Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  169  170  171   ..

 

 

Безработица как проблема современной российской экономики 4

Безработица как проблема современной российской экономики 4

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Безработица как проблема современной российской экономики. 4

1.1. Понятие безработицы.. 5

1.2. Причины безработицы и необходимость обеспечения занятости. 8

Глава 2. Правовое обеспечение занятости населения. 12

2.1. Понятие и правовое регулирование занятости. 12

2.2. Непостоянная занятость: понятие, особенности. 15

2.3. Обеспечение занятости. 18

Заключение. 30

Список нормативных актов и литературы.. 32

Терминологический словарь. 34

Введение

В курсовой работе исследуется тема: Занятость населения и ее регулирование.

Актуальность темы . В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом (который напрямую коснулся и Россию) вопрос занятости и трудоустройства стоит крайне остро. С ноября 2008 года сокращены и уволены по различным основаниям тысячи человек[1] . Подавляющее большинство из них так и не нашли новое рабочее место к февралю 2009 года. В России наблюдается всплеск безработицы.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве.

Установленное законодательством социальное обеспечение в случае безработицы гарантируется Конституцией Российской Федерации наравне с социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.

Степень научной разработанности темы недостаточна. В юридической литературе проблема обеспечения занятости представлена лишь в общих чертах, многие частные вопросы остаются неразрешенными.

Вместе с тем, следует отметить, что основные вопросы по заявленной теме находятся в свете научных интересов таких авторов, как: Е. Никитин,[2] Т.А. Цыганкова [3] , В.И. Власова, О.М. Крапивина[4] , С.А. Карташев[5] и других.

В работе использованы нормы Всеобщей декларации прав человека, Конвенции Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения; основные нормативные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий безработным, такие как Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[6] , Трудовой Кодекс Российской Федерации[7] и другие.

Объект исследования : общественные отношения, регулирующие обеспечение занятости в Российской Федерации.

Предмет исследования : занятость и ее правовое регулирование.

Цель исследования : комплексный анализ занятости и ее обеспечения в государственном секторе экономики.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- охарактеризовать безработицу как проблему современной российской экономики;

- раскрыть правовое обеспечение занятости населения;

- исследовать обеспечение занятости в России.

В курсовой работе использованы материалы статистики по состоянию на февраль 2009 года.

Методология исследования . выполнена с помощью методов: диалектического, формально-юридического, анализа, синтеза.

Глава 1. Безработица как проблема современной российской экономики

1.1. Понятие безработицы

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Занятость измеряется количеством взрослых работников с 16 лет и старше, которые имеют работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам.

Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самостоятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, оправданным. Это называется «естественный уровень безработицы».

Современная западная экономическая наука выделяет четыре формы безработицы: структурная безработица; функциональная безработица; психологическая безработица; безработица ожидания

В целом уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой.

Согласно определению международных организаций (МОТ и Общество экономического сотрудничества и развития) безработные - это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе. Например, в США по закону безработными считаются лица, которые: не имели занятости в течение недели обследования; предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращаясь непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости либо к друзьям); кто мог работать в течение недели обследования; лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.

В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании - кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.

Законодательства капиталистических стран по-разному отражают права трудоспособных граждан, кто хотел бы, но не имеет возможности устроиться на работу, не подпадает под статус безработного.

Органами трудоустройства не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных, неперспективных регионах, где нет и в ближайшем будущем не предполагается свободных рабочих мест.

В этих странах неоднозначно относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращающиеся на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ко второй - женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей.

Законодательством некоторых стран они включаются в понятие «безработные», в других странах они выделяются в самостоятельные группы. Основной же массив безработных - это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий (учреждений), модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различной квалификации и профессий, желающие пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.

Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Право на получение статуса безработного гражданин может получить только при соблюдении следующих четырех критериев[8] .

Первый критерий - гражданин должен быть трудоспособен.

Второй критерий - гражданин должен не иметь работы и заработка. В соответствии с законодательством к занятым гражданам относятся лица, работающие по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях независимо от форм собственности, а также в международных организациях как на территории России, так и за границей.

Третий критерий - готовность приступить к работе. В законодательстве, мы не находим подтверждения готовности приступить к работе, в эту готовность работникам службы занятости приходится верить со слов ищущего работу.

Подтверждается она тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ. Однако в ряде случаев можно увидеть, что, несмотря на уверения, готовность приступить к подходящей работе явно отсутствует.

Четвертый критерий - регистрация гражданина в службе занятости в целях поиска подходящей работы.

1.2. Причины безработицы и необходимость обеспечения занятости

Причины такого явления в экономике, как безработица, крайне разнообразны, и их имеется огромное количество. В обобщенном виде они таковы:

- структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

- экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

- политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

- сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

- изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.[9]

Проблему безработицы также усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся[10] .

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов, увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

- подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию);

- частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

- условная безработица (непостоянная работа);

- временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными, отпуск без сохранения содержания);

- потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

- безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

- безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

- вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

- безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

- безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;

- безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;

- безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

- первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

- безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

- безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

- безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

- безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы);

- безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

- безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

- безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Такие граждане не регистрируются в качестве безработных и не ищут работу.

Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Как уже было отмечено, финансовый кризис, начавшийся в октябре- ноябре 2008 года существенно увеличил число безработных. В своем ежегодном докладе о глобальных тенденциях в сфере занятости Международное бюро труда (МБТ) отметило, что, как ожидается, глобальный экономический кризис приведет к резкому увеличению количества людей, пополняющих армию безработных, «работающих бедных» и «незащищенных занятых».[11]

Безработица имеет серьезные последствия.

Социальные последствия безработицы: обострение криминогенной ситуации; усиление социальной напряженности; рост количества физических и душевных заболеваний; увеличение социальной дифференциации; снижение трудовой активности.

Экономические последствия безработицы: обесценивание последствий обучения; сокращение производства; затраты на помощь безработным; утрата квалификации; снижение жизненного уровня; недопроизводство национального дохода; снижение налоговых поступлений.

Поэтому России необходима действенная политика занятости.

Глава 2. Правовое обеспечение занятости населения

2.1. Понятие и правовое регулирование занятости

Антиподом безработицы выступает занятость.

Согласно ст. 1 ФЗ «О занятости населения»[12] занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Само понятие занятости толкуется применительно к каждому отдельному гражданину. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору (контракту). Этот заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.

Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции РФ[13] , гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах[14] , в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека[15] закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция № 122 о политике в области занятости и трудоустройства[16] и другие.

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.[17]

Занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

2.2. Непостоянная занятость: понятие, особенности

Гибкий рынок труда является одним из важнейших элементов динамично развивающейся экономики. Он создает возможность для предприятий оперативно подстраиваться под непрерывно происходящие изменения в экономической, технологической, институциональной среде. Проявляя гибкость в сфере занятости, предприятия могут регулировать число работников (гибкость численности), продолжительность труда (гибкость рабочего времени), размер и формы вознаграждения (гибкость заработной платы), содержание трудового процесса (гибкость организации труда), место выполнения трудовых функций (гибкость рабочего места).

Основная особенность непостоянной занятости заключается в том, что издержки увольнения работников для работодателя в момент прекращения действия непостоянных трудовых договоров значительно меньше, чем при увольнении постоянных работников. Понимаемая таким образом непостоянная занятость выступает как механизм гибкости численности работников.

К непостоянной относится временная и неформальная (неоформленная) занятость. Под временной понимается занятость в рамках трудовых отношений, продолжительность которых заранее определена в трудовом договоре (письменном или устном) и конечна во времени. Основными видами временной занятости являются работа на основе срочного трудового договора, занятость на основе договора на выполнение определенного объема работ, сезонная занятость, занятость в агентствах, предоставляющих труд третьей стороне (заемный труд). Неформальная занятость включает все виды занятости, которые формально не зарегистрированы и, следовательно, не защищены существующими правовыми нормами. К ней относятся работа по устной договоренности на предприятиях формального и неформального секторов, а также незарегистрированная самозанятость. Однако в рамках данной статьи мы будем рассматривать только работающих по найму, хотя, несомненно, что самозанятость, по сути, не обеспечивает гарантированного занятия, и значительная часть самостоятельных работников не имеет юридически оформленного статуса. Впрочем, полученные нами результаты являются представительными, поскольку наемные работники составляют подавляющее большинство (свыше 90%) всех занятых в российской экономике.

Непостоянная занятость присуща лицам, которые:

- заняты по трудовому договору на неопределенный срок, то есть на постоянной основе;

- заняты по срочному трудовому договору, то есть на определенный срок;

- заняты по договору на выполнение определенного объема работ;

- заняты на основе устной договоренности (с 1999 г.).

На начальном этапе экономических реформ (1992-1998 гг.) численность работающих по найму сократилась с 65,4 млн в 1992 г. до 54,8 млн в 1996 г. Следует обратить внимание на тот факт, что сокращение численности работающих по найму происходило за счет занятых на условиях постоянного договора. Численность же непостоянно занятых росла на протяжении практически всего анализируемого периода. Так, к 1998 г. занятость по найму в целом стала меньше (по сравнению с 1992 г.) на 9,6 млн человек, или на 15%, при этом число постоянно занятых уменьшилось на 10,8 млн (на 17%), а численность непостоянных работников увеличилась на 1,2 млн, или почти на 70%. Иначе говоря, даже в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождающегося двукратным падением объемов производства, новые рабочие места все же создавались, но в первую очередь на временной или/и неформальной основе, а постоянные - либо ликвидировались, либо преобразовывались, переходя в категорию непостоянных.[18]

В посткризисный период (с 1999 г.) численность работающих по найму начала постепенно восстанавливаться. В 2007 г. по найму работало 65,4 млн человек - на 9,6 млн больше, чем в 1998 г. Из общего прироста численности занятых по найму на постоянные рабочие места приходится 4,52 млн, на непостоянные - 5,09 млн, то есть сектор непостоянной занятости обеспечил более половины прироста численности наемных работников, при том что его удельный вес в 7 раз меньше. Таким образом, и на стадии экономического роста этот сектор остается основным сегментом, в котором отмечается увеличение числа рабочих мест.

Динамика непостоянной занятости еще более очевидна, если рассматривать весь период 1992-2007 гг. В этом секторе численность занятых увеличилась в 4,5 раза, тогда как число постоянных работников сократилось на 10%, так и не достигнув до сих пор докризисного уровня. В результате доля непостоянно занятых, которая в начале 1990-х гг. была весьма незначительной и не превышала 3%, возросла вчетверо и составляет в настоящее время по крайней мере 12-13% от всех работающих по найму[19] .

Имеющие в литературе и материалах статистики данные позволяют нам сделать следующие выводы.

Во-первых, очевидным является существенное увеличение масштабов непостоянной занятости в российской экономике, темпы которого были наиболее интенсивными в 1990-е и в начале 2000-х гг.

Во-вторых, непостоянная занятость выступила в качестве особого адаптационного механизма, обеспечивая «подстройку» численности работников под колебания спроса на труд. В период экономического спада этот сектор тормозил общее падение занятости, сдерживая отток рабочей силы в экономическую неактивность и безработицу. С началом восстановительного роста непостоянная занятость стала важным генератором новых рабочих мест.

В-третьих, российский рынок труда и сфера занятости остаются с точки зрения формальных институциональных ограничений зарегулированными, что в сочетании со слабыми и недостаточно действенными механизмами инфорсмента приводит к росту неформальной занятости. В результате гибкость занятости, в данном случае гибкость численности работников, обеспечивается во многом действием неформальных механизмов (работой по устной договоренности, занятостью в неформальном секторе), следствием чего является деформализация отношений занятости.[20]

В условиях глубокого экономического кризиса такая «неформальная» гибкость была важным ресурсом адаптации, помогая гасить внешние шоки без ущерба для устойчивости всей системы. Но ее оборотной стороной являются замедленная реструктуризация занятости, недофинансирование в специфический человеческий капитал, низкий уровень производительности труда. Как следствие, сложившаяся модель российского рынка труда оказалась во многом неадекватной задачам достижения устойчивого экономического роста.

2.3. Обеспечение занятости

Как было отмечено выше, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.[21]

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:

- первичная регистрация;

- регистрация безработных граждан в целях поиска работы;

- регистрация граждан в качестве безработных;

- перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест, об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.[22]

Для регистрации в целях поиска работы безработный гражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три последних месяца по последнему месту работы.

В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

Безработными не могут быть признаны граждане:

- не достигшие шестнадцати лет;

- которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

- не явившиеся в течение первых десяти дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц[23] .

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях:

- признания граждан занятыми;

- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

- неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их в качестве безработных;

- длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

- переезда в другую местность;

- установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

- осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.[24]

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц.

Статья 30 Закона о занятости населения устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилу размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших, уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных за нарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ[25] .

Согласно ст. 33 Закона о занятости пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

-в первом (12-месячном) периоде выплаты:

-в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

-в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

-в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

-во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Ст. 34 Закона о занятости населения устанавливает размеры пособия отдельным категориям безработных граждан. Пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организации в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этом период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

-в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

-во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидом I группы или больными членами семьи; в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений; в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке) и признанным безработными, пособие по безработице назначается:

- в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

- во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ. Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 рублей.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10% величины прожиточного минимума на каждого лица. При этом максимальный размер доплат не должен превышать 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

Продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости населения. При этом продолжительность выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.

В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным:

-выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

-выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

-возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

-возможность участия в оплачиваемых общественных работах.[26]

Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости населения государство осуществляет правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения.

Посмотрим динамику обращений в службу занятости

Обратилось по вопросу трудоустройства, тыс. чел

Трудоустроено тыс, чел

В % от общего числа обратившихся

2001

5122,4

2217,9

43,3

2002

4745,9

3199,4

67,4

2003

5523,7

3740,5

67,7

2004

5797,1

3877,5

66,9

2005

6033,9

4026,9

66,7

2006

6603,6

4154,4

62,9

2007

6438,0

4075,8

63,3

2008

6177,6

3973,1

62,7

Официальный сайт государственной статистики [27] представил следующие показатели:

Обратились по вопросу
трудоустройства

Трудоустроены

1995

2000

2006

2007

1995

2000

2006

2007

Тысяч человек

Всего

5122,4

4745,9

6177,6

6136,4

2217,9

3199,4

3937,1

3961,3

в том числе:

занятые трудовой деятельностью

169,9

177,7

184,9

270,5

17,9

96,7

126,6

156,8

учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время

849,1

1285,2

1120,8

1163,8

806,1

1242,6

1089,2

1121,1

незанятые трудовой деятельностью

3937,3

3283,0

4871,9

4702,1

1362,5

1860,2

2721,3

2683,4

из них ищущие первую
работу (ранее не
приступавшие к трудовой
деятельности)

619,3

2049,1

2344,5

2349,8

194,5

1622,5

1719,5

1751,9

Численность экономически активного населения к концу января 2009г. составила, по оценке, 75,7 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В декабре 2008г. в них работало 36,8 млн.человек, или 52,6% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2,0 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в декабре 2008г. составило 38,8 млн. и было меньше, чем в декабре 2007г. на 0,5 млн.человек, или на 1,2%.

Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)

2008г.

Декабрь
2008г.,
млн.

В % к

Справочно

млн.

в % к
2007г.

декабрю
2007г.

ноябрю
2008г.

2007г.
в % к
2006г.

декабрь 2007г.
в % к

декабрю
2006г.

ноябрю
2007г.

Всего замещенных рабочих мест

39,4

100,8

38,8

98,8

99,4

101,4

101,4

100,1

в том числе:
работниками списочного состава (без внешних совместителей)

37,4

100,7

36,8

98,9

99,2

101,3

101,2

99,9

внешними совместителями

1,0

101,0

1,0

98,7

99,3

102,9

102,2

100,1

работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера

1,0

104,1

1,0

95,8

105,7

103,9

108,8

107,8

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

- развитие трудовых ресурсов;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду

- специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;

- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

- обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Заключение

В курсовой работе исследовалась тема: занятость населения и ее обеспечение. Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам: численность экономически активного населения к концу января 2009г. составила 75,7 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. Из них 6,1 млн.человек, или 8,1% экономически активного населения, классифицировались как безработные. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,7 млн.человек, в том числе 1,4 млн.человек получают пособие по безработице.

Таким образом, анализ статики позволяет сделать вывод, что переживаемый в России финансовый кризис существенным образом влияет на рост безработицы, которая может повлечь серьезные негативные (социальные и экономические) последствия. Поэтому, в данный момент как никогда необходима действенная политика обеспечения занятости.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Обеспечение занятости предполагает предоставление рабочих мест безработным.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости.

По состоянию на конец февраля 2009 года в России тысячи граждан все еще не находят (и продолжают терять) работу. Это позволяет сделать вывод, что государству необходимы более адаптированные программы социальной помощи населению.

Список нормативных актов и литературы

Нормативные акты

1. Конституция РФ от 12.12.93 // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года // Библиотечка Российской газеты. -1999. - выпуск № 22-23.

3. Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 4 июня 1952 г.) // Сборник "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". - Женева, Международное бюро труда, 1991.

4. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (часть I). Ст. 3.

5. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (сизм. от 25.12.2008) / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1991. -N 18. -Ст. 56

Научная литература и материалы статистики

6. Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М.: Логос, 2007.- 339с.

7. Безработица-2009: официальный прогноз // Законность.- 2009.- №.1.- С.32.

8. Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009

9. Из-за глобального экономического кризиса ожидается резкий рост численности безработных МОТ // Ваш финансовый консультант. – 2009- №2.- С.13.

10. Карташов С.А. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции // Социологические исследования. - 2009- № 2. - 19-23.

11. Колобова С.В. Трудовое право России: - ЗАО Юстицинформ, 2009.- 645с.

12. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики.- М., РАГС, 2009.- 577с.

13. Никитин Е. Новый порядок выплаты пособий по безработице // Российская юстиция. - 2008 - № 1. С. 26.

14. Официальный сайт государственной статистики http://www.gks.ru/

15. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. –М: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. – 540с.

16. Трудовое право / Под общ. ред. Смирнова О.В.изд. 6-е. - М.: Проспект, 2009.-560с.

17. Цыганкова Т.А. Пособие по безработице как одна из основных социальных гарантий // Гражданин и право. – 2008- № 3. -С. 19.

18. Шкловец И.И. Практика применения законодательства о занятости // Гражданин и право. - 2008. - № 12. -С. 35.

Терминологический словарь

1. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

2. Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

3. Уровень безработицы - отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве.

4. Продолжительность безработицы - период, в течение которого человек является безработным.

5. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

6. Занятость - показатель, характеризующий степень участия трудоспособного населения в общественном труде

7. Занятые граждане – граждане, работающие по трудовому договору; зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

8. Обеспечение занятости - меры по защите работающего со стороны государственных органов

9. Непостоянная занятость – занятость, присущая лицам, которые: заняты по трудовому договору на неопределенный срок, то есть на постоянной основе; заняты по срочному трудовому договору, то есть на определенный срок; заняты по договору на выполнение определенного объема работ; заняты на основе устной договоренности.

10. Государственная служба занятости - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

11. Трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.


[1] Карташов С.А. Структура занятости и безработицы в период кризиса: проблемы и тенденции // Социологические исследования. 2009- № 2. - 19-23.

[2] Никитин Е. Новый порядок выплаты пособий по безработице // Российская юстиция. - 2008 - № 1. С. 26.

[3] Цыганкова Т.А. Пособие по безработице как одна из основных социальных гарантий // Гражданин и право. – 2008- № 3. -С. 19.

[4] Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009

[5] Карташов С.А. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции // Социологические исследования. - 2009- № 2. - 19-23.

[6] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. от 25.12.2008) / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1991. -№ 18. -Ст. 56.

[7] Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (часть I). Ст. 3.

[8] Трудовое право / Под общ. ред. Смирнова О.В.изд. 6-е. - М.: Проспект, 2009.-С.177.

[9] Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М., 2007.-С.165.

[10] Безработица-2009: официальный прогноз // Законность.- 2009.- №.1.- С.32.

[11] Из-за глобального экономического кризиса ожидается резкий рост численности безработных МОТ // Ваш финансовый консультант. – 2009- №2.- С.13.

[12] Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (в изм. от 25.12.2008) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- 1991.- № 18.

[13] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.

[14] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978. - вып. XXXII. - с. 36.

[15] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 дек. – 1998 г.

[16] Конвенция Международной Организации Труда N 122 о политике в области занятости (Женева, 9 июля 1964 г.) //Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. Т.2. – 1990.

[17] Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009.

[18] Карташов С.А. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции // Социологические исследования. 2009- № 2. - 19-23.

[19] Карташов С.А. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции // Социологические исследования. 2009- № 2. - 19-23.

[20] Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. -Изд-во: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. -С. 91.

[21] Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009

[22] Колобова С.В. Трудовое право России: - ЗАО Юстицинформ, 2009. – с. 122.

[23] Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009

[24] Шкловец И.И. Практика применения законодательства о занятости // Гражданин и право. - 2008. - № 12. -С. 35.

[25] Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009

[26] Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009

[27]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  169  170  171   ..