1
С.И. КОЗЛЕНКО
Методические рекомендации к учебникам
А.Н. Сахарова и В.И. Буганова
«История России с древнейших времен до конца XVII века»
и
В.И. Буганова и П.П. Зырянова
«История России. Конец
XVII
—
XIX
век »
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10 класса при организации изучения предмета
на профильном уровне
Москва
«Просвещение»
2004
2
Пояснительная записка
Данное тематическое планирование предназначено для курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.», предназначенного для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих пред-мет во втором концентре исторического образования в средней школе в про-фильных классах.
Курс обеспечен:
• программой «История Отечества с древнейших времён до 1917 г.» (Авторы: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, С.И. Козленко) – М.: Просвеще-ние, 1997, допущенной для использования Министерством образования Рос-сийской Федерации;
• учебником Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших вре-мен до конца XVII века» – М.: Просвещение, 2003;
• учебником Буганов В.И., Зырянов П.Н. «История России. Конец XVII—XIX век» – М.: Просвещение, 2003.
Оба учебника получили гриф «Рекомендовано Министерством образова-ния Российской Федерации».
Учебники вышли в 2003 г. девятым изданием (восьмое издание было пе-реработано и дополнено).
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы.
• способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нрав-ственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
• углубить и развить знания учащихся по истории России, получен-ные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе в направлении развития проблемности содержания курса, расширения поня-тийного аппарата, углубления понимания причинно-следственных связей, рас-крытия многомерности исторического процесса;
3
• помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компе- тенций.
Концептуально и методологически курс опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в т.ч. и на сравнительно новые оценки истории России изучаемого периода.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в т.ч. концепции модернизации образования. Курс полностью со-ответствует действующему обязательному минимуму содержания
историче-ского образования в старшей школе и в своей основе удовлетворяет требования стандарта полного среднего образования
по истории;
• расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний уча-щихся по истории России, полученных в основной школе;
• рассмотрение истории России как многофакторного процесса;
• акцент на подход социальной антропологии, предусматривающей выдвижение на первый план рассмотрение человека как субъекта истории, ис-тории повседневности;
• усиление внимания к социально-психологическим аспектам исто-рического бытия, в т.ч. и в обращении к изучению персоналий;
• изучение истории Отечества как истории многонационального го-сударства;
• структурирование заданий к учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
Наполнение регионального компонента, который целесообразен в объеме не менее 10% от общего времени, отводимого на курс, решается методистам и педагогами в каждом конкретном случае самостоятельно, что обеспечивается и свободой планирования изучения истории в рамках данного курса.
4
Среди форм и методов организации учебного процесса целесообразно ис-пользовать не только традиционные уроки, но и сравнительно инновационные: школьные лекции, семинары, практикумы.
В предлагаемых учебниках содержатся документы, которые позволяют организовать уроки с опорой на работу учащихся с источниками. Но для прове-дения полноценных школьных семинарских занятий рекомендуется дополни-тельно использовать хрестоматии для учащихся:
История
России с древнейших времен до конца XVII в.: Хрестоматия/Авторы-составители Л.Е. Морозова, Е.В. Пчелов. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вер-бум-М, 2003.
История
России. XVIII-XIX вв.: Хрестоматия/Авторы-составители Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я.. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003. Хрестоматия
по истории России. В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до
XVII века /Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Ме- ждународные отношения, 1994.
Хрестоматия
по истории России. В 4-х тт. – Т. 2. В 2 кн. Кн. I. XVII – начало
XVIII века /Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995.
Хрестоматия
по истории России. В 4-х тт. – Т. 2. В 2 кн. Кн. II. Вторая чет-верть – конец XVIII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС, 1997.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С
ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА»
№
|
Название разделов, тем уроков,
|
Рекомендации по проведению
|
урока
1-2
|
планы уроков
|
урока. Материал учебника
|
Вводные уроки
|
Вариант 1.
Первый урок – лекция
|
1. Краткая характеристика курса.
|
учителя с элементами беседы.
|
Ознакомление со структурой
|
Второй урок – обсуждение изу-
|
учебника, правилами работы с
|
ченных вопросов.
|
ним.
|
Вариант 2.
Работа учащихся с
|
5
|
2. Цели и значение изучения ис-
|
учебником и обсуждение изучен-
|
тории.
|
ного.
|
3. Географическое положение
|
Характеристика особенностей
|
России и его влияние на исто-
|
развития России и факторов ее
|
рию страны. Геополитический
|
определивших.
|
фактор в истории Отечества.
|
Дискуссия о роли географическо-
|
4. Природа страны и ее влияние
|
го положения и природы России
|
на историю России.
|
на историю страны.
|
5. Влияние на историю России
|
Подготовка тезисов ответа на во-
|
многонационального состава
|
прос: «Сравнительная характери-
|
ее населения.
|
стика географического положения
|
6. Роль личности в истории Рос-
|
и природы России с географиче-
|
сии.
|
ским положением и природой
…(страна по выбору учащихся)».
Подготовка развернутого плана
ответа на вопрос: «Россия – евра-
зийская страна.
Дискуссия о роли личности в ис-
тории.
(Введение).
|
Глава
I.
Предыстория народов России. Начало Руси
|
3
|
Появление человека на террито-
|
Характеристика основных перио-
|
рии Восточной Европы
|
дов развития человека в его «пре-
|
1. Начало истории («предисто-
|
дистории».
|
рия»).
|
Дискуссия о понятии «человек».
|
2. Влияние оледенения на разви-
|
Выявление факторов, определяв-
|
тие человека.
|
ших развитие человека и общест-
|
3. Люди эпохи палеолита.
|
ва в период «предистории».
|
4. Послеледниковый период.
|
Подготовка развернутого плана
|
5. Неолитическая революция.
|
ответа на вопрос: «Роль неолити-
|
6
ческой революции в развитии че-ловека».
Сравнительная характеристика матриархата и патриархата.
|
4
|
(§!).
|
Формирование народов
|
Лекция учителя с элементами бе-
|
1. Появление неравенства.
|
седы с учащимися и работой их с
|
2. Складывание народов.
|
картой.
|
3. Индоевропейцы.
|
Подготовка развернутого плана
|
4. Расселение европейцев.
|
ответа на вопрос: «Индоевропей-
|
5. Место предков славян среди
|
цы: прародина, расселение на
|
индоевропейцев.
|
просторах Евразии».
|
6. Греческие колонии и скифы.
|
Подготовка тезисов ответа по те-
|
7. Великое переселение народов
|
ме: «Место предков славян среди
|
и Восточная Европа.
|
индоевропейцев».
|
5
|
(§2-3).
|
Славяне в V-VII вв. Религия древ-
|
Работа с картой и документами к
|
них славян
|
параграфу.
|
1. Первое восточнославянское
|
Характеристика перемен в жизни
|
государство.
|
славян в VI-VII вв.
|
2. Славянский вождь Кий. Сла-
|
Определение связи религиозных
|
вяне на берегах реки Волхов.
|
верований славян и их занятий и
|
3. Борьба с аварами и печенега-
|
общественной жизни.
|
ми.
|
Подготовка тезисов ответа на во-
|
4. Религия восточных славян.
|
прос о сохранении элементов ве-
|
Языческие праздники и обря-
|
рований древних славян в совре-
|
ды.
|
менной жизни (суеверия, обычаи, традиции).
|
6
|
(§4).
|
Предпосылки образования Древ-
|
Работа с картой.
|
7
|
нерусского государства
|
Характеристика хозяйства и соци-
|
1. Восточнославянские племена в
|
альных отношений восточных
|
VIII-IX вв.
|
славян VIII-IX вв.
|
2. Развитие хозяйства.
|
Обсуждение вопроса о роли осо-
|
3. Развитие городов и торговли.
|
бенностей географического поло-
|
4. Зарождение признаков госу-
|
жения территории племенных
|
дарственности.
|
союзов на темпы развития их хо-
|
5. Усложнение структуры обще-
|
зяйства и уровня общественных
|
ства.
|
отношений.
Подготовка схемы «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.».
|
7
|
(§5).
|
Появление государства у восточ-
|
Работа с картой и документами к
|
ных славян
|
параграфу.
|
1. Государство Русь на Днепре.
|
Определение фактов, доказываю-
|
2. Варяги.
|
щих появления государства у вос-
|
3. Дискуссия о происхождении
|
точных славян в изучаемый пери-
|
слова «Русь».
|
од.
|
4. Приход Рюрика в Новгород.
|
Сравнительная характеристика
|
5. Создание единого государства
|
географического положения и
|
Русь, его развитие в X в.
|
природных условий Киева и Нов-города, определение их влияния на особенности развития этих го-сударственных центров.
|
8
|
(§6).
|
Русь в правление Игоря, Ольги и
|
Работа с документами к парагра-
|
Святослава
|
фу и картой.
|
1. Княжение Игоря. Полюдье и
|
Характеристика реформы взима-
|
гибель князя.
|
ния дани.
|
8
|
2. Правление княгини Ольги.
|
Сравнительная характеристика
|
Крещение Ольги.
|
Игоря, Ольги и Святослава как
|
3. Правление Святослава. Воен-
|
правителей Древней Руси.
|
9
|
ные походы князя.
|
(§7).
|
Русь во времена Владимира Свя-
|
Сравнительная характеристика
|
тославича
|
личности и правления Святослава
|
1. Первая усобица на Руси.
|
и Владимира.
|
2. Начало правления Владимира.
|
Работа с документом к параграфу.
|
3. Создание оборонительной сис-
|
Подготовка развернутого плана
|
темы на юге.
|
ответа на вопрос: «Русь в годы
|
4. Крещение Руси в годы правле-
|
правления Владимира Святосла-
|
ния Владимира.
|
вича».
Дискуссия причинах и значении религиозных реформ Владимира. Подготовка тезисов ответа на во-прос о значении принятия христи-анства на Руси.
|
10
|
(§8).
|
Урок повторения и обобщения по
|
Вариант 1. Урок проверки знаний
|
теме «Русь в IX-X вв.»
|
по тестовым заданиям.
|
1. Географическое положение и
|
Вариант 2. Защита ов по
|
природа территории расселе-
|
изученной теме.
|
ния восточных славян, их
|
Вариант 3. Обсуждение вопросов,
|
влияние на занятия и социаль-
|
вынесенных для повторения темы
|
ную жизнь славянских племен.
2. Формирование государствен- ности восточных славян.
3. Язычество и христианство у восточных славян в Древней Руси: сравнительный анализ.
|
на с.122 учебника.
|
9
|
Глава II. Русь в
XI-XII
вв.
|
11
|
Правление Ярослава Мудрого
|
Сравнительная характеристика
|
1. Вторая усобица на Руси.
|
причин, сущности и результатов
|
2. Борьба Ярослава Мудрого за
|
первой и второй усобиц на Руси.
|
власть.
|
Сравнение личности и деятельно-
|
3. Ярослав Мудрый во главе Ру-
|
сти князей Владимира Святосла-
|
си.
|
вича и Ярослава Мудрого.
|
4. Внешняя политика Ярослава
|
Подготовка тезисов ответа на во-
|
Мудрого.
|
прос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава».
|
12-13
|
(§9).
|
Русское общество в XI в.
|
Сравнительная характеристика
|
1. Государственное управление.
|
управления Руси в IX и в X в.
|
2. Возникновение феодальной
|
Подготовка развернутого плана
|
собственности.
|
ответа о развитии феодальной
|
3. Феодально-зависимое населе-
|
системы на Руси в изучаемый пе-
|
ние.
|
риод.
|
4. Русское общество:
|
Характеристика русского общест-
|
а) города, торговля;
|
ва в XI в.
|
б) армия;
|
Работа с отрывками из Русской
|
в) церковь; монастыри.
|
Правды по вопросам, данным в
|
5. Общественные потрясения.
|
параграфе.
|
14
|
6. Русская Правда Ярославичей.
|
(§10-11).
|
Время новых усобиц
|
Характеристика усобиц второй
|
1. Междоусобица сыновей и вну-
|
половины XI в.
|
ков Ярослава Мудрого.
|
Обсуждение вопроса о влиянии
|
2. Борьба с половцами и усобица
|
половцев на жизнь Руси.
|
князей.
|
Дискуссия о характере и значении
|
3. Любечский съезд.
|
Любечского съезда в истории Ру-си.
|
10
|
15
|
(§12).
|
Владимир Мономах – великий ки-
|
Сравнительная характеристика
|
евский князь
|
личности и правления Владимира
|
1. Объединенный поход русских
|
Мономаха, Владимира Станисла-
|
войск под руководством Вла-
|
вича и Ярослава Мудрого.
|
димира Мономаха против по-
|
Подготовка тезисов ответа на во-
|
ловцев.
|
прос: «Устав Владимира Вселодо-
|
2. Восстание 1113 г. в Киеве.
|
вича как дальнейшее развитие
|
3. Правление Владимира Моно-
|
Русской Правды в новых истори-
|
маха.
|
ческих условиях».
|
4. Мстислав Великий. Начало но-
|
Работа с отрывком из «Поучения
|
вой усобицы.
|
Владимира Мономаха своим де-тям» по вопросам, данным в учебнике.
|
16-17
|
(§13).
|
Политическая раздробленность
|
Определение причин политиче-
|
Руси. Развитие основных русских
|
ской раздробленности Руси.
|
земель
|
Сравнительный анализ причин
|
1. Причины распада единого го-
|
политической раздробленности
|
сударства.
|
Руси и стран Западной Европы.
|
2. Результат политического
|
Выявление следствий политиче-
|
дробления Руси.
|
ской раздробленности Руси, их
|
3. Киевское княжество.
|
влияния на развитие страны.
|
4. Чернигово-Северское княже-
|
Сравнение усобиц периода поли-
|
ство.
|
тической раздробленности и
|
5. Галицко-Волынское княжест-
|
предшествующего периода исто-
|
во.
|
рии Древней Руси.
|
6. Новгородская земля.
|
Работа с картой.
|
7. Северо-Восточная Русь в XII-
|
Раскрытие особенностей геогра-
|
начале XIII в.
|
фического положения, природных
|
11
|
условий, социальной структуры и системы управления в отдельных землях Руси. Оформление резуль-татов ответа в таблице, состав-ленной учащимися.
|
18-19
|
(§§14-16).
|
Культура Руси X-начала XIII в.
|
Вариант 1. Лекция учителя с эле-
|
1. Условия зарождения куль-
|
ментами беседы.
|
туры Руси.
|
Вариант 2. Заслушивание и обсу-
|
2. Письменность, грамотность,
|
ждение докладов учащихся. За-
|
школы.
|
ключение учителя по теме.
|
3. Летописи.
|
Вариант 3. Первый урок – лекция
|
4. Литература.
|
учителя.
|
5. Архитектура.
|
Второй урок – работа учащихся
|
6. Живопись, скульптура, му-
|
по группам по тексту учебника
|
зыка.
|
(выполнение групповых заданий)
|
7. Фольклор.
|
с последующим обсуждением
|
20
|
8. Быт народа.
|
итогов.
|
Урок повторения и обобщения по
|
Вариант 1. Защита творческих ра-
|
теме «Русь в XI-XII вв.»
|
бот учащихся по теме. Вариант 2. Обсуждение вопросов и задания итогового обобщения на с. 122 (выборочно).
|
Глава III. Русь в
XIII-XV
вв.
|
21
|
Начало монголо-татарского втор-
|
Сравнительный анализ процессов
|
жения на Русь
|
рождения Древнерусского и Мон-
|
1. Рождение Монгольской импе-
|
гольского государств.
|
рии.
|
Характеристика природных усло-
|
2. Чингисхан. Завоевания монго-
|
вий жизни монголов в период по-
|
12
лов.
|
явления у них государственности.
|
3. Трагедия на Калке.
|
Выявление причин побед монго-лов в период их завоевательных до прихода на Русь.
|
22
|
(§19).
|
Монголо-татарское нашествие на
|
Вариант 1. Лекция учителя с эле-
|
Русь. Вторжение крестоносцев.
|
ментами беседы.
|
Александр Невский
|
Вариант 2. Выполнение приве-
|
1. Монголо-татарское вторжение
|
денных ниже заданий.
|
на Русь.
|
Характеристика иноземных сил,
|
2. Натиск с северо-запада. Алек-
|
представлявших опасность для
|
сандр Невский.
|
Руси в XIII в.
|
3. Ордынское владычество на Ру-
|
Работа с картой.
|
си.
|
Определение причин поражения
|
4. Восстания на Руси.
|
русских княжеств в борьбе с мон-
|
5. Хозяйство Руси в XIV-XV вв.
|
голо-татарами.
|
6. Положение различных групп
|
Работа с документами к парагра-
|
общества.
|
фу.
Подготовка тезисов к рассказу о
полководческом таланте Алексан-
дра Невского.
Дискуссия: «Было ли на Руси
монголо-татарское иго?»
Подготовка развернутого плана
ответа на вопрос: «Подъем хозяй-
ства Руси в XIV-XV вв.
|
23
|
(§§20-21).
|
Москва – центр объединения рус-
|
Характеристика причин объеди-
|
ских земель. Дмитрий Донской
1. Княжества Северо-Восточной
|
нительного процесса русских зе-мель.
|
13
|
Руси.
|
Дискуссия о закономерности по-
|
2. Борьба за первенство.
|
беды Москвы в борьбе за лидер-
|
3. Иван Калита.
|
ство в объединительном процессе.
|
4. От Калиты до Дмитрия Дон-
|
Подготовка тезисов ответа на во-
|
ского.
|
прос: «Причины победы в Кули-
|
5. Начало открытой борьбы про-
|
ковской битве и ее значение в
|
тив Золотой Орды.
|
развитии Руси».
|
6. Куликовская битва.
|
Сравнительная характеристика
|
7. Митрополит Алексей и Сергей
|
личности Сергия Радонежского и
|
Радонежский.
|
митрополита Алексея.
|
24
|
(§22).
|
Образование единого государства
|
Работа с картой и документами
|
России. Иван III
|
параграфа.
|
1. Наследники Дмитрия Донско-
|
Выявление причин феодальной
|
го.
|
войны второй четверти XV в. Ха-
|
2. Феодальная война второй чет-
|
рактеристика ее результатов и их
|
верти XV в.
|
влияния на дальнейшей судьбы
|
3. Иван III. Объединение русских
|
страны.
|
земель вокруг Москвы.
|
Определение признаков централи-
|
4. Судебник 1497 г.
|
зованного государства на основе
|
5. Свержение ига Орды.
|
анализа развития России в XV в.
|
6. Войны с Литвой и Ливонским
|
Подготовка развернутого плана
|
орденом.
|
ответа на вопрос: «Образование
|
7. Начало складывания велико-
|
единого государства Россия в XV
|
русской народности. Русское
|
в.».
|
многонациональное государст-
|
Раскрытие связи содержания Су-
|
во.
|
дебника 1497 г. и характера обще-ственных отношений в россий-ском обществе изучаемого перио-да.
|
14
|
25
|
(§23).
|
Культура и быт XIV-XV вв.
|
Вариант 1. Защита творческих ра-
|
1. Фольклор.
|
бот учащихся.
|
2. Литература. Историческая
|
Вариант 2. Обсуждение следую-
|
мысль.
|
щих вопросов:
|
3. Зодчество, живопись.
|
• Связь развития культуры и бы-
|
4. Быт.
|
та изучаемого периода с важ-нейшими событиями XIV-XV вв. • Преемственность культуры XIV-XV вв. с предшествую-щим периодом развития куль-туры Отечества.
|
26
|
(§24).
|
Урок повторения и обобщения по
|
Вариант 1. Защита творческих ра-
|
теме «Русь в XIII-XV вв.»
|
бот учащихся по теме. Вариант 2. Обсуждение вопросов и задания итогового обобщения по главе III (с. 167) выборочно.
|
Глава IV. Россия в XVI в.
|
27
|
Реформы Ивана Грозного
|
Вариант 1. Урок-семинар на осно-
|
1. Начало правления Ивана IV.
|
ве документов параграфа и его
|
2. Венчание на царство.
|
текста и вопросов к ним (с. 173-
|
3. Реформы Избранной рады.
|
175).
|
4. Россия к середине XVI в.
|
Вариант 2. Работа по приведен-ным ниже вопросам и заданиям. Раскрытие вопроса об укреплении центральной власти во времена Ивана IV.
|
15
|
Подготовка схемы «Структура власти при Иване IV». Формулирование тезисов ответа на вопрос: «Личность Ивана IV, ее влияние на политику реформ». Подготовка таблицы «Реформы Ивана IV» (графы: название ре-формы; ее основные мероприятия; результаты). (§25).
|
28
|
Внешняя политика Ивана Грозно-
|
Раскрытие связи внутренней и
|
го. Российское многонациональ-
|
внешней политики на примере
|
ное государство
|
России Ивана IV.
|
1. Восточная политика.
|
Подготовка таблицы «Внешняя
|
2. Поход Ермака и покорение
|
политика Ивана IV» (графы: цели
|
Сибирского ханства.
|
внешней политики; направления
|
3. Ливонская война.
|
внешней политики; результаты).
|
4. Нерусские народы в составе
|
Выявление причин успехов и не-
|
России.
|
удач внешней политики Ивана IV. (§26).
|
29
|
В преддверии Смуты
|
Продолжение раскрытия связи
|
1. Накануне опричнины.
|
внутренней и внешней политики
|
2. Введение опричнины.
|
на примере России Ивана IV.
|
3. Опричный террор.
|
Работа над понятием «опрични-
|
4. Последние годы правления
|
на».
|
Ивана Грозного.
|
Подготовка тезисов ответа на во-
|
5. Правление Федора Ивановича.
|
прос о сущности опричнины (можно ли назвать эту политику реформой?). Работа с документом к параграфу.
|
16
|
Выявление сущности и причин несоответствия между реформа-торской политикой Ивана IV , на-правленной на усиление государ-ства и плачевным его состоянием к концу правления царя.
|
30-31
|
(§27).
|
Культура и быт конца XV-XVI в.
|
Вариант 1. Прослушивание и об-
|
1. Фольклор.
|
суждение докладов учащихся.
|
2. Просвещение.
|
Варианта 2. Работа с текстом
|
3. Научные знания.
|
учебника и обсуждение вопросов:
|
4. Литература. Историческая и
|
• влияние образование единого
|
политическая мысль.
|
государства на развитие куль-
|
5. Архитектура.
|
туры конца XV-XVI в.;
|
6. Живопись.
|
• отражение основных историче-
|
7. Прикладное искусство.
|
ских событий изучаемого пе-
|
8. Быт.
|
риода в фольклоре;
• новое в культуре и быте конца XV-XVI в. по сравнению с предшествующим периодом развития;
• сущность научных знаний кон- ца XV-XVI в.
|
32
|
(§§28-29).
|
Урок повторения и обобщения по
|
Вариант 1. Защита творческих ра-
|
теме «Россия в XVI в.»
|
бот учащихся по теме. Вариант 2. Обсуждение вопросов и задания итогового обобщения по главе IV (с. 199) выборочно.
|
17
|
Глава V. Россия в XVII в.
|
33-34 35
|
Смутное время
1. Борис Годунов.
2. «Голодные бунты».
3. Первый самозванец.
4. Восстание Болотникова.
5. Второй самозванец.
6. Открытая интервенция Поль- ши и Швеции. Первое ополче- ние.
7. Второе ополчение. Освобож- дение России.
8. Конец Смуты.
|
Характеристика сущности Смут-
ного времени. Дискуссия о его за-
кономерности.
Определение сущности самозван-
чества. Выявление причин его по-
явления.
Работа над понятиями «граждан-
ская война» и «интервенция» в
контексте изучаемых событий.
Подготовка тезисов ответа на во-
прос о подъеме национального
самосознания русского народа и
других народов России в начале
XVII в.
Работа над документом.
(§§30-31).
|
Первые Романовы
1. Царь Михаил Федорович.
2. Царь Алексей Михайлович.
3. Царская власть.
4. Боярская дума.
5. Земские соборы.
6. Центральное управление.
7. Местное управление.
8. Соборное уложение 1649 г.
|
Характеристика государственного строя России в XVII в. Сравнительный анализ изменений в государственном строе России XVII в. по сравнению с предшест-вующим периодом истории Рос-сии.
Подготовка тезисов ответа на во-прос: «Укрепление центральной власти в России XVII в.». Дискуссия о возможности харак-теризовать государственный строй России XVII в. в качестве
|
18
36
37 38
|
самодержавного. Работа с документом. (§32).
|
«Священство» и «царство»
1. Патриарх Филарет.
2. Церковная реформа.
3. Никон и Аввакум.
4. Падение Никона. Преследова- ние раскольников.
5. Соловецкое восстание.
|
Характеристика роли Русской православной церкви в различных сферах жизни страны в изучаемый период.
Сравнительная характеристика личности Никона и Аввакума. Выявление предпосылок проведе-ния церковной реформы. Характеристика сущности цер-ковной реформы, ее сторонников и противников. Работа с документом. (§33).
|
Хозяйство и сословия
1. Сельское хозяйство.
2. Промышленность, мануфакту- ра.
3. Торговля.
4. Феодалы.
5. Крестьяне и холопы.
6. Посадские люди.
|
Работа с документами.
Раскрытие влияния политических
процессов в России XVII в. на хо-
зяйство страны.
Подготовка развернутого плана
ответа на вопрос: «Новые явления
в хозяйственной жизни России в
XVII в.».
Характеристика мануфактур Рос-
сии изучаемого периода.
(§34).
|
«Бунташный» век
1. Соляной бунт.
2. Медный бунт.
|
Вариант 1. Семинар на основе до-кументов в параграфу и его тек-ста.
|
19
|
3. Накануне разинщины.
|
Вариант 2. Обсуждение вопросов:
|
4. Восстание под предводитель-
|
• сравнительная характеристика
|
ством Степана Разина.
|
городских и крестьянских вос-станий середины и второй по-ловины XVII в.;
• влияние восстаний середины и второй половины XVII в. на жизнь страны;
• характеристика состава вос- ставших и их требований.
|
39
|
(§35).
|
Внешняя политика России в XVII
|
Характеристика задач России во
|
в.
|
внешней политике после Смутно-
|
1. Русско-польская (Смоленская)
|
го времени.
|
война.
|
Показ связи внутренней и внеш-
|
2. Русско-польская война 1654-
|
ней политики России в XVII в.
|
1687 гг.
|
Работа с картой и документами к
|
3. Русско-турецкая война. Чиги-
|
параграфу.
|
ринские походы.
|
Сравнительная характеристика
|
4. «Вечный мир» России с Поль-
|
внешней политики времен Ивана
|
шей.
|
IV и периода 30-80-х гг. XVII в.
|
5. Присоединение Сибири. Не-
|
(§§36-37).
|
40
|
русские народы России
|
Правление Федора Алексеевича и
|
Сравнительная характеристика
|
Софьи Алексеевны
|
личности и правления Федора
|
1. Царь Федор Алексеевич.
|
Алексеевича и Софьи.
|
2. Восстание 1682 г. в Москве.
|
Раскрытие причин реформатор-
|
3. Князь Василий Голицын.
|
ской деятельности в допетровское
|
4. «Потехи» Петра.
|
время.
|
20
5. Внешняя политика Софьи.
|
(§38).
|
41-42
|
6. Падение Софьи.
|
Культура и быт XVII в.
|
Раскрытие связи развития культу-
|
1. Обучение грамоте.
|
ры изучаемого периода и событий
|
2. Школы и академии.
|
внутренней и внешней политики.
|
3. Научные знания.
|
Подготовка развернутого плана
|
4. Фольклор.
|
ответа на вопрос: «Новые идеи и
|
5. Литература.
|
стремления XVII в.».
|
6. Архитектура.
|
Дискуссия о зарубежном влиянии
|
7. Изобразительное искусство.
|
на русскую культуру XVII в.
|
43
|
8. Быт.
|
(§§39-40).
|
Урок повторения и обобщения по
|
Вариант 1. Урок проверки знаний
|
теме «Россия в XVIII в.»
|
учащихся на основе тестовых за-даний и мини-сочинений. Вариант 2. Работа на основе вы-борочных заданий к главе V (с. 271-272).
|
Глава VI. Россия в конце
|
XVII – XVIII в.
|
44
|
Начало славных дел Петра
|
Характеристика начального этапа
|
1. Петр и его «кумпания».
|
правления Петра I, определение
|
2. Потешные игры и серьезные
|
целей его политики в это время.
|
дела.
|
Раскрытие необычности преобра-
|
3. Азовские походы.
|
зований, осуществляемых Петром
|
4. Великое посольство.
|
в это время. Показ взаимосвязи
|
5. Возвращение в Москву.
|
преобразований Петра в начале
|
6. Первые новшества.
|
своего правления с политикой не-посредственно предшествовавших ему правителей. (§41).
|
21
|
45-46
|
Эпоха Петра Великого. Северная
|
Характеристика международной
|
война и преобразования
|
обстановки накануне Северной
|
1. Начало Северной войны.
|
войны.
|
2. Битва под Нарвой.
|
Подготовка тезисов ответа на во-
|
3. Новые преобразования и пер-
|
прос: «Нарва – причины пораже-
|
вые победы.
|
ния и уроки» и плана «Полтавская
|
4. Полтавская битва.
|
битва – генеральное сражение Се-
|
5. Новые победы.
|
верной войны».
|
6. Прутский поход.
|
Работа с картой и документами к
|
7. Битва у мыса Гангут.
|
параграфу.
Заполнение таблицы «Ход Север-
ной войны».
|
47
|
(§§ 42-43).
|
Реформы Петра Великого
|
Работа с документами к парагра-
|
1. Экономическое развитие.
|
фу.
|
2. Изменения в сословиях.
|
Определение причин проведения
|
3. Реформы государственного
|
реформ, их направленности и ме-
|
содержание ..
731
732
733 ..
|
|
|