Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  731  732  733   ..

 

 

Методические рекомендации к учебникам А. Н. Сахарова и В. И. Буганова «История России с древнейших времен до конца XVII века»

Методические рекомендации к учебникам А. Н. Сахарова и В. И. Буганова «История России с древнейших времен до конца XVII века»

1

С.И. КОЗЛЕНКО

Методические рекомендации к учебникам

А.Н. Сахарова и В.И. Буганова

«История России с древнейших времен до конца XVII века»

и

В.И. Буганова и П.П. Зырянова

«История России. Конец XVII XIX век »

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10 класса при организации изучения предмета

на профильном уровне

Москва

«Просвещение»

2004


2

Пояснительная записка

Данное тематическое планирование предназначено для курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.», предназначенного для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих пред-мет во втором концентре исторического образования в средней школе в про-фильных классах.

Курс обеспечен:

• программой «История Отечества с древнейших времён до 1917 г.» (Авторы: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, С.И. Козленко) – М.: Просвеще-ние, 1997, допущенной для использования Министерством образования Рос-сийской Федерации;

• учебником Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших вре-мен до конца XVII века» – М.: Просвещение, 2003;

• учебником Буганов В.И., Зырянов П.Н. «История России. Конец XVII—XIX век» – М.: Просвещение, 2003.

Оба учебника получили гриф «Рекомендовано Министерством образова-ния Российской Федерации».

Учебники вышли в 2003 г. девятым изданием (восьмое издание было пе-реработано и дополнено).

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы.

• способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нрав-ственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

• углубить и развить знания учащихся по истории России, получен-ные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе в направлении развития проблемности содержания курса, расширения поня-тийного аппарата, углубления понимания причинно-следственных связей, рас-крытия многомерности исторического процесса;


3

• помочь социализации учащихся, формированию у них основы для
реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компе-
тенций.

Концептуально и методологически курс опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в т.ч. и на сравнительно новые оценки истории России изучаемого периода.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в т.ч. концепции модернизации образования. Курс полностью со-ответствует действующему обязательному минимуму содержания историче-ского образования в старшей школе и в своей основе удовлетворяет требования стандарта полного среднего образования по истории;

• расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний уча-щихся по истории России, полученных в основной школе;

• рассмотрение истории России как многофакторного процесса;

• акцент на подход социальной антропологии, предусматривающей выдвижение на первый план рассмотрение человека как субъекта истории, ис-тории повседневности;

• усиление внимания к социально-психологическим аспектам исто-рического бытия, в т.ч. и в обращении к изучению персоналий;

• изучение истории Отечества как истории многонационального го-сударства;

• структурирование заданий к учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

Наполнение регионального компонента, который целесообразен в объеме не менее 10% от общего времени, отводимого на курс, решается методистам и педагогами в каждом конкретном случае самостоятельно, что обеспечивается и свободой планирования изучения истории в рамках данного курса.


4

Среди форм и методов организации учебного процесса целесообразно ис-пользовать не только традиционные уроки, но и сравнительно инновационные: школьные лекции, семинары, практикумы.

В предлагаемых учебниках содержатся документы, которые позволяют организовать уроки с опорой на работу учащихся с источниками. Но для прове-дения полноценных школьных семинарских занятий рекомендуется дополни-тельно использовать хрестоматии для учащихся:

История России с древнейших времен до конца XVII в.: Хрестоматия/Авторы-составители Л.Е. Морозова, Е.В. Пчелов. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вер-бум-М, 2003.

История России. XVIII-XIX вв.: Хрестоматия/Авторы-составители Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я.. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003. Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до

XVII века /Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Ме-
ждународные отношения, 1994.

Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 2. В 2 кн. Кн. I. XVII – начало

XVIII века /Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС –
Международные отношения, 1995.

Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 2. В 2 кн. Кн. II. Вторая чет-верть – конец XVIII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС, 1997.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА»

Название разделов, тем уроков,

Рекомендации по проведению

урока

1-2

планы уроков

урока. Материал учебника

Вводные уроки

Вариант 1. Первый урок – лекция

1. Краткая характеристика курса.

учителя с элементами беседы.

Ознакомление со структурой

Второй урок – обсуждение изу-

учебника, правилами работы с

ченных вопросов.

ним.

Вариант 2. Работа учащихся с


5

2. Цели и значение изучения ис-

учебником и обсуждение изучен-

тории.

ного.

3. Географическое положение

Характеристика особенностей

России и его влияние на исто-

развития России и факторов ее

рию страны. Геополитический

определивших.

фактор в истории Отечества.

Дискуссия о роли географическо-

4. Природа страны и ее влияние

го положения и природы России

на историю России.

на историю страны.

5. Влияние на историю России

Подготовка тезисов ответа на во-

многонационального состава

прос: «Сравнительная характери-

ее населения.

стика географического положения

6. Роль личности в истории Рос-

и природы России с географиче-

сии.

ским положением и природой

…(страна по выбору учащихся)».

Подготовка развернутого плана

ответа на вопрос: «Россия – евра-

зийская страна.

Дискуссия о роли личности в ис-

тории.

(Введение).

Глава I. Предыстория народов России. Начало Руси

3

Появление человека на террито-

Характеристика основных перио-

рии Восточной Европы

дов развития человека в его «пре-

1. Начало истории («предисто-

дистории».

рия»).

Дискуссия о понятии «человек».

2. Влияние оледенения на разви-

Выявление факторов, определяв-

тие человека.

ших развитие человека и общест-

3. Люди эпохи палеолита.

ва в период «предистории».

4. Послеледниковый период.

Подготовка развернутого плана

5. Неолитическая революция.

ответа на вопрос: «Роль неолити-


6

ческой революции в развитии че-ловека».

Сравнительная характеристика матриархата и патриархата.

4

(§!).

Формирование народов

Лекция учителя с элементами бе-

1. Появление неравенства.

седы с учащимися и работой их с

2. Складывание народов.

картой.

3. Индоевропейцы.

Подготовка развернутого плана

4. Расселение европейцев.

ответа на вопрос: «Индоевропей-

5. Место предков славян среди

цы: прародина, расселение на

индоевропейцев.

просторах Евразии».

6. Греческие колонии и скифы.

Подготовка тезисов ответа по те-

7. Великое переселение народов

ме: «Место предков славян среди

и Восточная Европа.

индоевропейцев».

5

(§2-3).

Славяне в V-VII вв. Религия древ-

Работа с картой и документами к

них славян

параграфу.

1. Первое восточнославянское

Характеристика перемен в жизни

государство.

славян в VI-VII вв.

2. Славянский вождь Кий. Сла-

Определение связи религиозных

вяне на берегах реки Волхов.

верований славян и их занятий и

3. Борьба с аварами и печенега-

общественной жизни.

ми.

Подготовка тезисов ответа на во-

4. Религия восточных славян.

прос о сохранении элементов ве-

Языческие праздники и обря-

рований древних славян в совре-

ды.

менной жизни (суеверия, обычаи, традиции).

6

(§4).

Предпосылки образования Древ-

Работа с картой.


7

нерусского государства

Характеристика хозяйства и соци-

1. Восточнославянские племена в

альных отношений восточных

VIII-IX вв.

славян VIII-IX вв.

2. Развитие хозяйства.

Обсуждение вопроса о роли осо-

3. Развитие городов и торговли.

бенностей географического поло-

4. Зарождение признаков госу-

жения территории племенных

дарственности.

союзов на темпы развития их хо-

5. Усложнение структуры обще-

зяйства и уровня общественных

ства.

отношений.

Подготовка схемы «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.».

7

(§5).

Появление государства у восточ-

Работа с картой и документами к

ных славян

параграфу.

1. Государство Русь на Днепре.

Определение фактов, доказываю-

2. Варяги.

щих появления государства у вос-

3. Дискуссия о происхождении

точных славян в изучаемый пери-

слова «Русь».

од.

4. Приход Рюрика в Новгород.

Сравнительная характеристика

5. Создание единого государства

географического положения и

Русь, его развитие в X в.

природных условий Киева и Нов-города, определение их влияния на особенности развития этих го-сударственных центров.

8

(§6).

Русь в правление Игоря, Ольги и

Работа с документами к парагра-

Святослава

фу и картой.

1. Княжение Игоря. Полюдье и

Характеристика реформы взима-

гибель князя.

ния дани.


8

2. Правление княгини Ольги.

Сравнительная характеристика

Крещение Ольги.

Игоря, Ольги и Святослава как

3. Правление Святослава. Воен-

правителей Древней Руси.

9

ные походы князя.

(§7).

Русь во времена Владимира Свя-

Сравнительная характеристика

тославича

личности и правления Святослава

1. Первая усобица на Руси.

и Владимира.

2. Начало правления Владимира.

Работа с документом к параграфу.

3. Создание оборонительной сис-

Подготовка развернутого плана

темы на юге.

ответа на вопрос: «Русь в годы

4. Крещение Руси в годы правле-

правления Владимира Святосла-

ния Владимира.

вича».

Дискуссия причинах и значении религиозных реформ Владимира. Подготовка тезисов ответа на во-прос о значении принятия христи-анства на Руси.

10

(§8).

Урок повторения и обобщения по

Вариант 1. Урок проверки знаний

теме «Русь в IX-X вв.»

по тестовым заданиям.

1. Географическое положение и

Вариант 2. Защита ов по

природа территории расселе-

изученной теме.

ния восточных славян, их

Вариант 3. Обсуждение вопросов,

влияние на занятия и социаль-

вынесенных для повторения темы

ную жизнь славянских племен.

2. Формирование государствен-
ности восточных славян.

3. Язычество и христианство у
восточных славян в Древней
Руси: сравнительный анализ.

на с.122 учебника.


9

Глава II. Русь в XI-XII вв.

11

Правление Ярослава Мудрого

Сравнительная характеристика

1. Вторая усобица на Руси.

причин, сущности и результатов

2. Борьба Ярослава Мудрого за

первой и второй усобиц на Руси.

власть.

Сравнение личности и деятельно-

3. Ярослав Мудрый во главе Ру-

сти князей Владимира Святосла-

си.

вича и Ярослава Мудрого.

4. Внешняя политика Ярослава

Подготовка тезисов ответа на во-

Мудрого.

прос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава».

12-13

(§9).

Русское общество в XI в.

Сравнительная характеристика

1. Государственное управление.

управления Руси в IX и в X в.

2. Возникновение феодальной

Подготовка развернутого плана

собственности.

ответа о развитии феодальной

3. Феодально-зависимое населе-

системы на Руси в изучаемый пе-

ние.

риод.

4. Русское общество:

Характеристика русского общест-

а) города, торговля;

ва в XI в.

б) армия;

Работа с отрывками из Русской

в) церковь; монастыри.

Правды по вопросам, данным в

5. Общественные потрясения.

параграфе.

14

6. Русская Правда Ярославичей.

(§10-11).

Время новых усобиц

Характеристика усобиц второй

1. Междоусобица сыновей и вну-

половины XI в.

ков Ярослава Мудрого.

Обсуждение вопроса о влиянии

2. Борьба с половцами и усобица

половцев на жизнь Руси.

князей.

Дискуссия о характере и значении

3. Любечский съезд.

Любечского съезда в истории Ру-си.


10

15

(§12).

Владимир Мономах – великий ки-

Сравнительная характеристика

евский князь

личности и правления Владимира

1. Объединенный поход русских

Мономаха, Владимира Станисла-

войск под руководством Вла-

вича и Ярослава Мудрого.

димира Мономаха против по-

Подготовка тезисов ответа на во-

ловцев.

прос: «Устав Владимира Вселодо-

2. Восстание 1113 г. в Киеве.

вича как дальнейшее развитие

3. Правление Владимира Моно-

Русской Правды в новых истори-

маха.

ческих условиях».

4. Мстислав Великий. Начало но-

Работа с отрывком из «Поучения

вой усобицы.

Владимира Мономаха своим де-тям» по вопросам, данным в учебнике.

16-17

(§13).

Политическая раздробленность

Определение причин политиче-

Руси. Развитие основных русских

ской раздробленности Руси.

земель

Сравнительный анализ причин

1. Причины распада единого го-

политической раздробленности

сударства.

Руси и стран Западной Европы.

2. Результат политического

Выявление следствий политиче-

дробления Руси.

ской раздробленности Руси, их

3. Киевское княжество.

влияния на развитие страны.

4. Чернигово-Северское княже-

Сравнение усобиц периода поли-

ство.

тической раздробленности и

5. Галицко-Волынское княжест-

предшествующего периода исто-

во.

рии Древней Руси.

6. Новгородская земля.

Работа с картой.

7. Северо-Восточная Русь в XII-

Раскрытие особенностей геогра-

начале XIII в.

фического положения, природных


11

условий, социальной структуры и системы управления в отдельных землях Руси. Оформление резуль-татов ответа в таблице, состав-ленной учащимися.

18-19

(§§14-16).

Культура Руси X-начала XIII в.

Вариант 1. Лекция учителя с эле-

1. Условия зарождения куль-

ментами беседы.

туры Руси.

Вариант 2. Заслушивание и обсу-

2. Письменность, грамотность,

ждение докладов учащихся. За-

школы.

ключение учителя по теме.

3. Летописи.

Вариант 3. Первый урок – лекция

4. Литература.

учителя.

5. Архитектура.

Второй урок – работа учащихся

6. Живопись, скульптура, му-

по группам по тексту учебника

зыка.

(выполнение групповых заданий)

7. Фольклор.

с последующим обсуждением

20

8. Быт народа.

итогов.

Урок повторения и обобщения по

Вариант 1. Защита творческих ра-

теме «Русь в XI-XII вв.»

бот учащихся по теме. Вариант 2. Обсуждение вопросов и задания итогового обобщения на с. 122 (выборочно).

Глава III. Русь в XIII-XV вв.

21

Начало монголо-татарского втор-

Сравнительный анализ процессов

жения на Русь

рождения Древнерусского и Мон-

1. Рождение Монгольской импе-

гольского государств.

рии.

Характеристика природных усло-

2. Чингисхан. Завоевания монго-

вий жизни монголов в период по-


12

лов.

явления у них государственности.

3. Трагедия на Калке.

Выявление причин побед монго-лов в период их завоевательных до прихода на Русь.

22

(§19).

Монголо-татарское нашествие на

Вариант 1. Лекция учителя с эле-

Русь. Вторжение крестоносцев.

ментами беседы.

Александр Невский

Вариант 2. Выполнение приве-

1. Монголо-татарское вторжение

денных ниже заданий.

на Русь.

Характеристика иноземных сил,

2. Натиск с северо-запада. Алек-

представлявших опасность для

сандр Невский.

Руси в XIII в.

3. Ордынское владычество на Ру-

Работа с картой.

си.

Определение причин поражения

4. Восстания на Руси.

русских княжеств в борьбе с мон-

5. Хозяйство Руси в XIV-XV вв.

голо-татарами.

6. Положение различных групп

Работа с документами к парагра-

общества.

фу.

Подготовка тезисов к рассказу о

полководческом таланте Алексан-

дра Невского.

Дискуссия: «Было ли на Руси

монголо-татарское иго?»

Подготовка развернутого плана

ответа на вопрос: «Подъем хозяй-

ства Руси в XIV-XV вв.

23

(§§20-21).

Москва – центр объединения рус-

Характеристика причин объеди-

ских земель. Дмитрий Донской 1. Княжества Северо-Восточной

нительного процесса русских зе-мель.


13

Руси.

Дискуссия о закономерности по-

2. Борьба за первенство.

беды Москвы в борьбе за лидер-

3. Иван Калита.

ство в объединительном процессе.

4. От Калиты до Дмитрия Дон-

Подготовка тезисов ответа на во-

ского.

прос: «Причины победы в Кули-

5. Начало открытой борьбы про-

ковской битве и ее значение в

тив Золотой Орды.

развитии Руси».

6. Куликовская битва.

Сравнительная характеристика

7. Митрополит Алексей и Сергей

личности Сергия Радонежского и

Радонежский.

митрополита Алексея.

24

(§22).

Образование единого государства

Работа с картой и документами

России. Иван III

параграфа.

1. Наследники Дмитрия Донско-

Выявление причин феодальной

го.

войны второй четверти XV в. Ха-

2. Феодальная война второй чет-

рактеристика ее результатов и их

верти XV в.

влияния на дальнейшей судьбы

3. Иван III. Объединение русских

страны.

земель вокруг Москвы.

Определение признаков централи-

4. Судебник 1497 г.

зованного государства на основе

5. Свержение ига Орды.

анализа развития России в XV в.

6. Войны с Литвой и Ливонским

Подготовка развернутого плана

орденом.

ответа на вопрос: «Образование

7. Начало складывания велико-

единого государства Россия в XV

русской народности. Русское

в.».

многонациональное государст-

Раскрытие связи содержания Су-

во.

дебника 1497 г. и характера обще-ственных отношений в россий-ском обществе изучаемого перио-да.


14

25

(§23).

Культура и быт XIV-XV вв.

Вариант 1. Защита творческих ра-

1. Фольклор.

бот учащихся.

2. Литература. Историческая

Вариант 2. Обсуждение следую-

мысль.

щих вопросов:

3. Зодчество, живопись.

• Связь развития культуры и бы-

4. Быт.

та изучаемого периода с важ-нейшими событиями XIV-XV вв. • Преемственность культуры XIV-XV вв. с предшествую-щим периодом развития куль-туры Отечества.

26

(§24).

Урок повторения и обобщения по

Вариант 1. Защита творческих ра-

теме «Русь в XIII-XV вв.»

бот учащихся по теме. Вариант 2. Обсуждение вопросов и задания итогового обобщения по главе III (с. 167) выборочно.

Глава IV. Россия в XVI в.

27

Реформы Ивана Грозного

Вариант 1. Урок-семинар на осно-

1. Начало правления Ивана IV.

ве документов параграфа и его

2. Венчание на царство.

текста и вопросов к ним (с. 173-

3. Реформы Избранной рады.

175).

4. Россия к середине XVI в.

Вариант 2. Работа по приведен-ным ниже вопросам и заданиям. Раскрытие вопроса об укреплении центральной власти во времена Ивана IV.


15

Подготовка схемы «Структура власти при Иване IV». Формулирование тезисов ответа на вопрос: «Личность Ивана IV, ее влияние на политику реформ». Подготовка таблицы «Реформы Ивана IV» (графы: название ре-формы; ее основные мероприятия; результаты). (§25).

28

Внешняя политика Ивана Грозно-

Раскрытие связи внутренней и

го. Российское многонациональ-

внешней политики на примере

ное государство

России Ивана IV.

1. Восточная политика.

Подготовка таблицы «Внешняя

2. Поход Ермака и покорение

политика Ивана IV» (графы: цели

Сибирского ханства.

внешней политики; направления

3. Ливонская война.

внешней политики; результаты).

4. Нерусские народы в составе

Выявление причин успехов и не-

России.

удач внешней политики Ивана IV. (§26).

29

В преддверии Смуты

Продолжение раскрытия связи

1. Накануне опричнины.

внутренней и внешней политики

2. Введение опричнины.

на примере России Ивана IV.

3. Опричный террор.

Работа над понятием «опрични-

4. Последние годы правления

на».

Ивана Грозного.

Подготовка тезисов ответа на во-

5. Правление Федора Ивановича.

прос о сущности опричнины (можно ли назвать эту политику реформой?). Работа с документом к параграфу.


16

Выявление сущности и причин несоответствия между реформа-торской политикой Ивана IV , на-правленной на усиление государ-ства и плачевным его состоянием к концу правления царя.

30-31

(§27).

Культура и быт конца XV-XVI в.

Вариант 1. Прослушивание и об-

1. Фольклор.

суждение докладов учащихся.

2. Просвещение.

Варианта 2. Работа с текстом

3. Научные знания.

учебника и обсуждение вопросов:

4. Литература. Историческая и

• влияние образование единого

политическая мысль.

государства на развитие куль-

5. Архитектура.

туры конца XV-XVI в.;

6. Живопись.

• отражение основных историче-

7. Прикладное искусство.

ских событий изучаемого пе-

8. Быт.

риода в фольклоре;

• новое в культуре и быте конца
XV-XVI в. по сравнению с
предшествующим периодом
развития;

• сущность научных знаний кон-
ца XV-XVI в.

32

(§§28-29).

Урок повторения и обобщения по

Вариант 1. Защита творческих ра-

теме «Россия в XVI в.»

бот учащихся по теме. Вариант 2. Обсуждение вопросов и задания итогового обобщения по главе IV (с. 199) выборочно.


17

Глава V. Россия в XVII в.

33-34 35

Смутное время

1. Борис Годунов.

2. «Голодные бунты».

3. Первый самозванец.

4. Восстание Болотникова.

5. Второй самозванец.

6. Открытая интервенция Поль-
ши и Швеции. Первое ополче-
ние.

7. Второе ополчение. Освобож-
дение России.

8. Конец Смуты.

Характеристика сущности Смут-

ного времени. Дискуссия о его за-

кономерности.

Определение сущности самозван-

чества. Выявление причин его по-

явления.

Работа над понятиями «граждан-

ская война» и «интервенция» в

контексте изучаемых событий.

Подготовка тезисов ответа на во-

прос о подъеме национального

самосознания русского народа и

других народов России в начале

XVII в.

Работа над документом.

(§§30-31).

Первые Романовы

1. Царь Михаил Федорович.

2. Царь Алексей Михайлович.

3. Царская власть.

4. Боярская дума.

5. Земские соборы.

6. Центральное управление.

7. Местное управление.

8. Соборное уложение 1649 г.

Характеристика государственного строя России в XVII в. Сравнительный анализ изменений в государственном строе России XVII в. по сравнению с предшест-вующим периодом истории Рос-сии.

Подготовка тезисов ответа на во-прос: «Укрепление центральной власти в России XVII в.». Дискуссия о возможности харак-теризовать государственный строй России XVII в. в качестве


18

36

37 38

самодержавного. Работа с документом. (§32).

«Священство» и «царство»

1. Патриарх Филарет.

2. Церковная реформа.

3. Никон и Аввакум.

4. Падение Никона. Преследова-
ние раскольников.

5. Соловецкое восстание.

Характеристика роли Русской православной церкви в различных сферах жизни страны в изучаемый период.

Сравнительная характеристика личности Никона и Аввакума. Выявление предпосылок проведе-ния церковной реформы. Характеристика сущности цер-ковной реформы, ее сторонников и противников. Работа с документом. (§33).

Хозяйство и сословия

1. Сельское хозяйство.

2. Промышленность, мануфакту-
ра.

3. Торговля.

4. Феодалы.

5. Крестьяне и холопы.

6. Посадские люди.

Работа с документами.

Раскрытие влияния политических

процессов в России XVII в. на хо-

зяйство страны.

Подготовка развернутого плана

ответа на вопрос: «Новые явления

в хозяйственной жизни России в

XVII в.».

Характеристика мануфактур Рос-

сии изучаемого периода.

(§34).

«Бунташный» век

1. Соляной бунт.

2. Медный бунт.

Вариант 1. Семинар на основе до-кументов в параграфу и его тек-ста.


19

3. Накануне разинщины.

Вариант 2. Обсуждение вопросов:

4. Восстание под предводитель-

• сравнительная характеристика

ством Степана Разина.

городских и крестьянских вос-станий середины и второй по-ловины XVII в.;

• влияние восстаний середины и
второй половины XVII в. на
жизнь страны;

• характеристика состава вос-
ставших и их требований.

39

(§35).

Внешняя политика России в XVII

Характеристика задач России во

в.

внешней политике после Смутно-

1. Русско-польская (Смоленская)

го времени.

война.

Показ связи внутренней и внеш-

2. Русско-польская война 1654-

ней политики России в XVII в.

1687 гг.

Работа с картой и документами к

3. Русско-турецкая война. Чиги-

параграфу.

ринские походы.

Сравнительная характеристика

4. «Вечный мир» России с Поль-

внешней политики времен Ивана

шей.

IV и периода 30-80-х гг. XVII в.

5. Присоединение Сибири. Не-

(§§36-37).

40

русские народы России

Правление Федора Алексеевича и

Сравнительная характеристика

Софьи Алексеевны

личности и правления Федора

1. Царь Федор Алексеевич.

Алексеевича и Софьи.

2. Восстание 1682 г. в Москве.

Раскрытие причин реформатор-

3. Князь Василий Голицын.

ской деятельности в допетровское

4. «Потехи» Петра.

время.


20

5. Внешняя политика Софьи.

(§38).

41-42

6. Падение Софьи.

Культура и быт XVII в.

Раскрытие связи развития культу-

1. Обучение грамоте.

ры изучаемого периода и событий

2. Школы и академии.

внутренней и внешней политики.

3. Научные знания.

Подготовка развернутого плана

4. Фольклор.

ответа на вопрос: «Новые идеи и

5. Литература.

стремления XVII в.».

6. Архитектура.

Дискуссия о зарубежном влиянии

7. Изобразительное искусство.

на русскую культуру XVII в.

43

8. Быт.

(§§39-40).

Урок повторения и обобщения по

Вариант 1. Урок проверки знаний

теме «Россия в XVIII в.»

учащихся на основе тестовых за-даний и мини-сочинений. Вариант 2. Работа на основе вы-борочных заданий к главе V (с. 271-272).

Глава VI. Россия в конце

XVII – XVIII в.

44

Начало славных дел Петра

Характеристика начального этапа

1. Петр и его «кумпания».

правления Петра I, определение

2. Потешные игры и серьезные

целей его политики в это время.

дела.

Раскрытие необычности преобра-

3. Азовские походы.

зований, осуществляемых Петром

4. Великое посольство.

в это время. Показ взаимосвязи

5. Возвращение в Москву.

преобразований Петра в начале

6. Первые новшества.

своего правления с политикой не-посредственно предшествовавших ему правителей. (§41).


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  731  732  733   ..

 

21

45-46

Эпоха Петра Великого. Северная

Характеристика международной

война и преобразования

обстановки накануне Северной

1. Начало Северной войны.

войны.

2. Битва под Нарвой.

Подготовка тезисов ответа на во-

3. Новые преобразования и пер-

прос: «Нарва – причины пораже-

вые победы.

ния и уроки» и плана «Полтавская

4. Полтавская битва.

битва – генеральное сражение Се-

5. Новые победы.

верной войны».

6. Прутский поход.

Работа с картой и документами к

7. Битва у мыса Гангут.

параграфу.

Заполнение таблицы «Ход Север-

ной войны».

47

(§§ 42-43).

Реформы Петра Великого

Работа с документами к парагра-

1. Экономическое развитие.

фу.

2. Изменения в сословиях.

Определение причин проведения

3. Реформы государственного

реформ, их направленности и ме-