Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  756  757  758   ..

 

 

Методические рекомендации 6 Тематический план 10 Программа курса, планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения, тематика ов, рекомендуемая литература 13

Методические рекомендации 6 Тематический план 10 Программа курса, планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения, тематика ов, рекомендуемая литература 13

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение “Отечественной истории” на заочном отделении предполагает следующие формы учебной работы слушателей:

· конспектирование лекций;

· подготовку к семинарским занятиям и участие в их работе;

· самостоятельную работу над вопросами, не рассматриваемыми на лекциях и семинарских занятиях, но включенных в учебную программу;

· подготовка и выполнение контрольных работ.

При конспектировании лекции следует быть внимательным, обращать внимание на определения всех вновь вводимых исторических понятий, на важнейшие исторические даты, имена крупнейших исторических деятелей.

При подготовке к семинарским занятиям слушателям рекомендуется (опираясь на конспект прослушанной лекции, материалы учебных пособий и предлагаемой в планах занятий учебной литературы) составлять краткие письменные ответы на поставленные вопросы. Эти краткие ответы должны включать: основную аргументацию по существу ответов, определения ключевых понятий, наиболее убедительные фрагменты и отрывки из исторических документов. При подготовке ответов важно обращать внимание на связь заданной исторической проблематики с актуальными вопросами современности, с теорией и практикой правоохранительной деятельности.

Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения , необходимо прорабатывать, опираясь на рекомендуемую к теме литературу.

В рамках самостоятельной работы слушатели могут подготовить доклад или ивную работу по предлагаемой к семинарскому занятию тематике.

При докладе предполагается, что слушатель в течение не более 10 минут (это около 5 страниц машинописного текста), желательно без жёсткой привязки к тексту, т. е. в относительно свободной манере, излагает группе содержание той или иной исторической проблемы. Группа выслушивает докладчика, задает ему вопросы и комментирует содержание доклада.

К научному у требования следующие: объем - около 23 страниц машинописного текста (1 п. л.); содержание а должно быть структурировано на основе его плана (обычно не более 3-х вопросов), включать введение и заключение, список использованной литературы. В научном е предполагается углублённое рассмотрение определённой исторической проблемы, выражение собственного, аргументированного отношения к затронутым вопросам.

При написании а слушатель должен обратить внимание на внешнее оформление работы: наличие сносок при цитировании, выходных данных используемых статей и книг. Титульный лист научного а обычно включает: название вуза и кафедры, название реферата, данные об авторе и научном руководителе, город и год написания.

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной учебной работы слушателей-заочников, формой контроля за освоением ими учебного материала по дисциплине, уровнем знаний, умениями и навыками.

Письменная работа слушателями ФЗО выполняется в установленные учебным планом сроки и высылается в адрес учебного заведения. Назначение письменной работы многоцелевое:

1. Способствует приобретению слушателями опыта самостоятельного ус­воения и письменного изложения исторического материала.

2. Формирует навык выделять главное, анализировать, обобщать, логично излагать изученный материал.

Тема контрольной работы выбирается самим слушателем в соответ­ствии с его интересами и наклонностями, с соблюдением обязательных требовании:

1. Номер выбранной темы и номер зачетной книжки должны иметь общую последнюю цифру.

2. Структура контрольной работы должна раскрывать требования к по­строению ее содержания и соответствовать плану. В структуре работы должна быть вводная часть, основная часть, заключение и перечень использованной литературы.

3. Общий объем работы не менее 12 листов ученической тетради.

Работа оформляется четким, разборчивым почерком, либо печатает­ся. При раскрытии темы необходимо соблюдать основные принципы, предъявляемые к самостоятельной работе: научность, объективность, ис­торизм, связь с современностью.

Контрольная работа, выполненная несамостоятельно, не засчитывается. В письменной работе недопустимо простое переписывание материала учебных пособий, источников и другой литературы. Информацию следует излагать своими словами. Контрольная работа, выполненная небрежно, не по заданному варианту, без соблюдения правил, предъявляемых к ее оформлению, возвраща­ется и выполняется повторно.

В данном пособии к каждой изучаемой теме указана литература, которая может быть использована для подготовки письменных работ, однако это не исключает поиск и использование другой литературы слушателем.

Одним из обязательных требований к выполнению контрольных ра­бот является анализ документов и других исторических источников. Для этого следует обращаться к хрестоматиям и сборникам документов, соот­ветствующих теме контрольной работы.

Углубить исторические знания позволят публикации в журналах: «Во­просы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Ро­дина» и др.

Основная литература по курсу

1. История России в портретах государственных и политических деятелей: Учебное пособие / Под ред. В.А. Корнилова. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 336 с.

2. История России. Народ и власть: Из лекций, прочитанных в российский университетах / Под общ. ред. В.П. Сальпинова. - Изд-е 2-е. - СПб.: Лексикон, Фонд "Университет", 2001. - 460 с.

3. История России: Учебник для ВУЗов / Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2001. - 480 с.

4. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - Издание 3-е. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 528 с.

III . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу "Отечественная история"

для слушателей ФЗО

1. Введение в курс. Древний мир и отечественная история. От Руси к России.

2. XVII и XVIII в. в западноевропейской и российской истории. Особенности российской модернизации.

3. Основные тенденции развития всемирной истории и Россия в XIX в.

4. Россия и мир в начале ХХ века. Революционный взрыв и судьбы демократии.

5. Особенности всеобщей и отечественной истории в период между двумя мировыми войнами ХХ в. Мировая война 1939 - 1945 гг.

6. Поиск путей разрешения глобальных проблем в мире и стране в 50-80 гг.

XX в.

7. Мировое сообщество и наше Отечество в конце ХХ – начале XXI вв.

Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н

для 1 курса ФЗО

ТЕМА

Всего часов

Лекции

Семинары

1

Установочная сессия

Введение в курс. Древний мир и отечественная история. От Руси к России.

2

2

--

22

XVII и XVIII в. в западноевропейской и российской истории. Особенности российской модернизации.

2

2

--

33

Основные тенденции развития всемирной истории и Россия в XIX в.

2

2

--

44

Россия и мир в начале ХХ века. Революционный взрыв и судьбы демократии.

2

2

--

55

Особенности всеобщей и отечественной истории в период между двумя мировыми войнами ХХ в. Мировая война 1939 - 1945 гг.

2

2

--

ИТОГО:

10

10

--

16

Итоговая сессия

Поиск путей разрешения глобальных проблем в мире и стране в 50-80 гг. XX в.

2

2

--

2

Россия и мир в начале ХХ века.

2

--

2

37

Мировое сообщество и наше Отечество в конце ХХ – начале XXI вв.

2

--

2

ИТОГО:

6

2

4

ВСЕГО:

16

12

4

Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н

для 3 курса ФЗО

ТЕМА

Всего часов

Лекции

Семинары

11

Установочная сессия

Введение в курс. Древний мир и отечественная история. От Руси к России.

1

1

--

22

XVII и XVIII в. в западноевропейской и российской истории. Особенности российской модернизации.

1

1

--

33

Основные тенденции развития всемирной истории и Россия в XIX в.

1

1

--

44

Особенности всеобщей и отечественной истории в период между двумя мировыми войнами ХХ в. Мировая война 1939 - 1945 гг.

1

1

--

ИТОГО:

4

4

--

4

Итоговая сессия

Поиск путей разрешения глобальных проблем в мире и стране в 50-80-х гг. XX в.

2

2

--

27

Россия и мир в начале ХХ века.

2

2

--

Мировое сообщество и наше Отечество в конце ХХ- начале XXI вв.

2

--

2

ИТОГО:

6

4

2

ВСЕГО:

10

8

2

IV . Программа курса.

Тема 1.

Введение в курс. Древний мир и отечественная история. От Руси к России.

Программное содержание

Предмет исторической науки. Всемирная история и ее составные части. Место и роль российской истории в системе мировой истории. Место курса "Отечественная история" в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Различные концепции исторического процесса. Особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.

Проблема хронологических рамок истории древнего мира. Основные типы цивилизации в древности. Отечественная территория как место взаимодействия европейских и азиатских цивилизационных потоков. Древние славяне в I-VI вв. Формирование классового общества. Особенности менталитета славян.

Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации.

Возникновение древнерусского общества. Происхождение названия "Русь" и "Русская зем­ля". Норманская и антинорманская теории. Княжение первых Рюрико­вичей. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве (IX - начало XII веков). Отношения Киевской Руси с другими наро­дами и государствами. Введение христианства на Руси и его историческое значение. Различные типы передачи экономического, социально-политического и культурного потенциала от античных обществ к средневековым. Становление древнерусской цивилизации.

Киевская Русь в ХI-ХШ вв. Феодальная раздробленность как этап западноевропейской и отечественной истории. Нашествие татаро-монгольских войск на Русь.

Усиление Московского княжества. Государь Всея Руси Иван III Васильевич (1462-1505). Попытки сближения Московского государства со страна­ми Западной Европы. Организация централизованной государственной власти. Василий III Иванович (1505-1533).

Социально-экономическое развитие Российского государства в XVI веке. Первый рос­сийский царь Иван IV Васильевич Грозный (1533-1584). Укрепление самодержавия. "Избранная Рада" и ее реформы. Опричнина (1565-1572): причины и последствия. Основные направления внешней политики Российского государс­тва в XVI в.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Духовный мир человека древнего мира.

2. Проблемы периодизации древнейшей истории.

3. Мировые и локальные цивилизации.

4. Особенности российской локальной цивилизации.

5. Типы формирования феодализма (византийский, итальянский, французский, скандинавско-русский, мусульманский, восточный).

6. Основные положения Судебника Ивана III.

7. Оценка опричнины современниками и историками.

8. Что такое сословно-представительная монархия? Когда она возникает и почему?

Литература

1. Бердяев Н. Смысл истории. - М., 1990.

2. Валишевский К. Иван Грозный. - М., 1993.

3. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Р. Мир истории. Русские земли в XIII-XV вв. ‑ М., 1988.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1989.

5. Данилов А.А. и др. История России: В 2-х т. – Т.I. - М., 1995.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

7. Карамзин Н.М. История государства Российского (любое из­дание).

8. Ключевский В.О. Курс русской истории (любое издание).

9. Короленков А.В. Князь Святослав Ярославич и некоторые аспекты его политики // Отечественная история. – 2003. - № 4.

10.Любавский М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. - СПб., 2002.

11.Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М., 1971.

12.Михайлова Н.В. Познание истории: Ключ к прошлому, настоящему, будущему: Учебное пособие для студентов, обучающихся по юридическим специальностям. - М., 1999.

13.Никольский Н.М История русской церкви. - М., 1985.

14.Отечественная история. История России с древнейших вре­мен до 1917 г.

Энциклопедия в 5 т. - М., 1994.

13.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. - М., 1993.

14.Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М., 1988.

15. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное

пособие для вузов. - М., 1994.

16. Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. - М., 1997.

17.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1988-1990.

18.Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991.

19.Шпенглер О.Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - М., 1993.

20. Яковец Ю.В. История цивилизации. - М., 1997.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

Тема 2.

XVII и XVIII в. в западноевропейской и российской истории. Особенности российской модернизации.

Программное содержание

Становление основ современной европейской цивилизации. Основные черты развития стран Востока в XVII в. Обострение социально-политических противоречий в России в конце XVI в. Переход к очередному историческому циклу России – периоду Великой смуты. Воцарение Бориса Годунова (1598-1605). Польско-шведская ин­тервенция. Лжедмитрий I и II . Земские ополчения. Минин и Пожарский.

Земский собор 1613г. Русский царь Михаил Романов (1613-1645). Утверждение крепостничества. Царствование Алексея Михайловича (1645-1676).

Ликвидация последствий Смутного времени. Новые явления в экономике: народные промы­слы, мануфактуры, ярмарки. Начало складывания общероссийского рынка. Соборное Уложение 1649 г.

Россия и внешний мир. Пред­посылки петровских преобразований.

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Роль и место России в ряду европейских государств в начале XVIII века. Вступление России в новый этап исторического развития – высшую фазу предындустриальной цивилизации.

Эпоха Петра Великого. Екатерина II (1762-1796). Особенности "просвещенного абсолю­тизма". Тенденции социально-экономического развития России во второй половине XVIII в. Внешняя политика России в XVIII в.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Зарождение абсолютизма. Чем отличается сословно-предста­вительная монархия от абсолютистской.

2. Почему XVII век вошел в историю России как "бунташный" век.

3. Эпоха дворцовых переворотов. Причины.

4. Уложенная комиссия и "Наказ" Екатерины II.

5. Крестьянские восстания в XVIII в.

Литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм

ХV - ХVШ веков: Т. 1 - 3. - М., 1986 - 1992.

2. Валишевский К. Смутное время. - М., 1993.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 1992.

4. Данилов А.А. и др. История России: В 2-х т. - М., 1995.

5. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социа­льно- политической истории). - М., 1982.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. - Т. X, XII. - М., 1989.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории (любое издание).

8. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1988.

9. Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1998.

10. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском го­сударстве XVI-XVII вв.

11. Платонов С.Ф. Борис Годунов. / Предисл. Д.М. Володихина . М., 1999. (Памятники русской исторической мысли).

12. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991.

13. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. - Новосибирск, 1990.

14. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский: Хроника Смутного вре­мени. - М., 1981.

15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1988-1990.

Тема 3.

Основные тенденции развития всемирной истории и Россия в XIX в.

Программное содержание

Модернизация цивилизаций Востока в XIX в. Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе. Кризис феодализма в России и начало перехода к индустриальной цивилизации.

Па­вел I (1796-1801) и Александр I (1801-1825): разработка проектов преобразования России. Отечественная война 1812 г. Нарастание кризиса феодально-крепост­нической системы.

Движение декабристов. Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева о будущем устройстве российского об­щества. Восстание 14 декабря 1825 г. и его последствия.

Николаевская Россия. Теория "официальной народности". Попыт­ки реформирования крепостнической системы в конце 30-х годов.

Начало формирования революционно-демократического идейного направления. Западники и славянофилы. Зарождение социалистической альтернативы.

Ступенчатый характер, разновременность вхождения народов мира в индустриальную, современную цивилизацию. Особенности вступления России на индустриальный путь развития.

Александр II (1855-1881). Реформы 60-х годов - начало модер­низации общественно-политического уклада России и превращения ее в буржуазную монархию.

Александр III (1881-1894). Роль самодержавия в капиталистической модернизации России. Витте С.Ю. и его реформаторская деятельность.

Основные общественно-политические течения второй половины XIX в.: реакционно-крепостническое, либерально-оппозиционное и революционно-демократическое.

Народничество 60-70-х годов и его идеология. Идеологи народ­ничества М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Основные этапы народнических движений.

Общественно-политические движения 80-90-х годов. Эволюция российской общественно-политической жизни в конце XIX - начале XX вв. Распространение марксизма в России. Образование РСДРП и нача­ло формирования непролетарских политических партий.

Вступление России в эпоху империализма и дальнейшее обостре­ние социально-экономических противоречий.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Кто такой Павел I: демон или рыцарь.

2. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

3. Как современники оценивали восстание декабристов.

4. Подготовка и осуществление крестьянской реформы.

5. Особенности экономического развития России в пореформенную эпоху.

Литература

1. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. Часть I, 1994.

2. Данилов А.А. и др. История России: В 2-х т. - М., 1995.

3. Декабристы: избранные сочинения. - В 2 т. - М., 1987.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. - М., 1993.

6. Костин В.И. Общественное движение в России в первой чет­верти XIX в. - Н. Новгород, 1995.

7. Кюстин А. Николаевская Россия. - М., 1990.

8. Монополистический капитализм в России. - М., 1989.

9. Наше Отечество: Опыт политической истории. - М., 1991. - Т.1; 1996.- Т.2.

10.Непролетарские партии в России: Урок истории. - М., 1984.

11.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991.

12.Революционеры и либералы в общественной борьбе. - М., 1990.

13.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - М., 1994.

14.Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М., 1987.

Тема 4.

Россия и мир в начале ХХ века. Революционный взрыв и судьбы демократии.

Программное содержание

Концепции развития мира в начале XX века. Динамика структурных изменений во всех сферах жизни общества на новом этапе развития современной цивилизации. Вызревание социально-экономических и политических предпосы­лок буржуазных революций в ряде стран мира. Нерешенность ключевых проблем XIX в. и обострение социальных противоречий в российском обществе. Николай II (1894-1917).

Рево­люция 1905-1907 гг.: характер, содержание, итоги.

Возникновение новых общественных движений и политических партий в России. Их программы и тактика.

Преобразования П.А. Столыпина в политической, экономической и социальной сферах российского общества.

Социально-экономическое и политическое развитие России перед началом первой мировой войны.

Первая мировая война. Углубление общественно-политического кризиса в 1916-1917 гг.

Февральская революция и свержение самодержавия. Образование петроградского совета и формирование Временного правительства.

Буржуазия у власти. Апрельский кризис и создание первого ко­алиционного правительства.

Меньшевики и социалисты-революционеры в 1917 г. Идея коали­ции с буржуазией. Положение в большевистской партии после февра­ля. Апрельские тезисы В.И. Ленина - курс на социалистическую рево­люцию. Тактика мирного развития революции.

Июльский кризис и второй коалиционный кабинет. Консолидация антисоциалистических сил. Корниловщина и ее поражение.

Поиски политического компромисса. Демократическое совещание. Провозглашение России республикой.

Углубление общенационального кризиса. Курс большевиков на вооруженное восстание и борьба за его реализацию. Победа Ок­тябрьской революции.

II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти. Борьба вокруг идеи формиро­вания однородного социалистического правительства. Коалиция большевиков с левыми эсерами. Запрет партии кадетов.

Учредительное собрание и его разгон. Брестский мир. Утверждение идеологии и практики военного коммунизма.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Зарождение многопартийности в России и ее особенности.

2. Прогрессивный блок и его программа.

3. Распутинщина и обострение общенационального кризиса в 1915-1916 гг.

4. Причины первого и второго политических кризисов Временного правительства.

5. Что такое двоевластие и почему оно возникло?

6. Почему все кабинеты правительства, возникшего после Фев­раля 1917 г. назывались "Временными"? Почему в октябре 1917 г. победили большевики?

Семинар № 1

Цель занятия: глубоко изучить социально-экономические и политические процессы начала XX в., альтернативы общественного развития российского государства, линию поведения основных политических партий.

Основные вопросы семинара

1. Царизм и черносотенно-монархические партии и организации в начале XX в.

2. Партии кадетов и октябристов. Буржуазно-реформистская альтер­натива.

3. Социалистические партии в начале XX в. Прог­раммы РСДРП и социалистов-революционеров.

Тематика ов

1. Ленин В.И. и Троцкий Л.Д. в первой Российской революции.

2. А.И. Гучков и партия октябристов.

3. П.Н. Милюков - ученый и политик.

4. Черносотенцы. Кто они?

5. Большевики и меньшевики: две тактики в революции.

6. Кадеты и Государственная Дума.

7. Особенности становления многопартийности в России.

8. Русский либерализм и революция.

9. Итоги первой мировой войны и влияние их на ход исторических процессов ХХ века.

10.Г. Распутин и распутинщина.

11.Военно-промышленные комитеты в первой мировой войне.

12.Аграрная программа П.А. Столыпина и отношение к ней политичес­ких партий.

13.Николай II - последний Российский император.

14.Альтернативы развития России после Февраля.

15.Межпартийная борьба в период от Февраля к Октябрю.

16.Временное правительство. Люди и судьбы.

17.Октябрьская революция и судьбы демократии в России.

Литература

1. Аврех А.Я. Столыпин П.А. и судьба реформ в России. - М., 1991.

2. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 Т. - М., 1990.

3. Верт Никола. История Светского государства. 1900-1991. - М., 1992.

4. Городницкий Р.А. Боевая организация партии социал-революционеров в 1901-1917 гг. - М., 1998.

5. Данилов А.А. и др. История России: В 2-х т. - М., 1995.

6. Деникин А.И. Очерки русской смуты. - М., 1991.

7. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой вой­ны и февральской революции. - М., 1988.

8. Исторический опыт трех российских революций. - Кн.1. Гене­ральная репетиция Великого Октября. - М., 1985.

9. История первой мировой войны: В 2-х т. - М., 1975.

10.История Российского государства. / Под ред. Ш.М. Мунчаева: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000.

11.Карр Э. История Советской России. - M., 1990.- Кн. 1.

12.Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. - М., 1993.

13.Костин В.И. Политическая история Отечества. Курс лекций в 2-х частях. Ч. 1 (Вторая половина XIX в. - февраль 1917г.). - Н. Новгород, 1994.

14.Литвин А.Л., Овруцкий Л.М. Левые эсеры: программа и так­тика (некоторые вопросы). - Казань, 1992.

15.Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идеология. 1917-1922 гг. - М., 1997.

16.Леонов С.В. Партийная система России (конец XIX в. - 1917 г.) // Вопросы истории. - 1999. - № 11-12.

17.Наше Отечество. Опыт политической истории. Ч.1.- М., 1991.

18.Первая мировая война: пролог XX века. - М.,1998.

19.Троцкий Л.Д. Уроки Октября. - Л., 1991.

20.Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории. – М., 2002.

21.Урилов И.Х. Из истории раскола РСДРП. // Отечественная история. – 2003. - № 4.

Тема 5.

Особенности всеобщей и отечественной истории в период между двумя мировыми войнами ХХ в. Мировая война 1939 - 1945 гг.

Программное содержание

Гражданская война. Строительство Красной Армии. Кризис в правящей партии к окончанию гражданской войны и провал методов "прямого строитель­ства социализма".

Формирование демократических и тоталитарных обществ в 20-30 годы ХХ века. Советский вариант попытки сбалансирования капиталистической и социалистической тенденций в развитии индустриальной цивилизации. Переход к новой экономической политике. Сталин И.В. - Генеральный секретарь ЦК ВКП(б). Механизмы и принципы сталинской кадровой по­литики. Образование СССР.

Смерть В.И. Ленина и борьба за его идейно-теоретическое нас­ледие. Идейно-поли­тический кризис в партии и обществе в 20-е годы. Разгром политической оппозиции в партии и начало складывания единовластия Сталина. Первые политические процессы и попытки сопротивления сталинизму. Создание экономики тоталитарного общества. Итоги ускоренной индустриализации и сталинской коллективизации. Культ личности Сталина. Его сущность и выражение.

Проблемы коллективной безопасности в Европе. Усиление агрес­сивности Германии. Мюнхенский сговор. Провал переговоров СССР с Англией и Францией. Советско-германские договоры. Разграничение сфер влияния СССР и Германии. "Зимняя война" с Финляндией и ее уроки.

Вторая мировая война. Цели и планы воюющих сторон. Нападение фашистской Германии на СССР. Отечественный характер войны советс­кого народа в 1941-1945 гг. Причина поражений Красной Армии в 1941-1942 гг. Превращение страны в единый военный лагерь. Патриотизм и героизм народов СССР в защите Отечества.

Антигитлеровская коалиция. Ее роль в разгроме фашистской Германии. Второй фронт.

Безоговорочная капитуляция Германии. Потсдамская конферен­ция. Раздел Германии. Разгром Японии. Цена победы советского народа. Геополитические итоги Второй мировой войны.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Учредительное собрание и его разгон.

2. "Мятеж" левых эсеров.

3. "Белое движение" и его программа.

4. Первые политические процессы. Разгул репрессий и беззако­ния.

5. ГУЛАГ и его роль в формировании экономики тоталитарного режима.

6. Сопротивление сталинизму. М.Н. Рютин, Ф.Ф. Раскольников.

7. Советско-германские договоры 1939 года и их последствия.

8. Советско-германский фронт - основной театр военных дейс­твий в годы Второй мировой войны.

9. Цена победы советского народа. Геополитические итоги Второй мировой войны.

Литература

1. Боффа Д. История Советского Союза в 2 т. - Т. 1. От рево­люции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. - М., 1994.

2. Бим-Бад Б.М. Сталин: Исследование жизненного стиля. - М., 2002.

3. Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М., 1988.

4. Горьковчане в Великой Отечественной войне. Словарь-спра­вочник. - Горький, 1990.

5. Желев Ж. Фашизм. - М., 1992.

6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. - М., 1970.

7. Забвению не подлежит. О репрессиях 30-х - начала 50-х го­дов в Нижегородской области. - Кн. 1.- Н. Новгород, 1993.

8. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов. - М., 2000.

9. Иного не дано. - М., 1988.

10.Историки спорят (тринадцать бесед). - М., 1988.

11.История и сталинизм. - М., 1991.

12.Костин В.И. Политическая история Отечества. Курс лек­ций. - Ч. 2. (февраль 1917-1921). - Н. Новгород, 1994.

13.Михайлова Н.В. Познание истории: Ключ к прошлому, настоящему, будущему: Учебное пособие для студентов, обучающихся по юридическим специальностям. - М., 1999.

14.Наше Отечество: Опыт политической истории. - Т.1, 2.- М., 1991.

15.Новейшая история Отечества. ХХ век: Учебник для студентов вузов: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 1998.

16.Осмыслить культ Сталина. - М., 1989.

17.Очерки истории ХХ века. / Под рук. Н.В. Михайловой: Ч. 1 - 2. - М., 1991.

18.Рютин М. На колени не встану. - М., 1992.

19.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - М., 1994.

20.Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939: документы и материалы. В 5 т./ Под ред. В.Данилова, Р. Маннинг, Л. Виолы. - М., 2000-2001.

21.Троцкий Л.Д. Моя жизнь. - М., 1990.

22.Урок дает история. - М., 1989.

23.Шишкин В.А. Власть, политика, экономика. Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.) - СПб., 1997.

Тема 6.

Поиск путей разрешения глобальных проблем

в мире и стране в 50-80-е годы XX в.

Программное содержание

Послевоенное устройство мира. Начало образования двух миро­вых систем и их открытая конфронтация.

Советское общество в послевоенный период. Борьба двух тен­денций социально-экономического развития. Итоги, трудности и про­тиворечия восстановления.

Кризис тоталитарной системы. Репрессии 40-50-х гг. Усиление диктата в области науки и культуры. ГУЛАГ в послевоенные годы.

Смерть Сталина и борьба за лидерство в высшем эшелоне влас­ти. "Дело" Берия. Либерализация политического режима.

Реорганизация органов внутренних дел, госбезопасности. Ук­репление законности и правоохранительной системы. Реабилитация жертв массовых репрессий 30-50-х гг.

ХХ съезд КПСС. Десталинизация и первые кризисные явления в лагере социализма, в мировом коммунистическом движении. Берлин - 1953. Будапешт - 1956.

Борьба за власть в Кремле. Попытки ревизии курса ХХ съезда КПСС. Поражение "антипартийной группы" Молотова, Маленкова, Кага­новича.

Разработка и принятие третьей программы КПСС. Коммунистичес­кие иллюзии и прожектерство. Несбалансированное развитие экономи­ки в начале 60-х годов.

Развитие отношений с Западом. Инициативы СССР в области ра­зоружения. Берлинская стена. Карибский кризис.

От попыток реформ к стагнации командно-административной сис­темы. Л.И. Брежнев. Утверждение консервативного курса. Нарастание неосталинистских тенденций в общественной жизни. Концепция "раз­витого социализма".

Диссиденство - либерально-демократический вызов режиму. Борьба с инакомыслием.

Противоречивость и зигзаги внешней политики СССР. Хельсинс­кий процесс. Резкое обострение международной напряженности в на­чале 80-х гг. Усиление гонки вооружений.

Ю. Андропов: начало отрезвления. К. Черненко: ставленник и символ партийной геронтократии. Агония системы. Осознание необхо­димости коренных преобразований.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Холодная война и противостояние двух систем.

2. Поиск путей социального и экономического развития советского общества после смерти Сталина И.В.

3. Инакомыслие в советском обществе в 60-80-х годах.

4. Складывание механизма торможения и стагнации экономики СССР. Необходимость радикальной перестройки.

Литература

1. Аджубей А. Те десять лет. - М., 1990.

2. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельст­во современника. - М., 1991.

3. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период. - М., 1993.

4. Берия: конец карьеры. - М., 1991.

5. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них... - М., 1990.

6. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В 2-х книгах. - М., 1998.

7. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. - М., 1990.

8. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. - М., 1993.

9. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. - М., 1991.

10.Кара-Мурза С. Советская цивилизация: Кн.2. - М., 2001.

11.Л.И. Брежнев: Материалы к биографии. - М., 1991.

12.Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежне­ва.- М., 1991. - Кн. 1.

13.Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Политическая биография Ю.В. Андро­пова. - М., 1993.

14.На пороге кризиса. Нарастание застойных явлений в пар­тии и обществе.- М., 1990.

15.Осмыслить культ Сталина. - М., 1989.

16.Опенкин Л.А. Оттепель: как это было (1953-1955 гг.). - М., 1991.

17.От оттепели до застоя. - М., 1990.

18.Погружение в трясину: анатомия застоя. - М., 1991.

19.Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: В 2-х т. - М., 1996.

20.Пыжиков А., Данилов А. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 гг. - М., 2002.

21. Реабилитация: Политические процессы 30-50-х годов. - М., 1991.

22.Свет и тени "великого десятилетия": Н.С. Хрущев и его время. - Л., 1989.

23.Соловьев В., Клепикова Е.А. Заговорщики в Кремле. - М., 1991.

24.Хрущев С.Н. Пенсионер союзного значения. - М., 1991.

Тема 7.

Мировое сообщество и наше Отечество в конце ХХ – начале XXI вв.

Программное содержание

Перестройка. Необходимость радикальных перемен в социальной, экономической и политической сферах.

Начало формирования двух подходов к проблеме экономических и политических реформ. Расширение гласности. Политический плюрализм.

Резкое ухудшение социально-экономической ситуации в стране на рубеже 1989-1991 гг. Августовский путч 1991 г. и причины его провала.

Крушение тоталитарной системы власти в Советском Союзе. Рас­пад СССР. Создание СНГ. Образование государства России - Российс­кой Федерации. Подписание Федеративного договора.

Экономическая реформа: трудности и перспективы ее осущест­вления. Обострение социальных и политических проблем в стране. Межнациональные противоречия в России и пути их преодоления.

Геополитические изменения на мировой арене. Внешняя полити­ка. Установление равноправных партнерских отношений со странами "ближнего" и "дальнего" зарубежья.

Крах иллюзий "шоковой терапии". 1993 г. - обострение полити­ческой ситуации в стране и его итог - события 21 сентября - 4 ок­тября в Москве.

Корректировка курса рыночных реформ в 1993-1996 гг. Переход­ная экономика. Президентские выборы (июнь-июль 1996 г.). Внутренняя и внешняя политика конца 90-х гг. Президентские выборы 2000, 2004, 2008 гг.: продолжение курса реформ. Мир в начале третьего тысячелетия: тревоги и надежды. Современная цивилизация и “выбор” России.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. От попыток модернизации страны к смене модели общественного развития.

2. Проблемы становления многопартийности.

3. Распад СССР и образование СНГ: причины и последствия.

4. Межнациональные противоречия в России и пути их преодоления.

5. Геополитические изменения и внешняя полити­ка России в начале XXI в.

Семинар № 2

Цель занятия : изучить социально-экономические и политические процессы в России конца XX - начала XXI в., рассмотреть результаты попыток реформирования страны, определить возможные пути выхода из кризиса.

Основные вопросы семинара

1. Перестройка в СССР по Горбачеву: за и против.

2. Экономические реформы 90-х гг. XX в.: цели, особенности проведения, итоги.

3. Эволюция политической системы российского общества в 1991-2008 гг.

4. Перспективы развития мирового сообщества в начале XXI века.

Тематика ов

1. Чеченская трагедия. Кто виноват?

2. Политический кризис в Российской федерации: 1991-1993 гг. и его итоги.

3. Формирование многопартийной системы в условиях перестройки: обретения и потери.

4. Августовский путч (1991 г.): причины, следствия, оценки.

5. Политические партии и общественные движения современной России.

6. Политические портреты: М. Горбачев, Б. Ельцин, В. Путин, Д. Медведев (по выбору).

7. Законодательная ветвь власти в действии. К истории создания и функционирования Государственной Думы РФ.

8. Успехи и неудачи российской дипломатии в постперестроечный пе­риод.

9. Россия в мировой системе координат. Перспективы и прогнозы развития.

10.Менталитет российского общества.

11.СНГ - настоящее и будущее.

Литература

1. Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. - М., 1992.

2. Белоусова Г.А., Лебедев В.А. Партократия и путч. - М., 1992.

3. Болдин В.И. Крушение пьедестала: Штрихи к портрету М.С. Горбачева. - М., 1995.

4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 кн. - М., 1995.

5. Грачев А. Кремлевская хроника. - М., 1994.

6. Данлоп Д. Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта. - М., 2001.

7. Ельцин Б.Н. Записки президента. - М., 1994.

8. История современной России. 1985-1994. - М., 1995.

9. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. - 2003. - № 4,5.

10. Наше Отечество. Опыт политической истории. - М., 1991. - Т.2.

11. Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? - М., 1992.

12. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г.: хроника событий и комментарий историка.// Отечественная история. - 2002. - № 4,5.

13. Россия сегодня: Политический портрет в документах. 1985-1991. - М., 1991.

14. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. - М., 1994.

15. Согрин В. Взлет и крушение российских утопий. // Общест­венные науки и современность. - 1995.- № 3.

16. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. - М., 1991.

17. Соловьев В., Клепикова Е. Борис Ельцин. - М., 1992.

V . ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ,

ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН ПО КУРСУ

“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

для промежуточной аттестации слушателей ФЗО 1 Б курса

1. Предмет учебной дисциплины «Отечественная история» и ее место в системе гуманитарного знания.

2. Методы исторического исследования. Особенности исторического знания.

3. Формационный подход к пониманию истории: сущность, проблемы применимости при осмыслении истории России.

4. Сущность и значение цивилизационного подхода к изучению истории.

5. Источники по истории России: классификация, значение.

6. Историография курса «Отечественная история». Выдающиеся ис­торики России.

7. Особенности цивилизационного развития России.

8. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

9. Возникновение Древнерусского государства. Норманская и анти­норманская теории происхождения государства.

10. Киевская Русь во времена княжения первых рюриковичей. Ее об­щественный и политический строй.

11. Взаимоотношения Киевской Руси с другими государствами и наро­дами.

12. Принятие христианства на Руси: предпосылки, проблема «выбора веры», характер христианизации, значение.

13. Феодальная раздробленность и ее место в истории Российского государства.

14. Русь в составе Золотой Орды: проблемы взаимовлияния.

15. Борьба русского народа против татаро-монгольских и немецко-шведских завоевателей в ХIII столетии.

16. Социально-экономическое развитие и политический строй русско­го общества в ХIV-ХV вв.

17. Основные процессы в истории России в ХIV-ХV веках: борьба за объединение и независимость. Усиление Московского княжества.

18. Завершение политического объединения русских земель вокруг Москвы. Государь всея Руси Иван III.

19. Иван IV – первый царь на Руси. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного до введения опричнины.

20. Опричнина. Социальные и политические последствия опричнины.

21. Смутное время Российского государства. Предпосылки, причины, последствия.

22. Первые Романовы. Социально-политическое и экономическое раз­витие России в ХVII веке.

23. Крепостное право. Основные этапы становления крепостничества.

24. Роль и место России в ряду европейских государств в конце ХVII века. Предпосылки петровских преобразований.

25. Петр I. Начало процессов модернизации и европеизации России.

26. Россия во второй четверти XVIII в. Социально-экономическое развитие и политический строй.

27. Дворянская империя во второй половине XVIII в. Екатерина II и ее реформы.

28. Социально-экономическое развитие России в ХVIII веке.

29. Павел I. Разработка проектов преобразований: трудности и противоречия их реализации.

30. Государственные преобразования Александра I. Реформаторская де­ятельность М.М. Сперанского.

31. Движение декабристов. Тайные общества. Их цели и задачи.

32. Политическая программа декабристов как путь радикальной мо­дернизации страны. Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

33. Николай I: политика, достижения, провалы. "Теория официальной народности".

34. Основные тенденции в общественно-политическом движении России 30-40-х гг. Западники и славянофилы.

35. Народничество 60-90-х годов XIX в. и его идеологи.

36. Общественно-политические движения 80-90-х гг. XIX в. Распространение марксизма в России.

37. Аграрная реформа 60-70-х гг. XIX в. Противоречия отмены крепостного права в России.

38. Российские реформы 60-70-х гг. XIX века в общественно-политичес­кой сфере.

39. Основные направления внешней политики России в ХIХ веке.

40. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.

41. Роль ХХ столетия в мировой истории (глобализация общественных процессов, проблема экономической модернизации, революции и реформы, интернационализм и сепаратизм, демократия, авторитаризм и тоталитаризм).

42. Образование РСДРП и партии социалистов-революционеров. Их программы.

43. Революция 1905-7 гг.: причины, характер, основные этапы, итоги.

44. Царизм и черносотенно-монархические партии и организации в революции 1905-7 гг.

45. Буржуазно-реформистская концепция общественного развития. Об­разование либеральных партий: программа, тактика.

46. Революционно-социалистические партии в первой российской ре­волюции.

47. П.А. Столыпин и его реформаторская деятельность. Отношения по­литических партий к столыпинским реформам.

48. Внешняя политика России в конце ХIХ – начале ХХ века.

49. «Серебряный век русской культуры» (Основные достижения отечественной культуры конца ХIХ – начала ХХ века).

50. Россия в условиях Первой мировой войны. Назревание общенационального кризиса.

51. Февральская революция 1917 г. Образование Временного прави­тельства, его программа.

52. Альтернативы развития России после свержения монархии.

53. Политическое развитие России от февраля к октябрю 1917 года.

54. Большевики у власти. Формирование однопартийной «диктатуры пролетариата» (октябрь 1917 – июль 1918 г.).

55. Идеология и практика «военного коммунизма».

56. Гражданская война и интервенция в России, их результаты и последствия.

57. Новая экономическая политика: концепция, реализация, результаты, причины свертывания НЭПа.

58. Форсирование социально-экономических процессов. Итоги уско­ренной индустриализации.

59. Коллективизация и судьба крестьянства.

60. Борьба за власть в рядах коммунистической партии. Причины усиления личной власти Сталина.

61. Складывание тоталитарного режима в СССР: механизм, результаты, значение для страны и мировой политики.

62. Вешняя политика Советской России и СССР в 20-е – 30-е годы.

63. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 30-х годов. Мюн­хенские соглашения, советско-германские договоры и их последствия.

64. Вторая мировая война: этапы, характер. Геополитические итоги Второй мировой войны.

65. Начало Великой Отечественной войны. Причины поражений Крас­ной Армии в 1941-1942 гг.

66. Антигитлеровская коалиция: складывание, деятельность, роль в разгроме стран-агрессоров.

67. Проблема «коренного перелома» в Великой Отечественной и второй мировой войне.

68. Крупнейшие сражения на советско-германском фронте в оценке историков, очевидцев, политиков.

69. Завершение Второй мировой войны. Цена победы советского народа. Изменения границ СССР после второй мировой войны.

70. «Холодная война»: понятие, характер, основные события, последствия.

71. Проблемы социально-экономического и политического развития СССР в первые послевоенные годы. Апогей сталинизма.

72. Борьба за власть в политическом руководстве СССР после смерти И.В. Сталина: механизм, основные этапы, причины победы Н.С. Хрущева.

73. Политическая «оттепель» Н.С. Хрущева и попытки реформирования советского общества.

74. Советское общество в середине 60-х – начале 80-х гг.: нарастание кон­сервативных тенденций в политическом и хозяйственном руко­водстве.

75. СССР в годы перестройки (1985 – 1991 гг): концепция, основные этапы, противоречия и последствия.

76. Советская культура и общественная жизнь: достижения, противоречия. Феномен советского человека. Диссидентство.

77. Провал попыток модернизации Союза ССР. Распад СССР и возникновение СНГ.

78. Политическое развитие России 1991 – 2010 гг.

79. Основные направления социально-экономического развития РФ.

80. Внешнеполитические приоритеты РФ в современных условиях.

VI. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

1. Проблемы становления древнерусского государства.

2. Сравнительно-исторический анализ политики первых русских князей.

3. Введение христианства на Руси и его влияние на ее историю.

4. Отношения Киевской Руси с другими народами и государствами.

5. Феодальная раздробленность русской земли: вред или благо.

6. Татаро-монгольское иго как историческая проблема.

7. Этапы формирования единого российского централизованного государства.

8. Иван Грозный, Петр I, Сталин – великие диктаторы России.

9. История взаимоотношений светской власти и церкви в России.

10. Альтернативы Ивана Грозного: «Избранная рада» и опричнина.

11. Смута и самозванцы в России XVII в.: уроки истории.

12. Политическое реформирование России при первых Романовых.

13. Этапы становления крепостничества на Руси.

14. Земские соборы Русского государства XVI-XVII вв.

15. Смута и Нижегородское ополчение 1612 г.

16. Величайшие достижения русской средневековой культуры.

17. Противоречивость оценки личности Петра I в исторической литературе.

18. Модернизация XVIII в. в России: достижения и просчеты.

19. Формирование социальной базы российского дворянства в XVIII в.

20. Россия в войнах XVIII в.

21. Екатерина II и французские просветители: история взаимоотношений.

22. Павел I: противоречивость личности и политики.

23. От Александра I к Александру II – усиление реформистской тенденции.

24. Отечественная война 1812 г. и зарождение декабристского движения.

25. Декабристы: национальные герои или государственные преступники.

26. Крымская война 1853-1856 гг. как проявление кризиса крепостнической России.

27. Отмена крепостного права в России: подготовка, проведение, значение.

28. Внешняя политика России второй половины XIX в.

29. Русско-японская война 1904-1905 гг.

30. П.А.Столыпин: возможные причины гибели.

31. Ленин В.И. и Троцкий Л.Д. в первой российской революции.

32. Партия эсеров: программа и тактика.

33. Монархические партии и организации в 1905-1907 гг.

34. А.И. Гучков и партия октябристов.

35. П.Н. Милюков – ученый и политик.

36. Черносотенцы. Кто они?

37. Большевики и меньшевики: две тактики в революции.

38. Кадеты и Государственная Дума.

39. Особенности становления многопартийности в России.

40. Русский либерализм и революция.

41. Первая мировая война – «неизвестная война».

42. Итоги первой мировой войны и влияние их на ход исторических процессов XX века.

43. Распутинщина в России – случайность или закономерность?

44. Буржуазные партии и царизм: от поддержки к противостоянию.

45. Лидеры социалистических партий России о войне, мире и революции.

46. П.П. Рябушинский и «Прогрессивный блок».

47. Военно-промышленные комитеты в первой мировой войне.

48. Маргинализация России в годы первой мировой войны.

49. Николай II: причины политического краха.

50. Эпоха революций в России 1905-1917 гг.

51. Красный и белый террор в России (1917-начало 20-х годов).

52. Советский тоталитаризм: исторические уроки.

53. Советско-финляндская война 1939-1940 гг.

54. Великая Отечественная война советского народа (1941-1945 гг.).

55. Н.С.Хрущев: политический портрет.

56. Правозащитное движение в СССР (60-80-е гг. XX в.).

57. Реформы М.Горбачева (1985-1991 гг.) и их результаты.

58. Россия и Чечня: история взаимоотношений.

59. Возрождение многопартийности в России (конец 80-х – начало 90-х годов XX века).

60. Глобальные проблемы современности и Россия.

Составители:

кандидат философских наук, доцент Ивашевский С.Л.

кандидат исторических наук, доцент Ханин С.В.

Подписано в печать « » _________2008 г. Печать ратопринтная.

Формат 60х901/16. Усл.печ.л. Тираж 50 Заказ_______

Участок оперативной полиграфии

Нижегородской академии МВД России

Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  756  757  758   ..