Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  163  164  165   ..

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Использование возможностей школьного этнографического музея в образовательном процессе гимназии (Рекомендации методические)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Использование возможностей школьного этнографического музея в образовательном процессе гимназии (Рекомендации методические)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Использование возможностей школьного этнографического музея

в образовательном процессе гимназии

(Методические рекомендации)

Гостюхина Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования,

руководитель школьного этнографического музея

Чернушка – 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Особенности деятельности школьного этнографического музея 4

2. Комплексная и интегративная деятельность музея в рамках основного и дополнительного образования учащихся 8

3. Основные подходы и предпосылки 9

4. Источники 10

5. Формы участия музея в образовательном процессе гимназии 11

6. Структура методических рекомендаций 12

Часть I . Использование возможностей музея в преподавании учебных дисциплин 14

I ступень

1. Русский язык 14

2. Литературное чтение 15

3. Математика 16

4. Ознакомление с окружающим миром 17

5. Природоведение 18

6. Введение в историю 18

7. Физическая культура 21

8. Трудовое обучение 21

9. Изобразительное искусство и художественный труд 23

II и III ступени

1. Русский язык 27

2. Литература 29

3. География 32

4. Биология 34

5. История 35

6. Введение в обществознание. Человек и общество 37

7. Экономика 39

8. Физика 43

9. Трудовое обучение 44

10. Изобразительное искусство и художественный труд 47

11. Музыка 49

Часть II . Использование возможностей музея на уроках граждановедения, спецкурсах, факультативах 50

1. Факультативный курс исторического краеведения «Родина моя» 51

2. Факультативный курс «География Пермского края и

Чернушинского района 57

3. Факультативный курс «История Урала и Чернушинского района» 58

4. Курс лингвистического краеведения «Русская речь Прикамья» 6о

5. Курс литературного краеведения «Родное Прикамье» 64

Часть III . Использование возможностей музея во внеклассной воспитательной работе 65

1. Тематика имеющейся в музее литературы 65

2. Основные экспозиционные зоны и экспозиции музея 66

3. Сменные выставки, коллекции материалов и экспонатов 66

4. Участие музея в ключевых делах 67

5. Примерные темы музейных занятий 68

ВВЕДЕНИЕ

Особенности деятельности

школьного этнографического музея

Программа музея основывается на современных, актуальных идеях национально ориентированной школы и этнопедагогики.

В учебном плане, помимо федерального, выделяются национально- региональный и школьный компоненты. Национально-региональный компонент включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона). В «Концепции содержания национального образования в Пермской области» 2000 года (авторы Подюков И.А., Черных А.В., Четина Е.М.) отмечается, что данное направление зачастую «выбирается педагогическими коллективами как организующий мировоззренческий стержень» (С. 38). В данной Концепции подчёркивается, что в современной школе должно быть национальное, или национально ориентированное образование, которое предполагает «активное обращение в образовательной деятельности к национально-культурному, национально-историческому опыту России, ориентацию в интеллектуальном и духовном развитии человека на этнокультурные ценности и традиции» (С. 4). Таким образом, школа, а тем более гимназия, должна быть национальной. «В дальнейшем, видимо, музейное дело, – утверждают авторы Концепции,– будет одним из самых перспективных направлений работы национальных школ» (С. 12).

Приведённые ниже высказывания подтверждают значимость школьного музея, способствующего приобщению учащихся к важнейшим духовно-нравственным ценностям, которые призвано формировать гимназическое образование.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране…

Д. Лихачёв

Родина – это всё: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий, созидательный труд во имя своей страны, своего народа.

В. Астафьев

…человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Ч. Айтматов

…в опыте наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

З. Васильцова

Формируя современную личность в ребёнке, необходимо стремиться, чтобы в нём был нравственный стержень, основанный на общечеловеческих и национальных ценностях. Учитывая это, школьный музей и определяет свои многочисленные цели и задачи, а также ключевые компетенции.

Цели:

- воспитание учащихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине;

- укрепление связи между поколениями;

- воспитание уважительного отношения к разным народам, их традициям;

- выработка духовно-нравственных ориентиров у детей, приобщение их к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;

- формирование научно-исследовательского мировоззрения;

- социальная адаптация школьников, их профориентация;

- развитие и сохранение лучших традиций гимназии, города, района;

- формирование ключевых компетенций;

- объединение усилий школьного этнографического музея, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования по воспитанию подрастающего поколения на национальных, духовных, культурных традициях русского и других народов, населяющих район.

Задачи:

- знакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края (в том числе с национальными культурами татар, башкир, чувашей, удмуртов и т.д.), фольклором, местным говором;

- собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками, с народным языком;

- приобщать школьников к местной литературе, живописи;

- способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;

- развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся;

- распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы, среди учителей, школьников, родителей;

- шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе;

- приобщать родителей к этнокраеведению, вооружать их знаниями по этнопедагогике;

- постоянно пополнять музей экспонатами (в том числе характеризующими быт и традиционную культуру разных народов, проживающих в районе);

- организовать при музее кружки прикладной направленности, с развитием ремесла, связать их работу с деятельностью музея, а также кружок по изучению татаро-башкирской культуры;

- оказывать методическую помощь классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования в осуществлении регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности с помощью музея;

- расширять работу в социуме (поисково-краеведческую, экскурсионную, консультативно-методическую).

Формирование ключевых компетенций

Все составляющие образовательного процесса гимназии в современных условиях предполагают формирование с помощью деятельностного подхода ключевых компетенций. Школьный музей логически вписывается в общую систему, имея все условия для осуществления соответствующих видов деятельности.

1) Познавательная деятельность.

В музее есть разнообразные источники, с помощью которых учащиеся

могут пополнить и углубить знания по многим предметам. Богатые коллекции, книги, ы, проводимые музейные уроки, экскурсии способствуют повышению интереса в разных областях наук, побуждают к познанию.

2) Ценностно-ориентировочная деятельность.

Вся деятельность музея ориентирована на формирование нравственно-духовного идеала у школьников, категорий добра, чести, совести, справедливости, ответственности. Использование краеведческого и народоведческого материала, высвечивание положительных моментов в истории, быте, традиционной культуре народа в прошлом и настоящем, в деяниях великих людей и простых тружеников, в национальном характере способствует самовоспитанию, саморазвитию учащихся.

3) Преобразовательная деятельность.

Музей, хранящий историю, показывает жизнь предков в постоянном труде, развитии, совершенствовании, демонстрирует их необыкновенное трудолюбие, творчество, фантазию. На всех музейных уроках, экскурсиях, обзорах выставок подчёркивается созидательность народа. Творчество учащихся показывает преемственность поколений. Всё это вместе с формированием выше указанных ценностей направлено на развитие потребности и способности детей и подростков к преобразовательной деятельности в изменении к лучшему в окружающем мире и – самое главное – в себе.

4) Коммуникативная деятельность.

Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову – всё это развивает языковую личность, формирует коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.

5) Эстетическая деятельность.

Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство крестьянской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество, фольклор, богатый местный говор, прекрасные традиции и праздники) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.

В последнее время музей объединил многочисленные звенья, что

позволило создать Клуб музейной педагогики.

Связи музея в социуме

Учителя

Содержание (основные направления) деятельности музея

I. Деятельность музея в соответствии с его Программой по 10 направлениям:

1. Работа с активом музея.

2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.

3. Научно-исследовательская деятельность.

4. Научно-экспозиционная работа.

5. Экскурсионно-массовая работа.

6. Творчество учащихся, ремесло.

7. Благотворительность.

8. Методическая, консультативная работа.

9. Издательская деятельность.

10. Укрепление материально-технической базы музея.

II. Ведение кружков музейно-краеведческого направления:

III. Работа кружков прикладного направления, ремесло.

IV. Использование возможностей музея в учебно-воспитательном процессе (в краеведческой деятельности, в осуществлении регионально-национального компонента) при проведении:

- уроков;

- классных часов;

- спецкурсов, факультативов;

- кружков (в том числе в рамках различных воспитательных клубов);

- мероприятий в профильных лагерях и т.д.

Комплексная и интегративная деятельность музея

в рамках основного и дополнительного образования учащихся

I , II , III ступени (общие направления)

- Музейные уроки, экскурсии, связанные с темами учебных предметов (использование регионально-национального компонента).

- Классные часы, беседы, праздники, встречи, связанные с нравственно-духовным, патриотическим воспитанием.

- Связь с воспитательными центрами школы: трудового, эстетического воспитания, пресс-центром, центром научного поиска и другими.

- Участие школьников в поисково-собирательской, научно-исследовательской, творческой, благотворительной деятельности музея.

I ступень

- Спецкурс по граждановедению «Родина моя».

- Культурологические программы «Традиция» клуба «Альтаир»:

«Основы православной культуры»;

«Народоведение».

- «Венок Прикамья».

- Кружки прикладного направления («Альтаир»):

«Бисероплетение»;

«Чудеса из ткани» и др.

- Фольклорный кружок.

- «Живой родник» (по татаро-башкирской культуре) – ЦДТ.

II ступень

- Кружки музейно-краеведческого направления:

«Родничок»;

«Основы музееведения»;

«Юный исследователь».

- Спецкурсы по граждановедению:

«Русская речь Прикамья» (5 кл.);

«История Урала» (6 – 9 кл.);

«Родное Прикамье» (7 кл.);

«Экология ХХI века» (8 кл.);

«География Пермского края и Чернушинского района» (9 кл.)

- Кружки прикладного направления («Альтаир»):

«Бисероплетение»;

«Чудеса из ткани» и др.

III ступень

- Спецкурс «История Урала и Чернушинского района» (10 кл.)

- Исследовательские работы, связанные со сбором и исследованием фольклора (10 кл.)

Практическая деятельность

- Подготовка и работа экскурсоводов.

- Научно-исследовательская деятельность. Участие в научных конференциях.

- Написание заметок в школьную газету «Компас».

- Выпуск брошюр по итогам поисково-исследовательской работы.

- Пополнение сайта музея.

- Развитие умений и навыков, связанных с ремёслами, творчеством детей.

- Создание макетов музейных предметов, народных игрушек и т.д.

- Организация выставок творчества учащихся, занимающихся в кружках.

- Благотворительные акции.

- Участие школьников в поисково-собирательской деятельности.

Основные подходы и предпосылки

Этнографический музей МОУ «Гимназия» г. Чернушки Пермского края – это не только хранилище истории. Это и своеобразный храм практически всех школьных наук. Профиль музея может помочь в преподавании почти всех учебных дисциплин: истории, русского языка, литературы, географии, психологии, музыки, технологии, ИЗО, экономики и т.д. Велики его возможности и во внеклассной воспитательной работе. За время существования музея (с 2000 года) накоплен некоторый опыт взаимодействия его руководителя с учителями-предметниками и классными руководителями. Однако оно складывалось по большей части стихийно. Поэтому назрела потребность в целенаправленной, системной деятельности школьного музея по методической помощи педагогам и учащимся в использовании его богатейших возможностей. Переход школы в статус гимназии ускорил выработку настоящих рекомендаций, которые создавались на основе тщательного изучения и анализа не только многочисленных фондов музея (отдельных экспонатов, экспозиций, исследовательских работ, литературы), но и практически всех учебных программ основного и дополнительного образования, используемых в гимназии.

Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность. Поэтому велика их роль (особенно в сочетании с вспомогательным фондом) как действенного дополнительного средства обучения и воспитания.

Изначально девизом музея являются слова: «И люди, и вещи – наш фонд золотой…» Действительно, музей позволяет проследить связь людей и вещей, а также связь времён. Есть все условия, чтобы использовать его в комплексном образовании учащихся, главной целью которого является формирование личности, способной к адаптации в современных условиях, к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Можно отметить следующие основные предпосылки многогранного включения возможностей музея в образовательный процесс гимназии:

- Общность целей и задач образования в целом и деятельности музея.

- Соответствие принципов музейной педагогики основополагающим принципам обучения (развивающего и воспитывающего характера обучения; научности; систематичности и последовательности; сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального; доступности; прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; связи обучения с жизнью, с практикой; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы).

- Богатство возможностей в использовании разнообразных методов обучения и воспитания (по источнику получения знаний): словесных, практических и особенно наглядных.

- Имеющаяся в музее материальная база для преподавания (более 4 тысяч экспонатов, из них более 2 тысяч – основного фонда).

- Научный потенциал музея.

- Большой интерес учащихся к школьному музею (более 8 тысяч посещений за учебный год).

- Взаимодействие руководителя музея и учителей.

Источники

- Экспозиции музея (экспозиционные зоны), временные выставки (20 – 40 сменных выставок в год), отдельные экспонаты, коллекции.

- Выставки поделок учащихся, взрослых.

- Литература по краеведению, народоведению, газета «Вестник музея» и т.д. (более 350 наименований).

- Воспоминания старожилов, краеведов.

- Научно-исследовательские работы школьников (несколько десятков).

- Творческие работы учащихся (макеты, доклады по темам и др.)

- Аудио- и видеозаписи.

- Многочисленные друзья музея: местные краеведы, художники, писатели, поэты, журналисты, сказительница и т.д., с которыми можно организовать встречи и установить контакты.

Формы участия музея в образовательном процессе гимназии

1. Экскурсия: обзорная, тематическая, методическая (Например: «И люди, и вещи – наш фонд золотой»; «Устройство крестьянской избы»; «Организация школьного этнографического музея, система его деятельности»).

2. Беседа («Жизнь и быт крестьян конца 19 – первой половины 20 в. в Чернушинском районе», «Русский народный костюм», «Ремёсла и хозяйственная деятельность крестьян» и т.п.)

3. Часть урока в музее или в классе (Викторина «Знаешь ли ты свой край?»; «А как вышивали наши бабушки…» на уроке технологии; «Традиционные углы в русской избе, домашняя утварь» - на уроке ИЗО; «Местный песенный фольклор» - на уроке литературы и т.д.)

4. Обзор выставок и экспозиций («Из бабушкиного сундука», «Как учились до нас», «Мода наших мам и бабушек», «Как рубашка в поле выросла», «Эхо грозной войны», «Экспонаты рассказывают», «Старинная утварь», «Значки – это тоже история», «В семье единой земли Чернушинской», «Из тайников школьного музея», персональные выставки творчества и др.)

5. Практикумы («Требования к исследовательской работе», «Как весело провести вечер-складыню», «Как сделать куклы «из ничего», «Работа со словарями диалектной лексики» и др.)

6. Индивидуальные задания:

· Найти рекламу в старообрядческом журнале «Церковь» 1914г.

· Записать слова определённой группы.

· Найти в музее предметы, которые относятся к теме.

· Узнать в музее историю некоторых вещей.

· Записать названия предметов быта, которые могли продаваться на ярмарке.

· Рассказать об устройстве крестьянской избы.

· Найти некоторые дореволюционные цены на сельхозпродукты и товары (в архивных записках «Житейские перипетии» Лобаева М.П.).

· Подготовить сообщение, используя те или иные материалы музея.

7. Изготовление спецзаказа для музея:

· лоскутное шитьё;

· макеты колодцев, домиков;

· плечики для одежды;

· коньки;

· куклы из щепочек и тряпочек; куклы на лутошке, из соломы, глины, мочала;

· макеты одежды;

· материал для какой-то экспозиции, о каком-либо празднике и т.д.

· пошив одежды для кукол.

8. Использование фондов музея на уроках, в мероприятиях (более 600 экспонатов, книг, ов в течение учебного года). Легенда предмета (Например: о доске разделочной, изготовленной в 1845г. в Чердынском районе; о рукотернике, вытканном в 1920г. 10-летней девочкой; о платке, выменянном на муку более ста лет назад; о чемодане, сделанном учителем труда Лекомцевым П.И., когда он учился в 5 классе, и т.д.)

9. Участие детей и взрослых в выставках творчества, в формировании тематических экспозиций и выставок (изделия шитые, вязаные, кружева, вышивки, куклы, поделки из теста, бисера, глины, камня, соломки, бумаги) ; персональные выставки художников, мастеров по глине, камню и т.д.

10. Видеопросмотры («История Чернушинского района», «Дорога к храму», записи народных песен, сказок и т.д.)

11. Творческие мероприятия:

- новоселье (влазины);

- практическая работа;

- устный журнал;

- мастерская «Народная кукла» и т.п.

12. Организация соревнования (ср. «Книга рекордов музея», подведение итогов по полугодиям, к Международному дню музеев 18 мая).

13. Исследовательская работа (см. ы).

14. Выпуск газеты «Вестник музея» (о выставках, воспоминания старожилов и т.д.)

Структура методических рекомендаций

Таким образом, школьный этнографический музей, в котором осуществляется система разнообразной деятельности, имеет богатые возможности для образования школьников, которые способен реализовать на уроках и во внеурочное время.

Данные рекомендации состоят из трёх частей:

1) Использование возможностей музея в преподавании учебных предметов;

2) Использование возможностей музея на уроках граждановедения, спецкурсах, факультативах;

3) Использование возможностей музея во внеклассной воспитательной работе.

Рекомендации представлены в основном в виде таблиц, которые состоят из трёх колонок: «№ по порядку», «Тема, раздел», «Источники, формы». При этом они составлены практически в соответствии с теми программами, по которым ведётся преподавание в гимназии. Исключение составляют рекомендации по экономике, где даётся пример использования возможностей музея только в 7 классе (и не по действующей программе), и по музыке (в силу специфичности предмета), где просто перечисляются все имеющиеся музейные материалы, которые так или иначе могут применяться в преподавании музыки. Форм в таблицах указано немного: предполагается их выбор после обсуждения с обратившимся в музей учителем.

С помощью музея можно осуществлять мероприятия и по внеклассной воспитательной работе. В данных материалах приводятся примерные темы программы «Истоки», которые можно изменить и значительно дополнить.

Следует отметить, что в некоторых случаях указываются конкретные исследовательские работы и книги, а в некоторых просто даётся ссылка на наличие ов и литературы по теме, которые будут предложены в каждой конкретной ситуации.

Перед каждым предметом или курсом сформулированы или взяты непосредственно из программ целевые установки, которые совпадают или пересекаются в деятельности педагогов и музея.

Обращение к методическим рекомендациям по использованию возможностей школьного этнографического музея учителем-предметником или классным руководителем предполагает тесное сотрудничество с руководителем музея. В ходе творческого общения могут возникнуть и другие интересные формы, не указанные в рекомендациях.

Условные обозначения:

А/з – аудиозаписи.

В/з – видеозаписи.

В/ф – видеофильм.

М/ф – мультфильм.

– исследовательская работа учащегося.

Часть I .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЕЯ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

I СТУПЕНЬ

В программе первой ступени написаны слова, которые с полным правом можно отнести ко всем ступеням школьного образования, на которых формируются ключевые компетенции: «Главное назначение начальной школы – воспитательное. Начальная школа обязана … привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям в природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей».

Русский язык

Авторы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.

2 класс

Тема, раздел

Источники, формы

Звуки и буквы

1.

Алфавит.

- Разработка «День славянской письменности и культуры».

- В/подборка о славянской азбуке.

- Материалы о Кирилле и Мефодии, икона этих святых.

- Аз, буки, веди…// Славянка: Православный женский журнал. Май – июнь 2007 г. С.88 – 89.

- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. (Буквицы).

Слово

2.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.

- Знакомство с известными земляками (Хлопин В.Г., создатель краеведческого музея; Чечихина Н.А., сказительница; Лобаев М.П., краевед; и т.д.) В/з, фото, их книги.

- Материалы, связанные с местными географическими названиями: в/з, фото, карта района, ы и т.д.

3 класс

Тема, раздел

Источники, формы

Состав слова

1.

Корень, однокоренные слова.

- Стих. Т.А. Гостюхиной «Слова-родственники» (слова с корнем -род-).

Литературное чтение

Авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

2 класс

Тема, раздел

Источники, формы

Устное народное творчество

1.

Потешки, прибаутки, небылицы, перевёртыши, считалки, загадки, пословицы.

- В/з фольклора от Н.А. Чечихиной.

- Загадки, пословицы, былички, записанные от старожилов Чернушки и Чернушинского района.

- Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников/ Автор-сост. Л.С. Куприна и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. (Гл. 1).

2.

Сказки о животных, бытовые и волшебные.

- Сказки от бабушки Нины/ Сост. Т. Гостюхина, К. Миншаехова. – Чернушка: РИЦ «Парус», 2006.

- В/з фольклора от Н.А. Чечихиной.

- Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1982.

Русские писатели

3.

И.А. Крылов.

- Экспонаты, одежда для инсценирования басен.

4.

В.И. Даль.

- Бессараб М. Владимир Даль. – М.: Московский рабочий, 1968.

- Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова… – М.: Детская лит., 1969.

- Порудоминский В. Про Владимира Ивановича Даля и его словарь. – М.: Детская лит., 1979.

- Вечер для учащихся «В.И. Даль и его словарь» (разработка).

- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: ТЕРРА, 1995.

- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007.

Писатели – детям

5.

Произведения о природе.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- В/з родной природы.

- Стихи местных поэтов о природе.

- Рассказы Т.П. Сафроновой (г. Чернушка) о животных.

- Рисунки животных В.А. Анциферовой (г. Чернушка).

3 класс

Тема, раздел

Источники, формы

Устное народное творчество

1.

Народные сказки.

- В/з фольклора от Н.А. Чечихиной.

- Сказки от бабушки Нины/ Сост. Т. Гостюхина, К. Миншаехова. – Чернушка: РИЦ «Парус», 2006.

- Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1982.

2.

Былины.

- Вышивка крестом «Три богатыря».

- Сказка «Соловей-Разбойник», записанная от Н.А.

Чечихиной.

Страницы русской классики. Любимые детские писатели.

3.

Поэтические тетради (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Никитин, С.А. Есенин, А.С. Пушкин и др.);

Люби живое (М.М. Пришвин, В.П. Астафьев и др.)

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- В/з родной природы.

- Стихи местных поэтов о природе.

- Рассказы Т.П. Сафроновой (г. Чернушка) о животных.

- Рисунки животных В.А. Анциферовой (г. Чернушка).

- Сборники местных поэтов: Н.В. Бадиной, Л.В. Согоян и др.

4 класс

Тема, раздел

Источники, формы

Летописи

1.

«Начали братья эти составлять славянскую азбуку…»

- Разработка «День славянской письменности и культуры».

- В/подборка о славянской азбуке.

- Материалы о Кирилле и Мефодии, икона этих святых.

- Аз, буки, веди…// Славянка: Православный женский журнал. Май – июнь 2007 г. С.88 – 89.

- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. (Буквицы).

Былины, древнерусские повести, жития.

2.

Былины о Илье Муромце.

- Вышивка крестом «Три богатыря».

Поэтические тетради.

3.

- Стихи местных поэтов.

Внеклассное чтение.

4.

- Организация в музее встреч с местными авторами и сказителями.

- Произведения местных поэтов и писателей.

Математика

2 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Умножение и деление.

- Старинная игровая таблица умножения.

3 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Единицы времени.

- Старинные часы «Павелъ Буре» 19 в., другие часы (более 20) из коллекции музея..

4 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Единицы измерения длины.

- Старые русские меры длины (верста, сажень, аршин, вершок., дюйм, фут, морская миля).

2.

Единицы измерения массы.

- Старые русские меры веса (пуд, фунт).

- Весы-безмен, весы с тарелками.

- Некоторые дореволюционные цены на с/х продукты и товары (Архивные записки «Житейские перипетии» М.П. Лобаева).

Ознакомление с окружающим миром (1 – 2 кл.)

Авторы Сороцкая О.Н., Плешаков А.А.

1 класс

Тема, раздел

Источники, формы

Что нас окружает

1.

Воздух и вода.

- В/з «Река Танып».

2

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- В/з родной природы.

3.

Какие бывают животные.

- Рисунки животных В.А. Анциферовой (г. Чернушка).

Дом и школа.

4.

Моя семья.

- Беседа «Традиции семьи в прошлом».

5.

Моё здоровье.

- Беседа «Хочешь быть здоровым – загляни в прошлое».

Наш город (село).

6.

Название города, где мы живём. Улицы города. Достопримечательности

- Заочное путешествие по городу Чернушка (м/ф).

-В/ф «История Чернушинского района» (О Чернушке).

- «Улицы нашего города».

- Карта Чернушки.

7.

Природа города и его окрестности. Времена года.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- В/з родной природы.

Что, как и почему (доп. тема).

8.

Разнообразие явлений окружающего мира (история лампочки и т.д.; как одевались люди в прошлом).

- Экспозиция народной одежды, платков.

- Беседа «Старинный народный костюм».

- Материалы об истории вещей.

- Экспозиция «Как утюг стал электрическим».

- Экспозиция «Самовар кипит – уходить не велит».

- Беседа «Экспонаты рассказывают».

- Обзор выставки «Значки – это тоже история».

2 класс

Тема, раздел

Источники, формы

Родной край

1.

Что мы называем родным краем (область, район и т.д.)

- В/ф о Чернушке, Тауше, Рябках.

- Карта района, города.

- Литература по теме.

2.

Водоёмы.

- В/ф о Таныпе.

3.

Культура и образование в нашем крае: музеи, школы и т.д.

- Беседа-экскурсия «И люди, и вещи – наш фонд золотой».

- Беседа «Музеи нашего района».

- Возможность посещения музеев города и района.

4.

Смена времён года в нашем крае.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- В/з родной природы.

Природоведение (3 – 4 кл.)

Автор Клепинина З.А.

3 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Изменения в природе.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- Произведения местных авторов.

2.

Охрана здоровья человека. Предупреждение простудных заболеваний.

- Беседа «Хочешь быть здоровым – загляни в прошлое».

- «Бабушкины рецепты от гриппа и простуды».

Введение в историю

Авторы Саплина Е.В., Саплин А.И.

Пропедевтический курс по истории подготавливает младших школьников к пониманию исторических процессов в обществе, на близком и доступном материале заинтересовывает детей, способствует стремлению к познанию, воспитывает юных патриотов.

3 класс

Виды материалов

Источники, формы

1.

Я и моё имя.

Наши имена.

- Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение: рабочая тетрадь. – Пермь: Книжный мир, 2004. (Уроки 20 и 19). И др. литература.

2.

Отчества и фамилии.

- Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение: рабочая тетрадь. – Пермь: Книжный мир, 2004. (Урок 21).

- Полякова Е.Н. Истоки русских фамилий. – Пермь, 1997.

3.

Топонимика. Почему мы так называем?

- В/ф о Тауше.

- В/ф о Рябках.

- «Некоторые географические названия Чернушинского района».

- «Названия улиц нашего города (годонимы)».

- Гостюхина Т.А. Пойду по Заводской, сверну на Тракторную// Маяк Приуралья, 13.08.97.

- Записи от информантов в с. Трушниках о топонимах.

- Топонимия Калиновки (материалы от Маковой Г.С.)

4.

История г. Чернушки.

- Карта г. Чернушки.

- «Улицы нашего города».

- Мультфильм «По улицам нашего города».

- Комплект открыток «Чернушка».

- Фото старого города.

- Хлопин В.Г. История Чернушинского района (конец 19 в. – 1954). – Пермь, 2000.

- В/ф «История Чернушинского района».

5.

История вещей. Трапеза в разные времена.

- Экспозиции кухонной утвари (посуда глиняная, деревянная, плетёная и т.д.)

- Беседа «Щи да каша – пища наша».

6.

Родословная мебели.

- Старинная мебель (стул, сделанный без единого гвоздя, комод, резной шкаф, сундук, лавки и др.)

7.

Вещи вокруг нас.

- Беседа «Жизнь вещей».

- Экспозиция «Как утюг стал электрическим».

- Экспозиции самоваров, керосиновых ламп, маслобоек, весов, технических средств и т.д.

8.

Одежда в разные времена. Как одевались на Руси?

- Коллекции старинной одежды, платков, обуви.

- Беседа «Как рубашка в поле выросла».

- «Как рубашка в поле выросла».

- Беседа «Русский народный костюм».

- «Русский народный костюм».

- В/з с мастер-класса «Русский народный костюм».

- Русский праздничный народный костюм/ Ред.-сост. Ю. М Дорофеев: Мозаика-Синтез, 1999.

- Морозова М.Г. и др. Пермский областной краеведческий музей: традиционный костюм народов Прикамья. – М.: Союзрекламкультура, 1990.

9.

Экскурсия в музей.

- Экскурсия в школьный музей с беседой на любую тему.

10.

История в символах и знаках.

Нумизматика. Деньги на Руси.

- Обзор выставки «Значки – это тоже история».

- Коллекции отечественных и иностранных денежных купюр и монет.

11.

Геральдика – наука о гербах.

- Гербы фамилий (календарики).

12.

Символы государства: герб, гимн, флаг.

- Герб, гимн и флаг РФ, района.

13.

История письменности.

Рождение алфавита.

- Разработка «День славянской письменности и культуры».

- В/подборка о славянской азбуке.

- Материалы о Кирилле и Мефодии, икона этих святых.

- Аз, буки, веди…// Славянка: Православный женский журнал. Май – июнь 2007 г. С.88 – 89.

- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. (Буквицы).

14.

Что и как изучает история? Как по вещам восстановить прошлое?

- Беседа «Экспонаты рассказывают».

4 класс

Виды материалов

Источники, формы

1.

С летописцем в Древнюю Русь. Былинные герои Древней Руси.

- Вышивка крестом «Три богатыря».

2.

Языческие верования славян.

- Коринфский А. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. – М.: Белый город, 2007.

- Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб: Азбука-классика, 2005.

- Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым: В 2 т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.

- Растительный орнамент на одежде, предметах быта, народная игрушка.

3.

Принятие христианства на Руси.

- Красный угол горницы.

- Беседа «Десять заповедей Господних».

- Притчи, короткие поучительные истории.

- В/ф ТВЧ «Дорога к храму».

- В/ф ТВЧ, посвящённый 10-летию Николаевского монастыря.

- Песни-притчи.

4.

События 20 века. Великая Отечественная война.

- Беседа по экспозиции «Эхо грозной войны» (каска, котелок, ложка, похоронки, картины о войне).

- В/ф «История Чернушинского района» (о начале войны).

- Комплект фото Героев Советского Союза.

- История Чернушинского района: материалы к урокам по историческому краеведению/ Автор-сост. Н.А. Козлова. – Пермь: Перм. кн. изд, 2006.

5.

В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы.

- Старинные и современные иконы в красном углу горницы, репродукции икон.

6.

Каменных дел мастера.

- Материалы о памятниках Чернушки.

7.

Русская музыка.

- В/з исполнения народных песен фольклорной группой «Супрядка» (с. Трушники).

- В/з исполнения народных песен коллективами Тауша, Калиновки, Рябков, Трушников, «Прикамских узоров», «Землянички».

8.

Во дворце, в усадьбе, в избе. В крестьянском доме.

- Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым: В 2-х т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.

- Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII – первой половине XIX века. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995.

- Семёнова М. Мы – славяне: популярная энциклопедия. – М.: Азбука-классика, 2005.

- Экскурсия-путешествие в крестьянскую избу далёкого прошлого с помощью школьного музея.

- Предметы быта крестьян, существующие в течение веков (лукошко, молотило, туес, корчага, ложка деревянная, дупель, зыбка и др.)

9.

В монастыре.

- В/ф ТВЧ, посвящённый 10-летию Николаевского монастыря.

Физическая культура

Автор Матвеев А.П.

1 – 4 кл.

Одна из многочисленных задач занятий по физической культуре – обучение физическим упражнениям, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и т.д.

Виды материалов

Источники, формы

1.

Часть «Подвижные игры». Разделы: «Гимнастика с основами акробатики»;

«Лёгкая атлетика»; «Спортивные игры».

- Народные игры в музейной картотеке.

- «Русские народные игры».

- Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: рус. дет. игровой фольклор: книга для учителя и учащихся/ Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.

Трудовое обучение

Автор Конышева Н.М.

1 – 4 кл.

Трудовое обучение больше, чем какой-либо другой предмет, содействует формированию таких ключевых компетенций, как способность детей к преобразовательной и эстетической деятельности. Данная программа преследует преемственность между традиционной культурой и современной, давая учащимся возможность включаться в творческий процесс.

1 класс

Виды материалов

Источники, формы

1.

Я учусь, я расту, я умею. Материал и образ. Новые приёмы обработки бумаги.

- Работы с аппликацией учащихся из кружка «Чудеса из ткани».

2.

Образы зимы. Бумагопластика.

- Новогодняя выставка: ёлка, украшенная игрушками из фонда музея, которым 50 и более лет; самодельные игрушки из бумаги и пр.

2 класс

Виды материалов

Источники, формы

1.

Чудесная мастерская.

Лепка животных.

- Поделки учащихся из глины, камня.

- Вышивки животных.

- Рисунки животных и птиц В.А. Анциферовой (г. Чернушка).

2.

Учимся у народных мастеров. Обычаи и обряды, символика вещей.

- Поделки в детском углу музея: куклы из соломы, мочала, ниток, ткани; глиняные игрушки.

3.

Мозаика.

- Поделки детей с использованием семян, цветной бумаги, ниток.

4.

Мягкая игрушка.

- Самодельные мягкие игрушки в детском углу музея.

3 класс

Виды материалов

Источники, формы

1.

Из глубины веков. Керамика в культуре народов.

- Экспозиция глиняной посуды и современных керамических изделий на кухне музея.

2.

Плетение. Корзиночка. Короб.

- Экспозиция плетёной посуды (корзины, короб, плетёнки).

3.

Магия вещей. Украшения. Ожерелье, бусы.

- Самодельные украшения (деревянные бусы, бусы из солёного теста, украшения из бисера, вязаные воротнички и т.д.)

- Экскурсия на кружок «Бисероплетение» в музей.

4.

Мастера и подмастерья.

Новые приёмы бумагопластики.

- Поделки учащихся из бумаги.

5.

Творчество, труд, мастерство. Современная глиняная игрушка.

- Игрушки из глины.

6.

Металл в руках мастера. Тиснение на фольге.

- Чеканка (2 работы самодеятельного чернушинского умельца).

4 класс

Виды материалов

Источники, формы

1.

Из глубины веков. Лепка керамических изделий.

- Экспозиция глиняной посуды и современных керамических изделий на кухне музея.

- Поделки из глины.

- Экскурсия на кружок «Лепка из глины» (кааб. 413).

2.

Плетение из бисера.

См. 3 кл., № 3.

3.

Мастера и подмастерья. Ёлочный шар-паутинка.

- Самодельные ёлочные игрушки.

4.

Традиции и современность. Чеканка.

- Чеканка (2 работы самодеятельного чернушинского умельца).

Изобразительное искусство и художественный труд

Научн. рук. Неменский Б.Н.

1 класс

Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Iч. Наблюдаем и изображаем осень.

Ур. 13 – 14. Украшаем класс изображением осенних плодов и растений.

- Музейная выставка рисунков и поделок «Природа и фантазия».

- Стихи об осени местных поэтов.

- В/ф «Край родной, навек любимый…» (природа осенью, музыка).

2.

Ур. 15 – 16. Рисуем наш город.

- Комплект открыток «Чернушка», фотографии, газетные статьи.

- М/ф о достопримечательностях города с весёлой песней.

- Стихи о Чернушке местных поэтов.

3.

Ур. 17. Обобщение темы четверти. Выставка работ.

- Дополнение музейной выставки работами учащихся.

4.

IIч. В чём красота зимы?

Ур. 2, 3. Мы наблюдаем и лепим зверей и птиц.

- Рисунки самодеятельной местной художницы В.А. Анциферовой (птицы, животные).

- Поделки животных из глины, камня.

5.

Ур. 7, 8. Мы танцуем и поём вокруг ёлки.

- Новогодняя музейная выставка: ёлка, украшенная старыми игрушками, игрушки-самоделки, рисунки о зиме.

6.

Ур. 12. Обобщение темы четверти. Выставка работ.

- Музейная выставка «Зимушка-зима» из работ учащихся.

7.

IIIч. Мы и наши друзья.

Ур. 5, 6. Ожившие образы старины.

- В/з сказок Н.А. Чечихиной.

- Вышивка крестом «Три богатыря».

8.

Ур. 9, 10. Лепим любимых животных.

- Рисунки самодеятельной местной художницы В.А. Анциферовой (птицы, животные).

- Игрушки животных из глины, камня, ткани в детском углу музея.

9.

Ур. 17. Мы ждём весну.

- В/ф «Край родной, навек любимый…» (природа весной, музыка).

10.

Ур. 19. Обобщение темы четверти. Выставка работ.

- Выставка лучших работ в музее.

11.

IVч. Какого цвета весна и лето.

Ур. 1. Какого цвета небо.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

12.

Ур. 2, 3. Деревья проснулись.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

13.

Ур. 6, 7. Рисуем разные национальные костюмы.

- Национальные костюмы и орнаменты – русские, удмуртские, татарские, башкирские, марийские.

- Беседа «Все народы разные – все они прекрасные».

- В/з ТВЧ «В семье единой земли Чернушинской».

- В/з праздника, посвящённого 450-летию присоединения Башкортостана к России.

14.

Лепим любимых героев сказок.

- Встреча со сказительницей Н.А. Чечихиной или с её сказками (в/з).

2 класс

Ты и искусство

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Iч. Чем и как работают художники.

Ур. 4. Аппликация.

- Работы учащихся по аппликации, выполненные в кружке «Чудеса из ткани», и из детского уголка.

2.

IIч. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

Ур. 4. Украшения и фантазия.

- Кружева, вышивка; поделки из глины, бисера, соломы, ткани и т.д.

3.

Ур.6. Постройка и фантазия.

- Работы учащихся из детского уголка музея (домики из спичек, дерева, бумаги; колодцы и т.д.)

4.

IIIч. О чём говорит искусство.

Ур. 1. Изображение природы в разных состояниях.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- Стихи о природе местных поэтов.

5.

Ур. 2. Изображение животных в разных выразительных движениях.

- Рисунки самодеятельной местной художницы В.А. Анциферовой (птицы, животные), учащихся.

- Игрушки животных из глины, камня, ткани в детском углу музея.

6.

Ур. 3 – 5. Образ человека и его характер.

- Фото местных краеведов, старожилов, известных земляков.

7.

Ур. 7. Выражение характера человека через украшения.

- Украшения из фондов музея (бусы из дерева, солёного теста, воротнички, изделия из бисера).

3 класс

Искусство вокруг нас

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Iч. Искусство в твоём доме.

Ур. 1, 2. Твои игрушки.

- Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников/ Автор-сост. Л.С. Куприна и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. (Гл. 4).

- Работы учащихся из детского уголка (куклы, домики, сшитые игрушки и т.д.)

- Пополнение детского уголка музея игрушками учащихся 2 классов.

2.

Ур. 3. Твоя посуда.

- Старинная посуда в экспозициях музея (берестяная, плетёная, деревянная, глиняная). Современная керамическая, металлическая и др. посуда.

3.

Ур. 4. Мамин платок.

- Коллекция из 23 шалей, платков, полушалков из фондов музея.

4.

IIч. Искусство на улицах твоего города.

Ур. 1. Наследие предков – памятники архитектуры.

- В/ф «История Чернушинского района» (о памятниках).

- Хлопин В.Г. История Чернушинского района (конец 19 в. – 1954). – Пермь, 2000.

5.

IIIч. Художник и зрелище.

Ур. 3. Образ театрального героя.

- Одеяния из сундука для создания различных образов.

6.

Ур.4, 5. Театр кукол.

- Образцы кукол для кукольного театра.

7.

IVч. Музеи искусства.

Ур. 7. Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

- Элементы декоративно-прикладного искусства (народный костюм, украшения, игрушки, рукоделие, предметы быта).

4 класс

Каждый народ – художник

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Iч. Ур. 1, 2. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы.

- Экскурсия-беседа «Целесообразность и гармония в устройстве традиционного жилища».

- Хлопин В.Г. История Чернушинского района (конец 19 в. – 1954). – Пермь, 2000.

- Лобаев М.П. Житейские перипетии: архивные записки. – Чернушка, 1992.

- В/з исполнения народных песен на фоне родной природы.

- Стихи местных поэтов о деревне, природе.

2.

Ур. 7. Воспевание труда в искусстве.

- Обзор экспозиций: музейные предметы как рукотворное чудо, сотворённое народом.

- Пословицы, народные песни, загадки, стихи местных поэтов о труде.

3.

Ур. 8, 9. Народные праздники.

- Лобаев М.П. Житейские перипетии: архивные записки. – Чернушка, 1992.

- Беседа с использованием в/з «От праздника до праздника и с праздником в душе».

- Литература о народных праздниках.

II III СТУПЕНИ

Русский язык

Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся достигается решением следующих задач:

- обогатить представления о родном языке, дать языковой и эстетический идеал;

- воспитывать через язык любовь к своей стране, народу;

- формировать интерес к истории, быту, традиционной культуре, местному говору.

5 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Язык – важнейшее средство общения.

- Высказывания о русском языке.

- Картотеки, ы.

- Произведения местного фольклора.

- Беседа «В начале было слово…»

6 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Лексика и фразеология. Общеупотребительные слова. Устаревшие слова, диалектизмы, жаргонизмы. Словари русского языка. Фразеология.

- Высказывания о русском языке.

- Картотеки, ы.

- Произведения местного фольклора.

- Экспонаты с названиями.

- Беседа «В начале было слово…»

- Беседа «Пришла пора подорожить народным языком…» (В.И. Даль).

- Игровые занятия по местному говору.

- Словари диалектных слов.

- Ирзабеков В. Тайны русского слова. – СПб, 2007.

2.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Описание помещения.

- Описание музея; предварительная беседа-экскурсия (устройство избы; домашняя утварь; наиболее интересные экспонаты)

3.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя прилагательное. Описание природы.

- «Ошибки диалектного характера в письменных работах школьников».

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

4.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

-Туеса, глиняная посуда, рукоделие.

7 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Морфология. Орфография. Культура речи.

- «Ошибки диалектного характера в письменных работах школьников».

2.

Наречие.

- «Диалектные наречия в местном говоре».

8 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Функции русского языка в современном мире.

- Ирзабеков В. Тайны русского слова. СПб, 2007.

- Высказывания о русском языке.

- Журналы «Славянка».

9 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Международное значение русского языка.

- Ирзабеков В. Тайны русского слова. СПб, 2007.

- Высказывания о русском языке.

- И.А. Ильин о русском языке.

2.

Общие сведения о языке. Язык как развивающееся явление. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как национальный язык русского народа.

См. 6 кл., №1.

* Примечание. Указанные возможности применимы и к другим программам, которые используются в гимназии.

Литература

Под ред. Г.И. Беленького и Ю. и. Лыссого

Применение элементов лингвистического и литературного краеведения на уроках литературы объясняется, в частности, некоторыми положениями «Концепции литературного образования для средней общеобразовательной школы»:

«Литература как социальный феномен (и прежде всего отечественный) содействует становлению гражданского и национального самосознания, патриотического сознания учащегося; утверждает в нём чувство родного языка, родной природы, родной истории».

«Лишь в национальной классике «строительный материал», слова, имеют первозданную полноту смысла, ибо они «на вкус, на взгляд, на запах – родные» (А.Н. Толстой).

«Предмет «литература» является основой для формирования языковой личности, для развития у учащихся чувства родного языка. Первопринципом изучения литературы выступает духовно-эстетическое, нравственное отношение к слову».

5 класс

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Устное народное творчество.

Сказители и собиратели произведений УНТ.

- Произведения местного фольклора (сказки, загадки, пословицы, частушки, былички).

- В/з сказительницы Н.А. Чечихиной, рассказывающей сказки.

- Произведения пермского фольклора, собранные Серебренниковым.

- «Сказки, записанные от Н.А. Чечихиной».

- Сказки от бабушки Нины/ Сост. Т. Гостюхина, К. Миншаехова. – Чернушка: РИЦ «Парус», 2006.

- Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1982.

2.

Сказки.

Сказки волшебные, бытовые и о животных.

Сказка «Белая уточка».

- В/з сказительницы Н.А. Чечихиной, рассказывающей сказки.

- Одежда и обувь для инсценирования сказок.

- В/з рассказывания сказки «Белая уточка»; текст сказки в сборнике «Сказки от бабушки Нины».

- Музейный урок «Встреча со сказкой».

3.

Малые жанры фольклора.

Небылицы, загадки, пословицы.

- Малые жанры фольклора, записанные от Н.А. Чечихиной на бумажных носителях.

- В/з рассказывания быличек (небылиц) Н.А. Чечихиной.

4.

Мотивы фольклора в литературе.

П.П. Бажов. «Синюшкин колодец».

- «Народный язык в сказе П.П. Бажова «Синюшкин колодец».

5.

Из литературы 19 в.

И.А. Крылов.

Стихи А.А. Фета и др.

- Одежда и обувь для инсценирования басен.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- В/з родной природы.

- Стихи местных поэтов о природе.

6.

Из литературы 20 в.

К.Г. Паустовский. Мещёрская сторона. В.В. Бианки, М.М. Пришвин.

- В/ф «Край родной, навек любимый…»

- В/з родной природы.

- Стихи местных поэтов о природе.

- Книга В.В. Бианки «Лесная газета».

6 класс

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  163  164  165   ..

 

Тема, раздел

Источники, формы

1.

Устное народное творчество.

Былины. «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

- В/з сказительницы Н.А. Чечихиной, рассказывающей сказку «Соловей Разбойник».

2.

Древнерусская литература.

Письменная литература Древней Руси.

- Аз, буки, веди…// Славянка: православный женский журнал. Май – июнь 2007 г. С.88 – 89.

- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. (Буквицы).

3.

«Повесть временных лет» («Сказание о белгородском киселе»).

Оформленный лист о лексике из сказания, написанного 1000 лет назад, которая употребляется до сих пор, особенно в диалектной речи (корчага и т.д.)