Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  191  192  193   ..

 

 

Рекомендации методические по выполнению

Рекомендации методические по выполнению

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

______________________________________________________________________________

Н. В. Сосновчик О. В. Шейнкер

( методические рекомендации по выполнению )

Санкт-Петербург

2010

ББК 67.5+81.2

Рецензенты:

Александрова О. И. , кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории государства и права СЗФ РПА Минюста России

Кутузов А. В. , кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ РПА Минюста России

Лазаренкова О. Г. , кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин СЗФ РПА Минюста России

Рыбин Д. В. , кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин СЗФ РПА Минюста России

Сопраньков Г. А. , кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин СЗФ РПА Минюста России

Сосновчик Н. В., Шейнкер О. В. : Методические

С 66 рекомендации по выполнению.

СПб.: СЗФ ГУ ВПО Минюста России, 2010. — 24 с.

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов всех форм обучения подготовлены на основе требований ГОС ВПО по специальности 030501.65 «Юриспруденция», квалификация «юрист», по направлению 030500.62 «Юриспруденция», квалификация «бакалавр юриспруденции», с учетом специфики обучения студентов в РПА Минюста России.

Методические рекомендации содержат общие положения, последовательность подготовки и выполнения курсовой работы, основные требования к написанию и оформлению текста, порядок представления для проверки, критерии оценки курсовой работы.

В приложениях приводятся образцы оформления.

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены

на заседании Методического совета

Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала

Российской правовой академии Минюста России

(протокол № 4 от 19 декабря 2008 г.)

© СЗФ РПА МЮ РФ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения …………………………………………...........................4

2. Выбор темы ………………..…….…………………………………………...6

3. Составление рабочего плана студентом..……………………………..…..7

4. Изучение литературы и отбор фактического материала…..…………..7

5. Оформление курсовой работы………….…………………………………10

6. Сроки написания курсовой работы………………………………………15

7. Защита курсовой работы…………………………………………………..15

8. Обязанности кафедр и преподавателей……………………………….....16

9. Критерии оценки курсовой работы……………………………………….17

Приложение 1. Титульный лист……………………………………….....19

Приложение 2. Оглавление……………………………………………….20

Приложение 3. Правила оформления библиографического списка...21

Приложение 4. Примеры библиографического описания в

списке использованной литературы……………………………………….. 22

1. Общие положения.

В соответствии с учебными планами в СЗФ РПА МЮ РФ на каждом курсе студент обязан написать курсовую работу по одной из дисциплин, изучаемых на соответствующем курсе.

Учебная цель выполнения курсовой работы - систематизация, углубление и закреп­ление студентами полученных теоретических знаний.

является показателем возможности и готовности студента к написа­нию и защите дипломной работы.

Выполнение курсовой работы является одной из форм самостоятельной работы студентов.

представляет собой теоретическое исследование одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины, в процессе которого студент должен продемонстрировать уровень овладения научными знаниями, умения анализировать правовые нормы и материалы юридической практики, способности формулировать и обосновывать теоретические выводы.

предполагает самостоятельное исследование студентом

необходимого нормативного правового материала, учебной и научной литературы (отечественной и зарубежной), материалов юридической практики (судебной, прокурорской, органов юстиции и др.) по соответствующей учебной дисциплине.

У студентов, приступающих к работе над курсовой работой, всегда возникает ряд вопросов с написанием и оформлением работы. Достоинством методических рекомендаций является то, что значительное внимание уделено правильному оформлению курсовой работы. Рассматриваются правила оформления библиографического аппарата, корректности цитирования авторов научных работ, перепечатки текста, что также вызывает значительные трудности у студентов. Все дающиеся советы и рекомендации являются общими, требующими индивидуальной корректировки в соответствии с тематической направленностью выполняемой работы. Нужно учитывать, что многое из того, что изложено в рекомендациях,относится к курсовым работам, независимо от того, по какой специализации (или без неё как бакалавр) обучается студент. Методические рекомендации могут быть полезны тем, кто хочет повысить культуру своей научной работы.

Задачи, стоящие перед студентом при выполнении курсовой работы:

- изучение, систематизация и анализ законодательных и нормативных документов, литературы, статистических данных, периодических изданий по вопросам темы;

- изучение зарубежного опыта по выбранной тематике;

- самостоятельное изложение теоретических основ выбранной темы;

- выполнение практической части работы с привлечением материалов юридической практики, данных статистики;

- выявление существующих проблем по избранной теме и рассмотрение путей их решения.

должна носить проблемный характер, что предполагает:

- построение работы в зависимости от поставленных целей и задач в рамках общих требований данных рекомендаций;

- формулирование выводов и предложений по результатам проведенного исследования;

- применение современных методик анализа состояния и динамики статистических показателей, новейших технологий их обработки;

- самостоятельный подбор юридической литературы, материалов периодической печати, сетевых и прочих ресурсов по теме курсовой работы;

- постановка проблем и путей решения, а также обоснование собственной позиции и точки зрения по исследуемой проблеме.

Весь ход написания работы можно представить в виде следующей логической схемы: 1. Выбор темы 2. Составление рабочего плана 3. Изучение литературы и отбор фактического материала 4. Написание курсовой работы 5. Оформление курсовой работы2. Выбор темы Выбор темы для курсовой работы имеет большое значение. При выборе темы очень важно учитывать имеющиеся знания у студента в избранной области, результаты экзаменов по данной учебной дисциплине, наличие своих творческих идей, опыт выступления в студенческих научных кружках, конференциях с научными сообщениями, знание иностранных языков, наличие публикаций и т.п. При выборе темы курсовой работы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Тема курсовой работы выбирается студентом из тем, предложенных и утвержденных соответствующей кафедрой, исходя из его интересов, и согласовывается с преподавателем – научным руководителем. После утверждения темы студентом разрабатывается план своей работы над курсовой работой.

При возникновении затруднений с выбором темы курсовой работы, составлением плана, подбором литературы своей работы студенту следует обратиться на кафедру к своему научному руководителю.

Подбор литературы, нормативных документов и материалов правоприменительной практики, необходимых для раскрытия темы, осуществляется студентом самостоятельно. Результаты этой работы должны быть представлены студентом научному руководителю от кафедры, который вправе дополнительно рекомендовать для использования какие-либо иные источники. В дальнейшем при написании работы студенту рекомендуется обсуждать с научным руководителем наиболее принципиальные и спорные вопросы темы.

Тематика курсовых работ, рекомендуемых студентам для написания, разрабатывается, обновляется, обсуждается и утверждается ежегодно кафедрами, осуществляющими руководство курсовыми работами. Студент может предложить свою тему курсовой работы, представив обоснование целесообразности ее разработки и утвердить её на кафедре в установленном порядке. Выбранная студентом тема курсовой работы, должна быть актуальна и современна. При обосновании актуальности необходимо показать значимость и место выбранной темы в системе современных научных знаний.

3. Составление рабочего плана студентом Совместная работа студента и его научного руководителя над курсовой работой начинается с составления рабочего плана ее написания. Такой план является основным руководящим документом, который определяет, объем, содержание. Научный руководитель помогает студенту составить рабочий план его работы над написанием курсовой работы. Кроме того, научный руководитель: - рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические иархивные материалы и другие источники по теме; - проводит систематические предусмотренные расписанием консультации; - оценивает содержание выполненной работы, как по частям, так и в целом; - дает согласие студенту на представление курсовой работы к защите. Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем он может уточняться. При исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер. 4. Изучение литературы и отбор фактического материала Знакомство с опубликованной по теме курсовой работы литературой начинается с разработки замысла, предполагаемого исследования, который, как уже указывалось ранее, находит свое выражение в теме и рабочем плане курсовой работы. Далее следует приступить к составлению картотеки (или списка) литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников помогает шире охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить рабочий план. Просмотру должны быть подвергнуты источники, содержание которых напрямую или косвенно связано с темой курсовой работы. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, в тот числе официальные материалы, монографии. Изучение научной литературы - кропотливая работа. Библиотечную книгу или статью из журнала следует читать с карандашом в руках, делая на отдельном листке пометки и выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях или использовать специальные закладки. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам: - общее ознакомление с произведением в целом по его аннотации и оглавлению; - беглый просмотр всего содержания; - чтение в порядке последовательности расположения материала; - выборочное чтение какой - либо части публикации; - выписка представляющих интерес материалов; - критическая оценка записанного, в контексте темы курсовой работы. Для изучения полезен следующий способ: страницу небольшой тетради поделите пополам вертикальной чертой, с левой стороны страницы делайте выписки из прочитанного, а с правой - свои замечания. При необходимости выделяйте подчеркиванием слова, фразы или предложения в особо важных местах выписанного слева текста. При изучении литературы не нужно стремиться только к прямому заимствованию материала в курсовую работу. Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением своих выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. С этой целью каждую выписанную цитату надо сразу для себя пометить (указать автора, источник и страницу). В дальнейшем, использование таких цитат из научного (или другого) текста облегчит работу над написанием статьи, курсовой или иной научной работы. Нужно собирать не любые, а только научные факты. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающего объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы. Научные факты характеризуются такими свойствами; как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это необязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Достоверность научного факта характеризует его реальное безусловноесуществование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Еслитакого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта, который взначительной степени зависит от достоверности источников. В числе источников большое место занимают научные статьи. Теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно - техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретиться в любой научной области. Информационная статья обычно всегда оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких - либо фактов, сообщение о каком - либо событии, явлении.Различной степенью достоверности обладают также доклады; прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т.п. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения и т.п. О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе. Во всех случаях следует выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются науки, техника и культура. То, что считалось верным вчера, сегодня, может оказаться неточным, а иногда и неверным. Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст курсовой работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т. д. Наряду с прямым цитированием можно использовать пересказ текста первоисточника. В этом случае текст пересказа надо тщательно сверить с первоисточником и сделать ссылку на автора, источник, страницу, но, не беря пересказанный материал в кавычки. 5. Оформление курсовой работы Нет никакого единого стандарта по оформлению курсовой работы. Но традиционно основными элементами в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Введение 3. Главы основной части 4. Заключение 5. Оглавление 6. Библиографический список (источники и литература) 7. Приложения (при необходимости). 8. Вспомогательные указатели (при необходимости). Титульный лист (смотри приложение 1) является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определённым правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения в котором обучается студент, а именно:

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Далее указывается кафедра. В среднем поле дают заглавие курсовой работы, которое проводится без слова " тема" и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию Ниже указываются: фамилия, имя и отчество автора курсовой работы (вименительном падеже: работу выполнил студент, для примера - Петров Михаил Юрьевич ), номер учебной группы и курс обучения. Далее дата представления работы на кафедру, должность, ученая степень и ученое звание того, кто проверяет курсовую работу и оценка, полученная при защите курсовой работы. Заголовки оглавления ( смотри приложение 2) должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчинённости по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3 - 5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Нумерация рубрик делается по индексной системе, то есть с цифровыминомерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер, как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.

Объём курсовой работы должен быть примерно от 30 до 40 машинописных страниц. должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований:

· работа должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 со следующими полями: левое - 30 мм, верхнее - 15 мм, правое - 10 мм, нижнее - 20 мм;

· размер шрифта – 14 (Times New Roman);

· интервал - полуторный;

· нумерация страниц - сквозная.

С согласия руководителя может быть представлена в рукописном варианте, если почерк позволяет прочесть текст без труда.

Структура и содержание курсовой работы студента должны в полной мере раскрывать избранную им тему. Структура курсовой работы включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников и литературы. К работе могут быть сделаны приложения. Желательно предварять работу списком сокращений и их расшифровки. Этот список должен находиться перед введением.

Введение включает в себя следующее:

1) обоснование выбора темы курсовой работы и её актуальности;

2) определение целей и задач исследования;

3) анализ степени разработанности темы в отечественной (зарубежной) литературе.

Объем введения не должен превышать 2-3 страниц.

Основная часть подразделяется на главы. Главы, при необходимости, могут разделяться на параграфы. Допускается подразделение основной части только на параграфы. Деление на главы и (или) параграфы должно соответствовать логике изложения материала. При этом главы (параграфы) должны быть соразмерны друг другу и отвечать выбранной тематике работы. В случае, если главы разделяются на параграфы, то каждая из глав должна быть разделена не менее чем на два параграфа. Название параграфа не должно совпадать с названием главы, а название главы не должно совпадать с названием темы всей работы. Соответственно, если основная часть делится только на параграфы, название параграфа не должно совпадать с названием темы всей работы.

предполагает изложение темы в последовательности, соответствующей рабочему плану, с использованием научной и учебной литературы, действующего законодательства, материалов практики. В тексте целесообразно рассмотреть основные понятия, имеющие отношение к теме, выявить современное состояние правового регулирования соответствующих отношений, проанализировать различные точки зрения, встречающиеся в научной литературе по проблемам темы, и практический материал. Приводимые примеры из практики должны иллюстрировать излагаемые в работе положения и служить основанием для самостоятельных выводов и предложений. Рекомендуется (в зависимости от темы) включать в работу статистические данные и анализ зарубежного законодательства. Студент должен высказать собственную позицию по спорным вопросам, также желательно оценить эффективность действующих правовых норм и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.

В тексте курсовой работы не должно быть непереведенных иностранных слов и выражений, которые не являются общеизвестными (перевод иностранных слов дается в сносках, причем обязательно указывается (в скобках после перевода) язык, с которого переводится данное слово или выражение).

В заключении излагаются основные выводы, наблюдения и предложения, полученные в ходе исследования и вытекающие из текста работы. Объем заключения – не более 3 страниц.

Завершается работа списком использованных источников.

Материал в списке использованных источников следует сгруппировать следующим образом:

1. Нормативные правовые акты (по их юридической силе, в нисходящем порядке, внутри группы равной юридической силы по алфавиту или по дате издания. При этом необходимо указывать полное название акта, дату его принятия и источник официального опубликования).

2. Судебная практика (или иная) (перечисляются используемые материалы судебной (или иной) практики с указанием их полного наименования и официальных источников опубликования. При использовании неопубликованных материалов судебных дел указываются номера дел, даты их рассмотрения и наименования судов).

3. Литература в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Допускается разделение монографий и статей. Ссылки должны содержать фамилию и инициалы автора, основное заглавие, сведения к нему относящиеся, сведения об издании, место издания, издательство, дату издания и объем (наименование периодического издания, год и номер выпуска).

В списке использованных источников должны быть указаны только те материалы, на которые имеется ссылка (сноска) в работе.

Оформление ссылок производится в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Оформление использованных источников производится в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления».

Если в курсовой работе имеются приложения, их необходимо пронумеровать.

Все листы курсовой работы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц в курсовой работе должна быть сплошной. Студент отвечает за грамотность и аккуратность оформления курсовой работы. Наличие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок либо небрежное оформление работы может послужить причиной неудовлетворительной оценки работы.

Подстрочные ссылки (сноски) могут иметь сплошную нумерацию или нумероваться отдельно по каждой странице по усмотрению студента.

Студенту следует помнить, что обязательным требованием, предъявляемым к курсовой работе, является её самостоятельный характер. При написании курсовой работы не допускается механическое переписывание статей или соответствующих глав из учебников, монографических работ. Заимствование материалов курсовых, ов и т.п. студенческих работ из Интернета также не допускается. В случае обнаружения фактов списывания с литературного источника или с другой работы, загрузки («скачивания»), копирования и тому подобного получения текста или его значительных фрагментов из Интернета, представленная работа оценивается неудовлетворительно и возвращается студенту.

При этом само по себе использование Интернет-ресурсов не возбраняется. Это могут быть материалы информационного характера, научные и практические статьи и т.п. источники при условии обязательного указания пути доступа к Интернет-ресурсу в каждом отдельном случае.

6. Сроки написания курсовой работы

должна быть выполнена студентом и представлена на кафедру не позднее, чем за месяц до начала очередной зачётно - экзаменационной сессии. Дата сдачи курсовой работы на кафедру подтверждается личной подписью студента на титульном листе или датой сдачи работы считается дата получения её представителем Филиала на почте (рекомендуется сохранить чек почтового отправления с описью вложения). Работы, присланные на официальную электронную почту филиала, не распечатываются и не рассматриваются.

При нарушении срока предоставления на кафедру может быть принята специалистом кафедры только с разрешения заведующего кафедрой.

представляется на кафедру в одном экземпляре в скрепленном виде (работа должна быть подшита в папку или сброшюрована). Рассыпные (не скрепленные) экземпляры не принимаются. Положительная оценка курсовой работы студента является допуском к очередной сессии в текущем семестре.

7. Защита курсовой работы

Научный руководитель от соответствующей кафедры проверяет курсовую работу и оформляет на бланке установленного образца рецензию на неё. При получении отрицательной рецензии студент переделывает курсовую работу с учетом замечаний научного руководителя и вторично сдает ее на кафедру для проверки, предъявив и первый вариант с замечаниями преподавателя. После получения положительной рецензии допускается к защите, что должно быть указано в рецензии.

Во время защиты студент в соответствии с планом курсовой работы кратко излагает её содержание, основные выводы, вытекающие из темы исследования, делает обзор используемой литературы и нормативно-правовых актов мотивированно отстаивает свои взгляды и выводы по исследуемой теме. На защите студент должен показать глубокое знание темы курсовой работы в том числе с учётом замечаний в изложенных в рецензии.

Результаты защиты курсовых работ оцениваются по пятибалльной системе. Оценка заносится преподавателем в ведомость защиты курсовых работ и зачетную книжку студента.

Научные студенческие доклады, подготовленные и представленные в рамках кружков СНО и оцененные на "отлично" и "хорошо", по усмотрению преподавателя, ведущего соответствующий кружок СНО, могут быть засчитаны как , с выставлением соответствующей оценки в ведомость защиты курсовых работ и зачетную книжку студента.

В качестве курсовой работы студентам выпускных курсов, по согласованию с заведующими соответствующей кафедрой, могут засчитываться главы дипломной работы, оформленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовой работе.

, значительная часть которой переписана или скопирована любым другим способом из какого-либо источника (Интернет, учебник, учебное пособие и др.), включая источники на электронных носителях, не засчитывается.

После защиты, зачтенные курсовые работы, научные доклады или оформленные соответствующим образом главы дипломной работы студентам не возвращаются и передаются в архив Филиала.

8. Обязанности кафедр и преподавателей

Кафедры СЗФ РПА МЮ РФ обязаны:

- ежегодно разрабатывать и утверждать примерную тематику курсовых работ;

- подготавливать и периодически обновлять списки рекомендуемой литературы по каждой теме;

- вести журнал учета курсовых работ.

Преподаватели кафедр, ведущие занятия на соответствующем курсе и являющиеся научными руководителями курсовой работы, обязаны:

- оказывать помощь студентам при выборе темы курсовой работы, определении рекомендуемой литературы, оказывать иную помощь, обусловленную особенностями написания курсовой работы;

- своевременно осуществлять проверку курсовой работы, оформление рецензии и проводить защиту курсовых работ;

- своевременно заполнять и представлять в учебно-методический отдел ведомости защиты курсовых работ.

9. Критерии оценки курсовой работы

оценивается на:

– «отлично » – при наличии глубоких, исчерпывающих знаний в объеме темы работы, свободном владении теоретическим материалом, умении грамотно толковать законы и правильно их применять, при логически стройном, аргументированном обосновании положений, выдвинутых в работе, а также при условии знания содержания специальной литературы по рассматриваемой проблеме;

– «хорошо » – при наличии твердых и достаточно полных знаний в объеме темы работы, уверенном владении теоретическим материалом, при незначительных ошибках в частных вопросах, умении связывать знания теории с практикой, правильном понимании содержания законов, четком и последовательном изложении материала;

– «удовлетворительно » – при наличии достаточных знаний в объеме темы работы, изложении материала без грубых ошибок, но при необходимости наводящих вопросов в ходе обоснования теоретических положений и толкования законов, а также при наличии трудностей в практическом применении норм права;

– «неудовлетворительно » – при наличии грубых ошибок в раскрытии темы работы, недопонимании сущности рассматриваемой проблемы, неверном толковании анализируемых законоположений, неумении применять знание законов при решении практических задач, а также в случае выдачи чужих опубликованных материалов за свои без ссылки на авторов (плагиат).

Приложение 1. Титульный лист

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КАФЕДРА

_____________________________________________________________

(наименование кафедры)

_____________________________________________

_____________________________________________

(наименование темы)

Работу выполнил студент

_______ учебной группы ______ курса

_________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Проверил _______________________

______________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание)

______________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата представления

работы на кафедру

«______»__________________20 г.

___________________________

(подпись студента)

Оценка __________________________

______________________________

______________________________

(подпись преподавателя)

«___» ____________ 20 __г.

Санкт-Петербург

20__


Приложение 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ стр.

Введение ………………………………………….………………….. 0

Глава (или раздел) 1 (наименование главы или раздела )…… …...… 0

Наименование подраздела 1……………………………………… 0

Наименование подраздела 2…………………………………….....0

И т.д.

Глава (или раздел) 2 (наименование главы или раздела )…..…………0

Наименование подраздела 1………………………………….……0

Наименование подраздела 2……………………………….……....0

И т.д.

Заключение…………………………………..………………….………0

Источники и литература……………………………………..…………0

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ

Введение…………………………………………………………………2

Раздел I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ

ЛАДОННОЙ ПОВЕРХНОСТИ РУКИ…………………………….. 2

Глава 1. Типы и виды папилляционных узоров……………………8

§1.(или 1.1) Типы папилляционных узоров……………….13

§2.(или 1.2) Виды папилляционных узоров………………15

Глава 2. Виды следов рук………………………………………….18

§1.(или 2.1)Объемные следы рук……………………..……20

§2.(или 2.2)Поверхностные следы рук………………....….21

Раздел II ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ РУК…………...23

Глава 3. …………………………………………..……………………..23

§1.(или 3.1)…………………………………………….…....27

Глава 4. ………………………………………….……………………..30

§1.(или 4.1) …………………………………………..……..35

Заключение……………………………………………………………..39

Источники и литература..………………………………………………40

Приложение 3

Правила оформления библиографического списка

1. В библиографический список включают все документы, использованные при написании работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы сети Интернет.

2. Существуют различные способы группировки документов в прилагаемом к работе библиографическом списке: алфавитный, систематический, хронологический, по главам, по видам источников и др.

К группировке материала в списке надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы автором. Наиболее целесообразной считается группировка по видам источников.

3. В результате группировки по видам источников все документы делятся на группы (классы, разделы).

1) Официальные документы:

− международные акты;

− Конституция Российской Федерации;

− международные соглашения;

− федеральные конституционные законы;

− кодифицированные федеральные законы (кодексы);

− законы Российской Федерации;

− федеральные законы;

− указы президента Российской Федерации;

− постановления;

− ведомственные акты.

2) Документальные материалы, составляющие источниковую базу исследования (архивные документы, летописи, письма, дневники, воспоминания, статистические сборники, ежегодники, материалы социологических исследований и т. п.) — в хронологическом порядке.

3) Перечень отечественной и зарубежной литературы по теме (книги, статьи, сообщения, тезисы докладов, депонированные рукописи, препринты, нормативно-техническая документация и пр.) — по алфавиту того языка, на котором дается библиографическое описание документа.

4. Независимо от выбранного способа группировки материала каждая запись в списке нумеруется. Нумерация документов должна быть сквозной от начала до конца списка. Номер обозначают арабскими цифрами, ставят перед записью и отделяют точкой.

Приложение 4

Примеры библиографического описания в списке использованной литературы.

Источники и литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 1993.

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» // Российская газета. 1997. 23 дек.; СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5712.

3. Федеральный конституционный закон от 26.02. 1997 г. № 1 «Об уполномоченном по правам человека в РФ» // Российская газета. 1997. 4 марта (№ 43-44).

4. Федеральный закон от 02.05. 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 5 мая, № 95; СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

5. Федеральный закон от 6.09. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Российская газета. 2005. 31 дек.

6. Федеральный закон от 31.05. 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 5 июня.

7. Федеральный закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». 2002 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2002. 31 июля, № 140.

8. Федеральный закон от 18.07. 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 20 июля, № 156; СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.

9. Федеральный закон от 27.05. 2003 г. № 58 «О системе государственной службы РФ» // Российская газета. 2003. 31 мая, № 104.

10. Федеральный закон от 27.07. 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе РФ» // Российская газета. 2004. 31 июля, № 162.

11. Федеральный закон от 28.03. 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета. 1998. 2 апр., № 63-64.

12. Федеральный закон от 27.07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля, № 165; СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.

13. Федеральный закон от 10.12. 1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. 1995. 26 дек., № 245.

14. Федеральный закон от 8.05. 1994 г. № 3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 1994. 12 мая, № 88.

15. Федеральный закон от 17.12. 1998 г. № 188 «О мировых судьях в РФ» // Российская газета. 1998. 22 дек., № 242.

16. Федеральный закон от 5.03. 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033.

17. Федеральный конституционный закон от 30.05. 2001 г. № 3 «О чрезвычайном положении» // Российская газета. 2001. 2 июня, № 105.

18. Федеральный закон от 13.12. 1996 г. № 150 «Об оружии» // Российская газета. 1996. 18 дек., № 241.

19. Федеральный закон от 17.01.1992 г. «О прокуратуре в Российской Федерации» № 22-1 // Российская газета. 1992. 18 февр., № 39.

20. Федеральный закон от 10.01. 1996 г. № 5 «О внешней разведке» // Российская газета. 1996. 17 янв., № 9.

21. Федеральный закон от 02.10. 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 окт., № 223.

22. Трудовой кодекс РФ от 01.01.2002 г. // Российская газета. 2001 г. 31 дек., № 256.

23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек., № 256.

24. Закон РФ «О беженцах» // Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 425.

25. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

26. Закон РФ от 18.04. 1991 г. № 1026 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

27. Указ президента РФ от 9.03. 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта, № 50.

28. Указ президента РФ от 24.09.2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2007. 26 сент., № 213.

Научная и учебно-методическая литература

Вариант 1

1. Агапов А. Б. Административная ответственность: учебник для вузов / А. Б. Агапов. М.: Статут, 2000.

2. Административное право / под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.

3. Административное право / ред. Н. Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2005.

4. Административное право зарубежных стран. М.: Спарк, 1996.

5. Административное право: Общая часть: учеб. пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000 г.

6. Административное право России: конспект лекций в схемах / ред. Е. В. Платонова. М., 1998.

7. Административное право: учеб. пособие / под ред. Г. А. Туманова. М., Юрист, 1999.

8. Административное право / под ред. Л. Л. Попова. М., 2002.

9. Алехин А. П. Административное право РФ / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. М.: ЗЕРЦАЛО, 2003.

10. Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству / Д. Н. Бахрах, Э. Н. Ренов. М.: Норма, 2004.

11. Бахрах Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2005.

12. Габричидзе Б. Н. , Чернявский А. Г. Административное право / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. М.: ТК «Велби», 2006.

13. Игнатенко В. В. Административная ответственность участников выборов: учеб. пособие / В. В. Игнатенко. Иркутск: Изд-во Избиркома Иркутской обл., 2003.

14. Коренев А. П. Административное право России / А. П. Коренев. М., 1996. Ч. 1; 1997. Ч. 2.

15. Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ / под ред. П. П. Серкова. М.: Норма, 2006.

16. Россинский Б. В. Административная ответственность: курс лекций / Б. В. Россинский. М.: Норма, 2004.

17. Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право / В. Д. Сорокин. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2002.

18. Стахов А. И., Иванов В. П. Административная ответственность / А. И. Стахов, В. П. Иванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

19. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс / Ю. А. Тихомиров. М., 2004.

ВАРИАНТ 2

Описание книги одного автора:

Макагонова Н. В . Авторское право: учеб. пособие / Н. В. Макагонова; под ред. Э. П. Гаврилова. М.: Юрид. лит., 2000. 285 с.

Описание книги двух авторов:

Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-изд. оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 800 с.

Описание книги трех авторов:

Антонова С. Г. Редактирование: Общий курс: учебник / С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук; под ред. С. Г. Антоновой. М.: Изд-во МГУП, 1999. 255 с.

Описание книги четырех авторов:

Власть и право : учеб. пособие / И. Ю. Козлихин, А. В. Поляков, Н. Н. Петрова, Г. А. Шилов. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. 319 с.

Описание книги пяти и более авторов:

Корректура : учеб для изд.-полигр. техникумов / М. А. Баженова и др. М.: Книга, 1979. 319 с.

Описание книги под редакцией:

Редактирование отдельных видов литературы / под ред. H. М. Сикороского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книга, 1987.

Описание методических указаний:

Подготовка магистерской диссертации: метод. указания / сост. К. Н. Кузин. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2003. 44 с.

Описание составной части издания:

Казьмин В. Д. Жилищное право: в 3 ч. / В. Д. Казьмин. М.: ACT; Астрель, 2002. 403 с. Ч. 2: Приватизация жилья. 2002. 156 с.

Описание статьи из сборника, книги или другого разового издания:

Двинянинова Г. С . Глобализация и ее последствия / Г. С. Двинянинова // Исчезающий мир: сб. науч. тр. / Воронеж, межрегион. ин-т обществ, наук; Воронеж, гос. ун-т. Воронеж, 2001. С. 101—106.

Описание статьи из журнала:

Александров В. А., Величко М. Г. Потенциал правового регулирования судебных извещений / В. А. Александров, М. Г. Величко // Законодательство. 2007. № 5. С. 64—68.

Описание статьи из газеты:

Михайлов С. А . Езда по-европейски: Система платных дорог в России находится в начальной стадии развития / С. А. Михайлов // Независимая газета 2002. 17 июня.

Описание автоов диссертаций:

Петровский С. В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг: автореф. дис. ... канд. юр. наук / С. В. Петровский. М., 2002. 18 с.

Описание диссертации:

Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права: дис. ... д-ра. юр. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / С. Ю. Головина. Екатеринбург, 1998. 315 с. Библиогр.: С. 202—315. 04200201565.

Описание иностранных литературных источников:

Подчиняется тем же правилам, что и описание отечественных источников.

Например: Wyner A. The Wire-tap Channel // Bell Sistem Technical J. 1975. Vol. 54, N 3. P. 1355—1387.

Описание нормативных правовых актов

Все цитируемые в тексте нормативные правовые акты должны содержать ссылку на официальный источник опубликования, по возможности с полным указанием всех внесенных дополнений и изменений.

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 дек. 1997 г., 20 нояб. 1999 г., 21 марта, 25 апр. 2002 г., 8, 10 дек. 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 56; 1998. № 1. Ст. 4; 1999. № 47. Ст. 5622; 2002. № 12. Ст. 1093; № 18. Ст. 1721; 2003. № 50. Ст. 4858.

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 89-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3225.

Постановление Совета Министров СССР от 29 апр. 1990 г. № 422
«Об организации работы по правовому обеспечению экономической реформы» // СП СССР. 1990. Отдел первый. № 16. Ст. 68.

Постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 нояб. 1989 г. № 13.
«О квалификации некоторых видов преступных посягательств на личное имущество граждан» // Бюллетень Верховного суда СССР. 1990. № 1. С. 25.

Ссылки на Интернет-страницы

При оформлении ссылки на материалы, извлеченные из Интернета, нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта, и дату рецепции материала.

Коптев А. В. Античное гражданское общество // История Древнего Рима // http://www.rome.webzone.ru (2001. 24 февраля).

Посохов С. И., Ярмыш А. Н. Губернаторы и генерал-губернаторы // http://raix.kharko.ua/Russia/History/People/Governors/Article.html (2001. 20 марта).

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПОДСТРОЧНЫХ ПРИМЕЧАНИЙ

1. Монографии

При ссылке на книгу указываются фамилия и инициалы автора, название книги, город, где книга издана, год издания, страница.

1 Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997. С. 16.

2. Статьи из сборников

Для сборников статей и коллективных монографий (если фамилия автора не указана перед заглавием книги) указывается редактор (отв. редактор, редколл.).

1 Конституция , закон, подзаконный акт / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2006. С. 52.

2 Политическая борьба в России в период проведения социалистической революции: Межвуз. сб. науч. трудов / редколл.: В. И. Старцев, А. В. Смолин. Л., 1987.

3. Статьи из журналов и продолжающихся изданий

Выходные данные указывают в следующем порядке: фамилия, инициалы, название статьи, название источника, год, том, номер, страницы. Все сведения отделяются друг от друга точкой. Название статьи отделяют от источника двумя косыми чертами.

1 Тарасенко Ю. А . О природе внесения имущества в уставный капитал при учреждении акционерного общества // Правоведение. 2005. № 3. С. 21—29.

Для иностранных журналов и продолжающихся изданий все сведения, включая номер тома и страницы, даются на языке оригинала. Перевод на русский язык не допускается.

1 Lowenfeld A.-F . Introduction: Discovering Discovery, International Style // New York University Journal Law and Politics. 1984. V. 3. P. 957.

2 Heldrich J . Internationale Zustandigkeit und anwendbares Recht // Internationales Recht. 1964. Bd. 1, 2. S. 67.

3 Merciai P . Les enterprises multinationales en droit international. Bruxelles. 1993. P . 64.

4. Автоы диссертаций

1 Крылов И. Ф . Криминалистическая экспертиза в России и в СССР в ее историческом развитии: автореф. дис. … д-ра юр. наук. Л., 1966. С. 5.

2 Добрынина Л. Ю. Основные проблемы развития вексельного права в России на современном этапе: автореф. дис. … канд. юр. наук. Екатеринбург, 1997. С. 13.

5. Рецензии

При ссылке на рецензию сначала указывается фамилия автора рецензии, затем название рецензии (если оно имеется); название издания и выходные сведения источника, в котором она опубликована, номера страниц. После этого делается помета о том, что материал является рецензией на произведение, сообщается фамилия его автора, заглавие и выходные сведения.

1 Тальберг Г. Г. // Вопросы права. 1911. Кн. 7, № 3. С. 181. [Рец. на кн.] Новомбергский Н. Я. Слово и дело государевы. Т. 1. М., 2004.

При разработке рекомендаций использовались материалы РПА Минюста РФ, рекомендации ГОСТ и открытая информация сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  191  192  193   ..