Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  177  178  179   ..

 

 

Рекомендации методические по организации самостоятельной работы

Рекомендации методические по организации самостоятельной работы

Министерство образования и науки РФ

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

(для студентов I курса заочной формы обучения)

Специальность 080502.65

Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

Тверь-2010

Составитель – Т.И.Никитина заведующая отделом по работе со студентами заочной формы обучения

Обсуждено и одобрено на заседании Научно-методического совета протокол №1 от 8.09.2010 г.

Оглавление

№ п/п

Разделы

Страницы

I.

График сдачи отчетности

5

II.

Материалы для выполнения контрольных работ

2.1

Общие положения

Порядок выполнения работы

7

Образец оформления титульного листа контрольной работы

18

2.2

Задания для контрольных работ

Отечественная история

19

Русский язык и культура речи

43

Культурология

49

Социология

55

Психология и педагогика

58

История мировой культуры

64

Иностранный язык (английский)

67

Иностранный язык (немецкий)

72

Математика

80

Информатика

80

Концепции современного естествознания

80

Экономическая теория

82

Страноведение

86

III.

Вопросы для подготовки к экзаменам (зачетам)

3.1

Вопросы к зачетам

Русский язык и культура речи

88

Культурология

106

История мировой культуры

107

Иностранный язык (английский)

109

Иностранный язык (немецкий

110

Математика

110

Информатика

111

Концепции современного естествознания

113

Психология и педагогика

115

3.2

Вопросы к экзаменам

Отечественная история

116

Социология

117

Экономическая теория

117

Концепции современного естествознания

119

Страноведение

121

I. ГРАФИК СДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ

080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта»

Наименование

дисциплины

Кол-во контрольных

работ

Форма контроля

Ф.И.О.

преподавателя

Иностранный язык

1

экзамен

Шарапова Т.В.,

Бушев А.Б.

Отечественная история

1

экзамен

Усенко О.Г.

Русский язык и культура речи

1

зачет

Никитина О.Э.

Культурология

1

зачет

Никитина О.Э.

Социология

1

экзамен

Балашова В.Н.

Математика

2

зачет

Новик В.А.

Информатика

1

зачет

Фролов М.А.,

Екимов В.П.

КСЕ

1

зачет

Кручинина Л.М.

История мировой культуры

1

зачет

Никитина О.Э.

Психология и педагогика

1

зачет

Баранова Н.А.

Экономическая теория

1

экзамен

Героева Н.Л.

080502 «Экономика и управление на предприятии городского хозяйства»

Наименование

дисциплины

Кол-во контрольных работ

Форма контроля

Ф.И.О. преподавателя

Иностранный язык

1

зачет

Шарапова Т.В.,

Панфилова В.М.

Отечественная история

1

экзамен

Усенко О.Г.

Русский язык и культура речи

1

зачет

Никитина О.Э.

Культурология

1

зачет

Никитина О.Э.

Социология

1

экзамен

Балашова В.Н.

Математика

2

зачет

Новик В.А.

Информатика

1

зачет

Фролов М.А.,

Екимов В.П.

КСЕ

1

экзамен

Кручинина Л.М.

Экономическая теория

1

экзамен

Героева Н.Л.

История мировой культуры

1

зачет

Никитина О.Э.

Психология и педагогика

1

зачет

Баранова Н.А.

080502 «Экономика и управление на предприятии туризма, гостиничного хозяйства»

Наименование

дисциплины

Кол-во контрольных работ

Форма контроля

Ф.И.О. преподавателя

Иностранный язык

1

зачет

Шарапова Т.В.,

Цуркан О.А.

Отечественная история

1

экзамен

Усенко О.Г.

Русский язык и культура речи

1

зачет

Никитина О.Э.

Культурология

1

зачет

Никитина О.Э.

Социология

1

экзамен

Балашова В.Н.

Математика

2

зачет

Новик В.А.

Информатика

1

зачет

Фролов М.А.,

Екимов В.П.

КСЕ

1

зачет

Кручинина Л.М.

Экономическая теория

1

экзамен

Героева Н.Л.

Психология и педагогика

1

зачет

Баранова Н.А.

Страноведение

1

экзамен

Богданова Л.П

II . МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Общие положения

Контрольная работа представляет собой самостоятельную пись­менную работу, целью которой является более глубокое усвоение учебного материала.

Выполнение контрольной работы прививает навыки самостоятельной исследовательской работы: целенаправленное изучение специальной литературы, оперирование основными понятиями науки.

Написание контрольной работы на заочной форме обучения является обязательным при изучении курса и предусмотрено учебным планом. Ее результат влияет на оценку знаний студента.

1.1. Порядок выполнения работы

В целях успешного выполнения контрольной работы ре­комендуется соблюдение следующего порядка ее выполнения.

1.1.1. Выбор темы

Тему работы сту­дент выбирает самостоятельно из предлагаемого преподавателем перечня вопросов (вариантов). Номер работы должен совпадать с последней (последними двумя) цифрой (цифрамии) шифра зачетной книжки студента. Особые условия выбора варианта контрольной работы указаны непосредственно в задании по конкретной дисциплине. При необходимости студенты могут получить консультацию преподавателя, в соответствии с расписанием его занятий, которое можно получить на соответствующей кафедре.

1.1.2. Подбор литературы

Работа должна быть результатом изуче­ния рекомендованной литературы. При чтении ее необходимо делать выписки, записи с указанием источника. Недопустимо механи­ческое переписывание материала. Выполнение работы должно стать результатом осмысления студентом данной темы, нести элемент творчества.

1.1.3. Написание и оформление контрольной работы

Оформление текста письменных работ выполняется в соответствии со следующими требованиями:

· в текстовом редакторе WORD;

· автоматический перенос слов;

· формат страницы А4, параметры страницы 210-297 мм;

· поля: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее – 20 мм;

· шрифт – кегль 14;

· использование компьютерных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры;

· качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц и другого графического материала должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения;

· повреждения листов, помарки, следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются;

· межстрочный интервал – 1,5;

· интервал между словами – 1 знак;

· абзац – 1,25, одинаковый по всему тексту работы;

· выравнивание – по ширине;

· страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки;

· номер страницы на титульном листе не проставляют, включая его в общую нумерацию страниц;

· иллюстрации, таблицы и другой графический материал, расположенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

· иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу;

· нумерация страниц основной части и приложений, входящих в ее состав, должна быть сквозная;

· сокращения слов – общепринятые;

· возможно сокращение слов по решению автора работы, которое допускается после первого упоминания в тексте с обязательным приведением полного и сокращенного названия;

· разделы, подразделы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа;

· разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах текста, за исключением приложений;

· номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой:

Пример: 1.1, 1.2 и т.д.

· после номера раздела, подраздела в тексте точку не ставят;

· внутри подразделов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис, точку или строчную букву (за исключением е, з, о, г, ь, й, ы, ъ). В случае обозначения перечислений строчными буквами, после них ставится скобка без точки.

Оформление заголовков

Разделы и подразделы письменных работ должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают содержание разделов и подразделов. Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Пример:

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Методы, приемы и способы экономического анализа

Введение и заключение не нумеруются. Каждый раздел (введение, главы, заключение, библиографический список, приложение) размещаются на новой странице. Заголовки разделов не должны быть оторваны от текста, а также не должны находиться внизу страницы. Слова в заголовках не переносятся.

Глава подразделяется на подразделы, новый подраздел должен начинаться на той же странице, на которой был окончен предыдущий.

Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и др.) следует располагать в письменных работах непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в письменной работе.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в письменную работу, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, он обозначается «Рисунок 1» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенного точкой.

Пример: Рисунок 1.1

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Пример: Рисунок 1 – Детали выбора

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами обозначения приложения.

Пример: Рисунок А.3 или Рисунок 1.1

При ссылках в тексте на иллюстрации следует писать: «… в соответствии с рисунком 2».

Оформление таблиц

Таблицы в письменных работах применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в письменной работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «продолжение» и указывают номер таблицы.

Пример : Продолжение таблицы 1.1

При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

Пример оформления таблицы:

Таблица 1.1 – Показатели эффективности использования основных средств

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенного точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Пример: Таблица В.1

Заголовки граф строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Заголовки граф таблицы, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Оформление примечаний

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста письменной работы, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание – Данные деятельности предприятия за 2007 г.

Оформление формул

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше или ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+) или минус (–), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (х).

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы и уравнения в письменной работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

А=а:b (1)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример:

Расчет представлен в формуле (1)

Допускается нумерация формул в пределах раздела работы. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенного точкой.

Пример:

Расчет представлен в формуле (3.1)

Порядок изложения в работе уравнений такой же, как и формул.

Оформление ссылок

В работе допускаются ссылки на документы, стандарты, учебники, учебно-методические пособия и другие источники информации при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений при чтении текста.

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, таблиц и иллюстраций данной письменной работы.

Ссылки на источник (документ) – библиографические ссылки – по месту расположения бывают:

  • внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);
  • подстрочные – (помещаются в нижней части страницы, под строками основного документа);
  • затекстовые (размещенные за основным текстом всей работы или каждой главы);
  • комбинированные.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда они являются частью основного текста. Описание подобных ссылок содержит: имя автора, заглавие, которое заключается в кавычки, в круглых скобках приводятся данные о месте издания, издательстве, годе издания.

Пример:

Методики внедрения процессного подхода к управлению представлены в учебнике В.Г. Елиферова, В.В. Репина «Бизнес-процессы: Регламентация и управление» (М.: ИНФРА-М, 2004).

В подстрочных ссылках обычно приводится краткое библиографическое описание источника и указывается страница, на которой размещена цитата.

Пример:

1 Савельева, И.П. Операционный анализ как метод оценки эффективности управленческих решений в процессе планирования хозяйственной деятельности малых предприятий / И.П. Савельева // Экономическое возрождение России. - 2006. – № 1 - С. 53-58.

2 Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник /В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 319 с.

Нумерация подстрочных ссылок может быть сквозной по всей работе или самостоятельной для каждой страницы.

При использовании затекстовых ссылок достигается значительная экономия в объеме текста работы, так как устраняется необходимость подстрочных ссылок на библиографические источники при использовании цитат из этих источников или сведений из них.

Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы.

Ссылка на источник в целом оформляется в виде номера библиографической записи, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы.

Пример:

В.И. Мухин [12] считает, что управленческая деятельность менеджера предусматривает знания общей методологии и особенностей анализа и синтеза технических, человеко-машинных и организационных систем управления.

А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий [25] считают, что комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия помогает разобраться в причинах возникновения проблем в организациях и рекомендует пути их решения.

Ссылка на определенный фрагмент источника приводится с указанием страниц цитируемого документа.

Пример:

А.Д. Сахаров [27, с. 201-202] писал, что …

Комбинированные ссылки применяются, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников.

Пример:

Как видно из исследований [16, с. 7-9; с. 15; с. 56-60] целесообразно…

В случае если необходимо сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированное в ряде работ одного и того же автора, то следует указать все порядковые номера источников информации, которые разделяются точкой и запятой.

Пример:

Исследованием ряда авторов [12; 15; 26; 31] установлено, что …

Оформление библиографического списка

Библиографический список составляется в ходе выполнения работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, он должен содержать не менее ___ источников, которые необходимо разместить в следующем порядке:

· законодательные и нормативно-правовые документы;

· учебная, специальная литература и другие источники информации отечественных авторов;

· иностранные источники информации;

· Интернет-ресурсы.

Источники в каждом разделе библиографического списка следует располагать в алфавитном порядке.

Каждая библиографическая запись в списке должна иметь свой порядковый номер и начинаться с красной строки.

Общая схема библиографического описания отдельно изданного документа включает следующие обязательные элементы:

  • заголовок (фамилия, имя, отчество автора или первого из авторов, если их два, три и более);
  • заглавие (название книги, указанное на титульном листе);
  • сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.);
  • сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ);
  • сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.);
  • место издания (название города, где издан документ);
  • издательство или издающая организация;
  • дата издания;
  • объем (сведения о количестве страниц, листов).

Источником сведений для составления библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющего его.

Примеры описания источников информации :

  • описание закона:

Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

  • описание книги с одним автором:

Мухин, В.И. Исследование систем управления / В.И. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.

  • описание книги с двумя авторами:

Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник /В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 319 с.

  • описание книги с тремя авторами:

Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, З.З. Кузнецов. – М.: Наука, 1991. – 126 с.

  • описание книги с пятью авторами и более:

Управление качеством: учебник / С.Д. Ильенкова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 352 с.

  • описание сборника:

Малый бизнес: перспективы развития : сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. – М.: ИНИОН, 1991. – 147 с.

В ходе составления библиографического списка может быть приведено аналитическое описание составной части документа (статьи, главы, параграфа и т.п.), которое должно состоять из двух частей: сведений о составной части и сведений о документе, в котором помещена составная часть, разделенных знаком (/).

Примеры аналитического описания:

  • из журнала:

Савельева, И.П. Операционный анализ как метод оценки эффективности управленческих решений в процессе планирования хозяйственной деятельности малых предприятий / И.П. Савельева // Экономическое возрождение России. - 2006. – № 1 - С. 53-58.

  • описание электронной публикации: в библиографическое описание web-документов следует включить следующие элементы:

а) заголовок (имя автора);

б) основное название;

в) сведения, относящиеся к заглавию (после знака :);

г) сведения об идентифицирующем документе при библиографическом описании составной части документа (профессиональный или персональный web-сайт, периодическое электронное издание и т.д.) (после знака //);

д) дата публикации в сети (если ее возможно установить);

е) электронный адрес документа.

Пример:

Терешин В.А. Л.В. Асур [Электронный ресурс]: Электрон. статья (1 файл 22 Кб) // Теория механизмов и машин / Люди науки. – СПб.: СПбГПУ, 2003 – Загл. с титул. экрана. – Свободный доступ из сети Интернет. – http: //tmm.spbstu.ru/assur.html.

Оформление приложений

В приложения могут быть вынесены те материалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: графики, промежуточные таблицы обработки данных, таблицы большого размера и т.п. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение данного приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

1.1.4. Предъявление контрольной работы.

Работа должна быть представлена на проверку не позднее за две недели до начала экзаменационной сессии. После чего она возвращается студенту с оценкой и замечаниями преподавателя.

При положительной оценке работы студенту необходимо пройти собеседование по теме контрольной работы. На защите необходимо иметь при себе работу и рецензию. В случае отрицательной оценки должна быть переработана. Студент, не получивший положительной оценки за контрольную работу к зачету (экзамену) не допускается. Работа должна быть подписана с указанием даты выполнения.

Оценка контрольной работы снижается при обнаружении в ней одного или нескольких из при­веденных ниже недостатков:

1) отсутствие плана работы;

2) отсутствие списка использованной литературы;

3) слишком краткое или, наоборот, слишком подробное раскрытие одного из вопросов, нарушающее логику повествования;

4) дословное или почти дословное переписывание целых разделов, глав или параграфов книги или статьи;

5) замена связного изложения конспектом или тезисами;

6) отсутствие чёткой структуры и логики в изло­жении;

7) неточное цитирование и/или отсутствие ссылок на использованную литературу.

1.2. Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки РФ (14)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (14)

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического

университета в г. Твери (14)

Кафедра экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве (14)

(16)

по дисциплине: (14)

«Экономика предприятия»

Выполнил: ______________

студент __ курса _____ группы

специальность: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии туризма и ГХ»

№ зачетной книжки: _________________

Подпись____________________________

Руководитель:

Оценка: __________________________

Дата: __________________________

Подпись: ___________________________

Рег. № ______________________________

Специалист УМО ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ____________________

Тверь 2010

2. Задания для контрольных работ

2.1. Отечественная история

Контрольная работа по отечественной истории состоит из трех типовых заданий:

· Первое посвящено анализу системы управления на одном из этапов Российской истории. Оно выполняется на основе текста рекомендуемой учебной литературы, помещенной в конце учебно-методического пособия.

· Второе задание предполагает изучение специальной литературы по истории Тверского края и написание мини-а об одном из исторических деятелей.

· Третья часть контрольной работы связана с осмыслением статистических данных, характеризующих уровень социально-экономического развития страны в различные исторические периоды. При выполнении этого блока рекомендуется обратиться к дополнительной специальной литературе.

Вариант I

Задание 1.

Составьте схему управления Киевской Руси , обозначив функции, свойственные каждому органу. Сделайте выводы об эффективности такой системы, укажите присущие ей достоинства и недостатки.

Задание 2.

Напишите краткую биографию нашего земляка Михаила Тверского. Требования к выполнению задания : объем не более двух печатных листов, использование не менее двух изданий. Необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую Михаил Тверской сыграл в истории Тверского края и страны.

Рекомендованная литература:

1. Кучкин В.Н. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974.

2. Кучкин В.Н. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984.

3. Михаил Тверской: Личность. Эпоха. Наследие. Материалы международной научной конференции. Тверь, 1997.

Задание 3.

Экономическое развитие СССР в 50-60-е гг. Проанализируйте подходы к решению сельскохозяйственных проблем, которые применялись при Н.С. Хрущеве и Л.И. Брежневе.

Ответьте на вопросы:

1. В чем сходства и отличия этих подходов?

2. Каковы итоги сельскохозяйственной политики в 1960-е гг. ? Свои выводы обоснуйте анализом фактов.

3. В чем состояли, на ваш взгляд, причины подобных итогов?

Материалы для анализа

Экономические приоритеты сер.50-сер.60-х гг. ХХ в.

Сельское хозяйство рассматривалось как второстепенная отрасль, поставляющая сырье для промышленности.

В 1953г. повышены оптовые цены на продукцию колхозов:

Мясо - на 450%

Молоко - на 100%

Зерно – на 50%

Одновременно списаны долги колхозов, снижены налоги с приусадебных хозяйств.

Государство взяло курс на принудительное «укрупнение колхозов»:

1955г. – 83 тыс.

1957г. – 68 тыс.

1960г. – 45 тыс.

Многие хозяйства были превращены в совхозы.

В 1954 – 1957гг. освоено 37 млн. га целинных и залежных земель. Через 5 лет на Алтае, Южном Урале, в Северном Казахстане разразилась экологическая катастрофа: неправильная технология вспашки и ликвидация паров привели к эрозии почвы и пылевым бурям. Урожайность целинных земель упала на 30-60% по сравнению с 1956 г.

В 1963г. проведена первая закупка хлеба за границей (12 млн. т стоимостью $1 млрд.)

Итоги «борьбы за урожай» сер.50 – сер.60-х гг. ХХ в.

Экономический аспект

Социальный аспект

1953-1958 гг.

1959-1964 гг.

1953-1958 гг.

Темпы роста с/х производства

7,6%

1,5%

Рост потребления продуктов питания:

Темпы производительности труда в сельском хозяйстве

9%

3%

Овощи и фрукты

340%

Молоко

40%

Мясо

50%

Повышение розничных цен на продукты: мясо – на 30%, масло и молоко – на 25%.

Повышение цен привело к недовольству и восстанию рабочих Новочеркасска, подавленному войсками.

Экономические приоритеты второй половины 60-х гг.

После прихода к власти Л.И. Брежнева внимание к сельскому хозяйству было усилено. Бегство деревенского населения в город и продовольственная проблема грозили перерасти в будущем в катастрофу, игнорировать эту перспективу было невозможно. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и глава советского правительства А.Н. Косыгин выстроили экономические приоритеты второй половины 1960-х так:

1)сельское хозяйство

2)тяжелая индустрия

3) оборона.

- 1/5 часть всех инвестиций шла в аграрный сектор.

- Подняты оптовые цены, по которым государство покупало у хозяйств продукцию: в 1965г. – на 20%, в 1970г. – на 25%. При этом розничные цены на продовольствие остались прежними.

- Сверхплановая продукция принималась у колхозов и совхозов по цене, выше обычной на 50%.

- Расширилось производство сельскохозяйственной техники. По выпуску тракторов и комбайнов СССР вышел на первое место в мире.

- Ослаб контроль за хозяйственной деятельностью колхозов и совхозов. Хозяйствам теперь «сверху» спускался только общий план поставок продукции на 5 лет в стабильных ценах.

- Колхозники перестали быть «гражданами второго сорта», им вернули приусадебные наделы, оплата труда и пенсии колхозников постепенно росли, приближаясь к среднестатистическим доходам.

Итоги «брежневского периода борьбы за урожай»:

- Прирост сельскохозяйственной продукции в 1966-1970 гг. составил 21% против 15% «хрущевской семилетки» 1959-1965 гг. Но уже в 1971-1975 гг. прирост составлял только 13%.

- В 1965-1970-х гг. СССР наращивает закупку зерна за границей, главным образом в США, потому что свое производство не покрывает запросов. В 1974 г. закупали уже 40 млн. т зерна.

- Процесс бегства в города сельского населения нарастает, к середине 1970-х гг. в прямом смысле обезлюдели сельские районы Нечерноземья России.

Вариант II

Задание 1.

Составьте схему управления Новгородской феодальной республики , обозначив функции, свойственные каждому органу. Сделайте вывод об эффективности такой системы, укажите присущие ей достоинства и недостатки.

Задание 2.

Напишите краткую биографию нашего земляка Афанасия Никитина.

Требования к выполнению задания : объем не менее двух печатных листов, использование не менее двух изданий, необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую он сыграл в истории Тверского края или страны.

Рекомендованная литература:

1. Ильин М.А. Афанасий Никитин // Люди русской науки. М. – Л., 1948. Т.1.

2. Ленхофф Г.Д., Мартан Дж.Б. Торгово-хозяйственный и культурный контекст «Хождения за три моря» Афанасия Никитина // Труды отдела древнерусской литературы. СПб, 1993. Т.XLVII.С.95-120.

3. Перхавко В.Б. Афанасий Никитин // Преподавание истории в школе, 1999. №16. С.41-44.

Задание 3.

Экономическая политика периода «застоя».

Проанализируйте статьи Конституции 1977 г., статистические данные и ответьте на следующие вопросы, аргументируя свое мнение:

1. На каких принципах была построена советская экономика?

2. Какие тенденции социально-экономического развития были ярко выражены?

3. Какими причинами можно объяснить такое состояние экономики?

Материалы для анализа

Из конституции СССР 1977 года:

Статья 10. Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности…

Статья 11. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки… основной жилищный фонд…

Статья 12. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной…

Статья 13. В личной собственности граждан могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения…

Имущество, находящееся в личной собственности, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Статья 17. В СССР допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Капиталовложения в народное хозяйство в 1980 г.:

Промышленность:

группа «А» (производство средств производства) – 31,2%

группа «Б» (производство предметов потребления) – 4,2%

Сельское хозяйство - 20,1%

(Народное хозяйство СССР в 1980 г. М., 1981.)

Прирост валовой продукции в сельском хозяйстве

1966-1970 - 21%

1971-1975 - 13%

1981-1985 - 9%

1981-1985 - 6%

(На пороге кризиса. М., 1990.)

Структура экспорта и импорта СССР (в %):

Экспорт

Импорт

1975

1980

1982

1982

Машины, оборудование и транспортные средства

18,7

15,8

12,9

34,4

Топливо и электроэнергия

31,4

46,9

52,3

4,6

Руды и концентраты, металлы и изделия из них

14,.3

8,8

7,4

9,9

Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия

5,7

3,3

2,8

1,5

Текстильное сырье и полуфабрикаты

1,6

Промышленные товары народного потребления

2,9

2,0

1,8

23,7

Продовольственные товары и сырье для их производства

3,1

2,5

1,9

12,7

(Народное хозяйство СССР в 1982 г. М., 1983.)

Доля товаров отечественного производства, приобретенных населением в государственной торговле с претензией к их качеству, в общем объеме купленных товаров в 1986 г. (по материалам обследования 62 тыс. семейных бюджетов):

Товары

Мужские

Женские

Детские

Трикотаж верхний

23,4%

20,3%

25,5%

Одежда

16,1%

18,2%

16,3%

Обувь

34,7%

33,9%

37,1%

( Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1987.)

Космическая промышленность

· В 1970 г. начал исследование Луны советский аппарат «Луноход-1»

· В конце 70-х гг. начали разрабатываться многоцелевая космическая станция «Мир» и космический аппарат «Буран», рассчитанный на 100 полетов. В их создании участвовало 600 предприятий различных отраслей промышленности. Почти каждый год советская орбитальная станция принимала международные экспедиции. «Буран» и «Мир» не имели аналогов.

(По материалам кн.: Ракетно-космическая корпорация «Энергия». М., 1996.)

Транспорт

В 1974 г. начато строительство Байкало-Амурской магистрали. В строительстве приняло участие 200 тыс. человек, оно обошлось в 10 млрд. руб. (цены 1984 г.). За 10 лет проложено 3100 км железных дорог, возведено 2000 мостов, пробито 30 км скальных туннелей, на карте России появилось 44 новых города. Впервые в истории железная дорога строилась в условиях вечной мерзлоты. К концу 80-х гг. из 5 тысяч эвенков-оленеводов в регионе осталось 400 человек.

Вариант III

Задание 1.

Составьте схему государственного управления России в XVI веке, обозначив функции, свойственные каждому органу управления. Сделайте вывод об эффективности такой системы, укажите присущие ей достоинства и недостатки.

Задание 2 .

Напишите краткую биографию нашего земляка А.М. Унковского

Требования к выполнению задания : объем не более двух печатных листов, использование не менее двух изданий. Необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую сыграл А.М. Унковский в истории края или страны.

Рекомендованная литература:

1. Унковский А.М. Алексей Михайлович Унковский. 1828-1893. М., 1979.

2. Унковский А.М. // Тверская старина. –1993. - №№ 4,5.

Задание 3.

Социально-экономическое развитие СССР в период «застоя».

Проанализируйте статистические данные: сопоставьте размер доходов со статьями расходов. Ответьте на вопросы, аргументируя свое мнение:

1. Каким представляется вам жизненный уровень советских людей к середине 80-х гг.?

2. Какие экономические подходы способствовали такому состоянию социальной сферы? Сравните его с нынешним положением в этой сфере: в чем состоят принципиальные отличия?

Материалы для анализа

В 1985 году:

· среднемесячная зарплата рабочих и служащих - 190 руб.;

· средний размер пенсии – 72,7 руб. (для членов колхозов – 47 руб.; доля колхозников, получающих такую пенсию – 57%);

· стипендия в вузе – 40 руб.;

· плата за содержание ребенка в детском саду – 12 руб. 50 коп. в месяц (при себестоимости 530 руб.);

· квартплата, включая коммунальные услуги, не превышала 3% от средней зарплаты, величина оплаты не изменялась с 1928 г.;

· проезд в городском транспорте:

метро, автобус – 5 коп.,

троллейбус - 4 коп.,

трамвай - 3 коп.;

· индекс цен на все товары (1970 г.=100%):

1980 г. – 103%,

1985 г. – 108% (в основном за счет роста цен на алкогольные напитки в связи с антиалкогольной кампанией).

· стоимость некоторых товаров повседневного и длительного спроса:

хлеб ржаной, буханка - 16 коп.,

молоко, литр - 28 коп.,

мясо (говядина), кг - 2 руб.,

картофель, кг -10 коп.,

колбаса «Докторская», кг - 2 руб. 30 коп.,

тетрадь школьная - 2 коп.,

колготки (ГДР) - 7 руб. 70 коп.,

ботинки мужские (Чехословакия) - 30 руб.,

телевизор черно-белый - 180-200 руб.,

цветной - 650 руб.

· все основные продукты и бытовая техника были отечественного производства. Пользующиеся повышенным спросом марки мебели, бытовых электроприборов, книги и подписку на популярные журналы распределяли по предприятиям и учреждениям, где на них существовала очередь или сотрудники «разыгрывали» их по жребию. Легковые автомобили, импортные товары из большинства капиталистических стран в открытую продажу не поступали.

(По материалам сб.: Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1987; устным опросам)

Вариант IV

Задание 1.

Составьте схему управления, Московской Руси XV века, обозначив функции, свойственные каждому органу. Сделайте вывод об эффективности такой системы, укажите присущие ей достоинства и недостатки.

Задание 2.

Напишите краткую биографию нашего земляка М.А. Бакунина.

Требования к выполнению задания : объем не более двух печатных листов, использование не менее двух научных изданий. Необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую сыграл М.А.Бакунин в истории Тверского края или страны.

Рекомендованная литература:

1. Карпачев М.Д. Истоки российской революции: легенды и реальность. М., 1990.

2. Сысоев В. Бакунины. Тверь, 2002.

3. Пирумова Н. Бакунин. М., 1970.

Задание 3.

Социально-экономическое развитие в начальный период перестройки.

Проанализируйте статистические данные и ответьте на вопросы, аргументируя свое мнение:

1. Какие факторы оказывали влияние на экономику страны?

2. Как можно оценить состояние советской экономики в начальный период перестройки?

3.Какое воздействие на экономику и общество оказала антиалкогольная кампания? Насколько эффективными явились избранные меры?

Материалы для анализа

Итоги народнохозяйственного развития СССР в 1988 году по данным Госкомстата:

Количество убыточных предприятий

24 тыс.

Сумма приносимых ими убытков бюджету

11 млрд. руб.

Внешняя задолженность СССР

40,1 млрд. $

Способность СССР погасить долг за счет экспорта сырья (оценка швейцарского Банка международных расчетов)

14,2 млрд. $

Потери от снижения мировых цен на сырье

37-40 млрд. руб.

Затраты на ликвидацию последствий стихийных бедствий (Чернобыль и землетрясение в Армении)

16-18 млрд. руб.

Сокращение импорта

8 млрд. руб.

Сколько времени нужно отработать рабочему, чтобы купить:

СССР

США

Китай

1кг хлеба

12,6 мин

5,8 мин

18,8 мин

1кг говядины

1час 29,8 мин

13 мин

1час 15 мин

1кг курятины

2 час 16,9 мин

9 мин

37,9 мин

1кг сахара

45,3 мин

3,5 мин

22,5 мин

Шерстяной костюм

137 час 22 мин

10 час 45 мин

17 час 15 мин

Мужские туфли

26 час 43 мин

2 час 15 мин

12 час 30 мин

Цветной телевизор

534 час 12 мин

31 час

187 час

Автомобиль

4961 час

753 час

3490 час

Данные приводятся на 1988 год в автомобильной промышленности.

(Поцелуев В.А. История России XX столетия. М.,1997.)

В 1987 г. в СССР было 200 тысяч компьютеров, в США – 2 млн.

Алкоголизм в СССР в начале 80-х годов:

Возраст, лет

Злоупотребляют алкоголем (на 1000 человек)

Мужчины

Женщины

5-19

89,4

5,0

20-29

133,1

6,3

30-39

195,4

8,4

40-49

268,4

13,7

50-59

131,6

6,6

60 и старше

59,4

2,5

Всего

159,2

7,3

(Состояние здоровья и демографический процесс. М., 1985)

Антиалкогольная кампания

За период с 1960 по 1984 годы потребление алкоголя (спиртового эквивалента) на душу населения в СССР выросло с 3,9 до 8,7 литров в год.

Постановление ЦК КПСС от 17 мая 1985 года «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» предполагало:

-прекратить к 1988 г. производство плодово-ягодных вин;

-увеличить цены на водку в два раза;

-ввести запрет на употребление спиртного в поездах, домах отдыха и других общественных местах;

-изъять из кинофильмов «пьяные» сцены и т.д.

(Родина. 1989. №9.)

Итоги борьбы за трезвый образ жизни

Из-за резкого сокращения продажи спиртных напитков в виде налога с оборота казна потеряла за 1985-1987 годы 39 млрд. руб.

За три года вырублено 265 тысяч гектаров виноградников.

На изготовление самогона в 1987 году израсходовано 1400 тысяч тонн сахара.

В конце 80-х годов в стране ежегодно умирало от алкоголизма свыше 20 тысяч человек.

(Российская газета.1992. 3 июня)

Вариант V

Задание 1.

Составьте схему государственного управления в первой четверти XVIII века, обозначив функции, свойственные каждому органу. Сделайте выводы об эффективности такой системы, укажите присущие ей достоинства и недостатки.

Задание 2.

Напишите эссе о наших земляках купцах Аваевых.

Требования к выполнению задания : объем не более двух печатных листов, использование не менее двух изданий. Необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую сыграли Аваевы в истории Тверского края.

Рекомендованная литература:

1. Дневники тверских купцов / Сост. Барклай И.Е. Тверь, 2002.

2. Козлова Н.В. «Душу грешную строить и поминать…» // Материалы международной научно-практической конференции по краеведению. Тверь, 2001. С.349-357.

3. Костенко С.В. Прошлое, озари настоящее. История одной находки. Тверь, 2003.

4. Купцы Аваевы // Тверская жизнь. – 2202. – 15 октября.

5. Оношко Г.В. Тверские приюты и попечительства о детях второй пол. XIX – нач. XX в. // Из архива тверских историков. Вып.1. Тверь, 1999. С.67-83.

Задание 3.

Социально-экономическое развитие СССР в конце перестройки.

Проанализировав приведенные ниже источники, выполните задания:

1. Выявите насущные экономические проблемы, которые стояли перед страной на рубеже 80-90-х гг.

2. Сравните способы, которыми правительство и оппозиция намеревались вывести страну из кризиса. Оцените их с точки зрения целесообразности, действенности, демократичности.

Материалы для анализа

Данные статистики:

· За 1 квартал 1991 г. валовой национальный продукт снизился на 8%, национальный доход – на 10%, производительность труда – на 9%;

· Половину расходов бюджета составляли затраты на армию;

· Около 60% колхозов и совхозов были нерентабельными;

· Из-за товарного дефицита введена карточная система;

· Производственные и непроизводственные расходы составляли около 50%.

(Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч.II.М., 1996).

Программа перехода к рынку Н.И. Рыжкова – Л.И. Абалкина:

· Переход к регулируемой рыночной экономике;

· Равенство государственной, акционерной, кооперативной, иностранной форм собственности;

· Длительное сохранение централизованного управления, Госплана;

· Приватизация в течение 10-15 лет;

· Повышение цен с целью изъятия у населения «неотоваренных» денег как средство преодоления инфляции;

· Субсидирование аграрного сектора.

Программа «500 дней» Г.А. Явлинского:

· Переход к рыночной экономике с введением частной собственности;

· Приватизация государственной собственности в 3-4 года;

· Прекращение централизованного регулирования цен;

· Прекращение субсидирования убыточных колхозов и совхозов. Создание условий для развития фермерства.

Постановление №1 ГКЧП:

…4. Приостановить деятельность политических партий и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки…

7. Проведение митингов, а также забастовок не допускается. В необходимых случаях вводить комендантский час, патрулирование территории, осуществлять досмотр…

9. Решительно вести борьбу с теневой экономикой, неотвратимо применять меры уголовной и административной ответственности по фактам коррупции, спекуляции, бесхозяйственности.

10. Считать несовместимой работу на постоянной основе в структурах власти и управления с занятием предпринимательской деятельностью.

11. Кабинету министров СССР в недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, доложить народу, чем располагает страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение.

В недельный срок внести предложения о снижении цен на отдельные виды товаров, в первую очередь для детей, услуги населению и общественное питание, а также повышении заработной платы, пенсий.

В двухнедельный срок разработать мероприятия по упорядочению размеров заработной платы руководителям всех уровней.

12. Учитывая угрозу голода, незамедлительно организовать направление для спасения урожая рабочих и служащих, студентов и военнослужащих на село.

13. В недельный срок разработать постановление, предусматривающее обеспечение в 1991-1992 гг. всех желающих городских жителей земельными участками в размере до 0,15 га…

15. В месячный срок подготовить и доложить народу реальные меры на 1992 год по коренному улучшению жилищного строительства.

Вариант VI

Задание 1.

Составьте схему государственного управления России в XIX веке, обозначив функции, свойственные каждому органу. Сделайте выводы об эффективности такой системы, укажите присущие ей достоинства и недостатки.

Задание 2.

Напишите краткую биографию нашего земляка Ф.Н. Глинки.

Требования к выполнению задания : объем не более двух печатных листов, использование не менее двух изданий. Необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую он сыграл в истории Тверского края или страны.

Рекомендованная литература:

1. Жизневский А.К. Федор Николаевич Глинка. Тверь, 1890.

2. Карпец В.И. Федор Глинка. М., 1983.

3. Карпец В.И. Ф.Глинка // Герои 1812 года. М., 1987.

4. Серков А.И. Глинка Ф.Н.// Отечественная история: энциклопедия: В 5 Т.Т.1. М., 1994. С.567.

Задание 3.

Ценовая политика в первое послевоенное десятилетие.

Проанализируйте данные и ответьте на вопросы:

1. Когда началось снижение цен? Что этому предшествовало?

2. Означал ли уровень цен безусловное улучшение жизни?

3. Каков был уровень жизни советских людей по сравнению с США и дореволюционной Россией?

Материалы для анализа

Из постановления Совета Министров СССР (1949 г.)

Снизить с 1 марта 1949 года государственные розничные цены на товары народного потребления в среднем в следующих размерах:

Хлеб и мука – 10%

Печенье, пряники, торты – 10%

Рыба и рыбные изделия – 10%

Сыр, брынза – 20%

Соль – 30%

Масло сливочное и топленое – 10%

Мясо, колбасные изделия и консервы – 10%

Водка – 28%

Вина – 15%

Табачные изделия – 10%

Парфюмерные изделия – 20%

Шерстяные ткани – 10%

Шелковые ткани – 10%

Меха – 10%

Электротовары (электрочайники, электроплитки, электроутюги и т.п.) – 10%

Мотоциклы – 15%

Велосипеды – 20%

Телевизоры – 25%

Патефоны – 30%

Часы – 30%

Снизить соответственно цены в ресторанах, столовых, чайных и других предприятиях общественного питания.

(Известия. 1949. 1 марта)

Индекс уровня жизни

Год

1913

1917

1928

1940

1943

1947

1953

%

100

85

100

65

20

42

94

Индекс цен по отношению к 1928 г. (цены 1928 г. взяты за 100%)

Вариант VII

Задание 1.

Составьте схему государственного управления в период «двоевластия» . Сделайте вывод об эффективности такой системы, укажите присущие ей достоинства или недостатки.

Задание 2.

Напишите краткую биографию нашего земляка М.И. Калинина.

Требования к выполнению задания : объем не более двух печатных листов, использование не менее двух изданий. Необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую М.И. Калинин сыграл в истории Тверского края или страны.

Рекомендованная литература:

1. Волкогонов Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. Кн.1.М., 1995.

2. Дудочкин П. Тверские тетрадки: [К биографии М.И. Калинина] // Байкал. 1987. №3. С.112-118.

3. Измайлов И. Староста всесоюзного барака // Профиль. 2000.№46.С.80-83.

4. Михаил Иванович Калинин. Рассказ в документах, размышлениях, воспоминаниях современников // Калининская правда.1987. 8 апреля.

5. Медведев Рой. Всесоюзный староста (штрихи к портрету М.И.Калинина) // Вече Твери.1990.25 октября.

Задание 3.

Социально-экономическая политика в первые послевоенные годы.

Проанализируйте факты и ответьте на вопросы:

1. Имелись ли объективные условия для отмены карточной системы?

2. Можно ли считать денежную реформу 1947 года погашением государственного займа?

3. Кто выиграл, а какие слои населения проиграли от этих реформ?

Материалы для анализа

Отмена карточной системы (начало 1948 г.)

· В 1946-47 гг. в результате засухи и нехватки рабочих рук в Молдавии, Украине, Поволжье разразился голод. Погибло не менее 1 млн. человек.

· СССР вывез за границу более 2 млн. т зерна.

· После отмены карточек наладить свободной торговли не удалось:

продажа хлеба была нормированной;

при входе в магазины стояла вооруженная охрана;

в очереди за хлебом люди стояли по 1,5-2 суток.

· Для ответственных работников существовали спецмагазины.

· Полностью продуктами были обеспечены магазины Москвы и Ленинграда.

Денежная реформа 1947 г.

· За время войны у советских людей скопилось на руках огромное количество денег, они были обесценены (не обеспечены товарами), 15% денежной массы находилось в сберкассах.

· В ходе реформы деньги обменивались в следующей пропорции:

- наличные деньги 10:1,

-вклады в сберкассах – до 3000 руб. – 1:1,

- до 10000 руб. – 3:2,

- свыше 10000 руб. – 2:1,

- облигации внутреннего займа 3:1.

Вариант VIII

Задание 1.

Составьте схему управления СССР в 20-е годы ХХ века, обозначив функции, свойственные каждому органу власти.

Сделайте выводы об эффективности такой системы, какие ей присущи достоинства и недостатки.

Задание 2.

Напишите краткую биографию нашего земляка В.А. Корнилова.

Требования к выполнению задания : объем не более двух печатных листов, использование не менее двух изданий. Необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую В.А. Корнилов сыграл в истории страны.

Рекомендованная литература:

1. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000.

2. Зверев Б.И. Вице-адмирал В. Корнилов. Симферополь. 1957.

3. Зверев Б.И. Севастопольская оборона. 1854-1855. М., 1955.

4. Советская военная энциклопедия: В 8 т. / Под ред. Н.В. Огаркова. М., 1979. Т.7.

Задание 3.

Советская Россия в годы гражданской войны (1918-1921гг.).

Ознакомьтесь с представленными материалами и ответьте на вопросы:

1.С какими экономическими проблемами столкнулась советская власть в 1918- 1921 годах?

2. Насколько экономическая политика партии большевиков в эти годы отличалась от ее программных установок?

3. К каким политическим проблемам могла привести данная экономическая линия?

Материалы для анализа

«К лету 1919 года под контролем ВСНХ уже находилось 4 тыс. предприятий, через год национализировано до 80% крупных и средних предприятий и около 50% мелких (в том числе 14 % с одним работающим). Половина национализированных предприятий не имела двигателей, но в национализированном секторе трудилось 2 млн. человек – 70% занятых.

Продразверстка с осени 1919 года распространялась на картофель, сено, а к середине 1920 г. – на мясо и еще 20 видов продовольствия и сырья. На 1919-1920 гг. планировалось заготовить 260 млн. пудов (без Сибири), а заготовили 213 (в том числе 32 млн. пудов вместо 113 млн. в Сибири). В 1920-1921 гг. при плане заготовок зерна 387 млн. пудов (без Туркестана и Украины), реально получено 367 млн. пудов (включая Туркестан и Украину).

И по зерну и мясу заготовки выполнялись на 50-60%».

(Долуцкий И.И. Отечественная история ХХ век. М.,1994)

Заработная плата неквалифицированного рабочего не более 25-30 рублей в месяц.

Месячная уравнительная оплата труда рабочих в 1920 году

Продукты питания и предметы потребления

Основной паек (фунты)

Усиленный паек (фунты)

Хлеб

30,0

60,0

Мясо, рыба

4,0

15,0

Жиры

0,5

1,2

Сахар

0,5

1,5

Овощи

2,0

30,0

Соль

1,0

1,0

Мыло

0,25

0,25

Спички

2 коробки

2 коробки

Рыночная стоимость продуктов летом 1919 года

Продукты (в фунтах)

Стоимость одного фунта

Черный хлеб

45-50 руб.

Сахар

230- 250 руб.

Масло

400450 руб.

(Долуцкий И.И. Отечественная история ХХ век. М., 1994)

Из открытого письма М. Спиридоновой Центральному комитету партии большевиков:

« …ваша политика оказалась каким-то сплошным надувательством трудящихся.

Вместо социализированной промышленности – государственный капитализм и капиталистическая государственность; принудительно-эксплуатационный строй остается с небольшой разницей насчет распределения прибыли – с небольшой, так как ваше многочисленное чиновничество в этом строю сожрет больше кучки буржуазии.

Вместо утвержденной при общем ликовании 3-м съездом Советов рабочих и крестьян социализации земли вы устроили саботаж ее и сейчас, развязав себе руки разрывом с нами, Левыми Социалистами – революционерами, тайно и явно, обманом и насилием подсовываете крестьянству национализацию земли – то же государственное собственничество, что и в промышленности…

Передышка извратила нашу революцию и задержала на полгода германскую, ухудшила отношение к нам английских и французских рабочих, когда на западные фронты обрушились все освобожденные нами военные силы… Брест отрезал нас от источников экономического питания: от нефти, угля, хлеба, а ведь от этого-то, прежде всего и гибнет наша революция…

Подмена интересов трудящихся интересами тех, кто согласен голосовать за вашу партию… ведет, конечно, к разложению живых творческих сил революции…

…Именем пролетариата, именем крестьянства вы свели к нулю все моральные завоевания нашей революции…

…Советская власть не стала советской, а только большевистской… За тот кусочек правды, что вы показали народу и помогли осуществить, вы превысили свое значение, потребовали себе… полного господства над душой и телом трудящихся. А когда они начали сбрасывать вас, вы сдавили их застенками для борьбы с «контрреволюцией».

(Поцелуев В.А. История России ХХ столетия. М.,1997)

Вариант IX

Задание 1.

Составьте схему управления государством по «Русской правде» П.И. Пестеля , обозначив функции, свойственные каждому органу. Сделайте выводы об эффективности такой системы, укажите присущие ей достоинства или недостатки.

Задание 2.

Напишите краткую биографию нашего земляка С.Я.Лемешева.

Требования к выполнению задания : объем не более двух печатных листов, использование не менее двух изданий. Необходимо сделать вывод о той исторической роли, которую С.Я. Лемешев сыграл в истории Тверского края или страны.

Рекомендованная литература:

1. Васильев В. Сергей Лемешев. Жизнь. Творчество. Окружение. М., 2003.

2. Лемешев С.Я. Из биографических записок. М., 1987.

3. Лемешев С.Я. Путь к искусству. М., 1982.

4. Шиков В.И. Музыканты Верхневолжья. Калинин, 1984.

5. Шишкова М.П. С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края. Тверь, 2002.

Задание 3.

НЭП (1921 –1928 гг.).

Ознакомьтесь со следующими статистическими данными и ответьте на вопросы:

1. Какие экономические процессы отражает динамика социальных групп сельского населения?

2. Каковы были темпы восстановления различных секторов народного хозяйства после гражданской войны?

3. Какие цели преследовала ценовая политика государства в эти годы?

Материалы для анализа

Социальные группы деревни

Социальные

группы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  177  178  179   ..