Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  506  507  508   ..

 

 

Тема: Тестовые задания по курсу «История средних веков»

Тема: Тестовые задания по курсу «История средних веков»

Методическая работа

Тема:

Тестовые задания

по курсу «История средних веков».

По учебнику

Агибаловой Е.В., Донского Г.М. «История средних веков». М: Просвещение. – 1985.

Автор:

Гришин Валерий Васильевич,

учитель истории

МОУ – Рябчёвская СОШ

Трубчевского района

Брянской области

2009 год

Содержание :

1. Введение.

2. Тематическое планирование по курсу «История средних веков».

3. Тестовые задания по курсу «История средних веков».

4. Ключ к тестам.

5. Список использованной литературы.

1. Введение.

Тестовые задания находят сейчас самое широкое применение в практике учителей и учащихся. Они позволяют провести текущий контроль знаний, определить усвоение понятий, знание дат, фактов, событий и персоналий.

В школе они используются на уроках, где с их помощью учитель осуществляет проверку знаний. Дома тесты дают возможность ученику самому определить эффективность своей работы.

В данной работе с помощью тестов задействован практически весь материал учебника Агибаловой Е.В. и Донского Г.М. «История средних веков» для 6 класса.

Структура работы привычна. Материал в ней дан в соответствии с тематическим планированием по курсу «История средних веков» в 6 классе. Он соответствует содержанию вышеуказанного учебника.

В работе 485 тестов, которые разбиты на 24 темы. В конце работы даётся ключ к тестам. Считаю, что эти тестовые задания можно использовать и в первом, и во втором концентрах. Тесты не разбиты на временные учебные отрезки (четверти, полугодия), а расположены по параграфам и главам учебника. Такая структура ориентирована на самостоятельный выбор учителя.

Тестирование может быть как текущим, так и итоговым. Практика показывает, что количество тестов, даваемых учащимся для выполнения в процессе текущей проверки знаний, уместно ограничивать семью-десятью. Оценка за тестирование варьируется в зависимости от сложности предлагаемых тестов. Учитель, исходя из уровня подготовки учащихся и их интересов, сам решит, из каких тестов составить текущие самостоятельные и итоговые контрольные работы, а какие использовать при изучении новых тем.

2. Тематическое планирование по курсу «История средних веков». Учебник Агибалова Е.В. и Донской Г.М. «История средних веков».- М: Просвещение.-1985.

Название раздела и темы

Параграфы

Часы

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

2.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

3.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Установление феодального строя.

Германцы с начала нашей эры до образования Франкской империи.

Образование Франкской империи. Феодальное поместье.

Жизнь крестьян и феодалов.

Феодальная раздробленность в Западной Европе. Славяне в 6-9 веках.

Культура Западной и Центральной Европы.

Византийская империя в 6-11 веках.

Арабы в 6-11 веках.

Развитие феодального строя.

Развитие городов и торговли в Западной и Центральной Европе.

Города и торговля в Европе.

Могущество католической церкви.

Крестовые походы.

Борьба за объединение Франции в 10- начале 14 века.

Завершение объединения Франции.

Образование централизованного государства в Англии.

Гуситское движение в Чехии.

Османская империя и борьба народов Европы против турецких завоевателей.

Культура Западной Европы в 11-15 веках.

Китай и Индия в средние века.

Разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений.

Географические открытия конца 15-начала 16 века. Колониальные захваты.

Начало капиталистического развития Англии в 16 веке.

Реформация в Европе. Крестьянская война в Германии.

Нидерландская буржуазная революция.

Абсолютная монархия во Франции.

Расцвет искусства в Италии.

Культура Европы в конце 15- первой половине 17 веке.

Итоговое повторение и обобщение.

Урок-консультация «История средних веков».

Итоговое повторение и обобщение.

Урок-зачёт «История средних веков».

Итого:

1, 2, 3.

4, 5.

6, 7.

8, 9.

10.

11, 12.

13, 14, 15.

16, 17.

18, 19.

20, 21.

22, 23.

24, 25.

26, 27, 28.

29, 30.

31, 32, 33.

34, 35.

36, 37.

38, 39, 40.

41-44

45, 46, 47.

48-51.

52, 53.

54, 55.

56, 57.

58, 59, 60.

7

1

1

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27

Тестовые задания

по курсу

«История средних веков».

Темы 1, 2, 3.

Германцы с начала нашей эры до образования Франкской империи .

1. Германские племена в древности занимали территорию:

А) от Рейна до Эльбы;

Б) от Рейна до Лауры;

В) от Лауры до Пиреней.

2. Главным занятием германцев было:

А) скотоводство;

Б) земледелие;

В) ремесло.

3. Германцы переняли двуполье у:

А) римлян;

Б) славян;

В) саксов.

4. Соотнесите понятия и действия германцев:

А) участок леса раскорчёвывали; на нём сеяли, пока почва не истощалась; через два-три года поле забрасывали и расчищали новое;

Б) пашню делили на два поля; одно поле засевали, а другое было под паром; поля, отведённые по посев и пар, ежегодно меняли.

5. Родовая община у германцев сменилась соседской в:

А) 1-3 веках;

Б) 3-4 веках;

В) 5-6 веках.

6. Земля у германцев считалась общей. Каждая семья имела свой пахотный надел. Урожай, собранный с него, был собственностью отдельной семьи. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. Лесами, выгонами и реками пользовались сообща. Указаны признаки:

А) соседской общины;

Б) родовой общины.

7. Племенем германцев управлял (ло):

А) народное собрание;

Б) вождь;

В) совет знати.

8. К концу 5 века германцы расселились на территории Западной Римской империи. Соотнесите германские племена и районы их расселения:

1. вандалы;

2. вестготы;

3. остготы;

4. франки;

5. англы и саксы.

А) Испания;

Б) Северная Африка;

В) Италия;

Г) Британия;

Д) Галлия.

9. Расчётливый и жестокий Хлодвиг выдвинулся среди франкских вождей в:

А) конце 4 века;

Б) конце 5 века;

В) 6 века.

10. Франки разбили римлян у г.Суассона в:

А) 386 году;

Б) 476 году;

В) 486 году.

11. Государство возникло у франков:

А) около 400 года;

Б) около 500 года;

В) в конце 5 века.

12. Укажите неправильный ответ. Правители обширных областей – графы:

А) собирали с населения налоги;

Б) командовали отрядами воинов;

В) руководили судом;

Г) проводили церковные службы.

13. При Хлодвиге были записаны старинные обычаи и новые указы короля. Из них составили первый сборник законов. Законы Хлодвига:

А) охраняли частную собственность и закрепляли неравенство;

Б) нарушали частную собственность и закрепляли равенство.

14. Расположите в хронологической последовательности события:

А) появление неравенства;

Б) переход к соседской общине;

В) зарождение классов;

Г) улучшение способов земледелия;

Д) возникновение государства.

15. Этот крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своём наделе. Но за пользование наделом он должен был теперь работать на поле господина и отдавать ему часть своего урожая. Это было:

А) зависимый крестьянин;

Б) крепостной крестьянин.

16. Этот крестьянин полностью зависел от господина и не мог распоряжаться своим имуществом. Он был прикреплён к земле. Дети и внуки этого крестьянина оставались в личной зависимости от землевладельца. Это был:

А) зависимый крестьянин;

Б) крепостной крестьянин.

17. Некоторые люди уходили в незаселённые места, давали обещание отречься от «мирской суеты» и посвятить свою жизнь молитвам. Таких людей называли:

А) епископ;

Б) аббат;

В) монах.

18. Монахи жили группами в специальных поселениях:

А) замках феодала;

Б) монастырях;

В) крестьянских деревнях.

19. Монахи в монастыре подчинялись:

А) архиепископу;

Б) аббату;

В) папе.

20. Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял:

А) папа римский;

Б) аббат;

В) архиепископ.

21. Все служители церквей составляли особый слой населения:

А) крестьянство;

Б) рыцарство;

В) духовенство.

22. У франков образовалось два основных класса: крупные землевладельцы и зависимые крестьяне в:

А) конце 8 века;

Б) конце 9 века;

В) конце 10 века.

Темы 4, 5.

Образование Франкской империи. Феодальное поместье.

1. Карл Великий правил Франкским королевством с:

А) 768 по 814 годы;

Б) 758 по 804 годы;

В) 868 по 914 годы.

2. Вставьте пропущенное слово. 799 год. Карл захватил множество…………….. с их жёнами и детьми, расселив их в различных областях своего государства, а землю их разделил между епископами, священниками и графами:

А) арабов;

Б) саксов;

В) римлян.

3. Племянник Карла Великого граф Роланд известен тем, что:

А) разгромил арабов;

Б) покорил саксов;

В) прикрывал отход франкского войска в Пиренейских горах.

4. Самой длительной и тяжёлой была война Карла Великого с племенами саксов. Он совершил против них:

А) 6 походов;

Б) 7 походов;

В) 8 походов.

5. Саксы мужественно отстаивали свою свободу свыше:

А) 30 лет;

Б) 40 лет;

В) 50 лет.

6. Карл Великий смог победить саксов когда:

А) щедро наградил знатных саксов;

Б) укрепил своё войско конницей;

В) привлёк к войне союзников.

7. Карл Великий прибыл в Рим и провозгласил себя императором в:

А) 700 году;

Б) 800 году;

В) 820 году.

8. Карл Великий собирал совет знатных франков:

А) 4 раза в год;

Б) дважды в год;

В) один раз в год.

9. Феод – это:

А) наследственное земельное владение, за которое надо было нести военную службу;

Б) замок феодала;

В) крупный феодал с отрядом воинов, служивший Карлу Великому.

10. Владелец Феода – это:

А) крестьянин;

Б) монах;

В) феодал.

11. Укажите неправильный ответ. Карл Великий завоевал земли:

А) саксов;

Б) южных славян;

В) южные Пиренеи;

Г) лангобардов.

12. В средние века существовало правило:

А) «Нет земли без крестьян»;

Б) «Нет пашни без господина»;

В) «Нет земли без господина».

13. Большое хозяйство, где собственник земли феодал эксплуатировал зависимых крестьян – это:

А) феодальное поместье;

Б) замок феодала;

В) господский двор.

14. Исправьте ошибку. Господский двор включал:

А) дом феодала;

Б) амбары для хранения продуктов;

В) конюшню, хлев, птичник;

Г) крестьянские дома;

Д) наделы крестьян.

15. Пахотная земля в поместье делилась на части:

А) господские поля;

Б) крестьянские наделы;

В) церковная земля.

16. Зависимый крестьянин владел:

А) орудиями труда;

Б) рабочим скотом;

В) домом;

Г) частью луга, где пасся его скот.

17. Все работы крестьян в хозяйстве феодала – это:

А) барщина;

Б) оброк;

В) церковная десятина.

18. Платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства – это:

А) оброк;

Б) церковная десятина;

В) барщина.

19 Десятая доля урожая и приплода скота в пользу церкви – это:

А) оброк;

Б) барщина;

В) церковная десятина.

20. Феодальный строй установился в Западной Европе в:

А) 7-8 веках;

Б) 9-11 веках;

В) 10-11 веках.

Темы 6, 7.

Жизнь крестьян и феодалов.

1. Деревушки, в которых селились крестьяне, насчитывали:

А) не более 10-15 дворов;

Б) 3-5 дворов;

В) более 50 дворов.

2. В рационе крестьян мясо появлялось:

А) регулярно;

Б) только по праздникам.

3. Орудия труда крестьян:

А) совершенствовались быстро;

Б) почти не изменялись десятилетиями.

4. Соотнесите орудия труда и занятия крестьян:

1. плуг;

2. лопата и мотыга;

3. суковатое бревно;

4. серп.

А) вскапывание земли;

Б) вспашка земли;

В) рыхление земли;

Г) жатва.

5. Хозяйство, в котором производилось почти всё необходимое для жизни; продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления – это:

А) натуральное хозяйство;

Б) товарное хозяйство.

6. Жилище феодала – это:

А) монастырь;

Б) замок;

В) маленький деревянный дом.

7. Вставьте пропущенное слово. Замок был окружён широким…………с водой:

А) стенами;

Б) валом;

В) рвом.

8. Донжон – это:

А) перекидной мост через ров;

Б) главная башня замка;

В) колодец с водой.

9. Вставьте пропущенное слово. Конный воин - ………..- был вооружён тяжёлым мечом и длинным копьём:

А) рыцарь;

Б) монах;

В) крестьянин.

10. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости – это:

А) турнир;

Б) герб;

В) девиз.

11. Вставьте пропущенное слово. На турнире рыцари по знаку судьи мчались на конях на встречу друг другу. Тупым турнирным…………….рыцари старались выбить противника из седла:

А) мечом;

Б) копьём;

В) кинжалом.

12. Отличительный знак рода на щите рыцаря – это;

А) девиз;

Б) мораль феодала;

В) герб.

13. Девиз – это:

А) отличительный знак рода;

Б) краткое изречение, объяснявшее смысл герба;

В) военное состязание рыцарей в силе.

14. Вставьте пропущенное слово. Чтобы заслужить уважение других феодалов, рыцарь должен был проявлять…………… :

А) смелость;

Б) щедрость;

В) расчётливость.

15. Укажите неправильный ответ. Правила рыцарской чести обязывали рыцаря:

А) давать образование своим крестьянам;

Б) искать подвигов;

В) бороться с врагами христианской веры;

Г) защищать слабых и обиженных.

16. О ком говорили феодалы: «Лучше всего, когда он плачет, худо когда он радуется».

А) крестьянине;

Б) мелком рыцаре;

В) монахе.

Темы 8,9.

Феодальная раздробленность в Западной Европе. Славяне в 6-11 веках .

1. Распад империи Карла Великого произошёл в:

А) 743 году;

Б) 843 году;

В) 943 году.

2. Три внука Карла Великого заключили между собой договор о разделе империи в городе:

А) Ахене;

Б) Вердене;

В) Риме.

3. Исправьте ошибку. Позднее на территории империи Карла Великого образовались королевства:

А) Чехия;

Б) Франция;

В) Германия;

Г) Италия.

4. После распада империи Карла Великого новые государства не были едиными. Каждое из них распалось на крупные феодальные владения, а те, в свою очередь, раздробились на множество мелких. Наступило время:

А) междоусобных войн;

Б) феодальной раздробленности;

В) образования централизованных государств.

5. Вставьте пропущенное слово. Королям пришлось примириться с независимостью феодалов и уступить им часть своих ………….:

А) драгоценности;

Б) владений;

В) прав.

6. Сначала Французское королевство состояло из крупных феодальных владений. Их было:

А) 12;

Б) 14;

В) 16.

7. Крупные феодалы утверждали, что король лишь:

А) лучший среди равных;

Б) первый среди равных;

В) второй среди равных.

8. Священная Римская империя образовалась в:

А) 962 году;

Б) 972 году;

В) 982 году.

9. Во времена раздробленности феодалы непрерывно воевали между собой. Эти войны назывались:

А) кровавые;

Б) соседские;

В) междоусобные.

10. Вставьте пропущенное слово. Феодалы стремились отнять друг у друга земли вместе с …………:

А) замками;

Б) крестьянами;

В) лесами.

11. Владелец земли, раздававший земли более мелким феодалам был:

А) сеньором;

Б) вассалом.

12. Вассалами герцогов и графов были:

А) бароны;

Б) король;

В) рыцари.

13. Сеньорами баронов были (был):

А) король;

Б) герцоги и графы;

В) рыцари.

14. Кто не входил в феодальную лестницу:

А) король;

Б) крестьяне;

В) рыцари.

15. При феодальной раздробленности действовало правило:

А) Вассал моего вассала – мой вассал;

Б) Вассал моего вассала – не мой вассал;

В) Сеньор моего сеньора – мой сеньор.

16. В 4 веке занимали обширные пространства от Лабы на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Чёрного моря на юге:

А) славяне;

Б) франки;

В) арабы.

17. Славянские племена делились на три ветви:

А) западные;

Б) южные;

В) Юго-западные;

Г) восточные.

18. К южным славянам относились:

А) болгары;

Б) чехи;

В) сербы;

Г) хорваты.

19. Месяцы своего календаря славяне называли по:

А) видам сельскохозяйственных работ;

Б) видам оружия;

В) видам животных.

20. Соотнесите славянское и современное название месяцев:

1. август;

2. Сентябрь.

А) вресень;

Б) серпень.

2, Письменности у славян не было до:

А) 8 века;

Б) 9 века;

В) 10 века.

22. Вставьте пропущенные слова в отрывок из «Земледельческого закона». Если кто-либо сжал свою долю в то время, как доли соседей не сжаты, и привёл скот и причинил ущерб соседям, то получит ………..:

А) 30 монет;

Б) 30 плетей;

В) 3 коровы.

23. Вече у племени поморян – это:

А) народное собрание;

Б) суд;

В0 армия.

24. Соотнесите государство и время его появления:

1. конец 7 века;

2. 9 век;

3. начало 10 века;

4. середина 10 века.

А) Киевская Русь;

Б) Болгарское царство;

В) Чехия;

Г) Польское государство.

25. Болеслав Храбрый – это правитель:

А) Польши;

Б) Чехии;

В) Болгарии.

Тема 10. Культура Западной и Центральной Европы .

1. В средние века люди имели о других странах:

А) полное знание;

Б) скудные знания;

В) вообще ничего не знали.

2. Церковь утверждала, что Земля:

А) находится в центре мира;

Б) вращается вокруг солнца;

В) стоит на пяти слонах.

3. В средние века люди знали:

А) 9 планет;

Б) 7 планет;

В) 5 планет.

4. Переход от античного мира к средним векам сопровождался:

А) подъёмом культуры;

Б) упадком культуры;

В) застоем в культуре.

5. В средние века грамотных людей:

А) было много;

Б) не было;

В) было мало.

6. Вставьте пропущенное слово. Многие рыцари вместо подписи………..:

А) ставили крест;

Б) рисовали птицу;

В) поручали грамотному слуге расписаться.

7. Грамотными были главным образом:

А) короли;

Б) служители церкви;

В) рыцари.

8. Вставьте пропущенное слово. Для подготовки священников…………приказал открыть школы при больших монастырях:

А) Хлодвиг;

Б) Карл Великий;

В) Болеслав храбрый.

9, В церковных школах:

А) не было деления на классы по возрасту;

Б) было деление на классы по возрасту;

В) учились одни взрослые.

10. Астрономию использовали для того, чтобы:

А) предсказывать затмение солнца;

Б) отсчитывать точное время;

В) высчитывать сроки церковных праздников.

11. в любой стране Западной Европы детей обучали на:

А) родном языке;

Б) английском языке;

В) латинском языке.

12. Говорили, что «он вырос под розгой учителя» о:

А) слуге рыцаря;

Б) человеке, получившим образовании ;

В) священнике.

13. Мастерские по переписыванию книг существовали при:

А) школах;

Б) монастырях;

В) замках феодалов.

14. Кирилл и Мефодий – это:

А) славянские просветители;

Б) лучшие рыцари Франции;

В) короли Чехии.

15. Описывалась история человечества, а причины событий объяснялись «божьей волей» в:

А) хрониках;

Б) песнях;

В) житиях святых.

16. Жонглёры – это:

А) странствующие школяры;

Б) странствующие артисты;

В) странствующие рыцари.

Темы 11, 12.

Византийская империя в 6 – 11 веках.

1. Столицей Восточной Римской империи был город:

А) Киев;

Б) Рим;

В) Константинополь.

2. Исправьте ошибку. В Византийскую империю входили:

А) Аппенинский полуостров;

Б) Балканский полуостров;

В) Малая Азия;

Г) Сирия и Египет.

3. В Византии сохранились многолюдные города к:

А) 6 веку;

Б) 5 веку;

В) 4 веку.

4. В 6 веке наиболее крупными городами Византии были:

А) Александрия;

Б) Антиохия;

В) Рим.

5. Константинополь называли «золотым мостом». Он связывал:

А) Север и юг;

Б) Север и Запад;

В) Запад и Восток.

6. Купцы Византии богатели на торговле с 6

А) Ираном, Индией, Китаем;

Б) югом Африки.

7. Управлял Византией:

А) император;

Б) царь;

В) султан.

8. император Юстиниан правил Византией с:

А) 427 года по 465 год;

Б) 527 года 565год;

В) 537 года по 575 год.

9. Исправьте ошибку. Император Юстиниан завоевал:

А) королевство вандалов в Северной Африке;

Б) королевство остготов в Италии;

В) южную часть Испании;

Г) Северное Причерноморье.

10. Славяне стали нападать на Византию:

А) с середины 5 века;

Б) с середины 6 века;

В) с конца 6 века.

11. Вставьте пропущенное слово. «………… захватили много городов и крепостей, опустошили и подчинили себе область и поселились в ней свободно, как в своей собственной»:

А) византийцы;

Б) римляне;

В) славяне.

12. Арабы напали на Византию в:

А) 6 веке;

Б) 7 веке;

В) 8 веке.

13. Феодальный строй в Византии устанавиливался в:

А) 7-10 веках;

Б) 10-12 веках;

В) 7-12 веках.

14. Окончательно утвердился феодальный строй в Византии в:

А) 9-11 веках;

Б) 10-12 веках;

В) 9-12 веках.

15. Государственным языком Византии в 7-8 веках был:

А) латынь;

Б) греческий;

В) славянский.

16. Первая в Европе высшая школа была открыта в:

А) Риме;

Б) Константинополе;

В) Праге.

17. «Греческий огонь» - это:

А) зажигательны смесь нефти и смолы;

Б) огонь в факелах дворца императора;

В) священный огонь в храмах Византии.

18. Храм святой Софии был построен в:

А) 4 веке;

Б) 5 веке;

В) 6 веке.

19. Храм святой Софии сооружали:

А) 10000 человек в течение 5 лет;

Б) 5000 человек в течение 10 лет;

В) 1 год.

20. Мозаика – это:

А) живописное изображения бога;

Б) изображения из разноцветных камешков и смальты;

В) постройки из камня.

21. Кусочки цветного непрозрачного стекла – это:

А) икона;

Б) смальта;

В) мозаика.

22. Живописные изображения богов, святых из сцен из священных книг – это:

А) иконы;

Б) смальта;

В) мозаика.

23. Особенно большое влияние оказала византийская культура на:

А) культуру южных и восточных славян;

Б) культуру западных славян.

Темы 13, 14, 15.

Арабы в 6-11 веках.

1. Родиной арабов был обширный:

А) Аравийский полуостров;

Б) Пиренейский полуостров;

В) полуостров Малая Азия.

2. Главное занятие бедуинов:

А) скотоводство;

Б) земледелие;

В) торговля.

3. «Кораблём пустыни» называли бедуины:

А) лошадь;

Б) верблюда;

В) осла.

4. Самым крупным городом арабов был город:

А) Медина;

Б) Мекка;

В) Басра.

5. Кааба – это:

А) город на юге Аравийского полуострова;

Б) оазис в пустыне;

В) старинный храм с «чёрным камнем».

6. Родовой строй у арабов пришёл в упадок к:

А) началу 7 веку;

Б) середине 7 веку;

В) концу 7 века.

7. У арабов была религия:

А) буддизм;

Б) ислам;

В) христианство.

8. Житель Мекки Мухаммед – это:

А) лучший погонщик верблюдов;

Б) богатейший купец;

В) основатель ислама.

9. Священной книгой мусульман был (была):

А) Талмуд;

Б) Коран;

В) библия.

10. Большинство арбских племён приняло ислам в:

А) около 530 года;

Б) около 630 года;

В) 639 году.

11. Арабским государством управляли:

А) халифы;

Б) цари;

В) императоры.

12. Арабы вели успешные войны с соседями. Северную Африку они покорили в:

А) конце 7 века;

Б) начале 8 века;

В) конце 8 века.

13. У г.Пуатье франки нанесли арабам поражение в:

А) 632 году;

Б) 732 году;

В) 832 году.

14. Арабский Халифат образовался в:

А) 4-5 веках;

Б) 6- первой половине 7 веках;

В) 7- первой половине 8 веках.

15. Столицей Арабского Халифата был город:

А) Домасск;

Б) Медина;

В) Мултан.

16. Арабская пословица гласит:

А) «Земля без воды мертва»;

Б) «Земля без воды – пустыня»;

В) «Земля без хозяина мертва».

17. Вставьте пропущенное слово. В халифате широко применялся и труд………… . Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы:

А) крестьян;

Б) рабов;

В) наёмных рабочий.

18. Бабек был во главе восставших в:

А) на северном Кавказе;

Б) Азербайджане;

В) в северной Африке.

19. Кордовский имерат образовался в:

А) начале 7 века;

Б) середине 7 века;

В) середине 8 века.

20. Языком литературы и науки в Халифате был:

А) арабский;

Б) греческий;

В) латынь.

21. Соотнесите изделия арабских ремесленников и места производства изделий:

1. Иран;

2. Сирия;

3. Дамаск.

А) ковры;

Б) яркие шелка;

В) мечи, панцыри.

22. Исправьте ошибку. Арабские купцы были известны в:

А) Индии;

Б) Китае;

В) Японии.

23. Арабские учёные говорили:

А) «Важнейшее украшение человека – драгоценности;

Б) «Важнейшее украшение человека – знание»;

В) «Человек красив душой».

24. Арабские математики были очень известны. Они:

А) стали пользоваться индийскими цифрами;

Б) изобрели цыфры;

В) создали алгебру.

25. Высказав гениальну. Догадку, что Земля движется вокруг солнца учёный:

А) Аль-Бируни ;

Б) Ибн Сина;

В) Фирдоуси.

26. Соотнесите имена учёных и их достижения:

1. Аль-Бируни;

2. Ибн Сина.

А) астраном. Земля движется вокруг солнца;

Б) медик. Описал признаки многих болезней.

27. Один из самых знаменитых поэтов Фирдоуси написал:

А) поэму «Шах – наме»;

Б) сборник «Тысяча и одна ночь».

28. Из всех видов искусства наибольших успехов в халифате достигла:

А) скульптура;

Б) архитектура;

В) живопись.

29. Альгамбра – это:

А) мечеть в Иерусалиме;

Б) дворец халифа в Багдаде;

В) дворец ис панских правителей в Гранаде.

30. Соотнесите понятие и определение:

1. Мечеть;

2. минарет;

3. арабеска.

А) высокая башня, с которой верующих созывали на молитву;

Б) сложные узоры из переплетающихся линий;

В) мусульманский храм.

Темы 16,17.

Развитие городов и торговли в Западной и Ценральной Европе.

1. К 11 веку пашню уже делили не на два, а на три поля: одно засевали озимыми хлебами, другое весной яровыми, а третье оставляли под паром. Теперь, отдыхала не половина, а лишь одна треть пашни. Это:

А) подсечное земледелие;

Б) трёхполье;

В) двухполье.

2. Орудие труда имеющее нож, железный лемех, отвайную доску и колёсный передок, называется:

А) лемех;

Б) колёсный плуг;

В) мотыга.

3. Льняные и шерстяные материи ткали:

А) на горизонтальных станках;

Б) на вертикальных станках;

В) в ручную.

4. Ремеслом в средние века занимались:

А) рыцари;

Б) ремесленни Ки;

В) крестьяне.

5. Древние города возродились и возникли в Италии и на юге Франции в:

А) 9 веке;

Б) 10 веке;

В) 11 веке.

6. В 10-11 веках появились города в6

А) Западной и Центральной Европе;

Б0 Южной Европе;

В) Северной Европе.

7. В мастерской ремесленника:

А) не было машин;

Б) были машины.

8. Хозяином мастерской был:

А) подмастерье;

Б) мастер;

В) ученик.

9. Изучал ремесло и выполнял подсобные работы в мастерской:

А) мастер;

Б) подмостерье;

В) учении к.

10. Подмостерье мог открыть свою мастерскую, изготовив лучший образец изделия:

А) шедевр;

Б) цех;

В) устав.

11. Устав требовал:

А) выполнения вещей по определённому образцу;

Б) наличия определённого количества станков у каждого мастера;

В) трёхразовое ежедневное питание для учеников и подмастерьев;

Д) запрещал мастерам переманивать друг у друга заказчиков и покупателей.

12. Братства – это:

А) союзы подмастерьев;

Б) союзы мастеров;

В) союзы учеников.

Темы 18, 19.

Города и торговля в Европе.

1. Борьба городов с сеньорами проитсходила во всех странах Западной Европы в:

А) 10-11 веках;

Б) 12-13 веках;

В) 14-15 веках.

2. Городской совет:

А) стоял во главе города и решал все дела;

Б) не имел никакой власти в городе;

В) занимался только церковными делами.

3. Население средневекового города обычно сотавляло:

А) 3-5 тысяч человек;

Б) 5-6 тысяч человек;

В) 7-8 тысяч человек.

4. Население Лондона и Парижа насчитывало:

А) несколько сот человек;

Б) одна тысячу человек;

В) несколько десятков тысяч человек.

5. Главными занятиями горожан были:

А) земледелие;

Б) ремёсла и торговля;

В) военное дело.

6. Единственным просторным местом в городе была рыночная площадь. Неподалёку от неё находился собор. Это:

А) главная городская церковь;

Б) здание городского совета;

В) городская баня.

7. Соотнесите понятия и определения:

1. собор;

2. ратуш.

А) здание городского совета;

Б) главная городская церковь.

8. Городскую бедноту составляли:

А) чернорабочие, «вечные подмастерья», нищие;

Б) нищие;

В) чернорабочие и переселенцы из других городов.

9. Центром торговли с окружавшей местностью был (была):

А) город;

Б) монастырь;

В) деревня.

10. Чтобы защититься от грабителей, купцы объединялись в гильдии. Гильдия – это:

А) союз банкиров;

Б) союз подмастерьев;

В) союз купцов.

11. в средние века очень богатого человека называли:

А) «мешком золота»;

Б) «мешком перца»;

В) «ларцом с драгоценностями».

12. Из Восточной Европы на Запад везли:

А) серебро и оружие;

Б) соль, металлы, вина;

В) меха, воск, лён, мёд.

13. Из стран Востока в Европу везли:

А) хлеб, оружие, лес;

Б) мкталлы и металлические изделия;

В) пряности, фрукты.

14. Центром северной европейской торговли был город:

А) Лондон;

Б) Брюгге;

В) Копенгаген.

15. Чтобы вытеснить соперников из торговли по Северному и Балтийскому морям, купцы более 70 немецких городов в 14 веке объединились в Ганзу. Этот союз возглавлял город:

А) Любег;

Б) Новгород;

В) Амстердам.

16. Самыми оживлёнными местамит торговли в Европе были ярмарки. Ярмарка – это:

А) ежегодные торги купцов из разных стран;

Б) еженедельные торги местных купцов на площади ближайшего города;

В) союз купцов.

17. В 13 веке наиболее известными были ярмарки:

А) в Неаполетанском королевстве;

Б) в города северной Германии;

В) в графстве Шампань на северо-востоке Франции.

18. Ярмарки были шумными и многолюдными. Между рядами кукпеческих лавок стояли столики, за которыми сидели менялы. Они:

А) обменивали купцам их деньги на те, которые принимались на ярмарке;

Б) торговали продуктами;

В) давали деньги в рост.

Темы 20, 21.

Могущество католической церкви.

1. Христианская церковь была единой до:

А) середины 11 века;

Б) середины 12 века;

В) конца 12 века.

2. В западной Европе главой церкви был:

А) пророк;

Б) римский папа;

В) патриарх.

3. В середине 11 века папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. Это случилось в:

А) 1052 году;

Б) 1053 году;

В) 1054 году.

4. Папская область располагалась в:

А) Франции;

Б) Италии;

В) Германии.

5. Соотнесите имена и занятия людей:

1. Генрих 4;

2. Григорий 7.

А) римский папа;

Б) германский король.

6. Выражение «Пойти в Каноссу» означает:

А) замаливать грехи в Каноссе;

Б) необходимость идти на унизительные поступки;

В) пойти на праздник в Каноссе.

7. При папе Иннокентии 3 (1198-1216 годы):

А) власть пап достигла наибольшего могущества;

Б) власть пап была очень слабой;

В) император Германии подчинил себе папу.

8. Чьи это слова: «Мы (папы) призваны господствовать над всеми народами и царствами»:

А) Иннокентия 3;

Б) Григория 7.

9. Церковная десятина – это:

А) особый налог на содержание духовенства и храмов;

Б) плата за венчание при вступлении в брак, за крещение младенцев, отпевание покойников;

Б) отработка крестьян на земле монастыря.

10. Церковь продавала специальные грамоты – индульгенции. Они:

А) помогали купить церковную должность;

Б0 подсчитывали грехи людей;

В) прощали грехи.

11. Исправьте ошибку. Источники доходов церкви:

А) десятина;

Б) церковные обряды;

В) организация турниров;

Г) продажа индульгенций;

Д) продажа должностей.

12. Исправьте ошибку. Церковь утверждала, что бог разделил всех людей на три группы:

А) духовенство;

Б) рыцарство;

В) феодалов;

Г) крестьян.

13. Духовенство внушало верующим, что:

А) нужно менять существующие порядки;

Б) нельзя менять существующие порядки;

В) надо любить своих врагов.

14. Как ни сильна была церковь, среди горожан и крестьян появлялось всё больше людей, выступавших против её учения. Таких людей духовенство называло:

А) еретиками;

Б) вагантами;

В) епископами.

15. Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось:

А) отлучение от церкви;

Б) сожжение на костре;

В) ссылка в Африку.

16. В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы. В начале 13 века папа Иннокентий 3 призвал феодалов в походу против еретиков в области:

А) северной Франции;

Б) южной Франции;

В) средней Италии.

17. Для борьбы с еретиками папа создал специальный церковный суд – инквизицию в:

А) 12 веке;

Б) 13 веке;

В) 14 веке.

18. Передавая осуждённого на казнь властям, служители церкви просили казнить «без пролития крови». Это означало, что:

А) осуждённого должны были заживо сжечь на костре;

Б) утопить в реке.

Темы 22, 23.

Крестовые походы.

1. Участники походов на Восток нашивали себе на одежду:

А) кресты из материи;

Б) треугольники;

В) имя папы римского.

2. Первый крестовый поход папа благословил в городе:

А) Париже;

Б) Руане;

В) Клермоне.

3. Первый крестовый поход начался в:

А) 1095 году;

Б) 1195 году;

В) 129 году.

4. Главную силу крестовых походов составили:

А) рыцари;

Б) духовенство;

В) крестьяне.

5. Раньше всех, двинулись к Иерусалиму крестьяне стран Западной Европы. Это случилось в:

А) 1095 году;

Б) 1096 году;

В) 1097 году.

6. Рыцари, участвующие в походе 1096 года, ворвались в Иерусалим в:

А) 1098 году;

Б) 1099 году;

В) 1100 году.

7. О каком событии пишет современник: «Трудно описать толпы детей, юношей, стариков, отправлявшихся на войну. Они подковывали быков как лошадей, запрягали их в повозки и помещали на них свои скудные пожитки и маленьких детей»:

А) походе рыцарей 1096 года;

Б) походе 1204 года;

В) походе бедноты 1096 года.

8. О ком писал хронист: «Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, но также отказывались от сельских работ»:

А) крестьянах из Европы;

Б) паломниках из Европы;

В) местных жителях.

9. Мусульмане создали сильное государство, которое возглавил правитель Египта Саладин. Он:

А) отступил в глубь пустыни Сахары;

Б) изгнал крестоносцев из Иерусалима;

В) построил флот и топил суда европейцев в Средиземном море.

10. Папа Иннокентий 3 взялся за организацию нового 4 похода на Восток в:

А) конце 11 века;

Б) конце 12 века;

В) конце 13 века.

11. Чтобы избежать трудностей передвижения по суше, крестоносцы решили переправиться в Палестину морем. Они наняли корабли у «королевы морей»:

А) Валенсии;

Б) Мессины,

В) Венеции.

12. Крестоносцы штурмом овладели Константинополем в:

А) 1202 году;

Б) 1203 году;

В) 1204 году.

13. Особенно ярко обнаружились грабительские, захватнические цели крестоносцев в:

А) 1 крестовом походе;

В) 2 крестовом походе;

В) 4 крестовом походе.

14. Византийцы боролись с европейскими рыцарями, обосновавшимися в их столицы. Более 50 лет они теснили западных феодалов и изгнали их из Константинополя в:

А) 1261 году;

Б) 1361 году;

В) 1362 году.

15. вскоре после последнего восьмого крестового похода западные феодалы потеряли все свои владения в мусульманских странах. Это случилось в:

А) конце 12 века;

Б) конце 13 века;

В) начале 14 века.

16. Какой из вариантов ответов правильный:

А) живя в восточных странах и торгуя с ними, европейцы познакомились с новыми земледельческими культурами;

Б) живя в восточных странах, европейцы познакомили местных жителей с новыми культурами: рисом и гречихой.

Темы 24, 25.

Борьба за объединение Франции в 10 – начале 14 века.

1. В 11 веке Франция была раздроблена на ряд крупных и множество мелких феодальных владений. Владение с городами Париж на Р. Сене и Орлеан на Р. Луаре принадлежали:

А) герцогу Нормандии;

Б) королю Франции;

В) королю Англии.

2. В 11 веке власть короля:

А) не распространялась на всю страну;

Б) распространялась на всю страну.

3. Соотнесите районы Франции и занятия:

1.Нормандия;

2. Шампань и Бургундия;

3. Фландрия;

А) суконные ткани;

Б) добывали железную руду и соль;

В) выделывали высокие сорта вин и ткали льняное полотно.

2. Товары, произведённые в разных областях Франции, расходились по всей стране. Купцы везли их по Сене и её притокам на ярморки в:

А) Бретань;

Б) Шампань;

В) Бургундию.

5. Центром ремесла и торговли всей северо – восточной Франции стал:

А) Париж;

Б) Реймс;

В) Орлеан.

6. В объединении Франции короля поддерживали следующие слои населения:

А) купцы;

Б) крупные феодалы;

В) горожане;

Г) ремесленники.

7. Сдача денег феодалу крестьянами – это:

А) продуктовый оброк;

Б) денежный оброк;

В) барщина.

8. Вставьте пропущенное слово.

Феодалы увеличивали платежи, вводили новые поборы. Это вызывало растущее сопротивление крестьян. В ряде мест крестьяне отказывались платить выкуп и денежные оброки и убегали в:

А) соседние деревни;

Б) города;

В) леса.

9. В борьбе с непокорной знатью король опирался на:

А) рыцарей;

Б) крупных феодалов;

В) крестьян.

10. Превращению Франции в централизованное государство способствовало:

А) чеканка королевской монеты;

Б) запрещение междоусобных войн;

В) расширение владений короля Англии во Франции;

Г) назначение королём должностных лиц для управления частями страны.

11. С объединением страны всё население превратилось в подданных короля. Население делилось на 3 сословия. Сословие – это:

А) группа людей, собравшихся в соборе на воскресную молитву;

Б) большая группа людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству;

В) свита короля Франции.

12. Соотнесите название сословия и его состав:

1. 1 сословие;

2. 2 сословие;

3. 3 сословие.

А) дворянство;

Б) духовенство;

В) горожане, крестьяне.

13. Большая часть Франции была объединена властью короля в:

А) начале 14 века;

Б) середине 14 века;

В) к концу 14 века.

14. Энергичный и жестокий король Филипп 4 Красивый настойчиво расширял королевские владения. Он правил в:

А) 1285 – 1314 годах;

Б) 1295 – 1324 годах;

В) 1385 – 1414 годах.

15. При Филиппе 4 Красивом были присоединены:

А) Нормандия;

Б) Лангедок;

В) Шампань и Наварра.

16. Генеральные Штаты были созваны во Франции в:

А) 1202 году;

Б) 1302 году;

В) 1402 году.

17. В 1302 году Филипп 4, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы впервые создал Генеральные Штаты. Это было собрание представителей от:

А) крестьян;

Б) духовенства;

В) дворянства;

Г) зажиточных горожан.

Темы 26, 27, 28.

Завершение объединения Франции.

1. В 14 веке началась длительная и тяжёлая война между Ангией и Францией. Она шла:

А) с 1337 по 1453годы;

Б) с 1347 по 1463 годы;

В) 1437 по 1553 годы.

2. Война 1337 – 1453 годов между Англией и Францией называется:

А) Полувековой;

Б) Столетней;

В) Кровавой.

3. Соотнесите армию и черты её устройства:

1. армия Франции;

2. армия Англии.

А) Преобладала рыцарская конница;

Б) дисциплинированная пехота;

В) не было дисциплины;

Г) состоит из свободных крестьян;

Д) пехота из чужеземных наёмников.

4. В 1356 году англичане разгромили французское войско у города:

А) Креси;

Б) Парижа;

В) Пуатье.

5. Восстание крестьян Жакерия состоялось в:

А) 1258 году;

Б) 1358 году;

В) 1359 году.

6. «Видавший виды, хороший говорун, статного телосложения и красивый лицом» Гильом Каль был:

А) Предводителем самого большого отряда крестьян;

Б) королём Франции;

В) командиром конницы у французского короля.

7. Выберите последствия восстания Жакерия:

А) феодалы не осмеливались увеличивать повинности;

Б) ускорился процесс освобождения крестьян;

В) были отменены все повинности крестьян;

Г) хозяйство стало более успешно развиваться.

8. Сражение у Азенкура, в котором французские рыцари потерпели поражение произошло в:

А) 1315 году;

Б) 1415 году;

В) 1425 году.

9. На сторону английского короля открыто перешёл один из самых могущественных феодалов Франции – герцог Бургундский. Он владел большими территориями на:

А) востоке и севере страны;

Б) востоке и юге страны;

В) юге и западе страны.

10. Англичане продвигались на юг. Судьба Франции решалась у города:

А) Блуа;

В) Бурже;

В) Орлеана.

11. Соотнесите понятия и определения:

1. партизанская война;

2. война регулярных армий.

А) сражались регулярные войска;

Б) крестьяне образовывали целые отряды и истребляли захватчиков.

12. С прибытием Жанны д Арк в Орлеан начались решительные действия против неприятеля. Год освобождения Орлеана от осады стал переломным в ходе войны. Осада Орлеана была снята в:

А) 1329 году;

Б) 1428 году;

В) 1429 году.

13. Бургундцы захватили Жанну д Арк в плен у города:

А) Орлеан;

Б) Компьен;

В) Париж.

14. Жанна д Арк была сожжена на костре в городе Руане в:

А) 1331 году;

Б) 1431 году;

В) 1341 году.

15. В 1453 году английский король запросил мира. По условиям договора англичанам на французской земле остался (осталась):

А) один порт Кале;

Б) область Фландрия;

Г) область Бретань.

16. Найдите ошибку. Столетняя война причинила огромный вред хозяйству Франции:

А) были сожжены сотни деревень;

Б) опустели многие города;

В) сократилась торговля;

Г) увеличилась выплавка железа.

17. Соотнесите имена и высказывания:

1. Людовик 11;

2. Карл Смелый.

А) «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать»;

Б) «Я так люблю Францию, что предпочёл бы иметь в ней шесть государей вместо одного».

18. Объединение Франции завершилось:

А) В начале 15 века;

Б) в середине 15 века;

В) к концу 15 века.

19. Укажите признаки централизованного государства во Франции:

А) постоянное войско;

Б) междоусобные войны;

В) ежегодный налог с населения;

Г) король сам вёл государственные дела;

Д) ежегодные заседания Генеральных штатов.

20. Назовите последствия объединения Франции:

А) крестьяне и горожане платили большие королевские налоги;

Б) король с помощью войска и чиновников жестоко подавлял сопротивление крестьян;

В) крестьяне Франции стали свободными;

Г) сильная королевская власть укрепила господство феодалов;

Д) прекратились междоусобные войны;

Е) активизировалась торговля;

Ё) хозяйство страны развивалось более успешно.

Темы 29, 30.

Образование централизованного государства в Англии.

1. В Британии после завоевания её англами и саксами образовалось несколько враждовавших между собой королевств. Они объединились в королевство Англию в:

А) 11 веке;

Б) 12 веке;

В) 13 веке.

2. Англия была завоёвана герцогом Нормандии Вильгельмом в:

А) 966 году;

Б) 1066 году;

В) 1166 году.

3. Нормандский герцог захватил столицу Англии:

А) Рим;

Б) Париж;

В) Лондон.

4. Укажите последствия завоевания Англии Вильгельмом:

А) все феодалы Англии стали прямыми вассалами Вильгельма;

Б) крестьяне стали лично свободными;

В) Вильгельм взял в собственное владение седьмую часть земель Англии;

Г) феодалы использовали сильную власть короля для закрепощения крестьян;

Д) часть лесов была превращена в места королевской охоты.

5. Укажите условия усиления королевской власти в Англии:

А) быстро развивалась торговля;

Б) междоусобные войны между крупными феодалами;

В) Лондон превращался в крупный центр торговли;

Г) большинство английских городов находилось на королевских землях;

Д) горожане поддерживали власть короля.

6. Приключения Робин Гуда и других «вольных стрелков» народ описывал в:

А) балладах;

Б) сказках;

В) романах.

7. О ком сообщает отрывок:

«Ещё он бороду не брил,

А был уже стрелок,

И самый дюжий бородач

Тягаться с ним не мог»:

А) Вильгельме Завоевателе;

Б) Робин Гуде;

В) Уот Тайлере.

8. В 12 веке королевская власть ещё более усилилась. Рыцари платили «щитовые деньги», которые шли на:

А) вооружение войска из крестьян;

Б) оплату работы ремесленников – оружейников;

В) содержание постоянного наёмного войска.

9. Парламент в Англии был созван в:

А) 1165 году;

Б) 1265 году;

В) 1365 году.

10. В 14 веке парламент разделился на:

А) палату лордов;

Б) палату городов;

В) палату лордов.

11. По сравнению с Генеральными Штатами во Франции английский парламент:

А) не оказывал никакого влияния на государственные дела;

Б) оказывал большое влияние на государственные дела;

В) имел большую власть, чем король.

12. В 13 – 14 веках в Англии, как и во Франции, укрепилось централизованное государство ы виде:

А) сословной монархии;

Б) абсолютной монархии.

13. Восстание Уота Тайлера состоялось в:

А) 1281 году;

Б) 1381 году;

В) 1481 году.

14. Укажите причины восстания Уота Тайлера:

А) эпидемия чумы;

Б) усиление эксплуатации крестьян феодалами;

В) массовый набор крестьян в армию;

Г) законы, жестоко наказывающие бедняков, которые отказывались работать за низкую плату;

Д) введение новых законов.

15. Укажите причины поражения восстания Уота Тайлера:

А) отсутствие вооружения у крестьян;

Б) крестьяне начали восстание без подготовки;

В) крестьяне действовали неорганизованно;

Г) крестьяне ждали от короля поддержки;

Д) богачи Лондана помогали королю.

16. Джон Болл – это:

А) проповедни к, призывающий к восстанию;

Б) предвадитель крестьян;

В) мэр Лондана .

17. Укажите последствия восстания Уота Тайлера:

А) феодалы отказались от баощины;

Б) феодалы усилили барщину;

В) были смягчены жестокие законы против бедняков;

Г) в течение 15 века почти все крестьяне выкупились на волю;

Д) за пользование наделами лично свободные крестьяне вносили точно установленные платежи.

18. Вскоре после окончания Столетней войны в Англии началась война внутри государства, продолжавшаяся:

А) с 1355 по 1385 годы;

Б) с 1455 по 1485 годы;

В) 1465 по 1495 годы.

19. Победителем в войне Алой и Белой розы оказался Генрих 7 Тюдор. Годы его правления:

А) 1385-1409 годы;

Б) 1485-1509 годы;

В) 1485-1499 годы.

20. Укажите дела Генриха 7:

А) распустил отряды знатных вельмож;

Б) распустил парламент;

В) разрушил замки не покорных феодалов;

Д) разрешил знатным вельможам иметь свои отряды;

Д) парламент продолжал собираться, утверждая законы, предложенные королём.

Темы 31, 32, 33.

Гуситское движение в Чехии.

1. Чешский король Карл 1 правил:

А) с 1246 по 1278 годы;

Б) с 1346 по 1378 годы;

В) с 1356 по 1388 годы.

2. При Карле 1 Чехия:

А) переживала хозяйственный кризис;

Б) переживала хозяйственный подъём.

3. Прага, ставшая при Карле 1 столицей империи, была по тем временам большим городом с населением:

А) около 40000 человек;

Б) около 30000 человек;

В) 100000 человек.

4. В Чешской деревне росли все виды повинностей в:

А) 12 веке;

Б) 13 веке;

В) 14 веке.

5. Главе чешской церкви, архиепископу пражскому принадлежало:

А) 4 города и 90 деревень;

Б) 14 городов и 900 деревень;

В) 14 городов.

6. Профессор Пражского университета Ян Гус жил в:

А) 1271-1315 годах;

Б) 1371-1415 годах;

В) 1361-1405 года.

7. Укажите какие требования выдвигал Ян Гус:

А) возмущался торговлей церковными должностями;

Б) выступал против феодального строя;

В) осуждал продажу индульгенций в Чехии;

Г) призывал отнять у церкви награбленные ею богатства;

Д) относился с ненавистью к другим народам;

Е) требовал отменить плату за обряды, проводить богослужение на родном языке.

8. Ян Гус неотрёкся от своих взглядов на церковном соборе в Констанце и был сожжён на костьре в:

А) 1315 году;

Б) 1415 году;

В) 1425 году.

9. Из учения Гуса народ сделал смелые выволды. Все последователи Яна Гуса стали называть себя гуситами. В 1419 году произошло восстание бедноты в :

А) Праге;

Б) Брно;

В) Таборе.

10. Соотнесите группировки гуситов и их программные требования:

А) табориты;

Б) умеренные.

1. – уничтожить крепостную зависимость;

- отменить феодальные повинности;

- отобрать землю у феодалов;

- покончить с гнётом чужеземцев и католической церкви.

2. – подорвать засилье чужеземцев в Чехии;

- ославить могущество католической церкви;

- отобрать церковные земельные владения;

- боялись своего народа.

11. Освободительная борьба чешского народа против католической церкви и чужеземного засилья – это:

А) движение умеренных;

Б) движение таборитов;

В0 гуситское движение.

12. Соотнесите группировки гуситов и их социальный состав:

1. табориты;

2. умеренные.

А) крестьяне мелкие рем есленники, городские бедняки;

Б) зажиточные мастера и торговцы, феодалы.

13. Римский папа объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев возглавил германский император. Стотысячное войско вторглось в Чехию в:

А) 1320 году;

Б) 1420 году;

В) 1520 году.

14. Укажите причины побед гуситов:

А) слабость европейских армитй;

Б) с врагами боролось народное войско;

В) применение небольших полевых пушек;

Г) использование укреплений из крестьнских возов;

Д) отсутствие единства крестоносцев;

Е) высокий боевой дух, дисциплина;

Ё) руководил гуситами опытный воин Ян Жижка.

15. «Страшным слепцом» называли враги:

А) Яна Жижку;

Б) Яна Гуса.

16. Папа и император решили покончить с освободительной борьбой в Чехии с помощью самих чехов. Началась война между умеренными и таборитами. Табориты были разбиты у городка Липаны в:

А) 1334 году;

Б) 1434 году;

В) 1444 году.

17. Чешский народ героически боролся против феодального гнёта с:

А) 1319 по 1334 годы;

Б) 1419 по 1434 годы;

В) 1429 по 1444 годы.

18. Укажите последствия гуситского движения:

А) засилье чужеземцев в Чехии продолжалось;

Б) феодальный гнёт усиливался;

В) подорвано засилье чужеземцев;

Г) попытки феодалов усилить эксплуатацию были подорваны;

Д) был нанесён сильный удар католической церкви.

Тетмы 34, 35.

Османская империя и борьба народов Европы прот ив турецких завоевателей.

1. Наступление сильного и опасного врага – турок-османов началось на Европу в:

А0 13 веке;

Б) 14 веке;

В) 15 веке.

2. Исправьте ошибку. Перед завоеванием турками-османами Балканского полуострова на нём располагались следующие государства:

А) Греция;

Б) Болгарское царство;

В) Сербия;

Г) Византийская империя.

3. Глава Османского государства принял титул:

А) султана;

Б) царя;

В) императора.

4. О последствиях набегов какого народа современник писал: «Одни из христиан были перебиты, другие уведены в рабство, а тех, которые остались там, косила смерть, ибо они умирали от голода»:

А) болгар;

Б) византийцев;

В) турок-османов.

5. Большое войско османов обрушилось на Сербию. Решительная битва произошла на Косовом поле в:

А) 1289 году;

Б) 1389 году;

В) 1399 году.

6. Османские феодалы давно мечтали овладеть Константинополем. Собрал войско до 100000 человек и осадил византийскую столицу султан:

А) Мехмед 2;

Б) Осман;

В) Сулейман.

7. Византийская империя прекратила своё существование в:

А) 1353 году;

Б) 1453 году;

В) 1553 году.

8. О каком сражении рассказывается в народной песне:

«Видели мы два могучих войска,

Те войска вчера сошлись на битву,

Два царя погибло в этой битве.

Может, кто из турок кто остался,

А из Сербов, если кто остался,

Тот изранен весь и окровавлен»:

А) по городом Вена;

Б) в Константинополе;

В) на Косовом поле.

9. Самый могущественный султан Сулейман 2 правил:

А) с 1420 по 1466 годы;

Б) с 1520 по 1566 годы;

В) с 1530 по 1576 годы.

10. Сулеймана 2 европейцы прозвали:

А) Великолепным;

Б) Прекрасным;

В) Красивым.

11. Соотнесите части света и владения турок и османов:

1. Азия;

2. Африка;

3. Европа.

А) Египет, вся Северная Африка, кроме Марокко;

Б) Венгрия, Крым, Молдавия, Валахия;

В) Месопотамия, Армения, Сирия, Аравия.

12. Янычары – это:

А) воины постоянного пешего войска султана;

Б) дети народов покорённых турками стран;

В) купцы-европейцы, торговавшие с турками-османами.

13. Главными источниками обогащения турецких феодалов были:

А) земледелие и скотоводство;

Б) война и грабёж;

В) торговля.

14. «Райя» - так презрительно называли турецкие феодалы:

А) крестьян, захваченных стран;

Б) купцов, торговавших по Средиземному морю;

В) население, обязанное платить налоги.

15.Гайдуки – это:

А) болгарские и серские партизаны;

Б) арабские партизаны;

В) партизаны большой Молдавии и Валахии.

Темы 36, 37.

Культура Западной Европы в 11-15 веках.

1. Правдивый рассказ о странах Дальнего Востока оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло в:

А) 12 веке;

Б) 13 веке;

В) 14 веке.

2. Соотнесите понятия и определения:

1. церковные школы;

2. нецерковные школы;

3. университеты.

А) частные учебные заведения или учебные заведения, основанные на средства городских советов. В них лучше чем в церковных, обучали письму и арифметике, давали некоторые сведения по естествознанию;

Б) школа, основанная при монастыре. Она обучала письму, арифметике;

В) высшая школа.

3. Соотнесите понятия и определения:

1. факультет;

2. декан;

3. ректор.

А) объединение преподавателей по предметам;

Б) глава университета;

В) глава факультета.

4. Исправьте ошибку: В университетах изучали:

А) богословие;

Б) законы;

В) медицину;

Г) принципы стихосложения;

Д) военное дело.

5. В 15 веке в Европе было университетов:

А) 5;

Б) 65;

В) 165.

6. Соотнесите название университета и страну, в которой он располагался:

1. Парижский;

2. Болоньский;

3. Краковский;

4. Оксфорд.

А) Польша;

Б) Франция;

В) Англия;

Г) Италия.

7. Соотнесите учёных и их занятия:

1. астролог;

2. алхимик;

А) искал «волшебный камень»;

Б) предсказывал по звёздам будующее.

8. Рождер Бэкон, знаменитый английский учёны, жил в:

А) 12 веке;

Б) 13 веке;

В) 14 веке.

9. Кто доказывал, что знания можно получать толькл с помощью наблюдений и опытов, что цель науки состоит в том, чтобы изучить природу и заставить её служить людям:

А) Роджер Бэкон;

Б) Марко Поло.

10. Большое строительство началось в Западной Европе в:

А) 10 веке;

Б) 11 веке;

В) 12 веке.

11. Соотнесите время и названия архитектурных стилей:

1. 11-12 веках;

2. 12-15 века.

А) готический;

Б) романский.

3. Васко да Гама открыл путь в Индию в:

А) 1398 году;

Б) 1498 году;

В) 1598 году.

4. Вставьте пропущенное слово. В Индии говорили: «Счатье, что………… также мало, как тигров и львов; иначе они истребили бы весь род человеческий»:

А) португальцев;

Б) испанцев;

В) французов.

5. Завоёванные территории португальцы превратили в свои колонии. Колониями стали называть:

А) вновь открытые территории;

Б) города, где селились европейцы;

В) территории, потерявшие независимость и угнетавшиеся завоевателями.

6. До конца 15 века европейцы знали только три части света6

А) Европу;

Б) Америку;

В) Азию;

Г) Африку;

Д) Австралию.

7. В Америке выращивали растения не известные в Европе. Это:

А) картофель;

Б) горох;

В) кукурузу;

Г) подсолнечник;

Д) помидоры;

Е) какао;

Ё) табак.

8. Основная часть населения Америки жила:

А) рабовладельческим строем;

Б) первобытнообщинным строем;

В) феодальным строем.

9. Соотнесите племена и района их проживания:

1. майя;

2. отстеки;

3. инки.

А) полуостров Юкатан в Центральной Америке;

Б) горы Анды на западе Южной Америки;

В) Мексика.

10. В 3 веке создали письменность:

А) майя;

Б) ацтеки;

В) инки.

11. Город Мехико был столицей:

А) инков;

Б) майя;

В) ацтеков.

12. Христофор Колумб открыл Америку в:

А) 1491 году;

Б) 1492 году;

В) 1493 году.

13. Советский учёный Ю.В. Кнорозов:

А) расшифровал календарь майя;

Б) открыл письменность майя;

В) открыл письменность инков.

14. Америго Веспутчичи, доказавший, что открытые Колумбом земли – новый материк, родился в:

А) Испании;

Б) Италии;

В) Франции.

15. Соотнесите имя мореплавателя и его открытие:

1. Фернандо Магеллан;

2. Фристофор Колумб.

А) открыл Амсерику;

Б) совершил первое кругосветное плавание.

16. Укажите кто не принимал участие в захвате колонии:

А) рыцари;

Б) крестьяне;

В) купцы;

Г) владельцы кораблей;

Д) служители церкви.

17, О ком говорили: «Они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердце»:

А) завоевателях;

Б) коренном населении колонии.

18. Соотнесите имя завоевателя и место, где он проводил захваты:

1. Кортес;

2. Писарро.

А) Перу;

Б) Мексика.

19. Небольшой отряд испанцев в 400 человек высадился на берегу Мексики под командованием Кортеса в:

А) 1419 году;

Б) 1519 году;

В) 1619 году.

20. Испанцы полностью истребили коренное население на Кубе и других островах Карибского моря:

А) к началу 16 века;

Б) к середине 16 века;

В) к концу 16 века.

21. Торговцы покупали у местных князьков или захватывали силой «живой товар». Это:

А) чай и кофе;

Б) крокодилы;

В) индейцы-рабы.

22. Укажите последствия географических открытий:

А) возникла мировая торговля;

Б) торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны;

В) повысилась грамотность европейцев;

Г) Антверпен стал центром мировой торговли;

Д) начался рост производства товаров в Европе;

Е) начался период колониального угнетения народов Америки, Азии и Африки.

Темы 45, 46, 47.

Начало капиталистического развития Англии в 16 веке.

1. Англичане называли «наиболее драгоценным продуктом королевства»:

А) сукно;

Б) землю;

В) лес.

2. Из Англии в другие страны стали вывозить больше сукна, чем шерсти в:

А) 15 веке;

Б) 16 веке;

В) 17 веке.

3. Соотнесите понятия и определения:

1. наёмные рабочие;

2. мануфактура.

А) работники мануфактур, получающие плату за труд;

Б) предприятия, где отсутствовали машины, где был ручной труд и разделение труда.

4. Укажите какие слои населения относились к классу буржуазии:

А) владельцы мануфактур;

Б) купцы;

В) богачи, наживающиеся на труде наёмных рабочих;

Г) крестьяне.

5. какой группе населения присущи следующие черты? Они были лично свободными, не имели хозяйства; они нанимались на работу к владельцам мануфактур; за свою работу получали заработную плату. Это:

А) хозяева мануфактур;

Б) неёмные рабочие;

В) крестьяне.

6. С появлением мануфактур стали зарождаться новые классы:

А) буржуазия и наёмные рабочие;

Б) крестьяне и феодалы.

7. соотнесите стиль в архитектуре и его характерные черты:

1. готический;

2. романский.

А) массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями; всюду повторяются очертания полукруглой арки; здание похоже на крепость.

Б) появился более лёгкий и высокий стрельчатый свод; стены стали тоньше; множество огромных окон.

8. Высота башен в самых больших готических соборов достигает:

А) 50 метров;

Б) 150 метров;

В) 250 метров.

9. «Библия для неграмотных» - это:

А) архитектура;

Б) иконы;

В) скульптура.

10. Художники средних веков:

А) прославляли красоту человеческого тела;

Б) показывали красоту природы;

В) стремились раскрыть красоту мыслей, чувств и настроений человека.

11. Точнее передан облик человека, под складками одежды чётче проступают формы тела, в их позах больше движения в:

А) готических статуях;

Б) романских статуях.

12. Были покрыты росписями, с которых на молящихся смотрели суровые лица «святых» и самого бога, стены:

А) готических храмов;

Б) романских храмов.

13. Соотнесите понятия и определения:

А) витраж;

Б) книжная миниатюра.

А) яркие рисунки, в которых отражались все стороны жизни человека;

Б) картина или узор из кусков прозрачного стекла, скреплённых изогнутыми свинцовыми полосками.

13. Соотнесите названия произведений и краткое содержание:

1. «Повесть о Роланде»;

2. «Роман о лисе».

А) Рассказывает о гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании. Роланд наделён чертами безупречного рыцаря.

Б) Под видом зверей в поэме показаны феодалы, служители церкви и горожанин. Горожанин побеждает своих врагов.

14. Из какого произведения этот отрывок:

«Был мной обманут Изергин,

Теперь уж он непримирим.

В доверье втёрся я к нему,

Но скоро в злую кутерьму

Хитро ввёл друга своего:

Монахом сделал я его;

И убедил его со зла

Во всю звонить в колокола;

Коварный удался мой ков:

Священник с сотней мужиков

Приспел, и всё давай орать

Да бить, - едва успел удрать»:

А) «Роман о лисе»;

Б) «Песнь о Роланде».

Темы 38, 39, 40.

Китай и Индия в средние века.

1. Феодальный строй в Китае начал устанавливаться в:

А) 1 – 2 веках;

Б) 3 – 4 веках;

В) 5 – 6 веках.

2. Объединение Китая произошло в:

А) начале 6 века;

Б) конце 6 века;

В) конце 7 века.

3. Китайские феодалы начали самовольно захватывать государственные земли с:

А) 7 века;

Б) 8 века;

В) 9 века.

4. Восстание Китая на северо – востоке Китая началось в:

А) 774 году;

Б) 874 году;

В) 974 году.

5. Хуан Чао – это:

А) крестьянин, возглавивший восстание крестьян на северо – востоке Китая;

Б) китайский император;

В) китаец, придумавший компас.

6. После взятия штурмом г. Гуанчжоу восставшие выступили в поход на север, к столицы Китая-городу:

А) Кайфын;

Б) Пекин;

В) Чанъань.

7. «Чёрными воронами» в Китае называли:

А) конницу Хуан Чао;

Б) крестьян, воевавших в армии императора;

В) жестоких кочевников с севера.

8. Восстание Хуан Чао было подавленно в:

А)784 году;

Б) 884 году;

В) 984 году.

9. Чингисхан – это:

А) правитель государства монголов;

Б) император Китая;

В) предводитель восстания Красных повязок.

10. Полчища Чингисхана обрушились на Северный Китай в:

А) 1111 году;

Б) 1211 году;

В) 1311 году.

11. Столицей «великого хана» - императора монголов стал:

А) Чанша;

Б) Пекин;

В) Фучжоу.

12. Восстание Красных повязок проходило в:

А) начале 14 века;

Б) середине 14 века;

В) конце 14 века.

13. Монголы были разбиты и изгнаны из Китая в:

А) 1268 году;

Б) 1368 году;

В) 1468 году.

14. Какое изделие китайцы называли «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, Гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день»:

А) шёлковую ткань;

Б) посуду из форфора;

В) статуэтки из бронзы.

15. Для облегчения перевозок был сооружён Великий канал. Его длина составила:

А) 17 км;

Б) 170 км;

В) 1700 км.

16. По великому шёлковому пути караваны отправлялись в:

А) Среднюю Азию, Иран, Византию;

Б) Золотую Орду;

В) Индию.

17. Китай вёл морскую торговлю со странами:

А) расположенными по берегам Индийского океана;

Б) расположенными по берегам Тихого океана;

В) расположенными на островах Индийского океана.

18. Китайцы научились печатать книги. Разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов, был изобретён в:

А) 10 веке;

Б) 11 веке;

В) 12 веке.

19. В 8 веке в столице Китая стала выходить ежедневная газета:

А) «Китайский вестник»;

Б) «Новости для императора»;

В) «Столичный вестник».

20. В Китае был изобретён порох. В 14 веке были изобретены:

А) металлические пушки;

Б) зажигательные снаряды;

В) ружья в виде бамбуковых трубок.

21. Достижениями китайской медицины были:

А) изобретение способов получения лекарств из растений;

Б) сложные операции;

В) прививки от оспы.

22. Китайский император регулярно снаряжал морские экспедиции. Китайский флот посетил Зондские острова и Молуккские острова, Индию, Иран, юг Африки в:

А) начале 14 века;

Б) начале 15 века;

В) начале 16 века.

23. «Золотой век» китайской поэзии был в:

А) 6 – 7 веках;

Б) 8 – 9 веках;

В) 10 – 11 веках.

24. Соотнесите понятия и определения:

1. погода;

2. пейзаж.

А) картины природы;

Б) храмы из дерева, камня, бронзы и железа.

25. Феодальный строй установился в Индии:

А) В 5 веке;

Б) в конце 6 века;

В) в 7 веке.

26. Соотнесите понятия и определения:

1. раджа;

2. брахман.

А) князь в Индии;

Б) жрец индийского храма.

27. Из владений мусульман образовалось государство со столицей в Дели – Делийский султанат в:

А) начале 12 века;

Б) начале 13 века;

В) начале 14 века.

28. В Индию вторгся новый завоеватель Бабур в:

А) 1326 году;

Б) 1426 году;

В) 1526 году.

29. Бабур разбил войско индийских князей и овладел Дели. Так на севере Индии образовалось государство, которое европейцы называли:

А) империей Великих Моголов;

Б) Делийский султанат.

30. Соотнесите понятия и определения:

1. фреска;

2. мавзолей.

А) роскошная гробница;

Б) живописное изображение, выполненное специальными водяными красками по сырой штукатурке.

Темы 41, 42, 43, 44.

Географические открытия конца 15 – начала 16 века. Колониальные захваты.

1. Укажите причины Великих географических открытий:

А) установка папы римского на открытие Америки;

Б) жажда золота и серебра феодалов и городских богачей;

В) стремление установить прямую связь со странами Азии;

2. Соотнесите имена и географические открытия:

1. Васко да Гама;

2. Бартоломеу Диаш.

А) мыс Доброй Надежды;

Б) путь в Индию вокруг Африки.

3. Вывозили на рынок шерсть, зерно, мясо, овощи; заводили ткацкие, кожевенные и другие предприятия; роднились скупцами и участвовали в заморской торговле:

А) старые дворяне;

Б) новые дворяне.

4. О чём пишет Томас Мор: «Именно во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая шерсть знатные люди не довольствуются ежегодными податями, которые обычно нарастали от имений у их предков. В своих имениях они не оставляют ничего для пашни, отводят всё для пастбища, сносят дома, разрушают города»:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  506  507  508   ..