Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  620  621  622   ..

 

 

работа 5

работа 5

Негосударственное образовательное учреждение

Самарская гуманитарная академия

УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ СаГА

__________ Н.Ю. Воронина

«____» ___________ 2005 г.

СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

СТАНДАРТ

Самара

2005

Содержание

Область применения. 4

Нормативные ссылки.. 4

Общие положения. 4

. 4

Структура курсовой работы.. 5

Оформление курсовой работы.. 5

. 5

Общие положения. 5

Структура дипломной работы.. 6

Титульный лист. 6

. 6

Содержание. 7

Содержание. 7

Введение. 7

Основная часть. 7

Заключение. 8

Список использованных источников. 8

Приложения. 8

Правила оформления курсовой и дипломной работы.. 8

Общие требования. 8

Построение документа. 9

Нумерация страниц. 9

Иллюстрации. 10

Таблицы.. 10

Примечания. 11

Формулы и уравнения. 12

Ссылки. 12

Основные правила цитирования. 13

Единицы физических величин. 13

Порядок подготовки дипломной работы.. 13

Обязанности научного руководителя. 14

Порядок подготовки дипломной работы к защите. 14

Рецензирование дипломной работы.. 15

Порядок защиты дипломной работы.. 15

Приложение А.. 18

Образец оформления титульного листа курсовой работы.. 18

Приложение Б.. 19

Образец оформления титульного листа дипломной работы.. 19

Приложение В.. 20

Образец оформления а дипломной работы.. 20

Приложение Г. 21

Образец оформления содержания работы.. 21

Приложение Д.. 22

Образец оформления списка использованных источников. 22

Приложение Е.. 23

Образец оформления задания на дипломную работу. 23

Приложение Ж... 24

Образец оформления календарного плана работы.. 24

Приложение К.. 25

Образец оформления отзыва. 25

Приложение Л.. 26

Образец оформления рецензии. 26

Приложение М... 27

Оценка итоговой квалификационной работы студента. 27

Приложение Н.. 28

Рекомендации по работе над дипломным исследованием.. 28


СТАНДАРТ СаГА 001-01

Дата введения 09.03.2005 г.

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления курсовых и дипломных работ. Стандарт обязателен для использования студентами, руководителями, консультантами курсовых и дипломных работ.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) СИБИД. и аннотация. Общие требования

ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ 7.32-2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

ГОСТ 7.80-2000 СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления

ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы физических величин

ГОСТ 9327-60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы

ГОСТ Р6-30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов

Общие положения

Курсовая и дипломная работы являются первыми научными исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в вузе.

является самостоятельным творческим исследованием студента, предполагающим углубленное овладение теоретическим материалом, а также проведение исследования (эксперимента) и анализ полученных данных.

- форма выпускной квалификационной работы при итоговой государственной аттестации выпускника высшего учебного заведения.

Курсовые работы, выполняемые в течение нескольких лет обучения, могут быть разработаны в рамках одной темы или посвящены нескольким независимым темам. является, как правило, развитием выполненных ранее курсовых работ и завершает освоение профессиональных образовательных программ.

- исследовательская работа экспериментального, теоретического или ивного характера. экспериментального характера включает обзор литературы по заданной теме и результаты собственного экспериментального исследования с обязательным их обсуждением. Теоретическая работа должна содержать обзор литературы, а также оригинальное теоретическое исследование с обсуждением полученных результатов. ивная работа представляет собой полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме.

Темы курсовых работ должны быть актуальными в теоретическом и практическом отношениях, соответствовать проблематике научных исследований Академии и кафедр. Сама работа должна отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения, содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования, а также программу эмпирического исследования.

выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность.

Структура курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

- титульный лист (см. Приложение А);

- ;

- содержание;

- введение;

- основной текст может состоять из глав (разделов), поделенных на параграфы, или только из параграфов;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Оформление курсовой работы

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны. Содержание работы может быть иллюстрировано схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т.д. Графическому содержанию материала по тексту необходимо давать пояснения. В курсовых работах используются цитаты, статистические материалы. При этом, как правило, делаются ссылки (сноски) на источники указанных материалов. В тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых.

выполняется на писчей бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листа, которые сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются. В курсовой работе используется сплошная нумерация страниц. Второй страницей является работы. На титульном листе номер страницы не проставляется. Введение, каждая глава (раздел), заключение, а также список использованных источников начинаются с новой страницы. Объем курсовой работы – 20-25 страниц компьютерного набора.

Подробно каждый пункт описан в разделе «»

Общие положения

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 25 марта 2003 года № 1155 и Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, наряду с устными экзаменами итоговая аттестация включает защиту дипломной работы по специальности.

Выпускная квалификационная работа по специальности представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования, или обоснованный проект, в котором отстаивается собственная позиция по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методическая работа.

должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее должен быть в пределах 75-85 страниц стандартного печатного текста.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результатам защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, быть ориентированной на практическую деятельность по профилю избранной специальности. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы; он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

выпускника должна отражать новизну рассматриваемой тематики, ее актуальность, оригинальность в решении проблемы; быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых; раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений; содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы.

показывает, в какой степени студент овладел теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности. является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении дипломной работы студент должен показать умения:

- обнаружить и сформулировать проблему;

- собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

- разработать и провести экспериментальное исследование;

- правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

- изложить результаты исследования;

- сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;

- сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

Структура дипломной работы

Структурными элементами дипломной работы являются:

- титульный лист (см. Приложение Б);

- (см. Приложение В);

- содержание (см. Приложение Г);

- введение

- основная часть

- заключение

- список использованных источников (см. Приложение Д);

- приложения

Титульный лист

Титульный лист является первым листом дипломной работы и оформляется по образцу, данному в приложении Б.

– краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора а. должен: содержать сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве использованных источников; акцентировать внимание на новые сведения и определяет целесообразность работы.

Текст а должен отражать сущность выполненной работы: объект исследования, цель работы и ее новизну, полученные результаты и их практическую значимость, сведения об апробации работы, область применения.

Объем а не должен превышать одной страницы.

Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы. Оформление текста следует выполнять в соответствии с примером:

Содержание

Введение ....................................................................................................

4

1 Наименование первого раздела .............................................................

6

1.1 Наименование первого подраздела ................................................

8

1.2 Наименование второго подраздела ................................................

12

1.3 ............................................................................................................

2 Наименование второго раздела ................................... ..................... ....

20

2.1 Наименование первого подраздела .................................................

20

2.2 Наименование второго подраздела .............................. ..................

30

2.3 .............................................................................................................

3 ....................................................................................................................

Заключение .................................................... ............................................

60

Список использованных источников .......................................................

62

Приложения ........................................................ .......................................

70

Недопустимы оди­наковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов

Введение

Во введении дается общая характеристика дипломной работы: обоснование актуальности выбранной темы, цели, задачи, практическую значимость.

Обязательным элементом является критический обзор специальной литературы по теме; степень разработанности проблемы исследования на современном этапе; описание объекта и предмета исследования.

Описывается использование методов, которые применяются в исследовании, способы обработки данных, база исследования.

Введение содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования.

Объём раздела «Введения» занимает 5 – 15 % от общего объема работы.

Основная часть

Основная часть дипломной работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и экспериментальных разделов, при этом каждый раздел - из двух-трёх подразделов и выводов по разделу.

Формулировка наименований разделов и подразделов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

Выводы по каждому разделу должны быть краткими, с конкретными данными о результатах.

Объем этой части дипломной работы – 75 - 90% от общего объема.

Заключение

Заключение должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, рекомендации по практическому использованию результатов работы. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения 5-10% от общего объема работы.

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных в процессе подготовки дипломной работы (при написании курсовой работы – не менее 10 источников, дипломной – не менее 20). Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.

Приложения

В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал.

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

В тексте дипломной (курсовой) работы на все приложения должны быть даны ссылки. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово "обязательное", а для информационного - "рекомендуемое" или "справочное".

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й. О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначений приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если приложение одно, оно обозначается «Приложение А».

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Приложения оформляются как продолжение дипломной (курсовой) работы на последующих её страницах, располагая их в по­рядке появления ссылок в тексте.

Все приложения должны быть перечислены в содержании работы (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

вместе с приложением не должна превышать 75-85 страниц, а курсовая - 25 страниц.

Правила оформления курсовой и дипломной работы

Общие требования

Работа должна быть выполнена на компьютере (размер шрифта 14 пунктов, полуторный междустрочный интервал) в редакторе Word и напечатана на принтере в режиме качественной печати на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297x211 мм) по ГОС'Г 9327-60. Иллюстрации и таблицы могут быть оформлены на листах формата АЗ (594x422 мм) по ГОС'Г 9327-60.

Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее - 20 мм.

Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста компьютерным или ручным способом – чернилами, пастой или тушью черного цвета. Не допускаются вкладки и вклейки.

Отдельные слова, формулы, условные обозначения разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом черным цветом. Подписи и пояснения к рисункам и графикам должны быть на лицевой стороне.

Сокращения русских слов и словосочетаний выполнять по ГОСТ 7.12.

Построение документа

Наименования структурных элементов дипломной (курсовой) работы «», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов дипломной работы.

Основную часть дипломной (курсовой) работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример — 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст дипломной (курсовой) работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей дипломной (курсовой) работы.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц

Страницы дипломной (курсовой) работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту дипломной (курсовой) работы. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц дипломной работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц дипломной (курсовой) работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.

Содержание включают в общее количество листов данного документа. Слово "Содержание" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Список использованных источников, которые были использованы при написании дипломной (курсовой) работы, включают в содержание документа.

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в дипломной (курсовой) работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Схема расположения испытуемых.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае — боковик.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблица _______ - ___________________________________

номер название таблицы

Головка

Заголовки граф

Подзаголовки граф

Строки (горизонтальные ряды)

Боковик (графа для заголовка)

Графы (колонки)

Рисунок 1

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В. 1», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Оформление таблиц в дипломной (курсовой) работе должно соответствовать ГОСТ 2.105.

Примечания

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример

Примечание -__________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

Пример

Примечания

1_______________________________________________

2_______________________________________________

3_______________________________________________

Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «X».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример

А=а:b, (1)

В=с:е. (2)

Одну формулу обозначают — (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В. 1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример —... в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.

Допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Ссылки

В дипломной (курсовой) работе допускаются ссылки на данный документ, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

Основные правила цитирования

Цитаты должны применяться тактично по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется слишком обильное цитирование (употребление двух и более цитат подряд).

Не допускается соединять две цитаты в одну. Это равносильно подделке. Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник не доступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании. В этом случае ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн.:.; Цит. по ст.: Например: Цит. по кн.: Шимони К. Физическая электроника. - М., 1977. - с. 52.

При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Допустимы лишь следующие отклонения:

- могут быть модернизированы орфография и пунктуация по современным правилам, если это не индивидуальная орфография или пунктуация автора;

- могут быть пропущены отдельные слова, словосочетания, фразы в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора не будет искажена пропуском, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием.

Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно берутся в кавычки. Кавычки не ставят в стихотворной цитате, выключенной из текста, в цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, в перефразированной цитате.

На каждую цитату, оформленную в кавычках, или без кавычек, а также любое заимствование из чужой работы (таблицу, схему, карту и т. п.) должна быть дана библиографическая ссылка. Применение чужих идей, фактов, цитат без ссылки на источник заимствования является нарушением авторского права и расценивается как плагиат, т. е. присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное.

Единицы физических величин.

В курсовых и дипломных работах обязательно применение Международной системы единиц СИ, а также кратных и дольных от них по ГОСТ 8.417.

Порядок подготовки дипломной работ ы

Выбор темы и содержания дипломной работы студент осуществляет совместно с научным руководителем. Сделав выбор, студент подает заявление на выпускающую кафедру с просьбой утвердить тему дипломной работы и назначить научного руководителя. Тема дипломной работы и научный руководитель утверждается на заседании кафедры. После согласования готовится приказ о закреплении тем и назначении научных руководителей, который доводится до сведения студента. Приказ о закреплении тем и назначении научных руководителей дипломных работ издается до распределения студентов на преддипломную практику.

После издания приказа о закреплении тем и назначении научных руководителей дипломных работ каждому студенту выдается задание по дипломной работе (см. Приложение Е). Студентом и его научным руководителем составляется рабочий план выполнения дипломной работы, календарный график работы над дипломом и план-структура дипломной работы.

Работа над дипломным исследованием осуществляется по календарному плану (см. Приложение Ж), конкретизированному по семестрам. Каждый студент отчитывается ежемесячно перед научным руководителем о ходе выполнения плана работы.

Приказ об утверждении тем дипломных работ издается не позднее двух месяцев до дня защиты дипломных работ.

После издания приказа об утверждении тем дипломных работ темы дипломных работ изменению не подлежат.

Обязанности научного руководителя

- выдает студенту задание на дипломную работу и перечень материала к ней для сбора в период выполнения работы на преддипломной практике;

- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период выполнения дипломной работы;

- рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме дипломной работы;

- проводит систематические консультации со студентом-дипломником по выполнению дипломной работы: подбор литературы, методик, выбор базы исследования, и т.д.;

- проверяет выполнение работы (по частям и в целом); если представленный материал не отвечает требованиям, научный руководитель делает необходимые замечания и возвращает его студенту на доработку;

- по окончании работы дает письменный отзыв-характеристику деятельности студента при выполнении дипломной работы и рекомендует дипломную работу к защите.

Порядок подготовки дипломной работы к защите

Чистовой вариант дипломной работы надо тщательно выверить. В нём должны быть исправлены все ошибки, опечатки, внесены необхо­димые поправки, тщательно сверены фамилии, цитаты, названия.

За правильность приводимых в дипломной работе данных, выво­дов и доказательств отвечает студент - автор дипломной работы.

Законченная работа представляется научному руководителю, который после просмотра и одобрения дипломной работы вместе со своим письменным отзывом представляет её заведующему кафедрой.

Заведующий выпускающей кафедры направляет дипломную работу на рецензирование. В качестве рецензентов могут привлекаться ведущие преподаватели и научные сотрудники других высших учебных заведений или Самарской гуманитарной академии (если они не работают на выпускающей кафедре), специалисты предприятий, учреждений и организаций - потребителей кадров данного профиля, специализирующиеся не менее трёх лет в области, соответствующей тематике дипломной работы.

Рецензент обязан тщательно ознакомиться с дипломной работой и дать развёрнутую письменную рецензию с замечаниями и предложением конкретной оценки дипломной работы. Рецензия должна быть представлена не позднее, чем за неделю до предварительной защиты.

, подготовленная к защите, должна быть представлена на выпускающую кафедру за месяц до установленного срока ее защиты.

Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломной работы. На заседании кафедры назначается день защиты и организуется предварительная защита всех утвержденных на кафедре дипломных работ не позднее, чем за две недели до срока защиты.

должна быть сброшюрована в твердой обложке или переплетена. Допускается напечатание дипломной работы в виде брошюры.

Готовая к защите должна включать в себя:

- Отзыв научного руководителя (см. Приложение К);

- Рецензия на дипломную работу (см. Приложение Л);

эти два бланка в работу не вшиваются, но прикладываются к работе;

- Титульный лист;

- ;

- Задание на дипломную работу;

- Содержание;

- Введение;

- Основная часть;

- Заключение

- Список использованных источников;

- Приложения (в конце на отдельных листах);

- Перечень принятых сокращений (если они имеются в работе).

После защиты сдаётся на выпускающую кафедру, где и хранится в течение 5 лет. По окончанию срока хранения дипломные работы уничтожаются по акту.

К защите дипломной работы допускаются только те студенты, которые полностью выполнили учебный план, прошли все предусмотренные планом практики, а также предварительную защиту дипломной работы на кафедре.

Рецензирование дипломной работы

В рецензии на дипломную работу (объемом 1-2 печатных страницы) (см. Приложение Л) должны быть освещены следующие вопросы:

- Актуальность темы - оценка актуальности темы дипломной работы.

- Характеристика разделов работы - пути и методы решения поставленных в работе задач; уровень теоретического анализа исходных вопросов темы; корректность проделанных экспериментов, используемых методов исследования и обработки данных; качество и достоверность полученных результатов, умение их анализировать и использовать для последующих выводов; обоснованность и реальность сформулированных в работе выводов; оценка оригинальности и значимости полученных в работе результатов и дипломной работы в целом.

- Практическое и научное значение работы .

- Использование нормативных и литературных источников .

- Качество оформления работы - замечания по поводу языка и оформления работы.

- Недостатки работы - критические замечания должны быть сделаны таким образом, чтобы по ним была возможна дискуссия на защите. Рецензент должен отмечать конкретные недостатки дипломной работы (например, недостаточная обоснованность утверждений, выводов, ошибки методики, необоснованность приближений или точности измерений и т.д.) все замечания должны быть подтверждены примерами из рецензируемой работы. В случае, если рецензент критикует автора за отсутствие чего-либо в дипломной работе, то должно быть указано, как такое отсутствие влияет на основные выводы работы.

- Какие разделы и подразделы рекомендуются к внедрению .

- Оценка работы в целом. Заключение рецензии должно содержать оценку дипломной работы студента по четырех балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Порядок защиты дипломной работы

Дата, время и место защиты устанавливается деканом факультета по согласованию с председателем ГАК.

На каждого студента, допущенного к защите дипломной работы, выпускающая кафедра представляет в ГАК за неделю до защиты дипломной работы:

- один экземпляр дипломной работы,

- отзыв научного руководителя,

- рецензию.

Защита дипломной работы проходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии с участием научных руководителей, рецензентов, официальных оппонентов и студентов-дипломников.

К защите студент должен подготовить доклад и необходимый иллюстративный материал (таблицы, схемы), которыми он предполагает воспользоваться в ходе защиты.

Процедура защиты дипломных работ включает в себя:

сообщение дипломника о содержании работы (до 10 минут);

вопросы к автору работы и ответы на них;

выступление научного руководителя дипломной работы;

выступление рецензента (по желанию).

Для доклада основных положений дипломной работы, обоснования выводов и предложений студенту предоставляется до 10 минут. Сообщение дипломника о содержании работы должно быть заранее продумано, желательно написано. Выступление должно быть кратким, логически стройным и убедительным. Научный доклад должен быть подготовлен так, чтобы в короткий промежуток времени сказать все необходимое и убедить членов экзаменационной комиссии в высоком качестве выполненной работы и в собственной компетентности. С текстом выступления желательно познакомить руководителя.

Конкретно в структурном отношении доклад можно разделить на три части. Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение дипломной: характеризуется актуальность выбранной темы, дается описание научной проблемы, а также формулировка цели и задач работы. Здесь же необходимо указать методы, при помощи которых получен фактический материал дипломной работы, а также охарактеризовать общую структуру.

Вторая часть, самая большая по объему, в последовательности исследования характеризует каждую главу дипломной работы, особое внимание обращается на итоговые результаты.

В заключительной части необходимо перечислить общие выводы из заключения дипломной работы и собрать воедино основные рекомендации.

После доклада студенту задают вопросы члены ГАК, все желающие. Ответить на них он может сразу или взять время для подготовки ответа.

Затем слово предоставляется научному руководителю. В отзыве научного руководителя должны быть освещены следующие вопросы:

Описание задачи, поставленной задачи в дипломной работе.

Степень выполнения дипломником поставленной задачи (полностью, частично и т.д.).

Качества, проявленные дипломником при выполнении работы, уровень профессиональной подготовки дипломника.

Оценка дипломной работы.

Далее выступает рецензент и дает свой отзыв о работе. В выступлении должны обязательно прозвучать все замечания и пожелания, которые отражены в его письменном отзыве, должна прозвучать оценка работы.

Все желающие принимают участие в обсуждении работы. Это может быть дискуссия по защищаемой работе, в которой дается оценка проделанной студентом работы, оценивается уровень его квалификации.

Защита дипломной работы иногда выливается в диспут. Студент должен быть готов вести полемику, научно обосновывать свою точку зрения, аргументировано доказывать свои положения и опровергать суждения, с которыми не согласен. Ответы на критику со стороны оппонентов следует давать в сдержанной корректной форме.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка дипломной работы дается членами ГАК на ее закрытом заседании. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании. При равном числе голосов, голос председателя является решающим. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество статистической обработки, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада студента-дипломника, отзывы и рецензия на дипломную работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента. Критерии оценки приведены в Приложении М.

Оценки дипломных работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

ГАК совместно с кафедрой решает вопрос о рекомендации дипломной работы к публикации, выдвижения на конкурсы, а также о рекомендации студента-дипломника в аспирантуру.

Если защита дипломной работы признаётся неудовлетворитель­ной, ГАК решает вопрос о представлении студенту права защитить ту же работу повторно, с соответствующей доработкой, или разрабатывать новую тему.

В Приложении Н приведены рекомендации по работе над дипломным исследованием, составленные на основе статьи: Диссертант. Основные этапы работы над диссертацией / Вестник высшей школы, 1990. №№ 2-4.


Приложение А

(справочное)

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Негосударственное образовательное учреждение

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Философско-филологический факультет

Кафедра философии

Специальность 020100 Философия

(ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ)

Выполнил(а) студент(ка) 3 курса 2301группы

(подпись) Е.П. Сергеева

Работа защищена “ 200 г.

Оценка ______ ____________

Зав. кафедрой

К.ф.н., профессор (подпись) Н.Ю. Воронина

Научный руководитель

К.ф.н, доцент (подпись) А.Е. Сериков

Самара 200 5 г.


Приложение Б

(справочное)

Образец оформления титульного листа дипломной работы

Негосударственное образовательное учреждение

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии

Специальность 020100 Философия

КАРТЕЗИАНСКОЕ НАЧАЛО В ФИЛОСОФИИ

Допустить к защите

Зав. кафедрой

К.ф.н., профессор

(подпись) Н.Ю. Воронина

Выполнил(а) студент(ка) 5 курса 2501группы

(подпись) Е.П. Сергеева

Научный руководитель

К.ф.н, доцент (подпись) А.Е. Сериков

Работа защищена “ 200 г.

Оценка ______ ____________

Председатель ГАК

Д.ф.н., профессор (подпись) Т.В. Филатов

Самара 2005 г.


Приложение В

(справочное)

Образец оформления а дипломной работы

Иванов Иван Иванович

«Исследование семейных факторов формирования наркотической зависимости у детей подросткового возраста»

Научный руководитель: Петров Петр Петрович

Цель: исследование идеальной представленности родителей как фактора, способствующего или препятствующего возникновению поискового наркотизма и формированию наркотической зависимости у детей подросткового возраста

Объект: родительско-детские отношения в семьях наркозависимых

Предмет: форма идеальной представленности родителей в психике ребенка и ее влияние на ответное самопредъявление

Гипотезы:

Ролевая представленность родителей вызывает ответное ролевое самопредъявление ребенка;

Ролевая представленность родителей препятствует субъектным проявлениям ребенка;

Затруднение проявления субъектности в семье является одной из предпосылок формирования наркотической зависимости у детей подросткового возраста

Методики:

шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла;

модифицированный вариант пиктограмм

Краткие выводы по работе:

В семьях наркозависимых как в латентной стадии, так и в стадии открытой наркотизации существует жесткая система ролей, препятствующая аутентичному самораскрытию членов семьи друг перед другом, спонтанным проявлениям активности;

Ролевая форма идеальной представленности родителей, препятствуя субъектным проявлениям ребенка, является фактором приобщения подростков к наркотикам;

Преобладание ролевых, стереотипных форм поведения родителей препятствует успешной реабилитации наркозависимого;

Фактором устойчивости к наркотической контаминации у обследуемых подростков является субъектная форма идеальной представленности родителей или наличие в жизни подростка «абсолютно значимого другого» - человека, в общении с которым, он имеет возможность проявляться субъектно.

Количество использованных источников – 24.


Приложение Г

(справочное)

Образец оформления содержания работы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..……..…..…..…..…..………….….4

1 Наименование первого раздела (Теоретическая часть дипломной работы) .………….. 6

1.1. Название первого подраздела …..…..…..………..…..…..…..…..…..……..……….…. 8

1.2.Название второго подраздела …..…..…..…..…..…..…..…..…...…..…..………………12

1.3. ….

1.4. Выводы по первому разделу……..…..…...…..…..…………..…..…..…..…...…..……18

2 Наименование второго раздела (Экспериментальная часть дипломной работы) ……..20

2.1. Гипотеза исследования ……..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………....….20

2.2. Методика исследования ….…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………...…30

2.3. Анализ и обсуждение результатов ……..…..…..…..…..…..…..…..…..…………...…..44

2.4. Выводы по второму разделу …..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………...…….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………... 60

Список использованных источников …..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………...….. 62

Приложения ……..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………..…… 70


Приложение Д

(справочное)

Образец оформления списка использованных источников

Список использованных источников

1. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания. - СПб. : Речь, 2003. – 296 с.

2. Лисецкий, К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара : Изд-во «Самарский университет», 1995. – 135 с.

3. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2000. - 256 с.

4. Петровский, В.А. Очерк теории свободной причинности // Вестник Самарского госуниверситета. - 1996. - № 1. - С. 57-80.

5. Самыкина, Н.Ю. Факторы риска алкоголизации и наркотизации школьников // Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. - М. : Изд-во Института Психотерапии. - 2000. - С. 65-85.

6. Шапатина, О.В. Развитие самооценки ребенка в системе семейных отношений // Тезисы докладов Международной конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность». – Самара, 1997. - С. 153-154.

7. Зоткин, Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности : автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2000. - 23 с.

8. Пыжикова, Ж.В. Становление автономии личности старшеклассника в условиях социально-психологического тренинга : дис. … канд. психол. наук. М., 1999, - 136 с.

9. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. Фуко, М. Что такое автор?// http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt [21.04.2000]


Приложение Е

(справочное)

Образец оформления задания на дипломную работу

Негосударственное образовательное учреждение

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Философско-филологический факультет

Кафедра философии

Специальность 020100 Философия

Задание на дипломную работу

Студенту ____________________________________________________________________

1.Тема работы ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(утверждена приказом по институту от ________________________ № ___________)

2. Срок сдачи законченной работы_______________________________________________

3. Исходные данные в дипломной работе _______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

4. Краткое содержание дипломной работы (перечень подлежащих разработке вопросов)

_____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

5. Перечень графического материала (таблиц, диаграмм и т.д.) ___________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Консультанты по дипломной работе ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Дата выдачи задания ________________________________

Руководитель ____________________________________________________________

(подпись)

Задание принял к исполнению ________________________________

(дата)

Студент ___________________________________________________

(подпись)


Приложение Ж

(справочное)

Образец оформления календарного плана работы

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Философско-филологический факультет

“УТВЕРЖДАЮ”

Руководитель дипломной работы

____________________________

____________________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

Календарный рабочий план

Студента(ки)____________________________________________Группы____________

по дипломной работе на тему_________________________________________________

__________________________________________________________________________

№ п/п

Наименование этапа

работы

Срок

выполнения

Отметка

руководителя о выполнении

Примечания

руководителя

1

Составление библиографии по теме

1 декабря

2

Просмотр литературы и отбор материала для работы

15 декабря

3

Написание чернового

варианта введения

25 декабря

4

Составление конспектов и ов источников

10 февраля

5

Написание 1 раздела

25 февраля

6

Написание 2 раздела

10 марта

7

Написание 3 раздела

22 марта

8

Написание 4 раздела

2 апреля

9

Написание 5 раздела

12 апреля

10

Написание 6 раздела

26 апреля

11

Написание заключения

30 апреля

12

Написание введения

12 мая

13

Окончательное оформление

20 мая

14

Подготовка доклада

26 мая

15

Предварительная защита

5 июня

Составил студент___________ ______________ “__”__________200_г.

(подпись)


Приложение К

(справочное)

Образец оформления отзыва

ОТЗЫВ

руководителя на выпускную квалификационную работу

Студента(ки) ________________________________________________________________

Факультет __________________________________________________________________

На тему _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

1. Оценка соответствия работы заданию_________________________________________

2. Актуальность _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Характеристика работы с точки зрения практической и научной ценности _________

____________________________________________________________________________

4. Использование нормативных и литературных источников _______________________

____________________________________________________________________________

5. Рекомендации по использованию результатов работы ___________________________

____________________________________________________________________________

6. Уровень самостоятельности при работе над темой выпускной квалификационной работы ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Выпускная квалификационная работа соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к работе, и может (не может) быть рекомендована к защите на заседании государственной аттестационной комиссии ______________________________________

Научный руководитель _______________________________________________________

(Ф.И.О., ученое звание, степень)

____________________________________________________________________________

(место работы, занимаемая должность)

«___» __________ 200__ г. ___________________

(подпись)

Приложение Л

(справочное)

Образец оформления рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу

Студента(ки) ________________________________________________________________

Факультет __________________________________________________________________

На тему _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

На материалах _______________________________________________________________

Актуальность темы ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Характеристика разделов работы _______________________________________________

____________________________________________________________________________

Практическое и научное значение работы ________________________________________

____________________________________________________________________________

Использование нормативных и литературных источников _________________________

____________________________________________________________________________

Качество оформления работы __________________________________________________

____________________________________________________________________________

Недостатки работы ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Какие разделы и подразделы рекомендуются к внедрению __________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка работы в целом ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рецензент _________________________ ____________________ Печать организации,

(Ф.И.О.) (подпись) где работает рецензент

___________________

(дата)

Место работы и

должность рецензента______________________________________________________

Приложение М

(справочное)

Оценка итоговой квалификационной работы студента

Критерии оценки:

5 (отлично) - соответствует требованиям (все необходимое сделано), существенных замечаний нет;

4 (хорошо) - соответствует требованиям, но есть существенные замечания и недочеты;

3 (удовлетворительно) - требования выполнены недостаточно;

2 (неудовлетворительно) - отсутствует или не соответствует требованиям (необходимое не сделано).

ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Обоснование актуальности темы;

2. Формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования;

3. Формулировка гипотезы (гипотез) исследования;

4. Наличие практической и/или теоретической значимости исследования;

5. Оригинальность идеи, новизна;

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

6. Проведение анализа литературы по теме исследования (не менее 20 источников;

использование литературы на иностранных языках; наличие журнальных статей);

7. Логика и системность изложения;

8. Формулировка проблемы и лежащего в ее основе противоречия;

9. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования;

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

10. Выбор и обоснование методов и методик исследования;

11. Корректность применения используемых методик;

12. Организация исследования, базы проведения эксперимента;

13. Правильность составления методики эксперимента;

14. Оценка достоверности результатов эксперимента;

15. Использование математического аппарата при обработке результатов;

16. Проведение анализа и интерпретации результатов;

17. Связь экспериментальных и теоретических результатов с гипотезой;

ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

18. Логичность и аргументированность изложения материала;

19. Наличие и оформление наглядных материалов;

20. Умение вести дискуссию;

21. Владение профессиональным языком и терминологическое соответствие;

22. Грамотность текста дипломной работы;

23. Наличие печатных работ по материалам исследования;


Приложение Н

(справочное)

Рекомендации по работе над дипломным исследованием

На основе статьи: Диссертант. Основные этапы работы над диссертацией / Вестник высшей школы, 1990. №№ 2-4.

Сбор информации

Работая с литературой, обращайте внимание на:

общую характеристику вашей области исследования;

классификацию основных направлений исследований в данной области, практически используемые и находящиеся в стадии разработки направления;

разные точки зрения на разрешение проблемы,

результаты существующих исследований по каждому разделу классификации, по используемому методу,

применяемый научный аппарат.

При работе с литературой удобно пользоваться карточками, в которые помимо библиографических данных записываются краткая аннотация статьи или книги, ваше отношение к ней, возможность использования в работе.

Просмотрите всю известную литературу по вашей теме и составьте карточки, потом переходите к подробному изучению отобранных источников. Не доверяйте своей памяти, делайте пометки и замечания на карточках.

С осторожностью относитесь к цитатам.

Делайте заметки на одной стороне листа стандартного формата. При чтении лучше записать лишнее. Повторный поиск приводит к потере времени.

Собранную информацию группируйте по главам, параграфам и разделам. Удобно пользоваться для этих целей отдельными папками.

Написание дипломной работы

должна показать ваше умение сжато, логично и аргументировано излагать мысли. Поэтому добейтесь, чтобы между главами и параграфами чётко просматривалась связь, была выявлена логика исследования. Каждый тезис должен "работать" на конечный результат, обосновывая, доказывая его объективность и необходимость. При написании текста задавайте себе вопрос: "Нужен ли этот материал для решения поставленной задачи?".

Очень часто уже при защите члены ГАК пытаются выяснить у студента основную идею дипломной работы, за которую и выставляют квалификационную оценку. Иногда оказывается, что проведена огромная работа, а общая идея не показана.

Все основные положения дипломной работы должны быть теоретически обоснованы и строго аргументированы. В работе должна быть доказана новизна полученных результатов по сравнению с имевшимися исследованиями. Вы должны очень жёстко оценивать свою работу и очень хорошо знать все её недостатки, чтобы отстоять ее и защитить.

Не бойтесь слова "невозможно". Если задача возникла, значит - есть и условия для ее решения. Определите, чем ваши условия и ваш подход отличаются от предшествующих. Не нужно бояться критического вос­приятия чужих мыслей и идей.

Думайте о предмете исследования постоянно.

Начинайте писать, как только накоплен материал по очередному параграфу или разделу. Используйте целевой подход, т.е. определите цель, результат, к которому вы должны прийти. Сформулируйте примерные выводы. Составьте план параграфа.

На первых порах писать будет нелегко. Очень трудно переносить мысли на бумагу, подбирать слова. Не надо много времени тратить на формулировки, поменьше обращайте внимания на литературную сторону. Вы ещё не раз вернетесь к началу и по ходу дела улучшите стиль вашего изложения.

Выбирайте знакомые всем слова. Старайтесь сделать фразы простыми и ясными, тем более, что писать таким образом значительно легче. Используйте общепринятые в науке языковые обороты. Приучите себя пользоваться безличной формой изложения; "в дипломной работе доказано", "в результате можно получить". В научной литературе принято пользоваться местоимением "Мы"; местоимение "Я" не используется ("мы считаем", "мы доказываем", "по нашему мнению" и т.п.).

Как правило, вызывает трудности начало работы. Поэтому "для разминки" надо потратить несколько минут на повторное прочтение ранее написанного материала и его корректировку.

Выбирайте удобные часы работы. Не забывайте об отдыхе.

Текст пишите на стандартных листах бумаги с одной стороны, оставляя поля по краям (слева - побольше). Не нужно в данном случае экономить бумагу. Если в процессе работы накапливается большое количество исправлений, вставок, дополнений перепишите заново. Это не лишняя трата времени: переписывая, вы можете обнаружить какие-либо несуразности, не видные в перечёркнутом тексте. Если вы компонуете материал с помощью ножниц и клея, то всё равно располагайте текст на форматном листе - гораздо меньше шансов потерять его часть.

Обязательна ссылка при использовании чужих материалов.

Чтобы убедиться в правильности своих идей и ценности получаемых результатов, используйте все возможные формы представления материалов работы на суд общественности, используйте статьи и выступления. Советуйтесь со специалистами.

Даже при недоброжелательной критике в ваш адрес, отбросив тенденциозность, отыщите рациональное зерно и устраните указанные недостатки.

Задавайте вопросы по исследованию не только научному руководителю, но и другим преподавателям. Их ответы могут навести вас на интересные мысли и идеи.

Подготовка к защите

Перед предварительной защитой напишите текст вашего выступления. Доклад по диплому, как и на защите, занимает десять минут. 10 минут - это четыре страницы машинописного текста, напечатанного через два интервала.

Свой доклад составьте из трёх частей:

Введение. Пишется на основе данного раздела дипломной работы. Если он получился кратким и ёмким, можно пересказать его целиком. Примерное время на введение - 1,5 минуты,

Содержание работы. Первая глава - 3 минуты, вторая - 5 минут. Рассказывайте о сущности, задачах, методике и результатах проведенного исследования. Постарайтесь изложить свои мысли простым и даже, в определенной мере, популярным языком, но обязательно используйте и специальную терминологию. Акцентируйте внимание на принципиальных моментах.

Заключение. Приведите в сокращённом виде материал заключения дипломной работы. Здесь важно на каждый вопрос, поставленный в разделе "Цель работы", дать исчерпывающий ответ. Примерное время - меньше одной минуты.

Не забудьте начать с обращения и в конце поблагодарить за внимание.

В тексте доклада надо писать все слова, которые необходимо будет произносить при представлении материала. Рекомендуется выучить текст доклада наизусть, т.к. при этом вы можете сосредоточить внимание не на подборе слов, а на стиле и смысле изложения, на своем поведении.

Запишите все замечания, высказанные на предварительной защите, и после неё со своим научным руководителем обсудите их и примите по ним конкретные решения.

Основные результаты дипломной работы и наиболее значимый иллюстративный материал следует вынести на плакаты, представляемые на защите. Они позволят изложить больший объём дипломной работы и сэкономить время выступления. Каждый график, формула, рисунок на плакате, если они могут быть восприняты неоднозначно, должны иметь соответствующий комментарий.

Защита дипломной работы

Обязательно изучите помещение, где будет проходить защита, проверьте акустику, способы размещения плакатов, наличие указки. Если есть возможность, посетите заранее защиту других дипломных работ, познакомьтесь и привыкните к процедуре и атмосфере защиты.

В ответах на вопросы, которые будут заданы вам после доклада, избегайте двух крайностей:

- излишней краткости и категоричности, которые могут быть восприняты как способ отделаться от вопроса;

- излишней многословности, которая может утомить слушателей. Отвечайте на вопросы так, чтобы в вашем тоне слышалась благожелательность к задавшему вопрос, чтобы вся аудитория почувствовала ваше искреннее желание полнее раскрыть содержание работы и ее основные результаты.

Если вам задали вопрос, не имеющий прямого отношения к выполненной работе, не спешите отвечать «Данный вопрос выходит за рамки защищаемой работы». Можно попросить повторить вопрос в другой уточненной форме и по возможности дать компетентный ответ.

Заранее ознакомьтесь с замечаниями рецензента и оппонента и заранее подготовьтесь к ответам на них. Успех защиты в значительной мере зависит от того, насколько правильно и основательно вы дискутируете с оппонентом и отвечаете на задаваемые вопросы и высказываемые замечания.

Желательно при этом показать свой уровень знаний, соблюдая максимально возможную скромность и корректность.

Опустите ряд мелких, например стилистических замечаний, однако ни одно существенное замечание не должно оставаться без исчерпывающего ответа. Не скрывайте своего несогласия с замечаниями, но делайте это в уважительной и скромной форме.

Если задающие вопрос обнаружили ошибку, то её надо признать, пояснив, как она скажется на основных результатах исследования. Если замечания носят характер предложений, то уместно сказать, что замечания будут учтены в процессе дальнейшей работы по данной проблеме.

Используйте ответы на вопросы для освещения аспектов и нюансов работы, на изложение которых не нашлось места в докладе.

Ваше заключительное слово предназначено для того, чтобы ответить на замечания, высказанные в прениях, а также для подведения итогов дискуссии. Это надо сделать в достаточно сжатой, но весьма убедительной форме.

Члены ГАК привыкли к формальному, по протоколу, изъявлению благодарности всем и за всё, а вы поблагодарите особо тех, кто принял наибольшее участие в вашей работе, указав конкретно, за что вы им признательны.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  620  621  622   ..