Национальный государственный университет
физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
Общероссийская спортивная федерация
«Универсальный бой»
ЗИМНИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БОЙ
(
WINTERUNIFIGHT
)
Учебно-методическое пособие
Авторы:
профессор, д.п.н., заслуженный работник физической культуры РФ Ашкинази С.М.,
к.п.н., заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион Новиков С.П.,
к.п.н. Климов К.В.,
заслуженный тренер РФ Чумляков А.П.
Санкт-Петербург - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .………………………….. ..................................................................... 3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ В ЗИМНЕМ УНИВЕРСАЛЬНОМ БОЕ .............................. 4
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ …………............... 10
2.1. Планирование системы подготовки спортсменов ……..................................... 10
2.2.Характеристика возрастных особенностей детей
и подростков............................................................................................................ 14
3. Организация учебно-тренировочного процесса........................................... 17
III. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ........................................................................................ 18
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ........................................................................................ 28
4.1. Организация и планирование учебно-тренировочного
процесса в группах начальной подготовки ........................................................ 28
4.2. Организация и планирование учебно-тренировочного процесса
в учебно-тренировочных группах 1-2-го года обучения ......................................... 36
4.3. Организация и планирование учебно-тренировочного процесса
в учебно-тренировочных группах 3-4-го годов обучения.............................. 42
4.4. Стрельба из пневматического оружия ………………………………………44
4.5. Лыжная подготовка …………………………………………………………….46
4.5. Теоретическая подготовка................................................................................... 46
4.5.1. Группы начальной подготовки .................................................................. 51
4.5.2. Учебно-тренировочные группы .............................................................. ... 45
4.6. Воспитательная работа и психологическая подготовка ........................................ 57
4.7. Правила безопасности при стрельбе ……………………………………………….. 68
Приложения ………………………………………………………………………….. 70
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................ 73
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно - методическое пособие по Зимнему универсальному боюш - новому виду спорта, включающему лыжный спринт, стрельбу из пневматического пистолета и единоборство на снегу,
составлено на основе Типового плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР, утвержденного приказом Госкомспорта РФ № 390 от 28.06.01 г., Положения о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) (1987), утвержденного Госкомспортом РФ и Минздравом РФ, регламентирующего работу спортивных школ с учетом многолетнего передового опыта работы с подростками, а также «Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ» (1995). Оно предназначено для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и клубов, развивающих этот вид спорта среди детей и взрослых.
В пособии представлены модель построения системы многолетней тренировки, учебный план отделения Зимнего универсального боя, примерные планы-графики учебного процесса на каждый год обучения, варианты распределения занятий в недельном микроцикле в зависимости от периода и условий подготовки, схемы отдельных микроциклов и тренировочных занятий разной направленности. В этих документах определена общая последовательность изучения программного материала, что позволит тренерам ДЮСШ и клубов, развивающих зимний универсальный бой, придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе.
Спортивная школа или спортивный клуб, являясь учреждением дополнительного образования, призваны способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Перед спортивными школами и клубами, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, ставятся задачи, специфические для каждого этапа подготовки.
На спортивно-оздоровительном этапе
ставится задача привлечения к занятиям оздоровительными физическими упражнениями детей и молодежи для достижения физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности.
На этапе начальной подготовки
ставится задача привлечения максимально возможного числа детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
На учебно-тренировочном этапе
подготовки ставится задача улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие, и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.
Перед спортивными школами и клубами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного со
вершенствования и высшего спортивного мастерства
ставится задача привлечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.
В качестве критериев
оценки деятельности спортивных школ и клубов на этапах многолетней спортивной подготовки используются следующие показатели:
на спортивно-оздоровительном этапе:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
- динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;
па этапе начальной подготовки:
-
стабильность состава занимающихся;
- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;
- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля; на учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;
- освоение теоретического раздела Программы;
на этапе спортивного совершенствования:
- уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;
- выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;
- динамика спортивно-технических показателей;
-
результаты выступлений во всероссийских соревнованиях;
на этапе высшего спортивного мастерства:
-
стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.
Спортивная школа и клуб организует работу с занимающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией для каждого вида спорта индивидуально.
В каникулярное время для обеспечения круглогодичных занятий и активного отдыха учащихся спортивные школы и клубы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием.
В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно в первые два-три года обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести обучаемых к пониманию сути единоборства с позиций возникающих в ходе поединка ситуаций. В этом случае учебный процесс строится с учетом постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся, развития у них специфических качеств, необходимых для лыжного спринта, стрельбы из пневматического пистолета и единоборстве на снегу,
ознакомления их с техническим арсеналом Зимнего универсального боя, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям зимним универсальным боем.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы или клуба по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Учебный материал Пособия представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки спортсменов: теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Кроме этого, представлены разделы, в которых раскрывается перечень основных мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные нормативы по физической подготовке спортсменов по годам обучения. Указанные разделы Пособия взаимосвязаны и предполагают воспитание гармонически развитых людей, готовых к трудовой, оборонной, спортивной и другим общественно полезным видам деятельности.
Начиная с третьего года обучения в учебно-тренировочных группах в условиях ДЮСШ или клуба задачи многолетней подготовки связаны с подготовкой спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных качеств, стойких защитников Родины. Процесс подготовки спортсменов приобретает формы и содержание, существенно отличающиеся от первых лет занятий. Его построение осуществляется в связи с требованиями периодизации спортивной тренировки с учетом режима учебы школьников и студентов и календаря соревнований. Значительно возрастают тренировочные нагрузки, психическая напряженность занятий. В связи с этим повышаются роль и значение восстановительных мероприятий (сбалансированного питания, создания соответствующих психогигиенических условий подготовки, использования водно-тепловых процедур, массажа и т.п.).
Учебно-методическое пособие включает нормативную и методическую часть, раскрывает все стороны учебно-тренировочного процесса и позволяет его организовать на современных теоретико-методических основах.
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
В ЗИМНЕМ УНИВЕРСАЛЬНОМ БОЕ
Многолетняя подготовка охватывает длительный период становления спортсмена от новичка до мастера спорта РФ международного класса. Этот период составляет 10-15 лет и включает в себя следующие этапы.
Спортивно-оздоровительный этап (СО).
На этап СО зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и зимним универсальным боем и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- достижение занимающимися такого уровня здоровья и физической подготовленности, который обеспечивал бы полноценную жизнедеятельность гармонически развитой личности;
- адаптация
организма к физическим нагрузкам
в процессе тренировки;
- обеспечение физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности
человека для подготовки его к любой общественно полезной деятельности и позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных занятий и умений.
Этап начальной подготовки (НП).
На этап НП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься зимним универсальным боем и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- привлечение к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям зимним универсальным боем;
- укрепление здоровья и улучшение физического развития занимающихся;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ лыжного бега, стрельбы и ведения единоборства;
-
приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;
- выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий, отбор и комплектование учебных групп;
- подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы.
Учебно-тренировочный этап (УТ)
состоит из двух подэтапов - эта
па начальной спортивной специализации (1-2-й год обучения)
и этапа углубленной спортивной специализации (3-4-й год обучения).
Этап начальной спортивной специализации.
Группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, развитие основных физических качеств;
- овладение основами техники и тактики Зимнего универсального боя, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной подготовки);
- подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке соответствующей возрастной группы;
- приобретение навыков в организации и проведении соревнований.
Этап углубленной спортивной специализации.
Группы формируются из здоровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивного мастерства па основе всесторонней общей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня функциональной подготовленности и освоения допустимых тренировочных нагрузок;
- совершенствование в технике и тактике Зимнего универсального боя, накопление соревновательного опыта;
- подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке.
Этап спортивного совершенствования (СС).
Группы формируются из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных результатов.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе совершенствования общей и специальной подготовленности до уровня требований сборных команд страны;
- прочное овладение базовой техникой и тактикой Зимнего универсального боя;
- совершенствование индивидуальной «коронной» техники и тактики;
- повышение надежности выступлений в соревнованиях;
- освоение повышенных тренировочных нагрузок и накопление соревновательного опыта.
Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ).
Группы формируются из спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта и мастера спорта международного класса, членов сборных команд страны и регионов.
Цель этапа: достижение максимально возможных стабильных спортивных результатов на основе индивидуализации подготовки спортсменов.
В данной Программе излагается учебный материал для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства совершенствование физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовленности спортсменов осуществляется преимущественно в условиях централизованных учебно-тренировочных сборов по индивидуальным планам, которые будут изложены в отдельной программе.
Каждый этап характеризуется своими средствами, методами и организацией подготовки (таблица №1).
Важное значение для успешной реализации целей многолетней подготовки спортсменов в условиях ДЮСШ имеет использование передовых методов и методик обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Таблица №1
Компоненты подготовки
|
Этап предварительной подготовки
|
Этап начальной углубленной спортивной специализации
|
Этап спортивного совершенствования
|
Этап высшего спортивного мастерства
|
Цель подготовки
|
Привлечение к регулярным систематическим занятиям физической культурой и избранным видом спорта, формирование устойчивого интереса к занятиям Зимним универсальным боем
|
Создание предпосылок к повышению спортивного мастерства на основе всесторонней физической подготовки и углубленного владения техникой и тактикой Зимнего универсального боя
|
Повышение спортивного мастерства на основе совершенствования общей и специальной подготовленности до уровня требований сборной команды страны и выход в сборные команды страны
|
Достижение максимально возможных стабильных результатов на крупнейших соревнованиях на основе индивидуализации подготовки
|
Основные задачи по видам подготовки:
|
а) Нравственное воспитание
|
Героико-патриотическое
воспитание; формирование ценностного отношения к спорту; формирование
нравственных качеств: честности, уважения к старшим и сверстникам, трудолюбия, добросовестности, дисциплинированности , сознательности, организованности; воспитание чувства коллективизма и товарищества, культуры
поведения, убеждений о неприменении навыков единоборства в условиях, когда не грозит реальная опасность.
|
Воспитание патриотизма,
чувства долга перед Родиной, коллективом; формирование активной жизненной позиции; формирование основ «спортивной» этики; привлечение спортсменов к активному практическому участию в жизни
общества
|
Формирование черт «спортивного» характера, понимания социального значения спорта
|
Повышение общественного сознания; формирование патриотизма и интернационализма, гражданственности, верности традициям народов РФ, умений правильно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, активно противостоять чуждым влияниям, понимать цели и задачи внутренней и внешней политики России
|
Продолжение таблицы №1
Компоненты подготовки
|
Этап предварительной подготовки
|
Этап начальной углубленной спортивной специализации
|
Этап спортивного совершенствования
|
Этап высшего спортивного мастерства
|
б) Технико-тактическая подготовка
|
Формирование основ ведения единоборства; овладение элементами техники и тактики Зимнего универсального боя, играми с элементами единоборства
|
Формирование базовых технико-тактических действий и навыков ведения соревновательных поединков
|
Совершенствование базовых технико-тактических действий и формирование «коронной» техники с учетом индивидуальных особенностей; совершенствование навыков ведения поединков с различными противниками и формирование навыков участия в ответственных соревнованиях
|
Повышение эффективности «коронных» технико-тактических действий и расширение арсенала тактических подготовок и комбинаций с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности возможных противников; совершенствование навыков участия в ответственных соревнованиях
|
в) Теоретическая подготовка
|
Формирование знаний о виде спорта, его месте и значении в системе физического воспитания, правилах соревнований, содержании и организации занятий по Зимнему универсальному бою
|
Формирование и углубление
знаний о факторах, обеспечивающих спортивные достижения в спортивных единоборствах, о системе
многолетней подготовки спортсменов, о методах анализа спортивной подготовленности
|
Формирование и углубление
знаний о структуре системы
многолетней подготовки спортсменов, взаимосвязи ее компонентов, средствах и методах тренировки, планировании
тренировочных нагрузок, о
значении научно-методического и медико-биологического обеспечения
|
Расширение знаний о новейших достижениях и тенденциях
развития техники и тактики
единоборств, методов тренировки,
средств реабилитации и повышения работоспособности
спортсменов
|
г) Специальная психологическая подготовка
|
Формирование мотивации к занятиям Зимним универсальным боем, воспитание волевых качеств
|
Повышение уровня мотивации
к занятиям Зимним универсальным боем; воспитание волевых качеств и психологической устойчивости к специфическим тренировочным и соревновательным на-
грузкам
|
Формирование специальных
психических качеств спортсменов и умений регулировать эмоциональное состояние в условиях
тренировок и соревнований;
повышение психической устойчивости к различным сбивающим факторам
|
Формирование мотивации достижений наивысших спортивных результатов, совершенствование умений саморегуляции, психических состояний в экстремальных условиях тренировки и соревнований
|
д) Физическая
подготовка
|
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие на основе широкого применения общеподготовительных упражнений
|
Общая специальная физическая подготовка на основе оптимального сочетания общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений
с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств
и выносливости
|
Индивидуализация общей и
специальной физической подготовки с преимущественным
развитием специальной выносливости и скоростно-силовых качеств для обеспечения высокого уровня специальной
работоспособности применительно к требованиям тренировочной и соревновательной
деятельности
|
Индивидуализация общей и
специальной физической подготовки, направленная на дальнейшее совершенствование
ведущих физических качеств и
развитие отстающих для обеспечения высокой надежности и
эффективности соревнователь-
ной деятельности
|
Питание
|
Своевременное и разнообразное
|
Своевременное, разнообразное, витаминизированное
|
В условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований специализированное, соответствующее весовому режиму и выполняемым нагрузкам
|
Специализированное, витаминизированное, повышенной биологической ценности, в соответствии с весовым режимом и целями предстоящей подготовки
|
Средства восстановления
|
Педагогические - прогулки, плавание, игры на свежем воздухе; физиотерапевтические - душ, баня
|
Педагогические - прогулки, пеший туризм, велотуризм, плавание, гребля, игры; физиотерапевтические - душ, баня
|
Педагогические, физиотерапевтические - душ, баня, ванны, самомассаж (частный, общий); фармакологические - поливитамины, витаминизированные настои, оротат калия, панангин, глицерофосфат кальция, пантотенат кальция, глютаминовая кислота и др. Психогигиенические - функциональная музыка, психотерапия
|
Педагогические, физиотерапевтические, фармакологические, психогигиенические - с учетом индивидуальных особенностей, целями и условиями предстоящих соревнований
|
Продолжение таблицы №1
Компоненты подготовки
|
Этап предварительной подготовки
|
Этап начальной углубленной спортивной специализации
|
Этап спортивного совершенствования
|
Этап высшего спортивного мастерства
|
Основные методы тренировки
|
Игровой, равномерный, повторный
|
Игровой, равномерный, переменный, повторный, соревновательный
|
Равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный
|
Переменный, интервальный, соревновательный
|
Формы организации тренировочного процесса
|
Групповые учебные и учебно-тренировочные занятия комплексной направленности
|
Групповые учебные, учебно-тренировочные, тренировочные занятия комплексной направленности
|
Индивидуально-групповые учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные занятия избирательной и комплексной направленности
|
Индивидуальные и индивидуально-групповые тренировочные контрольные и соревновательные занятия избирательной направленности
|
Условия подготовки
|
Спортивный зал с соответствующим оборудованием, игровые площадки, спортивный лагерь
|
Спортивный зал, специальное оборудование, тренажеры, игровые площадки, спортивный лагерь, периодические выезды на учебно-тренировочные сборы и соревнования
|
Специальная организация учебы, работы, быта в связи с углубленной специализированной подготовкой и систематическими выездами на сборы и соревнования
|
Организация быта, работы, учебы с учетом подготовки и участия в системе отборочных и кубковых соревнований; специализированная подготовка в различных климатических и географических условиях в соответствии с требованиями предстоящих ответственных соревнований
|
Медицинское и научно-методическое обеспечение
|
Этапное медицинское и педагогическое обследование физического развития и физической подготовленности
|
Углубленное медицинское обследование (УМО), этапное, текущее и оперативное обследование физической и технико-тактической подготовленности
|
Обследование соревновательной деятельности (ОСД), этапное комплексное обследование (ЭКО), УМО, текущее и оперативное обследование (ТО)
|
ОСД, ЭКО, УМО и ТО в соответствии с целевой программой подготовки сборных команд
|
Система контроля:
а) организации системы подготовки
|
Наполняемость учебных групп, систематичность и посещаемость занятий
|
Наполняемость и качество подбора учебных групп, характер, величина и направленность тренировочных нагрузок, методы тренировки
|
Количество и качество подготовки спортсменов, выполнение запланированных тренировочных и соревновательных нагрузок
|
Соответствие подготовленности спортсменов модельным характеристикам члена сборной команды с учетом этапа подготовки
|
6) теоретической
подготовки
|
Зачет по теории и методике Зимнего универсального боя в объеме, предусмотренном программой для соответствующего года обучения
|
в) специальной психологической подготовки
|
Выделение значимых факторов спортивной деятельности и особенности мотивации спортсменов; определение степени дисциплинированности, трудолюбия, культуры поведения; контроль успеваемости, отношения к занятиям, спортивному инвентарю, спортсменам, тренерам и окружающим людям; контроль уровня развития волевых качеств, способности к саморегуляции эмоциональных состояний и психологической устойчивости
|
г) физической
подготовки
|
Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке в соответствии с требованиями Программы для соответствующего года обучения
|
д) технико-тактической подготовки
|
Степень владения основами ведения единоборства, элементами техники и тактики Зимнего универсального боя, играми с элементами единоборства, предусмотренными Программой
|
Степень владения базовыми технико-тактическими действиями, навыками ведения учебно-тренировочных и соревновательных боев
|
Объем, разносторонность и эффективность технико-тактических действий, степень владения «коронными» технико-тактическими действиями и навыками участия в соревнованиях
|
Эффективность и надежность технико-тактических действий в условиях ведения поединков с разными соперниками на соревнованиях самого высокого ранга
|
е) соревновательной
подготовки
|
Контроль динамики, надежности и стабильности спортивных результатов по различным критериям и показателям спортивного мастерства
|
Ожидаемые результаты
|
Комплектование учебных групп; всестороннее гармоническое развитие занимающихся, овладение основами ведения единоборства; выполнение переводных и контрольных нормативов
|
Повышение уровня ОФП и СФП, углубленное владение техникой и тактикой Зимнего универсального боя в условиях сбивающих факторов; выполнение требований по спортивной подготовке ОФП и СФП
|
Выход и закрепление в сборных командах города, области, республики и ДСО; повышение уровня ОФП и СФП до требований сборных команд; выполнение нормативов кандидата в мастера спорта
|
Максимально возможные личные достижения на всероссийских и международных соревнованиях в составе сборных команд страны
|
Продолжение таблицы №1
Компоненты подготовки
|
Этап предварительной подготовки
|
Этап начальной углубленной спортивной специализации
|
Этап спортивного совершенствования
|
Этап высшего спортивного мастерства
|
Основные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок:
-
тренировочных дней
(в год)
- тренировочных занятий (в год)
|
216-242
216-242
|
250-275
260-500
|
270-290
520-580
|
290
580-590
|
- соревнований
|
4-5
|
5-7
|
6-8
|
6-8
|
- соревновательных дней
|
4-7
|
12-21
|
19-21
|
18-24
|
- соревновательных поединков
|
8-12
|
14-38
|
40-44
|
40-48
|
- тренировочных дней в неделю
|
3-6
|
4-6
|
5-6
|
5-6
|
- тренировочных занятий:
вдень
в неделю
|
1-2
3-6
|
1-3
4-12
|
1-3
7-12
|
1-3
8-16
|
- удельный вес ОФП (%)
|
50-40
|
35-20
|
20-12
|
15-12
|
- удельный вес СФП (%)
|
15-17
|
18-22
|
22-25
|
24-26
|
- удельный вес СП * (%)
|
22-30
|
28-32
|
30-36
|
32-36
|
* Специальная подготовка (СП) включает в себя технико-тактическую подготовку, соревновательную подготовку и сдачу контрольных нормативов.
** В % от общего объема часов на все разделы подготовки.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В данном разделе раскрываются принципы планирования тренировки спортсменов с учетом модели построения многолетней тренировки и характеристики возрастных особенностей детей и подростков, а также особенности организации учебно-тренировочного процесса на разных этапах подготовки.
2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Процесс подготовки спортсменов можно рассматривать как сложную динамическую саморегулирующую систему. Одной из функций подобных организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических) является управление, суть которого состоит в обеспечении сохранения структуры системы либо в переводе системы из одного состояния в другое. В самом общем виде схема управления подготовкой спортсменов включает в себя три блока:
• систему педагогических воздействий, т.е. программу подготовки (перспективные, годичные и оперативные планы);
• систему контроля за реализацией программ подготовки;
• систему коррекции тренировочных программ в случае рассогласования плановых показателей тренировочных нагрузок и состояния спортсменов с реальными показателями, выявленными в процессе контроля.
Прежде чем приступить к собственно воздействию на ученика, тренеру необходимо:
1) определить исходное состояние занимающегося (уровень физической, технической, психической подготовленности);
2) наметить (спрогнозировать) конкретные параметры того состояния, при котором ученик будет способен показать необходимый результат (в соревнованиях или при выполнении контрольных нормативов;
3) на основе сопоставления характеристик исходного и модельного состояния разработать программу педагогических воздействий на различные этапы занятий.
Получая в процессе взаимодействия с учеником информацию на основе данных педагогического контроля о его промежуточных состояниях, особенностях поведения спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, сбивающих факторах, негативно влияющих на эффективность протекания тренировочного процесса, тренер и, частично, сам спортсмен имеют возможность вносить коррекцию в систему педагогических воздействий (тренировочную программу).
Планирование и контроль в процессе подготовки спортсменов должны включать в себя:
а) анализ и оценку особенностей определенного контингента занимающихся;
б) прогнозирование различных количественных показателей модели потребного состояния занимающихся;
в) разработку системы педагогических воздействий от отдельных уроков до больших циклов занятий с учетом основных закономерностей теории спортивной тренировки;
г) систему методов педагогического контроля.
Объективной основой планирования являются закономерности теории спортивной тренировки, отраженные в следующих требованиях:
1) планирование должно быть целенаправленным, что предусматривает четкое определение конечной цели учебно-воспитательной и спортивной работы;
2) планирование должно быть перспективным, рассчитанным на ряд лет;
3) многолетний перспективный план должен представлять собой целостную систему подготовки спортсменов, включать в себя планы на различные периоды занятий (год, этап, отдельное занятие) и предусматривать целенаправленное применение системы средств и методов педагогического контроля за ходом выполнения этих планов;
4) планирование должно быть всесторонним и охватывать весь комплекс задач (образовательных, оздоровительных, воспитательных), которые должны решаться в процессе физического воспитания;
5) планирование должно быть конкретным и реальным, предусматривать строгое соответствие задач, средств и методов обучения и воспитания возрасту, состоянию занимающихся, а также материально-техническим, климатическим и другим условиям; при этом следует иметь в виду, что степень детализации различных планов обратно пропорциональна сроку, на который данный план разрабатывается;
6) в процессе планирования необходимо учитывать современные научные данные теории и методики спортивных единоборств и опираться на передовой опыт практики;
7) документы планирования должны быть относительно простыми, по возможности не слишком трудоемкими, наглядными, доступными и понятными как для тренеров, так и для самих занимающихся.
Различают внешнее и внутреннее планирование.
Внешнее планирование (или планирование «сверху») осуществляется государственными учреждениями. Документы такого планирования носят директивный характер и служат определению генеральных направлений в развитии Зимнего универсального боя. Сюда, прежде всего, следует отнести учебные программы, классификационные программы, календарь международных и всероссийских соревнований и др.
На основании этих директивных документов разрабатываются так называемые внутренние планы, разрабатываемые для коллективов, команд, отдельных спортсменов. В зависимости от того, на какой срок составляются планы, различают перспективное, текущее и оперативное планирование. При этом необходимо рассматривать процесс планирования в двух аспектах: статическом и динамическом.
Статический аспект
планирования предусматривает оптимальные для различных видов физического воспитания соотношения между отдельными сторонами подготовки - между общефизической и специальной подготовкой, между силовой подготовкой и воспитанием выносливости и т.д. - на относительно длительный период занятий (годичный цикл тренировки, учебный год и т.п.).
Динамический аспект
заключается в оптимальном распределении во времени отдельных разделов воспитания в более короткий период подготовки (этап, недельный микроцикл, отдельное тренировочное занятие).
В технологии собственно планирования можно выделить следующие основные операции:
а) определение конечной целевой функции плана и промежуточных задач подготовки;
б)определение программно-нормативной основы достижения конечной цели и промежуточных задач;
в) определение необходимого объема знаний, умений, навыков;
г) определение основных суммарных параметров тренировочных нагрузок;
д) распределение тренировочных нагрузок во времени.
Кратко рассмотрим особенности и условия выполнения каждой операции.
Конечная целевая функция
каждого плана, а также промежуточные задачи выбираются в зависимости от возраста, уровня подготовленности занимающихся, от стажа занятий, специфики Зимнего универсального боя и форм организации занятий. При этом конечные цели определяются, как правило, на большие периоды занятий (обычно на несколько лет или на один год), а на менее продолжительные этапы занятий ставятся конкретные задачи, последовательное решение которых должно быть направлено на достижение конечной цели.
После того как поставлены цели и задачи спортивной подготовки, переходят к определению содержания учебно-воспитательного и тренировочного процесса. Определение необходимого объема знаний, уме
ний и навыков
осуществляется на основе систематики и классификации техники и тактики Зимнего универсального боя, опыта, накопленного теорией и практикой спорта.
К программно-нормативным основам
планирования относятся спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, характеризующие подготовленность и функциональное состояние занимающихся. Такие показатели и нормативы выбираются на основе Единой всероссийской спортивной классификации, данных медицинского и врачебного контроля, а также на основе модельных характеристик, отражающих уровень развития Зимнего универсального боя и состояния спортсменов, способных показывать высокие спортивные результаты.
При определении основных параметров тренировочных нагрузок
необходимо учитывать специфику Зимнего универсального боя, передовой опыт теории и практики спортивных единоборств, данные научных исследований в области теории и методики спортивных единоборств, состояние занимающихся и их спортивную классификацию.
Все параметры тренировочных нагрузок подразделяют на следующие основные группы:
а) параметры величин (объем и интенсивность);
б) параметры специализированности (специфические и неспецифические нагрузки);
в) параметры направленности (аэробные, аэробно-анаэробные, анаэробные гликолитические, анаэробно-алактатные и анаболические нагрузки);
г) параметры координационной сложности.
Перечисленные параметры тренировочных нагрузок позволяют достаточно полно оценить количественную и качественную меры воздействия каждого физического упражнения на организм занимающихся. Вся сложность этой операции состоит лишь в выборе оптимальных параметров тренировочных нагрузок для конкретного контингента занимающихся. Причем главное внимание следует уделять параметрам величины нагрузок, т.к. неправильный выбор объема и интенсивности воздействия может привести к весьма негативным последствия (явлениям перенапряжения и перетренированности). Это связано с тем, что физическая нагрузка, являясь фактором внешней сферы, оказывает па организм занимающегося определенные воздействия, которые проявляются прежде всего в изменении гомеостаза внутренней среды организма. Однако допустимый диапазон этих изменений весьма невелик. Поэтому в процессе выполнения запланированных параметров нагрузок необходимо уделять самое пристальное внимание медицинскому и врачебному контролю состояния занимающихся.
Наиболее ответственной операцией планирования является распре
деление тренировочных нагрузок во времени.
От правильного осуществления этой операции зависит в целом успех всей работы по подготовке спортсменов. Степень детализации и конкретизации в распределении тренировочных нагрузок зависит от длительности этапа, на который составляется план. Чем короче этап, тем ответственней нужно подходить к этому процессу. При этом большое внимание следует уделять распределению тренировочных нагрузок:
а) по специализированности, т.е. по соотношению специфических и неспецифических средств подготовки;
б) по направленности, т.е. по распределению в определенной последовательности аэробных, анаэробных, анаболических и смешанных нагрузок;
в) по величине и координационной сложности, т.е. в определенном чередовании нагрузок и отдыха, сложнокоординированных и относительно простых упражнений и т.п.
Оптимальное распределение нагрузок, которое позволит добиться наилучших результатов, во многом зависит от того, насколько будут учтены при этом общие и специфические закономерности спортивной тренировки.
В зависимости от продолжительности периодов и этапов, на которые составляются планы, выделяют перспективное, многолетнее, текущее (годичное и поэтапное) и оперативное планирование.
Перспективное планирование
предусматривает определение цели, направленности основных задач и содержания системы подготовки спортсменов на длительный период времени; прогноз спортивных результатов, спортивно-технических показателей и нормативов, которых необходимо добиться в процессе многолетних занятий.
К основным исходным и директивным документам перспективного планирования, на основе которых разрабатываются все последующие документы текущего и оперативного планирования, относятся: учебный план, учебная программа и многолетний перспективный план подготовки спортсменов на 4-8 лет (групповой и индивидуальный), разрабатываемый в соответствии с моделью построения многолетней тренировки спортсменов.
К документам текущего планирования
относятся график учебного процесса, годичный план подготовки (командный, индивидуальный), календарь спортивно-массовых мероприятий.
Планирование учебного материала в годичных циклах осуществляется с учетом периодизации тренировочного процесса, в которой учитываются основные закономерности развития спортивной формы. Исключение составляет планирование учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов 1-го года обучения в группах начальной подготовки, где оно подчинено задачам обучения, всестороннего физического развития, ознакомлению с основными средствами подготовки бойца и основами ведения единоборства.
В связи с этим 1-й год обучения можно разделить на три этапа: этап отбора и комплектования учебных групп (2 мес.), этап ознакомления с основными средствами подготовки бойца (7 мес.) и этап подготовки и выполнения программных требований и контрольных нормативов по ОФП и СП (3 мес.). Подготовка на этом этапе предусматривает выезд в спортивный лагерь и индивидуальную самостоятельную подготовку по заданию тренера в период летних каникул.
Для последующих групп (2-й и 3-й годы обучения - для групп начальной подготовки и 1-2-й годы обучения - для учебно-тренировочных групп) планирование связано с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях и предусматривает разделение годичных циклов на три периода - подготовительный (6 мес.), соревновательный (4 мес.), переходный (2 мес.).
Каждый период имеет свои задачи.
Подготовительный период
(сентябрь - февраль) направлен на создание и развитие предпосылок для возникновения спортивной формы и ее становления. Задачи: укрепление здоровья занимающихся, общая физическая подготовка организма к последующим более высоким тренировочным и соревновательным нагрузкам, подготовка и сдача контрольных нормативов по СФП, теоретическая подготовка, воспитание морально-волевых качеств, изучение техники и тактики Зимнего универсального боя.
Основная цель спортивной подготовки в соревновательном периоде
(март - июнь) состоит в том, чтобы достигнутый на всех предыдущих этапах уровень тренированности как можно эффективнее реализовать в спортивных результатах. Весь период подразделяется на 2-4 этапа (мезоцикла), основу которых составляют основные соревнования сезона и подготовка к ним.
В этот период помимо специальной подготовки и участия в соревнованиях решаются задачи развития и совершенствования специальных физических и психических качеств бойца, приобретение инструкторских и судейских навыков.
В переходном периоде
(июль - август) решаются задачи: укрепление здоровья учащихся с проведением различных профилактических и лечебных мероприятий; обеспечение активного отдыха юных спортсменов; создание основы для последующей функциональной подготовки и развития физических качеств; повышение координационных возможностей и уровня развития гибкости. Этот период совпадает с летними каникулами и может проводиться как в условиях спортивного лагеря, так и в форме индивидуальной самостоятельной подготовки по заданию тренера.
Годичный цикл (спортсменов-разрядников) в учебно-тренировочных группах (3-й и 4-й годы обучения), группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства носит иной характер и связан с календарем соревнований и спецификой тренировочного процесса. В нем выделяют два подготовительных периода (сентябрь - ноябрь, февраль - апрель), два соревновательных (декабрь -январь, май - июнь) и один переходный (июль - август). Эта структура годичного цикла может меняться в зависимости от календаря основных соревнований, но неизменным остается выделение нескольких циклов подготовки со своими подготовительным и соревновательным периодами в каждом из этих циклов.
Оперативное планирование
включает в себя: рабочий план, расписание занятий, план-конспект отдельных тренировочных занятий, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные, годичные и оперативные и т.п.) должны включать в себя:
а) данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о занимающихся или общая характеристика класса, команды или контингента занимающихся в целом);
б) целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов: частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);
в) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние занимающихся: количество дней и занятий; количество тренировочных занятий (в день, неделю, месяц); общее количество времени работы (в день, неделю, месяц); количество соревнований; количество соревновательных схваток; количественные показатели тренировочных и соревновательных нагрузок (километраж, тоннаж, количество повторений и т.п.);
г) организационные и воспитательно-методические указания;
д) сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.
Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы ведется в журнале, где указываются сведения о занимающихся, посещаемость занятий, пройденный материал, успеваемость и спортивные результаты.
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В настоящее время, согласно Положению о ДЮСШ, СДЮШОР, предусмотрено изменение наполняемости групп и режима учебно-тренировочной работы в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ и определен возраст начала тренировки для каждого конкретного вида спорта (таблица №2).
Таблица №2
Изменение наполняемости групп и режима учебно-тренировочной работы по Зимнему универсальному бою в ДЮСШ и клубах
Год
обучения
|
Минимальный
возраст для
зачисления
|
Максимальная
наполняемость
групп
|
Максимальное
количество учебных
часов в неделю
|
Требования по
физической, технической спортивной подготовке
|
Спортивно-оздоровительные группы
|
Весь
период
|
10-17
|
15
|
6
|
Выполнение нормативов
ОФП
|
Группы начальной подготовки
|
1-й
|
10
|
15
|
6
|
Выполнение нормативов
по ОФП
|
2-3-й
|
-
|
14
|
9
|
Учебно-тренировочные группы
|
1-й
|
-
|
12
|
12
|
Выполнение нормативов
по ОФП, СФП, ТТП
|
2-3-й
|
_
|
10
|
18
|
Группы спортивного совершенствования
|
1-й
|
_
|
8
|
24
|
КМС. Выполнение нормативов по ОФП, СФП,
ТТП, спортивных
результатов
|
2-3-й
|
|
6
|
28
|
Комплектование спортивных школ основывается, прежде всего, на паспортном (календарном) возрасте учащихся. Под паспортным возрастом
понимают время, прошедшее с момента рождения человека до определенного периода его жизни.
Современная система подготовки спортивного резерва и отбора наиболее одаренных спортсменов требует глубокого изучения роста и развития детского организма. Понятие о росте и развитии организма относится к числу основных понятий в биологии. Под термином «рост» понимаются количественные изменения, происходящие в организме, - увеличение длины, объема и массы тела, связанные с изменением количества числа клеток и их органических молекул в детском и подростковом организме. Термин «развитие» обозначает все качественные изменения организма, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и т.д.
Количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, поскольку количественные изменения, происходящие в организме, приводят к образованию новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего осуществление этих функций.
Рост и развитие всех органов и систем происходит непрерывно (развитие живого организма без длительных остановок по определенному генетически детерминированному плану), не одновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно (разновременность созревания - например, зрительный анализатор созревает к 6-7 годам, а двигательный - к 8-9 годам). Неравномерность развития выражается в том, что отдельные возрастные периоды характеризуются бурными изменениями различных функций. Например, возраст в пубертатном или подростковом периоде для мальчиков приходится на 13-16 лет. Причем границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку сроки начала и завершения процесса биологического созревания в зависимости от ряда факторов существенно варьируют в сторону более старшего или младшего возраста.
Практика спортивной деятельности свидетельствует о том, что большинство юных чемпионов впоследствии не способны показывать высокие спортивные результаты. Кроме того, среди них редко встречаются спортсмены экстра-класса, потому что свои первые победы они достигают за счет высоких темпов физического развития в подростковом возрасте. Это временное преимущество над сверстниками объясняется высоким уровнем физического развития, отдельных физических качеств и функциональных систем организма. Часто через несколько лет систематических занятий в ДЮСШ акселератов начинают обгонять дети с нормальными и поздними сроками биологического созревания, поскольку, имея позднее половое созревание, они растут дольше, обладают более высоким потенциалом развития и в окончательном периоде полового созревания (18-19 лет) достигают больших размеров тела и высокого уровня развития физических качеств.
Исходя из сказанного, проблема выбора объема, интенсивности, направленности физической нагрузки в соответствии с качественными и количественными изменениями, происходящими в детском организме, на начальном этапе занятий Зимним универсальным боем требует серьезного анализа и осмысления. Вопреки общепринятому мнению процесс роста не является непрерывным и сбалансированным.
Различные части тела, органы и системы развиваются неравномерно. Например, с 12 до 19 лет происходит окостенение различных гребней, костей, суставных площадей с крестцом и седалищного бугра. Этот процесс заканчивается к 20-25 годам. В 14-16 лет происходит слияние трех костей в одну тазовую кость. Ядро окостенения большеберцовой кости появляется в 12-14 лет. Следует отметить, что на рост костей активно влияют доза механической нагрузки и нормы реакции организма. Если при средних нагрузках сохраняется нормальный рост костей, то при больших и максимальных нагрузках кость растет не снаружи, а изнутри. Иррациональная адаптация может привести к травме.
Занятия зимним универсальным боем приводят к процессу адаптации и мышечные волокна, развитие которых также имеет возрастные особенности. В школьные годы происходит интенсивное развитие двигательных функций. С возрастом уменьшается разница в показателях точности движений рук и ног. У детей 9-10 лет эта разница равна 1,7°, 13-14 лет - 0,7°. Латентный период двигательной реакции уменьшается в 9-10 лет особенно интенсивно, затем замедляется к 14-15 годам и продолжает уменьшаться до 20-25 лет. Также происходит перестройка вегетативных и соматических функций организма. Все эти изменения, происходящие в организме наряду с фазами биологического созревания на различных возрастных этапах, связывают с наиболее благоприятными периодами развития всех систем и функций. Эти периоды называют критическими, чувствительными, сенситивными (таблица №3).
Таблица №3
Сенситивные фазы развития отдельных физических качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества
|
Возраст, лет
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
Рост
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Мышечная сила
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Быстрота
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые качества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сила
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Аэробные возможности
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Анаэробные возможности
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Гибкость
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Координационные способности
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Равновесие
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Многочисленными исследованиями установлено, что критические периоды в физическом развитии детей и подростков представляют особо благоприятные возможности для направленного воздействия на совершенствование их двигательных способностей.
Обобщая многочисленные данные, можно отметить следующие особенности сенситивных периодов, имеющих значение для занятий Зимним универсальным боем.
Росто-весовые показатели.
Наибольший прирост прослеживается у детей в годы полового созревания. У мальчиков период бурного созревания этих показателей начинается с 12 до 15 лет. К 16 годам организм с точки зрения костного скелета считается сформированным. При этом, как уже отмечалось выше, слишком высокие нагрузки сдерживают рост трубчатых костей.
Сила.
Естественный рост силы мышц незначителен до 11-12 лет. С началом полового созревания (с 12 до 14 лет) темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.
Быстрота.
Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет. Наиболее интенсивные темпы естественного роста этого качества происходят от 9 до 11 лет, в момент полового созревания от 14 до 15 лет и позже.
Скоростно-силовые качества.
Наибольший прирост приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост этих качеств продолжается в основном под влиянием целенаправленной тренировки.
Выносливость.
Аэробные возможности организма, и в частности аэробная мощность, характеризуемая показателем максимального потребления кислорода (МПК), увеличиваются с возрастом. Наиболее интенсивно увеличиваются показатели аэробной мощности в период полового созревания (14-15 лет) и замедляются только после 18 лет. При этом относительный показатель МПК (мл/мин/кг) почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.
Анаэробно-гликолитические возможности имеют тенденцию к незначительному росту до 12-13 лет и к более значительному росту после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости. В связи с этим дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200-300 м.
Креатинфосфатный энергетический механизм наиболее интенсивно развивается по достижении биологической зрелости в возрасте 16-18 лет.
Гибкость.
Рост этого качества интенсивно увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет. Максимальный скачок в развитии этого качества приходится на 10 лет. В последующие годы гибкость развивается в основном под влиянием специальной тренировки.
Координационные способности
развиваются наиболее интенсивно с 9-10 до 11-12 лет.
Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. С учетом этих особенностей следует определять преимущественную направленность тренировочного процесса по годам обучения.
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Формы занятий по Зимнему универсальному бою определяются в зависимости от контингента занимающихся, задач и условий подготовки и различаются по типу организации (урочные и неурочные), направленности (общеподготовительные, специализированные, комплексные), содержанию учебного материала (теоретические, практические). Основной формой являются урочные практические занятия, проводимые под руководством тренера по общепринятой схеме согласно расписанию, которое составляется с учетом режима учебы занимающихся, а также исходя из материальной базы.
Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10-12 мин в начале практического урока). При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками и другими наглядными пособиями.
Практические занятия различаются по цели
(на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные); количественному составу
занимающихся (индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые); степени разнообразия решаемых задач
(на однородные и разнородные).
На учебных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики Зимнего универсального боя.
На учебно-тренировочных занятиях наряду с разучиванием нового материала и закреплением пройденного большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности спортсменов.
В процессе тренировочных занятий осуществляется совершенствование физической, психологической и специальной подготовленности спортсменов, а также создаются предпосылки для повышения эффективности ранее изученных технико-тактических действий.
Контрольные занятия обычно применяются в конце отдельных этапов подготовки или в случаях проверки качества работы тренеров. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится сдача контрольных нормативов.
Соревновательные занятия применяются для формирования у спортсменов соревновательного опыта. Они проводятся в форме неофициальных соревнований - классификационные соревнования, прикидки для окончательной коррекции состава команды, матчевые встречи.
По степени разнообразия решаемых задач различают однородные (избирательные) и разнородные (комплексные) учебные занятия. Наиболее часто применяются в учебно-тренировочном процессе по Зимнему универсальному бою занятия избирательного типа с однородным содержанием, на которых решается ограниченное число задач тренировки. Такие занятия позволяют сконцентрировать внимание на решении главной задачи (обучения, совершенствования, развития определенных физических качеств), что в большей мере содействует конструктивным адаптационным (приспособительным) процессам в организме спортсменов. Практические занятия с разнообразным содержанием комплексного типа предусматривает последовательное решение широкого круга задач тренировки с использованием разнообразных средств и методов. Такие занятия применяются в практике Зимнего универсального боя относительно редко, главным образом на этапах начальной разносторонней подготовки, в подготовительном периоде тренировки и связаны с общефизической подготовкой спортсменов.
В качестве внеурочных форм занятий в ДЮСШ рекомендуется проводить различные воспитательные и оздоровительные мероприятия (спортивные вечера с показательными выступлениями, походы, экскурсии, игры на свежем воздухе и т.п.).
Занятия в группах начальной подготовки и в учебно-тренировочных группах проводятся главным образом групповым методом, в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - индивидуальным и индивидуально-групповым методом по индивидуальным планам, которые разрабатываются тренерами совместно со спортсменом и врачом и утверждаются педагогическим советом спортивной школы.
Проведение занятий по Зимнему универсальному бою возлагается на опытных тренеров и инструкторов, имеющих специальную подготовку. Во время организации и проведения занятий следует обратить особое внимание на соблюдение мер по предупреждению и профилактики травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию и спортивному инвентарю.
Помимо учебных занятий по расписанию спортсмены должны ежедневно заниматься утренней зарядкой и самостоятельно выполнять задания тренера по совершенствованию отдельных элементов техники и развитию необходимых физических качеств.
В соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения РФ, все занимающиеся зимним универсальным боем обязаны проходить врачебный и медицинский осмотр не реже одного раза в 6 мес., а также перед участием в каждом соревновании.
Особое внимание в учебно-тренировочном процессе по Зимнему универсальному бою следует уделять воспитательной работе со спортсменами. Занятия должны воспитывать у них высокие морально-нравственные качества, трудолюбие, дисциплинированность, развивать их общественную активность.
Подготовка общественных инструкторов и судей из числа занимающихся должно обеспечиваться путем освоения ими теоретического материала Программы, прохождения инструкторской и судейской практики в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость учебных групп регламентируются Положением о ДЮСШ и СДЮШОР и «Нормативно- правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ» (1995). Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, а в учебно-тренировочных группах - четырех часов.
III
.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Нормативная часть Программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва в стране. На основании нормативной части Программы в спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий. Утверждение планов подготовки проводится на основании решения тренерского совета директором спортивной школы.
Примерный учебный план для отделений Зимнего универсального боя в ДЮСШ и клубах представлен в таблице №4. При его разработке учитывали режим учебно-тренировочной работы в неделю для различных учебных групп с расчетом по 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель - для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. В частности, удельный вес ОФП сокращается с 50% в группах начальной подготовки и до 25-35% - в учебно-тренировочных группах. В то же время объем СФП, ТТП и соревновательной подготовки увеличивается (таблица №5).
Таблица №4
Примерный учебный план многолетней подготовки (в часах)
№ п/п
|
Разделы подготовки
|
Этапы подготовки
|
начальной подготовки
|
учебно-тренировочный
|
Годы обучения
|
1-й
|
2-3-й
|
1-2-й
|
3-4-й
|
1.
|
Теоретическая подготовка
|
12
|
14
|
21
|
35
|
2.
|
Общая физическая подготовка
|
152
|
172
|
212
|
230
|
3.
|
Специальная физическая подготовка
|
46
|
78
|
112
|
192
|
4.
|
Технико-тактическая подготовка
|
72
|
132
|
163
|
259
|
5.
|
Психологическая подготовка
|
10
|
12
|
20
|
40
|
6.
|
Соревновательная подготовка
|
4
|
16
|
24
|
54
|
1.
|
Инструкторская и судейская практика
|
|
4
|
6
|
14
|
8.
|
Приемные и переводные испытания
|
12
|
12
|
14
|
20
|
9.
|
Восстановительные мероприятия
|
|
18
|
40
|
80
|
10.
|
Врачебный и медицинский контроль
|
4
|
10
|
12
|
12
|
Общее количество часов
|
312
|
468
|
624
|
936
|
Таблица №5
Распределение времени на различные виды подготовки
(в % от общего количества часов в год)
№ п/п
|
Разделы подготовки
|
Группы начальной подготовки
|
Учебно-тренировочные группы
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
4-й год
|
1.
|
Общая физическая подготовка
|
46
|
38
|
33
|
30
|
26
|
21
|
18
|
2.
|
Специальная физическая подготовка
|
12
|
12
|
14
|
16
|
17
|
16
|
18
|
3.
|
Технико-тактическая подготовка
|
20
|
20
|
22
|
23
|
24
|
24
|
24
|
4.
|
Стрелковая подготовка, в том числе комплексная подготовка с лыжным спринтом
|
11
|
17
|
15
|
10
|
10
|
12
|
12
|
5.
|
Психологическая подготовка
|
3
|
3,2
|
3,4
|
3,6
|
3,8
|
4,0
|
4,2
|
6.
|
Теоретическая подготовка
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
7.
|
Соревновательная подготовка
|
1,2
|
2,4
|
3,4
|
3,8
|
4,4
|
5,0
|
5,5
|
8.
|
Восстановительные мероприятия
|
-
|
-
|
-
|
6
|
7,2
|
8,5
|
10
|
Общий объем часов
|
312
|
312
|
416
|
624
|
332
|
936
|
1040
|
Тестирование физической подготовленности учащихся ДЮСШ И КЛУБОВ
(отделение «Зимний универсальный бой») для всех групп обучения.
Тестирование общей и специальной физической подготовленности проводится не менее двух раз в год. Тестирование в группах начальной подготовки 1-го года обучения не проводится, а в группах начальной подготовки 2-3 года обучения проводится только тестирование уровня общей физической подготовленности. Начальное тестирование желательно проводить в начале подготовительного периода, а контрольное тестирование – в конце периода соревновательного. Тогда тренер сможет проследить динамику развития физических качеств у каждого ученика за определенный период (учебный год). Основанием для перевода спортсменов из одной группы в другую наряду с другими факторами служит положительная динамика результатов выполнения тестов как вообще (по сумме баллов), так и каждого теста в отдельности. Тестирование проводится по 10-бальной системе (таблица № 6), где каждому результату спортсмена соответствует определенная оценка в баллах. Результаты тестирования заносятся в учебный журнал, а также в индивидуальную карту спортсмена. Для перевода с этапа на этап (например: с этапа начальной подготовки на этап начальной спортивной специализации и т.д.) используются контрольно-переводные нормативы (таблицы №№ 7,8,9), которые предъявляют, по сути, минимальные требования к физической подготовленности учащихся.
Порядок выполнения тестов:
Тесты ОФП
1. Подтягивание
(тестируемое качество – силовая выносливость мышц плечевого пояса). Тестирование проводится на гимнастической перекладине в спортивном зале или на улице. Испытуемый по команде экзаменатора прыжком либо с помощью партнера принимает положение виса на перекладине хватом сверху (положение большого пальца – снизу). По команде экзаменатора «Начать подтягивание» испытуемый выполняет упражнение до касания подбородком перекладины. Экзаменатор громко ведет счет. В группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах 1-2 г.о. допускается подтягивание рывком.
2. Прыжок вверх из положения сидя на корточках
(тестируемое качество – скоростно-силовая выносливость мышц ног). По команде экзаменатора «Исходное положение принять!» испытуемый принимает положение - сидя на корточках, пальцы рук касаются пола. После команды «Внимание, упражнение начать!» спортсмен выпрыгивает вверх до отрыва ног от пола. Тест выполняется в течение 1 минуты. Высота прыжка значения не имеет. Экзаменатор громко ведет счет и объявляет время каждые 20 секунд. В случае, если ноги испытуемого при прыжке не отрываются от ковра, счет не ведется.
3. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа
(тестируемое качество - скоростно-силовая выносливость мышц-разгибателей рук). По команде экзаменатора «Упор лежа принять!» испытуемый принимает положение упора лежа на горизонтальной поверхности опираясь на ладони рук (либо сжатые кулаки) и носки ног. После команды «Внимание, упражнение начать!» спортсмен сгибает руки до касания грудью теннисного мяча и разгибает до полного выпрямления. В случае, если нет касания мяча грудью или руки не выпрямляются полностью, счет не ведется. Тест выполняется в группах НП без учета времени, в группах УТГ 1-2 г.о – 1 минуту, в группах УТГ 3-4 г.о. – 2 минуты.
4. Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине – «книжечка»
(тестируемое качество – сила и скоростная выносливость мышц пресса). По команде экзаменатора «Исходное положение принять!» испытуемый принимает положение лежа на спине, ноги вместе, руки вытянуты вверх. После команды «Внимание, упражнение начать!» спортсмен одновременно сгибает туловище и поднимает ноги до касания пальцами рук пальцев ног. В случае, если касания нет, счет не ведется. Упражнение прекращается, если пауза в положении лежа на спине продолжается более 3 секунд. Тест выполняется без учета времени.
5. Бег на длинные дистанции
(тестируемое качество – общая выносливость). Тестирование проводится на спортивной площадке на свежем воздухе, либо в спортивном зале, где протяженность одного круга не менее 200 метров. Бег испытуемые начинают после команды «На старт! Внимание! Марш!». Дистанция для групп НП – 800 метров, УТГ 1-2 г.о. – 1500 метров, УТГ 3-4 г.о. – 3000 метров. Спортсмены выполняют бег группой или индивидуально. Тест считается невыполненным, если во время бега спортсмен переходит на шаг или останавливается.
6. Бег на короткие дистанции
(тестируемое качество – скоростно-силовые качества мышц ног). Бег испытуемые начинают после команды «На старт! Внимание! Марш!». Дистанция для групп НП – 30 метров, УТГ 1-2 г.о. – 60 метров, УТГ 3-4 г.о. – 100 метров. Тестирование проводится на спортивной площадке на свежем воздухе, либо в спортивном зале, где у спортсменов есть возможность пробежать дистанцию по прямой без поворотов.
Тесты СФП
1. Выполнение бросков за определенное время (20, 30, 60 секунд)
(тестируемое качество – скоростно-силовые качества и техника выполнения бросков). По команде «К выполнению теста приготовиться!» испытуемый осуществляет захват партнера и занимает удобное положение для проведения броска. По команде экзаменатора «Бой!» спортсмен начинает непрерывное выполнение броска (на выбор испытуемого либо по заданию тренера) один за другим без сопротивления партнера. По команде «Стоп!» выполнение теста останавливается. Засчитываются только выполненные технически правильно и законченные броски.
2. Лыжный спринт
(тестируемое качество – скорость лыжного бега и скоростно-силовые качества различных мышечных групп). По команде экзаменатора «На старт! Внимание! Марш!» спортсмен начинает лыжный спринт на время. Условия бега указаны в правилах проведения соревнований по Зимнему универсальному бою.
3. Проведение непрерывных соревновательных поединков
(тестируемое качество – специальная выносливость к соревновательной деятельности). Данный тест не оценивается в баллах, но его выполнение обязательно для всех спортсменов. Для учащихся УТГ 1-2 г.о. – проведение подряд без перерыва 3 схваток по 3 минуты по спортивной борьбе в стойке (до падения). Для УТГ 3-4 г.о. – проведение подряд 5 соревновательных поединков по 3 минуты по правилам Зимнего универсального боя с разными соперниками. Тест считается невыполненным, если спортсмен получает более трех замечаний за пассивность в течение всех поединков. Пассивность определяется по критериям согласно правилам по Зимнему универсальному бою.
Примечание:
проведение разминки и объяснительной беседы перед выполнением всех тестов обязательно.
Таблица №6
Кол-во баллов
|
Тесты ОФП
|
Тесты СФП
|
Подтягивание (раз)
|
Прыжок вверх (раз)
|
Отжимания (раз)
|
«Книжка» (раз)
|
Бег на короткие дистанции (с)
|
Бег на длинные дистанции (мин., сек.)
|
Броски за 20 с. (раз)
|
Лыжный спринт 300м (сек.)
|
30м
|
60м
|
100м
|
800м
|
1500м
|
3000м
|
0
|
0
|
Менее 5
|
Менее 5
|
0
|
Более 8.0
|
Более 11.4
|
Более 17.0
|
Более 4.20
|
Более 7.40
|
Более 15.0
|
Менее 3
|
150
|
1
|
2
|
5
|
5
|
2
|
8.0
|
11.4
|
17.0
|
4.20
|
7.40
|
15.0
|
3
|
140
|
2
|
4
|
10
|
10
|
4
|
7.8
|
11.0
|
16.4
|
3.50
|
7.20
|
14.20
|
4
|
130
содержание ..
808
809
810 ..
|
|
|
|