Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  581  582  583   ..

 

 

работа позволяет студентам проявить инициативу в вы­боре самого широкого круга дополнительной информации по изучаемой теме (помимо конспектов лекций и обязательных учебников), а также в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятия рассма

работа позволяет студентам проявить инициативу в вы­боре самого широкого круга дополнительной информации по изучаемой теме (помимо конспектов лекций и обязательных учебников), а также в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятия рассма

введение

В современных условиях рыночной экономики выпускник университета по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен быть хорошо подготовлен к самостоятельной работе в организациях всех организационно-правовых форм собст­венности, в бюджетных и некоммерческих организациях, а также в финансово-кредитных структурах. Как известно, основной задачей бухгалтерского учета является формирование достоверной информации для целей эффективного управления организацией. Решить эту задачу могут только те специалисты, которые в достаточной степени владеют навыками аналитической работы, позволяющими ему находить корректные решения учетных проблем в нестандартных ситуациях, в условиях неопределенности финансово-хозяйственной среды, налогового законодательства и законодательно-нормативной базы бухгалтерского учета.

Эти требования к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования в рамках подготовки специалиста в вузе тесно связаны с организацией его самостоятельной работы, важнейшей частью которой является написание курсовых работ. Одной из основных курсовых работ по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет». Она является завершающим этапом изучения этой дисциплины.

Целью курсовой работы является систематизация и углубление знаний студентов в области бухгалтерского финансового учета, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий, при прохождении учебной и производственной практик, а также привитие им профессиональных навыков по формированию достоверной бухгалтерской информации.

позволяет студентам проявить инициативу в вы­боре самого широкого круга дополнительной информации по изучаемой теме (помимо конспектов лекций и обязательных учебников), а также в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятия рассматривались лишь в ограниченной степени. В процессе выполнения курсовой работы студенты должны научиться подбирать, изучать, анализировать и обобщать материалы литературных источников.

В результате выполнения курсовой работы студент должен получить навыки самостоятельной работы и уметь:

1) самостоятельно изучать и анализировать состояние законодательно-нормативной базы бухгалтерского учета;

2) формировать информацию об объекте бухгалтерского учета в соответствии с особенностями финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации;

3) оценивать состояние ведения бухгалтерского учета в организации и разрабатывать конкретные рекомендации по повышению качества бухгалтерской информации.

Подготовка и защита курсовой работы обогащает студентов опытом и знаниями, необходимыми им для выполнения дипломной работы.

1. Требования к курсовой работе

К курсовой работе как к самостоятельному исследованию в области бухгалтерского финансового учета предъявляются следующие основные требования:

1) работа должна быть написана на высоком теоретичес­ком уровне; при её написании должны быть обобщены теоретические материалы по теме работы с использованием соответствующих федеральных законов, постановлений правительства, нормативных и иных инструктивных документов, а также данных специальной и учебной литературы;

2) материал, почерпнутый из всех литературных источников, должен быть переработан, органически увязан с избранной студентом темой и изложен своими словами;

3) работа должны быть написана самостоятельно, отлича­ться критическим подходом к современному состоянию нормативной базы бухгалтерского учета, к содержанию используемых литературных источников;

4) изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, позволяющими всесторонне раскрыть порядок и особенности бухгалтерского учета рассматриваемого объекта;

5) желательно, чтобы работа заканчивалась конкретными выводами и предложениями, направленными на совершенствование организации и методологии учета изучаемого объекта.

Объем курсовой работы должен составлять 40–45 листов машинописного текста без учета приложений. Текст работы должен быть набран в редакторе Microsoft Word на листах стандартного формата А4 (21,0х29,7 см) и напечатан на одной стороне листа бумаги формата А4 шрифтом Times New Roman размером 14 пт через полтора интервала. Красная строка абзаца набирается с отступом 0,7 см. Задаются следующие параметры страницы: верхнее по­ле — 1,5 см, нижнее поле — 2,0 см (расстояние от края до нижнего колонтитула — 1,6 см), левое поле — 3 см, правое поле — 1,0 см. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу. В рукописном варианте объем работы должен составлять 60–65 листов. При этом она должна быть написана разборчивым почерком.

В случаях, когда по предварительной оценке студента планируемый объем работы отличается от нормированной величины, следует уточнить с помощью преподавателя перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, и степень их раскрытия.

Оформление работы должно строго соответствовать правилам, утвержденным выпускающей кафедрой.

должна выполняться студентами в строго установленные сроки в соответствии с учебными планами дневной и заочной форм обучения. Конкретные даты доводятся до студентов преподавателями при выдаче задания на выполнение курсовой работы.

2. порядок выполнения курсовой работы

Процесс подготовки, выполнения и защиты курсовых работ состо­ит из следующих основных этапов.

1. Выдача задания на выполнения курсовой работы и утверждение темы работы преподавателем.

2. Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по теме работы.

3. Составление предварительного варианта плана курсовой работы и согласование его с руководителем курсовой работы.

4. Детальное изучение отобранных литературных источников.

5. Корректировка плана работы и утверждение руководителем окончательного варианта плана.

6. Написание текста курсовой работы.

7. Проверка курсовой работы руководителем, допуск работы к защите и защита курсовой работы.

Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа.

Выдача задания на выполнения курсовой работы и утверждение темы работы преподавателем

Тематика курсовых работ подготовлена и утверждена кафедрой «Бухгалтерский учет и финансы». Список тем приведен в приложении 1. Конкретную тему преподаватель закрепляет за сту­дентом при выдаче задания.

При выборе темы может учитываться научный и практический ин­терес, вызванный работой студента в студенческом научном обществе, на предприятии, чтением специ­альной бухгалтерской литературы и др.

В перспективе с темой курсовой работы может быть увязана тема будущей дипломной работы. В этом случае студент ставит перед собой цель изучить интересующую его проблему на этапе выполнения курсовой работы, чтобы затем, при выполнении дипломной работы, более детально и углубленно проработать выбранную тему. В этих случаях допускается по согласованию с руководителем и заведующим кафедрой выбор тем, не входящих в рекомендуемый кафедрой перечень тем курсовых работ.

Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по теме работы

Успех в написании курсовой работы во многом определяется качеством подбора литературы. Подбор литературы студент осуществляет самостоятельно, используя библиотечные каталоги, библиографические справочники, информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-плюс» и др., специальную литературу, периодическую печать и другие источники. В разделе 4 данного пособия приведен рекомендуемый список литературы.

При этом следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую сторону изучаемой проблемы, так и дейст­вующую практику учета, аудита и материалы арбитражных судов. Особо следует обратить внимание на вопросы и ответы по сложным вопросам учета, публикуемым в периодической печати, содержащимся в информационно-правовых системах.

Просматривая каталоги, информационно-правовые системы, журналы и др. целесообразно создавать свои картотеки по теме курсовой работы. На каждый литературный источник открывает­ся отдельная библиографическая карточка с указанием автора, названия издательства, года издания и краткой аннотации (а).

В картотеку целесообразно записывать все литературные источни­ки по теме курсовой работы, изданные за последние 2–3 года. Законодательно-нормативные документы следует использовать только действующие на дату написания работы.

В процессе подбора литературы студенту следует систематически консультироваться с руководителем на предмет согласования и уточнения списка подобранной литературы с учетом последних изменений в законодательно-нормативных документах в области бухгалтерского учета.

Ознакомление с отобранной литературой позволяет студенту получить полное представление о круге вопросов, подлежащих рассмотрению при раскрытии темы работы, и помогает составить первоначальный вариант рабочего плана курсовой работы.

Составление предварительного варианта плана курсовой работы

и согласование его с руководителем курсовой работы

На основе предварительного ознакомления с литературой составляется первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно она состоит из введения, двух-четырех разделов, заключения и приложений.

Существенную помощь в составлении плана работы могут оказать программы, приведенные в приложениях 2 и 3.

В процессе составления плана следует, прежде всего, наметить основные "вехи", определить примерный круг вопросов, которые должны быть рассмотре­ны в соответствующих разделах, последовательность их изложения. При этом следует определить наиболее актуальные вопросы темы. В последствии часть этих вопросов могут не войти в окончательно отработанный вариант плана, но на первоначальном этапе работы они необходимы.

При составлении плана не должно быть шаблонов. Следует иметь в виду, что любая тема может быть раскрыта по-разному, в зависимости от основных идей работы.

При составлении плана рекомендуется придерживаться следующего порядка. Обычно в первом разделе курсовой работы освещают во­просы теории учета объекта, в последующих разделах раскрывается практика учета. В конце работы должны быть приведены рекомендации по улучшения методологии учета, как в целом, так и для конкретных организаций.

Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы.

Детальное изучение отобранных литературных источников

После согласования рабо­чего плана, следует приступить к детальному изучению отобранной лите­ратуры, ее конспектированию и систематизации полученных сведений. При изучении отобран­ной литературы, как правило, составляют выписки (конспекты) в письменной форме или в электронном виде, содержание которых определяется предполагаемой формой использования изучаемого ма­териала в будущей работе.

При составлении списка литературы необходимо записывать название источника, издательство и страницы, откуда заимствованы записи, чтобы в дальнейшем при написании работы делать ссылки на литературные источники.

Важное значение имеет систематизация получаемых из литературных источников сведений по разделам, предусмотренным в плане работы. При этом следует продумать вопрос о том, каким образом могут быть использованы эти сведе­ния. Подобная систематизация позволяет на основе практического ана­лиза отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить ос­новные вопросы темы.

При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с законодательно-нормативных документов, затем можно перейти к учебникам и учебным пособиям, к монографиям, заканчивая журнальными статьями, ответами на вопросы и материалами арбитражных судов. Такая по­следовательность в изучении литературных источников позволяет студенту посте­пенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному.

Особое внимание нужно уделить спорным вопросам, по которым в литературе ведется дискуссия. Важно изучить позиции отдельных авторов, продумать их аргументацию. Это позволит не только сделать правильное сопоставление различных точек зрения по интересующему вопросу, но и сформировать своё отношение к ним.

Глубокое и всестороннее ознакомление с теорией и практикой учета позволяет критически оце­нить существующую методологию учета, выявить имеющиеся недостатки и противоречия.

Корректировка плана работ и утверждение руководителем

окончательного варианта плана

После тщательного изучения и систематизации собранного материала по теме работы возможны некоторые корректировки первоначального плана работы. Необходимость изменений вызвана тем, что в процессе детального ознакомления с изучаемой проблемой автор убеждается, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточно материала, а по другим, наоборот, имеются данные, представляющие теоретический и практический интерес.

Если после ознакомления с литературными источниками составлен новый вариант плана, то он также должен быть согласован с руководителем курсовой работы.

Написание текста курсовой работы

Особенностью курсовой работы по бухгалтерскому учету является то, что она не должна носить только описательный характер, а должна строиться на основе анализа законодательно-нормативных документов, содержать методику бухгалтерского учета объекта. В работе необходимо проил­люстрировать порядок применения методики на конкретных примерах. Эта может быть сделано на основании факти­ческого материала, собранного при прохождении производственной практики, либо на основе данных о деятельности гипотетического предприятия в режиме учебной бухгалтерии. Этот этап является одним из наиболее ответственных и трудных, так как от того, насколько правильно и полно собран этот материал, зависит качество выполнения практической части курсовой работы. Содержание этой части работы определяет её практическую полезность и позволяет судить о степени проработанности темы.

При написании курсовой работы следует продумать наиболее удобные и наглядные способы обобщения информации, например, с использованием схем, таблиц или графиков. Все они должны иметь названия и быть пронумерованы.

Уже на стадии выполнения курсовой работы, в ходе обработки и изучения фактических данных студент должен продумать выводы, выте­кающие из результатов анализа состояния законодательно-нормативной базы учета объекта, и сформулировать свои выводы и предложения, направленные на улучшение методологии учета объекта, как в целом, так и применительно к конкретному предприятию.

Материал в практической части работы дол­жен в достаточно полной мере иллюстрировать большинство положений, приведенных в теоретической части работы.

пишется на основе тщательно проработанных лите­ратурных источников, собранного и обработанного конкретного матери­ала.

Элементами структуры курсовой работы по бухгалтерскому учету являются:

1) титульный лист; 2) ; 3) содержание; 4) введение; 5) основная часть работы; 6) заключение; 7) список использованных источников; 8) приложения.

Характеризуя содержание отдельных элементов, необходимо отметить следующее.

Титульный лист является первой страницей работы. Пример его оформления приведен в приложении 4.

должен содержать название работы, сведения об объеме курсовой работы, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников и приложений. Далее материал в е необходимо излагать в следующей последовательности: 1) объект работы; 2) цель работы; 3) полученные результаты; 4) рекомендации по внедрению; 5) оценка экономической эффективности или значимости работы. Формулировка цели работы должна соответствовать цели, указанной во введении. Пример написания а приведен в приложении 5.

Содержание включает введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и перечень приложений с указанием их номеров и названий. Следует иметь в виду, что нумеруют только разделы и подразделы основной части работы.

Введение содержит оценку современного состояния решаемой проблемы и обоснование необходимости проведения таких работ, что определяет актуальность темы курсовой работы. В нем также указывают цель работы и приводят перечень задач (четыре–шесть), подлежащих решению в данной работе для достижения поставленной цели. Цель курсовой работы должна указывать на значимый результат, достигаемый в ней. Следует кратко коснуться содержания отдель­ных разделов работы, указать основные источники информации, охарактеризовать в общих чертах достигнутый результат. Желательно также дать краткую характеристику объекта исследования, по материалам которого пишется . В целом объем введения составляет 2–3 страницы.

В основной части работы раскрываются теоретические и методологические аспекты учета объекта. Порядок написания этой части работы приведен в разделе 3.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам работы (соответствующие поставленным задачам) и рекомендации по конкретному использованию результатов работы.

Список использованных источников должен содержать полный перечень законодательно-нормативной литературы по теме курсовой работы, а также сведения обо всех других использованных источниках. Список составля­ется в последовательности, определяемой ссылками в тексте работы.

В приложениях помещают документы, не вошедшие в основную часть, но являющиеся необходимыми для раскрытия темы курсовой работы. К таким документам относятся первичные бухгалтерские документы, договоры, учетные регистры, формы бухгалтерской отчетности, фрагменты приказа по учетной политике организации и др. Эти документы должны быть заполнены. Прикладывать тексты законодательно-нормативных документов и пустые бланки не разрешается.

Приложения располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» с указанием его номера арабскими цифрами.

Проверка курсовой работы руководителем, допуск работы к защите и защита курсовой работы

После написания сдается на проверку руководителю. Прежде всего, работа проверяется на соответствие установленным правилам оформления курсовых работ. Если выявлены существенные нарушения правил оформления, то работа без дальнейшей проверки возвращается на переоформление. Если работа оформлена в соответствии с требованиями, то проводится её проверка по существу содержания. По результатам проверки делаются замечания и вывод о соответствии работы предъявляемым требованиям. Затем работа возвращается студенту для доработки и подготовки к защите.

Начинать подготовку к защите курсовой работы следует с анализа замечаний, сделанных руководителем. Необходимо подготовить ответы на замечания, содержащиеся в отзыве или на полях работы. Ответы оформляются на отдельных листах и прикладываются к работе. Вносить исправления непосредственно в текст работы не допускается.

Следующим этапом является защита работы. Эта процедура предполагает выявление глубины и само­стоятельности знаний студента по избранной теме. При защите студент должен хорошо ориентироваться в представленной работе, отвечать на во­просы как теоретического, так и практического характера, относящие­ся к теме работы.

В процессе защиты студент должен кратко изложить основные положения работы, прокомментировать выводы и предложения, содержащиеся в работе. Особое внимание необходимо уделить тем разделам работы, по которым имеются критические замечания в адрес действующей си­стемы бухгалтерского учета. В конце защиты студент отвечает на замечания, сделанные руководителем, и на вопросы, возникшие в процессе защиты.

оценивается по пятибалльной системе в зависимости от её содержания, качества оформления и от результата защиты. Высшая оценка "отлично" ставится за всестороннюю глубокую разработку темы на основе использования широкого круга источников информации, в том числе современных законодательно-нормативных документов; за конструктивное критическое отношение к использованному материалу; за самостоятельность суждений, за наличие обоснованных выводов и предложений; за отсутствие су­щественных недостатков в оформлении работы.

Работа, которую преподаватель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве замечаний. В некоторых случаях возможна смена темы работы.

должна быть написана и защищена в сроки, установленные учебным планом. Студент, не защитивший курсовую рабо­ту в срок, не допускается к сдаче экзамена по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет».

3. содержание основной части работы

Основная часть работы, как правило, состоит из 2–3 разделов. Каждый раздел состоит из нескольких подразделов, количество которых может быть от 2 до 5. Содержание работы должно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Написание отдельных разделов и подразделов производится в соответствии с составленным планом работы. Это позволяет излагать каждый вопрос в строго определенной последовательности, избегать повторов, отрывочных и логически не связанных между собой положений. Логически построенная работа не содержит материала, ко­торый может быть изъят из нее без нарушения стройности изложения. Каждый из подразделов должен содержать законченную информацию, строго в соответствии со своим названием. От­дельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложе­ния, имеющие единую тему, объединяют в абзацы.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к осталь­ным предложениям абзаца. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоя­тельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В конце каждого раздела (подраздела) следует формулировать выводы (2–3 абзаца) по существу изложенного материала. В заключение работы приводятся итоговые выводы по работе. Вывод — это абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на положения законодательно-нормативных документов, труды зарубежных и оте­чественных специалистов, на положения международных стандартов бухгалтерской отчетности, на результаты собственных исследований, на результаты обработки статистических данных и др. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом, ...», затем формулируется содержание самих выводов.

При формулировании выводов необходимо учитывать следующее:

1) выводы должны быть нетривиальными, неочевид­ными;

2) в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные;

3) вывод нельзя подменять декларацией о результатах проде­ланной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.);

4) выводы должны быть крат­кими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания раздела (подраздела) рассуждения. Другими словами формулировка вывода должна в сжатой форме содержать причину (констатирующую часть) и след­ствие этой причины (предложения автора).

При выполнении курсовой работы в первую очередь следует использовать законодательно-нормативные документы, действующие на дату выполнения курсовой работы. При использовании учебной, специальной и периодической литературы следует иметь в виду, что в них нередко излагается собственное мнение автора, кроме этого, в них могут содержаться ошибки и устаревшие данные. Поэтому нужно критически относиться к имеющемуся там материалу, а при их использовании необходимо вносить соответствующие коррективы.

Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровож­даться ссылками на использованные работы. Ссылки следует указывать порядковым номером источника в списке литературе, выделенным двумя косыми чертами. Если в работе приводится выдержка (цитата) из источника, то целесообразно указать дополнительно номера страниц, например /5, с. 14–15/. Эти цитаты должны быть тщательно выверены и зак­лючены в кавычки. Студент несет ответственность за точность воспроизводимых данных.

Написание каждого раздела курсовой работы имеет свои особенности. Первую часть работы, как правило, посвящают рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы. Применительно к курсовой работе по бухгалтерскому финансовому учету в этих разделах следует рассматривать следующие основные вопросы методологии бухгалтерского учета исследуемого объекта.

1. Задачи бухгалтерского учета исследуемого объекта. Здесь приводится перечень задач, которые должны быть решены на предприятии, при правильной организации бухгалтерского учета исследуемого объекта.

2. Основные понятия и положения по учету объекта. При изложении данного вопроса следует опираться, прежде всего, на положения законодательно-нормативных документов. При этом не допускается простое переписывание содержания законодательно-нормативных документов, учебной и специальной литературы. Эти материалы приводятся в работе в переработанном студентом виде с учетом критического подхода к существующей организации и методологии бухгалтерского учета.

3. Классификация объекта учета. Для выяснения сущности объекта учета необходимо произвести его классификацию по нескольким признакам (критериям). При классификации следует придерживаться следу­ющих правил: соразмерности, единичности критерия, исключи­тельности, непрерывности.

Соразмерность классификации означает необходимость пе­речисления всех видов классифицируемого понятия. Например, несоразмерна классификация основных средств только на основные средства, приобретенные за плату, и основные средства, поступившие безвозмездно. В данную клас­сификацию необходимо добавить другие варианты поступления основных средств в организацию: в качестве вкладов в уставный капитал, в результате строительства, а также оприходование ранее не учтенных основных средств.

Единичность критерия означает, что классификация должна производиться в данный момент только по одному критерию. Например, ошибочна классификация расчетов на наличные расчеты, безналичные расчеты и на расчеты с использованием пла­стиковых карт. При такой классификации используются два кри­терия: первый — виды денег, при помощи которых погашаются денежные обязательства (наличные и безналичные) и второй — вид специальных средств, использованных при осуществлении рас­четов.

Исключительность классификации означает, что элементы клас­сификации должны исключать друг друга. Это правило логически вытекает из предыдущего.

Непрерывность означает, что в процессе классификации не­обходимо переходить к ближайшим видовым понятиям, не про­пуская их. Например, неверным будет классификация расчетов на наличные, платежными поручениями, по инкассо, аккреди­тивами, чеками. Следовало проклассифицировать расчеты на на­личные и безналичные, а затем уже проводить классификацию безналичных расчетов.

Следует иметь в виду, что классификацию следует строить в разрезе аналитического учета объекта на предприятии.

4. Оценка объекта учета. Раскрываются все виды оценки, применяемые при учете движения объекта: при поступлении и принятии к учету, при движении внутри организации и при его выбытии по любым причинам.

5. Порядок аналитического и синтетического учета. Здесь приводят характеристику всех синтетических счетов, с помощью которых, согласно Плану счетов, отражают информацию о движении объекта. Разрабатывают систему субсчетов, с помощью которых возможно качественно организовать аналитический учет объекта в организации бухгалтерского учета исследуемого объекта. Приводят перечень хозяйственных операций, описывающих в достаточно полной степени операции, которые могут осуществляться на предприятии, а также соответствующие бухгалтерские записи.

6. Порядок документального оформления хозяйственных операций по объекту учета. Здесь следует описать порядок документооборота, начиная с документального оформления хозяйственных операций первичными документами, последующим отражением их в учетных регистрах, применяемых при ведении журнально-ордерной формы учета, и заканчивая Главной книгой.

7. Порядок и особенности отражения информации об исследуемом объекте в бухгалтерской отчетности. Здесь необходимо привести сведения обо всех формах бухгалтерской отчетности, в которых может отражаться информация о данном объекте, включая пояснительную записку.

8. Формирование приказа (фрагмента приказа) по учетной политике организации в части исследуемого объекта. В настоящее время действующие нормативные документы предполагают некоторую свободу в организации бухгалтерского учета на предприятии, что позволяет последнему формировать бухгалтерскую информацию с учетом специфики своей деятельности, делая её при этом более достоверной. Порядок формирования этой информации регламентируется приказом по учетной политике организации. В курсовой работе следует раскрыть содержание приказа по учетной политике, а также необходимо всесторонне проанализировать возможные варианты учетной политики, учитывающие различные аспекты учета исследуемого объекта на предприятии, и дать конкретные рекомендации по их применению.

9. Порядок инвентаризации. Здесь следует раскрыть порядок проведения инвентаризации исследуемого объекта учета, оформления результатов инвентаризации и их отражения в бухгалтерском учете.

В теоретической части работы целесообразно привести сведения о существующих проблемах по учету объекта, вызванных недостатками либо противоречиями в нормативных документах по бухгалтерскому учету. Здесь основными источниками информации служат данные периодической литературы.

В последнем разделе курсовой работы рассматриваются практические вопросы учета объекта. Этот раздел, по своей сути, представляет учебную бухгалтерию и моделирует работу бухгалтера по учету исследуемого объекта на коммерческом предприятии. В нем рассматривается порядок бухгалтерского учета основных хозяйственных операций, начиная с принятия объектов к учету и заканчивая операциями по их выбытию. Эти операции оформляются в журнале хозяйственных операций за отчетный период. Количество операций должно составлять 45–50. Конкретный перечень операций определяется студентом самостоятельно. При этом могут использоваться данные с реальных предприятий, а также выбранные студентом из специальной и периодической литературы. Основным требованием к перечню операций является охват всех наиболее важных хозяйственных операций по движению объекта.

Работа должна содержать заполненные формы основных первичных документов (включая формы договоров), учетных регистров, а также бухгалтерской отчетности. Их заполнение производится на основе вышеуказанных данных. Необходимо привести пример оформления и отражения в учете результатов инвентаризации. Заполненные документы приводятся, как правило, в приложении. В этом случае в тексте работы приводят ссылки на приложения с обязательным указанием номера.

В работе должны быть приведены вариант учетной политики и обоснован его выбор.

литература

Обязательная литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации.

6. Закон СССР от 31.05.91 № 2213-1 «Об изобретениях в СССР».

7. Закон СССР от 10.07.91 № 2328-1 «О промышленных образцах».

8. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3517-1.

9. Закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

10. Закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

11. Закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

12. Закон Российской Федерации от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

13. Закон Российской Федерации от 06.08.93 № 5605-1 «О селекционных достижениях».

14. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

15. Федеральный закон от 31.05.01 № 72-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

16. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

17. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105 по согласованию с ЦСУ СССР.

18. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н.

19. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

20. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н.

21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.94 № 167.

22. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 10.01.00 № 2н.

23. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.

24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.

25. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н.

26. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.

27. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.

28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.00 № 91н.

29. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 02.08.01 № 60.

30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н.

31. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н.

32. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, доведено письмом Минфина РФ от 30.12.93 № 160.

33. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.

34. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № 33н.

35. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н.

36. Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07 апреля 1968 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР».

37. Положение Центрального банка России от 05.01.98 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

38. Положение Центрального банка России от 09.04.98 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществление расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

39. Положение Центрального банка России от 03.10.02 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

40. Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации".

41. Письмо ЦБР от 04.10.93 № 18 «О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации».

42. Письмо МНС РФ и ЦБР от 1, 2 июля 2002 г. NN 24-2-02/252, 85-Т "По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами».

43. Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359.

44. Постановление Госкомстата Российской Федерации от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда, его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

45. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

46. Абрамова Н.В. МПЗ: налогообложение и учет в 2002 году. — М.: Бератор-Пресс, 2002. — 272 с.

47. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. — М.: Бухгалтерский учет, 2002.

48. Бакаев А.С. Комментарий к Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000. — 128 с.

49. Березкин И.В. Служебные командировки: оформление и расчеты. — М.: «Налоговый вестник», 2003. — 256 с.

50. Бухгалтерский учет: Учебник/ А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 2002. — 719 с.

51. Бухгалтерский финансовый учет: Методические указания по выполнению курсовой работы/ Сост. А.Е. Шевелев, Н.В. Лофиченко. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. — 34 с.

52. Власова В.М. Первичные документы — основа финансовой отчетности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 795 с.

53. Врублевский Н.Д., Рендухов И.М. Учет выпуска и продаж продукции в промышленности. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002 — 96 с.

54. Гущина И.Е. Бухгалтерский и налоговый учет операций с векселями//Новое в бухгалтерском учете и отчетности. — 2003. — № 1,2,январь. — СПС «Гарант».

55. Документальное оформление кассовых операций. — М.: Бератор-Пресс, 2002. — 112 с.

56. Ефремова А.А. Учетная политика предприятия: содержание и формирование. — М.: Книжный мир, 2001. — 384 с.

57. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2003. — 618 с.

58. Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. — 192 с.

59. Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. — М.: Элиста: АПП «Джангар», 2000. — 600 с.

60. Кислов Д.В. Учет нематериальных активов. — М.: Главбух, 2002. — 128 с.

61. Климова М.А. Ошибки при калькулировании себестоимости. — М.: Бератор-Пресс, 2003. — 144 с.

62. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета/ А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др.; Под ред. А.С. Бакаева.— М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2001. — 435 с.

63. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 584 с.

64. Ложников И.Н. Рекомендации по применению Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. — М.: «Налоговыйц вестник», 2002. — 272 с.

65. Макарьева В.И. Внеоборотные активы: особенности бухучета и налогообложения. — М.: Налоговый вестник, 2001. — 272 с.

66. Макарьева В.И. Практические советы по применению ПБУ 1–ПБУ 14 (в редакции приказа Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 № 27н). — М.: Налоговый вестник, 2001. — 336 с.

67. Медведев А.Н. Гражданское право и бухучет: типичные бухгалтерские ошибки. — М.: Главбух, 2000. — 156 с.

68. Медведев А.Н. Хозяйственные договоры и сделки: бухгалтерский и налоговый учет. 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 586 с.

69. Нидлз Б и др. Принципы бухгалтерского учета/Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл: Пер. с англ./ Под ред. Я.В. Соколова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 496 с.

70. Николаева С.А. Учетная политика организации на 2002 год: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. Изд. 6-е, прераб. и доп. — М.: Аналитика-Пресс, 2002. — 360 с.

71. Новиков Д.Ю. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет, 2-е издание. — М.: Бератор-Пресс, 2003. — 240 с.

72. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. — 286 с.

73. Орлова Е.В. Налоговый и бухгалтерский учет договоров и сделок. — М.: МЦФЭР, 2003. — 368 с.

74. Палий В.Ф. Комментарий нового плана счетов бухгалтерского учета 2001 года — М.: Изд-во «Проспект», 2001. — 200 с.

75. Рабинович А.М., Гудков Ф.А. Векселя, облигации и складские свидетельства: бухучет и налогообложение. — М.: «Налоговый вестник», 2001. — 240 с.

76. Родников В.В. Безналичные формы расчетов. — М.: Главбух, 2000. — 140 с.

77. Русакова Е.А. Учет основных средств по новому плану счетов/ Под ред. А.С. Бакаева. — М.: Бухгалтерский учет, 2001. — 115 с.

78. Самохвалова Ю.Н. Учет текущих обязательств и расчетов. — М.: «Налоговый вестник», 2000. — 240 с.

79. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 496 с.

80. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя. — М.: ПБОЮЛ Гриженко, 2001. — 320 с.

81. Справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета/ Под ред. А.С. Бакаева. — М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002. — 608 с.

82. Справочно-правовая система «Гарант».

83. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие/ Под ред. Е.А. Мизиковского. — М.: Юристъ, 2001. — 400 с.

84. Финансовый учет: Учебник/ Под ред. проф. В.Г. Гетьмана. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 640 с.

85. Хахонова Н.Н. Учет нематериальных активов. Классификация, учет, хозяйственные ситуации и задачи: Учебно-практическое пособие. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. — 224 с.

86. Шевелев А.Е., Черненко Н.Ю. Учет ценных бумаг. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. — 85 с.

87. Шевелев А.Е., Шевелева Е.В., Старкова Е.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие для практических занятий. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. — Часть 1. — 79 с.

88. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ./ Под ред. и с предисл. А.М. Петрачкова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 560 с.

Дополнительная литература

1. Басаков М.И. От а до дипломной работы. Рекомендации по оформлению текста: Учебн. пособие для студентов вузов и колледжей. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 64 с.

2. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. — М.: Ось-89, 2000. — 320 с.

3. Методические указания по подготовке и защите курсовых работ по курсам «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ» и «Аудит» для специальностей 06.05.00–«Бухгалтерский учет», 06.04.00–«Финансы и кредит», 06.06.00–«Мировая экономика». — М.: ФА при Правительстве РФ, 1995. — 26 с.

4. Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. — 112 с.

5. Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, ы, диссертации. — М: ИНФРА-М, 2000. — 127 с.

6. Периодическая печать: газета «Финансовая Россия», «Экономика и жизнь» журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Аудиторские ведомости», «Налоговый вестник» и др.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  581  582  583   ..