Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  185  186  187   ..

 

 

Рекомендации методические для классных руководителей по изучению семей учащихся. Правила общения классного руководителя с семьями учащихся

Рекомендации методические для классных руководителей по изучению семей учащихся. Правила общения классного руководителя с семьями учащихся

Методические рекомендации

Вопросы проективной методики

Ваш ребенок делает самостоятельно

Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения

Слова и фразы, с помощью которых я

Поддерживаю ребенка

Ругаю его

Слова и фразы, которыми мои родители меня

Поощряют

Как часто

Ругают

Как часто

Как вас наказывали ваши родители?

Отметьте

Из приведенных способов наказания запишите те, которые используете вы в воспитании

Отметьте самые действенные из них

1.Ставили в угол

2.Прекращали общаться на длительный период времени.

3.Применяли телесные наказания.

4.Ограничивали свободу.

5.Лишали любимого занятия.

6.Читали бесконечные нотации.

7.Стыдили при друзьях и знакомых.

8.Оскорбляли и ругались.

9.Лишали любимых лакомств.

10.Ограничивали в покупках.

П. Выгоняли из

Анкета для изучения психологического климата в классе

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

1. Преобладает бодрое жизнерадостное настроение.

Преобладает подавленное, пессимистическое настроение.

2. Доброжелатель­ность во взаимоотно­шениях, взаимные симпатии.

Конфликтность в от­ношениях, агрессив­ность.

3. Между группами в классе взаимное рас­положение и взаимо­понимание.

Малые группы кон­фликтуют между со­бой.

4. Членам коллектива нравится бывать вме­сте в свободное время.

Учащиеся выражают безразличие к совме­стной деятельности класса.

5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, ис­креннее участие.

Успехи и неудачи ос­тавляют равнодуш­ными остальных, а иногда вызывают за­висть и злорадство.

6. Коллектив участли­во и доброжелательно относятся к новым членам старается по­мочь им освоиться.

Новички чувствуют себя лишними, чу­жими, к ним часто проявляется враж­дебность.

7. Одноклассники ока­зывают помощь друг другу.

Никто и никогда не оказывает помощь товарищам.

Люди ближайшего окружения

Категория отношений

Всего баллов

Советуюсь

Дорожу мнением

Уверен, защитит

Могу доверить

Уверен, поймет

Уверен, поможет

Хочу подражать

Мать

Отец

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Родственники

Друг

Номера вопросов

Сумма баллов

Шкалы

Д/з

1 4 7 10 13 16 19

В

5

2 5 8 11 14 17 20

Т

5

3 6 9 12 15 18 21

Н

6

Итого

С

14

Ф.И.О. (шифр)

Пол Возраст Образование Специальность

1 2 3 4 5 6 7

1. Сумма баллов по № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12_____________

Дата исследования: «____» ____________________200__г.

Сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7

Процентильный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66

Признаки

Учащиеся

1

2

3

4

5

n

Вербальные

«Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)

«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)

«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты)

Невер-

Мимика

Непроизвольное подергивание век

Расширенные глаза

Потупленный взгляд

Лицо без эмоций

Бледность лица

Покраснение лица

Испарина

Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»

Плотно сжатые губы

Поза

Втягивание головы в плечи

Наклон к парте

Раскачивание на стуле

Подсовывание рук под ноги

Привставание в момент поднимания руки

Небрежное поднимание руки

Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»)

Жесты

Закрывание лица руками

Подергивание рукой, ногой

Покусывание ручки, карандаша

Перекладывание предметов по парте

Заламывание пальцев, рук

Инто-

Прерывистый голос

Плаксивая интонация (вплоть до слез)

Тихий голос

Вопросительная интонация в утвердительных предложениях

Итого:

Оценочные шкалы

Критерии оценки

Общая школьная тревожность

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим.

Изображение очевидно неприятных ситуаций.

Многократные стирания.

Тревога в отношениях с учителями

Отсутствие фигуры учителя.

Акцентирование фигуры учителя (размер, цвет), тщательная прорисовка ее элементов.

Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с учителем.

Отделение собственного изображения от учителя линиями и другими «барьерами».

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учителя.

Тревога в отношении с одноклассниками.

Отсутствие изображений одноклассников.

Отделение собственного изображения от одноклассников линиями и другими «барьерами».

Акцентирование изображения одноклассников, тщательная прорисовка ее элементов.

Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками.

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении одноклассников.

Эмоциональный фон отношения к школе (негативный)

Негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка.

Дисгармоничная цветовая гамма.

Нарушение целостности изображения.

Самооценочная школьная тревожность

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учеников.

Маленький размер фигур учеников (по сравнению с учителем).

Маленький размер собственного изображения (по сравнению с одноклассниками).

Изображение ситуаций «негативного оценивания».

Методика изучения ценностей (Е. Б. Фанталова).

Методика Е. Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах. Она может быть использована в случае проработки самых различных подростковых проблем: от школьной дезадаптации до личностного, семейного и в широком смысле слова социального самоопределения в будущем.

Образец бланка

Дорогой, друг!

Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Просим Вас быть искренними. Пред Вами список из 12-ти ценностей:

1. Активная, деятельная жизнь

2. Здоровье

3. Интересная работа

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

5. Любовь

6. Материально-обеспеченная жизнь

7. Наличие хороших и верных друзей

8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений)

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)

10. Свобода как независимость в поступках и в действиях

11. Счастливая семейная жизнь

12. Творчество

Необходимо по 10-бальной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни.

Наиболее значимые следует оценивать – в 8-10 баллов; просто значимые – в 5-7 баллов; нейтральные – 3-4 балла; совсем не значимые – 1-2 балла.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  185  186  187   ..