Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  307  308  309   ..

 

 

Методические рекомендации для I и II этапов Всероссийской олимпиады школьников

Методические рекомендации для I и II этапов Всероссийской олимпиады школьников

Методические рекомендации для I и II этапов Всероссийской олимпиады школьников

Английский язык

Содержание

1. Порядок и время проведения конкурсов

2. Критерии оценивания конкурсов

3. Процедура проведения конкурсов

4. Образцы конкурсных заданий и методические рекомендации

4. 1. Общие методические рекомендации

4.2. Образцы олимпиадных заданий

1. Порядок и время проведения конкурсов

Олимпиада по английскому языку включает 5 конкурсов . Рекомендуется проводить олимпиаду в 2 дня:

I день: 1. Конкурс понимания письменного текста

2. Лексико-грамматический тест

3. Конкурс письменной речи

Время проведения конкурсов:

1. Reading (Конкурс понимания письменного текста) - 45 минут , включая перенесение ответов в лист ответов, объяснения члена жюри перед началом конкурса в это время не включаются

2. Use of English (лексико-грамматический тест) - 45 минут , включая перенесение ответов в лист ответов, объяснения члена жюри перед началом конкурса в это время не включаются

3. Writing (Конкурс письменной речи) - 45 минут , включая перенесение текста с черновика в чистовик, объяснения члена жюри перед началом конкурса в это время не включаются

Между конкурсами рекомендуется делать десятиминутные перерывы, во время которых участники олимпиады остаются в своей аудитории.

II день: 4. Конкурс понимания устного текста

5. Конкурс устной речи

Время проведения конкурсов:

4. Listening (Конкурс понимания устного текста) - ограничивается временем звучания пленки (примерно 45 минут , включая объяснения и перенесение ответов в лист ответов

5. Speaking (Конкурс устной речи) - Участники разбиваются по парам; максимальное время, отведенное для ответа каждой пары участников 10 -12 минут , включая подготовку и объяснения члена жюри


2. Критерии оценивания конкурсов

1. Listening (понимание устного текста) - 20 баллов (за каждый правильный ответ дается 1 балл, всего 20 вопросов)

2. Use of English (лексико-грамматический тест) - 20 баллов (за каждый правильный ответ дается 1 балл, всего 20 вопросов)

3. Reading (Понимание письменного текста) -20 баллов (за каждый правильный ответ дается 1 балл, всего 20 вопросов)

4. Writing (Конкурс письменной речи) - 20 баллов (оценивается по Критериям оценивания конкурса письменной речи)

5. Speaking (устная речь) - 20 баллов (оценивается по Критериям оценивания конкурса устной речи)

Для каждого участника полученные баллы за каждый конкурс суммируются. Победителями являются те участники, которые набрали наибольшую сумму баллов.

Максимальная сумма баллов - 100 баллов

Шкала критериев оценивания заданий для конкурса «Writing»

Максимальное количество баллов: 20

Внимание! При оценке 0 по критерию "Содержание" выставляется общая оценка 0.

БАЛЛЫ

(за содержание)

СОДЕРЖАНИЕ

(максимум 10 баллов)

ОФОРМЛЕНИЕ (максимум 10 баллов)

Композиция

(максимум 2 балла)

Лексика

(максимум 2 балла)

Грамматика

(максимум 2 балла)

Стиль

(максимум 2 балла)

Орфография и пунктуация

(максимум 2 балла)

9-10

Коммуникативная задача полностью выполнена с учетом цели высказывания и адресата. Тема раскрыта полностью. Участник демонстрирует оригинальный подход к раскрытию темы.

2 балла

Работа не имеет ошибок с точки зрения композиции.

2 балла

Участник демонстрирует богатый лексический запас, необходимый для раскрытия темы, точный выбор слов и адекватное владение лексической сочетаемостью.

Работа не имеет ошибок с точки зрения лексического оформления.

2 балла

Участник демонстрирует грамотное и уместное употребление структур, необходимых для раскрытия темы.

Работа не имеет ошибок с точки зрения грамматического оформления.

2 балла

Участник демонстрирует владение жанрами письменной речи. Текст оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к официальному и неофициальному письму.

Работа не имеет ошибок с точки зрения стилевого оформления.

2 балла

Участник демонстрирует уверенное владение навыками орфографии и пунктуации.

Работа не имеет ошибок с точки зрения орфографического и пунктуационного оформления.

7-8

Коммуникативная задача выполнена с учетом цели высказывания и адресата. Тема раскрыта полностью, однако в работе не хватает оригинальности в раскрытии темы.

1 балл

В целом текст имеет четкую структуру, соответствующую заданной теме. Текст разделен на абзацы. В тексте присутствуют связующие элементы. Допустимы незначительные нарушения структуры, логики или связности текста

1 балл

В целом лексический состав текста соответствует заданной теме, однако имеются неточности в выборе слов и лексической сочетаемости, которые не затрудняют понимания текста. Или: используется стандартная, однообразная лексика.

1 балл

В тексте присутствует ряд незначительных грамматических и/или синтаксических ошибок, не затрудняющих общего понимания текста.

1 балл

Участник в целом демонстрирует владение жанрами письменной речи, однако в тексте присутствуют незначительные нарушения стилевого единства.

1 балл

В тексте присутствуют орфографические и/или пунктуационные ошибки, которые не затрудняют общего понимания текста.

5-6

Коммуникативная задача в целом выполнена, однако имеются отдельные нарушения целостности содержания. Тема раскрыта не полностью: не приведены все необходимые аргументы и/или факты.

3-4

Коммуникативная задача выполнена частично. Содержание текста не полностью отвечает заданной теме или объем работы менее 50% от заданного.

.0 баллов

Текст не имеет четкой логической структуры. Отсутствует или неправильно выполнено абзацное членение текста. Имеются серьезные нарушения связности текста и/или многочисленные ошибки в употреблении логических средств связи.

0 баллов

Участник демонстрирует крайне ограниченный словарный запас. Или: имеются многочисленные ошибки в употреблении лексики, затрудняющие понимание текста.

0 баллов

В тексте присутствуют много численные ошибки, затрудняющие его понимание.

0 баллов

Текст не оформлен в соответствии с требованиями жанра. Или: в тексте присутствуют значительные нарушения стилевого единства.

0 баллов

В тексте присутствуют многочисленные орфографические и/или пунктуационные ошибки, затрудняющие его понимание.

0-2

Коммуникативная задача не выполнена. Содержание текста не отвечает заданной теме.

Шкала критериев оценивания заданий для конкурса «Speaking»

Максимальное количество баллов: 20

Внимание! При оценке 0 по критерию "Содержание" выставляется общая оценка 0.

БАЛЛЫ

за содержание

СОДЕРЖАНИЕ

(максимум 10 баллов)

Взаимодействие с собеседником и оформление речи (максимум 10 баллов)

Взаимодействие с собеседником

(максимум 4 балла)

Лексическое оформление речи

(максимум 2 балла)

Грамматическое оформление речи

(максимум 2 балла)

Фонетическое оформление речи

(максимум 2 балла)

9 - 10

Коммуникативная задача полностью выполнена: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме. Участник высказывает интересные и оригинальные идеи.

4 балла

Участник способен логично и связно вести беседу: участник соблюдает очередность при обмене репликами, при необходимости участник начинает первым или поддерживает беседу, восстанавливает беседу в случае сбоя.

7 - 8

Коммуникативная задача полностью выполнена: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме, однако выступление не отличается оригинальностью мысли.

5 - 6

Коммуникативная задача выполнена не полностью: цель общения в основном достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме: высказанные положения недостаточно аргументированы.

3 балла

В целом участник способен логично и связно вести беседу: участник соблюдает очередность при обмене репликами, но не всегда проявляет инициативу в поддержании беседы.

3 - 4

Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме: высказанных положений мало и они не аргументированы.

2 балла

Участник не способен логично и связно вести беседу: не начинает и не стремится поддерживать ее, в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника.

1 балл

Участник диалога не способен вести беседу.

2 балла

В речи участника нет лексических ошибок; словарный запас участника богат, разнообразен и адекватен поставленной задаче.

2 балла

В речи участника нет грамматических ошибок; речь участника богата разнообразными грамматическими конструкциями.

2 балла

В речи участника нет фонетических ошибок.

1 - 2

Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута, содержание не соответствует коммуникативной задаче.

0 баллов

Отказ от выполнения задания по диалогу

1 балл

Словарный запас участника в основном соответствует поставленной задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и/или имеются неточности в их употреблении.

1 балл

В речи участника присутствуют грамматические ошибки, не затрудняющие понимания или используются однообразные грамматические конструкции.

1 балл

Речь участника в целом понятна, участник допускает отдельные фонетические ошибки.

0

Отказ от ответа

0 баллов

Словарного запаса не хватает для общения в соответствии с заданием.

0 баллов

В речи участника присутствуют грамматические ошибки, затрудняющие понимание.

0 баллов

Понимание речи участника затруднено из-за большого количества фонетических ошибок.


3. Процедура проведения конкурсов

Процедура проведения конкурса понимания письменного текста (чтение - Reading )

· Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.

· Участники должны сидеть в аудитории на таком расстоянии друг от друга, чтобы не видеть работу соседа.

· Участник может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.

· В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.

· Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.

· Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

1.1. Каждому участнику перед началом выполнения заданий по чтению выдается лист ответов (Answer Sheet ) и проводится инструктаж на русском языке по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы:

· Участники заполняют графу Participant ' s ID number на листах ответов[1] .

· Все ответы необходимо отмечать на листах ответов. Правильный вариант пишется в соответсвующей клеточке на листе ответов.

· На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается.

· Исправления на листах ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи (о или а) трактуются не в пользу участника.

· Ответы записываются только черными или синими чернилами/ пастой (запрещены красные, зеленые чернила, карандаш)

1.2. Участникам раздаются тексты заданий. В тексте заданий указано время выполнения заданий и даны все инструкции по выполнению заданий на английском языке. Тексты заданий можно использовать в качестве черновика. Однако проверке подлежат только ответы, перенесенные в лист ответов. Сами тексты заданий сдаются вместе с листами ответов после окончания выполнения задания, но не проверяются.

1.3. Члены жюри, находящиеся в аудитории, должны зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25. ) За 15 и за 5 минут до окончания выполнения заданий по чтению старший член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы.

1.4. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.

1.5 . Каждый правильный ответ данного конкурса оценивается в 1 балл (см. Критерии оценивания конкурса понимания письменной речи ).

Для проведения конкурса по чтению не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов.

Процедура проведения лексико-грамматического теста ( Use of English )

· Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.

· Участники должны сидеть в аудитории на таком расстоянии друг от друга, чтобы не видеть работу соседа.

· Участник может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.

· В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.

· Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.

· Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

2.1. Каждому участнику перед началом выполнения заданий по чтению выдается лист ответов (Answer Sheet ) и проводится инструктаж на русском языке по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы:

· Участники заполняют графу Participant ' s ID number на листах ответов.

· Все ответы необходимо отмечать на листах ответов. Правильный вариант пишется в соответсвующей клеточке на листе ответов.

· На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается.

· Исправления на листах ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи (о или а) трактуются не в пользу участника.

· Ответы записываются только черными или синими чернилами/ пастой (запрещены красные, зеленые чернила, карандаш)

2.2. Участникам раздаются тексты заданий. В тексте заданий указано время выполнения заданий и даны все инструкции по выполнению заданий на английском языке. Тексты заданий можно использовать в качестве черновика. Однако проверке подлежат только ответы, перенесенные в лист ответов. Сами тексты заданий сдаются вместе с листами ответов после окончания выполнения задания, но не проверяются.

2.3. Члены жюри, находящиеся в аудитории, должны зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25 .) За 15 и за 5 минут до окончания выполнения заданий старший член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы.

2.4. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.

2.5 . Каждый правильный ответ данного конкурса оценивается в 1 балл.

Для проведения лексико-грамматического теста не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов.

Процедура проведения конкурса письменной речи (письмо - Writing )

· Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.

· Участники должны сидеть в аудитории на таком расстоянии друг от друга, чтобы не видеть работу соседа.

· Участник может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.

· В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.

· Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.

· Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

3.1. Каждому участнику перед началом выполнения заданий выдается лист ответов (Answer Sheet ) и проводится инструктаж на русском языке по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы:

· Участники заполняют графу Participant ' s ID number на листах ответов.

· Все задания по письму необходимо выполнять на листах ответов.

· На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается.

· Исправления на листах ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи (о или а) трактуются не в пользу участника.

· Задания выполняются только черными или синими чернилами/ пастой (запрещены красные, зеленые чернила, карандаш)

3.2. Участникам раздаются тексты заданий и бумага для черновиков. В тексте заданий указано время выполнения заданий, количество слов и даны все инструкции по выполнению заданий на английском языке. Участники получают чистую бумагу для черновиков, черновик сдается вместе с листом ответов. Однако проверке подлежат только листы ответов. Черновики не проверяются.

3.3. Член жюри в аудитории должен зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25. )

3.4. За 15 и за 5 минут до окончания работы член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы.

3.5. После окончания времени выполнения заданий по письменной речи, листы ответов собираются.

3.6. Письменные работы участников оцениваются двумя экспертами в соответствии с прилагаемыми критериями (см. Критерии оценивания конкурса письменной речи ). Результаты заносятся в протокол конкурса письменной речи (см. Протокол конкурса письменной речи ).

В сложных случаях (при сильном расхождении оценок экспертов) письменная работа перепроверяется третьим членом жюри.

Для проведения конкурса письменной речи не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий, листов ответов и черновиков, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий, бумага для черновиков и запасные листы ответов.

Процедура проведения конкурса понимания устного текста (аудирование - Listening )

· Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.

· Участники должны сидеть в аудитории на таком расстоянии друг от друга, чтобы не видеть работу соседа.

· Участник может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.

· В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.

· Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.

· Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

4.1. Каждому участнику перед началом выполнения заданий по чтению выдается лист ответов (Answer Sheet ) и проводится инструктаж на русском языке по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы:

· Участники заполняют графу Participant ' s ID number на листах ответов.

· Все ответы необходимо отмечать на листах ответов. Правильный вариант пишется в соответсвующей клеточке на листе ответов.

· На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается.

· Исправления на листах ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи (о или а) трактуются не в пользу участника.

· Ответы записываются только черными или синими чернилами/ пастой (запрещены красные, зеленые чернила, карандаш)

4.2. Участникам раздаются тексты заданий. В тексте заданий указано время выполнения заданий и даны все инструкции по выполнению заданий на английском языке. Тексты заданий можно использовать в качестве черновика. Однако проверке подлежат только ответы, перенесенные в лист ответов. Сами тексты заданий сдаются вместе с листами ответов после окончания выполнения задания, но не проверяются.

4.3. Перед прослушиванием первого отрывка член жюри включает пленку и дает возможность участникам прослушать самое начало пленки с текстом инструкций. Затем пленка выключается, и член жюри обращается к аудитории с вопросом, хорошо ли всем слышно пленку. Если в аудитории кто-то из участников плохо слышит пленку, регулируется громкость звучания и устраняются все технические неполадки, влияющие на качество звучания пленки. После устранения неполадок пленка перематывается на самое начало и еще раз прослушивается вводная часть с инструкциями. После инструкций пленка не останавливается и прослушивается до самого конца.

4.4. Участники могут ознакомиться с вопросами до прослушивания отрывков.

4.5. Вся процедура аудирования записана на диск (или пленку): задания, предусмотренные паузы, звучащий текст. Транскрипция звучащих отрывков прилагается и находится у члена жюри в аудитории, где проводится аудирование. Транскрипция не входит в комплект раздаточных материалов для участников и не может быть выдана участникам во время проведения конкурса. Член жюри включает запись и выключает ее, услышав последнюю фразу транскрипции « This is the end of the listening comprehension section of the test

4.6. Во время аудирования участники не могут задавать вопросы членам жюри или выходить из аудитории, так как шум может нарушить процедуру проведения конкурса.

4.7. Время проведения конкурса ограничено временем звучания пленки.

4.8. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.

4.9 . Каждый правильный ответ данного конкурса оценивается в 1 балл , в зависимости от количества вопросов (см. Критерии оценивания конкурса понимания устной речи ).

Для проведения аудирования требуются магнитофоны или CD плейеры в каждой аудитории. В случае видеоаудирования требуются видеомагнитофоны или DVD плейеры, экран.

Процедура проведения конкурса устной речи (говорение - Speaking )

Для проведения конкурса устной речи необходимы:

· одна большая аудитория для ожидания и несколько небольших аудиторий для проведения конкурса

· Перед входом в аудиторию для ожидания участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.

· Участник может взять с собой в аудиторию для ожидания ручку, очки, шоколад, воду.

· В аудиторию для ожидания не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.

· Во время выполнения устного задания участник не может выходить из аудитории, где проводится конкурс.

5.1. Организаторы, обеспечивающие порядок в аудитории для ожидания, проводят соответствующий инструктаж участников, ожидающих своей очереди для ответа на конкурсе устной речи. Они формируют очередь участников и препровождают их из аудитории для ожидания в аудитории для проведения конкурса. Участники заходят в аудитории для проведения конкурса парами . Пары формируются организаторами в аудитории для ожидания методом случайной подборки.

5.2. В каждой аудитории для проведения конкурса находятся два члена жюри .

Распределение обязанностей между членами жюри при проведении конкурса:

Член жюри №1: проведение беседы с участником конкурса и заполнение протокола ответа (прилагается),

Член жюри №2: запись на магнитофон и заполнение протокола ответа.

Члены жюри могут поочередно выполнять обе функции.

Все инструкции участникам даются на английском языке.

5.3. Преподаватели начинают вести беседу и задают каждому участнику 2-3 вопроса для того, чтобы снять напряжение, расположить их к беседе и подготовить к выполнению устного задания олимпиады.

Время, отводимое на данный этап задания, 1 – 2 минуты.

5.4. Первый этап — монологическое высказывание по предложенной теме. Члены жюри сообщают участникам конкурса основную информацию о первом задании. Участники высказываются по очереди. Длительность ответа каждого участника — 1,5 - 2 минуты .

5.5 . Второй этап — диалогическая речь в виде беседы участников друг с другом. Длительность беседы — 3 - 5 минут . Члены жюри могут задавать наводящие вопросы по мере необходимости, могут остановить беседу, если она начинает выходить за обозначенные рамки.

5.6. Выступление участников записываются на магнитофон. Запись включается в момент начала ответа на задание первого этапа каждого из участников. Во время предъявления задания второго этапа и подготовки учащихся включается «пауза» и запись возобновляется в момент начала ответа участников на задание 2. По окончании ответа запись останавливается и, после того как учащиеся покидают аудиторию, члены жюри записывают на пленку идентификационные номера участников прошедшей пары: «Это были номер ХХХХХХ и номер ХХХХХХ. »

Максимально отводимое время на пару участников для выступления составляет 10 –12 минут .

При нечетном количестве участников вместо последней пары одновременно проходят собеседование три участника .

5.7 . Ответы участников оцениваются двумя экспертами в соответствии с прилагаемыми критериями (см. Критерии оценивания конкурса устной речи ).

В сложных случаях сделанные записи прослушиваются всем составом жюри.

Для проведения конкурса устной речи требуются магнитофоны в каждой аудитории для записи ответов участников и 2 чистые кассеты в каждой аудитории, где проводится конкурс.

В каждой аудитории у членов жюри должен быть необходимый комплект материалов:

· материалы для раздачи участникам конкурса

· протоколы устного ответа (см. Протокол устного ответа )

· Критерии оценивания конкурса устной речи (см. Критерии оценивания конкурса устной речи )

4. Образцы конкурсных заданий и методические рекомендации

4. 1. Общие методические рекомендации

4.1.1. На I и II этапах Олимпиады должны быть подготовлены 2 разных комплекта заданий: задания для 9-10 классов (уровень Intermediate или B2 по шкале Совета Европы) и задания для 11 класса (уровень Upper-Intermediate или С1 по шкале Совета Европы)

4.1.2. Требования к отбору текстового материала и оформлению заданий.

* Задание с выбором ответа состоит из формулировки задания (в виде вопроса или незаконченного утверждения) и вариантов ответа, среди которых, как правило, один является верным, а остальные не верны (так называемые дистракторы ).

Требования к формулировке задания :

1. Формулировка задания должна соответствовать цели тестирования, тема задания должна быть релевантна по отношению к измеряемому.

2. Формулировка задания должна быть законченной. В случае вопросительной формы, это условие выполняется автоматически. В случае использования незаконченного утверждения, критерием соблюдения его будет возможность однозначного выполнения задания без прочтения вариантов ответа (так, как если бы оно предусматривало самостоятельное формулирование ответа).

Пример задания с незаконченной формулировкой:

The boy in the bedroom...

A. called his mother because it was dark.

B. could not sleep because of the storm outside.

C. was glad that the soldiers had come.

D. was glad because his father had gone away.

В приведенном примере под формой одного задания (вопроса) реально спрятаны три:

- Почему мальчик позвал мать?

- Почему мальчик не мог уснуть?

- Почему мальчик радовался?

При этом, существует строгое требование – в задании должен быть только один вопрос. Нарушение этого требования стало возможно благодаря незаконченности формулировки.

3. Формулировка должна быть простой. Мы проверяем понимание некоторого явления – не формулировки задания. В заданиях на понимание прочитанных или прослушанных текстов нужно избегать коннотативно окрашенной лексики, при этом также необходимо обращать внимание на:

- употребление вокабуляра (нейтральная базовая лексика)

- длину задания (минимальная достаточность для соблюдения требования законченности формулировки)

- синтаксическую сложность (избегание сложных предложений)

- употреблений отрицаний (по возможности, избегать, при необходимости использовать – выделять аспект отрицания)

- ссылки ( например, в виде местоимений – стараться использовать имена собственные, особенно в случаях, когда существует возможность отнесения местоимения не к задуманному объекту).

- Задания должны быть локально не зависимы. Нельзя, использовав имя собственное в формулировке одного задания, заменять его местоимением в формулировке следующего задания.

4. Задания не должны пересекаться (выполнение одного не должно зависеть от выполнения другого).

Нельзя, например, спросив «Какой марке автомобиля отдает предпочтение автор?», в следующем задании спрашивать «Какие достоинства видит автор в этом автомобиле?». Ответившие неверно на первый вопрос, будут обречены на неверный ответ и в следующем задании.

Требования к формулировке вариантов ответа:

1. Должен быть только один правильный ответ, дистракторы должны быть доказуемо неверны.

2. Необходимо обращать внимание на согласованность вариантов ответа и вопросов.

Пример несогласованности:

What is the writer’s opinion about violence on TV?

A. He considers it dangerous for young people’s development.

B. He is not interested in this phenomenon.

C. He never watches television.

D. It is a fact that it has increased crime.

В приведенном примере только один ответ (А) согласован с вопросом, что является своеобразной подсказкой (остальные не относятся ко мнению автора).

3. Варианты ответов должны:

·- быть правдоподобны и параллельны

·- быть просто сформулированы

·- быть легко различимы между собой

·- быть понятны независимо друг от друга

4. Варианты ответов не должны:

·- быть слишком радикальными (следует избегать слов только, всегда, никогда, все и т.п. )

·- выделяться за счет

· длины (лучше, если они будут приблизительно одной длины)

· точности или полноты формулировки (одна более точная или полная)

· эха (дословного повтора текста)

· пересекаться (быть взаимно исключающими)

· содержать подсказки к другим заданиям.

5. Слова – задания должны четко указывать требования и соответствовать объему предполагаемого ответа.

Для формулировки заданий с вариантами ответов подходят: Mention , Indicate , How …, What …, Where …, What / Which …, When … . Для более развернутых ответов: Explain, Describe, Deduce, Prove, Illustrate

* Применение заданий с развернутым ответом (в нашем случае заданий в разделах «Письмо» или «Говорение») связано с необходимостью использования экспертной оценки (иными словами творческое задание по письму и устное выступление должны быть оценены членами жюри).

Использование экспертного оценивания снижает надежность. Но причины погрешности связаны не только с оценивающими ответ. Помимо них факторами, влияющими на формирование погрешности оценивания, являются:

Формулировка задания

Система (схема) оценивания

Задания, требующие свободного ответа, нацелены на выявление способностей интегрировать, формулировать и выражать мысли и позволяют учащимся проявить творчество и оригинальность.

Формулировки задания должны давать учащемуся возможность проявить те качества, которые составители намерены контролировать, а составителям контролировать и оценивать именно эти качества.

Формулировка задания является стимулом для высказывания (устного или письменного) и должна обеспечивать интенционально-целевую направленность высказывания. Так, грамотно сформулированная тема сочинения является стимулом для выражения и организации собственных мыслей испытуемым, синтеза знаний, использования информации для решения проблемы, выражения чувств литературными средствами по определенной теме, иными словами, дает возможность проверить сложные познавательные умения в заданных тематических рамках. То же самое касается и устных контрольных процедур.

Принципиальное значение для объективной оценки является применение унифицированной системы критериев и схем оценки для всех работ (см. Критерии оценивания конкурсов "Письмо" и "Говорение").

Критерии оценки орфографии и пунктуации, грамматических ошибок, почерка и т.п. должны быть отделены от критериев оценки содержания ответа. Необходимо обязательно определить, какой вес, какие ошибки будут иметь.

В условиях олимпиад необходима экспресс тренировка членов жюри, направленная, главным образом, на согласование их позиций по отношению к предложенным схемам оценивания.

* Требования, предъявляемые к текстовому материалу тестирования :

ИСТОЧНИКИ

· следует избегать источников, в которых вряд ли могут содержаться приемлемые тексты (например, профессиональная документация и т.п.)

· источники, текстовое содержание которых может поставить в более выгодные условия определенные группы учащихся (например, по культурным, гендерным или возрастным признакам)

ПРИЧИНЫ ДЛЯ ОТКАЗА ОТ ТЕКСТА

- слишком многое основано на локальных реалиях, понимание текста зависит от степени знакомства с ними;

- неприемлемая тема (война/ смерть/ политика/ вероисповедания);

- тема, не входящая в круг возрастных интересов группы, на которую ориентирован тест;

- слишком высокий уровень сложности (наличие большого количества низкочастотной лексики);

- технические или стилистические недостатки текста;

- низкое качество оригинального текста при использовании репринта.

Проверку адекватности выбранного текстового материала и разработанных к нему заданий можно сделать на основания следующего контрольного опросника:

ТЕКСТ:

· Доступна ли и приемлема тема?

· Адекватен ли уровень сложности?

· Достаточен ли его объем для формулирования необходимого количества заданий?

· Есть ли подходящий заголовок?

ЗАДАНИЯ:

· Достаточное ли количество заданий составлено?

· Насколько равномерно они распределены относительно содержания текста?

· Достаточный ли языковой диапазон они охватывают?

· Не оказалось ли взаимозависимых заданий?

· Есть ли запасные задания?

· Удалось ли избежать идеосинкратических заданий?

ИНСТРУКЦИИ И КЛЮЧИ:

· Проверены ли формулировки инструкций?

· Предоставлен ли пример выполнения задания и оформления ответа на него?

· Предоставлены ли ключи для проверки выполнения заданий?

Олимпиада не должна подменять собой школьный экзамен. Задания должны быть направлены на то, чтобы выявить не тех, кто хорошо успевает в школьных занятиях, а тех, кто помимо этого по-настоящему увлечен предметом и стремится овладеть дополнительными умениями и навыками, свидетельствующими о желании как можно глубже ознакомиться с языком и культурой стран изучаемого языка.

4.2. Образцы олимпиадных заданий [2]

4.2.1. Понимание письменного текста (Reading)

Reading

Part 1

Read the text and do the task that follows.

Culture, Logic, and Rhetoric

Logic, which is the basis of rhetoric, comes from culture; it is not universal. Rhetoric, therefore, is not universal either but varies from culture to culture. The rhetorical system of one language is neither better nor worse than the rhetorical system of another language, but it is different.

English logic and English rhetoric, which are based on Anglo-European cultural pattern, are linear – that is, a good English paragraph begins with a general statement of its content and then carefully develops that statement with a series of specific illustrations. A good English paragraph may also use just the reverse sequence: it may state a whole series of examples and then summarize those examples in a single statement at the end of the paragraph. In either case, however, the flow of ideas occurs in a straight line from the opening sentence to the last sentence. Furthermore, a well-structured English paragraph is never digressive. There is nothing that does not belong to the paragraph and nothing that does not support the topic sentence.

A type of construction found in Arabic and Persian writing is very different. Whereas English writers use a linear sequence, Arabic and Persian writers tend to construct a paragraph in a parallel sequence using many coordinators such as and and but. In English, maturity of style is often judged by the degree of subordination rather than by the degree of coordination. Therefore, the Arabic and Persian styles of writing, with their emphasis on coordination, seem awkward and immature to an English reader.

Some Asian writers, on the other hand, use an indirect approach. In this kind of writing, the topic is viewed from a variety of angles. The topic is never analyzed directly; it is referred to only indirectly. Again, such a development in an English paragraph is awkward and unnecessarily vague to an English reader.

Spanish rhetoric differs from English rhetoric in still another way. While the rules of English rhetoric require that every sentence in a paragraph relate directly to the central idea, a Spanish-speaking writer loves to fill a paragraph with interesting digressions. Although a Spanish paragraph may begin and end on the same topic, the writer often digresses into areas that are not directly related to the topic. Spanish rhetoric, therefore, does not follow the English rule of paragraph unity.

In summary, a student who has mastered the grammar of English may still write poor papers unless he/she has also mastered the rhetoric of English. Also, the student may have difficulty reading an essay written by the rules of English rhetoric unless he/she understands the “logical” differences from those of his/her native tongue.

For items 1-5, choose the answer (A, B, C, or D) which fits best according to the text.

1. The author’s aim is to prove that

A. rhetoric is culturally specific.

B. foreign learners of English should acquire the rules of English rhetoric.

C. Asian and Spanish writers ignore English rhetoric.

D. English rhetoric is the best.

2. Mature English style can be characterized by

A. digression.

B. linear sequence.

C. degree of coordination.

D. vagueness.

3. Spanish writers tend to

A. neglect the central idea in the paragraph.

B. develop the topic in reverse sequence.

C. give a lot of examples.

D. wander away from the main topic.

4. It is difficult for the English reader to understand the Asian authors because

A. their texts follow different rules.

B. the rendering of ideas is too difficult.

C. the paragraphs contain subordinate clauses.

D. there is no coordination in the text.

5. The word ‘those’ in the last sentence refers to

A. the rules of rhetoric.

B. other students.

C. logical differences.

D. foreign languages.

Part 2

For items 6-15 read two texts about music. Fill the gaps (6-15) in the texts choosing from the list A – L the one which fits each gap. There are two extra sentences which you do not need to use.

Jazz History.

Jazz started out with a mixture of many types of music. Its roots date back to the 1880's with African origins. Jazz combines elements of African music with elements of Western European music. The birthplace of that combination, which is Jazz, is said to be New Orleans. (6___) The Creoles were originally from the West Indies and lived under the Spanish and French rule in Louisiana. They became free Americans under the Louisiana Purchase of 1803. The Creoles spoke Spanish and French and lived in the high society of the French district in New Orleans. The Creoles took pride in their formal knowledge of the Western European music and their social and cultural values that classified them as upper class. On the West Side of New Orleans lived the uneducated, culturally and economically poor American blacks. Their music was based on simple melodies and complex mixed rhythms. (7___) The songs were actually encouraged because the workers seem to work better with the soothing effects of the music. Their music was characterized more by memorization and improvisation, and not of formal training.

In 1894, the segregation laws were in effect in New Orleans, which forced the upper class Creoles to live on the West Side with the poor, uneducated American blacks. The mixture of the two styles of music and two cultures clashed and created the start of Jazz.

(8___) Jazz represented a break from Western musical traditions, where the composer wrote a piece of music on paper and the musicians then tried their best to play exactly what was in the score. In a Jazz piece, the song is often just a starting point or frame of reference for the musicians to improvise around. The song might have been a popular short song or blues that they didn't compose, but by the time they finished it they had composed a new piece that often bore little resemblance to the original song. Many of these virtuoso musicians were not good sight readers and some could not read music at all. (9___)

By the 1940's Jazz has developed into many styles of music. Jazz has a variety of forms, even today. (10___) It is becoming more and more popular these days. Jazz has such a great mixture of rhythm and beats that Jazz will never cease to exist.

Text 2.

Rock and roll.

Rock and roll (also spelled rock 'n' roll, especially in its first decade), is a genre of music that emerged as a defined musical style in the Southern United States in the 1950s, and quickly spread to the rest of the country and the world. It later evolved into the various sub-genres of what is now called simply 'rock'. (11___) From the late 1950s to the late 1990s rock was perhaps the most popular form of music in the western world. Rock 'n' roll is played with an electric guitar, a bass guitar, a drum set, and may be a piano.

There is much debate as to what should be considered the first rock and roll record. (12___) African Americans were protesting segregation of schools and public facilities. It can hardly be a coincidence, then, that a musical form combining elements of white and black music should arise, and that this music should provoke strong reactions, of all types, in all Americans.

The culture industry soon understood that there was a white market for black music that was beyond the stylistic boundaries of rhythm and blues and so social prejudice and racial barriers could do nothing against market forces. (13___) By the end of the decade, rock had spread throughout the world.

Elvis Presley was the first real rock and roll star. He didn't invent Rock 'n' Roll, but he did more than any other individual to popularize it. His talent, good looks, sensuality, charisma, and good humor endeared him to millions, as did the humility and human kindness he demonstrated throughout his life. (14___) One of the most influential music groups of the rock era were the Beatles. The Beatles had a major impact on the world. They brought the love of British rock and roll to the American public and after them many other British groups became famous in the United States. It is sometimes called "The British Invasion." The Beatles were famous during the time of the Vietnam War, and they used their lyrics to express their political, social, and spiritual beliefs. This music brought an entire generation together. (15___) .

The members of the Beatles continue to influence the world today. For example, the tragic death of John Lennon taught people how truly important life is, and how people think differently.

The remaining Beatles still write and perform their music, and are among the most respected artists in music.

A. Nevertheless their playing thrilled audiences and the spontaneous music they created captured a joy and sense of adventure that was an exciting and radical departure from the music of that time.

B. One theory as to why New Orleans is the birthplace is contributed to the black Creole subculture.

C. As a result, "rock and roll" now has two distinct meanings: either traditional rock and roll in the 1950s style, or later rock and even pop music which may be very far from traditional rock and roll.

D. Rock and roll was an overnight success in the U.S. making ripples across the Atlantic, culminating in 1964 with the ‘British Invasion’.

E . They changed the way people dressed, the way people looked, and the way people felt about one another. And in the end, that is what music is all about.

F. Acid Jazz is the most recent form of Jazz.

G. All are readily received by English, however much some fogies may resist them.

H. What differentiated this style from other styles was the widespread use of improvisation, often by more than one player at a time.

I. Whatever the beginning, it is clear that rock appeared at a time when racial tensions in the United States were coming to the surface.

J. The songs they sang were mostly spiritual or sung to pass the time of hardship and hard labor.

K. Some authors, however, have questioned the fact that its spread is simply a natural and rational process in this global village.

L. Known the world over by his first name, he is regarded as one of the most important figures of twentieth century popular culture.

TRANSFER ALL YOUR ANSWERS TO YOUR ANSWER SHEET

Participant’s ID number

Reading

ANSWER SHEET

Part 1

1

A

B

C

D

2

A

B

C

D

3

A

B

C

D

4

A

B

C

D

5

A

B

C

D

Part 2

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Reading

KEYS

Part 1

1

A

B

C

D

2

A

B

C

D

3

A

B

C

D

4

A

B

C

D

5

A

B

C

D

Part 2

6

B

7

J

8

H

9

A

10

F

11

C

12

I

13

D

14

L

15

E

4.2.2. Лексико-грамматический тест (Use of English)

Use of English

Task 1

For questions 1-15 , read the text below and decide which answer (A , B , C or D ) best fits each space.

LEARNING TO MAKE A PERFECT PIZZA

According to the European Pizza-Makers’ Association, making a good pizza is not a straightforward skill to learn. The ingredients seem very (1) ….. : flour, yeast, water and a bit of salt. But water and flour can easily (2) ….. glue and anyone who has eaten a (3) ….. quality pizza will know how bad it can make your stomach (4) ….. .

“In Italy, 70 per cent of pizza makers could improve on their product, not to (5) ….. all the pizza makers around the world who (6) ….. uneatable meals”, says Antonio Primiceri, the Association’s founder. He has now started a pizza school in an attempt to (7) ….. the reputation of this traditional dish. As part of an (8) ….. course, the students at Mr Primiceri’s school are taught to (9) ….. common mistakes, produce a good basic mixture, add a tasty topping and cook the pizza properly. “Test the finished pizza by breaking the crust”, advises Mr Primiceri. “If the soft (10) ….. inside the pizza is white, clean and dry, it’s a good pizza. If it is not like this, the pizza will (11) ….. your stomach. You will feel (12) ….. full and also thirsty.”

In Italy alone, the pizza (13) ….. has an annual turnover of more than $12 billion. Mr Primiceri (14) ….. that there are 10,000 jobs in pizza restaurants waiting to be (15) ….. by those with real skill. “If you are a good pizza cook, you will never be without a job”, he says.

1 A simple B primary C pure D regular

2 A mix B construct C assemble D make

3 A sad B poor C short D weak

4 A sense B do C feel D be

5 A state B mention C remark D tell

6 A submit B give C serve D deal

7 A save B provide C deliver D return

8 A extensive B extreme C intensive D intentional

9 A pass B escape C miss D avoid

10 A spot B part C side D slice

11 A worry B upset C ache D depress

12 A hardly B tightly C uncomfortably D heavily

13 A activity B body C industry D company

14 A computes B estimates C assesses D counts

15 A employed B filled C completed D covered

Task 2

For questions 16-30 , read the text below and think of the word which best fits each space. Use only one word in each space. There is an example at the beginning (0) .

PROBLEMS FOR ACTORS

Many actors do not like working (0) with children or animals. This is probably (16) .............. they are afraid that the audience may become (17) ………….. interested in the children and animals than in them.

Actors can have problems (18) ………….. a different kind when they (19) ………….. required to eat or drink on stage. If they have (20) ………….. much food in their mouths, the words they say may not (21) ………….. clear, and they may even end up coughing and choking.

Other problems can occur with food (22) ………….. films are being made. In a recent film, during (23) ………….. a family was waiting to have a meal, one of the actors entered with a large roast chicken on a tray and then (24) ………….. to begin to cut some meat from it while he was speaking. By mistake, the actor cut off a whole leg of the chicken and then completely forgot (25) ………….. his next words were. It was necessary to film the scene (26) ………….. . This (27) ………….. not really have mattered (28) ………….. there had been another roast chicken in the studio, but there was not. At (29) ………….. , nobody knew what to do, but eventually the problem was solved (30) ………….. putting a nail in the leg and attaching it back onto the chicken.

Task 3

For questions 31-40 , read the text below. Use the word given in capitals at the beginning of the text to form a word that fits in the corresponding space. There is an example at the beginning (0) .

0. GROW

31. FREQUENT

32. IMPRESS

33. COMFORT

34. FLY

35. COMMUNICATE

36. INCREASE

37. IMPROVE

38. NOISE

39. CROWD

40. FORTUNATE

With the (0) growth in air travel, airports have become symbols of international importance, and are (31) ………….. designed by well-known architects. Airports have (32) ………….. facilities nowadays. There are (33) ………….. departure lounges, where passengers wait before boarding their (34) ………….. , restaurants, shopping areas andbanks. Good road and rail (35) ………….. with nearby towns and cities are also essential

However, it is becoming (36) ………….. difficult to find land on which to build airports, as aircraft, despite (37) ………….. in engine design, are (38) ………….. , and need a considerable amount of space in which to land and take off. (39) ………….. residential areas need to be avoided, so, (40) ………….. , suitable land might be an inconvenient distance away from the city.

Participant’s ID number

GRAMMAR AND VOCABULARY

ANSWER SHEET

Task 1

1

A

B

C

D

2

A

B

C

D

3

A

B

C

D

4

A

B

C

D

5

A

B

C

D

6

A

B

C

D

7

A

B

C

D

8

A

B

C

D

9

A

B

C

D

10

A

B

C

D

11

A

B

C

D

12

A

B

C

D

13

A

B

C

D

14

A

B

C

D

15

A

B

C

D

Task 2

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Task 3

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

KEYS

Task 1

1

A

B

C

D

2

A

B

C

D

3

A

B

C

D

4

A

B

C

D

5

A

B

C

D

6

A

B

C

D

7

A

B

C

D

8

A

B

C

D

9

A

B

C

D

10

A

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  307  308  309   ..