Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  831  832  833   ..

 

 

Отечественная история

Отечественная история

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия

министерства здравоохранения и социального развития»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

Ставрополь 2009

ББК 63.3 (2) я73

УДК 99 (07.07)

О -82

Отечественная история: учебн.-метод. пособие. - Ставрополь: изд. СтГМА, 2009. – 121 с.

Составитель: к.ф.н., доц. Л.И. Цапко

Рецензенты:

д.и.н., профессор, зав. каф. истории России СГУ Т.А. Булыгина

д.и.н., доцент кафедры истории СГАУ С.Б. Калинченко

Учебно-методическое пособие включает в себя краткое содержание учебных тем курса, вопросы для обсуждения на семинарах, тесты, логические схемы, таблицы, тематику ов, термины, рекомендуемую для изучения литературу.

Предназначено для студентов всех факультетов СтГМА.

©

Ставропольская государственная медицинская академия, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………………….

4

Тема № 1.

Методологические проблемы и основные понятия исторической науки. Место и роль России в истории………….

6

Тема № 2.

Формирование Древнерусского государства и его распад. Киевская Русь в мировой цивилизации…………………….

12

Тема № 3.

Русь между Востоком и Западом (XIII – XV вв.). Формирование и укрепление централизованного Московского

государства...............................................................................

22

Тема № 4.

Механизм функционирования Российского сословного государства в XVII веке……………………………………..

34

Тема № 5.

Образование Российской империи. Петр I. Дворцовые перевороты. Начало либеральной эры в России. Екатерина II………………………………….………………………...

42

Тема № 6.

Основные тенденции развития Западной Европы, США и России в первой половине XIX века………………………..

52

Тема № 7.

Россия в эпоху буржуазных преобразований и пореформенное развитие……………………………………………...

60

Тема № 8.

Общественно-политическая мысль и общественное движение второй половины XIX века. Образование политических партий в России……………………………………...

65

Тема № 9.

Царизм и модернизация России на рубеже веков. Проблемы парламентаризма в годы I русской революции……

76

Тема № 10.

Россия в феврале – октябре 1917: выбор исторического пути………………………………

82

Тема № 11.

От России к СССР. Складывание тоталитарной системы в СССР в 20-30 годы.……………………..

87

Тема № 12.

Советский Союз и мировое сообщество во II мировой войне………………………………………………………….

93

Тема № 13.

Авторитарный режим в СССР в послевоенное время. Хрущевская «оттепель»……………………………………..

99

Тема № 14.

Основные тенденции социально-политического развития Отечества в 70-е – 90-е годы. Россия в начале XXI века.……………………...

108

Примерные вопросы к экзамену по курсу «Отечественная история»…

119


ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с требованиями основной образовательной программы подготовки врача в комплексе гуманитарных дисциплин в СтГМА предусмотрено изучение «Отечественной истории».

Цели преподавания дисциплины:

- подготовка специалиста с современным историческим мышлением;

- воспитание студента в духе гражданского патриотизма, уважения к историческим традициям России, к национальным культурным корням;

- формирование навыков аналитического мышления, расширение эрудиции на основе интереса к истории;

- воспитание у будущего врача устремленности к справедливости, равноправию, общественному согласию, добру, приоритету духовных ценностей.

Задачи изучения дисциплины:

- понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания;

- усвоить научное представление об основных эпохах в истории, хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- овладеть основами исторического мышления, научиться выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому России и мировой цивилизации;

- уметь работать с научной исторической литературой, освоить метод сравнительного анализа фактов и явлений на основе исторического материала;

- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

Требования к знаниям и умениям студента, завершившего

изучение дисциплины «Отечественная история»:

Студент должен знать:

- основные понятия, противоречия и закономерности исторической науки, тенденции развития мирового исторического процесса;

- важнейшие вехи исторического развития Отечества, основные современные концепции и направления;

- основные особенности исторического развития России, ее место в мировой цивилизации;

- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними, уметь работать с исторической литературой;

- принципы ведения исторических и политических дискуссий в условиях плюрализма мнений.

Студент должен уметь:

- работать с исторической литературой, участвовать в дискуссии, подготовить доклад, , научное сообщение, оппонировать, рецензировать, участвовать в публичном выступлении;

- грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи российской истории;

- сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

- всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;

- вести политическую дискуссию цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.

Студент должен обладать набором компетенций:

- быть способным приумножить отечественное и мировое культурное наследие;

- быть способным и готовым понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеть исторической терминологией;

- осознавать необходимость преодоления косных взглядов, сформировать ценностные ориентации, гибкое мышление;

- быть способным сотрудничать и вести диалог, быть нравственно ответственным за порученное дело, критически оценивать информацию;

- уметь и анализировать и синтезировать, быть способным к творческой адаптации в реальной обстановке;

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В ИСТОРИИ.

История Российского государства как объект изучения. Методы и источники изучения истории Отечества. Споры по проблеме истинности исторического знания. Русская историческая школа и ее достижения (Ка­рамзин Н., Ключевский В., Соловьев С. и др.) Влияние личности историка на трактовку исторических фактов.

Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие. Типы ци­вилизаций. Восток и Запад - мощные цивилизационно формирующие цен­тры. «Русская идея» - ее формирование и современность. Влияние геополи­тических факторов на историю.

Предмет и проблематика курса, периодизация. Роль идеологиче­ского фактора. История в системе гуманитарной, духовной культуры чело­вечества.

План

I. Предмет, методы и источники исторической науки. Задачи курса.

II. Основные исторические концепции и подходы к изучению истории.

III. Российская историческая наука. Особенности русской истории.

IV. Геополитический фактор и его роль в мировой и российской истории.

Основные понятия

История, задача истории, предмет истории, исторические источники, историография, цивилизация, колонизация, формационный подход, геополитика, модернизация.

Вопросы для обсуждения

1. Что является предметом изучения исторической науки?

2. Каковы источники изучения истории Отечества?

3. Каковы современные теории об истории человеческого общества?

4. Охарактеризуйте крупнейших представителей российской исторической науки?

5. Каковы особенности географического положения России?

6. Какую роль в истории цивилизации играют географические условия?

7. Как географические условия России влияли на:

а) формирование господствующего типа хозяйства;

б) формирование идеала деятельности;

в) соотношение ценностей коллективизма и индивидуализма в русской культуре.

8. Что изучает геополитика, почему геополитическому фактору отводится важное место в изучении российской истории?

9. Какие типы цивилизаций вам известны и к какому из них можно отнести Россию?

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.7-14.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 5-22.

3) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.3-12.

ы:

1. Российский путь развития как особый тип цивилизации.

Васильева, Л.Н. Философия развития цивилизации / Л.Н. Васильева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №1. - С.108-119.

Лубский, А.В. Цивилизационные образы России / А.В. Лубский // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №3. - С.47-61.

Сараева, Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840-х гг./ Е.Л. Сараева // Вопросы истории. – 2007. - №9. – С.50-62.

2. «Русская идея» - ее формирование и современность .

Плимак, Е.Г., Сабурова, Т.А. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции? / Е.Г. Плимак, Т.А. Сабурова // Вопросы философии. – 2006. - №9. – С.84-100.

Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма / Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №3. - С.311-320.

Термины:

История (греч. «рассказ о прошлом») – наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса, используя данные многих общественных, специальных и вспомогательных наук. Состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественной истории). Подразделяется на историю древнего мира, средних веков, новую и новейшую историю. В России история как наука сложилась в XVIII в. исследованиями М.В. Ломоносова, В.Н.Татищева и др., в XIX в. развилась трудами историографа Н.М. Карамзина, а затем - С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта как противоречивого и единого процесса.

Цивилизация – целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.

Формация (лат. «образование, вид») – по марксистской теории, общественно-экономическая формация – это ступень развития человечества, представляющая собой совокупность базиса и надстройки. Было выделено 5 формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. История рассматривается как процесс смены формаций, движущей силой которого являлась классовая борьба.

Мировая цивилизация – система связей между странами мира, основанная на либеральных ценностях, а также общем рынке сырья, продуктов и знаний, создающем у людей в разных странах сходное представление о целях и задачах человечества и определяющем наличие у этих стран общих интересов, побуждающих к диалогу.

Модернизация – обновление, означающее в широком смысле переход от корпоративно-общинного общества средневековья к буржуазному обществу нового времени.

Колонизация – заселение и освоение окраинных земель страны (внутренняя); поселения за пределами страны (внешняя). С конца XVI в. началось освоение Сибири и Дальнего Востока. В XVI – XVII вв. заселялись южные земли, XVIII в. – район Северного Причерноморья, Заволжья. Проводилась политика переселения в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Северный Кавказ.

Геополитика- политическая концепция, согласно которой политика государств, главным образом, внешняя, предопределяется географическим положением страны, природными ресурсами, климатом и другими географическими факторами.


Тесты

1. Что означает слово «история»:

a) повествование о событиях;

b) рассказ о деяниях богов;

c) повесть о героических личностях.

2. Кого называли «отцом истории»:

a) Геродот;

b) Декарт;

c) Диоген.

3. В греческой мифологии покровительницей истории считалась:

a) Афина;

b) Афродита;

c) Клио.

4. Российская цивилизация может быть определена как:

a) протестантско-католическая;

b) русско-православная;

c) мусульманско-исламская.

5. Окончательное оформление российской цивилизации относится к:

a) XI век;

b) X век;

c) XYI век.

6. Перечислите факторы, влиявшие на складывание русской цивилизации:

a) ________________

b) _________________

c) _________________

7. Продолжите фразу: Пословица «Русский мужик долго запрягает, да

быстро едет» связана со следующими особенностями трудовой

деятельности:

a) _____________________

b) _____________________

c) _____________________

8. Славянское язычество относится к типу культуры:

a) архаическому;

b) традиционному;

c) индустриальному.

9. Верования восточных славян связаны с обществом:

a) феодальным;

b) родоплеменным;

c) раннефеодальным.

10. Вставьте нужное слово:

Природно-климатический фактор повлиял на складывание___________ (интенсивного, экстенсивного) отношения русских к природным ресурсам.11. Славянское язычество – религия:a) политеизма;b) традиционного общества;c) архаического общества.12. После принятия христианства Русь стала:a) католической;b) православной;c) христианской по византийскому образцу.
Этапы развития российской цивилизации
Циклическая, волнообразная

1

2

3

4

вершина – XI в.

вершина – конец XV в. – первая половина XVI в

вершина – XVIII в.

Киево-Новгородский период

Московский период

Петербургский период

цивилизационный кризис XIII в.

цивилизационный кризис

начала XVII в.

цивилизационный кризис 1914 – 1922 гг.

1-й цикл: XI XII вв. Киевская и Новгородская Русь.

XI в., правление Ярослава Мудрого – вершина цивилизационной волны. В это время Русь – крупнейшее государство Европы.

Последняя фаза заката приходится на XII в., а затем усиливаются процессы раздробленности. Монголо-татарское нашествие усугубляет кризис.

2-й цикл: XIII – конец XVI в. Московская Русь.

XIV в., время Ивана Калиты – «повышательная волна». Вершина цикла – время правления Ивана III. Москва усиливается, объединяет земли, возглавляет борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Иван IV в 1547 г. принимает титул царя Всея Руси.

Кризис конца XVI – начала XVII в. Смута. Хаос, дезинтеграция, создание условий для перехода в новое качество.

3-й цикл: XVII – начало XX в. «Петербургский период»

С 1613 г. начался процесс «выздоровления общества», шел весь XVII в. Первые Романовы. Постепенная модернизация.

XVIII в. – вершина цикла. От Петра Великого до Екатерины Великой. Россия – империя.

Темпы модернизации ускоряются.

1861 (60 – 70-е гг. XIX в. – Великие реформы) – 1913 г. – период ускоренной модернизации, перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. Сокращение отставания от Запада.

4-й цикл: 1914 г. – до наших дней.

Наибольшая альтернативность.

А. 1914 – 1922 гг.

Время острейшего структурного общегосударственного кризиса: первая мировая война, революция, гражданская война. Решение вопроса о власти завершается утверждением власти большевиков.

Б. 1922 – 1934 гг.

Время выбора варианта (модели) экономического развития: рыночно-нэповский или командно-административный. Этап завершается ликвидацией рыночных черт в хозяйстве страны. Глубокий кризис 1930 – 1933 гг.

В. 1935 – 1953 гг.

Период потерь: людских и материальных ресурсов. Вызвано внутренними (репрессии) и внешними (Великая Отечественная война) причинами. После войны восстановление экономики происходит с деформацией ее структуры (гипертрофированный военный сектор, подорваны сельское хозяйство, производство предметов потребления). Превращение в мощную военную державу.

Г. 1953 – 1964 гг.

Период восстановления ресурсов, некоторого отказа от жесткой тоталитарной модели («оттепель»), попытки оздоровить социалистическую модель с помощью реформ. Завершается очередным экономическим и социальным кризисом.

Д. 1965 – 1985 гг.

Неудачи реформ середины 60-х годов привели к экономическому застою, утрате динамики, складыванию предпосылок для всеобщего кризиса.

Е. 1985 –1991 гг.

Попытка сначала постепенного «залатывания» дыр («ускорение»), а потом радикального изменения общества («перестройка»). Глубокий кризис, развал СССР, крах партийно-государственного монополизма и планового регулирования экономики и монополии марксистской идеологии.

Ж. 1990-е гг.

Продолжение и углубление кризиса. Переход к рыночной экономике. Поиск новой модели политического и государственно-правового устройства общества. Поиск национальной идеи и возрождения национализма. Изменение места и роли России в мировом пространстве.

З. 2000-2009-е гг.

Стабилизация политических отношений в стране и улучшение общего психологического климата. Налаживание отечественного производства. Оживление в военно-промышленном комплексе. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках нефти и металлов для отечественных экспортеров.

Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

И ЕГО РАСПАД. КИЕВСКАЯ РУСЬ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития Руси. Распад Римской империи. Начало формирования и становления современных государств.

Происхождение славян. Хозяйственно-культурные типы, историко-культурные регионы, этно-социальные процессы на территории Восточно­европейской равнины, эволюция общины как основы организации общест­венной жизни. Складывание ранних политических образований.

Генезис древнерусской государственности. Особенности общест­венно-политического устройства Киевского государства. Характер цен­тральной и местной администрации: князь и княжеское правление, органи­зация военных сил. Принятие Русью христианства и его влияние на исто­рическую судьбу России.

Социально-политическая роль древнерусских городов. Складывание сословного строя. Юридические традиции - «Русская Правда» и «Правда Ярославичей».

Упадок Киевской Руси. Феодальная раздробленность: причины и последствия.

Культура Древнерусского государства.

План

I. Русь изначальная: восточные славяне и их племенные союзы, занятия и социальные отношения.

II. Происхождение, политический и социально- экономический строй Киевской Руси.

III. Деятельность первых Киевских князей. Принятие христианства.

IV. Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия.

Основные понятия

Государство, норманнская теория, род, племя, классы, князь, вотчина, посадник, закуп, рядовичи, холопы, челядь, дружина, полюдье, «Русская правда», христианство, православие, феодализм, феодальная раздробленность, феодальная рента.

Вопросы для обсуждения

1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств? Когда и по каким направлениям происходило расселение славян?

2. Каковы были особенности хозяйственного и политического уклада у восточнославянских племен в VI-VIII вв.?

3. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси?

4. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?

5. Какие дискуссии идут в исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян?

6. Каковы особенности формирования Древнерусского государства?

7. Какое влияние на дальнейшее развитие государственности на Руси имело принятие христианства византийского образца?

8. Можно ли считать закономерным процесс распада ранее единого Киевского государства на удельные княжества и земли?

9. Что такое политическая раздробленность? Каковы ее основные причины в Древнерусском государстве?

10. Как изменяется формально сохраняемая великокняжеская власть в период политической раздробленности?

11. Есть ли связь между системой кормлений и наместничеств и усилением дробления Руси в конце XII – начале XIII века?

12. В чем заключалось своеобразие социально-политического устройства Северо-Восточной, Юго-Западной и Новгородской Руси?

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.16-58.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 23-48.

3) История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - С.83-109.

4) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.12-20.

ы:

1. Принятие христианства на Руси и его культурно- социальное влияние.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - С.94-105.

Как была крещена Русь. – М., 1989.

Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

2. Норманнская теория об образовании Древнерусского государства.

Цветков, С.Э. Русская история / С.Э. Цветков. Кн. Первая. М., 2003. – С. 194-235, 248-258.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - С.73-83.

Поляков, А.Н. Образование Древнерусской цивилизации / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2005 - №3. - С.72-90.

Вельмезова, Е.Сыны Иафета – братья славяне / Е. Вельмезова // Родина. – 2006. - №4. – С.12-14.

Седов, В. Соседи Рима, кельтов и германцев / В. Седов // Родина. -2006.- №4. С.6-12.

3. Ярослав Мудрый – автор первого свода русских законов.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - С.73-83.

Шишов, А. Русские князья. / А. Шишов. – Ростов н/Дону, 1999. – С. 109-138.

Термины:

Анты - один из первых союзов восточнославянских племен. Сложился в Y в.н.э. в бассейнах рек Днепр и Днестр.

Государство – основная политическая система общества, устанавливающая власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, социальных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая внутреннюю и внешнюю политику в пользу властвующих структур. Имеет аппарат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.

Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя. Родство определяется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Объединялись в племена, распались при возникновении государства.

Племя – тип этнической и социальной общности людей первобытнообщинного строя из нескольких родов, основанное на кровнородственных связях, единстве территории, языка, обычаев, культа, проявления самосознания и самоназвания. Позже складывается самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных общностей – народностей.

Классы – большие социальные группы, отличающиеся отношением к производству, имущественным, правовым, политическим положением в обществе.

В рабовладельческом обществе – рабы и рабовладельцы, при феодальном – крепостные и феодалы, в капиталистическом обществе – пролетариат и буржуазия.

Князь – 1) Вождь племени, глава дружины. 2) С развитием феодального общества – правитель, глава княжества. На Руси старший из князей назывался великим, остальные – удельными. 3) Почетный наследственный дворянский титул, который с XVIII в. жаловался царем за особые заслуги (А.Д. Меньшиков, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов и др.).

Вотчина – 1) Древнейший вид феодальной земельной собственности, родовое наследственное имение. Возникла в X – XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII – XV вв. господствовавшая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сблизилась в XVI – XVIII вв. В начале XVIII в. слилась в один вид – имение – земельный участок с усадьбой, которым владели в основном дворяне[государственные, удельные, войсковые (казачьи) имения]. 2) Всякая феодальная земельная собственность, с XVIII в. состоявшая из господского хозяйства и крестьянского держания, где собственник имел административную и судебную власть, право взимания налогов.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, где производство было рассчитано на непосредственное удовлетворение собственных потребностей производителя, где продукт не предназначен для рынка, не является товаром.

Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Позже – сама дань неопределенного размера.

Посадник – наместник князя в подвластных ему землях в X-XI вв. В Новгородской и Псковской республиках в XII – XY вв. посадников избирало вече из числа знатных бояр. Они ведали всеми вопросами жизни города, кроме военных.

«Русская правда» – первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы «Закона Русского», Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, установила положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право и др. Списки XIII – XVIII вв.

Христианство – одна из трех мировых религий, возникло в I в. н.э. как вера в Иисуса Христа, основателя христианства, богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих и затем воскресшего, вознесшегося на небо, спасителя мира, второго лица триединого божества. Главный источник верования – Священное писание (Библия, особенно ее вторая часть – Новый Завет).

Православие – одно из основных направлений в христианстве, возникло в 395 г. в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Окончательно сложилось в 1054 г. при разделении христианской церкви на католическую и православную. Центром православия стали Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 – 989 гг., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь.

Феодализм (лат. «феод» – земельное владение) – ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам (крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству), угнетавшим крепостных крестьян. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.Феодальная рента – один из видов земельной ренты в отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной формах.

Феодальная раздробленность – прогрессивный, закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. На Руси раздробленность произошла в середине XII – XIII вв.

Посадник – наместник князя в подвластных ему землях в X – XI вв. В Новгородской и Псковской республиках (XII – XV вв.) – высшая государственная должность из знатных бояр, избиравшаяся на вече.

Закуп – в Киевской Руси общинник, взявший ссуду («куту») на договорных началах на определенный срок. Невыполнение обязательств превращало должника в холопа.

Рядовичи – 1) В Древней Руси – лица, нанимавшиеся на работу по ряду (договору), близки к закупам. При невыполнении обязательств могли стать холопами. 2) В XIV – XVIII вв. – торговцы однотипным товаром в торговом ряду.

Холопы – феодально-зависимое население в X – начале XVIII вв., по положению близкое к рабам. Холопами становились пленные; свободные, но не выполнившие обязательств; в результате брака с холопом (холопкой). С XVII в. получали в пользование землю, облагались повинностями. С введением подушной подати (1722 – 1724 гг.) превратились в крепостных крестьян.

Челядь – 1) В Древней Руси – рабы, позже – широкий круг феодально-зависимых людей. 2) В XVIII – XIX вв. – дворовые люди помещиков.

Кормление – передача определенной территории в административное управление и для сбора великокняжеской дани боярам; средство содержания боярства.

Тесты

1. Кто впервые поставил вопрос о происхождении древнерусского государства?

a) древнегреческий историк Геродот;

b) летописец Нестор;

с) М.В. Ломоносов.

2. На землях какого племенного союза возник город Киев?

a) радимичей;

b) полян;

c) древлян.

3. Международное положение Руси с помощью династических браков укреплял князь:

a) Святослав Игоревич;

b) Владимир Мономах;

c) Ярослав Мудрый.

4. Основателем государства Киевская Русь был:

a) Рюрик;

b) Олег;

c) Владимир.

5. Кто из киевских князей начал запись норм обычного права, впоследствии образовавших сборник законов «Русская правда»:

a) Святослав;

b) Ярослав;

c) Владимир Мономах.

6. Главной торговой артерией Киевской Руси был:

a) Великий шелковый путь;

b) Путь из варяг в греки;

c) Волжский торговый путь.

7. Кто из перечисленных князей правил в период с 964 по 972 гг.?

a) Олег;

b) Ярополк;

c) Святослав;

d) Владимир.

8. Как античные историки называли восточных славян?

a) анты;

b) сарматы;

c) скифы.

9. Восточные славяне жили:

a) от р. Висла до р. Ока;

b) от р. Неман до Урала;

c) от р. Рейн до Азовского моря.

10. Единицей обложения данью у восточных славян был:

a) двор;

b) душа;

c) община.

11. В каком городе Владимир I принял крещение?

a) Херсонес;

b) Константинополь;

c) Киев.

12. Первые русские святые князья:

a) Кирилл и Мефодий;

b) Борис и Глеб;

c) Всеволод и Изяслав.

13. Авторство «Повести временных лет» принадлежит:

a) игумену Феодосию Печерскому;

b) митрополиту Иллариону;

c) монаху Нестору.

14. «Заставы богатырские» были поставлены на границах Руси:

a) князем Владимиром;

b) князем Игорем;

c) князем Всеволодом.

15. Как называлась община у восточных славян?

a) вира;

b) вервь;

c) посад.

16. Первый город, в котором начал править Рюрик:

a) Ладога;

b) Изборск;

c) Новгород;

d) Киев.

17. Какое из событий было раньше?

a) стал править Владимир Святославович;

b) произошло крещение Ольги;

c) древляне восстали против Игоря.

18. Кто из сыновей Ярослава мудрого породнился с византийским императором?

a) Всеволод;

b) Святослав;

c) Изяслав.

19.Период феодальной раздробленности начинается с:

a) 1132 г.;

b) 1240 г.;

c) 1125 г.

20. Главной причиной феодальной раздробленности стало:a) Превращение княжеских вотчин в самостоятельные хозяйственные единицы, независимые от Киева;b) Ссоры между наследниками киевского князя за престол;c) Нежелание общинников платить дань Киевскому князю.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

Признаки государства

Публичная власть

Сбор налогов и пошлин

Административно-территориальная организация населения

Государственный суверинитет

Аппарат подавления

Аппарат управления

КИЕВСКАЯ РУСЬ

882 г.

Публичную власть представляли князь с дружиной и вече

Князь с дружиной

собирал дань

Волости

В XI в. Русь укрепляет свою независимость от других государств

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО – КИЕВСКАЯ РУСЬ ( XI XIII вв.)


Особенности

Владимиро-Суздальского княжества

Галицко-Волынского княжества

Новгородской земли

Территориальные

Скудные земли, суровый климат. Лесная зона – защита от степняков.

Плодородные земли, мягкий климат. Уязвимость для набегов кочевников.

Климат и почвы мало пригодны для земледелия. Форпост от западной агрессии.

Экономические

С притоком населения с южнорусских земель (XI – XII вв.) усиливается освоение новых земель, появляются новые города.

Давний центр земледелия и торговли с Юго-Восточной и Центральной Европой, восточными странами.

Активная торговля с Волжской Булгарией, Прибалтикой, Северонемецкими городами, Скандинавией.

Социально-политические

В новых городах и землях слабые вечевые традиции и слабое боярство, что обусловило сильную княжескую власть.

Рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей.

Слабая княжеская власть. Сильные боярство и купечество, которым принадлежала реальная политическая власть.

Тема 3. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ ( XIII - XV вв.). ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси. Про­блема выбора пути развития: Северо-Восточная Русь, Новгородская земля, западно-русские княжества. Причины возвышения Москвы. Образование централизованного Московского государства. Православие и начало формирования ве­ликорусского национального сознания. Культура, быт, традиции Руси в средние века.

Эволюция сословной системы организации общества, становле­ние самодержавия как специфической формы государственного уст­ройства России. Своеобразие отечественного феодализма. Отличие рос­сийского самодержавия от европейского абсолютизма.

Особенность общественно-политического устройства Московского государства. Великий князь и Боярская дума. Дворцово-вотчинная и при­казная системы управления. Иван IY - первый русский царь. Земский собор. Административно-политическое устройство Московии в сравнении с западно-европейским. Кризис общества в 60-70-е годы XVI века. Оприч­нина, ее причины и последствия.

Культура Московской Руси и отражение в ней общечеловеческих ценностей и идеалов.

План

I. Борьба Руси с иностранными завоевателями в XIII в. и ее значение.

II. Объединение русских земель вокруг Москвы. Превращение Московского княжества в центр великорусского государства:

а) причины и условия возвышения Москвы;

б) Иван Калита и Дмитрий Донской - их роль в усилении Московского княжества;

в) рост территории Московского государства в эпоху Ивана III, завершение политического объединения.

III. Иван IY Грозный и его борьба за укрепление личной власти.

IV. Особенности общественно-политического устройства Московского государства. Формирование самодержавно-крепостнического государства.

Основные понятия

Иго, рыцарский орден, Золотая Орда, поместье, централизованное государство, ярлык, судебник, боярская аристократия, местничество, сословие, земские соборы, Избранная рада, стрельцы, сословно-представительная монархия, самодержавие, казаки, опричнина, Ливонская война, земщина, Юрьев день.

Вопросы для обсуждения

1. Причины нашествия монголо-татарских завоевателей?

2. Чем вы можете объяснить активизацию экспансии немецких, шведских и датских феодалов в Восточной Балтии в XIII в.?

3. Какие точки зрения существуют в литературе на монголо-татарское владычество на Руси и его последствия?

4. Когда и почему начинается возвышение Московского княжества?

5. Кто из московских князей внес наибольший вклад в усиление и расширение Московского княжества?

6. Чем отличается политическая система власти на Руси до и после монголо-татарского нашествия?

7. В чем особенности сословного строя в России?

8. Что вы понимаете под названием «служилого» государства, и когда оно сложилось?

9. Что такое сословно-представительная монархия?

10. В чем сущность реформ «Избранной Рады», и почему в стране произошел отход от предложенных реформ?

11. Что из себя представляла опричнина Ивана Грозного как политика и как форма социальной организации общества? Каковы были ее цели и результаты?

12. Какое влияние оказала личность Ивана Грозного на политическое развитие страны, каковы итоги его деятельности?

13. Каковы были исторические корни и результаты создания деспотического самодержавия Ивана Грозного?

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.90-116.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 66-92.

3) История России с древнейших времен до конца XVIIвека / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - 352-415.

4) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.25-40.

ы:

1. Формирование механизма государственной власти на Руси в послеордынский период и его особенности.

История России с древнейших времен до конца XVIIвека / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - 352-415.

Высшие органы государственной власти и управления России XIX-XXвв. / Под общ. ред. Тургаева А.С. – СПб.: 2000. - С.36-46, 57-67.

Неферов, С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние / С.А. Неферов // Вопросы истории. – 2002. – №11. – С.30-33.

2. Иван IV (Грозный) – первый русский царь. Историография проблемы.

Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века – М., 2003.-С.172-207.

Ключевский, В.О. Соч. В 9 т. Курс русской истории. / О.В. Ключевский. – М., 1987. – Книга 2, лекция №28, 29, 30.

Скрынников, Р.Г. Иван Грозный. / Р.Г. Скрынников. – М., 1975.

Данилов, А.Г. Опыт единоличной власти в России в XVI-XX веках / А.Г. Данилов // Вопросы истории. – 2009. - №1. – С.54-57.

3. Освоение русскими первопроходцами Сибири.

История России с древнейших времен до конца XVIIвека / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - 483-491.

Скрынников, Р.Г. Ермак / Р.Г. Скрынников. – М., 1992.

Эрлихман, В. Навстречу солнцу / В. Эрлихман // Родина.- 2006. - №11.-С.45-50.

Термины:

Централизованное государство – такое государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия – абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III создано единое государство с центром в Москве, окончательно сложилось при первых Романовых, и завершилось формирование абсолютизма при Петре I.

Поместье – земельное владение, даваемое за военную и государственную службу с конца XV в. до начала XVIII в. Нельзя продавать, обменивать, наследовать. Земельные владения дворян в XVI – XVII вв. постепенно сближались с боярскими вотчинами. Петр I (1714 г.) уровнял их. Все земельные владения феодалов стали имениями, а феодалы – помещиками.

Местничество – система распределения служебных мест среди феодалов в Русском государстве в XIV – XVI вв. при назначении на военную, административную, придворную службу по знатности рода, положению предков без учета способностей (отменено в 1682 г.).

Судебник – сборник законов. В 1497 г. Судебник Ивана III кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, указы и др.; ограничивал выход крестьян от феодалов Юрьевым днем. Судебник Ивана IV, утвержденный Земским собором в 1550 г., закрепил централизацию государства.

Боярская дума – в Киевском государстве – совет при князе в составе старшей дружины и приближенных лиц. В период раздробленности – совет знатных вассалов при князе. С конца XV до начала XVIII вв. – постоянный сословно-представительный законосовещательный орган аристократии при князе (царе). Думные чины: думные бояре, окольничие (возглавляли приказы, полки), придворные, думные дворяне, думные дьяки.

Земские соборы – высшие сословно- представительские учреждения в России с середины XVI до конца XVIII вв. Включали членов Освященного собора, Боярской думы, государева двора, выборных от провинциального дворянства и богатых горожан. Введены Иваном IV, прекратили действовать при Алексее Михайловиче. Рассматривали важнейшие вопросы государства (Соборное уложение 1649 г. и пр.).

Избранная Рада – неофициальное правительство России при Иване IV в конце 40 – 50 гг. XVI в. (А.Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А.М. Курбский). Выступали за компромисс между разными слоями феодалов, проведение реформ центрального и местного управления, присоединение Поволжья, борьбу с Крымом.

Сословие – социальная группа общества со своими правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Сословная монархия – сословное представительство в виде Земских соборов, устанавливавшееся в России в середине XV – XVII вв. Со второй половины XVIII в. укрепилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

Опричнина (старорус. «опричь» – кроме) – в Русском государстве в XIV – XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеских семей. Иван IV выделил себе личный удел (1565 – 1572 гг.), где установил террористический режим военной диктатуры, проводимой опричниками в борьбе с предполагаемой изменой среди феодалов (репрессии, казни, конфискации и пр.).

Земщина – основная часть территории России, не включенная в опричнину (1565 – 1572 гг.) Иваном IV. Управляясь земской Боярской Думой и приказами, имела свою казну и войско.

Казаки – вольные люди, в XIV – XVII вв. нанимавшиеся на работу, служившие в пограничных районах на Дону, Волге, Урале, Тереке, в Польше, на Днепре. Создавали самоуправлявшиеся общины – казацкую вольницу с выборным старшиной. Часть казачества – из бывших беглых крестьян. В XVIII в. казачество стало привилегированным сословием, упраздненным в 1920 г.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти- царю, императору принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.

Крепостное право – форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу.

Тесты

1. Организатором всемонгольского похода на Русь был:a) Чингисхан;b) Субедей;c) Батый;d) Тохтамыш.2. Первые столкновения русских дружин с монголо-татарами произошли:a) на р. Калке в 1223 г.;b) на р. Урге в 1250 г.;c) на р. Воже в 1220 г.;d) на р. Сити в 1238 г.3. В Невской битве в 1240 г. Новгородский князь Александр разгромил:a) рыцарей тевтонского ордена;b) отряд шведского герцога Биргера;c) крестоносцев Фридриха II.4. Основную массу населения Руси в XII – XIII вв. составляли:a) свободные земледельцы-общинники;b) горожане-ремесленники;c) вольные люди;d) наемные дружинники.5. Начало объединения русских земель относится к:a) началу XIV в.;b) середине XIV в.;c) концу XIV в.6. Первое упоминание о Москве относится к:a) 1180 г.;b) 1147 г.;c) 1050 г.7. Основателем династии московских князей считается:a) Даниил Александрович;b) Андрей Боголюбский;c) Иван Калита.8. Новгород был присоединен к Московскому княжеству:a) Василием II;b) Иваном III;c) Василием III.9. Что означает термин «местничество»:a) право находиться рядом с Великим князем на заседании Боярской Думы;b) право занимать государственную должность в зависимости от знатности происхождения;c) право управлять подвластными территориями.10. Для управлением государством в XV веке создаются:a) княжеская канцелярия;b) система приказов;c) назначаются воеводы.11. Судебник 1497 г. закреплял:a) право феодала передавать поместье по наследству;b) право крестьянского перехода от одного хозяина к другому;c) право церкви покупать и продавать земли.

12. Какие земли были присоединены к Московскому государству последними в начале XVI века:

a) Муромские;

b) Рязанские;

c) Тверские.

13. Какие князья в XV веке назывались удельными?

a) являвшиеся членами великокняжеского рода;

b) ушедшие со своими уделами под власть Литвы;

c) возглавлявшие конное ополчение в войске Великого князя.

14. В правление кого из московских князей хан Тохтамыш сжег Москву:

a) при Дмитрии Ивановиче;

b) при Василии III;

c) при Иване III.

15. Монголо-татарское иго было свергнуто в:

a) 1508 г.;

b) 1480 г.;

c) 1395г.

16. Что было изображено на гербе Российского централизованного государства?

a) Георгий Победоносец;

b) двуглавый орел;

c) медведь и шапка Мономаха.

17. Иван IV начал преобразование в стране с реформы в сфере:

a) военной;

b) судебной;

c) церковной;

d) местного управления.

18. Правительство при Иване IV называлось:

a) Боярской Думой;

b) семибоярщиной;

c) Избранной Радой;

d) Земским Собором.

19. Кто такие стрельцы?

a) «служилые люди по прибору» из свободных крестьян и горожан;

b) «служилые люди по отечеству» из мелкого дворянства;

c) иностранные наемники с огнестрельным оружием.

20. Стоглавый собор 1551 г. принял решение:

a) о создании единого пантеона русских святых;

b) осудил церковный раскол патриарха Никона;

c) подтвердил правило Юрьева дня.

21. В основе проведения реформ местного управления 1556 г. было:

a) отмена кормления;

b) отмена местничества;

c) введение выборного всесловного самоуправления.

22. Опричнина разделила страну на:

a) земщину и боярщину;

b) опричнину и земщину;

c) боярщину и опричнину.

23. Главной задачей Ливонской войны было:

a) уничтожение католического Ливонского ордена;

b) выход России к Балтийскому морю;

c) не допустить проникновения Швеции в Прибалтику.

24. Когда был впервые принят указ о сыске беглых крестьян?

a) при Федоре Ивановиче, в 1597 г.;

b) при Иване IV, в 1581 г.;

c) при Василии Шуйском, в 1607 г.

25. Выберите верные определения опричнины:

a) крупная государственная реформа;

b) форма частного землевладения;

c) территория, выделенная из состава государства;

d) аппарат государственного террора.

26. Сословно-представительной монархией Россия стала после того, как:

a) была введена опричнина;

b) в Земском Соборе стали участвовать черносошные крестьяне;

c) ликвидировали местничество;

d) ликвидировали систему кормления.

27. Назовите явление, характерное для социально - экономического развития России в XVI веке:

a) повсеместный перевод крестьян на денежный оброк;

b) сокращение крестьянских переходов;

c) расширение боярских вотчин.

НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ

Монгольские кочевые племена находились на стадии разложения родоплеменного строя. К началу XIII в. были объединены Чингисханом. В ходе завоевательных подходов Чингисхану удалось создать огромную степную империю, размеру которой не было равных в истории.

Причины

завоевательных походов

Стремление родоплеменной знати к обогащению

Приобретение новых пастбищ

Обеспечение безопасности собственных границ

Получение контроля над торговыми караванными путями

Дань со стран земледельческой и городской культуры

ЗАВОЕВАНИЯ И ПОХОДЫ МОНГОЛОВ

К 1211 году

Земли бурят, якутов, киргизов, уйгуров

К 1217 году

Северный Китай

1219 – 1221

Средняя Азия

1220 – 1222

В Закавказье и Северный Кавказ

1236 – 1242

В Волжскую Булгарию, на Русь, в Западную Европу, (Польша, Венгрия, Балканы, Чехия)

1223 – Поражение русских войск в битве с монголо-татарами на реке Калке.


ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ РУСИ В БОРЬБЕ

С МОНГОЛО-ТАТАРАМИ

Феодальная раздробленность и распри между князьями

Превосходство монголов в военном искусстве, наличие опытной и многочисленной армии

Разорение русских земель и городов

Угон населения в рабство – подрыв хозяйства и культуры

Последствия монголо-татарского ига

Повлияло на складывание особенностей русского централизованного государства: усиление личной власти великого князя и бесправие феодалов

Рост и укрепление русской православной церкви, получившей поддержку и защиту золотоордынских ханов

Ярлык – ханская грамота, дававшая право князю на княжение.


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

ХАН

ханы улусов

великий князь

беки, эмиры

удельные князья

Русские земли находились в вассальной зависимости от Орды

Образование единого Российского государства в XIV – начале XVI веков

Особенности

В Европе

В России

Социально-экономический фактор

Внешне-политический фактор

Рост городов, внутренней и внешней торговли

Ордынское иго, внешняя опасность от Литвы и Ливонского ордена

Формирование буржуазии

Объединение земель посредством сильной княжеской власти

Освобождение крестьян

Слабость городского населения; торговля в руках феодалов и монастырей

Сохранение замкнутого феодального мира

Закрепощение крестьян


Формирование самодержавно-крепостнического государства


Объединение Руси

Этапы

объединения

Основные

центры

Характеристика

Основные

события

I -й этап

(конец XIII в. – 80-е гг. XIVвв.)

Тверь, Москва, Литва

Борьба в Северо-Восточной Руси за великое княжение. Закрепление ярлыка на великое княжение за Москвой

1380 г. – Куликовская битва (Дмитрий Донской)

II -й этап

(80-е гг. XIVв. – 1462 г.)

Тверь, Москва, Литва

Объединение земель вокруг Москвы. Борьба Литвы за Псков и Новгород и «все великие княжения русские»

1399 г – Битва при р. Ворскле. Победа монголо-татар над русско-литовскими войсками.

1433 – 1453 – Феодальная война в Северо-Восточной Руси

III -й этап

(1462 – 1533 гг.)

Москва, Литва

Завершение объединения земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы

1471 – Присоединение Новгорода

1480 – Свержение монголо-татарского ига

1485 – Присоединение Тверского княжества к Московскому


СТАНОВЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ

Причины

1. Бегство крестьян из Центральной России на окраины, ввиду сильного феодального гнета, оставляло поместья опустевшими. В целях обеспечения феодальных земель рабочей силой государство запрещает покидать крестьянам их земли

2. Формирование служилого сословия (дворянства) поддерживалось правительством, которое укрепило его благосостояние – прикреплением крестьян к земле

Характерные черты крепостного права

1. Прикрепление крестьян к земле феодала без права ее покидать (личная зависимость)

2. Внеэкономическая эксплуатация крестьян: имея надел земли и инвентарь, крестьянин выполнял феодальные повинности (барщина и оброк)

Основные вехи закрепощения крестьян

1581 –

Введение заповедных лет. Временное запрещение крестьянам переходить от феодала к феодалу в Юрьев день

1592 –

Некоторые историки полагают, что в этом году был издан особый указ, окончательно прикрепивший крестьян к земле (Указная теория)

1597 –

Указ об «урочных летах», согласно которому устанавливается 5-летний срок сыска беглых крестьян

1607 –

Установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян

1649 –

Соборное Уложение, навсегда прикрепившее крестьян к земле: отмена Юрьева дня, установление бессрочного срока сыска беглых крестьян

Крепостное право в России – один из важнейших социально-экономических институтов. Оформилось в XVI – XVII вв. и получило дальнейшее развитие в XVII веке.

Тема 4 . МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО СОСЛОВНОГО ГОСУДАРСТВА В XVII ВЕКЕ.

От средневековья к эпохе нового времени (XVII в.). Причины возвышения Западного мира (XV-XVI вв.). Духовно-нравственные интересы эпохи и гуманистическое движение в Европе. Фак­торы развития рыночных отношений в странах Запада и их влияние на ми­ровые процессы.

Характерные черты новой эпохи в России. Воздействие глобаль­ных перемен на выбор цивилизационных ориентиров.

Смутное время: его причины, сущность, проявление. Приход к власти Михаила Романова. Усиление централизации государства и возрастание его роли – ведущая мировая тенденция. Характерные особенности данного процесса в России. Соборное уложение 1649 года.

Европейская реформация и церковная реформа в России. Церковный раскол и его влияние на национальный характер и политическую культуру.

План

I. От средневековья к эпохе нового времени (XVII век). Характерные черты новой эпохи в России.

II. Кризис российской государственности в Смутное время.

III. Европейская реформация и церковная реформа в России. Церковный раскол и его влияние на национальный характер и политическую культуру.

Основные понятия

Патриаршество, крестьянская война, Смутное время, самозванец, интервенция, семибоярщина, ополчение, барщина, оброк.

Вопросы для обсуждения

1. Причины возвышения Западного мира (XV-XVII вв.)?

2. Каковы факторы развития рыночных отношений в странах Запада?

3. Определите понятие, хронологию и этапы Смутного времени?

4. Почему политика Бориса Годунова вместо стабилизации положения в стране внесла раскол в российское общество?

5. Знаете ли вы каких-нибудь самозванцев до XVII века? Отчего, на ваш взгляд, именно XVII век явился своего рода эпохой самозванцев? Какие внешние и внутренние обстоятельства способствовали данному историческому феномену?

6. Отчего восстание Болотникова называют гражданской войной?

7. Как польско-шведская интервенция отразилась на дальнейших взаимоотношениях с Западной Европой?

8. Как Россия смогла спасти себя от окончательной гибели?

9. Почему политическая стабилизация в стране оказалась возможной только на традиционно-консервативной основе?

10. Какие тенденции дальнейшего развития страны были заложены в Смутное время?

11. Какое политическое, экономическое, социальное и юридическое значение имело Соборное уложение 1649 г.?

12. В чем суть проведенной патриархом Никоном церковной реформы, и какие конкретно преобразования вы можете назвать?

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.97-123.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 93-125.

3) История России с древнейших времен до конца XVIIвека / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - 352-415.

4) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.40-53.

ы:

1. Исторический портрет Бориса Годунова.

Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века – М., 2003. - С.231-261.

История России с древнейших времен до конца XVIIвека / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006..- 352-415.

Скрынников, Е.Г. Б. Годунов / Е.Г. Скрынников. – М., 1992.

2. Церковный раскол и его влияние на национальный характер.

Ключевский, В.О.Соч. В 9 т. Курс русской истории. / О.В. Ключевский. – М., 1988. – Книга 3, лекция №44, 45, 46.

История России с древнейших времен до конца XVIIвека / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - 624-648.

Антоненко, С. «И звенит звонкой сталью раскол» / С. Антоненко // Родина. – 2006. - №11. - С.58-66.

Термины:

Патриарх (греч. «родоначальник») – глава, старейшина рода, общины, семьи. В Русской православной церкви – высший духовный сан, глава самостоятельной (автокефальной) церкви в 1589 – 1703 гг., восстановлен в ноябре 1917 г.

«Семибоярщина» – Василий III перед смертью (1533 г.) выделил «седьмочисленную комиссию» - опекунский совет, который должен был править за малолетнего Ивана IV. Стоял над Боярской Думой. Традиция сохранилась. Во время Смуты она выродилась в олигархическое боярское правительство в 1610 г., которое номинально правило до 1612 г., пригласив на престол польского королевича Владислава.

Старообрядцы – религиозные группы, объединившие противников реформ патриарха Никона в XYII в. Были против нововведений в обрядах и продолжали следовать старым церковным традициям.

Ополчение – военное формирование во время войны для помощи регулярной армии. В России набиралось из свободных крестьян, дворян, горожан и др.

Тесты

1. Укажите временной период Смутного времени:

a) 1598-1613 гг.;

b) 1584-1615 гг.;

c) 1607-1615 гг.

2. Впервые в истории России был избран на престол Земским собором:

a) Михаил Романов в 1613 г.;

b) Борис Годунов в 1598 г.;

c) Василий Шуйский в 1606 г.

3. Восстановите хронологическую последовательность событий:

a) свержение В.И. Шуйского;

b) осада Болотниковым Москвы;

c) бои II ополчения за Москву;

d) возникновение Тушинского лагеря.

4. В русском государстве продолжался процесс закрепощения крестьян. Это подтверждается:

a) отменой Юрьева дня;

b) установлением 5-летнего срока сыска беглых крестьян;

c) запрещением для крестьян подавать жалобы на своих феодалов.

5. Укажите причину неудач первого ополчения:

a) отсутствие единства в стане ополченцев;

b) смерть Ляпунова;

c) все ответы верны.

6. Соотнесите личности и события:

a) Иван Болотников. 1. Претензии на русский престол.

b) Лжедмитрий I. 2. Руководитель второго ополчения.

c) Дмитрий Пожарский. 3. Предводитель восстания.

d) Борис Годунов. 4. Первый царь, избранный на престол

Земским собором.

3. После отречения В. Шуйского от престола власть оказалась в руках:a) Боярской Думы;b) «Семибоярщины»;c) Земского собора.4. Руководитель крестьянского восстания 1606-1607 гг.:a) Е.Пугачев;b) И. Болотников;c) С. Разин.5. Со смертью царя Фёдора Ивановича прекратилась династия:a) Рюриковичей;b) Ивана Калиты;c) Романовых.6. Название начального периода XVII в. – «смутное время» - связано:a) с борьбой за власть в результате династического кризиса;b) с польско-шведской интервенцией;c) с укладом экономики страны;7. Отметьте то, к чему стремились в период Смуты бояре:a) снижение налогов;b) свобода торговли;c) контроль над царской властью;d) восстановление Юрьева дня.8. Что представляла из себя Боярская Дума:a) круг ближайших соратников царя;b) независимое собрание бояр;c) Законодательная комиссия.9. Церковный раскол в России связан с именем патриарха:a) Иова;b) Филарета;c) Никона;d) Аввакума.10. «Урочные лета» отменены:a) Стоглавым церковным собором;b) Судебником Ивана IV;c) Соборным уложением.11. Религиозное движение в XVII в., принявшее социальную окраску, называется:a) иконоборчество;b) старообрядчество;c) сектантство.12. Крестьянская война 1670-1671 гг. охватила территории:a) Дона, Поволжья и Заволжья;b) Приуралья и Зауралья;c) Прикаспия и бассейна Волги.13. В конце XVII в. сложилась антишведская коалиция с участием России:a) «Северная Антанта»;b) «Тройственный союз»;c) «Северный союз».14. Укажите центры металлургии в России XVII в.:a) Серпуховской;b) Тульский;c) Московский.15. Форма правления, сложившая при Иване 4: а) раннефеодальная монархия;б) абсолютная монархия;с) сословно-представительная монархия.16. Показателем развития техники в России в XVII в. может являться:a) открытие «школы русских лекарей»;b) использование компаса;c) установка курантов на Спасской башне.17. Россия в XVII в. оставалась страной:a) феодально-крепостнической;b) феодальной с элементами капиталистического развития;c) буржуазной.18. Восстановите хронологическую последовательность событий:a) изменение обрядов и богослужебных книг;b) смерть патриарха Филарета;c) выступление Аввакума против Никона;d) назначение Никона патриархом.19. Отметьте то, к чему стремились в период Смуты горожане:a) получение новых земель;b) снижение налогов;c) увеличение жалования;20. Отметьте города, через которые прошли войска Второго ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского:a) Кострома;b) Смоленск;c) Нижний Новгород;d) Калуга;e) Ярославль.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ

I «Служилые люди»

«Думные Чины»

бояре, окольничьи, думные дворяне, заседавшие в Боярской думе

«Чины Московские»

стольники, стряпчие, дворяне московские, «жильцы» (постоянно живущие в Москве при государе)

«Чины городовые» местное дворянство (дворяне, дети боярские)

«Служилые люди по прибору»

стрельцы, пушкари, городовые, казаки, казенные мастера

«Служилые люди» находились на государственной службе, за которую получали земельные, денежные и хлебные «оклады»

II «Тяглые люди» - категория населения страны, обязанная выполнять натуральные повинности и платить налоги государству

«Тяглые люди»

Крестьяне

Посадские люди

Частно-владельческие

Купечество –

верхушка посадского люда

Черносошные(государственные)

Дворцовые

(снабжение царского двора)

Форма ренты

Отработочная

(барщина)

Оброк

(натуральный и денежный)

1649 – Окончательное закрепощение крестьян (по Соборному уложению)

Холопы – категория людей, которые несли обязанности только перед своим господином

Холопство

Полное

«Право на полного холопа наследственно, неволя полного холопа потомственна»

· В XVII в. было ликвидировано

Кабальное

Личная зависимость от господина за долги, которая отрабатывается в его хозяйстве

· В XVII в. прослеживается тенденция сближения холопства с крестьянством

Особый разряд населения в России представляло духовенство

К концу XVII в. на Дону сложилось казачество

Причины Смуты в Московском государстве (1598 -1613 гг.)

I Экономический кризис

Отток крестьян из центра, бегство от государства и помещичьего тягла

Рост помещичьего землевладения, возрастающая власть помещиков над крестьянами

II Полная неудача в 25-летней ливонской войне

Огромные людские жертвы и материальные потери

Увеличение податей и повинностей, закрепление крестьян за помещиком

Начало борьбы боярства за власть в стране, ставшей «безгосударственной»

III Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 г.

Увеличение царским указом числа кабальных холопов

Недовольство приниженных бояр политикой Ивана IV

Потрясение уклада жизни, усиление разлада и демократизации в государстве

IV Опричнина Ивана IV

Конец династии «Природных государей»

НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ «БУНТАШНОГО» ВЕКА

Дата

события

Очаг

восстания

Причины

Участники

Итоги

1648

«Соляной бунт»

Козлов,

Курск,

Воронеж,

Москва

1) Усиление налогового гнета вообще

2) Введение пошлины на соль – необходимый продукт

3) Недовольство некоторыми представителями власти (Морозов, Плещеев)

горожане, стрельцы,

крестьяне

1) Казнь большинства бояр (по указанию бунтовщиков)

2) Соборное Уложение 1649, по которому «белые слободы», не платившие госналоги, ликвидировались

1662«Медный бунт»

Москва

1) Усиление налогового гнета

2) Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег

посадский люд

Прекращение чеканки медных монет

1670 – 1671Восстание под руководством С. Разина

Дон,

Поволжье

1) Скопление на Дону «горючего материала» - беглых крестьян, холопов, посадских, недовольных усилением крепостного права и феодального гнета

2) Активность казачества, недовольство государственными порядками России

донское казачество (голытьба),

беглые крестьяне,

холопы,

посадские люди

Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права

1668 – 1676Соловецкое восстание

Соловецкий монастырь

1) Церковные реформы патриарха Никона

2) Жесткость курса церковных преобразований (сожжение старых икон, враждебность к староверам)

3) Представление народа о «старой вере» как о истинно православной

монахи,

крестьяне,

разинцы

Дальнейшее противостояние в стране староверов и официальной церкви

Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ПЕТР I . ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ. НАЧАЛО ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭРЫ В РОССИИ. ЕКАТЕРИНА П.

Эпоха Петра I - начало модернизации и европеизации России.

Историческая необходимость реформ. Реформы Петра I и их место в миро­вой истории. Становление абсолютной монархии.

Абсолютизм российский и западно-европейский: общее и особенное. Российская империя: государственное устройство, характер и специфика развития. Внешнеполитические аспекты европеизации. Петр I и его реформы в области медицины.

Наследие Петра I в эпоху «дворцовых переворотов». Нарастание противоречий сословного строя.

Политика Екатерины II в области экономического развития России. «Просвещение» и «Просвещенный абсолютизм»: его особенности, содержание, противо­речия. Екатерина II - ее законодательная деятельность. «Наказ» Екатери­ны II и работа Уложенной комиссии, «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам». Рост социальной поляризации и обособ­ленности сословий.

Европейская цивилизация и формирование имперских образований. Великие социальные революции XVII-XVIII вв. Великая Французская революция. Европейское просвещение - основа модернизации. «Деклара­ция прав человека и гражданина» (1789 г.), «Билль о правах», Конституция США (1787 г.).

Развитие культуры России. Усиление светских тенденции. Форми­рование системы образования, возникновение российской интеллигенции. Создание медицинского факультета университета (1765 г.).

План

I. Эпоха Петра I – начало модернизации и европеизации России.

II. Абсолютизм российский и западноевропейский: общее и особенное.

III. Просвещение и политика «просвещённого абсолютизма» в европейской и российской истории.

IV. Реформы Екатерины II в социально-политической жизни России: законодательная деятельность и сословная политика.

Основные понятия

Модернизация, Великое посольство, протекционизм, меркантилизм, посессионое право, «Табель о рангах», подушная подать, косвенные налоги, ревизские сказки , Император, Сенат, коллегии, Синод, губернии, рекрутская повинность, Полтавская битва, Верховный тайный совет, кондиции, бироновщина, фаворитизм, русское военное искусство, «Просвещённый абсолютизм», Уложенные комиссии, жалованная грамота дворянству и городам, дворянское собрание, казённая палата, городская дума, Новороссия.

Вопросы для обсуждения

1. Какие задачи стояли перед страной в начале XVIII века?

2. Почему к началу XVIII века Россия не могла дальше развиваться по восточному типу цивилизации, несмотря на то, что к нему тяготело все развитие страны?

3. Какие внешние факторы подтолкнули Россию к европейским преобразованиям?

4. Что такое «модернизация»?

5. Охарактеризуйте экономические преобразования в стране.

6. В чем была сущность реформ политической «надстройки» Российского государства? В чем сущность петровского регулярного государства?

7. Каково государственное устройство абсолютной монархии?

8. К каким социальным изменениям привели страну реформы Петра I?

9. Для чего России был нужен «выход» на европейскую арену?

10. Определите значение для страны «Восточного» и «Западного» направлений внешней политики.

11. Почему полоса «дворцовых переворотов» не вылилась для России во вторую «смуту»?

12. Назовите российских царей периода 1725-1801гг. В чем заключались причины многочисленных дворцовых переворотов?

13. Содержание преобразовательной деятельности Екатерины II?

14. В чем заключалось главное противоречие «просвещенного абсолютизма»?

15. Какие документы окончательно оформили дворянское сословие и предоставили какие права?

16. В начале своего царствования Екатерина II хотела отменить крепостное право. Почему она это не сделала?

17. Какие новые социально-экономические явления возникли в середине XVIII века в России?

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.127 -147.

2) Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 126-156.

3) Россия Петра Великого (спец. выпуск) // Родина. - 2007. - №11.

4) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.54-72.

ы:

1. Петр Великий – первый император России.

Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века – М., 2003. – С.314-340.

Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. – М., 1994 г. – С.434-474. Россия под скипетром Романовых. 1613-1913 гг. – М., 1990. – С. 61-76.

Россия Петра Великого (спец. выпуск) // Родина. - 2007. - №11.

Данилов, А.Г. Опыт единоличной власти в России в XVI-XX веках / А.Г. Данилов // Вопросы истории. – 2009. - №1. – С.57-62.

2. Екатерина Великая.

Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века – М., 2003. – С.365-391.

Россия под скипетром Романовых. 1613-1913 гг. – М., 1990.

Рахматуллин, М.А.Интеллект власти: императрица Екатерина II / М.А. Рахматуллин // Отечественная история. - 2005. - №4.

Вальденберг, В.Е. Екатерина II и Монтескье в их политических воззрениях/

В.Е. Вальденберг // Вопросы философии. – 2006. - №1.

Термины:

Модернизация – обновление, усовершенствование, отвечающее современным требованиям и вкусам.

Великое посольство 1697 – 1698 гг. России в Западную Европу во главе с Ф.Я. Лефортом, Ф.А. Головиным, П.Б. Возницыным при участии Петра I (под именем Петра Михайлова) для создания антитурецкого военного союза, обучения военному, морскому, инженерному делу, приглашения мастеров в Россию, знакомства с Европой, закупки необходимых товаров.

Протекционизм (лат. «защита») – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранцев путем усиления экспорта и ограничения импорта, высоких таможенных пошлин и ряда других мер.

Меркантилизм (итал. «купец, торговец») – экономическая политика, сложившаяся в России в XVII в. и внедрявшаяся Петром I. Основан на преобладании вывоза товаров над ввозом по принципу: покупать дешевле, продавать дороже.

Табель о рангах – законодательный акт, введенный в 1722 г. Петром I, о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях. Имелось 14 рангов (классов, классных чинов), высший – 1-й, с 8-го до 1-го – дворяне. Упразднен в 1917 г.

Подушная подать – основной прямой налог в XVIII – XIX. Введена после проведенной в 1718 – 1724 гг. подушной переписи учета мужского населения для перехода к «поголовщине» и отказу от подворного обложения. Взималась со всех мужчин податных сословий любого возраста. Отменена в XIX в.

Ревизские сказки – именные списки населения. Ревизия (лат. «пересмотр») перепись населения в России XVIII в. началась с введения подушной подати, в ходе которой выявлялись «ревизские души» - единица учета мужского податного населения.

Посессионное право (лат. «владение») – передача государством в условное владение частным лицам (обычно купцам) в XVIII в. государственных крестьян для работы на их предприятиях, а также земель, недр, лесов для промышленного использования. Указом 1721 г. разрешено покупать людей к заводам (работные люди).

Сенат (лат. «старик») – в России 1711 – 1917 гг. – Правительствующий Сенат – высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и управления.

Империя (лат. «властный, могущественный») – монархическое государство во главе с императором, проводящим жесткую политику централизации и единовластия ( в России с 1721 г.).

Коллегии – центральные учреждения по руководству отраслями управления, введенные Петром I в 1717 – 1721 гг. вместо приказов, возглавлялись президентами коллегий. Заменены министерствами в 1802 г.

Синод (греч. «собрание») – один из высших государственных органов России 1721 – 1917 гг. (Святейший синод), ведал делами православной церкви, глава – обер-прокурор, назначаемый царем. После 1917 г. Священный синод – совещательный орган при Патриархе Московском и всея Руси.

Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии в XVIII – XIX вв. из податного сословия (крестьяне, мещане и др.), которое выставляло от своих общин определенное число рекрутов. В 1874 г. заменена воинской повинностью.

Верховный тайный совет – высший совещательный орган из 7 – 8 человек в 1726 – 1730 гг. Создан Меньшиковым при Екатерине I. Решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие, но был распущен Анной Иоанновной.

Кондиции (лат. «условие, норма») – требования, предъявляемые кому-либо. В 1730 г. выдвинуты Анне Иоанновне при ее вступлении на престол, чтобы ограничить монархию в пользу аристократической олигархии. После их принятия Анна Иоанновна, опираясь на дворянство, отвергла «Кондиции» и уничтожила Верховный тайный совет.

Бироновщина – засилье немцев в середине XVIII в. при Анне Иоанновне и ее фаворите Э. Бироне; реакционный режим разграбления богатств России, всеобщей подозрительности, шпионажа, жестокого преследования недовольных.

Просвещенный абсолютизм – политика второй половины XVIII в., проводившаяся правителями феодальных государств для укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений. Основан на демагогии и видимости защиты интересов народа, стремлении к «общему благу, борьбе с пороками на союзе государей и философов». До начала 70-х гг. Екатерина II пыталась использовать идеи Просвещения для укрепления абсолютизма.

Уложенные комиссии – временные коллегиальные органы в XVIII в. Созывались для кодификации (систематизации) законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г. Всего их было семь. Крупнейшая – собрание всероссийских сословных представителей – основана Екатериной II в. в 1767 – 1768 гг.

Жалованная грамота – 1) Документ, выдававшийся высшей властью (великим князем, царем, императором) о предоставлении каких-либо прав, льгот отдельным лицам, монастырям (с XII в.) или группам населения (XVIII в.).

2) Важнейшие законодательные акты XVIII в. При Екатерине II в 1785 г. даны жалованные грамоты дворянству (свод привилегий), городам (основы самоуправления).

Дворянское собрание – орган сословного самоуправления в 1785 – 1917 гг. Были губернские и уездные, собирались раз в три года, решали дворянские и общественные дела, избирали предводителей дворянства, исправников и др.

Казенная палата – орган Министерства финансов, ведавший сбором налогов, государственным имуществом, различными финансовыми делами (1775 – 1917 гг.). Руководила губернскими и уездными казначействами.

Городская Дума – орган городского самоуправления в 1785 – 1917 гг. Занималась вопросами благоустройства, здравоохранения, просвещения и прочими хозяйственными делами. Исполнительный орган – управа, возглавляемая головой.

Тесты

1. Высшим гражданским чинам в Табели о рангах являлся:

a) надворный советник;

b) тайный советник;

c) канцлер.

2. В начале XVIII в. значительно расширился выпуск книг светского содержания, в том числе учебной литературы. Этому способствовало:

a) введение гражданского алфавита;

b) введение арабских цифр вместо их буквенного обозначения прежде;

c) открытие университета.

3. В чем было преимущество коллегий перед приказами?

a) ведали определенными участками государственного управления;

b) деятельность была основана на инициативе и самостоятельности;

c) наличие огромного бюрократического аппарата.

4. Отставание России от европейских стран объяснялось:

a) отсутствием у России открытого выхода в море, что мешало развитию внеш­ней торговли;

b) наличием огромнейшей территории;

c) многонациональностью.

5. Особенности развития русской промышленности и торговли в первой

половине XVIII века:

a) применение крепостного труда рабочих на мануфактурах;

b) интенсивное развитие крестьянских промыслов;

c) развитие мануфактурного дела в боярских вотчинах.

5. Новое летоисчисление в России было введено в:

a) 1700 г.;

b) 1699 г.;

c) 1701 г.

6. Соотнесите определения и понятия:

a) высший законодательный, 1) Синод;

административный и судебный орган; 2) генерал-прокурор;

b) высший орган, управляющий 3) Сенат;

Русской православной церковью; 4) Главный магистрат.

c) высшее должностное лицо в

Российской империи (после императора);

d) центральное учреждение, управляющее

городами.

7. Петр I начал свою реформистскую деятельность с преобразования:

a) промышленности;

b) армии и флота;

c) приказной системы.

8. Крупная решающая сила при определении политики в XVIII в.:

a) гвардия;

b) Семеновский и Преображенский полки;

c) стрелецкое войско.

9. Борьба за престол в 1725 г. началась между двумя группировками:

a) высших сановников во главе с А. Д. Меньшиковым;

b) гвардейцев во главе с Г. Орловым;

c) родовитых аристократов во главе с князем Д. Голицыным.

10. Созданная в 1714 г. петербургская Кунсткамера была первым в России:

a) историческим музеем;

b) медицинским музеем;

c) естественнонаучным музеем.

11. Кто такие «посессионные» крестьяне?

a) крестьяне, которые зимой уходили на заработки в город;

b) крестьяне, купленные без земли для работы на мануфактурах;

c) крестьяне, раньше других освобожденные от крепостной зависимости.

12. Один из русских царей увлекался охотой, собаками, кутежами. По свидетель­ству историка, в это время главным государственным учреждением была псарня. Это был царь:

a) Петр II;

b) Павел I;

c) Федор Алексеевич.

13. Эпоха Екатерины II вошла в историю как:

a) имперская эпоха;

b) эпоха «просвещенного абсолютизма»;

c) «бироновщина».

14. Соотнесите исторические события и даты:

a) русско-турецкая война 1. 1773-1775 гг.

b) крестьянская война Е. Пугачева 2. 1768-1774 гг.

c) работа «Уложенной комиссии» 3. 1767-1768 гг.

15. Освоение новых плодородных земель позволило России:

a) начать экспорт зерна за границу;

b) решить проблему малоземелья крестьян;

c) совершенствовать сельскохозяйственную технику.

16. При Екатерине II в России впервые появились:

a) бумажные деньги;

b) единая денежная единица;

c) серебряный рубль.

17. Основные лозунги восставших под руководством Е. Пугачева:

a) вольная крестьянам;

b) «доброго царя на престол!»;

c) уничтожение помещиков и дворян.

18. В результате сенатской реформы...:

a) улучшалось управление страной из центра;

b) вводились ограничения монархической власти;

c) укреплялась единоличная власть императрицы.

19. Одна из причин ликвидации Запорожской Сечи:

a) опасность казачества для правительства как организованной силы;

b) участие казаков в восстании Е. Пугачева;

c) казаки претендовали на власть на территории Украины.

20. Указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность, послужил толчком:

a) к расслоению крестьянства;

b) к росту числа заводчиков из купцов и крестьян;

c) к вкладыванию капиталов в промышленность.

21. Основные феодальные повинности крестьян данного периода:

a) десятина и отходничество;

b) месячина и отработки;

c) барщина и оброк.

22. Отметьте положения Жалованной грамоты дворянству:

a) подтверждение свободы от уплаты налогов;

b) право избирать губернатора;

c) право ссылать крестьян в Сибирь;

23. Губернская реформа имела положительные стороны:

a) развивала самостоятельность и инициативу на местах;

b) облегчала задачи управления на местах;

c) давала центральной власти возможность полного контроля.

24. Заслуга Русского просветителя Н. И. Новикова:

a) сделал доступным для широкого круга читателей произведения литературы;

b) начал издавать детские, женские, экономические журналы;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  831  832  833   ..