Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  355  356  357   ..

 

 

Методические рекомендации по мониторингу инновационной деятельности в Республике Татарстан 200

Методические рекомендации по мониторингу инновационной деятельности в Республике Татарстан 200

Центр экономических и социальных исследований

Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан

Утверждаю :

Первый заместитель

министра экономики

и промышленности

Республики Татарстан,

директор Центра экономических

и социальных исследований

Республики Татарстан

______________А.Н. Кудрявцева

«_____»________________ 2007 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по мониторингу инновационной деятельности в Республике Татарстан

2007

Содержание

1. Общие положения. 3

2. Определение инновационности товара. 5

3. Взаимодействие субъектов при оценке заявок на государственную поддержку инновационной деятельности……………………………………….8

4. Виды государственной поддержки, которые могут быть предоставлены субъектам инновационной деятельности………………………………………10

Схема взаимодействия субъектов при оценке заявок на государственную поддержку инновационной деятельности……………………………………...13

Приложение 1 4


1. Общие положения

Методика определения инновационности товара (далее – Методика) разработана с целью определения и оценки структуры инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости посредством инвариантной идентификации инновационности товара.

Понятия, используемые в настоящей методике:

Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью приобретения, использования или потребления (отгруженная продукция или оказанные услуги).

Услуги – это предлагаемые к продаже товары, которые состоят из действий, результаты которых не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе их осуществления.

Продукция – это материально выраженный конечный продукт производственного процесса.

Отгруженная продукция – продукция, фактически отгруженная потребителям, включая продукцию, сданную по акту заказчику на месте, независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет. Продукция, проданная в порядке розничной торговли, также является отгруженной.

Моментом отгрузки считается:

· при отгрузке продукции иногороднему получателю – дата сдачи ее органу транспорта или связи, определяемая датой на документе, удостоверяющем факт приема груза к перевозке транспортной организацией (товарно-транспортной накладной, железнодорожной квитанции, путевом листе и т.д.), или документе органа связи;

· при сдаче продукции на складе покупателя или продавца – дата акта сдачи продукции на месте или подписания покупателем документов, подтверждающих ее получение;

· при продаже продукции собственного производства в порядке розничной торговли – дата продажи.

Новшество – новое явление, открытие, идея, метод и т.д., в виде оформленного результата исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности.

Инновация – введение новшества, суть которого заключается в комплексном процессе создания, распространения и использования новшества как нового практического средства для удовлетворения потребностей человека, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов. Или, другими словами, это результат, полученный от вложения капитала в новую технику, технологию, систему управления, организацию труда и т.п.

Инновации подразделяются на технологические и организационно-управленческие, а также на процессные и продуктовые.

Технологические инновации – разработка и внедрение технологически новых товаров и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в товарах и процессах.

Организационно-управленческие инновации – нововведения или усовершенствования в сфере организации и управления производством и (или) реализацией продукции либо оказанием услуг, обеспечивающие экономическую выгоду или создающие условия для такой выгоды.

Процессные инновации – разработка и внедрение технологически новых или технологически усовершенствованных методов производства и передачи продукции, а также оказания услуг. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса (процесса оказания услуг) или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства (передачи) уже существующей на предприятии продукции либо оказании существующих услуг, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новой или усовершенствованной продукции либо оказания новой или усовершенствованной услуги, которые не могут быть произведены (поставлены) либо оказаны с использованием обычных методов.

Продуктовые инновации – разработка и внедрение новой или усовершенствованной продукции (услуги).

2. Определение инновационности товара

Существующий статистический инструментарий наблюдения за инновационной деятельностью, определяющий инновации как новые или значительно усовершенствованные товары или методы их производства (передачи), новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, не позволяет инвариантно идентифицировать инновационность товара. Кроме того, в формах статистической отчетности не представлены показатели оценки уровня технологических изменений и инновационности услуг.

В данной методике инвариантная идентификация инновационности товара основана на определении степени улучшения потребительских и технологических характеристик товара с учетом его масштаба новизны и срока инновационности в разрезе видов продукции и услуг.

Любой товар имеет потребительские характеристики, перечень которых содержится в стандартизованных технических условиях (регламентах).

Например, для рулонных кровельных материалов, номенклатура потребительских характеристик, определенных ГОСТом 30547-97:

- внешний вид;

- линейные размеры и площадь полотна рулона;

- полнота пропитки;

- разрывная сила при растяжении или условная прочность;

- относительное удлинение при разрыве;

- гибкость;

- масса вяжущего или покровного состава, в том числе с наплавляемой стороны;

- теплостойкость или изменение линейных размеров;

- потеря посыпки;

- масса основы;

- масса 1 м2 материала;

- водопоглощение;

- водонепроницаемость;

- относительное остаточное удлинение;

- температура хрупкости;

- температура размягчения;

- цветостойкость посылки;

- общее содержание растворимой части битумного состава;

- потеря массы при нагревании;

- химическая стойкость;

- сопротивление статическому продавливанию;

- сопротивление динамическому продавливанию;

- сопротивление раздиру;

- твердость по шору А;

- паропроницаемость или сопротивление паропроницанию.

Для каждого параметра есть измеряемые характеристики.

Подобно потребительским характеристикам процесс производства продукции или оказания услуг имеет технологические характеристики (временные затраты, трудозатраты и т.д.).

Инновационность товара предлагается определять посредством измерения максимального улучшения одной из существующих либо добавления новых потребительских и технологических характеристик товара.

Улучшение потребительских и технологических характеристик товара предлагается ранжировать следующим образом:

- несущественное (в общем случае менее 15%);

- существенное (в общем случае 15-100%);

- весьма существенное (в общем случае более 100% или добавление новой).

Под улучшением технологических характеристик понимается также изменение технологических характеристик в связи с существенными либо весьма существенными улучшениями потребительских характеристик товара.

В общем случае, в целях инвариантной идентификации инновационности товара предлагаются количественные индикаторы существенности улучшения потребительских и технологических характеристик. При этом, учитывая, что существенность улучшения для каждой потребительской и технологической характеристики для различных товаров различна, специально уполномоченными организациями и учреждениями эти индикаторы должны корректироваться.

Каждому сочетанию индикаторов присваивается коэффициент инновационности по характеристикам Х: Х1 , Х2 , Х3 , Х4 , Х5 (приложение 1), где меньший индекс соответствует меньшей степени инновационности товара и наоборот.

Каждый инновационный товар имеет срок инновационности – время, в течение которого он является инновационным. При мониторинге инновационной деятельности хозяйствующих субъектов учитывается информация об улучшениях потребительских и технологических характеристик, произошедших в течение срока инновационности товара. Для установления срока инновационности необходимо определение периода сменяемости инновационного товара (отслеживание появления инновационного товара, замещающего товар, бывший инновационным, рисунок 1), а также определение предельного срока инновационности (время, по истечении которого товар перестает быть инновационным, даже если замещающий его товар не появился на рынке).

В общем случае, в целях инвариантной идентификации инновационности товара срок инновационности равен 3 годам. Однако, учитывая, что срок инновационности для различных товаров различен, данный параметр должен корректироваться специально уполномоченными организациями и учреждениями.

Товар может быть инновационным для конкретного предприятия, республики, России или мира, в этом случае мы говорим о масштабе новизны. Каждому уровню присваивается коэффициент инновационности по масштабу М: М1 , М2 , М3 , М4 (приложение 1), где меньший индекс соответствует меньшей степени инновационности товара и наоборот.

3. Порядок взаимодействия субъектов при оценке заявок на государственную поддержку инновационной деятельности

1. Субъект инновационной деятельности представляет в экспертную организацию заявку с указанием формы государственной поддержки.

К заявке прилагаются следующие документы:

- учредительные документы;

- бизнес-план;

- бухгалтерская отчетность;

- справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

- справка об отсутствии просроченной задолженности по обязательным платежам;

- документ об отсутствии задолженности по выплате заработной платы работникам и размере не ниже минимальной заработной платы;

В случае получения положительного либо отрицательного заключения от экспертной организации подает заявку в Министерство экономики РТ.

2. Экспертная организация:

- в течение 3 дней проверяет правильность оформления заявки и наличие необходимых документов;

- в течение 3 дней проверяет по базе данных наличие идентичного инновационного проекта;

- в случае отсутствия необходимых документов или наличия идентичного инновационного проекта отклоняет заявку и письменно извещает субъекта инновационной деятельности о причинах отклонения;

- в случае принятия заявки формируется учетное дело заявителя и присваивается ему идентификационный номер с занесением в базу данных;

- выдает заявителю свидетельство о регистрации заявки с указанием идентификационного номера:

хх -хх -хххххх


Тип заявителя:

01-малый бизнес

02-средний бизнес

03-крупный бизнес

Приоритетность направления:

01-приоритетный проект

02-остальное


Дата включения заявки

(день, месяц, год)


- в течение 30 дней с момента выдачи свидетельства о регистрации заявки подготавливает положительное либо отрицательное заключение и его копию направляет в Министерство экономики РТ;

- оценивает инновационность товара по количественным индикаторам, которым присваиваются коэффициенты инновационности по характеристикам Х: Х1, Х2, Х3, Х4, Х5 и по масштабу новизны М: М1, М2, М3, М4, где меньший индекс соответствует меньшей степени инновационности товара и наоборот;

- оригинал положительного либо отрицательного заключения направляется заявителю;

- по итогам заключения формирует базу данных;

3. Министерство экономики РТ:

- осуществляет контроль деятельности экспертной организации;

- на основании экспертного заключения готовит предложения для оказания государственной поддержки заявителю;

4. Виды государственной поддержки, которые могут быть предоставлены субъектам инновационной деятельности

В целях мотивации организаций на предоставление информации об уровне своей инновационности, могут быть использованы следующие виды государственной поддержки:

1. Гранты на обучение специалистов. Подобные гранты оплачивают от 40 до 80% от стоимости приобретения новой квалификации обучающимися сотрудниками субъектов инновационной деятельности. Либо возмещение стоимости приобретения обучения в тех же размерах, в случае, когда сотрудники были обучены предприятием ранее. Финансирование осуществляет бюджет Республики Татарстан.

2. Гранты на патентование в Российской Федерации и за рубежом изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

3. Консультативные гранты. Подобные гранты предоставляются субъектам инновационной деятельности, имеющим до 500 сотрудников, и покрывают две трети от стоимости консультативных услуг продолжительностью от 5 до 15 дней в наиболее важных областях функционирования предприятия: в маркетинге, производстве и т.д. Финансирование осуществляет бюджет Республики Татарстан, Венчурный фонд РТ и/или Инвестиционные фонды.

4. Льготное обеспечение инфраструктурой. Льготное строительство автодорог, железных дорог, подведение электричества и газа, информационно - коммуникационных сетей.

5. Предоставление займов (ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд регионального развития). Займы, субъектам инновационной деятельности, предоставляемые этими учреждениями, могут составлять до 50% основного капитала проектов.

6. Предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности в части средств, зачисляемых в бюджет Республики Татарстан:

· Налог на имущество. Снижение ставки налога на имущество организаций, являющихся субъектами инновационной деятельности до 0,1%, в зависимости от масштаба новизны производимой ими инновационной продукции (услуг).

Налоговая ставка в размере 0,1% устанавливается на вновь созданное имущество, приобретенное организацией для реализации инновационной деятельности в соответствии с договором об осуществлении инновационной деятельности, заключенным согласно Закону Республики Татарстан "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".

Для М1 – 2%

Для М2 – 1%

Для М3 – 0,5%

Для М4 – 0,1%

· Налог на прибыль. Снижение ставки налога на прибыль организаций, являющихся субъектами инновационной деятельности до 13,5%, в зависимости от уровня улучшений потребительских характеристик инновационной продукции (услуг).

Для организаций - субъектов инновационной деятельности может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики Татарстан, от осуществления инновационной деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от всей деятельности предприятия, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении инновационной деятельности.

Для Х1 – 17,5%

Для Х2 – 16,5%

Для Х3 – 15,5%

Для Х4 – 14,5%

Для Х5 – 13,5%

7. Финансирование и софинансирование реализации инновационных проектов, с соблюдением при этом условий возвратности бюджетных средств.

8. Предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях малым и средним субъектам инновационной деятельности.

9. Частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков в случаях, предусмотренных законом о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год.

10. Освобождение от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан, используемые в целях реализации приоритетного инновационного проекта.

11. Предоставление государственных гарантий Республики Татарстан для инвесторов и кредиторов приоритетных инновационных проектов.

12. Организационная и финансовая поддержка участия субъектов инновационной деятельности при проведении выставок и конференций в Республике Татарстан, Российской Федерации и за рубежом.


Схема взаимодействия субъектов при оценке заявок на государственную поддержку инновационной деятельности


Ведение базы

данных Использование информации

Министерство экономики РТ

Субъект инновационной деятельности

Экспертная организация:

ТЦСМС (Гогин В.А.) - центр ответственности, в том числе эксперты:

- АН РТ

- ЦЭТ РТ

- Венчурный Фонд РТ

- Аудиторские организации

- ЦНТИ РТ

- Экологические органы

- и др.

Заявка на получение

гос. поддержки Положительное,

либо отрицательное

Свидетельство о заключение

постановке на учет


Положительное, Контроль за

либо отрицательное исполнением

заключение


Заявка на получение гос. поддержки

Предоставление гос. поддержки

Приложение 1

Форма оценки инновационности товара

№ п/п

Код вида продукции и услуги
по ОК 004-93

Максимальное улучшение одной из технологических характеристик

Максимальное улучшение одной из потребительских характеристик продукции или услуги

Масштаб новизны

Срок инновационности, лет

менее 15%

15-100%

более 100% или добавление новой характеристики

п/п

РТ

РФ

в мире

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

0-15%

Х1

Х2

Х3

М1

М2

М3

М4

3

15-100%

Х1

Х3

Х4

более 100%
или добавление новой характеристики

Х1

Х4

Х5

Описание улучшенной потребительской характеристики

Описание улучшенной технологической характеристики

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  355  356  357   ..