Методические рекомендации
Вопросы проективной методики
Ваш ребенок делает самостоятельно
|
Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения
|
Слова и фразы, с помощью которых я
|
Поддерживаю ребенка
|
Ругаю его
|
Слова и фразы, которыми мои родители меня
|
Поощряют
|
Как часто
|
Ругают
|
Как часто
|
Как вас наказывали ваши родители?
|
Отметьте
|
Из приведенных способов наказания запишите те, которые используете вы в воспитании
|
Отметьте самые действенные из них
|
1.Ставили в угол
|
|
|
|
2.Прекращали общаться на длительный период времени.
|
|
|
|
3.Применяли телесные наказания.
|
|
|
|
4.Ограничивали свободу.
|
|
|
|
5.Лишали любимого занятия.
|
|
|
|
6.Читали бесконечные нотации.
|
|
|
|
7.Стыдили при друзьях и знакомых.
|
|
|
|
8.Оскорбляли и ругались.
|
|
|
|
9.Лишали любимых лакомств.
|
|
|
|
10.Ограничивали в покупках.
|
|
|
|
П. Выгоняли из
|
|
|
|
|
+3
|
+2
|
+1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
|
1. Преобладает бодрое жизнерадостное настроение.
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобладает подавленное, пессимистическое настроение.
|
2. Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.
|
|
|
|
|
|
|
|
Конфликтность в отношениях, агрессивность.
|
3. Между группами в классе взаимное расположение и взаимопонимание.
|
|
|
|
|
|
|
|
Малые группы конфликтуют между собой.
|
4. Членам коллектива нравится бывать вместе в свободное время.
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся выражают безразличие к совместной деятельности класса.
|
5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие.
|
|
|
|
|
|
|
|
Успехи и неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство.
|
6. Коллектив участливо и доброжелательно относятся к новым членам старается помочь им освоиться.
|
|
|
|
|
|
|
|
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляется враждебность.
|
7. Одноклассники оказывают помощь друг другу.
|
|
|
|
|
|
|
|
Никто и никогда не оказывает помощь товарищам.
|
Анкета для изучения психологического климата в классе
Люди ближайшего окружения
|
Категория отношений
|
Всего баллов
|
Советуюсь
|
Дорожу мнением
|
Уверен, защитит
|
Могу доверить
|
Уверен, поймет
|
Уверен, поможет
|
Хочу подражать
|
Мать
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бабушка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дедушка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Брат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сестра
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родственники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Друг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера вопросов
|
Сумма баллов
|
Шкалы
|
Д/з
|
1 4 7 10 13 16 19
|
|
В
|
5
|
2 5 8 11 14 17 20
|
|
Т
|
5
|
3 6 9 12 15 18 21
|
|
Н
|
6
|
Итого
|
|
С
|
14
|
Ф.И.О. (шифр)
|
Пол Возраст Образование Специальность
|
1 2 3 4 5 6 7
|
1. Сумма баллов по № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12_____________
|
Дата исследования: «____» ____________________200__г.
|
Сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7
|
Процентильный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66
|
Признаки
|
Учащиеся
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
…
|
n
|
Вербальные
|
«Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)
|
|
|
|
|
|
|
|
«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)
|
|
|
|
|
|
|
|
«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты)
|
|
|
|
|
|
|
|
Невер-
|
Мимика
|
Непроизвольное подергивание век
|
|
|
|
|
|
|
|
Расширенные глаза
|
|
|
|
|
|
|
|
Потупленный взгляд
|
|
|
|
|
|
|
|
Лицо без эмоций
|
|
|
|
|
|
|
|
Бледность лица
|
|
|
|
|
|
|
|
Покраснение лица
|
|
|
|
|
|
|
|
Испарина
|
|
|
|
|
|
|
|
Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»
|
|
|
|
|
|
|
|
Плотно сжатые губы
|
|
|
|
|
|
|
|
Поза
|
Втягивание головы в плечи
|
|
|
|
|
|
|
|
Наклон к парте
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскачивание на стуле
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсовывание рук под ноги
|
|
|
|
|
|
|
|
Привставание в момент поднимания руки
|
|
|
|
|
|
|
|
Небрежное поднимание руки
|
|
|
|
|
|
|
|
Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»)
|
|
|
|
|
|
|
|
Жесты
|
Закрывание лица руками
|
|
|
|
|
|
|
|
Подергивание рукой, ногой
|
|
|
|
|
|
|
|
Покусывание ручки, карандаша
|
|
|
|
|
|
|
|
Перекладывание предметов по парте
|
|
|
|
|
|
|
|
Заламывание пальцев, рук
|
|
|
|
|
|
|
|
Инто-
|
Прерывистый голос
|
|
|
|
|
|
|
|
Плаксивая интонация (вплоть до слез)
|
|
|
|
|
|
|
|
Тихий голос
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросительная интонация в утвердительных предложениях
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
Оценочные шкалы
|
Критерии оценки
|
Общая школьная тревожность
|
Штриховка, слишком сильный или слабый нажим.
Изображение очевидно неприятных ситуаций.
Многократные стирания.
|
Тревога в отношениях с учителями
|
Отсутствие фигуры учителя.
Акцентирование фигуры учителя (размер, цвет), тщательная прорисовка ее элементов.
Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с учителем.
Отделение собственного изображения от учителя линиями и другими «барьерами».
Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учителя.
|
Тревога в отношении с одноклассниками.
|
Отсутствие изображений одноклассников.
Отделение собственного изображения от одноклассников линиями и другими «барьерами».
Акцентирование изображения одноклассников, тщательная прорисовка ее элементов.
Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками.
Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении одноклассников.
|
Эмоциональный фон отношения к школе (негативный)
|
Негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка.
Дисгармоничная цветовая гамма.
Нарушение целостности изображения.
|
Самооценочная школьная тревожность
|
Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учеников.
Маленький размер фигур учеников (по сравнению с учителем).
Маленький размер собственного изображения (по сравнению с одноклассниками).
Изображение ситуаций «негативного оценивания».
|
Методика изучения ценностей (Е. Б. Фанталова).
Методика Е. Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах. Она может быть использована в случае проработки самых различных подростковых проблем: от школьной дезадаптации до личностного, семейного и в широком смысле слова социального самоопределения в будущем.
Образец бланка
Дорогой, друг!
Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Просим Вас быть искренними. Пред Вами список из 12-ти ценностей:
1.
Активная, деятельная жизнь
2.
Здоровье
3.
Интересная работа
4.
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
5.
Любовь
6.
Материально-обеспеченная жизнь
7.
Наличие хороших и верных друзей
8.
Уверенность в себе (отсутствие сомнений)
9.
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)
10.
Свобода как независимость в поступках и в действиях
11.
Счастливая семейная жизнь
12.
Творчество
Необходимо по 10-бальной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни.
Наиболее значимые следует оценивать – в 8-10 баллов; просто значимые – в 5-7 баллов; нейтральные – 3-4 балла; совсем не значимые – 1-2 балла.
содержание ..
185
186
187 ..
|
|
|