной программе по обществознанию определены самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
—работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
—критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
—решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
—анализ современных общественных явлений и событий;
—освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
—применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
—аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
—написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Результаты изучения учебного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т. д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные па решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников определяют, что в результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
—биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
—тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
—необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования;
—особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
—характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами, признаками изученных социальных явлении и обществоведческими терминами и понятиями;
—объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
—раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
—осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
—оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, сточки зрения социальных норм, экономической рациональности;
—формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
—успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
—совершенствования собственной познавательной деятельности;
—критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
—решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной; деятельности;
—ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
—предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
—оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
—реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
—осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Рекомендации по использованию учебников:
А.И. Кравченко «Обществознание» (10 класс);
А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» (11 класс)
при изучении предмета на базовом уровне
Изучение обществознания в 10-11 классах на базовом уровне до издания новых учебников осуществляется на основе действующих учебников, включённых в Федеральные перечни учебников и учебно-методических пособий на 2005/2006 учебный год. В целях обеспечения преемственности содержания обществоведческого образования, качества обществоведческой подготовки на ступени среднего (полного) общего образования, успешного прохождения итоговой аттестации, сдачи (в рамках эксперимента) ЕГЭ, но обществознанию целесообразно использование и образовательном процессе завершенных линий учебников по обществознанию для 5 (6)-11 классов.
К такой линии учебников относятся учебники «Обществознание» А.И. Кравченко для (0класса, А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой для 11 класса издательства «Русское слово» (2001-2004 гг.), завершающие содержательную линию с 5 по 11 класс.
Авторская концепция учебников отражена в программе курса и статье доктора социологических наук, профессора А.И. Кравченко в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе». 2001 г. № 1. В соответствии с ней содержание учебников призвано содействовать формированию у выпускников целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуры, политических институтов, экономики, духовной сферы, становления правосознания и гражданской культуры личности.
В отличие от учебников для 8—9 классов основной школы оно построено на основе принципа проблемного подхода к изучению общества и направлено на углубление анализа социально-экономических, политических и духовных проблем современного общества во всем его многообразии, сложностях и противоречиях, на формирование у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей современного мира и активной гражданской позиции.
Содержание учебников в целом отражает предметные темы нового обязательного минимума содержания интегрированного учебного предмета «Обществознание» и включает комплекс знаний, раскрывающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, духовно-нравственная сфера, право. Это создает возможность использования данных учебников для изучения обществознания па базовом уровне в 10-11 классах в переходный период до введения профильного обучения и в соответствии с образовательным стандартом. Для организации учебного процесса, активной познавательной деятельности учащихся, контроля результатов обучения, подготовки к итоговой аттестации необходимо использовать полный комплект учебно-методических пособий издательства «Русское слово» по обществознанию, который включает следующие издания;
Кравченко AM. Обществознание. Программы курсов для 8-9 и 10—11 классов. М.: Русское слово, 2001.
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Часть 1. М.: Русское слово, 2001-2004.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса. Часть 2. М.: Русское слово, 2001-2004.
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 10-11 класс. М.: Русское слово, 2001.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 10—11 класс. М.: Русское слово, 2000.
Певцова Е.А.. Обществознание. 10—11 класс. Книга для учителя. М.: Русское слово, 2001.
Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. 10 класс. М.: Русское слово, 2005.
Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. 11 класс. М.: Русское слово, 2005.
Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник. 10, 11 класс. М.: Русское слово, 2005.
Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие. 10, 11 класс. М.: Русское слово, 2001.
Кишеикова О.В. Тестовый контроль па уроках обществознания в 10—11 кл. М.: Русское слово, 2005.
Согласно федеральному базисному учебному плану и Примерной программе среднего (полного) общего образования 2004 г. по обществознанию объем учебного времени на изучение предмета в 10-11 классах увеличился до 140 часов вместо 102 часов по федеральному базисному учебному плану 1998 г. Увеличение учебного времени отведено в основном на изучение экономики и права, а так же на раскрытие новых аспектов содержания обществознания.
На базовом уровне обучения возможны два варианта изучения экономики и права в рамках обществоведческого образования. Первый вариант предусматривает изучение интегрированного учебного предмета «Обществознание», с включением Экономики и Права в качестве разделов (модулей) в составе данного предмета и увеличением учетного времени на их изучение до 30 часов. Второй вариант предусматривает возможность преподавания Экономики и Права в качестве самостоятельных учебных предметов наряду с интегрированным учебным предметом «Обществознание».
В связи с перечисленными выше изменениями в содержании школьного обществознания на старшей ступени обучения в 10—1 I классах возникает необходимость внесения корректив в тематическое планирование учебного предмета с учетом нового обязательного минимума содержания, увеличения объема учебного времени на изучение обществознания в 10—11 классах и вариативности изучения разделов Экономика и Право.
В помощь учителям, работающим в 10—И классах по УБП 2004 г. и учебникам «Обществознание» А.И. Кравченко Е.А. Певцовой, предлагается тематическое планирование учебного материала на 2 года обучения на базовом уровне в двух вариантах в зависимости от способа изучения экономики и права. Оно составлено на основе обязательного минимума содержания обществознания на ступени среднего (полного) общего образования (Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. М.: Дрофа, 2004) и Примерной программы по обществознанию (Сборник нормативных документов МОРФ. Вестник образования 2004 г., № 17).
Тематическое планирование
10—11 классы Базовый уровень
I вариант
Данный вариант тематического планирования рассчитан на 140 часов учебного времени за два года обучения: 70 часов — 10 класс (2 часа в неделю) и 70 часов — 11 класс (2 часа и неделю). Он предусматривает изучение разделов Экономика и Право в рамках интегрированного учебного предмета «Обществознание». Планирование включает 6 разделов: «Общество и человек», «Экономика», «Политика», «Социальные отношения», «Культура и духовная жизнь», «Правовое регулирование социальных отношений». Основное содержание тематического планирования и его структура совпадают с содержанием и структурой учебников А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой по обществознанию для 10—11 классов.
Наиболее существенные изменения произведены в планировании учебного материала по разделам Экономика и Право. Содержание этих разделов дано в расширенном формате с учетом увеличения учебного времени до 30 часов на каждый из этих разделов. Раздел Экономика изучается с привлечением учебников по экономике, рекомендуемых для базового уровня обучения: B.C. Автономов Введение в экономику. 10-1! классы. М.: Вита-Прссс, 2004.; И.В. Липсиц Экономика. 10-] 1 классы. М.: Вита-Пресс, 2004.
При изучении раздела Право предлагается использовать учебник Е.А. Певцовой «Право: основы правовой культуры. 10—11 класс.» (М.: Русское слово, 2005). Учебник разработан на основе обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования. Он раскрывает теоретические основы права и конкретные нормы гражданского, семейного, административного, трудового, международного Права.
В ряде случаев в предлагаемом тематическом планировании содержание учебников А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой перегруппировано. Это объясняется необходимостью обновления содержания действующих учебников, в том числе и данного учебника, с учетом нового обязательного минимума. Учителю необходимо помочь старшеклассникам ориентироваться в учебниках с учетом внесенных корректив в тематическое планирование учебного материала в 10 и 11 классах. С этой целью в планировании к каждой теме урока указаны соответствующие параграфы учебников.
В целях ориентации учителя на новый обязательный минимум содержания обществознания (базовый уровень) и подготовки выпускников к итоговой аттестации (в том числе в форме ЕГЭ) в тематическое планирование введены новые разделы. Раздел «Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта общего образования» включает для каждого урока перечень дидактических единиц обязательного минимума, раздел «Элементы содержания КИМ ЕГЭ» — перечень дидактических единиц кодификатора ЕГЭ. Примерное содержание уроков тематического планирования обозначено в Примерной программе по обществознанию 2004 г., где дан перечень основных понятий и вопросов, которые могут стать основой для разработки учителем индивидуального плана урока.
В целях обеспечения преемственности в обществоведческой подготовке на ступени среднего (полного) общего и основного общего образования и с учетом проблемного подхода авторов учебника к раскрытию содержания обществознания в 10— 11 классах в планирование включен раздел: «Материалы учеб-пиков 8—9 классов» с указанием параграфов учебника для повторения и актуализации опорных знаний по теме урока. Раздел «Дополнительные учебные материалы» включает указания на возможность использования новых учебных пособий по обществознанию для Ю—11 классов (2002—2005 гг.), рекомендованных Министерством образования РФ, словарей, а также справочных пособий для абитуриентов. Они особенно необходимы при проведении уроков обобщении и контроля результатов обучения. Кроме того, в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ как формы итоговой аттестации выпускников рекомендовано по всем разделам тематического планирования использовать учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. В список литературы для учителя включены также издания учебников для учреждений среднего и высшего профессионального образования, рекомендованные Министерством образования РФ.
При осуществлении отбора форм учебных занятий, методов и приемов организации эффективной учебно-познавательной деятельности учащихся учителю рекомендуется использовать Книгу для учителя (М., Русское слово, 2000-2001 и Поурочные методические разработки для 10—11 класса. (М., Русское слово. 2005)автора Е.А. Певцовой.
Национально-региональный компонент в тематическом планировании включен в содержание заключительных уроков при изучении экономики, социальной, политической и духовной сфер жизни современного общества.
Рекомендации планирования носят примерный характер, учитель может внести в них изменения, которые обусловлены конкретными условиями образовательного учреждения, объемом учебного времени, уровнем обществоведческой подготовки учащихся, а также состоянием учебно-методического и кадрового обеспечения преподавания предмета.
Тематическое планирование. 10-11 класс (140 часов)
10 класс
Базовый уровень (70 часов)
I
Вариант
№
уро-
ка
|
Названия
тем уроков
|
Элементы содержания
федерального компонента
государственного
стандарта
по обществознанию
(обязательный минимум) 2004
|
Элементы содержания,
проверяемые заданиями
КИМЕГЭ
(кодификатор ЕГЭ)
2005
|
Материалы учебников
«
Обществознание»
А.И. Кравченко
и Е.А. Певцовой
|
Дополнительные
учебные материалы
для учащихся.
и учителя
|
10,П
классы
|
8, 9 классы
(повторение)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Раздел 1, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (24 ч.)
Тема 1. ОБЩЕСТВО. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА (10 ч.)
|
1
|
Общество
как слож-
ная дина-
м и ч н а я
система
|
Системное строение
общества: элементы и
подсистемы.
Социальное взаимо-
действие и обществен-
ные отношения.
Основные институты
общества
|
Общество как дина-
мичная система.
Взаимосвязь экономи-
ческой, социальной,
политической и духов-
ной сфер общества.
Важнейшие институ-
ты общества
|
10 кл.
§3,4.
|
8кл.
§1
|
А.И. Кравченко
Т.П. Резникова.
Обществозна-
ние. Справоч-
ное пособие для
абитуриентов.
М.: Русское сло-
во, 2001. Dl. 1
|
2
|
Общество и природа
|
Общество и природа (основное общее образование)
|
Общество и природа
|
§2
|
3
|
Общество и
культура
|
Понятие культуры
|
Общество и культура
|
§4
|
9кл. §17
|
4-5
|
История воззрений на общество
|
Естественные и социально-гуманитарные науки
|
Науки об обществе
|
§2
|
6
|
Развитие общества
|
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социальных изменений.
|
Многообразие путей и форм общественного развития
|
§4,5, 6
|
8кл. §3
|
А.И. Кравченко. Введение в социологию. 10-—11 кл. М.: Просвещение, 2001. Гл. 2, § 3
|
7
|
Общественный прогресс, его противоречивость
|
Понятие общественного прогресса
|
Проблема общественного прогресса
|
§5,6
|
§4
|
Гл. 2, § 4
|
Примечание: курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8-9
|
Современное общество: процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
|
Процессы глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века
|
Целостность современного мира, его противоречивость. Глобальные проблемы человечества
|
§7, 8
|
§2
|
А.И. Кравченко, Т.П. Резникова. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2005. Гл. 1.
|
10
|
Обобщение и контроль результатов обучения по теме: Общество как сложная динамическая система
|
А.И. Кравченко. Тесты по обще-ствознанию 10-11 кл. М.: Русское слово, 2003. Тема 1. А.И. Кравченко. Задачник по об-ществознанию 10—11 кл. М.: Русское слово, 2003. Тема 1. А.И. Кравченко, Т.П. Резникова. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001. Гл. 1. О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10—11 кл. М.: Русское слово, 2005.
Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки кЕГЭ. М.: Интеллект-Центр, 2005
|
Тема 2. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (14 ч.)
|
11-12
|
Человек как результат биологической и социо-культурной эволюции
|
Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции
|
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Сознательное и бессознательное
|
11 кл.
§17, 18
|
§5
|
13
|
Бытие человека
|
Потребности и интересы
|
Бытие человека: потребности и способности. Цель и смысл жизни человека
|
§18
|
§6
|
14-15
|
Деятельность как способ человеческого бытия
|
Мышление и деятельность
|
Деятельность человека, ее основные виды. Деятельность и творчество
|
§18
|
16-17
|
Познавательная деятельность человека
|
Проблема познаваемости мира.
Понятие истины, ее критерии
|
Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого познания
|
Юкл. §1
|
18
|
Научное познание
|
Основные особенно-
сти научного мышле-
ния
|
Научное познание
|
§1
|
19
|
Социальное поз-
нание
|
Естественные и со-
циально-гуманитар-
ные науки
|
Науки о человеке и об-
ществе. Социальное и
гуманитарное знание
|
11 кл.
§2
|
20
|
Человек в системе
общественных от-
ношений. Социа-
лизация индивида
|
Общественное и инди-
видуальное сознание.
Социализация инди-
вида
|
Личность, ее социали-
зация и воспитание
|
Икл.
§5,11,19
Юкл. §21
|
§7
|
21-22
|
Духовная жизнь
человека
|
Духовная жизнь чело-
века. Мировоззрение.
Философия. Религия.
Мораль. Право. Ис-
кусство.
Ценности и нормы. Мо-
тивы и предпочтения
|
Внутренний мир чело-
века.
Самопознание
|
11 кл.
§ 12, 13,
14
|
9кл.
§20,
21,22
|
23
|
Свобода и необхо-
димость в челове-
ческой деятельно-
сти
|
Свобода и необходи-
мость в человеческой
деятельности. Само-
сознание индивида и
социальное поведение
|
Свобода и ответствен-
ность личности.
Поведение
|
§15
|
§18
|
24
|
Обобщение и
контроль резуль-
татов обучения
по теме: «Чело-
век в обществе».
|
А.И. Кравченко. Тесты
по обществознанию
10—11 кл. М.: Русское
слово, 2003. Тема 5.
Обществознание.
Учебно-тренировоч-
ные материалы для
подготовки к ЕГЭ. М.:
Интеллект-Центр,
2005.
О.В. Кишенкова. Те-
стовый контроль на
уроках обществозна-
ния в 10—11 кл. М.:
Русское слово, 2005
|
Раздел II. ЭКОНОМИКА (30 ч.)
|
25
|
Экономика и
экономическая
наука
|
Экономика.
Экономическая
наука. Экономиче-
ские блага
|
Экономика: нау-
ка и хозяйство.
Экономическая
культура
|
10 кл.
§9,
12
|
8кл.
§9
|
B.C. Автономов. Вве-
дение в экономику.
10-11 кл. М.: Вита-
пресс, 2004. Гл. 1
|
26
|
Производство. Факторы производства
|
Факторы производства. Факторные доходы
|
§9, 12
|
§9
|
Гл.2
|
27
|
Типы экономических систем
|
Экономические системы и собственность (основное общее образование)
|
Экономическое содержание собственности. Экономические системы
|
§9
|
§9
|
Гл.2
|
29-30
|
Рыночная экономика. Эволюция капитализма
|
Рыночные структуры
|
Рынок и рыночный механизм (основное общее образование)
|
§9, 10, 11
|
§12
|
Гл.2
|
31
|
Рыночный механизм. Законы рынка
|
Спрос. Предложение
|
Специализация. Обмен
|
§11,
12
|
§10, 11
|
Гл.4
|
32
|
Конкуренция и рыночные структуры
|
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные структуры
|
Многообразие рынков
|
§9
|
§12
|
Гл.8
|
33
|
Производитель на рынке. Экономика предприятия
|
Экономические и бухгалтерские издержки
и прибыль. Постоянные и переменные затраты
|
Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение собственника, работника
|
§12
|
§9
|
Гл. 7, 9
|
34-35
|
Бизнес и экономика
|
Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основы маркетинга. Основы менеджмента.
|
Рациональное экономическое поведение собственника, работника
|
§13
|
§13
|
Гл. 7, 10
|
36-37
|
Деньги. Банковская система
|
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции
|
§14
|
§10
|
Гл. 11,
18
|
38-39
|
Труд. Рынок труда
|
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости
|
Рынок труда. Безработица и уровень жизни. Прожиточный минимум
|
§11
|
§16
|
Гл. 17
|
40
|
Потребитель в экономике
|
Рациональное экономическое поведение потребителя
|
Экономика потребителя
|
§15
|
§15
|
Гл. 5, 6
|
41-42
|
Роль государства в экономике
|
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты
|
Измерители экономической деятельности
|
§15
|
§14
|
Гл. 12
|
43-44
|
Налоговая система в Российской Федерации
|
Налоги, уплачиваемые предприятиями
|
Налоговая политика
|
§15
|
§15
|
Гл. 13
|
45-46
|
Государственный бюджет
|
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Основы денежной и бюджетной политики государства
|
Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика
|
§15
|
§15
|
Гл. 13
|
47-48
|
Экономический рост и развитие
|
Экономический рост и развитие. Экономические циклы
|
Экономический цикл и экономический рост. Измерители экономической деятельности. Уровень жизни
|
10 кл.
§9, 10
|
Гл. 15, 16
|
49-50
|
Мировая экономика: глобальные экономические проблемы
|
Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы
|
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система
|
§7,8
|
Гл. 20,
21
|
51
|
Международное экономическое сотрудничество и интеграция
|
Государственная политика в области международной торговли
|
§7,8
|
Гл.23
|
52
|
Особенности современной экономики России и региона. Экономическая политика Российской Федерации
|
Особенности, современной экономики России. Экономическая политика РФ
|
Россия в условиях рыночной экономики
|
Гл.24
|
53-54
|
Обобщение и контроль результатов обучения по разделу: «Экономика»
|
А.И. Кравченко. Тесты по обществоз-нанию. М.: Русское слово, 2003. Тема 2. А.И. Кравченко. Задачник по обще-ствознанию 10—11 кл. М.: Русское слово, 2003. Тема 2. А.И. Кравченко, Т.П. Резникова. Об-ществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001. Гл. 2. О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10— 11 кл. М.: Русское слово, 2005. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. М.: Интеллект-центр, 2005.
Дополнительные учебные пособия к разделу
СИ. Иванов и др. Основы экономической теории. В 2-х кн. 10—11 кл. М.: Вита-пресс, 2004. А.П. Балакина и др. Налоги России. 10-11 кл. М. Вита-пресс, 1999.
|
С.А. Равичев, С.Э. Григорьев и др. Сборник тестовых задач по экономике для 9—11 классов. М.: Вита-пресс, 2003.
В.З. Черняк Введение в предпринимательство. 10—11 кл. М. Вита-пресс, 2001.
В.Д. Симоненко и др. Основы потребительской культуры. М.: Вита-пресс, 2003. Л.Б. Азимов. Преподавание курса «Введение в экономику» М.: Вита-пресс, 2004. М.М. Чуканова. Планирование курса «Введение в экономику» М.: Вита-пресс, 2004
|
Раздел III. ПОЛИТИКА (13 ч.)
|
55
|
Политика и власть как общественные явления
|
Понятие власти
|
Власть, ее происхождение и виды
|
10 кл. §16
|
9кл. §1
|
А.И. Кравченко, Т.П. Резникова. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001. Гл. 3
|
56-57
|
Политическая система, ее структура и функции
|
Политическая система. СМИ в политической системе общества
|
Политическая система
|
§17
|
§2
|
Гл. 3
|
58
|
Государство в политической системе
|
Государство и его функции
|
Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат
|
§17
|
§2, 3,4
|
Гл. 3
|
59
|
Политические режимы
|
Политический режим
|
Политические режимы
|
§19
|
§5
|
Гл. 3
|
60
|
Демократия, ее основные ценности и признаки
|
Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки
|
Демократия, ее основные ценности и признаки
|
§19
|
§5
|
Гл. 3
|
61
|
Гражданское общество и государство
|
Гражданское общество. Правовое государство
|
Правовое государство. Основные черты гражданского общества
|
§17
|
§6
|
Гл. 3
|
62
|
Местное самоуправление
|
Местное самоуправление
|
§18
|
Гл. 3
|
63
|
Политические партии и движения. Политическая идеология
|
Политическая идеология. Политические партии. Становление политических партий в России
|
Политическая идеология. Политические партии и движения
|
§20
|
§8
|
Гл. 3
|
64
|
Субъекты поли-
тической жизни
|
Политическая жизнь
Особенности формирова-
ния политической элиты
в современной России.
Рациональное поведе-
ние гражданина
|
Политическая
культура
|
§21
§20
|
§8
§8
|
Гл. 3
|
65
|
Избирательная
кампания
|
Избирательная кампа-
ния в РФ
|
Избирательная
система
|
§20
|
§7
|
Гл. 3
|
66
|
Политический
процесс, его осо-
бенности в Рос-
сийской Федера-
ции, регионе
|
Политический процесс,
его особенности в РФ
|
Политическая
жизнь совре-
менной Рос-
сии.
|
§20
|
§7
|
Обществознание 10—
11 кл. Под ред. Лазеб-
никовой А.Ю. М.:
АСТ-Астрель, 2003.
§26
|
67
|
Обобщение и
контроль резуль-
татов обучения по
разделу: «политика
как обществен-
ное явление»
|
А.И. Кравченко. Тесты
по обществознанию
10—11 кл. М.: Русское
слово, 2003. Тема 4
А.И. Кравченко,
Т.П. Резникова. Обще-
ствознание. Справоч-
ное пособие для абиту-
риентов. М.: Русское
слово, 2001. Гл. 3
|
68-70
|
Резерв учебного времени — 3 часа
|
А.И. Кравченко. Задачник по обществознанию. М.: Русское слово,2003. Тема 4 О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обще-ствознания в 10—11 классах. М.: Русское слово, 2005. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. М.: Интеллект-Центр, 2005
|
11 класс
(70 ч.)
Раздел
IV
. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (14 ч.)
|
1.
|
Социальные отношения и взаимодействия
|
Социальные группы
|
Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп
|
11 кл.
§5
|
8кл. §17
|
А.И. Кравченко. Введение в социологию. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2000. Гл. 6, § 1
|
2
|
Социальная стратификация
|
Социальная стратификация
|
Неравенство и социальная стратификация
|
§5
|
§18
|
Гл. 7, § 1
|
3
|
Социальный статус. Социальные роли
|
Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте
|
Социальный статус. Социальные роли
|
§6
|
§17
|
Гл. 6, § 2, 3
|
4
|
Социальная мобильность
|
Социальная мобильность
|
Социальная мобильность
|
§6
|
Гл.9, §1,2,3,4
|
5
|
Социальный конфликт
|
Социальный конфликт
|
Социальный конфликт и пути его разрешения
|
§8,9
|
§23
|
6
|
Социальные нормы и социальный контроль
|
Социальное поведение. Виды социальных норм. Социальный контроль
|
Социальные нормы. Социальный контроль и самоконтроль
|
§10
|
§7
|
Гл. 5, § 2, 3
|
7
|
Отклоняющееся и противоправное поведение
|
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы
|
Свобода и ответственность личности. Отклоняющееся поведение
|
§П
|
Гл. 5, § 5
|
8
|
Молодежь как социальная группа
|
Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры
|
Молодежь как социальная группа
|
9кл. §20
|
7кл.
§15 9кл. §19
|
А.Ю. Лазебникова и др. Обществознание. 10-11 кл.М.: ACT, Ас-трель, 2003.
|
9-10
|
Этнические общности. Межнациональные отношения
|
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения, конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
|
Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика
|
§21,
22
|
А.И. Кравченко. Введение в социологию. 10—11 кл. М.: Просвещение. Гл. 10, § 4, 5
|
11
|
Семья как социальный институт и малая группа
|
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
|
Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи
|
§7
|
§24
|
Гл. 10, § 3
|
12
|
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации
|
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации
|
Религия как феномен культуры
|
9кл. §20
|
АИ. Кравченко, ТП. Резникова. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001. Гл. 4
|
13
|
Социальные процессы в современной России и регионе
|
Социальные изменения и их формы (основное общее образование)
|
Социальные процессы в современной России
|
А.Ю. Лазебникова и др. Обществознание 10-11 кл. М.: ACT, Астрель, 2003. § 25
|
14
|
Обобщение и контроль результатов обучения по теме: «Социальные отношения»
|
А.И. Кравченко, Т.П. Резникова. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001. Гл. 4.
А.И. Кравченко. Тесты пообще-ствознанию: 10—11 кл. М.: Русское слово, 2001. Тема 3.
А.И. Кравченко. Задачник по обществознанию: 10—11 кл. М.: Русское слово, 2000. Тема 3. О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществозна-ния в 10—11 классах. М.: Русское слово,2005.
Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки ЕГЭ. М.: Интеллект-Центр, 2005
|
Раздел
V
. КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (10 ч.)
|
15-16
|
Духовная куль-
тура
|
Понятие культуры.
Многообразие куль-
тур
|
Культура и духовная
жизнь. Формы и раз-
новидности культуры:
народная, массовая,
элитарная культуры,
молодежная культура
|
§12
|
9кл.
§17,
18, 19
|
А.И. Кравченко.
Введение в соци-
ологию. 10—11 кл.
М.: Русское слово,
2001. Гл. 3
|
17
|
Этическая ос-
нова культуры.
Нравственные
чувства и мо-
ральное пове-
дение
|
Мораль
|
Мораль, ее категории
|
§12,
13, 14
|
§18
|
А.И. Кравченко,
Т.П. Резникова.
Обществознание.
Справочное посо-
бие для абитуриен-
тов. М.: Русское
слово, 2001. Гл. 5
|
18
|
Наука, образо-
вание
|
Наука.
Знания, умения и
навыки людей в
условиях информа-
ционного общества
|
Образование и само-
образование.
Наука
|
§22,
23
|
Гл.5
|
19
|
Искусство
|
Искусство
|
Искусство, его фор-
мы, основные напра-
вления
|
§21
|
Гл.5
|
20-21
|
Религия в современном мире
|
Религия
|
Религия как феномен культуры
|
§20
|
Гл.5
|
22
|
СМИ и культура
|
Общественная значимость, личностный смысл образования
|
Средства массовой информации
|
§22
|
Гл.5
|
23
|
Тенденции духовной культуры современной России, региона
|
Тенденции духовной жизни современной России
|
Обществознание. 10—11 кл. Под ред. Лазебниковой А.Ю. М.: АСТ-Астрель, 2003. §28
|
24
|
Обобщение и контроль результатов обучения по разделу «Культура и духовная жизнь» общества
|
А.И. Кравченко, Т.П. "Резникова. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001. А.И. Кравченко. Тесты по об-ществознанию. 10—11 кл. М.: Русское слово, 2003. Тема 5. О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обще-ствознания в 10—11 классе. М.: Русское слово, 2005. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. М.: Интеллект-центр, 2005
|
Раздел
VI
. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (30 ч.)
|
25-26
|
Право в системе социальных норм
|
Право в системе социальных норм
|
Право в системе социальных норм
|
§1
|
9кл. §9
|
Е.А. Певцова. Право. 10 кл. Ч. I. M.: Русское слово, 2005. §1,4
|
27-28
|
Система права: основные отрасли, институты, отношения
|
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право
|
§1,4
|
§9
|
§5
|
29-30
|
Система российского права. Зако-нотворческий процесс в Российской Федерации
|
Система российского права
|
§1
|
§10
|
§6
|
31-32
|
Источники (формы) права
|
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов
|
§1
|
§7,8,9
|
33
|
Правоотношения и их виды
|
Правоотношения
|
§ 12, 13
|
34
|
Правонарушения, их виды. Юридическая ответственность
|
Правонарушения
|
§3
|
§16
|
§ И, 15
|
35
|
Конституционное право. Конституция Рос-с и й с к о й Федерации
|
Основные понятия и нормы государственного права. Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя Российской Федерации
|
§17, 18
|
§10, 11
|
Е.А. Певцова. Право. Ю кл. Ч. II. М.: Русское слово, 2005: § 24, 25
|
36
|
Основы конституционного строя Российской Федерации
|
Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства
|
10 кл. §17
|
§ ю,
11
|
§ 22, 24, 25
|
37-38
|
Конституционно-
правовой статус
человека и граж-
данина. Права
и обязанности
гражданина Рос-
сийской Федера-
ции
|
Гражданство в Российской
Федерации. Воинская обя-
занность, альтернативная
гражданская служба. Права
и обязанности налогопла-
тельщиков. Право на бла-
гоприятную окружающую
среду и способы его защиты.
Экологические правонару-
шения
|
Международные
документы по
правам человека
|
§19,
20
|
§П
|
§ 26, 27, 28
|
39
|
Законодательство
Российской Фе-
дерации о выбо-
рах
|
Законодательство Россий-
ской Федерации о выборах
|
Избирательные
системы
|
§20
|
§7
|
§ 29, 30
|
40
|
Основы админи-
стративного пра-
ва. Администра-
тивный процесс
|
Особенности администра-
тивной юрисдикции
|
Основные поня-
тия и нормы ад-
министративного
права
|
Пкл.
§3
|
§ 23, 24
|
.41
|
Основы граждан-
ского права.
Обязательствен-
ное право
|
Субъекты гражданского
права
|
Основные поня-
тия и нормы граж-
данского права
|
§4
|
§12
|
11 кл. 1
§1,2
|
42
|
Предприниматель-
ство и предприни-
мательское право
|
Организационно-правовые
формы и правовой режим
предпринимательской дея-
тельности
|
Основные поня-
тия и нормы граж-
данского права
|
§4
|
§14
|
§9, 11, 12
|
43-44
|
Имущественные
права. Неимуще-
ственные права
|
Право собственности.
Право на интеллектуальную
собственность.
Наследование.
Неимущественные права:
честь, достоинство, имя.
Способы защиты имуществен-
ных и неимущественных прав
|
Основные поня-
тия и нормы граж-
данского права
|
§4
|
§12
|
§6,7
-
|
45-46
|
Основы трудового
права. Трудовое
законодательство
Российской Феде-
рации
|
Занятость и трудоустройство.
Порядок приема на работу, за-
ключения и расторжения тру-
дового договора.
Правовые основы социальной
защиты и социального обеспе-
чения
|
Основные поня-
тия и нормы тру-
дового права
|
§4
|
§14
|
§ 18-22
выбороч-
но,
§31
|
47
|
Семейное право в
Российской Феде-
рации
|
Порядок и условия заключе-
ния и расторжения брака.
Правовое регулирование от-
ношений супругов.
|
Правовые основы
семьи и брака
|
§4
|
§15
|
§15,16
|
48
|
Правовое регулирование отношений в области образования
|
Правила приёма в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
|
Образование и самообразование
|
7кл. §18 9кл. §22
|
§34
|
49-50
|
Основы уголовного права в Российской Федерации. Особенности уголовного процесса
|
Особенности уголовного процесса
|
Основные понятия и нормы уголовного права
|
§3
|
§16
|
§ 26-30, выборочно
|
51
|
Международное право. Международная защита прав человека
|
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные документы по правам человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международное гуманитарное право
|
§П
|
§ 39, 40, 41
|
•52.
|
Правоохранительные органы
|
Правоохранительные органы. Конституционное судопроизводство
|
§2
|
§33
|
53
|
Правосознание и правовая культура
|
Правовая культура
|
10 кл. ч. I §16
|
54
55-70
|
Обобщение и контроль результатов обучения по разделу «Правовое регулирование общественных отношений»
Итоговое повторение — 6 часов Резерв учебного времени — 10 часов
|
Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. М.: Интеллект-центр, 2005. Дополнительные учебные пособия к разделу: Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина. Обществознание. 11 кл. М.: ВентанатГраф, 2001. В.О. Мушинский. Обществознание. 10 кл. М.: ЦГО, 2002. А.Ф. Никитин. Основы государства и права. 10—11 кл. М.: Дрофа, 2002. А.Ф. Никитин. Правоведение. 10—11 кл. М.: Просвещение, 2002. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин Основы государства и права. М.: Вита-Пресс, 2005. «Право и экономика». 10-11 кл. М.: Вита-Пресс, 2003. Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Круских. М.: 1999. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы. Под ред. М.Н. Марченко. М.: 2000. СВ. Клименко, А.Л. Чичерин. Рабочая тетрадь по основам государства и права. М.: 1999. Основы государства и права. Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. Под ред. Комарова С.А. СПб, 2003. § 2, 3
|
II вариант (базовый уровень)
Второй вариант тематического планирования рассчитан на изучение разделов Экономика и Право в качестве самостоятельных учебных предметов. В этом случае разделы Экономика и Право из стандарта интегрированного предмета исключаются. Обществознание, Экономика и
Право изучаются как самостоятельные учебные предметы на базовом уровне. Объём учебного времени на их изучение составляет 140 часов на два года изучения: 10 класс (70 часов), 11 класс (70 часов) и распределяется следующим образом. В 10 классе изучается интегрированный учебный предмет Обществознание (70 часов), в 11 классе учебные предметы Экономика (35 часов) и Право (35 часов).
При выборе данного варианта в
тематическое планирование 10 класса могут быть включены следующие разделы:
1. Общество и человек (24 ч.).
2. Социальные отношения (14 ч.).
3. Политика (16 ч.).
4. Культура и духовная жизнь (10 ч.). Итоговое повторение (4 ч.) Резерв учебного времени (2 ч.)
Преподавание учебного предмета «Обществознание» по данному варианту предполагает, что тематическое планирование по учебным предметам Экономика и Право для 11 класса составляется на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по Экономике и Праву (базовый уровень) и действующих учебников B.C. Автономова «Введение в
экономику» и И.В. Липсица «Экономика», М.: Ви-та-пресс, 2002—2005.
Изучение учебного предмета «Право» предлагается строить на основе учебника Е.А. Певцовой «Право: основы правовой культуры. 10, 11 классы (базовый и профильный уровень.)», М.: Русское слово, 2005.
2. Методические рекомендации по использованию учебников
А.И. Кравченко «Обществознание». (10 класс); А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». (11 класс)
при изучении предмета на профильном уровне
Государственный стандарт среднего (полного)
общего образования.
Обществознание: цели, содержание, требования
к уровню подготовки выпускников.
Профильный уровень
В соответствии с обязательным минимумом (полного) общего образования по обществознанию содержание обществоведческого образования на профильном уровне
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность интегрированного учебного предмета «Обществознание» отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные учебные предметы изучаются Экономика и Право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими предметами.
Помимо знаний, содержательными компонентами обществознания являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание предмета на профильном уровне обеспечивает его преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку: изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи
с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
—
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
—воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
—освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
—овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
—формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. отводит 210 часов для изучения профильного учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования
в X и XI классах социально-экономического и социально-гуманитарного профилей: по 105 часов в год из расчета 3 учебных часа в неделю.
В примерной программе по обществознанию, рассчитанной на 210 учебных часов, предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 26 учебных часов (или 12%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Наряду с профильным учебным предметом повышенного уровня — обществознанием в классах социально-экономического профиля
изучаются как самостоятельные профильные предметы,
определяющие специализацию данного профиля Экономика
и Право.
На изучение Экономики на профильном уровне отводится 210 часов, на изучение Права — 140 часов.
В классах социально-гуманитарного
профиля профильным учебным предметом наряду с Обществознанием является Право. На изучение Права отводится 140 часов учебного времени (2 часа в неделю за два года обучения). Экономика изучается на базовом уровне в объеме 35 часов учебного времени за два года обучения.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
—определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
—использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
—исследование реальных связей и зависимостей;
—умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
—объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
—поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
—отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
— передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
—перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
—выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
—уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики, адекватное восприятие языка средств массовой информации;
—владение навыками редактирования текста;
—самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
—участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: что произойдет, если...);
—формулирование полученных результатов;
—создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств;
—пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
—владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и принципам ведения диалога (диспута).
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
—работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
—критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
—анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
—решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
—участие в обучающих играх (ролевых, ситуационных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
—участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
—осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
—подготовка ов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
—осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Результаты изучения интегрированного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать социальные объекты, осуществлять комплексный поиск социальной информации, анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать, объяснять, раскрывать на примерах, участвовать в дискуссиях, формулировать собственные суждения и аргументы, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике и т. д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к уровню подготовки выпускников установлены стандартом и направлены на выявление и оценивание
результатов освоения выпускниками
обязательного минимума
федерального компонента государственного стандарта
общего образования по
обществознанию.
Согласно требованиям в результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
—социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
—закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
—основные социальные институты и процессы;
—различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
—особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь
—характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
—осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
—анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
содержание ..
225
226
227 ..
|
|
|