Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека
|
Отрицательное воздействие на здоровье человека курения, алкоголизма, наркомании
|
Забота о здоровье окружающих людей
|
Забота о сохранении собственного здоровья
|
1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.
2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.
3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
5. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.
6. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
7. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.
8. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.
9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 78с.
10. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. – М.: Вентана- Граф, 2007.- 176 с. (Школьный курс за 100 часов)
11. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. -176с.
12. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ
(по материалам сайта www.fipi.ru)
Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.
2. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.
2. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2010 г.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2010.
2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2010.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Приложение 7
Интернет-материалы
http://www.fipi.ru/ Сайт «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
http://edu.seun.ru/Портал министерства образования Саратовской области
http://www.saripkro.ru/ Сайт Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам
: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа"
по Биологии
. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека"
. Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами
.
http://www.biodan.narod.ru/ "БиоДан"
- Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии"
. Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
http://bio.1september.ru/ - газета "Биология"
(между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)
http://www.websib.ru - раздел "Биология"
Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира"
- раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)
http://www.floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные"
Как энциклопедия. (Объем информации впечатляет.) Выбрать букву, откроется страница с двумя большими колонками названий: Растения и Животные. Выбираем по названию - открывается описание и фото.
http://www.trizminsk.org/ В
помощь
учителю
биологии
" позволит учителю
биологии
использовать на уроках 200 подобных примеров. перечень сокращений. Б.Э. — биологические
эффекты.
http://tana.ucoz.ru/ В
помощь
учителю.
Сссылки на различные биологические
сайты!
Приложение 7
9 КЛАСС
Пояснительная записка.
Тематическое планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72
c.
II
,
отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану тематическое планирование для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа
в неделю.
В планировании нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в тематическое планирование включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М: «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.-М.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве него задания.
Тематическое планирование ориентировано на использование учебника:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2006;
а также методических пособий для учителя:
1). Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;
2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;
дополнительной литературы для учителя:
1). Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;
2). Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3). Козлова Т.А., Кучменко
B.
C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа,2002;
4). Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;
5). Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
6).Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997
7).Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.
- 216с;
для учащихся:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1,2.-М.: Вентана-Граф, 2006.
Тематическое планирование не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс
(учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина
(электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой
(электронное учебное издание), 1 С, 2008
Специальные обозначения
Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).
Курсивом
в графе «Элементы содержания» выделены основные понятия соответствующей темы урока.
Приложение 8
Таблица 1. «Результаты государственной итоговой аттестации по биологии в 2010 году»
Район
|
«2»
%
|
«3»
%
|
«4»
%
|
«5»
%
|
Средний балл
|
Средний первичный балл
|
успеваемость
|
Качество знаний
|
Алгайский
|
0%
|
43%
|
46%
|
11%
|
3,67
|
23,51
|
100%
|
57%
|
Аркадакский
|
1%
|
31%
|
57%
|
11%
|
3,78
|
24,47
|
99%
|
68%
|
Аткарский
|
3%
|
34%
|
46%
|
17%
|
3,77
|
24,37
|
97%
|
63%
|
Б-Карабулакский
|
0%
|
3%
|
42%
|
54%
|
4,5
|
31,32
|
100%
|
97%
|
Балаковский
|
9%
|
51%
|
35%
|
5%
|
3,36
|
20,22
|
91%
|
41%
|
Балашовский
|
5%
|
43%
|
45%
|
7%
|
3,52
|
21,66
|
95%
|
52%
|
Балтайский
|
0%
|
22%
|
57%
|
21%
|
3,98
|
26,44
|
100%
|
78%
|
Вольский
|
2%
|
48%
|
45%
|
5%
|
3,51
|
21,78
|
98%
|
50%
|
Воскресенский
|
0%
|
44%
|
53%
|
3%
|
3,59
|
22,68
|
100%
|
56%
|
Дергачевский
|
6%
|
18%
|
50%
|
26%
|
3,95
|
26,23
|
94%
|
76%
|
Духовницкий
|
3%
|
40%
|
55%
|
2%
|
3,55
|
21,8
|
97%
|
57%
|
Екатериновский
|
0%
|
30%
|
46%
|
24%
|
3,94
|
25,46
|
100%
|
70%
|
Ершовский
|
8%
|
46%
|
43%
|
3%
|
3,41
|
20,66
|
92%
|
46%
|
Ивантеевский
|
0%
|
19%
|
80%
|
2%
|
3,82
|
24,71
|
100%
|
81%
|
Калининский
|
6%
|
50%
|
41%
|
3%
|
3,4
|
20,36
|
94%
|
44%
|
Красноармейский
|
7%
|
57%
|
36%
|
0%
|
3,28
|
19,4
|
93%
|
36%
|
Краснокутский
|
5%
|
19%
|
50%
|
26%
|
3,96
|
26,18
|
95%
|
76%
|
Краснопартизанский
|
1%
|
8%
|
49%
|
41%
|
4,3
|
29,5
|
99%
|
91%
|
Лысогорский
|
1%
|
43%
|
43%
|
13%
|
3,68
|
23,59
|
99%
|
56%
|
Марксовский
|
8%
|
61%
|
30%
|
1%
|
3,24
|
18,9
|
92%
|
31%
|
Новобурасский
|
3%
|
49%
|
46%
|
2%
|
3,46
|
21,57
|
97%
|
48%
|
Новоузенский
|
1%
|
29%
|
49%
|
22%
|
3,91
|
25.64
|
99%
|
71%
|
Озинский
|
5%
|
41%
|
53%
|
1%
|
3,49
|
21,16
|
95%
|
54%
|
Перелюбский
содержание ..
206
207
208 ..
|
|
|