Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Использование возможностей школьного этнографического музея
в образовательном процессе гимназии
(Методические рекомендации)
Гостюхина Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования,
руководитель школьного этнографического музея
Чернушка – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4
1. Особенности деятельности школьного этнографического музея 4
2. Комплексная и интегративная деятельность музея в рамках основного и дополнительного образования учащихся 8
3. Основные подходы и предпосылки 9
4. Источники 10
5. Формы участия музея в образовательном процессе гимназии 11
6. Структура методических рекомендаций 12
Часть
I
.
Использование возможностей музея в преподавании учебных дисциплин
14
I
ступень
1. Русский язык 14
2. Литературное чтение 15
3. Математика 16
4. Ознакомление с окружающим миром 17
5. Природоведение 18
6. Введение в историю 18
7. Физическая культура 21
8. Трудовое обучение 21
9. Изобразительное искусство и художественный труд 23
II
и
III
ступени
1. Русский язык 27
2. Литература 29
3. География 32
4. Биология 34
5. История 35
6. Введение в обществознание. Человек и общество 37
7. Экономика 39
8. Физика 43
9. Трудовое обучение 44
10. Изобразительное искусство и художественный труд 47
11. Музыка 49
Часть
II
.
Использование возможностей музея на уроках граждановедения, спецкурсах, факультативах
50
1. Факультативный курс исторического краеведения «Родина моя» 51
2. Факультативный курс «География Пермского края и
Чернушинского района 57
3. Факультативный курс «История Урала и Чернушинского района» 58
4. Курс лингвистического краеведения «Русская речь Прикамья» 6о
5. Курс литературного краеведения «Родное Прикамье» 64
Часть
III
.
Использование возможностей музея во внеклассной воспитательной работе
65
1. Тематика имеющейся в музее литературы 65
2. Основные экспозиционные зоны и экспозиции музея 66
3. Сменные выставки, коллекции материалов и экспонатов 66
4. Участие музея в ключевых делах 67
5. Примерные темы музейных занятий 68
ВВЕДЕНИЕ
Особенности деятельности
школьного этнографического музея
Программа музея основывается на современных, актуальных идеях национально ориентированной школы и этнопедагогики.
В учебном плане, помимо федерального, выделяются национально- региональный и школьный компоненты. Национально-региональный компонент включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона). В «Концепции содержания национального образования в Пермской области» 2000 года (авторы Подюков И.А., Черных А.В., Четина Е.М.) отмечается, что данное направление зачастую «выбирается педагогическими коллективами как организующий мировоззренческий стержень» (С. 38). В данной Концепции подчёркивается, что в современной школе должно быть национальное, или национально ориентированное образование, которое предполагает «активное обращение в образовательной деятельности к национально-культурному, национально-историческому опыту России, ориентацию в интеллектуальном и духовном развитии человека на этнокультурные ценности и традиции» (С. 4). Таким образом, школа, а тем более гимназия, должна быть национальной. «В дальнейшем, видимо, музейное дело, – утверждают авторы Концепции,– будет одним из самых перспективных направлений работы национальных школ» (С. 12).
Приведённые ниже высказывания подтверждают значимость школьного музея, способствующего приобщению учащихся к важнейшим духовно-нравственным ценностям, которые призвано формировать гимназическое образование.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране…
Д. Лихачёв
Родина – это всё: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий, созидательный труд во имя своей страны, своего народа.
В. Астафьев
…человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.
Ч. Айтматов
…в опыте наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
З. Васильцова
Формируя современную личность в ребёнке, необходимо стремиться, чтобы в нём был нравственный стержень, основанный на общечеловеческих и национальных ценностях. Учитывая это, школьный музей и определяет свои многочисленные цели и задачи, а также ключевые компетенции.
Цели:
- воспитание учащихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине;
- укрепление связи между поколениями;
- воспитание уважительного отношения к разным народам, их традициям;
- выработка духовно-нравственных ориентиров у детей, приобщение их к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;
- формирование научно-исследовательского мировоззрения;
- социальная адаптация школьников, их профориентация;
- развитие и сохранение лучших традиций гимназии, города, района;
- формирование ключевых компетенций;
- объединение усилий школьного этнографического музея, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования по воспитанию подрастающего поколения на национальных, духовных, культурных традициях русского и других народов, населяющих район.
Задачи:
- знакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края (в том числе с национальными культурами татар, башкир, чувашей, удмуртов и т.д.), фольклором, местным говором;
- собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками, с народным языком;
- приобщать школьников к местной литературе, живописи;
- способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;
- развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся;
- распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы, среди учителей, школьников, родителей;
- шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе;
- приобщать родителей к этнокраеведению, вооружать их знаниями по этнопедагогике;
- постоянно пополнять музей экспонатами (в том числе характеризующими быт и традиционную культуру разных народов, проживающих в районе);
- организовать при музее кружки прикладной направленности, с развитием ремесла, связать их работу с деятельностью музея, а также кружок по изучению татаро-башкирской культуры;
- оказывать методическую помощь классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования в осуществлении регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности с помощью музея;
- расширять работу в социуме (поисково-краеведческую, экскурсионную, консультативно-методическую).
Формирование ключевых компетенций
Все составляющие образовательного процесса гимназии в современных условиях предполагают формирование с помощью деятельностного подхода ключевых компетенций. Школьный музей логически вписывается в общую систему, имея все условия для осуществления соответствующих видов деятельности.
1) Познавательная деятельность.
В музее есть разнообразные источники, с помощью которых учащиеся
могут пополнить и углубить знания по многим предметам. Богатые коллекции, книги, ы, проводимые музейные уроки, экскурсии способствуют повышению интереса в разных областях наук, побуждают к познанию.
2) Ценностно-ориентировочная деятельность.
Вся деятельность музея ориентирована на формирование нравственно-духовного идеала у школьников, категорий добра, чести, совести, справедливости, ответственности. Использование краеведческого и народоведческого материала, высвечивание положительных моментов в истории, быте, традиционной культуре народа в прошлом и настоящем, в деяниях великих людей и простых тружеников, в национальном характере способствует самовоспитанию, саморазвитию учащихся.
3) Преобразовательная деятельность.
Музей, хранящий историю, показывает жизнь предков в постоянном труде, развитии, совершенствовании, демонстрирует их необыкновенное трудолюбие, творчество, фантазию. На всех музейных уроках, экскурсиях, обзорах выставок подчёркивается созидательность народа. Творчество учащихся показывает преемственность поколений. Всё это вместе с формированием выше указанных ценностей направлено на развитие потребности и способности детей и подростков к преобразовательной деятельности в изменении к лучшему в окружающем мире и – самое главное – в себе.
4) Коммуникативная деятельность.
Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову – всё это развивает языковую личность, формирует коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.
5) Эстетическая деятельность.
Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство крестьянской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество, фольклор, богатый местный говор, прекрасные традиции и праздники) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.
В последнее время музей объединил многочисленные звенья, что
позволило создать Клуб музейной педагогики.
Связи музея в социуме
Содержание (основные направления) деятельности музея
I. Деятельность музея в соответствии с его Программой по 10 направлениям:
1. Работа с активом музея.
2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
3. Научно-исследовательская деятельность.
4. Научно-экспозиционная работа.
5. Экскурсионно-массовая работа.
6. Творчество учащихся, ремесло.
7. Благотворительность.
8. Методическая, консультативная работа.
9. Издательская деятельность.
10. Укрепление материально-технической базы музея.
II. Ведение кружков музейно-краеведческого направления:
III. Работа кружков прикладного направления, ремесло.
IV. Использование возможностей музея в учебно-воспитательном процессе (в краеведческой деятельности, в осуществлении регионально-национального компонента) при проведении:
- уроков;
- классных часов;
- спецкурсов, факультативов;
- кружков (в том числе в рамках различных воспитательных клубов);
- мероприятий в профильных лагерях и т.д.
Комплексная и интегративная деятельность музея
в рамках основного и дополнительного образования учащихся
I
,
II
,
III
ступени
(общие направления)
- Музейные уроки, экскурсии, связанные с темами учебных предметов (использование регионально-национального компонента).
- Классные часы, беседы, праздники, встречи, связанные с нравственно-духовным, патриотическим воспитанием.
- Связь с воспитательными центрами школы: трудового, эстетического воспитания, пресс-центром, центром научного поиска и другими.
- Участие школьников в поисково-собирательской, научно-исследовательской, творческой, благотворительной деятельности музея.
I
ступень
- Спецкурс по граждановедению «Родина моя».
- Культурологические программы «Традиция» клуба «Альтаир»:
«Основы православной культуры»;
«Народоведение».
- «Венок Прикамья».
- Кружки прикладного направления («Альтаир»):
«Бисероплетение»;
«Чудеса из ткани» и др.
- Фольклорный кружок.
- «Живой родник» (по татаро-башкирской культуре) – ЦДТ.
II
ступень
- Кружки музейно-краеведческого направления:
«Родничок»;
«Основы музееведения»;
«Юный исследователь».
- Спецкурсы по граждановедению:
«Русская речь Прикамья» (5 кл.);
«История Урала» (6 – 9 кл.);
«Родное Прикамье» (7 кл.);
«Экология ХХI века» (8 кл.);
«География Пермского края и Чернушинского района» (9 кл.)
- Кружки прикладного направления («Альтаир»):
«Бисероплетение»;
«Чудеса из ткани» и др.
III
ступень
- Спецкурс «История Урала и Чернушинского района» (10 кл.)
- Исследовательские работы, связанные со сбором и исследованием фольклора (10 кл.)
Практическая деятельность
- Подготовка и работа экскурсоводов.
- Научно-исследовательская деятельность. Участие в научных конференциях.
- Написание заметок в школьную газету «Компас».
- Выпуск брошюр по итогам поисково-исследовательской работы.
- Пополнение сайта музея.
- Развитие умений и навыков, связанных с ремёслами, творчеством детей.
- Создание макетов музейных предметов, народных игрушек и т.д.
- Организация выставок творчества учащихся, занимающихся в кружках.
- Благотворительные акции.
- Участие школьников в поисково-собирательской деятельности.
Основные подходы и предпосылки
Этнографический музей МОУ «Гимназия» г. Чернушки Пермского края – это не только хранилище истории. Это и своеобразный храм практически всех школьных наук. Профиль музея может помочь в преподавании почти всех учебных дисциплин: истории, русского языка, литературы, географии, психологии, музыки, технологии, ИЗО, экономики и т.д. Велики его возможности и во внеклассной воспитательной работе. За время существования музея (с 2000 года) накоплен некоторый опыт взаимодействия его руководителя с учителями-предметниками и классными руководителями. Однако оно складывалось по большей части стихийно. Поэтому назрела потребность в целенаправленной, системной деятельности школьного музея по методической помощи педагогам и учащимся в использовании его богатейших возможностей. Переход школы в статус гимназии ускорил выработку настоящих рекомендаций, которые создавались на основе тщательного изучения и анализа не только многочисленных фондов музея (отдельных экспонатов, экспозиций, исследовательских работ, литературы), но и практически всех учебных программ основного и дополнительного образования, используемых в гимназии.
Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность. Поэтому велика их роль (особенно в сочетании с вспомогательным фондом) как действенного дополнительного средства обучения и воспитания.
Изначально девизом музея являются слова: «И люди, и вещи – наш фонд золотой…» Действительно, музей позволяет проследить связь людей и вещей, а также связь времён. Есть все условия, чтобы использовать его в комплексном образовании учащихся, главной целью которого является формирование личности, способной к адаптации в современных условиях, к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
Можно отметить следующие основные предпосылки
многогранного включения возможностей музея в образовательный процесс гимназии:
- Общность целей и задач образования в целом и деятельности музея.
- Соответствие принципов музейной педагогики основополагающим принципам обучения (развивающего и воспитывающего характера обучения; научности; систематичности и последовательности; сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального; доступности; прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; связи обучения с жизнью, с практикой; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы).
- Богатство возможностей в использовании разнообразных методов обучения и воспитания (по источнику получения знаний): словесных, практических и особенно наглядных.
- Имеющаяся в музее материальная база для преподавания (более 4 тысяч экспонатов, из них более 2 тысяч – основного фонда).
- Научный потенциал музея.
- Большой интерес учащихся к школьному музею (более 8 тысяч посещений за учебный год).
- Взаимодействие руководителя музея и учителей.
Источники
- Экспозиции музея (экспозиционные зоны), временные выставки (20 – 40 сменных выставок в год), отдельные экспонаты, коллекции.
- Выставки поделок учащихся, взрослых.
- Литература по краеведению, народоведению, газета «Вестник музея» и т.д. (более 350 наименований).
- Воспоминания старожилов, краеведов.
- Научно-исследовательские работы школьников (несколько десятков).
- Творческие работы учащихся (макеты, доклады по темам и др.)
- Аудио- и видеозаписи.
- Многочисленные друзья музея: местные краеведы, художники, писатели, поэты, журналисты, сказительница и т.д., с которыми можно организовать встречи и установить контакты.
Формы участия музея в образовательном процессе гимназии
1. Экскурсия: обзорная, тематическая, методическая (Например: «И люди, и вещи – наш фонд золотой»; «Устройство крестьянской избы»; «Организация школьного этнографического музея, система его деятельности»).
2. Беседа («Жизнь и быт крестьян конца 19 – первой половины 20 в. в Чернушинском районе», «Русский народный костюм», «Ремёсла и хозяйственная деятельность крестьян» и т.п.)
3. Часть урока в музее или в классе (Викторина «Знаешь ли ты свой край?»; «А как вышивали наши бабушки…»
–
на уроке технологии; «Традиционные углы в русской избе, домашняя утварь» - на уроке ИЗО; «Местный песенный фольклор» - на уроке литературы и т.д.)
4. Обзор выставок и экспозиций («Из бабушкиного сундука», «Как учились до нас», «Мода наших мам и бабушек», «Как рубашка в поле выросла», «Эхо грозной войны», «Экспонаты рассказывают», «Старинная утварь», «Значки – это тоже история», «В семье единой земли Чернушинской», «Из тайников школьного музея», персональные выставки творчества и др.)
5. Практикумы («Требования к исследовательской работе», «Как весело провести вечер-складыню», «Как сделать куклы «из ничего», «Работа со словарями диалектной лексики» и др.)
6. Индивидуальные задания:
· Найти рекламу в старообрядческом журнале «Церковь» 1914г.
· Записать слова определённой группы.
· Найти в музее предметы, которые относятся к теме.
· Узнать в музее историю некоторых вещей.
· Записать названия предметов быта, которые могли продаваться на ярмарке.
· Рассказать об устройстве крестьянской избы.
· Найти некоторые дореволюционные цены на сельхозпродукты и товары (в архивных записках «Житейские перипетии» Лобаева М.П.).
· Подготовить сообщение, используя те или иные материалы музея.
7. Изготовление спецзаказа для музея:
· лоскутное шитьё;
· макеты колодцев, домиков;
· плечики для одежды;
· коньки;
· куклы из щепочек и тряпочек; куклы на лутошке, из соломы, глины, мочала;
· макеты одежды;
· материал для какой-то экспозиции, о каком-либо празднике и т.д.
· пошив одежды для кукол.
8. Использование фондов музея на уроках, в мероприятиях (более 600 экспонатов, книг, ов в течение учебного года).
Легенда предмета (Например: о доске разделочной, изготовленной в 1845г. в Чердынском районе; о рукотернике, вытканном в 1920г. 10-летней девочкой; о платке, выменянном на муку более ста лет назад; о чемодане, сделанном учителем труда Лекомцевым П.И., когда он учился в 5 классе, и т.д.)
9. Участие детей и взрослых в выставках творчества, в формировании тематических экспозиций и выставок (изделия шитые, вязаные, кружева, вышивки, куклы, поделки из теста, бисера, глины, камня, соломки, бумаги)
; персональные выставки художников, мастеров по глине, камню и т.д.
10. Видеопросмотры («История Чернушинского района», «Дорога к храму», записи народных песен, сказок и т.д.)
11. Творческие мероприятия:
- новоселье (влазины);
- практическая работа;
- устный журнал;
- мастерская «Народная кукла» и т.п.
12. Организация соревнования (ср. «Книга рекордов музея», подведение итогов по полугодиям, к Международному дню музеев 18 мая).
13. Исследовательская работа (см. ы).
14. Выпуск газеты «Вестник музея» (о выставках, воспоминания старожилов и т.д.)
Структура методических рекомендаций
Таким образом, школьный этнографический музей, в котором осуществляется система разнообразной деятельности, имеет богатые возможности для образования школьников, которые способен реализовать на уроках и во внеурочное время.
Данные рекомендации состоят из трёх частей:
1) Использование возможностей музея в преподавании учебных предметов;
2) Использование возможностей музея на уроках граждановедения, спецкурсах, факультативах;
3) Использование возможностей музея во внеклассной воспитательной работе.
Рекомендации представлены в основном в виде таблиц, которые состоят из трёх колонок: «№ по порядку», «Тема, раздел», «Источники, формы». При этом они составлены практически в соответствии с теми программами, по которым ведётся преподавание в гимназии. Исключение составляют рекомендации по экономике, где даётся пример использования возможностей музея только в 7 классе (и не по действующей программе), и по музыке (в силу специфичности предмета), где просто перечисляются все имеющиеся музейные материалы, которые так или иначе могут применяться в преподавании музыки. Форм в таблицах указано немного: предполагается их выбор после обсуждения с обратившимся в музей учителем.
С помощью музея можно осуществлять мероприятия и по внеклассной воспитательной работе. В данных материалах приводятся примерные темы программы «Истоки», которые можно изменить и значительно дополнить.
Следует отметить, что в некоторых случаях указываются конкретные исследовательские работы и книги, а в некоторых просто даётся ссылка на наличие ов и литературы по теме, которые будут предложены в каждой конкретной ситуации.
Перед каждым предметом или курсом сформулированы или взяты непосредственно из программ целевые установки, которые совпадают или пересекаются в деятельности педагогов и музея.
Обращение к методическим рекомендациям по использованию возможностей школьного этнографического музея учителем-предметником или классным руководителем предполагает тесное сотрудничество с руководителем музея. В ходе творческого общения могут возникнуть и другие интересные формы, не указанные в рекомендациях.
Условные обозначения:
А/з
– аудиозаписи.
В/з
– видеозаписи.
В/ф
– видеофильм.
М/ф
– мультфильм.
– исследовательская работа учащегося.
Часть
I
.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЕЯ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
I
СТУПЕНЬ
В программе первой ступени написаны слова, которые с полным правом можно отнести ко всем ступеням школьного образования, на которых формируются ключевые компетенции: «Главное назначение начальной школы – воспитательное. Начальная школа обязана … привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям в природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей».
Русский язык
Авторы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.
2 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
Звуки и буквы
|
1.
|
Алфавит.
|
- Разработка «День славянской письменности и культуры».
- В/подборка о славянской азбуке.
- Материалы о Кирилле и Мефодии, икона этих святых.
- Аз, буки, веди…// Славянка: Православный женский журнал. Май – июнь 2007 г. С.88 – 89.
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. (Буквицы).
|
Слово
|
2.
|
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.
|
- Знакомство с известными земляками (Хлопин В.Г., создатель краеведческого музея; Чечихина Н.А., сказительница; Лобаев М.П., краевед; и т.д.) В/з, фото, их книги.
- Материалы, связанные с местными географическими названиями: в/з, фото, карта района, ы и т.д.
|
3 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
Состав слова
|
1.
|
Корень, однокоренные слова.
|
- Стих. Т.А. Гостюхиной «Слова-родственники» (слова с корнем -род-).
|
Литературное чтение
Авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
2 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
Устное народное творчество
|
1.
|
Потешки, прибаутки, небылицы, перевёртыши, считалки, загадки, пословицы.
|
- В/з фольклора от Н.А. Чечихиной.
- Загадки, пословицы, былички, записанные от старожилов Чернушки и Чернушинского района.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников/ Автор-сост. Л.С. Куприна и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. (Гл. 1).
|
2.
|
Сказки о животных, бытовые и волшебные.
|
- Сказки от бабушки Нины/ Сост. Т. Гостюхина, К. Миншаехова. – Чернушка: РИЦ «Парус», 2006.
- В/з фольклора от Н.А. Чечихиной.
- Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1982.
|
Русские писатели
|
3.
|
И.А. Крылов.
|
- Экспонаты, одежда для инсценирования басен.
|
4.
|
В.И. Даль.
|
- Бессараб М. Владимир Даль. – М.: Московский рабочий, 1968.
- Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова… – М.: Детская лит., 1969.
- Порудоминский В. Про Владимира Ивановича Даля и его словарь. – М.: Детская лит., 1979.
- Вечер для учащихся «В.И. Даль и его словарь» (разработка).
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: ТЕРРА, 1995.
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007.
|
Писатели – детям
|
5.
|
Произведения о природе.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- В/з родной природы.
- Стихи местных поэтов о природе.
- Рассказы Т.П. Сафроновой (г. Чернушка) о животных.
- Рисунки животных В.А. Анциферовой (г. Чернушка).
|
3 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
Устное народное творчество
|
1.
|
Народные сказки.
|
- В/з фольклора от Н.А. Чечихиной.
- Сказки от бабушки Нины/ Сост. Т. Гостюхина, К. Миншаехова. – Чернушка: РИЦ «Парус», 2006.
- Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1982.
|
2.
|
Былины.
|
- Вышивка крестом «Три богатыря».
- Сказка «Соловей-Разбойник», записанная от Н.А.
Чечихиной.
|
Страницы русской классики. Любимые детские писатели.
|
3.
|
Поэтические тетради (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Никитин, С.А. Есенин, А.С. Пушкин и др.);
Люби живое (М.М. Пришвин, В.П. Астафьев и др.)
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- В/з родной природы.
- Стихи местных поэтов о природе.
- Рассказы Т.П. Сафроновой (г. Чернушка) о животных.
- Рисунки животных В.А. Анциферовой (г. Чернушка).
- Сборники местных поэтов: Н.В. Бадиной, Л.В. Согоян и др.
|
4 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
Летописи
|
1.
|
«Начали братья эти составлять славянскую азбуку…»
|
- Разработка «День славянской письменности и культуры».
- В/подборка о славянской азбуке.
- Материалы о Кирилле и Мефодии, икона этих святых.
- Аз, буки, веди…// Славянка: Православный женский журнал. Май – июнь 2007 г. С.88 – 89.
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. (Буквицы).
|
Былины, древнерусские повести, жития.
|
2.
|
Былины о Илье Муромце.
|
- Вышивка крестом «Три богатыря».
|
Поэтические тетради.
|
3.
|
- Стихи местных поэтов.
|
Внеклассное чтение.
|
4.
|
- Организация в музее встреч с местными авторами и сказителями.
- Произведения местных поэтов и писателей.
|
Математика
2 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Умножение и деление.
|
- Старинная игровая таблица умножения.
|
3 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Единицы времени.
|
- Старинные часы «Павелъ Буре» 19 в., другие часы (более 20) из коллекции музея..
|
4 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Единицы измерения длины.
|
- Старые русские меры длины (верста, сажень, аршин, вершок., дюйм, фут, морская миля).
|
2.
|
Единицы измерения массы.
|
- Старые русские меры веса (пуд, фунт).
- Весы-безмен, весы с тарелками.
- Некоторые дореволюционные цены на с/х продукты и товары (Архивные записки «Житейские перипетии» М.П. Лобаева).
|
Ознакомление с окружающим миром
(1 – 2 кл.)
Авторы Сороцкая О.Н., Плешаков А.А.
1 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
Что нас окружает
|
1.
|
Воздух и вода.
|
- В/з «Река Танып».
|
2
|
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- В/з родной природы.
|
3.
|
Какие бывают животные.
|
- Рисунки животных В.А. Анциферовой (г. Чернушка).
|
Дом и школа.
|
4.
|
Моя семья.
|
- Беседа «Традиции семьи в прошлом».
|
5.
|
Моё здоровье.
|
- Беседа «Хочешь быть здоровым – загляни в прошлое».
|
Наш город (село).
|
6.
|
Название города, где мы живём. Улицы города. Достопримечательности
|
- Заочное путешествие по городу Чернушка (м/ф).
-В/ф «История Чернушинского района» (О Чернушке).
- «Улицы нашего города».
- Карта Чернушки.
|
7.
|
Природа города и его окрестности. Времена года.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- В/з родной природы.
|
Что, как и почему (доп. тема).
|
8.
|
Разнообразие явлений окружающего мира (история лампочки и т.д.; как одевались люди в прошлом).
|
- Экспозиция народной одежды, платков.
- Беседа «Старинный народный костюм».
- Материалы об истории вещей.
- Экспозиция «Как утюг стал электрическим».
- Экспозиция «Самовар кипит – уходить не велит».
- Беседа «Экспонаты рассказывают».
- Обзор выставки «Значки – это тоже история».
|
2 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
Родной край
|
1.
|
Что мы называем родным краем (область, район и т.д.)
|
- В/ф о Чернушке, Тауше, Рябках.
- Карта района, города.
- Литература по теме.
|
2.
|
Водоёмы.
|
- В/ф о Таныпе.
|
3.
|
Культура и образование в нашем крае: музеи, школы и т.д.
|
- Беседа-экскурсия «И люди, и вещи – наш фонд золотой».
- Беседа «Музеи нашего района».
- Возможность посещения музеев города и района.
|
4.
|
Смена времён года в нашем крае.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- В/з родной природы.
|
Природоведение
(3 – 4 кл.)
Автор Клепинина З.А.
3 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Изменения в природе.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- Произведения местных авторов.
|
2.
|
Охрана здоровья человека. Предупреждение простудных заболеваний.
|
- Беседа «Хочешь быть здоровым – загляни в прошлое».
- «Бабушкины рецепты от гриппа и простуды».
|
Введение в историю
Авторы Саплина Е.В., Саплин А.И.
Пропедевтический курс по истории подготавливает младших школьников к пониманию исторических процессов в обществе, на близком и доступном материале заинтересовывает детей, способствует стремлению к познанию, воспитывает юных патриотов.
3 класс
№
|
Виды материалов
|
Источники, формы
|
1.
|
Я и моё имя.
Наши имена.
|
- Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение: рабочая тетрадь. – Пермь: Книжный мир, 2004. (Уроки 20 и 19). И др. литература.
|
2.
|
Отчества и фамилии.
|
- Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение: рабочая тетрадь. – Пермь: Книжный мир, 2004. (Урок 21).
- Полякова Е.Н. Истоки русских фамилий. – Пермь, 1997.
|
3.
|
Топонимика. Почему мы так называем?
|
- В/ф о Тауше.
- В/ф о Рябках.
- «Некоторые географические названия Чернушинского района».
- «Названия улиц нашего города (годонимы)».
- Гостюхина Т.А. Пойду по Заводской, сверну на Тракторную// Маяк Приуралья, 13.08.97.
- Записи от информантов в с. Трушниках о топонимах.
- Топонимия Калиновки (материалы от Маковой Г.С.)
|
4.
|
История г. Чернушки.
|
- Карта г. Чернушки.
- «Улицы нашего города».
- Мультфильм «По улицам нашего города».
- Комплект открыток «Чернушка».
- Фото старого города.
- Хлопин В.Г. История Чернушинского района (конец 19 в. – 1954). – Пермь, 2000.
- В/ф «История Чернушинского района».
|
5.
|
История вещей.
Трапеза в разные времена.
|
- Экспозиции кухонной утвари (посуда глиняная, деревянная, плетёная и т.д.)
- Беседа «Щи да каша – пища наша».
|
6.
|
Родословная мебели.
|
- Старинная мебель (стул, сделанный без единого гвоздя, комод, резной шкаф, сундук, лавки и др.)
|
7.
|
Вещи вокруг нас.
|
- Беседа «Жизнь вещей».
- Экспозиция «Как утюг стал электрическим».
- Экспозиции самоваров, керосиновых ламп, маслобоек, весов, технических средств и т.д.
|
8.
|
Одежда в разные времена.
Как одевались на Руси?
|
- Коллекции старинной одежды, платков, обуви.
- Беседа «Как рубашка в поле выросла».
- «Как рубашка в поле выросла».
- Беседа «Русский народный костюм».
- «Русский народный костюм».
- В/з с мастер-класса «Русский народный костюм».
- Русский праздничный народный костюм/ Ред.-сост. Ю. М Дорофеев: Мозаика-Синтез, 1999.
- Морозова М.Г. и др. Пермский областной краеведческий музей: традиционный костюм народов Прикамья. – М.: Союзрекламкультура, 1990.
|
9.
|
Экскурсия в музей.
|
- Экскурсия в школьный музей с беседой на любую тему.
|
10.
|
История в символах и знаках.
Нумизматика. Деньги на Руси.
|
- Обзор выставки «Значки – это тоже история».
- Коллекции отечественных и иностранных денежных купюр и монет.
|
11.
|
Геральдика – наука о гербах.
|
- Гербы фамилий (календарики).
|
12.
|
Символы государства: герб, гимн, флаг.
|
- Герб, гимн и флаг РФ, района.
|
13.
|
История письменности.
Рождение алфавита.
|
- Разработка «День славянской письменности и культуры».
- В/подборка о славянской азбуке.
- Материалы о Кирилле и Мефодии, икона этих святых.
- Аз, буки, веди…// Славянка: Православный женский журнал. Май – июнь 2007 г. С.88 – 89.
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. (Буквицы).
|
14.
|
Что и как изучает история?
Как по вещам восстановить прошлое?
|
- Беседа «Экспонаты рассказывают».
|
4 класс
№
|
Виды материалов
|
Источники, формы
|
1.
|
С летописцем в Древнюю Русь.
Былинные герои Древней Руси.
|
- Вышивка крестом «Три богатыря».
|
2.
|
Языческие верования славян.
|
- Коринфский А. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. – М.: Белый город, 2007.
- Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб: Азбука-классика, 2005.
- Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым: В 2 т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.
- Растительный орнамент на одежде, предметах быта, народная игрушка.
|
3.
|
Принятие христианства на Руси.
|
- Красный угол горницы.
- Беседа «Десять заповедей Господних».
- Притчи, короткие поучительные истории.
- В/ф ТВЧ «Дорога к храму».
- В/ф ТВЧ, посвящённый 10-летию Николаевского монастыря.
- Песни-притчи.
|
4.
|
События 20 века.
Великая Отечественная война.
|
- Беседа по экспозиции «Эхо грозной войны» (каска, котелок, ложка, похоронки, картины о войне).
- В/ф «История Чернушинского района» (о начале войны).
- Комплект фото Героев Советского Союза.
- История Чернушинского района: материалы к урокам по историческому краеведению/ Автор-сост. Н.А. Козлова. – Пермь: Перм. кн. изд, 2006.
|
5.
|
В гости к мастеру.
Древнерусские иконописцы.
|
- Старинные и современные иконы в красном углу горницы, репродукции икон.
|
6.
|
Каменных дел мастера.
|
- Материалы о памятниках Чернушки.
|
7.
|
Русская музыка.
|
- В/з исполнения народных песен фольклорной группой «Супрядка» (с. Трушники).
- В/з исполнения народных песен коллективами Тауша, Калиновки, Рябков, Трушников, «Прикамских узоров», «Землянички».
|
8.
|
Во дворце, в усадьбе, в избе.
В крестьянском доме.
|
- Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым: В 2-х т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.
- Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII – первой половине XIX века. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995.
- Семёнова М. Мы – славяне: популярная энциклопедия. – М.: Азбука-классика, 2005.
- Экскурсия-путешествие в крестьянскую избу далёкого прошлого с помощью школьного музея.
- Предметы быта крестьян, существующие в течение веков (лукошко, молотило, туес, корчага, ложка деревянная, дупель, зыбка и др.)
|
9.
|
В монастыре.
|
- В/ф ТВЧ, посвящённый 10-летию Николаевского монастыря.
|
Физическая культура
Автор Матвеев А.П.
1 – 4 кл.
Одна из многочисленных задач занятий по физической культуре – обучение физическим упражнениям, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и т.д.
№
|
Виды материалов
|
Источники, формы
|
1.
|
Часть «Подвижные игры».
Разделы: «Гимнастика с основами акробатики»;
«Лёгкая атлетика»; «Спортивные игры».
|
- Народные игры в музейной картотеке.
- «Русские народные игры».
- Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: рус. дет. игровой фольклор: книга для учителя и учащихся/ Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
|
Трудовое обучение
Автор Конышева Н.М.
1 – 4 кл.
Трудовое обучение больше, чем какой-либо другой предмет, содействует формированию таких ключевых компетенций, как способность детей к преобразовательной и эстетической деятельности. Данная программа преследует преемственность между традиционной культурой и современной, давая учащимся возможность включаться в творческий процесс.
1 класс
№
|
Виды материалов
|
Источники, формы
|
1.
|
Я учусь, я расту, я умею.
Материал и образ. Новые приёмы обработки бумаги.
|
- Работы с аппликацией учащихся из кружка «Чудеса из ткани».
|
2.
|
Образы зимы.
Бумагопластика.
|
- Новогодняя выставка: ёлка, украшенная игрушками из фонда музея, которым 50 и более лет; самодельные игрушки из бумаги и пр.
|
2 класс
№
|
Виды материалов
|
Источники, формы
|
1.
|
Чудесная мастерская.
Лепка животных.
|
- Поделки учащихся из глины, камня.
- Вышивки животных.
- Рисунки животных и птиц В.А. Анциферовой (г. Чернушка).
|
2.
|
Учимся у народных мастеров.
Обычаи и обряды, символика вещей.
|
- Поделки в детском углу музея: куклы из соломы, мочала, ниток, ткани; глиняные игрушки.
|
3.
|
Мозаика.
|
- Поделки детей с использованием семян, цветной бумаги, ниток.
|
4.
|
Мягкая игрушка.
|
- Самодельные мягкие игрушки в детском углу музея.
|
3 класс
№
|
Виды материалов
|
Источники, формы
|
1.
|
Из глубины веков.
Керамика в культуре народов.
|
- Экспозиция глиняной посуды и современных керамических изделий на кухне музея.
|
2.
|
Плетение. Корзиночка. Короб.
|
- Экспозиция плетёной посуды (корзины, короб, плетёнки).
|
3.
|
Магия вещей. Украшения. Ожерелье, бусы.
|
- Самодельные украшения (деревянные бусы, бусы из солёного теста, украшения из бисера, вязаные воротнички и т.д.)
- Экскурсия на кружок «Бисероплетение» в музей.
|
4.
|
Мастера и подмастерья.
Новые приёмы бумагопластики.
|
- Поделки учащихся из бумаги.
|
5.
|
Творчество, труд, мастерство.
Современная глиняная игрушка.
|
- Игрушки из глины.
|
6.
|
Металл в руках мастера. Тиснение на фольге.
|
- Чеканка (2 работы самодеятельного чернушинского умельца).
|
4 класс
№
|
Виды материалов
|
Источники, формы
|
1.
|
Из глубины веков.
Лепка керамических изделий.
|
- Экспозиция глиняной посуды и современных керамических изделий на кухне музея.
- Поделки из глины.
- Экскурсия на кружок «Лепка из глины» (кааб. 413).
|
2.
|
Плетение из бисера.
|
См. 3 кл., № 3.
|
3.
|
Мастера и подмастерья.
Ёлочный шар-паутинка.
|
- Самодельные ёлочные игрушки.
|
4.
|
Традиции и современность.
Чеканка.
|
- Чеканка (2 работы самодеятельного чернушинского умельца).
|
Изобразительное искусство и художественный труд
Научн. рук. Неменский Б.Н.
1 класс
Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Iч. Наблюдаем и изображаем осень.
Ур. 13 – 14. Украшаем класс изображением осенних плодов и растений.
|
- Музейная выставка рисунков и поделок «Природа и фантазия».
- Стихи об осени местных поэтов.
- В/ф «Край родной, навек любимый…» (природа осенью, музыка).
|
2.
|
Ур. 15 – 16. Рисуем наш город.
|
- Комплект открыток «Чернушка», фотографии, газетные статьи.
- М/ф о достопримечательностях города с весёлой песней.
- Стихи о Чернушке местных поэтов.
|
3.
|
Ур. 17. Обобщение темы четверти. Выставка работ.
|
- Дополнение музейной выставки работами учащихся.
|
4.
|
IIч. В чём красота зимы?
Ур. 2, 3. Мы наблюдаем и лепим зверей и птиц.
|
- Рисунки самодеятельной местной художницы В.А. Анциферовой (птицы, животные).
- Поделки животных из глины, камня.
|
5.
|
Ур. 7, 8. Мы танцуем и поём вокруг ёлки.
|
- Новогодняя музейная выставка: ёлка, украшенная старыми игрушками, игрушки-самоделки, рисунки о зиме.
|
6.
|
Ур. 12. Обобщение темы четверти. Выставка работ.
|
- Музейная выставка «Зимушка-зима» из работ учащихся.
|
7.
|
IIIч. Мы и наши друзья.
Ур. 5, 6. Ожившие образы старины.
|
- В/з сказок Н.А. Чечихиной.
- Вышивка крестом «Три богатыря».
|
8.
|
Ур. 9, 10. Лепим любимых животных.
|
- Рисунки самодеятельной местной художницы В.А. Анциферовой (птицы, животные).
- Игрушки животных из глины, камня, ткани в детском углу музея.
|
9.
|
Ур. 17. Мы ждём весну.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…» (природа весной, музыка).
|
10.
|
Ур. 19. Обобщение темы четверти. Выставка работ.
|
- Выставка лучших работ в музее.
|
11.
|
IVч. Какого цвета весна и лето.
Ур. 1. Какого цвета небо.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
|
12.
|
Ур. 2, 3. Деревья проснулись.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
|
13.
|
Ур. 6, 7. Рисуем разные национальные костюмы.
|
- Национальные костюмы и орнаменты – русские, удмуртские, татарские, башкирские, марийские.
- Беседа «Все народы разные – все они прекрасные».
- В/з ТВЧ «В семье единой земли Чернушинской».
- В/з праздника, посвящённого 450-летию присоединения Башкортостана к России.
|
14.
|
Лепим любимых героев сказок.
|
- Встреча со сказительницей Н.А. Чечихиной или с её сказками (в/з).
|
2 класс
Ты и искусство
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Iч. Чем и как работают художники.
Ур. 4. Аппликация.
|
- Работы учащихся по аппликации, выполненные в кружке «Чудеса из ткани», и из детского уголка.
|
2.
|
IIч. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.
Ур. 4. Украшения и фантазия.
|
- Кружева, вышивка; поделки из глины, бисера, соломы, ткани и т.д.
|
3.
|
Ур.6. Постройка и фантазия.
|
- Работы учащихся из детского уголка музея (домики из спичек, дерева, бумаги; колодцы и т.д.)
|
4.
|
IIIч. О чём говорит искусство.
Ур. 1. Изображение природы в разных состояниях.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- Стихи о природе местных поэтов.
|
5.
|
Ур. 2. Изображение животных в разных выразительных движениях.
|
- Рисунки самодеятельной местной художницы В.А. Анциферовой (птицы, животные), учащихся.
- Игрушки животных из глины, камня, ткани в детском углу музея.
|
6.
|
Ур. 3 – 5. Образ человека и его характер.
|
- Фото местных краеведов, старожилов, известных земляков.
|
7.
|
Ур. 7. Выражение характера человека через украшения.
|
- Украшения из фондов музея (бусы из дерева, солёного теста, воротнички, изделия из бисера).
|
3 класс
Искусство вокруг нас
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Iч. Искусство в твоём доме.
Ур. 1, 2. Твои игрушки.
|
- Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников/ Автор-сост. Л.С. Куприна и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. (Гл. 4).
- Работы учащихся из детского уголка (куклы, домики, сшитые игрушки и т.д.)
- Пополнение детского уголка музея игрушками учащихся 2 классов.
|
2.
|
Ур. 3. Твоя посуда.
|
- Старинная посуда в экспозициях музея (берестяная, плетёная, деревянная, глиняная). Современная керамическая, металлическая и др. посуда.
|
3.
|
Ур. 4. Мамин платок.
|
- Коллекция из 23 шалей, платков, полушалков из фондов музея.
|
4.
|
IIч. Искусство на улицах твоего города.
Ур. 1. Наследие предков – памятники архитектуры.
|
- В/ф «История Чернушинского района» (о памятниках).
- Хлопин В.Г. История Чернушинского района (конец 19 в. – 1954). – Пермь, 2000.
|
5.
|
IIIч. Художник и зрелище.
Ур. 3. Образ театрального героя.
|
- Одеяния из сундука для создания различных образов.
|
6.
|
Ур.4, 5. Театр кукол.
|
- Образцы кукол для кукольного театра.
|
7.
|
IVч. Музеи искусства.
Ур. 7. Музеи народного декоративно-прикладного искусства.
|
- Элементы декоративно-прикладного искусства (народный костюм, украшения, игрушки, рукоделие, предметы быта).
|
4 класс
Каждый народ – художник
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Iч.
Ур. 1, 2. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы.
|
- Экскурсия-беседа «Целесообразность и гармония в устройстве традиционного жилища».
- Хлопин В.Г. История Чернушинского района (конец 19 в. – 1954). – Пермь, 2000.
- Лобаев М.П. Житейские перипетии: архивные записки. – Чернушка, 1992.
- В/з исполнения народных песен на фоне родной природы.
- Стихи местных поэтов о деревне, природе.
|
2.
|
Ур. 7. Воспевание труда в искусстве.
|
- Обзор экспозиций: музейные предметы как рукотворное чудо, сотворённое народом.
- Пословицы, народные песни, загадки, стихи местных поэтов о труде.
|
3.
|
Ур. 8, 9. Народные праздники.
|
- Лобаев М.П. Житейские перипетии: архивные записки. – Чернушка, 1992.
- Беседа с использованием в/з «От праздника до праздника и с праздником в душе».
- Литература о народных праздниках.
|
II
–
III
СТУПЕНИ
Русский язык
Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.
Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся достигается решением следующих задач:
- обогатить представления о родном языке, дать языковой и эстетический идеал;
- воспитывать через язык любовь к своей стране, народу;
- формировать интерес к истории, быту, традиционной культуре, местному говору.
5 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Язык – важнейшее средство общения.
|
- Высказывания о русском языке.
- Картотеки, ы.
- Произведения местного фольклора.
- Беседа «В начале было слово…»
|
6 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Лексика и фразеология.
Общеупотребительные слова. Устаревшие слова, диалектизмы, жаргонизмы. Словари русского языка. Фразеология.
|
- Высказывания о русском языке.
- Картотеки, ы.
- Произведения местного фольклора.
- Экспонаты с названиями.
- Беседа «В начале было слово…»
- Беседа «Пришла пора подорожить народным языком…» (В.И. Даль).
- Игровые занятия по местному говору.
- Словари диалектных слов.
- Ирзабеков В. Тайны русского слова. – СПб, 2007.
|
2.
|
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Описание помещения.
|
- Описание музея; предварительная беседа-экскурсия (устройство избы; домашняя утварь; наиболее интересные экспонаты)
|
3.
|
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя прилагательное. Описание природы.
|
- «Ошибки диалектного характера в письменных работах школьников».
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
|
4.
|
Публичное выступление о произведении народного промысла.
|
-Туеса, глиняная посуда, рукоделие.
|
7 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Морфология. Орфография. Культура речи.
|
- «Ошибки диалектного характера в письменных работах школьников».
|
2.
|
Наречие.
|
- «Диалектные наречия в местном говоре».
|
8 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Функции русского языка в современном мире.
|
- Ирзабеков В. Тайны русского слова. СПб, 2007.
- Высказывания о русском языке.
- Журналы «Славянка».
|
9 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Международное значение русского языка.
|
- Ирзабеков В. Тайны русского слова. СПб, 2007.
- Высказывания о русском языке.
- И.А. Ильин о русском языке.
|
2.
|
Общие сведения о языке. Язык как развивающееся явление. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как национальный язык русского народа.
|
См. 6 кл., №1.
|
*
Примечание.
Указанные возможности применимы и к другим программам, которые используются в гимназии.
Литература
Под ред. Г.И. Беленького и Ю. и. Лыссого
Применение элементов лингвистического и литературного краеведения на уроках литературы объясняется, в частности, некоторыми положениями «Концепции литературного образования для средней общеобразовательной школы»:
«Литература как социальный феномен (и прежде всего отечественный) содействует становлению гражданского и национального самосознания, патриотического сознания учащегося; утверждает в нём чувство родного языка, родной природы, родной истории».
«Лишь в национальной классике «строительный материал», слова, имеют первозданную полноту смысла, ибо они «на вкус, на взгляд, на запах – родные» (А.Н. Толстой).
«Предмет «литература» является основой для формирования языковой личности, для развития у учащихся чувства родного языка. Первопринципом изучения литературы выступает духовно-эстетическое, нравственное отношение к слову».
5 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Устное народное творчество.
Сказители и собиратели произведений УНТ.
|
- Произведения местного фольклора (сказки, загадки, пословицы, частушки, былички).
- В/з сказительницы Н.А. Чечихиной, рассказывающей сказки.
- Произведения пермского фольклора, собранные Серебренниковым.
- «Сказки, записанные от Н.А. Чечихиной».
- Сказки от бабушки Нины/ Сост. Т. Гостюхина, К. Миншаехова. – Чернушка: РИЦ «Парус», 2006.
- Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1982.
|
2.
|
Сказки.
Сказки волшебные, бытовые и о животных.
Сказка «Белая уточка».
|
- В/з сказительницы Н.А. Чечихиной, рассказывающей сказки.
- Одежда и обувь для инсценирования сказок.
- В/з рассказывания сказки «Белая уточка»; текст сказки в сборнике «Сказки от бабушки Нины».
- Музейный урок «Встреча со сказкой».
|
3.
|
Малые жанры фольклора.
Небылицы, загадки, пословицы.
|
- Малые жанры фольклора, записанные от Н.А. Чечихиной на бумажных носителях.
- В/з рассказывания быличек (небылиц) Н.А. Чечихиной.
|
4.
|
Мотивы фольклора в литературе.
П.П. Бажов. «Синюшкин колодец».
|
- «Народный язык в сказе П.П. Бажова «Синюшкин колодец».
|
5.
|
Из литературы 19 в.
И.А. Крылов.
Стихи А.А. Фета и др.
|
- Одежда и обувь для инсценирования басен.
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- В/з родной природы.
- Стихи местных поэтов о природе.
|
6.
|
Из литературы 20 в.
К.Г. Паустовский. Мещёрская сторона. В.В. Бианки, М.М. Пришвин.
|
- В/ф «Край родной, навек любимый…»
- В/з родной природы.
- Стихи местных поэтов о природе.
- Книга В.В. Бианки «Лесная газета».
|
6 класс
№
|
Тема, раздел
|
Источники, формы
|
1.
|
Устное народное творчество.
Былины. «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
|
- В/з сказительницы Н.А. Чечихиной, рассказывающей сказку «Соловей Разбойник».
|
2.
|
Древнерусская литература.
Письменная литература Древней Руси.
|
- Аз, буки, веди…// Славянка: православный женский журнал. Май – июнь 2007 г. С.88 – 89.
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. (Буквицы).
|
3.
|
«Повесть временных лет» («Сказание о белгородском киселе»).
|
Оформленный лист о лексике из сказания, написанного 1000 лет назад, которая употребляется до сих пор, особенно в диалектной речи (корчага и т.д.)
|
содержание ..
163
164
165 ..
|
|
|