Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  765  766  767   ..

 

 

Методические рекомендации по проведению посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры единого открытого урока (классного часа) «Свет разумения книжного» в образовательных учреждениях города Дзержинска. Введение

Методические рекомендации по проведению посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры единого открытого урока (классного часа) «Свет разумения книжного» в образовательных учреждениях города Дзержинска. Введение

_

Методические рекомендации

по проведению посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры единого открытого урока (классного часа) «Свет разумения книжного» в образовательных учреждениях города Дзержинска.

Введение

Единый открытый урок «Свет разумения книжного» (далее Урок) - это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Управлением образования Администрации города Дзержинска совместно с МОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения» в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры.

Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к изучению истории, литературы, культуры России, связей с братскими славянскими народами на основе исторических, духовно-нравственных и культурных традиций, изучению жизни великих славянских первоучителей, писателей, русского языка, книге, к чтению как важным факторам духовно-нравственного воспитания граждан, сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи Урока :

· развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к познанию, чтению, воспитание уважения к книге исторической и художественной и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

· создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к истории, культуре, к книге;

· консолидация усилий школьных коллективов, родителей, библиотекарей для популяризации чтения исторической и художественной книги.

· развитие и распространение подлинных ценностей и традиций славян;

· раскрытие истинных исторических корней единой славянской семьи;

· осознание исключительной роли славянской общности как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания.

Сроки проведения

Урок проводится 24 мая 2010 г. с 10.00 час. по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации.

Участники

Участниками Урока являются школьники 1-8-х, 10-х классов, школьные библиотекари, учителя-предметники, классные руководители и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся.

Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками школы, представителями творческих союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авторами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.

Содержание Урока

Каждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции.

Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к познанию, чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим Праздником, посвященным славянской письменности.

Возможные темы

· «Учители наши, Кирилл и Мефодий, хранят нас молитвой на все времена»

· «Мое бессмертие заключается в моем большом деле» (Константин)

· «Славим подвиг первоучителей, христианских своих просветителей…»

· «Азбука – зашифрованное послание к славянам»

· «Аз да Буки – а потом и другие науки»

· «Как наше слово отзовется…»

· «Славянский мир: общность и многообразие»

· «В веках живет могучий дух славянский»

· «В начале было Слово»

· «Бегущая словесная строка»

· «Заветное слово – Азбука»

· «Как слово зародилось…»

· «Все началось с таблички, свитка, бересты…»

· «Откуда есть пошла грамота на Руси»

· «Когда слова становятся крылатыми…»

· «Диалог времен, культур: что значит думать и говорить по-русски?»

· «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии. Все другие были их следствием. » (Н.М.Карамзин)

· «…Лишь слову жизнь дана…Звучат лишь письмена.» (И.А.Бунин)

· Чего мы не знаем в родном языке?

· «Азбуку учат – на всю избу кричат»?

· «Вот какой чудной вначале наша грамота была!» (Н. Кончаловская)

· «О слово русское, родное…»

· «Умейте же беречь…наш дар бесценный – речь» (И.А.Бунин)

· «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (для любителей топонимики, этимологии)

· Что значит «прописать ижицу» или «знать на ять»...( О форме буквы и ее восприятии «веселым» русским человеком). И другие…

Возможные мероприятия

(Форма мероприятия может быть любой, содержание должно быть связано с именами создателей славянской азбуки, первопечатниками, русской историей и культурой, русским языком, древнерусской книгой, русской литературой 18-20 в.в., историей связей русской культуры с культурой других славянских народов.)

1. «Книга и книжность в истории Древней Руси»

Это всегда как чудо …

Ты берешь с полки хранилища древнюю книгу или столбец – толстый рулон бумаги, плотно списанной скорописными почерками, где документы, подклеенные подьячими, протянулись на десятки, а то и сотни метров.

Откроем старинную книгу. Осторожно отстегнем фигурные застежки, приподнимем тяжелую крышку кожаного, украшенного тиснением переплета. Вглядимся в страницы, покрытые таким, непривычным на первый взгляд, шрифтом. Но не торопитесь перелистывать, задержитесь! И прежде непонятные буквы вдруг предстают перед вами как старые знакомые. Они сольются в слова, слова – в предложения, и вы начнете читать.

Вчитываясь в пожелтевшие страницы, мы получаем драгоценную возможность увидеть жизнь наших предков. Мы узнаем, что их интересовало и беспокоило, радовало и огорчало много-много лет назад.

25 декабря 2009 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года.

При подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий по истории православной книги необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Москва является центром книгопечатания на Руси. «Апостол» – первая печатная книга. 1 марта 1564 года – памятная дата в истории русской культуры.

Среди духовных и политических предпосылок появления книгопечатания стоит отметить многочисленность рукописных богослужебных сборников, возросшую потребность в просвещении и т.п.

Путь книги массовому читателю был долог. От создания азбуки до появления первой печатной книги владение рукописными книгами было уделом избранных: богатых людей, монастырей и церквей.

Книги светского характера появляются лишь в XVII веке, а век XVIII – век русского Просвещения был отмечен, с одной стороны, созданием библиотек, первыми попытками изучения литературного наследия Руси и слабыми мощностями типографий и ограниченным кругом потребителей печатной продукции, с другой. И только в XIX веке с развитием более совершенных технологий книгопечатания книга становится доступной широкому кругу читателей.

Цель урока: формирование представления о роли и месте древнерусской книги в истории и культуре Древней Руси.

Задачи урока:

- показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры;

- сформировать у учащихся представление об основных вехах истории древнерусской книжности;

- познакомить учащихся с памятниками древнерусской литературы.

Форма урока: лекция с элементами беседы или урок-конференция.

1. Лихачев Д. С. Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир // Прошлое – будущему. – Л., 1985, с.151.

2. Сказания о начале славянской письменности / Отв. ред. д.и.н. В.Д. Королюк; вступит, статья, перев. и коммент. Б.Н. Флооря. – М.: «Наука», 1981.

3. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. – 2-е изд, перераб. и доп. – М., 1988. (Сер.: «Литературоведение и языкознание»).

4. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. – М.: ИД «Муравей», 1998.

5. Русский первопечатник. «Азбука» Ивана Федорова 1578. – М.: «Сполохи», 2000.

6. Розов Н. Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. – Л.: «Наука» ЛО, 1971.

7. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIVв. Вып. I, – Л.: «Наука» ЛО, 1987.

8. Сапунов В.В. Книга в России в ХI-XIII вв. – Л.: «Наука» ЛО, 1978.

9. Щепкин В.Н. Русская палеография. – М.: «Аспект Пресс», 1999.

10.Покровский Н.Н. Путешествия за редкими книгами. – М.: «Книга», 1984.

2. Славянская азбука (урок, викторина, беседа, экскурсия, урок-игра и т.д.)

3. Историческая или литературная игра (Викторина, конкурс, брейн-ринг и т.д.)

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Содержание: игра, основанная на одном или нескольких исторических, литературных источниках (литература научная – по истории, научно-популярная и художественная) и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности.

Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы.

Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор основы для игры, придумывание ее названия.

2. Разработка конкурсных заданий:

· чтение зашифрованного текста из книги;

· соотнесение фрагментов текста с рисунками, изображающими предмет игры, вопрос;

· соотнесение предметов с задачами, которые персонажи книги решают или могли бы решить с их помощью;

· расположение иллюстраций в правильном порядке, отражающем сюжет книги;

· нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;

· восстановление поврежденного или искаженного фрагмента текста;

· составление ребусов, кроссвордов, шарад;

· озвучение немого фрагмента из существующей экранизации книги;

· придумывание продолжения книги и др.

3. Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита.

4. Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры.

4. «Приглашение к чтению»

Цель - развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Содержание: встречи с уважаемыми в городе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.

«Приглашение к чтению» может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек.

Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор гостя по следующим критериям:

· начитанность, широкий кругозор,

· высокий культурный уровень,

· известность,

· хорошее владение языком,

· умение выступать и общаться с молодежной аудиторией.

2. Согласование с гостем времени и содержания встречи.

3. Подготовка участников к встрече:

· информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи;

· оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.

4. Разработка плана и сценария встречи.

5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

6. Подготовка необходимых технических средств.

7. Выбор и подготовка ведущих.

4 «Открытие книги»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова.

Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:

· встреча с автором книги (писателем, поэтом), авторское

чтение произведений или их фрагментов, раздача автографов;

· художественное чтение литературных произведений артистами местного театра, театральной студии и т.д.

Основные шаги по подготовке:

1. Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др.

2. Согласование с гостями времени и программы выступления.

3. Подготовка участников к встрече:

· предварительное прочтение произведений, входящих в программу;

· знакомство с биографией и творчеством автора/-ов произведений;

· подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке.

4. Разработка плана и сценария мероприятия.

5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

6. Подготовка необходимых технических средств.

7. Выбор и подготовка ведущих.

5 «Со страниц на сцену»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.

Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.

Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.

2. Приглашение художественного руководителя (режиссера).

3. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.

4. Распределение ролей, обязанностей и поручений.

5. Репетиционный процесс.

6. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.

7. Подготовка музыкального сопровождения.

8. Подготовка технических средств.

6 «Послушайте!»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного слова в исполнении сверстников, старших товарищей и родителей.

Содержание: конкурс на лучшего чтеца.

Основные шаги по подготовке:

1. Определение темы конкурса и его девиза.

2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.

3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.

4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.

5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.

6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.

7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.

8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.

9. Выбор и подготовка ведущих.

7 «Почитай мне!»

Цель - развитие у учащихся интереса к художественной, научной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.

Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.

Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем».

Основные шаги по подготовке:

1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.

2. Выбор книг для чтения.

3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).

4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.

5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.

6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе.

7. Организация выставки рисунков в школе.

8 «Книга в кругу читателей» ( чтения, читательская конференция)

Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы чтений, конференции, книг или книги для обсуждения.

2. Работа с участниками:

· прочтение книги;

· подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;

· выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично и т.д.

3. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.

4. Работа в творческих группах:

· группа («Исследователи») собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;

· группа («КВН») разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;

· группа («Связи с общественностью») обеспечивает информационную поддержку чтений, конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку;

· группа («Театр») готовит инсценировки фрагментов литературных произведениий;

· группа («Сценаристы») разрабатывает общий сценарий чтений, конференции и готовит ведущих.

9 Мероприятия-спутники

Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. (Экспозиции книг, выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов):

· выставка иллюстраций к произведениям научно-популярной, исторической и художественной литературы

· выставка плакатов «Как наше слово отзовется?»

· фотовыставка «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (для любителей топонимики, этимологии)

· фотовыставка «Славянский мир: общность и многообразие»

· выставка рисунков, значков, книжных закладок, экслибрисов («Аз буки веди… Я буквы знаю…)»

· Выпуск стенгазет, оформление стендов («…Лишь слову жизнь дана…Звучат лишь письмена.» (И.А.Бунин)

· Материалы школьного сайта «Чего мы не знаем в родном языке?

· «Что и как мы читаем?») .

3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.

4. Акция-копилка «В мире мудрых мыслей!» ( Слова великих людей о свете книжном)

5. Акция-рекомендация «Золотая полка книг» , во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках. И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  765  766  767   ..