Раздел 3. Организация обучения по программе «Литературное чтение» начального общего образования
|
|
|
|
МДК 01.03.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению
|
|
|
|
Тема 01.03.01
Фольклорные произведения в чтении детей
|
Содержание учебного материала
(указывается перечень дидактических единиц)
|
14
|
|
|
1.
|
Введение. Специфика детской литературы
|
|
3
|
|
2.
|
Общие представления о фольклоре. Мифология Древней Греции
|
|
3
|
|
3.
|
Библия как культурно-художественный памятник
|
|
3
|
|
4.
|
Мифология древних славян
|
|
3
|
|
5.
|
Русские народные сказки
|
|
3
|
|
6.
|
Песенно-былинный эпос. Былины Киевского цикла
|
|
3
|
|
7.
|
Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, песенки, считалки, потешки, скороговорки. Происхождение, содержание и поэтика малых фольклорных жанров
|
|
3
|
|
Лабораторные работы
(при наличии указываются темы)
|
10
|
|
|
1.
|
Малые фольклорные жанры
|
|
|
|
2.
|
Анализ учебных программ по литературному чтению в начальной школе
|
|
|
|
Практические занятия
(при наличии указываются темы)
|
|
|
|
1.
|
Происхождение греческих богов (по Гесиоду) как отражение становящейся картины миропорядка и мироустройства.
|
|
|
|
2.
|
Принципы изображения персонажей и типология героев сказки по их функциям (по Проппу).
|
|
|
|
3.
|
Проигрывание педагогической ситуации «Фрагмент урока чтения по фольклорным произведениям»
|
|
|
Тема 01.03.02
Возникновение детской литературы
|
Содержание учебного материала
(указывается перечень дидактических единиц)
|
4
|
|
|
1.
|
Возникновение русской детской литературы
|
|
3
|
|
2.
|
Становление русской детской литературы в эпоху Просвещения
|
|
3
|
|
Практические занятия
(при наличии указываются темы)
|
8
|
|
|
1.
|
Преломление дидактической доминанты детской книги в зависимости от психологии и эстетического восприятия разных читательско-возрастных групп.
|
|
|
|
2.
|
Литература эпохи Классицизма в чтении детей. Сказки Ш.Пьеро
|
|
|
|
3.
|
Литература эпохи Просвещения в чтении детей. Английский роман XVIII века в чтении детей
|
|
|
|
4.
|
Жанр басни в чтении детей. В.Г. Белинский о типологии басен И.А. Крылова.
|
|
|
Тема 01.03.03
Романтизм и детская литература
|
Содержание учебного материала
(указывается перечень дидактических единиц)
|
6
|
|
|
1.
|
Сказки немецких писателей-романтиков: Э.Гофмана, братьев Гримм, В.Гауфа
|
|
3
|
|
2.
|
Литературные сказки А.С.Пушкина
|
|
3
|
|
3.
|
Развитие жанра литературной сказки в творчестве Г.Х.Андерсена
|
|
3
|
|
Практические занятия
(при наличии указываются темы)
|
10
|
|
|
1.
|
Мир детства в сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
|
|
|
|
2.
|
Мотив спящей красавицы в литературных сказках разных авторов (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Ш. Перро и др.)
|
|
|
|
3.
|
Лирико-психологические сказки А.С.Пушкина.
|
|
|
|
4.
|
Особенности народной сказки, нашедшие отражение в литературной сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок».
|
|
|
|
5.
|
Поэтичность языка сказок Г.Х. Андерсена, их лиризм, юмор. “Взрослый” подтекст сказок.
|
|
|
Тема 01.03.04
Реализм и детская литература
|
Содержание учебного материала
(указывается перечень дидактических единиц)
|
10
|
|
|
1.
|
Утверждение принципов реалистического искусства в русской детской литературе
|
|
3
|
|
2.
|
Творчество Л.Н.Толстого для детей. «Азбука» и «Новая Азбука»
|
|
3
|
|
3.
|
Мир «крестьянского» детства Н.А.Некрасов
|
|
3
|
|
4.
|
Мир детства в реалистической прозе Марка Твена
|
|
3
|
|
5.
|
Тема обездоленного детства в русской литературе рубежа XIX-XX вв. (на материале произведений Д.Н.Мамина-Сибиряка, Н.Г.Гарина-Михайловского, А.П.Чехова)
|
|
3
|
|
Лабораторные работы
(при наличии указываются темы)
|
8
|
|
|
1.
|
Стихотворения Н.А.Некрасова для детей.
|
|
|
|
Практические занятия
(при наличии указываются темы)
|
|
|
|
1.
|
Мир «дворянского» детства в реалистических повестях Л.Н.Толстого «Детство».
|
|
|
|
2.
|
М.Твен – писатель для детей: “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Геккельберри Финна”
|
|
|
|
3.
|
Социально-обличительная направленность рассказов А. П. Чехова о детях («Ванька», «Беглец», «Спать хочется»).
|
|
|
Тема 01.03.05
Литература для детей на рубеже XIX-XX веков
|
Содержание учебного материала
(указывается перечень дидактических единиц)
|
4
|
|
|
1.
|
Французская фантастическая и приключенческая литература
|
|
3
|
|
2.
|
Развитие неоромантической литературы в Англии
|
|
3
|
|
Практические занятия
(при наличии указываются темы)
|
10
|
|
|
1.
|
Приключения детей в литературе XIX века: Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»,
|
|
|
|
2.
|
Английская сказка рубежа XIX – XX вв.: Р. Киплинг «Индийские мотивы в творчестве английского писателя»
|
|
|
|
3.
|
Английская сказка рубежа XIX – XX вв.: Л. Кэрролл «Философское и научное в художественной литературе»
|
|
|
|
4.
|
Английская сказка рубежа XIX – XX вв.: «Соотношение внешнего и внутреннего в портрете человека в произведениях О. Уайльда.
|
|
|
|
5.
|
Английская сказка рубежа XIX – XX вв.: «Питер Пэн » Д. Барри (проблемы, герои, жанровая специфика).
|
|
|
Тема 01.03.06
Детская литература XX века
|
Содержание учебного материала
(указывается перечень дидактических единиц)
|
10
|
|
|
1.
|
Тема детства в русской поэзии начала века (К.Бальмонт, А.Блок, Ф.Сологуб, С.Есенин)
|
|
3
|
|
2.
|
Основные направления развития русской прозы 1920-1950-х годов
|
|
3
|
|
3.
|
Основные направления развития русской поэзии 1920-1950-х годов
|
|
3
|
|
4.
|
Развитие научно-познавательной и природоведческой литературы для детей
|
|
3
|
|
5.
|
Русская литературная сказка 1920-1940-х годов
|
|
3
|
|
6.
|
Основные тенденции развития русской детской прозы 1960-1980-х годов
|
|
3
|
|
Лабораторные работы
(при наличии указываются темы)
|
18
|
|
|
1.
|
Тема детства в поэзии А.А.Блока.
|
|
|
|
Практические занятия
(при наличии указываются темы)
|
|
|
|
1.
|
Ребенок и «мир свинцовых мерзостей» русской жизни в повести М.Горького «Детство».
|
|
|
|
2.
|
Человек и природа в творчестве К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина для детей
|
|
|
|
3.
|
Практикум по выразительному чтению на основе произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
|
|
|
|
4.
|
Животный мир, человек и природа в творчестве В. Бианки, Чапека для детей
|
|
|
|
5.
|
Сказы П.П.Бажова. Специфика жанра
|
|
|
|
6
|
Социально-психологическая проза Н.Дубова, А.Приставкина, Р.Погодина. Ребенок и жестокие законы социального окружения.
|
|
|
|
7.
|
Практикум по выразительному чтению. Особенности эмоциональной передачи настроения лирического героя на основе произведений русской поэзии начала ХХ века.
|
|
|
|
8.
|
Воспитательные мотивы в поэзии В. Маяковского.
|
|
|
Тема 01.03.07
Современная детская литература
|
Содержание учебного материала
(указывается перечень дидактических единиц)
|
8
|
|
|
1.
|
Современная юмористическая проза для детей
|
|
3
|
|
2.
|
Современная русская поэзия для детей. Классические тенденции и экспериментальные поиски
|
|
3
|
|
3.
|
Развитие жанра сказки в современной русской литературе для детей
|
|
3
|
|
4.
|
Современная «детская» фантастика
|
|
3
|
|
Лабораторные работы
(при наличии указываются темы)
|
12
|
|
|
1.
|
Творчество С.Я.Маршака для детей. Поэтические циклы в творчестве С.Я.Маршака.
|
|
|
|
Практические занятия
(при наличии указываются темы)
|
|
|
|
1.
|
Современная отечественная юмористическая литература для детей. Своеобразие творческой манеры В.Драгунского, Ю.Сотника, Г. Остера, Ю. Мориц.
|
|
|
|
2.
|
Трилогия Н.Носова о Незнайке. Своеобразие жанра юмористической сказки, особенности сюжета, система образов
|
|
|
|
3.
|
Жанр “фэнтези” в современной детской литературе. Приключения Бильбо Бэггина в книге Толкиена “Хоббит туда и обратно”.
|
|
|
|
4.
|
Своеобразие художественного мира К.И. Чуковского.
|
|
|
|
5.
|
Имитационная игра «Я - герой лирического произведения» (на произведениях А.Барто, В. Берестова).
|
|
|
|
|
Выполнение курсовой работы (проекта)
|
|
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 Организация обучения по программе «Литературное чтение» начального общего образования ПМ 01
(при наличии указываются задания)
|
68
|
|
Примерная тематика домашних заданий
|
|
|
1. Этапы формирования древнегреческой мифологии. Система богов Древней Греции. Периодизация древнегреческой мифологии (по А.Ф.Лосеву).
2. Как изучаются сказки в системе обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова?
3. Раскрыть особенности сюжета и композиции былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Подобрать примеры художественных приемов, использованных при создании идеального образа Ильи Муромца (эпитеты, гиперболы, метафоры и т.д.).
4. Охарактеризовать потешный фольклор, выявить функции и художественное своеобразие скороговорок-перевертышей (при работе с жанром перевертышей использовать открытия К.И.Чуковского в книге «От двух до пяти», гл.5).
5. Какие детские поэты XVII века представлены в учебном пособии Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой?
6. Особенности сюжетов, проблематика и литературные игры в повестях А.А. Милна о Винни-Пухе.
7. Сравнить сказку А.С.Пушкина со сказкой бр. Гримм «Белоснежка». Каковы фольклорные источники сказки А.С.Пушкина? На какие традиционные мотивы и образы народной сказки опирался писатель и как он их преобразовал?
8. Проанализируйте, как представлены сказки Г.Х.Андерсена в учебниках для начальной школы по следующей схеме:
Учебник
|
Класс, раздел
|
Сказки Г.Х.Андерсена
|
Методические вопросы и задания
|
«Родная речь» (В.Г.Горецкий и др.)
|
|
|
|
«Живое слово» (З.И.Романовская)
|
|
|
|
Серия «Свободный ум» (Е.В. и Р.Н.Бунеевы)
|
|
|
|
«Литература как предмет эстетического цикла» (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская)
|
|
|
|
9. Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка для детей. Традиции критического реализма в рассказах о жизни детей и о природе Урала. «Аленушкины сказки»: традиции и своеобразие.
10. Сделать обзор детской энциклопедической литературы, например, трехтомника «Что такое?», «Кто такой?», «Почемучка», предметных энциклопедий: «Всемирная история», «История России», «География», «Биология» и других предметных и тематических энциклопедий.
11. Сопоставить сказки К.Коллоди «Пиннокио, или похождение деревянной куклы» и А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения деревянной куклы» (по плану).
12. Выполнение курсовой работы (проекта).
13.Подготовка литературного произведения к исполнению: эпическое произведение. На основе фрагмента произведения К.Г. Паустовского «Кот - ворюга» или В. Драгунского «Денискины рассказы».
14. Подготовка литературного произведения к исполнению: басни И.А, Крылова. Инсценирование басни на выбор студента.
15. Подготовка литературного произведения к исполнению: лирическое произведение. Исполнение поэтического произведения на выбор студента.
|
|
|
содержание ..
484
485
486 ..
|
|