Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  844  845  846   ..

 

 

Эстетика

Эстетика

Государственное образовательное учреждение

Раздел I. Предмет эстетики и своеобразие эстетического.

Раздел I. Предмет эстетики и своеобразие эстетического.

VI . ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Эстетика в структуре философского знания. Исторические формы присутствия эстетической проблематики в философском дискурсе.

2. Эстетика во взаимосвязи с культурологией, этикой, социологией, теорией и историей искусств.

3. Естественные основания эстетического. Красота в природе и специфика человеческой деятельности как источник способности абстрактного мышления и эстетического чувства.

4. Эстетическое как общественное отношение. Социальная философия – источник антропологизации современной эстетики.

5. Эстетизация как всеобщая тенденция развития современной культуры.

6. Эстетизация неклассического и постнеклассического философского дискурса как выражение эстетической природы исторического события бытия.

7. Онтология эстетического. Эстетическая природа бытия и бытийственная природа эстетического (прекрасного).

8. Эстетическое как восполнение метафизического дефицита современного человека.

9. Человеческий смысл и назначение эстетики. Эстетика как философская антропология.

10. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.

11. Традиционалистский характер культуры и эстетики Древнего Востока.

12. Эстетика гармонии в философии конфуцианства и даосизма.

13. Причины массового интереса современных европейцев к восточной культуре, философии и эстетике.

14. Культурно-исторический смысл оппозиции Запад – Восток.

15. Основные принципы художественно-эстетического мироощущения древнего грека: удивление перед гармонией мира, калокагатия, единство аполлоновского и дионисийского начал.

16. Место искусства в жизни античного полиса. Понятие мимесиса и техне. Фигура демиурга.

17. Принцип пластичности в древнегреческой культуре и эстетике.

18. Рождение античной философии как эстетики.

19. Эстетика милетской и элейской школы. Пифагорейская эстетика чисел. Учение о музыке сфер.

20. Гераклит: эстетическая онтология огненного слова.

21. Демокрит: эстетика танцующих атомов. Красота как единство свободы и необходимости.

22. Сократ об относительности прекрасного и соотношении красоты и пользы. Естественная красота мысли.

23. Эстетическая диалектическая онтология Платона.

24. Проблема искусства в философии Платона. Искусство как мимесис и искусство как творчество. Понятие мании.

25. Платон: красота как полнота воплощения идеи. Иерархия эстетических характеристик вещи.

26. Эстетика Аристотеля. «Поэтика»: учение о природе комического и трагического. Онтология трагического.

27. Аристотель об организме вещи как художественном произведении. Эстетический смысл учения об энтелехии.

28. Аристотель о красоте живой жизни и о красоте человека. Эстетика души и тела. Красота логики как гармонии мысли.

29. Эстетика эллинизма: общая характеристика.

30. Эстетика эпикурейцев. Природа красоты богов у Эпикура. Свобода как творец красоты.

31. Неоплатонизм. Плотин об эйдетической природе прекрасного. Символизм эстетики Плотина.

32. Плотин: эстетика социального.

33. Две культуры и веформы существования эстетического начала в обществе средневековой Западной Европы.

34. Общие проблемы эстетики западноевропейского Средневековья: онтологический характер, аллегоризм и символизм эстетики; искусство как завершение божественного творения; эстетические варианты теодицеи.

35. Средневековая эстетика об эстетической природе человеческой души, о противоречивой природе прекрасного и о проблеме главного вида искусства.

36. Августин Блаженный: философия и филокалия; aptum и pulchrum; парадокс о красоте невидимой души.

37. Фома Аквинский: движение от платонизма к аристотелизму. Учение о самодостаточности красоты.

38. Позднее Средневековье: движение эстетики от теологии к науке.

39. Бонавентура: готическая эстетика Восхождения.

40. Эстетическая природа возрожденческой культуры.

41. Основные принципы культуры и эстетики Ренессанса: антропоцентризм, гуманизм, платонизм и неоплатонизм. Художественный смысл пантеизма.

42. Образ художника-гения в культуре и эстетике Ренессанса: варьета, титанизм и обратная сторона титанизма.

43. Общая характеристика философско-эстетических позиций Нового времени. Полистилизм и его причины.

44. Эстетика барокко: идея иллюзорности искусства и театральности жизни. Необычность как предмет поэзии.

45. Барокко в архитектуре и живописи.

46. Эстетика классицизма. Классицизм как выражение официальной идеологии молодых буржуазных государств. Классицизм и рационализм.

47. Эстетика романтизма: реакция на Просвещение и классицизм; критика буржуазной цивилизации.

48. Эстетика романтизма об абсолютизации человеческой субъективности; о поэтической природе Универсума и о романтической иронии.

49. Немецкая классическая эстетика как вершина и итог развития рационалистической эстетической мысли.

50. Кант: искусство как примирение духовной свободы и природной необходимости; антиномия вкуса; неутилитарная природа эстетического удовольствия.

51. Кант о специфике и субъекте эстетической деятельности. Природа гения.

52. Эстетика Гегеля: концепция исторической эволюции искусств. Искусство как раскрытие истины в чувственной форме.

53. Гегель: искусство в процессе развития человеческой природы.

54. Кризис классического рационализма как условие и причина появления неклассических эстетических парадигм.

55. Общая характеристика неклассической эстетики.

56. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.

57. Эстетика экзистенциализма: трагичность эстетической экзистенции, совпадение художественного творчества и восприятия, смерть прекрасного.

58. Экзистенциализм: Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Понятие «ангажированного писателя». Творчество и абсурд. А. Камю: Искусство как бунт.

59. С. Кьеркегор об эстетической природе «естественного человека».

60. Ф. Ницше о рождении греческой трагедии. Онтология трагического. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена.

61. Эстетика модерна. Феномен искусственной эстетизации и поэтизации явлений культуры XX века.

62. М. Хайдеггер: эстетическая окрашенность бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение. Поэзия в основе мироздания.

63. М. Хайдеггер. Исток художественного творения. Истина и искусство.

64. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм и др.

65. Эстетика постмодерна. Р. Барт. Смерть автора. Появление фигуры читателя.

66. Эстетика постмодерна: Ж. Деррида. Постструктурализм как соединение традиций структурализма, герменевтики, экзистенциализма и психоанализа.

67. Искусство постмодерна. Традиционные виды искусства и постмодернистские перемены: цитатничество в архитектуре, литературе и кинематографе. Новые виды искусства.

68. Онтология эстетического: бытийственная природа эстетического и эстетическая природа бытия.

69. Онтология искусства.

70. Онтология культуры.

71. Онтология человеческой жизни: поэтически живет человек (М. Хайдеггер).

72. Природа художественного образа.

73. Проблема содержания и формы художественного произведения.

74. Социология эстетического: социальная философия и эстетика.

75. Социальное содержание основных категорий эстетики.

76. Искусство и цивилизация.

77. Пространственные и временные границы искусства. Исторические истоки искусства и возможность его «смерти».

78. Проблема социальных функций искусства. Взаимная ответственность искусства перед жизнью и жизни перед искусством.

79. Проблема прогресса в эстетике и искусстве.

80. Психология художественного творчества.

81. Психология художественного восприятия. Феномен катарсиса.

82. Художник: проблема субъекта художественного творчества в истории и современности.

83. Мотивация художественного творчества – самая таинственная проблема эстетики.

84. Проблема восприятия художественного произведения. Восприятие как творчество.

85. Проблема non finito в науке и искусстве. Классика как совершенная незавершенность или самое незавершенное совершенство.

VII . ТЕСТЫ

Проверьте себя сами!

Перед вами тесты, составленные не только на основе того учебного курса, который вы прослушали, но и на базе семинарских занятий, в которых вы участвовали. Кроме того, при составлении тестов был использован материал одного из учебников по эстетике, являющегося для вас основным (О.Г. Кривцун. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998.)

Успехов!

Раздел 1. Дайте краткий ответ:

1. Ви дение и отношение автора к проблеме, поставленной в художественном произведении –

2. Особая роль формы в искусстве по отношению к содержанию художественного произведения выражается в том, что

3. Особая форма отражения мира в искусстве –

4. Способность создавать художественные ценности

5. Внутренняя структура художественного произведения, способ соподчинения главных героев, коллизий и проблем –

Раздел 2. Найдите правильный ответ

1. Основатель концепции эстетики как науки о совершенном познании совершенства

а) Руссо

б) Камю

в) Баумгартен

г) Ингарден

2. Специфика эстетического отношения человека к миру

а) утилитарная полезность

б) практический интерес

в) незаинтересованное удовольствие

г) способность отличать добро от зла

3. Предмет эстетической рефлексии

а) мир выразительных форм

б) вторая природа человека

в) взаимоотношения добра и зла

г) взаимоотношения между богом и людьми

4. Центральным понятием в эстетической науке является понятие

а) «нравственное»

б) «прекрасное»

в) «возвышенное»

г) «выразительное»

5. Эстетичекое качество трагическому и смешному сообщает

а) яркость выражения

б) символичность

в) художественная форма

г) глубокий психологизм

6. Кант считал, что все естественное прекрасно, когда имеет вид сделанного человеком

Кант считал, что искусство прекрасно, если походит на природу

а) верны оба суждения

б) верно только а

в) верно только б

г) не верно ни одно из суждений

7. Наша память эстетизирует жизнь. Это наблюдение принадлежит

а) М. Бахтину

б) М. Фуко

в) М. Задорнову

г) М. Волошину

8. Античная эстетическая мысль развивалась в рамках

а) теологии

б) философии

в) художественной практики

г) физики

9. Средневековая эстетическая мысль развивалась главным образом в рамках

а) теологии

б) философии

в) теогонии

г) математики

10. Эстетика Возрождения развивалась главным образом на почве

а) философии

б) художественной практики

в) естественных наук

г) теологии

11. В XVII и в XVIII вв. эстетика развивалась на базе

а) религиозной философии

б) художественной критики и публицистики

в) естествознания

г) художественной практики

12. Представители немецкой классической эстетики:

а) Кант, Шеллинг

б) Сартр, Камю

в) Сократ, Платон

г) Т. Манн, М. Пруст

13. Целостные эстетические системы создаются в философии

а) Древнего Востока

б) экзистенциализма

в) герменевтики

г) немецкой классической философии

14. Кризис классического рационализма начался в культуре и эстетике

а) в конце XVII в.

б) во второй половине XVIII в.

в) в середине XX в.

г) в середине XIX в.

15. Вытеснение на периферию анализа базовой эстетической категории «прекрасное» характерно для

а) эстетики Ренессанса

б) неклассической эстетики XIX- XX в.

в) античной эстетики

г) эстетики западноевропейского Средневековья

18. Принцип единства красоты, добра и истины в античном мироощущении

а) благо

б) мимесис

в) катарсис

г) калокагатия

19. Аристотель обозначил отражающую и подражающую природу искусства как принцип

а) мимесиса

б) калокагатии

в) катарсиса

г) энтелехии

20. Выдающиеся драматурги античности

а) Платон, Аристотель

б) Фидий, Поликлет

в) Полигнот, Зевксис

г) Еврипид, Аристофан

21. Выдающиеся художники античности

а) Платон, Аристотель

б) Фидий, Поликлет

в) Полигнот, Зевксис

г) Еврипид, Аристофан

22. Великие античные скульпторы

а) Платон, Аристотель

б) Фидий, Поликлет

в) Полигнот, Зевксис

г) Еврипид, Аристофан

23. Великие философы-создатели классической античной эстетики

а) Платон, Аристотель

б) Фидий, Поликлет

в) Полигнот, Зевксис

г) Еврипид, Аристофан

24. Пинакотека – это

а) помещение для хранения картин

б) помещение для хранения вин

в) помещение для хранения книг

г) помещение для хранения технических изобретений

25. Вставьте пропущенное слово: Плутарх утверждал, что в Афинах было больше … чем живых людей

а) мертвецов

б) статуй

в) собак

г) памятников

26. Лады древнегреческой музыки:

а) ионический, дорический, коринфский

б) дорийский, лидийский, фригийский

в) тонический, силлабический, силлабо-тонический

г) афинский, спартанский, микенский

27. Немецкий теоретик XVIII в, создавший первую историю искусств

а) Гегель

б) Шлегель

в) Винкельман

г) Гете

28. Сократ настойчиво связывает понятие прекрасного с понятием

а) целесообразного

б) безобразного

в) комического

г) трагического

29. С точки зрения Платона творения художников представляют собой

а) продолжение дела Бога на земле

б) тень теней

в) непосредственную реализацию идей

г) продукт личного творчества художника

30. Анализ идеи прекрасного через толкование природы эроса проводится Платоном в диалоге

а) Федр

б) Ион

в) Гиппий Больший

г) Пир

31. В античной культуре мужское начало понималось как порождающее в себе

В античной культуре женское начало понималось как порождающее в другом

а) верны оба суждения

б) верно только первое

в) верно только второе

г) не верны оба суждения

32. Платоническая любовь –

а) любовь, описанная в диалогах Платона

б) любовь, основанная на духовном и бескорыстном чувстве

в) мужская дружба

г) однополая любовь, культивируемая в аристократическом греческом полисе

33. Начальный пункт платоновской иерархии красоты

а) идея всеобщего блага

б) чувственная тяга к прекрасным телам

в) духовная красота человека

г) опыт человечества, воплощенный в науках и искусствах

34. Конечный пункт платоновской иерархии красоты

а) идея всеобщего блага

б) чувственная тяга к прекрасным телам

в) духовная красота человека

г) опыт человечества, воплощенный в науках и искусствах

35. Аристотель определил очищение (от) аффектов через

страх и сострадание трагическому действию как

а) экстасис

б) манию

в) филокалию

г) катарсис

36. Лессинг определил природу катарсиса как

а) очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию

б) устранение самих негативных аффектов (страха)

в) выход человека за пределы самого себя

г) любое эстетическое переживание

37. «Век героев», согласно Гегелю – это

а) эпоха трагической Эллады

б) гомеровская Греция

в) эпоха рыцарских романов

г) эпоха романтизма

38. Вставьте в текст Аристотеля пропущенное слово: «… философичнее и серьезнее истории: … говорит более об общем, история – о единичном».

а) литература

б) поэзия

в) философия

г) трагедия

39. Обретение материей облика и формы Аристотель обозначил как

а) энтелехию

б) манию

в) калокагатию

г) гармонию

40. Создатель «Истории античной эстетики»

а) А.Ф. Лосев

б) Г.В.Ф. Гегель

в) С.С Аверинцев

г) А.А. Аникст

41. Город, ставший главным средоточием культуры эллинизма

а) Афины

б) Рим

в) Карфаген

г) Иерусалим

42. Эпоха эллинизма в истории охватывает период времени

а) с XII в. до н. э. по VIII в. до н. э.

б) с VII в до н. э по VI в. до н. э.

в) с. V в. до н. э. по IV в. до н. э.

г) с.IV в. до н. э. по V в. н. э.

43. Драматурги эпохи эллинизма:

а) Ливий Андроник, Теренций, Плавт

б) Платон, Аристотель, Сократ

в) Эсхил, Софокл, Еврипид

г) Архилох, Гомер, Лин

44. Для эстетики эллинизма характерно перемещение интереса от общественной проблематики к личной;

Для эстетики эллинизма характерно усиление внимания к внутреннему миру человека

а) верны оба суждения

б) не верно ни одно из суждений

в) верно только первое суждение

г) верно только второе суждение

45. Контаминация как художественный прием представляет собой

а) цитирование в своем тексте других авторов

б) заимствование и соединение в новом тексте фрагментов старых текстов

в) целенаправленное и осознанное усложнение художественного языка

г) наделение художественного произведения идеологическим подтекстом

47. В драматургии эллинизма разрабатывается проблема

а) единства и взаимной ответственности личности и общества

б) героизма как способности самоотверженного служения родине

в) человека как атома в космосе

г) индивидуальности и уникальности характера персонажей

48. Мирощущение эллинистической эпохи характеризуется эпичностью и монументальностью;

Мироощущение эллинистической эпохи характеризуется интересом к коллизиям повседневности

а) верны оба суждения

б) не верно ни одно из суждений

в) верно только первое суждение

г) верно только второе суждение

49. Для культуры эпохи эллинизма не характерно

а) занимательность

б) ироничность, «травестийное сознание»

в) эпичность, героизация зрелищ

г) эстетика постановки массовых зрелищ

50. Одеон – это

а) театральное сооружение

б) стадион для спортивных состязаний

в) музей скульптуры и живописи

г) зал для занятий гимнастикой

51. Знаменитый римский архитектор и инженер:

а) Цицерон

б) Сенека

в) Витрувий

г) Марк Аврелий

52. Выдающийся философ-неоплатоник III в. н. э.

а) Эпикур

б) Плотин

в) Цицерон

г) Демокрит

53. Автор теории эманации высших смыслов красоты

а) Плотин

б) Платон

в) Сократ

г) Эпикур

53а Термин «эманация» переводится на русский язык как

а) распространение

б) извлечение

в) развитие

г) истечение

54. Плотин – автор теории

а) конвергенции

б) эманации

в) энтелехии

г) атараксии

55. Эпикур – автор учения о(б)

а) конвергенции

б) эманации

в) энтелехии

г) атараксии

56. Автор учения о стиле как совокупности приемов ораторского искусства

а) Платон

б) Сократ

в) Эпикур

г) Цицерон

57. Эпоха, впервые в истории поставившая проблему различия эротики и порнографии

а) Древний мир

б) Классическая Греция

в) Западноевропейское Средневековье

г) Римский Эллинизм

58. Принципы ветхозаветной эстетики

а) символизм

б) пластичность

в) чувственность художественных образов

г) конкретность художественного произведения

59. Философ эпохи христианского эллинизма, трактующий художественную реальность как отображение символов невидимого мира

а) Плотин

б) Порфирий

в) Прокл

г) Филон Александрийский

60. Особенности византийской иконы:

а) психологизм

б) динамичность изображения

в) символика цветов

г) индивидуальность образа

61. Какая из перечисленных характеристик не была присуща византийской иконе?

а) этикетность

б) конкретность образа

в) каноничность

г) статика

62. Византийский писатель XI в.

а) Иоанн Дамаскин

б) Псевдо-Дионисий Ареопагит

в) Михаил Пселл

г) Альберт Великий

63. Для античного храма интерьер более значим, чем экстерьер.

Для романского храма экстерьер более значим, чем интерьер

а) верны оба суждения

б) не верно ни одно из суждений

в) верно только первое суждение

г) верно только второе суждение

64. Три стиля западноевропейского средневекового искусства

а) византийский, романский, готический

б) романтический, реалистический, классический

в) классицизм, барокко, рококо

г) диалектика, эклектика, модерн

65. Принцип строительства храмов на Древней Руси:

а) базиликальный

б) крестово-купольный

в) овальный

г) эклектичный

66. Григорианский хорал должен быть

а) одноголосным

б) многоголосным

в) двухголосным

г) трехголосным

67. Качество, нив коей мере не присущее григорианскому хоралу:

а) внеличный характер

б) настроенность на самоуглубление

в) ритмическая регулярность

г) неметризованная мелодия

68. Средневековая дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами

а) спектакль

б) миракль

в) моралите

г) религиозная мистерия

69. Хронотоп – это:

а) пространственно-временная характеристика культуры

б) диалектика глубины и поверхности

в) конкретно-историческое представление о времени культуры

г) конкретно-историческое представление о пространстве культуры

70. По канону символики цвета в византийской иконе пурпурный цвет представляет собой:

а) символ божественного и императорского достоинства

б) символ жизни

в) символ чистоты, святости и отрешенности от всего мирского

г) символ смерти

71. По канону символики цвета в византийской иконе красный цвет представляет собой:

а) цвет божественного и императорского достоинства

б) символ жизни

в) символ чистоты, святости и отрешенности от всего мирского

г) символ смерти

72. По канону символики цвета в византийской иконе белый цвет представляет собой:

а) цвет божественного и императорского достоинства

б) символ жизни

в) символ чистоты, святости и отрешенности от всего мирского

г) символ смерти

73. По канону символики цвета в византийской иконе черный цвет представляет собой:

а) символ божественного и императорского достоинства

б) символ жизни

в) символ чистоты, святости и отрешенности от всего мирского

г) символ смерти

74. По канону символики цвета в византийской иконе синий и голубой цвета представляют собой:

а) символ божественного и императорского достоинства

б) символ юности и цветения

в) символ чистоты, святости и отрешенности от всего мирского

г) символ трансцендентного мира

75. По канону символики цвета в византийской иконе зеленый цвет представляет собой:

а) символ юности и цветения

б) символ жизни

в) символ чистоты, святости и отрешенности от всего мирского

г) символ смерти

76. По канону символики цвета в византийской иконе символом трансцендентного мира выступает

а) зеленый цвет

б) синий цвет

в) красный цвет

г) черный цвет

77. По канону символики цвета в византийской иконе символом юности и цветения выступает

а) зеленый цвет

б) синий цвет

в) красный цвет

г) черный цвет

78. По канону символики цвета в византийской иконе символом отрешенности от всего мирского, чистоты и святости выступает

а) зеленый цвет

б) белый цвет

в) красный цвет

г) черный цвет

79. По канону символики цвета в византийской иконе символом жизни выступает

а) зеленый цвет

б) белый цвет

в) красный цвет

г) черный цвет

80. По канону символики цвета в византийской иконе символом божественного и императорского достоинства считается

а) зеленый цвет

б) белый цвет

в) пурпурный цвет

г) черный цвет

81. По канону символики цвета в византийской иконе цветом жизни, цветом животворного тепла считается

а) зеленый цвет

б) белый цвет

в) красный цвет

г) черный цвет

82. Признак, не являющийся характерным для византийской иконы:

а) условность

б) каноничность

в) свобода трактовки образа

г) статичность

83. Характеристика светского византийского искусства IX-XII в.в.

а) аскетизм, изображение изможденного тела

б) святость художника

в) гедонистический аспект красоты

г) изображение обнаженной натуры

84. Стили западноевропейской средневековой архитектуры

а) романский, готический, византийский

б) барокко, классицизм, ренессансный стиль

в) романтический, классический, ренессансный

г) ионический, дорический, коринфский

85. Расцвет готического стиля в архитектуре приходится на период времени

а) V-VII в.в.

б) VII-IX в.в.

в) IX-XI в.в.

г) XII-XV в.в.

86. Расцвет романского стиля в архитектуре приходится на период времени

а) V-VII в.в.

б) VII-IX в.в.

в) IX-XI в.в.

г) XII-XV в.в.

87. Принцип строительства храмов на Древней Руси:

а) крестово-купольный

б) базиликальный

в) циркулярный

г) овальный

88. Принцип строительства храмов в средневековой Западной Европе:

а) крестово-купольный

б) базиликальный

в) циркулярный

г) овальный

89. Григорианский хорал представляет собой … пение:

а) одноголосное

б) двухголосное

в) трехголосное

г) четырехголосное

90. Жанр театрального искусства во Франции XIII в.

а) комедия

б) миракль

в) экземплум

г) психологический спектакль

91. Основные принципы классической концепции культуры:

а) интуитивизм, гуманизм

б) рационализм, историзм

в) демократизм, космологизм

г) дегуманизация, пантеизм

92. Характерные особенности неклассических концепций культуры

а) рационализм, гуманизм

б) фетишизм, эмансипация

в) иррационализм, традиционализм

г) антиисторизм, дегуманизация

93. Исторически первый шаг на пути к диалогу культур

а) цивилизация

б) пайдейя

в) жэнь

г) дхарма

94. Главный предмет изобразительного искусства в первобытной культуре

а) зверь

б) человек

в) пейзаж

г) интерьер

95. Исторически первый тип культуры, давший миру классику

а) Высокое итальянское Возрождение

б) Античность

в) западноевропейское Средневековье

г) Древний Восток

96. Образ бога в культурах Древнего Востока представляет собой

а) звероподобное существо

б) синтез образа зверя и образа человека

в) антропоморфное существо

г) сверхчеловеческое существо

97. Культурная доминанта античности

а) религия

б) мифология

в) философия

г) наука

98. Культурная доминанта Западноевропейского Средневековья

а) религия

б) мифология

в) философия

г) наука

99. Культурная доминанта Западноевропейского Возрождения

а) религия

б) мифология

в) философия

г) искусство

100. Культурная доминанта Нового времени

а) религия

б) наука

в) философия

г) искусство

101. Основной принцип художественной деятельности античного человека

а) архитектурность

б) пластичность

в) живописность

г) театральность

102. Основной принцип художественной деятельности человека эпохи Возрождения

а) архитектурность

б) пластичность

в) живописность

г) театральность

103. Основная проблема религиозной философии

а) теодицея

б) антроподицея

в) природа творческой деятельности человека

г) доказательство бытия Бога

104. Учение о смысле жизни человека и человечества, о конце человеческой истории

а) герменевтика

б) эсхатология

в) священная история

г) теоцентризм

105. Основное представление средневекового человека о месте Бога в мироздании

а) пантеизм

б) теоцентризм

в) атеизм

г) мистицизм

106. Принцип, неприменимый для характеристики места человека в культурной картине эпохи Возрождения

а) пантеизм

б) гуманизм

в) антропоцентризм

г) атеизм

107. Принципы, характеризующие место человека в культурной картине Ренессанса

а) теоцентризм, деизм

б) титанизм, антропоцентризм

в) космизм, атомизм

г) рационализм, двумирность

108. «.......... – вот для меня единственная наука и философия». (Леонардо да Винчи)

а) любовь

б) эстетика

в) музыка

г) живопись

109. Главный, системообразующий вид искусства в античной культуре

а) живопись

б) пластика

в) поэзия

г) архитектура

110. Главный, системообразующий вид искусства в средневековой западноевропейской культуре «материально-телесного низа»

а) живопись

б) пластика

в) поэзия

г) архитектура

111. Главный, системообразующий вид искусства в «верхней» средневековой западноевропейской культуре

а) музыка

б) пластика

в) поэзия

г) архитектура

112. Главный, системообразующий вид искусства в западноевропейской культуре эпохи Возрождения

а) живопись

б) пластика

в) поэзия

г) архитектура

113. Главный, системообразующий вид искусства в западноевропейской культуре Нового Времени

а) живопись

б) пластика

в) поэзия

г) таковой отсутствует

114. Главный, системообразующий вид искусства в современной западноевропейской культуре

а) живопись

б) пластика

в) поэзия

г) таковой отсутствует

115. Главный, системообразующий вид искусства в неклассической западноевропейской культуре

а) живопись

б) пластика

в) поэзия

г) таковой отсутствует

116. Архитектурный стиль, элементом которого является волюта

а) классицизм

б) барокко

в) византийский

г) ренессанс

117. Архитектурный стиль, элементом которого является нервюра

а) классицизм

б) барокко

в) византийский

г) готика

118. Архитектурный стиль, элементом которого является стрельчатая арка

а) классицизм

б) барокко

в) византийский

г) готика

119. Архитектурный стиль, элементом которого является наклонная арка (аркбутан)

а) классицизм

б) барокко

в) византийский

г) готика

120. Архитектурный стиль, элементом которого является луковичный купол

а) классицизм

б) барокко

в) византийский

г) древнерусский вариант византийского стиля

121. Архитектурный стиль, элементом которого являются окна в барабане

а) классицизм

б) барокко

в) византийский

г) древнерусский вариант византийского стиля

122. Архитектурный стиль, главным украшением интерьера которого является мозаика

а) классицизм

б) барокко

в) византийский

г) древнерусский вариант византийского стиля

123. Скульптор-классицист

а) Фидий

б) Мирон

в) Канова

г) Бернини

124. Скульптор эпохи барокко

а) Фидий

б) Мирон

в) Канова

г) Бернини

125. Скульптор эпохи барокко, создавший главные фонтаны Рима

а) Фидий

б) Микеланджело

в) Канова

г) Бернини

126. Скульптор - создатель престола Папы Римского

а) Микеланджело

б) Мирон

в) Канова

г) Бернини

127. Скульптор - создатель куполов собора св. Петра в Ватикане

а) Микеланджело

б) Мирон

в) Канова

г) Бернини

128. Скульптор эпохи Возрождения, автор скульптуры «Пьета»

а) Микеланджело

б) Мирон

в) Канова

г) Бернини

129. Автор фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана

а) Микеланджело Буонаротти

б) Леонардо да Винчи

в) Сандро Ботичелли

г) Филиппо Липпи

130. Автор «эстетики танцующих атомов»:

а) Гераклит

б) Демокрит

в) Анаксагор

г) Протагор

131. Лозунг романтизма, характеризующий возможности поэтизации мира:

«Чем поэтичнее, тем…»

а) прекраснее

б) истиннее

в) привлекательней

г) лучше

132. Философско-эстетическая доктрина, стоявшая на службе культурного развития молодых буржуазных государств Западной Европы:

а) барокко

б) классицизм

в) романтизм

г) маньеризм

133. С точки зрения Канта главной фигурой в искусстве является …

а) автор художественного произведения

б) воспринимающий субъект

в) критик (литературный или художественный)

г) собственник художественной ценности

134. Философская традиция, согласно которой красота представляет собой преодоление материи:

а) платонизм

б) неоплатонизм

в) атомизм

г) гедонизм

135. Философ, считающий, что с помощью искусства люди украшают цепи своего рабства:

а) К.-Г. Юнг

б) З. Фрейд

в) Ж.-Ж. Руссо

г) Н. Буало

136. Первоначальный вариант названия гегелевской «Эстетики»:

а) философия искусства

б) философия красоты

в) каллистика

г) филокалия

137. Как называет Августин любовь к красоте мысли:

а) философия

б) филокалия

в) филология

г) каллистика

138. Эстетика впечатления –

а) интуитивизм

б) визионерство

в) импрессионизм

г) экспрессионизм

139. Для С. Кьеркегора естественный человек – это

а) рыцарь веры

б) эстетический человек

в) несчастнейший человек

г) моральный человек

140. Что, согласно Хайдеггеру, творится в творении:

а) человечность человека

б) дельность изделия

в) истина бытия

г) вещность вещи

Раздел 3. Расположите ответы в порядке убывания правильности

1. Архитектурные элементы стиля барокко:

а) крестообразный фундамент, волюта, балкон

б) овал, волюта, витые колонны

в) «волнистый» фасад, массивный нижний этаж, стрельчатая арка

г) овальное окно, фиал, плафон

2. Специфические идеи эстетики романтизма

а) неприятие ценностей буржуазной цивилизации

б) защита универсальной человеческой личности

в) идея смешения жанров искусства как выражение открытости бытия

г) искусство как соединение царства природной необходимости с царством нравственной свободы

3. Средневековые философы, подготовившие эстетику ренессанса:

а) Августин, Боэций, Эриугена

б) Плотин, Лукреций, Эпикур

в) Витело, Орем, Ульрих Страсбургский

г) Бонавентура, Фома Аквинский, Савонарола

4. Принципы возрожденческой эстетики:

а) пантеизм, онтологический индивидуализм, гуманизм

б) теоцентризм, неоплатонизм, антропоцентризм

в) антропоцентризм, иррационализм, теизм

г) дуализм, сюрреализм, полистилизм

5. Принципы искусства барокко:

а) правдоподобие вместо правды, строгий реализм, виртуозность

б) иллюзорность, поэтическая изощренность, театральность

в) необычность, пластичность, скульптурность

г) визионерство, мистицизм, эффект сфумато

6. С точки зрения Ф. Шиллера о превращении дикаря в цивилизованного человека свидетельствует появление способности

а) целеполагающей трудовой деятельности

б) сознательного отношения к жизни

в) создания художественных ценностей

г) наслаждения видимостью

7. Кому в истории западноевропейской эстетики принадлежит «формула» искусства «свободою давать свободу»:

а) греческим атомистам

б) романтикам

в) немецкой классике

г) Ф. Шиллеру

8. Какие эстетические традиции отказываются от аристотелевского принципа катарсиса:

а) эстетика модернизма

б) постмодернистская эстетика

в) классицизм

г) платонизм

VШ. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М., 2002.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 6 т. – М., 1968-1970.

История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. Т.1–5. – М., 1985-90.

Каган М.С. Эстетика и философия искусства. – СПб., 1997.

Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М., 1998.

Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М., 1987.

Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. – М., 2001.

Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 1-2. – СПб., 1998.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. – М., 1980-1982.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2000-2001.

Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001.

Эстетика. Словарь. – М., 1989.

Яковлев Е. Г. Эстетика: учеб. пособие для студ. вузов .– М.: 2006.

2. Дополнительная литература

Августин. Исповедь. – М., 1997.

Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. – М., 2001.

Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб, 2000.

Барт Р. S/Z. – М., 1994.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

Гартман Н. Эстетика. – М., 1958.

Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. – М., 1993. – С. 240-296.

Гегель Г. В.-Ф. Эстетика. – М., 1968-1973. Т. 1-4.

Данте Алигьери. Божественная Комедия. – М., 1992.

Жан-Жак Руссо об искусстве. Л.-М., 1959. – с. 90-162.

Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч.: в 6т. – М., 1964. – Т.5.

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957.

Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах “пост” / Иностранная литература, № 1, 1994. – С. 56-59.

Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Общественные науки за рубежом. – №№ 5-6. – Серия 3. – 1992.

Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние (фрагменты) // Культурология. – Ростов-на-Дону, – 1995. – С. 527-537.

Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. – М., 1998.

Маритен Ж. Ответственность художника. / Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991, с. 171-208.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 42.

Мерло-Понти М. Око и дух. – М., 1992

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.

Платон. Гиппий Больший. Федр. Пир. Соч.: В 3 т.т. – М., 1968.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  844  845  846   ..

 

Темы

Всего часов

Лекции

Семин.

Самост.

1. Эстетика как философская дисциплина

16

4

4

8

2. Природа эстетического и эстетическое начало человеческой природы.

16

4

4

8

3. Актуальность прекрасного: эстетика в современном мире

8

2

2

4

4. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.

4

2

0

2

5. Художественно-эстетический мир Древнего Востока

4

2

0

2

6. Художественно-эстетический мир Античности

16

4

4

8

7. Художественно-эстетический мир западноевропейского Средневе-ковья.

8

2

2

4

8. Эстетика и художественная прак-тика Ренессанса

4

2

0

2

9. Эстетика Нового времени. XVII – XVIII век.

4

2

0

2

10. Эстетика романтизма.

4

2

0

2

11. Немецкая классическая эстетика

12

2

4

6

12. Неклассическая эстетика XIX века

16

2

6

8

13. Эстетика в XX веке

20

4

6

10

14. Онтология эстетического

16

4

4

8

15. Природа художественного образа

16

4

4

8

16. Социология эстетического

12

2

4

6

17. Проблема художественного твор-чества

8

2

2

4

18. Природа художественного восприятия

12

2

4

6

19. Человек в современном эстетизированном мире.

4

2

0

2

Итого

200

5

50

100