Глава 1. Роль методической службы в сопровождении ЕГЭ: анализ результатов
Предмет
Общее количество учащихся 11-х классов ОУ, сдававших ЕГЭ в 2009 г.
Кол-во учащихся 11-х классов общеобразовательных школ, сдававших ЕГЭ в 2009 г., изучавших предмет на углубленном или профильном уровне
Физика
448
65
Химия
142
0
Информатика
125
25
Биология
242
0
Обществознание
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ не учитывают стандарт базовый и профильный
История
Использование различных УМК, не определен перечень учебников (базовых и профильных).
Информатика
Недостаточная подготовка школьников в среднем звене. Проблемы выбора УМК.
Физика
В старших классах учебник по физике рассчитан на четыре часа, а программа – на два
География
Время на освоение начального курса географии в 6-м классе сокращено вдвое и далеко не во всех ОУ выделяют второй час на краеведческий компонент (рекомендации к учебным планам Петербургской школы) и практикум; учитывая, что именно в 6-м классе закладывается фундамент школьного географического образования, такой серьезный пробел не удается восполнить в последующие годы обучения.
Литература
Двойная нагрузка на учителя-словесника. Учителю-словеснику приходится готовить выпускников к двум экзаменам в формате ЕГЭ.
Иностранные языки
Половина учащихся, сдававших экзамен, обучались в общеобразовательных школах и имело по 3 часа иностранного языка в неделю, что недопустимо мало для успешной подготовки к экзамену. Подготовка к ЕГЭ (на уровне В и С) на основе базовых учебников практически невозможна.
Проведенный анализ позволил выявить проблемы организации ЕГЭ в Санкт-Петербурге и наметить пути их преодоления. Поэтапное решение намеченных задач позволит использовать ЕГЭ как механизм повышения качества образования.
Глава 2. Итоги и перспективы ЕГЭ в Санкт-Петербурге – методическое сопровождение предметов базисного учебного плана
2.1. Русский язык
номер
Программное содержание
Целенаправленная подготовка к ЕГЭ, включающая элементы содержания КИМов
Общие сведения о языке
1
Общие сведения о языке. Язык и общество: три периода в истории русского языка
Культурологическая компетенция, общий уровень образованности, культурный кругозор – Часть С.
2
Русский язык – государственный язык Российской Федерации
3
Русский язык в современном мире
4
Активные процессы в современном русском языке
5
Язык и речь. Функциональные стили (общая характеристика)
А28, А29; B8, часть С
6,7
Содержательно-стилистический анализ текста
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
8
Систематизация и углубление теоретических знаний о фонетической системе русского языка. Фонетический разбор слов
А1, А13, А14, В8
9
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии. Морфологический принцип русской орфографии
10
Практикум по орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии
11,
Основные нормы современного литературного произношения и ударения
13
Выразительные возможности фонетической системы русского языка
14
Тематический контроль по теме
Тест в формате ЕГЭ
15
Понятие текста. Основные признаки текста; способы и средства связи между частями текста
А6, А7, А28, В7, В8,
16
Строение текста. Абзац, строение абзаца
17
Анализ и редактирование творческих работ (на литературном материале)
18
Речеведческий анализ текста
часть С
19
Виды сокращения текста (план, тезисы, выписки)
А28
20
Конспект, виды конспектов
часть С
21, 22
Конспект литературно-критической статьи
Лексика и фразеология
23
Повторение и обобщение по теме «Лексика»
А2, А28, А29, А30, В8
24
Русская лексика с точки зрения происхождения
25
Русская лексика с точки зрения частотности ее употребления
26
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления
27,
Русская фразеология
29
Лексика стилистически и эмоционально окрашенная. Лексические и фразеологические словари
30, 31
Художественный стиль речи. Анализ поэтического произведения. Изобразительно-выразительные возможности фонетики, лексики
А29, часть С
32
Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием
В8
Морфемика и словообразование
33
Обобщающее повторение морфемики и словообразования, связь с орфографией
В1, А12 – А16
34,
Способы словообразования. Словообразовательный анализ как средство овладения орфографическими нормами
36
Выразительные словообразовательные средства
В8
Морфология и орфография
37
Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи
А10, А3, В2
38
Роль морфологического разбора при написании слов. Связь разделов курса русского языка (правописание омонимичных частей речи)
А3, А12, А15 – А18.
39,
Морфологические правила. Блоковое повторение орфографии (Практикум № 1: «Н и НН в словах разных частей речи»)
41,
Блоковое повторение орфографии (Практикум № 2: «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ, выбор гласной»)
43
Блоковое повторение орфографии (Практикум № 3: «Мягкий знак в словах разных частей речи»)