Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  331  332  333   ..

 

 

Методические рекомендации для выполнения контрольной работы №1 по курсу «основы творческой деятельности журналиста»

Методические рекомендации для выполнения контрольной работы №1 по курсу «основы творческой деятельности журналиста»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Научно-исследовательская лаборатория

актуальных проблем журналистики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА»

Москва

2005

Контрольная работа № 1 по курсу «Основы творческой деятельности журналиста» ориентирована на выявление уровня освоения теоретических положений и умение применять их на практике. Необходимый уровень предусматривает знание основных характеристик журналистского произведения, умение выделить его в структуре массовых информационных потоков и оценить качество.

I . МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Самостоятельно подобрать в печатной прессе или интернет-изданиях текст, отвечающий признакам журналистского материала.

2. Выявить тему, определив реальную конкретную ситуацию (РКС) и проблему, в контексте которой она рассматривается.

3. Определить идейный потенциал материала, выявив его «опорную идею», на базе которой журналист оценивает происходящее и «рабочую идею», адресованную читателю.

4. Проанализировать структуру текста. Найти основные смысловые единицы фактологического ряда, а также те образы и нормативы, с помощью которых раскрывается смысл фактов.

5. Рассмотреть организацию текста, выявив основные композиционные блоки и особенности монтажа элементарных выразительных средств (ЭВС). Найти журналистский образ, проследить, как он формируется.

6. Определить тип заголовка, оценив степень его мотивированности и соответствие тексту.

7. Оценить лексико-стилистические особенности материала.

8. Дать общую оценку качества текста и обосновать ее.

II .ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Специфика темы

Приступая к анализу текста, необходимо знать, что тема журналистского произведения - всегда конкретная реальная ситуация, восходящая к более широкой масштабной проблеме общества. Обратите внимание на то, что конкретная реальная ситуация может быть позитивной, проблемной и аномальной, что позволяет создавать как положительные, так и критические материалы [см.: Г.В.Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004. С. 66-73].

2. Особенности идеи

При разборе текста необходимо учитывать, что идея журналистского материала адресуется человеку как социальному существу, который строит свое поведение на основе собственного решения. Идейный потенциал текста складывается из идеи «опорной» (информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее явление) и идеи «рабочей» (собственно журналистская информация, выработанная при освоении РКС и подсказывающая читателю внешнее или внутреннее действие с целью разрешения проблемы) [подробнее см.: Указ. соч. С. 73-84].

3. Своеобразие структуры текста

Для раскрытия темы и воплощения идеи журналистского произведения используются элементарные выразительные средства (ЭВС). Необходимо знать, что существуют два ряда ЭВС: фактологический и культурологический. Фактологический включает в себя факты, фактоиды и эмпирические обобщения. Культурологический содержит в себе «образы» и «нормативы» – материалы прошлого социального опыта, воплощенного в культуре, которые журналист использует в своей работе вторично [подробнее см.: Указ. соч. С. 84-97].

4. Средства организации журналистского произведения

Анализируя текст, необходимо понять, как он организован. К средствам его организации относятся композиция, монтаж (их следует различать) и журналистский образ. Если композиция есть логическая структура материала, его внутренняя форма, то монтаж – связь элементов текста с точки зрения последовательности изложения. Журналистский образ – это сверхсмысл материала, который является результатом осознания журналистом связи реалий действительности и материала культуры. Он обыгрывается в тексте и может быть вынесен в заголовок.

Следует помнить, что существует три типа заголовков:

– прямое отражение темы;

– прямое отражение идеи;

– опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ [подробнее см.: Указ. соч. С. 97-117].

III. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО И СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЙ МАТЕРИАЛА

Оценить качество текста помогут следующие критерии:

– новизна реальной конкретной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации;

– масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается РКС;

– оперативность материала;

– конструктивность и убедительность идеи;

– достаточная полнота и яркость ЭВС, мотивированность их применения;

– четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения;

– смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа;

– логическая и лексико-стилистическая грамотность материала [подробнее см.: Указ. соч. С. 227].

Контрольная работа № 1 должна быть выполнена на компьютере в произвольной форме.

Методические рекомендации подготовлены научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории актуальных проблем журналистики Н.Н. Замотиной

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  331  332  333   ..