Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  206  207  208   ..

 

 

Рекомендации методические для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание

Рекомендации методические для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание

Отметка по 5- балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 -11

12-21

22-31

32-41

Отметка

2009г. (%)

2010 г. (%)

«2»

1, 04

4,1

«3»

45,7

38,3

«4»

43,16

45,3

«5»

10,1

12,3

№ задания

% Выполнено правильно

%

%

Выполнено

Не приступали

неправильно

А1

75

24,8

0,1

А2

57,9

41,5

0,4

А3

69

27,9

0,5

А4

64

35

0,5

А5

66,9

32,7

0,3

А6

81,7

18

0,5

А7

74

25,6

0,4

А8

73,6

26

0,3

А9

68,2

31

0,5

А10

72,3

27,3

0,3

А11

56,1

43

0,5

А12

57,7

41

0,8

А13

60,8

38,4

0,7

А14

53,5

45,7

0,7

А15

68,4

31

0,5

А16

67

32

0,5

А17

70,9

28,3

0,6

А18

54,5

44,6

0,8

А19

52

47

0,9

А20

70,8

28,3

0,8

А21

65,5

33,1

1,2

А22

56,7

41,8

1,2

А23

61

37,2

1,6

А24

71

27

1,4

А25

76

21,6

2,1

№ задания

% Выполнено правильно

% Выполнено частично

%

%

Выполнено

Не приступали

неправильно

В1

28

36,8

30,6

4,2

В2

30,8

9,2

54,2

5,6

В3

40

16,5

38,8

4,5

В4

17,6

5,4

60

16,3

№ задания

% Выполнено правильно

% выполнено на 2 балла

% выполнено на 1 балл

%

%

Выполнено

Не приступали

неправильно

С1

3,7

3,7

21,6

22,7

51,7

С2

41,1

31,5

8,6

1,9

16,6

С3

23,1

24,7

14,6

7,4

30

Признаки для

Исследование

Исследование Л.Пастера

Какой научный метод применялся исследователями?

Наблюдение

1

Что являлось объектом изучения?

2

Возбудитель холеры

3

Жидкость из пузырьков

Ослабленные возбуди­тели сибирской язвы

А

Б

В

Г

4

8

5

7

Ключевые компетенции

Общепредметные (общеучебные) компетенции

Предметные компетенции, реализуемые в рамках

Общекультурная компе­тенция

Ответственность отдельного человека перед обществом (человечеством)

Соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране

Понимание последствий бездумного использования природных ресурсов

Учебно-познавательная компетенция

Умение добывать знания на основе наблюдения за объектом или проведения исследования

Умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями, объектами живой природы, вести фенологи­ческий дневник

Умение вести наблюдение за состоянием собственного организма. Проводить простейшие функциональные пробы и измерения

Умение пользоваться микроскопом, школьным био­логическим оборудованием

Систематизация и анализ объектов познания

Распознавание органов и систем органов растений, животных и человека

Установление взаимосвязи систем и процессов

Установление взаимообусловленности формы изучае­мого живого объекта и его функции

Выявление причинно-следственных связей

Выявление связей в природных процессах и явлениях

Социально-трудовая компетенция

Опыт семейных отношений и обязанностей в семье

Владение навыками ухаживания за домашними живот­ными, борьбы с вредителями

Владение навыками выращивания культурных и комнат­ных растений и борьбы с вредителями

Забота о собственном здоровье

Понимание влияние физического труда и спорта на здоровье человека

Соблюдение правил личной и общественной гигиены

Оказание первой помощи при несчастных случаях

Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека

Список литературы

1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

5. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.

6. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

7. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.

8. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.

9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 78с.

10. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. – М.: Вентана- Граф, 2007.- 176 с. (Школьный курс за 100 часов)

11. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. -176с.

12. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

(по материалам сайта www.fipi.ru)

Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.

1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.

2. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.

1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.

2. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Пособия, разработанные в 2010 г.

1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2010.

2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2010.

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Приложение 7

Интернет-материалы

http://www.fipi.ru/ Сайт «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

http://edu.seun.ru/Портал министерства образования Саратовской области

http://www.saripkro.ru/ Сайт Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам : сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.

http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии . Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека" . Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами .

http://www.biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии" . Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

http://bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

http://www.websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).

http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)

http://www.floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как энциклопедия. (Объем информации впечатляет.) Выбрать букву, откроется страница с двумя большими колонками названий: Растения и Животные. Выбираем по названию - открывается описание и фото.

http://www.trizminsk.org/ В помощь учителю биологии " позволит учителю биологии использовать на уроках 200 подобных примеров. перечень сокращений. Б.Э. — биологические эффекты.

http://tana.ucoz.ru/ В помощь учителю. Сссылки на различные биологические сайты!

Приложение 7

9 КЛАСС

Пояснительная записка.

Тематическое планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72 c. II , отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану тематическое планирование для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В планировании нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в тематическое планирование включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М: «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.-М.: Вентана-Граф, 2006.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве него задания.

Тематическое планирование ориентировано на использование учебника:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2006;

а также методических пособий для учителя:

1). Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1). Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г Биология: Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;

2). Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3). Козлова Т.А., Кучменко B. C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа,2002;

4). Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;

5). Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

6).Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просве­щение, 1997

7).Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1,2.-М.: Вентана-Граф, 2006.

Тематическое планирование не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008

Специальные обозначения

Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).

Курсивом в графе «Элементы содержания» выделены основные понятия соответствующей темы урока.


Приложение 8

Таблица 1. «Результаты государственной итоговой аттестации по биологии в 2010 году»

Название компетенции

Объекты реальной действительности

Социальная значимость

Личностная значимость

Соблюдение правил поведения в природе и участие в меро­приятиях по ее охране

Животные, растения, грибы в естественных условиях жизни

Сохранение естественной природы как главного фактора благополучия человечества

Личностное участие в деятель­ности по охране природы

Понимание последствий без­думного использования при­родных ресурсов

Опустынивание территорий. Кислотные дожди. Эрозия почв. Исчезающие виды

Деградация природы приведет к деградации человечества-

Моральная ответственность перед будущими поколениями

Умение вести наблюдения в природе за сезонными явле­ниями, объектами живой при­роды, вести фенологический дневник

Смена времен года. Сезонные явления природы. Животные (гнездование, перелеты, мигра­ции и т.д.) и растения (цветение, плодоношение и т.д.)

Планирование и ведение коллективных дел с учетом смены времен года и сезонных явлений

Приобретение навыков ведения наблюдения, измере­ния, фиксирования. Ведение дневника

Умение вести наблюдение за состоянием собственного орга­низма. Проводить простейшие измерения и функциональные пробы

Организм человека

Понимание того, что успешность в обществе во многом опреде­ляется степенью здоровья его членов

Приобретение навыков по самонаблюдению. Ведение дневника здоровья

Умение пользоваться микро­скопом, школьным биологиче­ским оборудованием

Школьное оборудование

Овладение профессиональны­ми первичными исследователь­скими навыками

Приобретение навыков работы с научным оборудованием

Распознавание клеток, тканей, органов и систем органов рас­тений, животных и человека

Растительный и животный орга­низмы. Грибы

Понимание последствий дея­тельности человека на живые организмы и экосистемы

Предварительная диагности­ка состояния собственного организма и оценка состояния растений и животных

Установление взаимообуслов­ленности формы изучаемого живого объекта с его функция­ми

Живые организмы, их жизнен­ные функции

Понимание социальных факто­ров в развитии инфекционных заболеваний

Культура отношения к собствен­ному здоровью и к здоровью окружающих

Выявление связей в природных процессах и явлениях

Природные процессы. Явления живой природы

Объяснение зависимости здоровья людей от состояния природной среды

Формирование навыков по установлению причинно-следственных связей

Владение навыками ухода за домашними животными, борь­бы с вредителями

Домашние животные. Пара­зиты. Животные, приносящие вред

Формирование ответствен­ности по уходу за домашними животными и культурными растениями

Использование приобретенных навыков при уходе за домашни­ми животными

Владение навыками выращи­вания культурных и комнатных растений и борьбы с вредите­лями

Растения, комнатные и куль­турные

Повышение качества окружаю­щей среды на основе ланд­шафтного дизайна

Использование приобретенных навыков при выращивании комнатных и культурных рас­тений

Понимание положительного влияния физического труда и спорта на здоровье человека

Факторы, способствующие укреплению здоровья и факто­ры риска

Человек, его здоровье как глав­ная ценность общества

Забота о собственном здоровье и его укрепление

Соблюдение правил личной и общественной гигиены

Здоровье человека, здоровье общества

Предупреждение распростра­нения инфекционных заболе­ваний

Забота о сохранении собствен­ного здоровья и здоровья окружающих

Оказание первой помощи при несчастных случаях

Травмы, полученные человеком

Предупреждение травматизма при выполнении той или иной деятельности в группе

Овладение способами оказа­ния первой помощи. Избегание травм

Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека

Отрицательное воздействие на здоровье человека курения, алкоголизма, наркомании

Забота о здоровье окружающих людей

Забота о сохранении собствен­ного здоровья

Район

«2»

%

«3»

%

«4»

%

«5»

%

Средний балл

Средний первичный балл

успеваемость

Качество знаний

Алгайский

0%

43%

46%

11%

3,67

23,51

100%

57%

Аркадакский

1%

31%

57%

11%

3,78

24,47

99%

68%

Аткарский

3%

34%

46%

17%

3,77

24,37

97%

63%

Б-Карабулакский

0%

3%

42%

54%

4,5

31,32

100%

97%

Балаковский

9%

51%

35%

5%

3,36

20,22

91%

41%

Балашовский

5%

43%

45%

7%

3,52

21,66

95%

52%

Балтайский

0%

22%

57%

21%

3,98

26,44

100%

78%

Вольский

2%

48%

45%

5%

3,51

21,78

98%

50%

Воскресенский

0%

44%

53%

3%

3,59

22,68

100%

56%

Дергачевский

6%

18%

50%

26%

3,95

26,23

94%

76%

Духовницкий

3%

40%

55%

2%

3,55

21,8

97%

57%

Екатериновский

0%

30%

46%

24%

3,94

25,46

100%

70%

Ершовский

8%

46%

43%

3%

3,41

20,66

92%

46%

Ивантеевский

0%

19%

80%

2%

3,82

24,71

100%

81%

Калининский

6%

50%

41%

3%

3,4

20,36

94%

44%

Красноармейский

7%

57%

36%

0%

3,28

19,4

93%

36%

Краснокутский

5%

19%

50%

26%

3,96

26,18

95%

76%

Краснопартизанский

1%

8%

49%

41%

4,3

29,5

99%

91%

Лысогорский

1%

43%

43%

13%

3,68

23,59

99%

56%

Марксовский

8%

61%

30%

1%

3,24

18,9

92%

31%

Новобурасский

3%

49%

46%

2%

3,46

21,57

97%

48%

Новоузенский

1%

29%

49%

22%

3,91

25.64

99%

71%

Озинский

5%

41%

53%

1%

3,49

21,16

95%

54%

Перелюбский

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  206  207  208   ..