Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  147  148  149   ..

 

 

Рекомендации методические и контрольные задания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «история фармации»

Рекомендации методические и контрольные задания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «история фармации»

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФАРМАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»

Омск – 2003

А.В. Гришин Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «История фармации». – Омск, 2003. –11с.

­ Методические рекомендации и контрольные задания по курсу «История фармации» составлены для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета Омской государственной медицинской академии в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040500 – «Фармация» (квалификации – провизор) и учебным планом и программой курса.

В пособии представлена программа курса «История фармации», даны рекомендации по его изучению. Пособие содержит варианты контрольных работ, требования к их содержанию и оформлению. Предлагаемый в пособии список литературы ориентирован на литературу, имеющуюся в библиотеке ОмГМА.

Рецензенты: В.А. Батухтин - декан фармацевтического факультета, доцент

Г.В. Федорова - доктор мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения

Рассмотрено и рекомендовано к печати кафедрой фармации 16 июня 2003 г. (А.В. Гришин - зав. кафедрой фармации, доктор фарм. наук, профессор), Центральным методическим советом ОмГМА.

ЦелЬ и задачи изучения КУРСА «истории фармации»

Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с основными вехами исторического развития лекарствоведения в мире и России, а также приобретение умений использования исторического опыта и традиций фармации в своей практической деятельности.

Для выполнения этой цели необходимо реализовать ряд наиболее важных задач:

1. Изучить основные этапы развития медицины и фармации.

2. Привить студентам комплексное понимание процесса исторического развития медицины в целом и умение увязывать успехи развития медицины и фармации с историческими этапами развития мировой цивилизации.

3. Привить студентам умение правильно ориентироваться в историческом опыте развития медицины и фармации и уважительное отношение к традициям мировой и отечественной фармации.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Преподавание курса «История фармации» осуществляется на 1 курсе и рассчитано на 60 часов, из них 4 часа лекций, 6 часов семинарских занятий, 20 часов самостоятельной работы и 30 часов заочной формы обучения. Предусмотрено самостоятельное выполнение одной контрольной работы. По итогам освоения курса сдается зачет.

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»

История фармация: объекты изучения, источники информации, периодизация, терминология.

Лекарствоведение в первобытном обществе.

Особенности отбора лекарственных средств в условиях первобытного общества. Эмпиризм. Особенности проявления фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе. Основные приемы лечения в первобытном обществе. Основные лекарственные средства, известные со времен первобытного общества. Особенности трактовки терминов «народная медицина» и «официальная научная медицина».

Лекарствоведение древнего мира.

Историческое наследие государств Древнего Востока. Лекарствоведение в Древнем Египте. Лекарствоведение в Древней Индии. Фармация в Древнем Китае. Древняя Тибетская медицина.

Лекарствоведение в античном мире.

Лекарствоведение в древней Греции. Историческое наследие Гиппократа. История возникновения термина «Аптека». Основные лекарственные формы, приготавляемые в Древней Греции. Историческое наследие Платона, Аристотеля, Теофраста, Эрасистата, Герофита. Фармация в Древнем Риме. Историческое наследие Цельса. Историческое наследие Галена. Историческое наследие Плиния, Диоскорида.

Лекарствоведение Азии в средние века.

Значение развития алхимии для медицины. Особенности развития алхимии в Азии. Фармация Византийской империи. Фармация арабских халифатов. Историческое наследие Ар-Рази, Абу Мансура. Историческое наследие Авицены. Историческое наследие Бируни. Фармация в странах Закавказья.

Роль иатрохимии в развитии лекарствоведения.

Общая характеристика эпохи Средневековья в Западной Европе. Влияние медицинской школы в городе Салерно на развитие медицины. Общая характеристика эпохи Возрождения. Историческое наследие Парацельса. Роль иатрохимии в развитии лекарствоведения и видные иатрохимики. Изучение лекарственных растений в эпоху Возрождения. Первые ботанические сады и огороды лекарственных растений в Европе.

Медицина и лекарствоведение в Древней Руси (9-14 веках).

Общая характеристика исторического периода, предшествующего образованию Древнерусского государства. Значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения. Роль греческих монахов-подвижников в развитии медицины на Руси. Организация санитарного дела Древнерусского госу­дарства. Фармация в период образования русского государства.

Медицина и фармация в Московском государстве (15-17 вв.).

История организации Аптекарского приказа. Функции Аптекарского приказа. История создания первых аптек в России. Роль православной церкви в создании больниц на Руси. Медицинские реформы Петра I. Аптекарская канцелярия. Госпитальные школы. Медицинская коллегия. Первый медицинский журнал.

Европейская медицина 18 века.

Влияние научных открытий 17-18 веков на развитие европейской медицины. Историческое наследие Р. Бойля и его учеников. Теория Шталя. Значение теории флогистона для развития медицины. Историческое наследие К. В. Шееле. Роль европейских фармацевтов-исследователей в развитии лекарствоведения (К. Боме, Ш. Дерозн, А. Сертюрнер, К. Пеллетье, Н. Кавенту, Н. Вокелен, А. Куртуа и др.).

Преобразования российской медицины в 18 веке.

Первые частные аптеки России. Реорганизация органов государственного контроля за фармацевтической деятельностью в России. Значение первого Аптекарского Устава России. Значение первых Фармакопей России. Открытия М.В. Ломоносова, направленные на развитие химии и фармации. Роль российских фармацевтов в развитии лекарствоведения (К. И. Щепин, И. И. Лепехин, Н. М. Максимович-Амбодик, В. М. Севергин, Т. Е. Ловиц и др.).

История развития лекарственных форм. История гомеопатии .

История возникновения порошков, териак и др. лекарственных форм на основе порошков. История появления пилюль. История появления капсул и облаток. История появления таблеток, пастилок. История возникновения мазей, пластырей, суппозиториев, шариков и мыльц. История развития жидких лекарственных форм (юлепы, уксусомеды, соки, рообы, ароматные воды, эмульсии и др.). История развития органопрепаратов. Новые лекарственные формы (аэрозоли, лекарственные пленки, спансулы и др.). История развития гомеопатии.

История возникновения Фармакопей.

Антидотарии и диспенсарии. Появление городских Фармакопей. Государственные Фармакопеи. Региональные Фармакопеи. Международная Фармакопея. Сборник лекарственных средств.

Наиболее важные открытия 19 века в области биологии. Возникновение фармацевтической промышленности.

Наиболее важные открытия 19 века в области биологии. Зарождение микробиологии, асептики и антисептики. Открытие наркоза. Возникновение анестезиологии. Возникновение фармацевтической промышленности.

Медицинские реформы 19 века в России (земская медицина).

Земская реформа в России. Общественная медицина. Профилактический характер земской медицины. История развития земских аптек.

Период становления советского здравоохранения и аптечной службы (1917-1927 гг.). Медицина и фармация в предвоенный период (1928-1941 гг.).

Организация народного комиссариата здравоохранения. Декрет о национализации аптек. Развитие аптечной сети при советской власти. Органы управления фармацевтической службой в период с 1917 по 1941гг.

Медицина и фармация в период Великой Отечественной войны

(1941-1945 гг.).

Оценка урона аптечной службы России после Великой Отечественной войны. Задачи и достижения службы военно-медицинского снабжения армии во время Великой Отечественной войны.

Медицина и фармация в послевоенное время (1945-1950 гг.).

Развитие медицины и фармации в период с 1951 по 1991 гг.

Послевоенная реорганизация аптечной службы. Основные достижения аптечной службы в послевоенный период и период развития социализма. Организация и развитие советской фармацевтической промышленности. Государственные фармакопеи СССР.

Рыночные преобразования системы организаций лекарственной помощи населению в 90-е годы ХХ века.

Либерализация цен на фармацевтическую продукцию. Основные законодательные акты в области здравоохранения. Основные пути рыночных преобразований здравоохранения и фармации.

Фармацевтическое образование в России и других странах.

Становление фармацевтического образования. Фармацевтическое образование в России (18 – начало 19 вв.). Особенности формирования гражданской фармацевтической школы в конце 19 века. Развитие фармацевтической школы после Октябрьской революции 1917 г. Особенности развития высшей военной фармацевтической школы России. Опыт развития фармацевтического образования во Франции, Германии, Швейцарии, Голландии, Дании и др. странах.

История развития фармации в Омской области.

История открытия и развития первой аптеки в военном госпитале Омского военного гарнизона. История развития аптечной сети в Омской области. История развития Омской фармацевтической фабрики. История развития ГООПП «Фармация». Современная структура аптечной службы Омской области.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельное изучение курса «История фармации» предусматривает выполнение одной контрольной работы. Контрольная работа позволяет определить степень усвоения студентом понятий и категорий истории фармации и предусматривает:

- самостоятельную работу с учебной литературой (список приводится ниже);

- раскрытие содержательной характеристики вопросов, предложенных в соответствующих вариантах контрольных работ.

Контрольная работа должна быть выполнена в рамках следующих требований:

- контрольную работу рекомендуется выполнять в ученической тетради;

- объем контрольной работы должен быть не менее 12 листов рукописного текста (работы, распечатанные на принтере или ксероксе, не рассматриваются! );

- титульный лист выполняется по стандарту, с указанием наименования вуза, кафедры, курса (предмета), по которому выполняется , N варианта, Ф.И.О. студента (полностью), N академической группы, N зачетной книжки;

- перед изложением содержания каждого ответа необходимо написать полный текст вопроса;

- обязательна нумерация страниц и наличие полей (не менее 3 см) на каждой странице;

- работа должна быть выполнена аккуратно, почерк должен не вызывать затруднения при прочтении содержания работы;

- в конце работы ставится подпись автора и дата окончания, также обязательно приводится список использованной литературы.

При возникновении неясных вопросов необходимо обращаться за консультацией на кафедру фармации или деканат (тел. (3812) 24-79-27). Несоблюдение указанных требований или неудовлетворительное содержание работы могут быть основанием для повторного выполнения работы по варианту, указанному преподавателем.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

N 1

1. В чем заключается особенности отбора лекарственных средств в условиях первобытного общества?

2. Как возникли термины «фармация», «аптека»?

3. В чем заключается историческое наследие Парацельса?

4. Какие открытия сделаны М. В. Ломоносовым для развития медицины?

5. Когда и при каких условиях появились первые городские Фармакопеии?

6. Каковы основные достижения аптечной службы в послевоенный период?

N 2

1. В чем заключаются отличительные особенности фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе?

2. В чем заключается историческое наследие медицины Древнего Рима?

3. В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения?

4. Какова роль российских фармацевтов К. И. Щепина, И. И. Лепехина в развитии лекарствоведения?

5. Когда и при каких условиях появилась Международная Фармакопея?

6. Основные достижения аптечной службы в период развития социализма?

N 3

1. В чем заключались основные приемы лечения в первобытном обществе?

2. В чем заключается историческое наследие Галена?

3. В чем заключалась организация санитарного дела Древнерусского госу­дарства?

4. Какова роль российских фармацевтов Н. М. Максимовича - Амбодика, В. М. Севергина, Т. Е. Ловица в развитии лекарствоведения?

5. Какие наиболее важные открытия 19 века оказали существенное влияние на развитие медицины?

6. Основные достижения советской фармацевтической промышленности?

N 4

1. Какие основные лекарственные средства известны со времен первобытного общества?

2. В чем заключается историческое наследие Цельса?

3. Когда и с какой целью был организован Аптекарский приказ?

4. Какова история возникновения порошков, териак и др. лекарственных форм на основе порошков?

5. Когда и при каких условиях началась формироваться фармацевтическая промышленность?

6. Когда выпускались государственные Фармакопеи СССР?

N 5

1. В чем заключается историческое наследие лекарствоведения Древнего Египта?

2. В чем заключалось значение развития алхимии для медицины?

3. При каких условиях появились первые аптеки на Руси?

4. Какова история появления пилюль, капсул, облаток, таблеток, пастилок?

5. В чем заключалась российская земская реформа 19 века в области медицины и фармации?

6. Какие основные пути рыночных преобразований фармации (начиная с 1992 года) Вам известны?

N 6

1. В чем заключается историческое наследие лекарствоведения Древней Индии?

2. В чем заключались особенности развития алхимии в Азии?

3. В чем заключались медицинские реформы Петра I?

4. Какова история возникновения мазей, пластырей, суппозиториев, шариков и мыльц?

5. Когда и при каких условиях был создан Народный комиссариат здравоохранения?

6. При каких условиях происходило становление фармацевтического образования?

N 7

1. В чем заключается историческое наследие лекарствоведения Древнего Китая?

2. В чем заключается историческое наследие лекарствоведения арабских халифатов?

3. В чем заключалось влияние научных открытий 17-18 веков на развитие европейской медицины?

4. Какова история развития жидких лекарственных форм (юлепы, уксусомеды, соки, рообы, ароматные воды, эмульсии)?

5. Когда был издан декрет о национализации аптек и основные положения этого документа?

6. При каких условиях происходило становление фармацевтического образования в России?

N 8

1. В чем заключается историческое наследие Древней Тибетской медицины?

2. В чем заключается историческое наследие Авицены?

3. В чем заключается значение теории Флогистона для развития медицины?

4. Какова история развития органопрепаратов?

5. Как менялась структура органов управления фармацевтической деятельностью в период с 1917 по 1941 год?

6. Коков опыт развития фармацевтического образования во Франции и Германии?

N 9

1. В чем заключалось историческое наследие Древней Греции?

2. В чем заключается историческая роль медицинской школы в городе Салерно?

3. В чем заключается историческая роль первого Аптекарского Устава?

4. Какова история развития гомеопатии?

5. Каков был урон аптечной сети в результате Великой Отечественной войны?

6. Каков опыт развития фармацевтического образования в Швейцарии, Голландии?

N 10 (0)

1. В чем заключается историческое наследие Гиппократа?

2. В чем заключалась роль иатрохимии в развитии лекарствоведения, и каков вклад видных иатрохимиков в науку?

3. Когда и при каких условиях были созданы первые Фармакопеи России?

4. Какова история возникновения антидотариев и диспенсариев?

5. Какая реорганизация аптечной службы была предпринята в период с 1945 по 1950 гг.?

6. Каков опыт развития фармацевтического образования в Дании и Англии?

Основная литература

1. В.Ф. Семенченко История фармации. –М.: ИКЦ «МарТ», 2003. –640 с.

Дополнительная литература

1. Н.А. Голосова и др. Учебник организации фармацевтического дела. - М.: Медгиз, 1961.

2. П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит. Ис­тория медицины. - М., 1981.

3. Т. Мейер-Штейнег Древняя медицина. –М.: Вузовская книга, 1999. –128 с.

4. М.Б. Мирский Медицина России 16-19 веков. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1996. –400 с.

5. Т.С. Сорокина История медицины: Учебник /в 2-х т. - М.: Изд-во РУДН, 1992.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Особенности проявления фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе.

2. Основные приемы лечения в первобытном обществе.

3. Историческое наследие государств Древнего Востока.

4. Лекарствоведение в Древней Греции.

5. Значение развития алхимии для медицины.

6. Историческое наследие Авицены.

7. Фармация в странах Закавказья.

8. Влияние медицинской школы в городе Салерно на развитие медицины.

9. Историческое наследие Парацельса.

10. Значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения. Организация санитарного дела Древнерусского госу­дарства.

11. История организации Аптекарского приказа и его функции.

12. История создания первых аптек в России.

13. Медицинские реформы Петра I.

14. Влияние научных открытий 17-18 веков на развитие европейской медицины. Значение теории Флогистона для развития медицины.

15. Значение первого Аптекарского Устава России.

16. Значение первых Фармакопей России.

17. Открытия М.В. Ломоносова, направленные на развитие химии и фармации.

18. История возникновения порошков, териак и др. лекарственных форм на основе порошков.

19. История появления пилюль.

20. История появления капсул и облаток.

21. История появления таблеток, пастилок.

22. История возникновения мазей, пластырей, суппозиториев шариков и мыльц. История развития жидких лекарственных форм (юлепы, уксусомеды, соки, рообы, ароматные воды, эмульсии и др.).

23. История развития органопрепаратов.

24. История развития гомеопатии.

25. Антидотарии и диспенсарии.

26. Появление городских Фармакопей.

27. Государственные Фармакопеи. Региональные Фармакопеи.

28. Международная Фармакопея.

29. Наиболее важные открытия 19 века в области биологии.

30. Возникновение фармацевтической промышленности.

31. Медицинские реформы 19 века в России (земская медицина).

32. Организация народного комиссариата здравоохранения и национализация аптек. Развитие аптечной сети при советской власти.

33. Оценка урона аптечной службы России после Великой Отечественной войны.

34. Послевоенная реорганизация аптечной службы.

35. Основные достижения аптечной службы в послевоенный период и период развития социализма.

36. Организация и развитие советской фармацевтической промышленности. Государственные Фармакопеи СССР.

37. Основные пути рыночных преобразований здравоохранения и фармации.

38. История становления фармацевтического образования.

39. Фармацевтическое образование в России.

40. Опыт развития фармацевтического образования во Франции, Германии, Швейцарии, Голландии, Дании и др. странах.

41. История открытия и развития первой аптеки в военном госпитале Омского военного гарнизона.

42. История развития аптечной сети в Омской области.

43. История развития Омской фармацевтической фабрики.

44. История развития ГООПП «Фармация».

45. Современная структура аптечной службы Омской области.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  147  148  149   ..