Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  182  183  184   ..

 

 

Рекомендации методические по выполнению выпускных квалификационных работ по специальности «Технология и предпринимательство»

Рекомендации методические по выполнению выпускных квалификационных работ по специальности «Технология и предпринимательство»

Елабужский государственный педагогический университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

по специальности «Технология и предпринимательство»

Елабуга

Издательство ЕГПУ

2010

Печатается по рекомендации Совета технолого-экономического факультета и решению редакционно-издательского совета ЕГПУ №40 от 21 января 2010 г.

Рецензенты: О.В. Рузанова, кандидат педагогических наук, доцент, директор

Елабужского филиала Института социальных и гуманитарных знаний;

B.C. Капустин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий

кафедрой технической механики и машиноведения Елабужского государственного педагогического университета

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Составители С.А. Седов, О.В. Шатунова. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. — 35 с.

В работе представлены требования ГОС к итоговой государственной аттестации выпускников специальности «Технология и предпринимательство», даны методические рекомендации для студентов технолого-экономического факультета по выполнению выпускной квалификационной работы, приведены примеры написания отдельных составляющих ВКР.

© С.А. Седов, составитель, 2010

© О.В. Шатунова, составитель, 2010

© Издательство ЕГПУ, 2010

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………………4

Выбор темы …………………………………………………………………………5

Составление индивидуального плана подготовки ВКР ……………6

Подбор материала по теме исследования ………………………………7

Основные требования к написанию ВКР ……………………………….9

Разработка тезисов доклада для защиты ………………………………23

Оформление компьютерной презентации доклада ………………..25

Защита ВКР ………………………………………………………………………..29

Приложение ………………………………………………………………………..34

Предисловие

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на заключительном этапе подготовки студентов по специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, студентом осуществляется выполнение выпускной квалификационной работы и ее защита в ходе государственной аттестации выпускников вузов РФ.

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) – это самостоятельное научное исследование студента, в котором содержатся результаты его научно-исследовательской работы, проектировочной и практической преобразовательной деятельности. ВКР характеризует эрудицию студента-выпускника в области специальной профессиональной подготовки, обнаруживает умение самостоятельно вести научный поиск и оформлять его результаты в законченную научную работу на завершающем этапе вузовской подготовки.

За все сведения, изложенные в выпускной работе, обоснованность (достоверность) выводов и защищаемых положений нравственную и юридическую ответственность несет непосредственно ее автор.

Практика написания студентами выпускных квалификационных работ показывает, что весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

1. Выбор темы.

2. Составление рабочего плана.

3. Подбор материала по теме исследования.

4. Изучение и анализ источников информации.

5. Написание работы; выполнение практической части ВКР.

6. Завершение работы и представление ее на выпускающую кафедру.

7. Разработка тезисов доклада для защиты.

8. Защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.

Выбор темы

Выбор темы производится из тематики, предложенной выпускающими кафедрами, рассмотренной и одобренной на заседании Ученого совета университета. Студенты технолого-экономического факультета могут писать ВКР по темам, предложенным следующими четырьмя кафедрами: педагогики, психологии, технической механики и машиноведения, теории и методики обучения технологии. Следует отметить, что независимо от того, какой кафедре студент отдал предпочтение при выборе темы, работа должна определенным образом раскрывать специфику специальности, получаемой студентом на технолого-экономическом факультете. Кроме того, студент может предложить свои темы, которые согласовываются с научным руководителем и заведующим кафедрой. Эти темы должны соответствовать получаемой специальности.

Темы выпускных работ выбираются таким образом, чтобы в процессе их выполнения студент мог использовать знания, полученные в процессе изучения профилирующих дисциплин, смог провести теоретические или экспериментальные исследования, выполнить графические работы (схемы, плакаты, слайды), разработать практическую часть (макет, изделие, объект дизайна и др.).

Для многих студентов выбор темы – дело несложное, так как результат такого выбора в большинстве случаев предопределен предшествующей учебной работой. Так, , выполненная качественно, может стать основой ВКР. Практически здесь существует два способа использования курсовой работы:

1) она становится одной из глав ВКР (чаще всего именно так она используется студентом);

Например: Тема курсовой работы: «Влияние технолого-экономического факультета ЕГПУ на качество технологической подготовки школьников в Республике Татарстан». Тема ВКР: «Использование интернет-портала для учителей технологии в расширении сферы влияния технолого-экономического факультета ЕГПУ на качество технологической подготовки школьников». В таком случае будет первой главой в ВКР. (Темы курсовой и ВКР 2010 г.)

2) ее структура с незначительными поправками проецируется на структуру ВКР, а содержание такой курсовой дополняется новыми материалами, обновляются, расширяются и редактируются, трансформируясь в главы выпускной квалификационной работы.

Согласовав выбранную тему с научным руководителем, студенту необходимо взять на выпускающей кафедре форму индивидуального плана подготовки ВКР.

Составление индивидуального плана подготовки ВКР

Индивидуальный план подготовки ВКР составляется студентом при обязательном участии научного руководителя.

Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана ВКР следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.

Рабочий план ВКР должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в которой может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой.

За принятые в работе решения, сделанные выводы, правильность всех вычислений и грамотность написания выпускной работы, в первую очередь, несет ответственность студент – автор работы.

Руководитель ВКР контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до её защиты. Встречи с руководителем следует планировать два-три раза в месяц, а в дальнейшем – еженедельно, т.е. по мере подготовки отдельных частей работы или возникновения существенных вопросов.

Руководитель рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы, другие источники по теме; проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации, контролирует процесс оформления работы; оказывает помощь в сборе дополнительной информации; читает и корректирует по мере готовности отдельные главы (разделы) работы, оценивает содержание выполненной работы как по частям, так и в целом, информирует деканат в случае несоблюдения студентом установленного графика; даёт согласие на представление работы к защите.

После завершения студентом ВКР руководитель даёт письменный отзыв, в котором характеризует текущую работу студента над выбранной темой и полученные результаты.

Подбор материала по теме исследования

Изучение литературы по выбранной теме студенту следует начинать с работ общего характера, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

· начинайте с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий и журнальных статей последних лет;

· при изучении литературы не стремитесь освоить всю информацию, в ней заключённую, а отбирайте только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного необходимо считать возможность его практического использования в ВКР;

· изучая литературные источники, тщательно следите за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;

· не расстраивайтесь, если часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью;

· старайтесь ориентироваться на современные данные по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для передачи мысли автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д.; отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса; цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы. Однако цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.

Основные требования к написанию ВКР

ВКР имеет трехчленную структуру и состоит из введения, основной части и заключения.

Введение обычно занимает в среднем до десяти процентов от всего объема работы. Во введении рекомендуется сделать следующее:

· обосновать актуальность темы исследования;

· сформулировать проблему ;

· определить границы исследования (объект, предмет );

· определить основную цель работы;

· предложить гипотезу исследования;

· определить задачи , решение которых связано с реализацией поставленной цели в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы;

· перечислить виды материалов, положенные в основу исследования (например, основные концепции, идеи, положения педагогики и психологии, монографии, диссертационные работы, научные публикации);

· указать использованные в работе методы исследования как общенаучные, так и конкретно-предметные;

· определить практическую (возможно и теоретическую) значимость полученных результатов;

· показать степень участия в получении результатов;

· указать варианты апробации результатов ВКР: участие в конференциях, семинарах; проведение педагогического эксперимента в школе и т.п.;

· указать опубликованные статьи, тезисы по теме исследований;

· кратко охарактеризовать структуру и объем выполненной работы.

Обоснование актуальности исследования заключается в показе:

1) задач, стоящих перед психолого-педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных социально-экономических условиях развития общества вообще и данного региона в частности;

2) что сделано учеными, педагогами, исследователями;

3) что осталось нераскрытым и что предстоит сделать.

Например:

Тема ВКР: Использование внутрипредметной интеграции содержания технологического образования в профессиональной подготовке учителей технологии и предпринимательства.

«Актуальность исследования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается необходимость соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, потребностям общества и государства, а также обеспечения современного качества образования. Однако, качество технологического образования школьников не в полной мере соответствует требованиям современного общества, о чем свидетельствуют опросы практиков и результаты исследований А.Г. Майбурова, А.В. Муева и др.

Значительный опыт решения задач качества образования накоплен в исследованиях, посвященных проблеме интеграции. Так, эффективность применения в технологическом образовании школьников интегративных форм и методов обучения выявлена в исследованиях М.В. Петровой и И.Ю. Кривдиной. В качестве перспективного направления повышения эффективности общего образования С.А. Седов и А.В. Леонтьев рассматривают внутрипредметную интеграцию содержания технологического образования школьников.

Вместе с тем, решение проблем качества технологического образования школьников не может не касаться содержания профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Прежде всего, переработке подлежит содержание дисциплины «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», в рамках которой рассматриваются частные вопросы преподавания технологии в школе» (ВКР Фатихова М.М., 2008 г.[1] ).

На этой основе формулируется противоречие. Противоречие – это наличие в рассуждении двух высказываний, из которых одно – отрицание другого…[2] .

Например: «выявлено противоречие между возможностью повышения качества образования школьников с помощью внутрипредметной интеграции содержания технологического образования и не разработанностью вопроса использования такой интеграции в профессиональной подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства» (ВКР Фатихова М.М., 2008 г.).

Характерные признаки противоречия:

- противоположные точки зрения, положения, аспекты чего-либо;

- несогласованность, несоответствие внутри единого объекта (либо практики, либо теории).

Используя выделенные признаки, можно определить противоречие как:

1) Несоответствие между желаемым состоянием «практики» (обучения, воспитания, управленческого процесса, отношений между субъектами, состоянием образовательного пространства и др.) и действительным реально существующим состоянием «практики» (…).

2) Несоответствие между желаемым состоянием развития «теории» (педагогического аспекта развития теоретических, технологических положений науки и пр.) и недостаточной разработанностью в «теории» этого вопроса.[3]

Например:

Противоречие внутри практики

Тема ВКР: Использование компьютерной графики как средства формирования технологической культуры школьников.

Противоречие «между необходимостью повысить эффективность формирования технологической культуры школьника (это цель технологического образования) и неучтенным в образовательной практике потенциалом компьютерной графики» (ВКР Ялюхова Д.О., 2009 г.).

Противоречие внутри теории

Тема ВКР: Использование модели творческого интеллектуального процесса в преподавании общетехнических дисциплин.

Противоречие «между необходимостью совершенствования теории и методики преподавания общетехнических дисциплин и недостаточной изученностью потенциала модели творческого интеллектуального процесса в этом направлении» (ВКР Бикмухаметова М.М., 2008 г.).

Следующий логический шаг исследования – формулировка проблемы . Проблема формулируется на основании выявленного противоречия.

Продолжим начатые примеры:

Проблема: «недостаточная проработанность вопроса использования компьютерной графики для формирования технологической культуры школьников». (ВКР Ялюхова Д.О., 2009 г.).

Проблема: «недостаточная проработанность вопросов применения модели творческого интеллектуального процесса в преподавании общетехнических дисциплин» (ВКР Бикмухаметова М.М., 2008 г.).

Проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знания, что является следствием открытия новых фактов или связей, обнаружений логических изъянов существующих теорий или появления таких новых запросов общественной практики и т.д., которые с необходимостью требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новому знанию.[4]

Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»[5]

Чаще всего проблема исследования формулируется в виде вопроса.

Например:

Тема ВКР: Подготовка учителей технологии и предпринимательства на основе интеграции содержания образования.

Проблема исследования: «каковы условия интеграции содержания образования в профессиональной подготовке учителя технологии и предпринимательства» (ВКР Закирова Р.Ф., 2009г.).

Другой пример:

Тема ВКР: Профессиональные компетенции бакалавра технологического образования.

Проблема исследования заключается в вопросе: «каковы компетенции бакалавра технологического образования» (ВКР Трофимовой В.А., 2009 г.).

Отметим, что слово «проблема» должно упоминаться в тексте работы только в одном смысле – «проблема исследования», заявленная во введении.

Вслед за проблемой исследования определяются объект и предмет.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Это та часть практики, с которой исследователь имеет дело. Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса: теории и методики организации его содержания и принципов, изучения традиционных и создания новых форм, методов, приемов и средств деятельности учителей и школьников, преподавателей и студентов, воспитателей и воспитанников. Здесь основной вопрос: «Что исследуется?».

Например:

Тема ВКР: «Формирование информационно-технологических умений как средство повышения качества знаний учащихся».

Объект исследования: процесс изучения школьниками раздела «Информационные технологии» в образовательной области «Технология».

Другой пример:

Тема ВКР: Разработка системы занятий по теме «Средства обучения на уроках технологии» в курсе «Теория и методика обучения технологии».

Объект: «изучение студентами курса «Теория и методика обучения технологии» (ВКР Галиевой И.Ф., 2009 г.).

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Предмет, таким образом, отвечает на вопрос: «как рассматривается объект: какие свойства, отношения, функции выделяются в объекте; какая реальность, какая часть объекта будет раскрываться в данном исследовании?».


Рисунок 1 – Взаимосвязь объекта и предмета исследования

Формулируя объект и предмет исследования, можно рассматривать их как ориентиры для названия первой и второй главы соответственно.

Например:

Тема ВКР: Интеграция уроков технологии, черчения и изобразительного искусства.

Объект исследования: обучение учащихся образовательной области «Технология» в основной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: интеграция учебного материала по технологии, черчению и изобразительному искусству.

Глава 1 Учебный курс «Технология» и его связь с другими предметами.

Глава 2 Способы интеграции уроков технологии, черчения и изобразительного искусства (ВКР Шишкиной О.Г., 2009 г.).

Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Например:

Тема ВКР: «Комплексная методика обучения школьников основам исследовательской деятельности».

Предмет: проектирование и реализация комплексной методики обучения школьников основам исследовательской деятельности.

Другой пример:

Тема ВКР: Разработка и методическое обеспечение элективного курса «Основы предпринимательства» для школьников.

Предмет: «вопросы разработки и методического обеспечения элективного курса «Основы предпринимательства» для школьников» (ВКР Сонухина К.А., 2009 г.).

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент выпускной квалификационной работы – ее цель. Логически цель исследования вытекает из предмета. Также как и предмет, цель созвучна теме исследования. Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Цель исследования отвечает на вопрос: «Что автор хочет создать и апробировать?».

Например:

Тема ВКР: Использование программных средств графики и дизайна в профессиональной подготовке учителе технологии предпринимательства.

Предмет: использование программных средств графики и дизайна в подготовке учителей технологии и предпринимательства.

Цель: разработать концепцию использования программных средств графики и дизайна в профессиональной подготовке учителей технологии и предпринимательства» (ВКР Абдрашитовой М.Ф., 2009 г.).

В выпускных квалификационных работах по специальности «Технология и предпринимательство» цели могут быть сформулированы следующим образом:

· разработать педагогические (научно-методические, организационно-педагогические, социально-педагогические) основы развития у кого-либо чего-либо;

· разработать и апробировать …;

· выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (дидактические, методические) условия развития (формирования, воспитания) у кого-либо чего-либо;

· обосновать содержание, формы и методы обучения кого-либо чему-либо;

· разработать методику формирования чего-либо или методики применения системы средств наглядности в чем-либо и т.д.

Несмотря на разную формулировку целей в конкретных работах четко просматривается их общепедагогическая целенаправленность: студент должен на заключительном этапе вузовской подготовки углубить знания по специальности, продемонстрировать умение анализировать исследуемый материал, связывать теорию с практикой и делать самостоятельные выводы.

Цель исследования ориентирует студента на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном.

Следующий важный момент – построение гипотезы. Гипотеза вообще – это научное предположение, допущение, истинное значение которого не определено. Истинность такого предположения не очевидна.

Например:

Тема ВКР: Совершенствование экономической подготовки старшеклассников на основе использования элементов информационной культуры.

Гипотеза: «Процесс совершенствования экономической подготовки старшеклассников на основе использования элементов информационной культуры будет проходить успешно, если созданы условия:

- выявлены психолого-педагогические, социальные и дидактические связи экономической подготовки школьников и элементов информационной культуры;

- содержание, формы и методы экономической подготовки ориентированы на использование элементов информационной культуры для повышения интенсивности обучения и мотивации школьников на овладение экономическими знаниями, умениями и участие в целенаправленной экономической деятельности;

- созданы информационные среды учащегося и педагога, способствующие совершенствованию экономической подготовки старшеклассников.

Другой пример:

Тема ВКР: Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Автомобиль».

Гипотеза: «методическое обеспечение использования программы «Автомеханик» в преподавании дисциплины «Автомобиль» учащимся будет эффективно, если разработка такого обеспечения будет учитывать:

- эволюцию информационных технологий в системе образования;

- особенности использования новых информационных технологий в профессиональном образовании» (ВКР Саитова А.М., 2008 г.).

Гипотеза требует экспериментальной, а иногда и теоретической проверки, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза. Поэтому, если в выпускной квалификационной работе студент не имеет возможности привести результаты экспериментальной работы (из-за отсутствия экспериментальных данных, из-за нехватки времени на проведение полноценного эксперимента и пр.), то гипотезу в исследовании выдвигать не рекомендуется.

Анализ выпускных квалификационных работ, выполненных в разные годы на технолого-экономическом факультете ЕГПУ показывает, что здесь встречаются две трудности, две крайности. В одном случае предположение, выдвинутое в гипотезе, так очевидно вытекает из общеизвестных закономерностей, теорий, известных технологий, что является просто банальным. Иначе говоря, нечего и проверять, нет предмета исследования, а поэтому и не может быть никакого эксперимента. Например, гипотеза: «современные информационные технологии повышают познавательную активность школьников на уроках технологии». Это давно известно и очевидно. В другом случае гипотеза выражена так странно и нелогично, загадочно, что невозможно даже предположить, исходя из чего ожидается, например, высокая эффективность предложенной новой методики. В этом случае гипотеза неверна, неграмотна, либо мы имеем дело с новым научным открытием, что является большой редкостью в студенческих работах.

Если студент строит гипотезу, то нужно учесть то, что она в процессе исследования может неоднократно уточняться, дополняться или изменяться.

Формулируя гипотезу, студент должен построить предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Справедливо суждение, что гипотеза определяет задачи исследования.

Воспользуемся предыдущим примером:

Тема ВКР: Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Автомобиль».

Цель: разработать эффективное методическое обеспечение использования программы «Автомеханик» в освоении дисциплины «Автомобиль».

Гипотеза: «методическое обеспечение использования программы «Автомеханик» в преподавании дисциплины «Автомобиль» учащимся будет эффективно, если разработка такого обеспечения будет учитывать:

- эволюцию информационных технологий в системе образования;

- особенности использования новых информационных технологий в профессиональном образовании».

Задачи:

1 Изучить эволюцию информационных технологий в системе образования.

2 Раскрыть особенности использования новых информационных технологий через призму профессионального образования.

3 Разработать и экспериментально проверить эффективность методики использования программы «Автомеханик» в курсе «Автомобиль» (ВКР Саитова А.М., 2008 г.).

Таким образом, сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Задачи исследования – это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление; построение классификаций; разработка методик и их реализация и т.д.), решается конкретная исследовательская проблема.

Например:

Тема ВКР: Методика формирования элементов информационной культуры студентов младших курсов педвузов.

Задачи:

1 Проанализировать состав понятийно-терминологического обеспечения проблемы исследования; раскрыть сущность и содержание понятия «информационная культура», выявить структуру рассматриваемого феномена, изучить действие его структурных компонентов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.

2 Провести психолого-педагогический анализ современного состояния и направлений информатизации общества, на основе которого определить концептуальные подходы к проектированию системы формирования информационной культуры студентов.

3 Разработать систему формирования информационной культуры и технологию ее реализации.

4 Экспериментально определить уровень отдельных элементов информационной культуры студентов технолого-экономического факультета педагогического вуза.

Важно в работе не допускать «повторов». Вот типичный пример: цель исследования – разработать систему уроков… и одна из задач в работе сформулирована также – разработать систему уроков…

Вместе с тем, возможна такая постановка:

цель – разработать и апробировать наглядное средство…;

задачи: 1) изучить/проанализировать/определить… 2) разработать наглядное средство… 3) апробировать наглядное средство…

Далее указывается, на каком именно материале выполнена работа. Здесь дается характеристика основных источников получения информации, а также указываются методологические основы проведенного исследования, к которым относятся те концепции, идеи, положения педагогики, психологии и других наук, которые студент использовал для написания работы, для обоснования своих выводов. В.И. Загвязинский дает следующее определение методологии педагогики: «это учение о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании. Она включает:

1 Учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике.

2 Исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл.

3 Учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

В выпускной квалификационной работе это формулируется, например, так: «исследование опиралось на концепцию проблемно-развивающего обучения (И.Я. Лернер и др.), а также теорию ориентировочной основы деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теоретические основы взаимосвязи общего и профессионального образования (И.Я. Курамшин, А.А. Пинский) и др.».

Описывая методологические основы исследования, следует сначала указывать наиболее фундаментальные работы, далее – более частные, в последнюю очередь – работы из других наук (философии, социологии и др.).

Существенную роль в построении выпускной квалификационной работы играют применяемые методы исследования. Они разделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим методам относятся: анализ и синтез абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование и др.

Эмпирические методы исследования можно подразделить на две группы: 1) рабочие, частные методы: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование; 2) комплексные, общие методы: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент. Если работа пишется по психологии, то кроме перечисленных используются специальные психологические методы.

Не следует указывать методы исследования в работе номинально. Например, если студент пишет, что использовал метод тестирования, то к работе должны прилагаться тестовые задания, характеристика выборки, аналитическая сводка и др. Если студент указывает метод моделирования, необходимо представить модель.

Выпускная квалификационная работа должна иметь практическую значимость , которая показывает, какое значение имеют результаты исследования для практики, какие конкретно недостатки практики можно исправить с их помощью. Как правило, практическая значимость исследования заключается в использовании результатов работы в учебном процессе, в подготовке каких-либо материалов и т.д. Практическая значимость отвечает на вопрос: «Где и кем используются полученные в работе результаты?».

Например:

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических указаний по составлению планов-конспектов уроков по технологии, которые можно использовать учителям в профессиональной деятельности.

Другой пример:

Тема ВКР: Методическое обеспечение процесса обучения водителей автотранспортных средств.

Практическая значимость: результаты исследования используются при подготовке водителей в автошколах на базе МОУ СОШ №8, ООО УПП «Диаз» (ВКР Гайнуллина И.Р., 2008 г.).

Значительный интерес представляют работы, результаты которой уже внедрены. Формулировки типа «могут быть» наводят читателя на мысль, что «могут быть, а могут и не быть». Без внедрения результатов в образовательную практику или опытно-экспериментальной работы желательно получить у представителей общеобразовательной или профессиональной школы письменные заверения в их готовности принять ВКР автора на вооружение.

В некоторых выпускных квалификационных работах определяется теоретическая значимость исследования , которая указывает на теоретическое значение результатов исследования. Здесь отмечаются основные положения работы, носящие теоретический характер и имеющие определенное значение для науки.

Апробация результатов исследования выражается в установлении истинности, компетентной оценке и конструктивной критике оснований, методики и результатов исследования. Официальная апробация может проходить в форме докладов, обсуждений, дискуссий. В роли судей, критиков и оппонентов могут выступать компетентные учителя, преподаватели и практики, научные и педагогические коллективы и аудитории. Неофициальная апробация может проходить в форме бесед и споров со специалистами и коллегами. Приведем пример составления данного раздела ВКР:

Ход и основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практической конференции студентов ЕГПУ 20 апреля 2009 г. Разработанный учебный план элективного курса «Прессованная флористика» был одобрен учителем технологии СОШ №10 г. Елабуги Е.А. Болонкиной (ВКР Савиной Е.Г., 2009 г.).

Завершает введение описание структуры работы (количество глав, страниц, рисунков, таблиц, приложений).

Например:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем – 51 страница, в том числе, 6 таблиц, 5 рисунков, 7 приложений. Список использованных источников содержит 45 наименований.

Основная часть имеет, как правило, два-три раздела, каждый из которых делится на подразделы, в зависимости от темы исследования, его целей и задач. Таких подразделов должно быть в каждом разделе не менее двух.

Первый раздел обычно носит теоретико-методологический характер. Студенту необходимо продемонстрировать знание рассматриваемых теоретических и методологических положений, исторический аспект проблемы и уровень ее разработанности в исследуемых научных областях.

Назначение и содержание второго раздела может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом. Если вся работа является теоретико-аналитической (например, «Педагогическое наследие А.С. Макаренко»), то второй раздел, как и первый, служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне, в таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов.

Если работа имеет опытно-экспериментальный характер, то содержание второго раздела представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подводятся общие итоги и анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации.

В работах методического характера во втором разделе нужно обосновать необходимость разработки каких-либо учебно-методических материалов, показать особенности их составления, представить технологию изготовления каких-либо наглядных пособий, методику составления тестовых заданий и т.д.

Каждый раздел (глава) должен заканчиваться выводами.

В заключении , которое занимает обычно от пяти до десяти процентов всего объема работы, даются краткие выводы по проведенному исследованию, предложения по проделанной работе; обозначаются перспективы решения проблемы и дальнейших исследований в данной сфере.

Именно здесь в завершенной и логической форме должны быть представлены итоговые результаты труда. Заключение – это не просто перечисление выводов по главам, а своего рода синтез отдельных результатов по теме и совокупный итог работы в целом.

Таким образом, текст заключения целесообразно выстраивать как перечень результатов, полученных в ходе решения задач исследования. Главный итог работы должен быть четко сформулирован и отражать авторский вклад в исследование темы. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практическое значение, это также нужно оговорить в заключении. Из текста Заключения должен вытекать общий вывод о том, что задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута. Завершается заключение оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

Приведем условный пример:

Задачи:

1 Изучить…

2 Разработать…

3 Апробировать…

Глава 1

1.1

1.2

Выводы по первой главе:

- по параграфу 1.1;

- по параграфу 1.2.

Глава 2

2.1

2.2

Выводы по второй главе:

- по параграфу 2.1;

- по параграфу 2.2.

Глава 3

3.1

3.2

Выводы по третьей главе:

- по параграфу 3.1;

- по параграфу 3.2.


Заключение:

- по первой задаче (выводы должны обобщать результаты первой главы);

- по второй задаче (выводы должны обобщать результаты второй главы);

- по третьей задаче (выводы должны обобщать результаты третьей главы);

- перспективы исследования.

Разработка тезисов доклада для защиты

На защите выпускной квалификационной работы студент должен выступить с докладом. Выступлению придается особое значение, так как здесь студент показывает свое умение кратко, ясно и четко излагать свои мысли.

Это выступление должно быть подготовлено в письменном виде. Его объем не должен превышать 3-3,5 печатных страницы; произносить его дипломник должен не более 10 минут. Суметь «уместить» всю работу в эти временные рамки можно лишь очень серьезно подойдя к написанию своего выступления.

Увеличить информативность выступления при жестком временном ограничении позволяет компьютерная презентация и другие наглядные материалы. Их применение поможет лучше донести до комиссии наиболее важную информацию.

Доклад призван раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы. Так как у большинства членов ГАК нет возможности подробно ознакомиться с выпускной квалификационной работой, то выступление помогает им получить представление о профессиональном уровне подготовки выпускника, о сути работы, ее главных достоинствах и сформулировать соответствующие вопросы. Выступление на защите дает возможность студенту показать свой интеллектуальный уровень и уровень своей профессиональной подготовки, то есть представить себя и свою работу с наиболее выигрышной стороны. Доклад и наглядные материалы позволяют защищающемуся студенту сфокусировать внимание комиссии на ограниченном круге проблем и, тем самым, избежать постановки членами комиссии «неудобных» для себя вопросов.

По ходу доклада дипломник может использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (карты, таблицы, схемы) или иной материал, иллюстрирующий основные положения работы.

В структурном отношении доклад можно разделить на три логически взаимосвязанные части.

Первая часть доклада кратко характеризует актуальность темы, цель, поставленные задачи.

Вторая, самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую главу выпускной квалификационной работы. При этом особое внимание обращается на итоговые результаты. Отмечаются также критические сопоставления и оценки. Эту часть доклада можно построить как на основе характеристики глав, так и на идее главной цели работы и способов ее реализации.

Заключительная часть строится по тексту заключения исследования. Здесь целесообразно перечислить общие выводы его текста (не повторяя более частные обобщения) и собрать воедино основные рекомендации. Результаты перечисляются по пунктам путем указания на наиболее важные решения поставленной в работе проблемы.

Рекомендуется далее указать практическую значимость работы.

Если у студента имеются публикации по теме исследований, об этом следует сказать.

Оформление компьютерной презентации доклада

Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед обычной, бумажно-плакатной. Она позволяет на современном уровне представить выполненные исследования, эстетично и эффектно показать выигрышные разделы ВКР, использовать ее студенту-выпускнику как легальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет члену Государственной аттестационной комиссии одновременно изучать квалификационную (дипломную) работу и контролировать выступление докладчика.

Презентацию ВКР проще всего составить и оформить в программе Power Point. Структура, содержание и дизайн компьютерной презентации - личное творчество автора. Однако опыт показывает, что наиболее успешными являются презентации, составленные с соблюдением следующих рекомендаций.

Презентация составляется после тщательного обдумывания и написания текста доклада на защиту: сюжеты презентации иллюстрируют основные положения доклада.

Следует помнить, что при использовании в презентации табличных и иллюстративных материалов ссылки на авторов обязательны.

Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).

Главными сюжетами слайдов презентации должны стать:

Титульный слайд, на фоне которой студент произносит вводные фразы доклада и которая дает представление о теме работы, авторе. Фоном здесь не обязательно должен быть цвет, намного информативнее выглядит изображение, заставляющее зрителя сразу окунуться в суть исследования. Это заранее настраивает на тему и вызывает интерес слушателей.

Цель работы должна быть написана на экране крупным шрифтом. Здесь же, если позволяет место, можно написать и задачи. Задачи могут быть представлены и на следующем слайде.

Структура работы – важный сюжет, который может быть представлен по-разному. Проще всего дать названия всех глав. Можно также представить структуру в виде графических блоков со стрелками или иным образом интерпретировать содержание работы.

Характеристика объекта исследования, суть решаемой проблемы может быть представлена в виде схем, диаграмм, графиков, фотографий, фрагментов фильмов. На эту тему может быть несколько сюжетов и слайдов.

Результаты исследования можно продемонстрировать разными способами. Главное здесь представить материалы, которые характеризуют авторский вклад в исследуемую тему. Как правило, это самая значимая часть презентации студента.

Возможности применения результатов работы в практике . Это могут быть учебно-методические материалы, наглядные пособия, натурные объекты и т.д. Эта часть работы должна быть достойно представлена в презентации, особенно, при наличии педагогического эксперимента.

Главные выводы целесообразно поместить на отдельном слайде. При этом следует избегать перечисления того, что было сделано – главной ошибки многих студентов – а лаконично изложить суть практической, а, возможно, и теоретической значимости полученных результатов.

В конце презентации желательно поместить титульный слайд, что позволит вести дискуссию не на фоне пустого экрана, а, находясь еще под впечатлением услышанного, оставаться «в теме».

Рекомендуется не использовать в презентации ВКР больших фрагментов текста, особенно выполненного мелким, не доступным для чтения на расстоянии, шрифтом. Речь при этом не идет о легенде карт и графиков. Текст произносит сам докладчик, а перегруженность слайдов текстовыми блоками создает неблагоприятное впечатление. Можно принять к сведению следующее пожелание: не более 6 строк на слайде; не более 6 слов в строке. Проверьте заблаговременно, чтобы текст читался. Без возможности предварительного просмотра через видеопроектор воспользуйтесь советом: включите показ слайдов, отойдите от компьютера на расстояние 6 диагоналей монитора и посмотрите на текст в презентации.

Количество слайдов рекомендуется делать равным количеству минут, которые автор ВКР планирует выступать с докладом. Установлено, что средний темп восприятия одного слайда составляет чуть менее одной минуты. Поэтому составлять большую презентацию означает одно из двух: либо автору так и не удастся показать все подготовленные слайды, либо обзор будет не полным. И в том, и в другом случае комиссия, следуя регламенту, не сможет по достоинству оценить работу.

Если презентация представляет собой часть работы, можно порекомендовать сделать предварительно выборку, включив в доклад обзор лишь нескольких слайдов из презентации.

Как показал опыт, опасно излишне увлекаться мультимедийными эффектами. Часто сам докладчик в условиях экзаменационного стресса пугается прыгающих на экране элементов сюжета и теряет нить своего выступления.

Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения вами материала исследования.

Защита выпускной квалификационной работы

Защита ВКР работы проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). На заседании при защите выпускных квалификационных работ кроме членов ГАК присутствуют руководители дипломных работ, консультанты, преподаватели кафедры, представители общеобразовательных учреждений, студенты, просто желающие.

Списки студентов, допущенных к защите, и все ВКР, получившие разрешение заведующего кафедрой на защиту, предоставляются в ГАК.

За 10 дней до начала защиты ВКР в ГАК представляются следующие документы:

· экземпляр выпускной квалификационной работы;

· выпускная работа на электронном носителе;

· отзыв научного руководителя;

· отзыв рецензента.

По желанию студента-дипломника в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной квалификационной (дипломной) работы, например, документы (отзывы, справки), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической значимости квалификационной работы.

Критерии оценки выпускной квалификационной работы

Основными критериями для вынесения балльной оценки выпускной квалификационной работе являются:

· актуальность и новизна темы, сложность её разработки;

· полнота использования отечественной и иностранной специальной литературы и других источников по рассматриваемым вопросам;

· творческий характер анализа и обобщения фактических данных на основе современных методов и научных достижений;

· научное и практическое значение предложений, выводов, рекомендаций, методических разработок автора, степень их обоснованности и возможность реального внедрения в работу образовательных учреждений;

· лаконичное, чёткое и грамотное изложение материала, оформление работы в соответствии с методическими указаниями;

· умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам дипломной работы, глубина и правильность ответов на замечания рецензентов и вопросы членов ГАК.

Оценка «отлично» выставляется за ВКР, которые носят исследовательский характер, выполнены на высоком научно-теоретическом, методологическом уровне, темы которых научно обоснованы и отличаются актуальностью и новизной; основные положения работы сформулированы убедительно и аргументировано, раскрыты всесторонне, глубоко и являются результатом самостоятельной деятельности дипломника; экспериментальная часть исследования выполнена корректно, использованные методики и результаты их применения достоверны; предложения и рекомендации исследования имеют четко выраженную профессиональную практическую направленность; оформление, язык, стиль работы выполнены в строгом соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Структура работы, оцененной «отлично», стройна, логична, соответствует содержанию. В Заключении содержатся чёткие, всесторонне обоснованные выводы, которые вносят вклад в развитие поставленной проблемы, намечают перспективу для дальнейшей разработки. Работа написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат и оформление соответствуют действующим государственным стандартам. Иллюстративный материал является авторским, подготовлен на основе собственных исследований с использованием современных технологий.

При отличной оценке дипломной работы учитывается краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения работы, а также чёткие и аргументированные ответы на вопросы, заданные членами ГАК.

ВКР работа оценивается «хорошо», если выполнена на достаточно высоком научно-теоретическом уровне, задачи исследования достигнуты, но анализ литературных источников неполный; дипломник недостаточно глубоко раскрыл и обосновал основные положения работы; выводы недостаточно аргументированы; в структуре и содержании ВКР есть отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера. На работу получены в целом положительные отзывы, доклад на защите был содержательным и четким, ответы на вопросы были по существу и убедительны.

«Удовлетворительно» выставляется за ВКР, если цели и задачи исследования достигнуты не полностью; тема в целом актуальна, но характер и структура ее разработки не в полной мере соответствуют требованиям кафедры и содержанию исследования; анализ литературных источников подменен библиографическим обзором; документальная основа работы представлена недостаточно, выводы не конкретны, рекомендации и предложения слабо аргументированы, в литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности, с ошибками дан справочный аппарат; доклад во время защиты был относительно содержательным, ответы на вопросы удовлетворительными, дипломник проявил неуверенность во время дискуссии.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в следующих случаях:

ВКР ни по содержанию, ни по оформлению не отвечает требованиям кафедры, направлению кафедральных исследований; автор не сумел раскрыть, убедительно доказать и четко сформулировать основные положения исследования; цели и задачи работы не достигнуты, в содержании допущены серьезные ошибки; ВКР представляет собой ивную работу и не является результатом самостоятельной исследовательской деятельности (плагиат); использованные в работе литературные источники малочисленны и однообразны, допущены серьезные погрешности в оформлении, языке, стиле; рецензии на дипломную работу отрицательные, автор не допущен к защите; при удовлетворительно подготовленной работе студент на защите не сумел показать достаточно знаний для получения положительной оценки.

На защите каждый из вышеназванных критериев может послужить основанием для выставления оценки «неудовлетворительно».

Студенту, не защитившему дипломную работу в установленный срок по уважительной причине , подтвержденной документально, может быть решением ректора по представлению декана продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на один год. Для этого студент должен сдать в деканат факультета личное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительность причины.

Приложение А

Укрупненное представление взаимосвязей между компонентами ВКР

Тема ВКР


Противоречие

ß

Проблема исследования (может быть выражена через ответ на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»)

Объект исследования (может быть выражен через ответ на вопрос: «Что исследуется?»)

Предмет исследования (может быть выражен через ответ на вопрос: «Как рассматривается объект: какие свойства, отношения, функции выделяются в объекте; какая реальность, какая часть объекта будет раскрываться в данном исследовании?»)


Цель исследования (может быть выражен через ответ на вопрос: «Что автор хочет создать и апробировать?»)


Гипотеза исследования (не обязательно)

Задачи исследования

Теоретико-методологическая основа исследования

Методы исследования: - теоретические: …; - эмпирические: …

База исследования (не обязательно)

Практическая значимость исследования (может быть выражена через ответ на вопрос: «Где и кем используется…?»)

Достоверность и обоснованность результатов исследования (не обязательно)

(сформулировать пункт можно следующим образом: достоверность и … обеспечены опорой на комплексное изучение научной литературы по проблеме исследования; обоснованностью методологии исследования, использованием комплекса научных методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки; применением диагностических методов; количественным и качественным анализом результатов эксперимента; разнообразием источников информации и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе)

Апробация и внедрение результатов исследования (не обязательно)

Структура работы (2,3 главы по 2-4 параграфа каждая)

Заключение пишется по задачам исследования


[1] Здесь и далее приводятся тексты ВКР, защищенных на технолого-экономическом факультете ЕГПУ.

[2] Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. – 576 с. – С. 371.

[3] Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки (пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей экспериментаторов). – М., 2001. – 64 с. – С. 13-14

[4] Мочалов И.И. Научная проблема и ее роль в познании // Вопросы философии. – 1964. - №11. – С. 28.

[5]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  182  183  184   ..