Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  76  77  78   ..

 

 

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний

учебно-методическое пособие

к практическим занятиям

по пропедевтике стоматологических заболеваний

Волгоград 2009

УДК 616.314 (07)

ББК 56.6

УМО 950-Д

25.12.07

У 912

Авторы:

Зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, проф. Т.Ф. Данилина ; доц., к.м.н. Т.В.Колесова., ассистенты к.м.н. А.Ф. Касибина , к.м.н. С.П. Деревянченко , к.м.н. В.Н. Наумова , к.м.н. Л.Н. Денисенко, к.м.н. Н.А. Лунева , к.м.н. Н.А. Огрина

Рецензенты :

заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет Росздрава», д.м.н., проф. А.В. Лепилин,

зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», д.м.н., проф. Н.Н. Гаража.

Данилина Т.Ф., Колесова Т.В., Касибина А.Ф., Деревянченко С.П., Наумова В.Н., Денисенко Л.Н ., Лунева Н.А., Огрина Н.А.

Учебно- методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2009. - с.

Пособие рекомендовано студентам 2 курса стоматологического факультета медицинского ВУЗа в целях формирования мануальных навыков. Схемы ориентировочной основы действий помогают студенту освоить этапы обследования стоматологического больного, лечения кариеса и его осложнений, клинико-лабораторные этапы изготовления различных ортопедических конструкций, методику местного обезболивания и удаления зубов, а также оценить качество выполненной работы. Перечень контрольных вопросов и список литературы облегчают студентам подготовку к практическим занятиям, промежуточной и итоговой аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение в специальность ……………………………………………….......стр.

1.1. Цель, задачи пропедевтики стоматологических заболеваний………………………..……………………………………………...стр.

1.2. Общие требования, предъявляемые к студентам на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний…………………………………………………стр

1.3. Форма одежды, инструменты и материалы для практических занятий на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний………………………………………………………………………стр.

1.4. Подготовка бормашины к работе, техническое обслуживание, техника безопасности……………………………………………………………………..стр.

1.5. План ведения практического занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний………………………………………………………………………стр.

2. Пропедевтика терапевтической стоматологии.

2.1. I часть

2.1.1. Тема № 1. Введение в специальность. Общие требования к студентам на кафедре. Оснащение стоматологического кабинета. Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога.............................................................................................................стр.

2.1.2. Тема №2. Наконечники. Режущие и абразивные инструменты. ……………………………………………………………………………………..стр.

2.1.3. Тема № 3. Стоматологический инструментарий, Дезинфекция, стерилизация. …………………………………………………………………….стр.

2.1.4. Тема № 4. Клиническая анатомия и гистология твердых тканей зуба в возрастном аспекте……………………………………………………………….стр.

2.1.5. Тема № 5. Кариес зуба. Понятие. Классификация кариозных полостей по Блеку. Принцип и этапы препарирования кариозных полостей по Блеку. ……………………………………………………………………………………...стр.

2.1.6. Тема № 6. Кариозные полости 2 класса по Блеку………………………..стр.

2.1.7. Тема № 7. Кариозные полости 3 класса по Блеку………………………..стр.

2.1.8. Тема № 8. Кариозные полости 4 класса по Блеку. Парапульпарные штифты ....................................................................................................................стр.

2.1.9. Тема № 9. Кариозные полости 5 класса по Блеку. Обезболивание в терапевтической стоматологии……………………………………………….….стр.

2.1.10. Тема № 10. Пломбировочные материалы, классификация. Временные пломбировочные материалы……………………………………………………..стр.

2.1.11- 12. Тема № 11-12. Постоянные пломбировочные материалы. Цементы. Стоматологические прокладки: лечебные, изолирующие ……………………………………………………………………………………...стр.

2.1.13. Тема № 13. Силикатные и силикофосфатные цементы. Техника пломбирования кариозных полостей……………………………………………стр.

2.1.14. Тема № 14. Амальгама. Методика пломбирования 1, 5 классов. ...................................................................................................................................стр.

2.1.15. Тема №15. Методика пломбирования кариозных полостей 2 класса. Контактный пункт………………………………………………………………...стр.

2.1.16-17. Тема № 16-17. Композиционные пломбировочные материалы. Техника пломбирования 3, 4 класса……………………………………………..стр.

2.1.18. Тема № 18. Композиционные пломбировочные материалы светового отверждения……………………………………………………………………….стр.

2.1.19. Тема № 19. Итоговое занятие……………………………………………стр.

2.2. II часть

2.2.1-2. Тема № 1-2. Основные методы обследования стоматологического больного…………………………………………………………………………...стр.

2.2.3. Тема № 3. Дополнительные методы обследования стоматологического больного ………………………………….……………стр.

2.2.4. Тема № 4. Эндодонтия. Понятие об эндодонте………………………….стр.

2.2.5. Тема № 5. Эндодонтический инструментарий…………………………..стр.

2.2.6. Тема № 6. Пульпит. Понятие. Классификация, методы лечения пульпита. Метод витальной ампутации……………………..................................................стр.

2.2.7. Тема № 7. Метод витальной экстирпации…………………......................стр.

2.2.8. Тема № 8. Медикаментозная обработка корневых каналов зуба…………… стр.

2.2.9. Тема № 9. Метод девитализации пульпы…………...................................стр.

2.2.10. Тема № 10. Метод девитальной экстирпации………………..…………стр.

2.2.11. Тема № 11. Метод девитальной ампутации…………….........................стр.

2.2.12. Тема № 12. Труднопроходимые корневые каналы. ……………….. стр.

2.2.13. Тема № 13. Пломбировочные материалы для корневых каналов……. стр.

2.2.14. Тема № 14. Периодонтиты……………………………………………… стр.

2.2.15. Тема № 15. Распломбирование корневых каналов……………………. стр.

2.2.16. Тема № 16. Понятие о пародонтологии. Зубной камень.……………...стр.

2.2.17. Тема № 17. Итоговое занятие.....................................................................стр

3. Пропедевтика ортопедической стоматологии

3.1. I часть

3.1.1. Тема №1. Организация, оснащение и оборудование врачебного ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории.……….................стр.

3.1.2. Тема №2. Анатомо-функциональное строение коронок зубов, зубных рядов и прикуса в возрастном аспекте. Анатомо-функциональное строение резцов верхней и нижней челюстей……………………………………………. стр.

3.1.3. Тема №3. Анатомо-функциональное строение клыков верхней и нижней челюстей..................................................................................................................стр.

3.1.4. Тема №4. Анатомо-функциональное строение премоляров верхней и нижней челюстей...................................................................................................стр.

3.1.5. Тема №5. Анатомо-функциональное строение моляров верхней и нижней челюстей.................................................................................................................стр.

3.1.6. Тема № 6. Методы обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Классификации дефектов зубных рядов. Виды прикуса.....................................................................................................................стр.

3.1.7. Тема №7. Препарирование зубов под различные виды искусственных коронок. ...................................................................................................................стр.

3.1.8. Тема №8. Препарирование зубов под различные виды искусственных коронок с уступом ..................................................................................................стр.

3.1.9. Тема №9. Оттиски. Оттискные материалы. Оттискные ложки.……………………………………………………………………………...стр.

3.1.10. Тема №10. Оттиски с фантомов челюстей. Отливка гипсовых моделей....................................................................................................................стр.

3.1.11. Тема №11. Клинико-лабораторные этапы изготовления штампованной коронки....................................................................................................................стр.

3.1.12. Тема №12. Клинико-лабораторные этапы изготовления штампованной коронки..................................................................................................................стр.

3.1.13. Тема №13. Клинико-лабораторные этапы изготовления штампованной коронки....................................................................................................................стр.

3.1.14. Тема №14. Клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитых коронок………….....................................................................................................стр.

3.1.15. Тема №15. Клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитых коронок.……………………………………………….……………………………стр3.1.16. Тема №16. Вкладки. Особенности препарирования кариозных полостей под вкладки (I — V классы). …………………………………………………….стр.

3.1.17. Тема №17. Вкладки. Особенности моделирования вкладок (I — V классы) ……………………………………………………………………………стр.

3.1.18. Тема №18. Виды штифтовых конструкций, методы изготовления штифтово-культевых вкладок................................................................................стр.

3.1.19 Тема №19. Итоговое занятие......................................................................стр.

3. 2. II часть

3.2.1. Тема №1. Технология изготовления несъемных мостовидных протезов ……………………………………………………………………………………...стр.

3.2.2. Тема №2. Технология изготовления несъемных мостовидных протезов. ……………………………………………………………………………………...стр.

3.2.3. Тема №3. Технология изготовления несъемных мостовидных протезов ……………………………………………………………………………………...стр.

3.2.4. Тема №4. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов …………………………………………………………………………...стр.

3.2.5. Тема №5. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов …………………………………………………………………………....стр

3.2.6. Тема №6. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов…………………………………………………………………………..стр.

3.2.7. Тема №7. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов …………………………………………………………………………...стр.

3.2.8. Тема №8. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов …………………………………………………………………………...стр.

3.2.9. Тема №9. Итоговое занятие. .......................................................................стр.

4. Пропедевтика хирургической стоматологии

4.1. Тема № 1. Организация хирургического стоматологического кабинета поликлиники.……………………………………………………………………....стр.

4.2. Тема №2. Анатомо-топографические особенности строения и иннервации верхней челюсти. Виды местного обезболивания. Медикаментозные средства, применяемые для местного и общего обезболивания……….……………………………………………………………стр.

4.3. Тема № 3. Анатомо-топографические особенности строения и иннервации нижней челюсти. Инфильтрационное обезболивание. Премедикация. Потенцированное обезболивание………………………………………………стр.

4.4. Тема № 4. Методика проводникового обезболивания на верхней челюсти. Методика стволовой анестезии. Осложнения………………………………….стр.

4.5. Тема №5. Методика проводникового обезболивания на нижней челюсти. Методика стволовой анестезии. Осложнения……………..……..…………….стр

4.6. Тема №6. Обследование больного в хирургическом стоматологическом кабинете. Операция удаления зуба. Показания и противопоказания...................................................................................................стр. 4.7. Тема №7. Особенности удаления зубов и корней на верхней и нижней челюсти. Операция выпиливания корней зубов. Обработка раны после удаления. Осложнения, …………………............................................................стр.

4.8. Тема №8. Итоговое занятие. ……………………………………..................стр.

5. Темы ов. УИРС ……………………………………………………..стр.

6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины ………………….............................................................стр.

7.Экзаменационные вопросы .............................................................................стр.

8. Литература (основная, дополнительная )…………………………………стр.

1. Введение в специальность.

1.1.Цель, задачи пропедевтики стоматологических заболеваний

Цель пропедевтики стоматологических заболеваний — обучение студентов основам врачебной деонтологии, общим принципам диагностики; семиотике заболеваний органов и тканей полости рта, начальным профессиональным мануальным навыкам врача-стоматолога общей практики, что является базисом для освоения клинических дисциплин.

Задачи:

1. Овладение студентами основными методами обследования стоматологического больного.

2. Научиться работать с основным стоматологическим оборудованием, инструментарием, материалами. Знать и соблюдать санитарно-гигиенические требования, правила техники безопасности.

3. Овладеть основами врачебной деонтологии, семиологии, диагностики основных стоматологических заболеваний, выполнять отдельные стоматологические манипуляции на фантоме.

4. Овладеть основными профессиональными мануальными навыками врача-стоматолога на фантоме.

1.2. Общие требования, предъявляемые к студентам на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний.

Студенты должны являться на занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний одетыми по медицинской форме (в чистом халате и медицинской шапочке, сменной обуви). Рукава одежды не должны быть видны из-под рукавов халата, волосы должны быть аккуратно заправлены под медицинскую шапочку, ногти коротко острижены, без покрытия цветным лаком.

На лекции и практические занятия студент должен являться без опоздания. Впервые опоздавший к началу практических занятий студент не допускается на теоретическую часть занятия с обязательной отработкой пропущенной темы у своего преподавателя. При повторном опоздании студент на занятие не допускается, а теоретическая и практическая часть этого занятия отрабатываются полностью. Опоздавшие на лекцию студенты в аудиторию не допускаются. Студенты, пропустившие два практических занятия, на последующие занятия допускаются только по разрешению деканата.

Присутствие только на первом или втором часе лекции не засчитывается. Пропущенная лекция подлежит отработке своему преподавателю с предоставлением а лекции. Пропущенные несколько лекций подлежат отработке у лектора (профессора или доцента).

На лекции и практические занятия студент должен приходить с авторучкой (карандашом) и тетрадью для записи.

Перед началом самостоятельной работы необходимо удостовериться в исправности стоматологического оборудования, приготовить фантом, набор стоматологических инструментов, необходимый для работы инструментарий и материалы.

После окончания работы студент приводит в порядок рабочее место.

1.3. Форма одежды, набор инструментов и материалов для практических занятий на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний.

Форма одежды.

1. Белый медицинский халат

2. Медицинская шапочка

3. Сменная обувь

4. Перчатки

5. Маска

6. Очки защитные

Фантом стоматологический 1 шт.

Инструменты.

1. Наконечник угловой для микромоторов (индивидуально на каждого студента)…………………………………………………………………………1 шт.

2. Лоток стоматологический 1 шт.

3. Инструменты:

зеркало 1 шт.

зонд 1 шт.

пинцет 1шт.

шпатель 1 шт.

штопфер-гладилка 1 шт.

…двусторонняя гладилка 1 шт.

экскаватор 1шт.

шпатель зуботехнический 1 шт.

щипцы крампонные 1 шт.

4. Стеклянная пластинка для замешивания пломбировочных материалов 1 шт.

5. Боры твердосплавные, алмазные головки

(для углового наконечника) по 2-3 шт.

фиссурные

шаровидные

обратноконусные

конусовидные

пламевидные

цилиндричекие

6. Шлифовальные головки разной формы 2 шт.

7. Матрицы металлические 3-4 шт.

8. Резиновые головки полировочные 3-4 шт.

9. Полировочные щетки 3-4 шт. 10. Эндодонтический инструментарий:

иглы корневые 4-5 шт.

пульпэкстракторы 4-5 шт.

дрильборы 4-5 шт.

буравы корневые 4-5 шт.

каналонаполнители 4-5 шт.

11. Штифты гуттаперчивые 3-5 шт.

12. Зубы естественные

13. Подставка для работы - 1 шт.

14. Оттискная ложка перфорированная для верхней челюсти - 1 шт.

15. Оттискная ложка перфорированная для нижней челюсти - 1 шт.

16. Колба резиновая - 1 шт.

17 Шпатель для замешивания оттискного материала - 1 шт.

18 Карандаш химический - 1 шт.

Материалы (для студенческой группы 6—7 человек)

1. Вата - 1 уп.

2. Дентин-порошок - 1 шт.

3. Дентин-паста - 1 шт.

4.Фосфат-цемент - 1 шт.

5.Силицин - 1 шт.

6.Силидонт - 1 шт.

7. Стеклоиономерный цемент - 1 шт.

8. Кальцийсодержащая паста - 1 шт.

9. Композиционный пломбировочный материал химического отверждения - 1 уп.

10. Полировочная паста - 1 шт.

10.Пломбировочный материал для корневых каналов - 1 уп.

11. Оттискной материал (альгинатный) - 1 уп.

12. Воск моделировочный для мостовидных протезов - 1 уп.

13. Воск базисный 1 уп.

14. Кламмерная проволока (Д = 0,6 — 0,8) - 1 уп.

15. Гипс 1 уп.

Растворы.

1.Перикись водорода

2.Спирт

3.Гипохлорид натрия

4.Жидкость для расширения корневых каналов

1.4. Подготовка портативной бормашины к работе.

1. Распаковать бормашину

2. Проверить наличие комплектующих изделий и их сохранность.

3. Вынуть из отсеков корпуса шнур питания и педаль со шнуром.

4. Установить педаль на полу вблизи от рабочего места.

5. Присоединить к держателю электродвигателя необходимый для работы наконечник.

6. Закрепить в наконечнике необходимый для работы продезинфицированный инструмент.

7. Подключить бормашину к электрической сети, при этом должна загореться сигнальная лампа.

8. Нажать на педаль и ручкой установить необходимую для работы частоту вращения.

9. По окончании работы отключить бормашину от электрической сети или от источника постоянного тока; снять наконечник с держателя электродвигателя и уложить в коробку.

Техническое обслуживание портативной бормашины.

1. Для длительной и безотказной работы бормашины необходима эксплуатация ее в полном соответствии с паспортом. Следует содержать бормашину в чистоте, оберегать от ударов и механических повреждений.

2. Производить смазку наконечников своевременно. По окончании работы наконечники должны храниться в упаковке.

3. Производить регулярно профилактический осмотр бормашины.

4. Ежедневно по окончании работы протирать наружные поверхности бормашины сухой мягкой тряпкой.

Инструкция по технике безопасности при работе на портативной бормашине.

1. Перед началом работы наденьте халат, шапочку, очки, маску.

2. Работу производите на исправном оборудовании, пользуйтесь исправными инструментами и приспособлениями и только по их прямому назначению.

3. При неисправности оборудования прекратить работу и поставить в известность преподавателя.

4. Не прикасайтесь к открытым частям электрооборудования, не снимайте кожухи пусковых устройств, крышек, штепсельных розеток и т.д.

5. В случае заболевания или получения даже незначительной травмы прекратите работу и сообщите преподавателю.

6. Поддерживайте на рабочем месте чистоту и порядок.

1.5. План ведения практического занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний

N

Этапы

занятия

Оборудование,

инструментарий

Учебные

пособия, средства контроля

Место

проведения занятия

Время

1

Проверка посещаемости студентов

Учебная

комната

3 мин.

2

Проверка исходного уровня знаний

Контрольные вопросы, тесты, ситуационные задачи

7 мин.

3

Разбор темы занятия. Инструктаж преподавателя

Бормашины, фантомы, инструментарий, медикаменты и пр.

Учебные таблицы, стенды, муляжи и распилы зубов

40 мин.

4

Самостоятельная работа

студентов

(на фантомах)

Бормашины, фантомы, инструментарий, медикаменты, пломбировочные материалы

Методические разработки

100

мин.

5

Контроль результатов усвоения, проверка качества работы на фантомах

Стоматологический инструментарий, фантомы

Ситуационные задачи

15

мин.

6

Задание на следующее занятие

5 мин.

2. Пропедевтика терапевтической стоматологии

I часть.

Тема № 1. Введение в специальность. Общие требования к студентам на кафедре. Эргономические основы, организации рабочего места врача-стоматолога.

Цели, задачи пропедевтического курса. Знакомство со структурой

кафедры, базами. Организация и структура стоматологической поликлиники, терапевтического кабинета, отделения. Оснащение стоматологического кабинета. Гигиенические нормы. Адаптация к рабочему месту. Виды и принципы работы стоматологических установок: турбин, микромоторов, бормашин. Стоматологическое кресло. Рабочие позиции врача-стоматолога при работе на верхней и нижней челюстях. Работа в четыре руки. Техника безопасности в клинике.

Разделы, раскрывающие тему

1. Техника безопасности при работе с электроприборами.

2. Эргономика.

Общая цель занятия

1. Изучить организацию и структуру стоматологической клиники, отделения, кабинета; стоматологическое оборудование.

Конкретные цели занятия

1. Изучить оснащение стоматологического кабинета, санитарно-гигиенические нормы.

2. Изучить виды и принципы работы стоматологических установок: турбин, микромоторов, бормашин.

3. Ознакомиться с рабочими позициями врача-стоматолога при работе на верхней и нижней челюсти.

Схема ориентировочной основы действия

при оборудовании стоматологического терапевтического кабинета

Компоненты действия

Средства действия

Критерии самоконтроля

I. Рабочее место стоматолога

1. Стоматологическая установка:

1.1. Комплексный модуль врача

1.2. Гидроблок

1.3. Оперативный светильник

1.4. Педаль (пусковое устройство

1. микромотор

2. пневматические наконечник 3. пульверизатор для подачи воды и воздуха

4. скейлер

5. панель управления установкой и кресло

1. плевательница со смывом воды

2. кран для набора воды в стакан

3. слюноотсос

4. пылесос

2. Кресло стоматологическое

1. Подголовник

2. Спинка (панель управления на оборотной стороне)

3. Подлокотники

4. Сиденье

3. Прикресельный столик

1. Две стеклянные полки

2. Функциональные ящики

3. Подвижный (на колесиках)

4. Стул для врача стоматологический

1. Подвижный и устойчивый (на 5 колесиках)

2. Подвижная мягкая спинка

3. Регулируемая высота

2. место для ведения документации

1. Канцелярский стол и стул

Недалеко от установки и окна

1. Место для обработки рук

1. Раковина

II. Зона медсестры

1. Суховоздушный шкаф

2. Стерильный стол 3. Стеклянный шкаф для медикаментов неотложной помощи

4. Канцелярский стол и стул

Вдалеке от прохода пациентов и плевательницы.

III. Зона санитарки

1. Стол для грязных инструментов (с дезинфицирующими растворами)

2. Раковина для мытья инструментов

3. Стол для чистого инструментария

Отдельное помещение (ЦСО) или зона, отгороженная от кабинета ширмой.

Схема ориентировочной основы действия

при оснащении стоматологического кабинета

(санитарно-гигиенические нормы)

Компоненты действия

Средства действия

Критерии самоконтроля

Освещение:

1.1. естественное (окно)

1.2. искусственное:

а) общее

б) местное

Площадь окна не менее 25% от площади пола, верхний край окна на 30 см ниже потолка

а) люминесцентные лампы

б) светильник на установке

1. Вентиляция:

1.1 Естественная

2.2 Приточно-вытяжная вентиляция.

2.3 Принудительная

Форточки или фрамуги.

Вентиляционные шахты в здании

Вытяжной шкаф

3. Водоснабжение. Канализация.

Централизованное горячее и холодное водоснабжение.

2-е раковины (для мытья рук и инструментария)

4. Площадь кабинета

Не менее 14 м2 на одно рабочее место стоматолога

на каждое дополнительное место — 7 м2 , если установка пневматическая — 10 м2

5. Стены

Облицовочные материалы подвергаются влажной уборке с дезрастворами

Покрашены масляной краской или облицованы кафелем

6. Потолки

Покраска водоэмульсионной краской

7. Полы

Линолеум без швов или кафельная плитка

При работе с амальгамой линолеум заходит на стены на 8-10 см

8. Температура воздуха

Кондиционер

20-24 °С

Схема ориентировочной основы действия

работы на стоматологическом фантоме

Компоненты действия

Средства действия

Критерии самоконтроля

1. Подготовка бормашины к работе. Укрепление наконечника с бором

1. Бормашина

2. Наконечник

3. Боры

4.Стол для инструментов, материалов

Закрепить наконечник на микромоторе, зафиксировать в нем соответствующий инструмент

2. Включение бормашины и препарирование зуба

1. Стоматологический фантом

Взять наконечник в правую руку (как писчее перо), зеркало в левую руку. В области препарируемого зуба отвести зеркалом “щеку” фантома слегка в сторону, носком левой ноги включить мотор бормашины и начать препарирование заранее намеченного зуба.

5. Выключение бормашины и уборка рабочего места.

Вывести наконечник и зеркало из “ полости рта” вернуть педаль в исходное положение. Снять наконечник и извлечь бор из наконечника. Все инструменты сложить в лоток и сдать рабочее место дежурному студенту

Контрольные вопросы

1. Требования, предъявляемые к студентам на курсе пропедевтики стоматологических заболеваний.

2. Организация стоматологической поликлиники, терапевтического отделения, кабинета.

3. Требования, предъявляемые к оснащению стоматологического кабинета.

4. Перечислите оборудование терапевтического кабинета.

5. Гигиенические нормы в стоматологическом кабинете.

6. Эргономика в работе врача-стоматолога.

7. Сравнительная характеристика бормашин.

8. Рабочие позиции врача-стоматолога при работе на верхней и нижней челюсти.

Ситуационные задачи

1. При создании стоматологического кабинета для ведения терапевтического приема было решено разместить его в цокольном этаже 5 — этажного жилого дома. Соответствует ли это решение нормам СЭС?

2. В стоматологическом кабинете располагается: стоматологическая установка, прикресельный столик врача, прикресельный стул для врача, стол для стерильных инструментов, сухожаровой шкаф, шкаф стерильный для медикаментов и перевязочного материала, шкаф для хранения медикаментов группы А и В, столик для приготовления пломбировочных материалов, стол для медсестры, зуботехнический стол, стол для грязных инструментов, две раковины, рентгеновская установка. Исключите лишнее.

3. Во вновь созданном стоматологическом кабинете площадь помещения составляла 14 м2 , высота 3,3 м 2 , S — окна к S пола — 25 %. Стены покрыты стеновыми панелями, пол — ковровым покрытием, потолок побелили. СЭС положила запрет на открытие кабинета. Почему?

4. При монтаже новой стоматологической установки в терапевтическом кабинете она не была заменена. Является ли это нарушением правил техники безопасности и почему?

Тестовый контроль

1. На каждое дополнительное кресло в стоматологическом кабинете выделяется площадь:

1. 10 м2 ;

2. 14 м2 ;

3. 7 м2 ;

4. 5 м2 ;

2. Высота помещения, использованного для стоматологического кабинета должна быть не менее:

1. 4 м2 ;

2. 3,3 м2 ;

3. 2,5 м2 ;

4. 2 м2 .

3. Максимальная скорость вращения бора в скоростной электрической бормашине:

1. 10 000 об/мин.

2. 20 000 об/мин.

3. 30 000 об/мин.

4. 45 000 об/мин.

4. Какое количество раковин должно находится в стоматологическом кабинете:

1) одна,

2) две,

3) три,

4) ни одной.

5. Площадь окна в стоматологическом кабинете должна быть:

1. не менее 30% от площади пола,

2. не менее 25% от площади пола,

3. 50% от площади пола,

4. не имеет значения.

6. Стены в стоматологическом кабинете должны быть:

1. оклеены обоями светлых тонов,

2. покрашены масляной краской светлых тонов,

3. побелены в светлых тонах,

4. не важно какие.

Самостоятельная работа

1. Нарисовать план терапевтического стоматологического кабинета.

Литература

Основная

1. Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

3. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

4. Шмигирилов В.М. Стоматологические установки. М. Человек, 2002.

Тема № 2. Наконечники. Режущие и абразивные инструменты.

Виды и принципы работы. Основные неисправности наконечника. Стоматологические боры, алмазные головки. Международная систематизация ISO .Назначение. Выбор при работе.

Разделы, раскрывающие тему

1. Правила работы с электроаппаратурой.

Общая цель занятия

1. Изучить основные виды и принципы работы стоматологических наконечников, боров, их назначение.

Конкретные цели занятия

1. Научиться фиксировать наконечники в руке

2.Научиться фиксировать наконечники на бормашине

3.Научиться разбирать, смазывать наконечники

Схема ориентировочной основы действия

фиксации наконечника и боров

Компоненты действия

Средства действия

Критерии самоконтроля

1. Фиксация наконечника

1.1. турбинного

1.1. Соедините трубочки наконечника с отверстиями на шланге.

Закрутите плотно накидную гайку.

1.1. При нажатии на педаль бор вращается, воздух и вода подаются из соответствующих отверстий на наконечнике.

1.2. для микромотора

1.3. для рукавной бормашины

1.2. Соедините наконечник с валом микромотора до характерного щелчка.

1.3. Соедините паз наконечника с защелкой на рукаве. Плотно зафиксируйте наконечник защелкой.

1.2. Наконечник плотно соединен с микромотором, бор вращается.

1.3.Бор вращается.

2. Фиксация боров в наконечнике

2.1. в турбинном наконечнике

2.1. Вставьте инструмент в наконечник. С помощью металлической пластинки специального ключа втолкните бор в наконечник. Извлекают инструмент с помощью металлического стержня на оборотной стороне ключа.

2.1. При вращении бор не выпадает.

2.2. в угловом наконечнике

2.2. Отодвиньте задвижку на головке наконечника. Вставьте бор в отверстие в головке наконечника. Совместите прорези на боре и наконечнике. Зафиксируйте задвижку.

2.2. Бор вращается и не выпадает.

2.3. в прямом наконечнике

2.3. Отодвиньте задвижку наконечника смещением частей наконечника относительно друг друга. Вставьте бор и отпустите задвижку.

2.3. Бор плотно зафиксирован в наконечнике и не выпадает при вращении.

Схема ориентировочной основы действия

смазывания наконечников

Компоненты действия

Средства действия

Критерии самоконтроля

1. Смазывание турбинного наконечника

Смазочное масло вбрызгивают в трубку для масла, наконечник оставляют в вертикальном положении

Смазку проводят в конце рабочего дня

2. Смазывание углового наконечника

Открутите накидную гайку, выньте вал из головки, капните смазочное масло в отверстие на валу и на все трущиеся поверхности шестеренок. Смазочное масло вносят в вал с торца наконечника. Наконечник оставляют в вертикальном положении

3. Смазывание прямого наконечника

Смазочное масло вносится в отверстие на валу с торца наконечника. Наконечник оставляют в вертикальном положении.

к онтрольные вопросы

1. Основные виды стоматологических наконечников, их назначение.

2. Принципы работы наконечников.

3. Уход за наконечниками.

4. Фиксация наконечника на бормашине

5. Основные неисправности, возникающие при работе с наконечниками, способы их устранения.

6. Стандартизация боров по ISO.

7. Способы фиксации боров в наконечнике.

8. Уход за борами.

Тестовый контроль

1. Для каких наконечников характерно выпадение бора:

а) угловой

б) прямой

в) турбинный

2. Для создания полости ящикообразной формы применяются боры:

а) фиссурный

б) шаровидный

в) колесовидный

г) обратноконусный

д) финир

3. Для создания ретенционных пунктов применяются боры:

а) фиссурный

б) шаровидный

в) колесовидный

г) обратноконусный

д) финир

4.Для окончательной обработки пломбприменяют:

а) финир

б) полир

в) шаровидный бор

г) карборундовая головка

д) алмазные головки.

5. Длина бора для прямого наконечника:

а) 22 мм

б) 27 мм

в) 44 мм

г) 17 мм

5. Длина бора для прямого наконечника

Ситуационные задачи

1. Для препарирования 36 зуба студент А. Выбрал прямой наконечник. Верны ли его действия?

2. При препарировании кариозной полости угловым наконечником неожиданно перестал вращаться бор. Что является причиной неисправности?

3. Что предпринять, если бор не фиксируется в наконечнике?

4. При препарировании кариозной полости пациент почувствовал сильное нагревание зуба и боль. Что могло прослужить причиной?

5. При работе с турбинным наконечником врач обнаружил сильную вибрацию бора и не характерный свист. Что является причиной неисправности?

Самостоятельная работа

1. Нарисовать наконечники в разрезе.

2. Нарисовать схему — рабочую часть боров.

Литература

Основная

1.Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2.Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Данилина Т.Ф., Касибина А.Ф. и др. Дентальные вращающиеся инструменты. Волгоград, 2002.

3. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

4. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

Тема № 3. Стоматологический инструментарий. Дезинфекция, стерилизация.

Функциональное назначение. Уход за инструментами и стоматологическими установками. Требования к стерилизации. Требования ОСТа. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит и др.).

Разделы, раскрывающие тему

1. Оснащение стоматологической поликлиники и кабинета.

Общая цель занятия

1. Ознакомиться со стоматологическими инструментами

2. Ознакомиться с понятием “дезинфекция”, “стерилизация”, "ятрогенные заболевания",

Конкретные цели занятия

1. Знать назначение стоматологического инструментария

2. Уметь фиксировать стоматологический инструментарий в руке

Схема ориентировочной основы действия

при использовании стоматологического инструментария

Компоненты действия

Средства действия

Критерии самоконтроля

Инструменты для

осмотра полости рта

1. Зеркало стоматологическое

1.1 вогнутое, увеличивает изображение.

1.2 плоское, дающее истинное изображение

1.3 металлическое

1.4 пластиковое (одноразовое)

1. осмотр

2. дополнительное освещение

3. увеличение изображения

4 фиксация щек, губ, языка, защита от травм.

2. Зонд стоматологический

2.1 прямой (штыковидный)

2.2 угловой.

2.3 пластиковый (одноразовый)

2.4 пародонтологический

(градуированный, пуговчатый)

1. Зондирование: исследование фиссур, выявление кариозных полостей: глубина, болезненность, сообщение с полостью зуба и т.д.

2. Исследование зубо-десневых карманов: глубина, содержимое.

3. Перкуссия

4. Проведение мед. обработки кариозных полостей

3. Пинцет стоматологический

1. Удержание и перенос перевязочного материала, мелкого инструментария

2. Проведение медикаментозной обработки

3. Определение подвижности зубов

Инструменты для пломбирования:

1.Экскаватор

Удаление временных пломб, мягкого зубного налета, над- и поддесневого зубного камня

2.Шпатель

2.1 металлический

2.2 пластмассовый

3. стеклянная пластинка

Замешивание пломбировочного материала

4. Гладилка

4.1 односторонняя

4.2 комбинированная со штопфером

4.3 двусторонняя

(серповидная - обратная)

1. Для внесения пломбировочного материала

2. Для формирования пломбы.

5. Штопфер

5.1 комбинированный с гладилкой

5.2. двусторонний

а) пуговчатый.

б) цилиндрический

в) грушевидный

г) штопфер для амальгамы

1. Для уплотнения пломбировочного материала в кариозной полости

2. Для моделирования поверхности пломбы

Контрольные вопросы

1. Классификация стоматологического инструментария.

2. Назначение стоматологического инструментария.

3. Понятие об асептике и антисептике.

4. Стерилизация, виды. Требования к стерилизации. Контроль стерилизации.

5. Что такое дезинфекция. Какие инструменты подвергаются дезинфекции.

6. Профилактика инфекционных и ятрогенных заболеваний.

Тестовый контроль

1. Инструменты, необходимые для пломбирования:

1). зонд

2). гладилка

3). шпатель

4). штопфер

5). зеркало

2. Холодной стерилизации подвергаются:

а) зеркало,

б) зонд,

в) ватные валики,

г) шприцы,

д) перчатки,

е) стеклянная пластинка,

ж) боры.

3. Горячая стерилизация проводится:

1). при 160º

2). при 170º

3). при 180º

4). при 200º

4. Зонд стоматологический используется с целью:

а) осмотра слизистой и рта

б) зондирования твердых тканей зуба

в) зондирование мягких тканей полости рта

г) пломбирования кариозной полости

5. Шпатель стоматологический используется с целью:

а) замешивания пломбировочного материала и внесения в кариозную полость

б) замешивание пломбировочного материала

в) удаление временной пломбы из кариозной пломбы

г) осмотра полости рта.

Ситуационные задачи

1. Студент К. для осмотра зубных рядов выбрал шпатель и зонд. Верно ли это? И как бы вы поступили в данном случае?

2. В стоматологическом кабинете медсестра обнаружила, что сухожаровый шкаф не нагревается выше 120 °С. Возможно ли осуществление стерилизации в таком режиме?

3. В стоматологической поликлинике для дезинфекции стоматологического инструментария медсестра использовала 96% спирт. Верны ли действия медсестры?

4. Для лечения кариеса врач-стоматолог использовал лоток, в котором находились следующие инструменты: экскаватор, зеркало, пинцет, штопфер-гладилка. Каких инструментов не хватает в лотке?

5. При осмотре полости рта пациента врач использовал из укомплектованного лотка пинцет и зеркало. При приеме следующего пациента был использовал тот же лоток, но без указанных выше инструментов. Допустимо ли это?

Самостоятельная работа

1. Нарисовать стоматологические инструменты.

2. Нарисовать схему методов стерилизации

Литература

Основная

1.Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2.Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Гажва С.И. Санитарно-эпидемический режим в учреждениях стоматологического профиля. М., 2003.

3. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

4. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

Тема № 4. Клиническая анатомия и гистология твердых тканей зуба в возрастном аспекте.

Особенности анатомического и гистологического строения временных и постоянных зубов.

Разделы, раскрывающие тему

1. Анатомия зубов.

2. Гистологическое строение зубов.

Общая цель занятия

1. Изучить особенности анатомического строения отдельных групп зубов в возрастном аспекте

2. Изучить гистологические особенности эмали, дентина, цемента.

Конкретные цели занятия

1. Знать различия постоянных и временных зубов

2. Знать групповую принадлежность постоянных зубов.

Схема ориентировочной основы действия

определения групповой принадлежности зуба

Компоненты действия

Средства действия

Критерий самоконтроля

постоянные зубы

1.Определить групповую принадлежность зубов

Резцы — коронка долотообразная, имеется режущий край, корень один.

Клык — коронка конусовидная, имеет рвущий бугор, корень один.

Премоляры — жевательная поверхность имеет 2 бугра, первый премоляр верхней челюсти — 2 корня, второй премоляр верхней челюсти — 1 (40% — 2). Премоляры нижней челюсти — 1 корень.

Моляры: верхняя челюсть — 4 — 3 бугра на жевательной поверхности, 3 корня.

Нижняя челюсть 5 — 4 бугров, 2 корня.

2. Определить зубы верхней и нижней челюсти

- форма коронки

- строение жевательной поверхности

- кол-во корней

- расположение корней.

3. Определить принадлежность к стороне

по признакам латерализации

- угол коронки

- кривизна коронки

- отклонение корня

Контрольные вопросы

1. Анатомическое строение постоянных зубов.

2. Признаки принадлежности различных групп зубов.

3. Временные зубы, их характеристика и отличительные признаки.

4. Гистологическое строение эмали.

5. Гистологическое строение дентина.

6. Гистологическое строение цемента.

Тестовый контроль

1. Укажите форму окклюзионной поверхности моляров верхней челюсти:

а) трапецивидная с 5-ю буграми

б) прямоугольная с 5-ю буграми

в) ромбовидная с 2-я буграми

г) прямоугольная с 4-я буграми

д) округлая с 2-я буграми

2. Назовите корни моляров нижней челюсти:

а) задний и небный

б) передний и задний

в) щечный и небный

г) небный и щечные: передний и задний

д) передний и задний

3. В околопульпарном дентине преобладают:

а) радиальные волокона Корфа

б) тангенциальные волокна Эбнера

в) хаотичное расположение волокон

3. Какую часть зуба покрывает цемент:

1). коронка

2). корень

5. Наиболее твердой тканью зуба является:

а) дентин

б) цемент

в) эмаль

Самостоятельная работа

1.Нарисовать зубы верхней и нижней челюсти в 4- х проекциях.

Литература

Основная

1.Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2.Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

3. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

4. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Частная анатомия постоянных зубов. Волгоград, ВМА, 1998.

5. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. М., 2002.

Тема № 5. Кариес зуба. Понятие. Классификация кариозных полостей по Блеку. Принцип и этапы препарирования кариозных полостей по Блеку.

Атипичные кариозные полости. Особенности препарирования кариозных полостей 1 класса по Блеку. Варианты формирования. Требования, предъявляемые к сформированной кариозной полости.

Разделы, раскрывающие тему

1. Анатомия премоляров, моляров.

2. Стоматологическое оборудование, инструментарий

3. Принципы и этапы препарирования кариозных полостей.

Общая цель занятия

1. Изучить классификацию кариозных полостей по Блеку, принципы препарирования кариозных полостей с учетом гистологических особенностей тканей.

2. Освоить методику препарирования кариозных полостей 1 класса.

Конкретные цели занятия

1. Научиться препарировать кариозные полости 1 класса.

Схема ориентировочной основы действий

при препарировании полостей 1 класса

Компоненты действия

Средства и методика действия

Критерии самоконтроля

1. Раскрытие полости зуба

Бормашина, угловой наконечник, твердосплавные боры, алмазные головки шаровидные и фиссурные.

Удаление нависающих краев эмали.

При зондировании нет нависающих краев эмали. Эмаль на всем протяжении вокруг полости имеет подлежащий дентин.

2. Расширение кариозной полости.

Фиссурные алмазные головки.

Иссечение патологически измененных фиссур, закругление острых углов в полости.

На стенках полости зондируется здоровый дентин.

3. Некрэктомия.

Удаление размягченного дентина на дне кариозной полости.

Шаровидные боры крупных размеров.

При смачивании полости раствором кариесдетектора не удаленный кариозный дентин окрашивается в розовый цвет.

4. Формирование полости I класса

Обратноконусные и фиссурные твердосплавные боры, алмазные головки

При среднем кариесе дно формируют ровным, при глубоком кариесе дно формируют вогнутым. Стенки перпендикулярны дну. Углы должны быть закруглены.

5. Финирование краев эмали

Алмазные головки конусовидной формы.

Край эмали сглаживают под углом 45 градусов.

Контрольные вопросы

1. Классификация стоматологического инструментария.

2. Классификации кариеса.

3. Общие принципы препарирования кариозных полостей по Блеку.

4. Элементы кариозной полости.

5. Этапы препарирования кариозной полости.

6. Варианты формирования кариозных полостей 1 класса.

7. Ошибки и осложнения.

Ситуационные задачи

1. На жевательной поверхности 36 в области фиссур имеются две неглубокие кариозные полости, разделенные большим слоем неповрежденных твердых тканей. Выберите вариант препарирования, обоснуйте его.

2. На щечной поверхности нижнего второго моляра выше экватора коронки зуба имеется кариозная полость с достаточно толстым слоем поврежденной жевательной поверхности. Выберите вариант препарирования.

3. На жевательной поверхности нижнего второго моляра имеется кариозная полость. Какой вид обезболивания целесообразно применить?

4. При формировании кариозной полости с использованием обратноконусного бора, одна стенка кариозной полости препарирована под углом 110º к дну полости. Укажите ошибку в действии врача.

5.Врач при препарировании кариозной полости средней глубины на жевательной поверхности 27 сформировал дно вогнутой формы, а при препарировании глубокого кариеса — на жевательной поверхности 37 дно сформировал валикообразным. Оцените действия врача.

Тестовый контроль

1. Принцип биологической целесообразности заключается:

а) в профилактическом препарировании твердых тканей зуба до иммунных зон;

б) в максимальном сохранении видимо здоровых тканей.

2. Эмаль препарируют инструментами:

а) твердосплавные;

б) стальные;

в) алмазные;

г) карборундовые головки.

3. Дном горизонтальной полоти считают:

а) вертикальную стенку;

б) горизонтальную стенку;

в) стенку, обращенную к пульпе.

4. Кариозная полость, расположенная на вестибулярной поверхности 26 зуба в слепой ямке, относится к:

а) V кл.;

б) IV кл.;

в) III кл.;

г) II кл.;

д) I кл.

Самостоятельная работа

1.Нарисовать варианты формирования кариозных полостей 1 класса.

2.Написать и нарисовать этапы препарирования кариозной полости и инструменты для каждого этапа.

Литература

Основная

1.Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2.Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

3. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

4. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И.. Частная анатомия постоянных зубов. Волгоград, ВМА, 1998.

5. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. М., 2002.

Тема № 6. Кариозные полости 2 класса по Блеку.

Особенности препарирования. Варианты формирования, МОД. Дополнительная площадка, назначение. Ошибки.

Разделы, раскрывающие тему

1. Анатомия премоляров, моляров.

2. Стоматологическое оборудование, инструментарий

3. Принципы и этапы препарирования кариозных полостей.

Общая цель занятия

1. Научиться препарировать кариозные полости 2 класса.

Конкретные цели занятия

1.Научиться препарировать кариозные полости 2 класса без дополнительной площадки

2. Научиться препарировать кариозные полости 2 класса с дополнительной площадкой.

3. Научиться формировать МОД.

Схема ориентировочной основы действия

при препарировании кариозных полостей 2 класса

Компоненты

действия

Средства и методика

действия

Критерии

самоконтроля

1. Раскрытие кариозной полости

Шаровидные алмазные головки.

Создание доступа к полости с жевательной поверхности

Нависающая эмаль удалена. Хороший обзор дна и

стенок полости с помощью зонда и зеркала.

2. Расширение кариозной полости

Фиссурные алмазные

Головки.

Бор направлен параллельно дну кариозной полости

На стенках полости зондируется здоровый дентин. Придесневая стенка параллельна десневому краю.

3. Некрэктомия

Шаровидные боры, экскаватор

Нет окрашивания при воздействии кариесдетектором

4. Формирование

элементов кариоз-

ной полости:

4.1. боковые стенки

Фиссурные боры, алмазные головки малого диаметра. Формируется боковой поверхностью бора.

Боковые стенки параллельны друг другу и перпендикулярны дну

4.2. придесневая стенка

Фиссурные боры, алмазные головки. Формируется торцевой поверхностью бора.

Стенка параллельна десневому краю

4.3. дно кариозной полости

Фиссурный бор малого диаметра. Формируется боковой поверхностью бора.

Ровное вертикальное дно.

5.

Создание дополнительной площадки

фиссурные, обратно конусные боры, алмазные головки

Ширина площадки равна ширине основной полости.

Длина площадки равна 1/3 — 2/3 длины жевательной поверхности.

Глубина — до 1-2 мм ниже дентинно-эмалевого соединения.

6. Финирование краев кариозной полости

Алмазные головки конусовидной формы.

Края эмали гладкие.

Схема ориентировочной основы действия

при препарировании кариозных полостей 2 класса МОД

Компоненты

действия

Средства

действия

Критерии

самоконтроля

1. Препарирование кариозных полостей на медиальной и дистальной поверхностях зуба

Бормашина, угловой наконечник, твердосплавные боры и алмазные головки.

Хороший обзор дна и

стенок полости с

помощью зонда и зеркала.

2. Формирование дополнительных площадок

Фиссурные и обратноконусные алмазные головки

Если расстояние между дополнительными площадками больше 2 мм, то полости формируются изолированно.

Если расстояние между дополнительными площадками меньше 2 мм, то полости объединяются в одну общей площадкой (МОД)

Контрольные вопросы

1. Классификации кариеса.

2. Виды кариозных полостей и требования к ним.

3. Этапы препарирования кариозных полостей 2 класса

4. Варианты формирования кариозных полостей 2 класса.

5. Показания к формированию МОД.

6. Что такое контактный пункт, виды.

7. Ошибки и осложнения.

Ситуационные задачи

1. Определяется кариозная полость в передней ямке на жевательной поверхности второго нижнего премоляра справа. Как определить вариант препарирования кариозной полости?

2. На передней поверхности первого верхнего моляра имеется кариозная полость, расположенная ниже экватора зуба. Назовите варианты препарирования.

3. На задней поверхности второго нижнего моляра — кариозная полость ниже экватора зуба. Третий нижний моляр отсутствует. Назовите вариант препарирования.

4. На передней поверхности первого верхнего премоляра имеется кариозная полость, жевательная поверхность хорошо сохранена. Клык рядом стоящий отсутствует. Назовите вариант препарирования.

5. На первом нижнем премоляре имеются кариозные полости на обеих контактных поверхностях. Жевательная поверхность хорошо сохранена. Назовите вариант препарирования.

Тестовый контроль

1. Дополнительная площадка служит для:

а) эстетики;

б) улучшенной фиксации пломбы;

в) укрепления зубов.

2. Глубина дополнительной площадки должна быть:

а) на 1-2 мм глубже дентинно-эмалевого соединения;

б) до дентинно-эмалевого соединения;

в) в пределах эмали;

г) все выше перечисленное.

3. Длина дополнительной площадки должна быть:

а) в 2 раза длиннее основной полости;

б) не менее 0,5 длины основной полости;

в) произвольная.

4. Дно дополнительной площадки по отношению к дну основной полости должно быть:

а) под острым углом;

б) под тупым углом;

в) под прямым углом.

5. Придесневая стена по отношению к дну основной полости должна быть:

а) под острым углом;

б) под тупым углом;

в) под прямым углом.

Самостоятельная работа

1. Напишите и нарисуйте этапы препарирования кариозных полостей 2 класса.

2. Нарисуйте варианты формирования кариозных полостей и ДП 2 класса.

Литература

Основная

1.Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2.Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

3. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

4. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И.. Частная анатомия постоянных зубов. Волгоград, ВМА, 1998.

5. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. М., 2002.

Тема № 7. Кариозные полости 3 класса по Блеку.

Особенности препарирования. Варианты формирования. Ошибки. Профилактика .

Разделы, раскрывающие тему

1. Клиническая анатомия резцов и клыков.

2. Стоматологическое оборудование, инструментарий

3. Принципы и этапы препарирования кариозных полостей.

Общая цель занятия

1. Освоить технику препарирования кариозных полостей 3 класса.

Конкретные цели занятия

1. Отпрепарировать кариозные полости 3 класса без дополнительной площадки

2. Отпрепарировать кариозные полости 3 класса с дополнительной площадкой.

Схема ориентировочной основы действия

при препарировании кариозных полостей 3 класса

Компоненты действия

Средства действия

Критерии самоконтроля

1. Препарирование полости при свободном доступе к ней.

1.1.Раскрытие кариозной полости.

Бормашина, угловой наконечник, шаровидные и фиссурные твердосплавные боры и алмазные головки.

Бор направлен перпендикулярно дну полости.

Нависающая эмаль удалена, Имеется хороший обзор дна и стенок с помощью зеркала и зонда.

1.2. Расширение кариозной полости

Фиссурные твердосплавные боры и алмазные головки.

На стенках отсутствует размягченный дентин.

1.3. Некрэктомия.

шаровидные боры, экскаватор.

Дентин плотный не окрашивается кариесдетектором.

1.4. Формирование полости.

Обратноконусные и фиссурные боры и алмазные головки.

Создана полость треугольной формы с основанием у десневого и вершиной у режущего края.

1.5. Финирование краев полости.

Алмазные головки

Края эмали гладкие, опираются на подлежащий дентин.

2. Препарирование полости при наличии рядом стоящего зуба.

2.1.Раскрытие кариозной полости.

Фиссурные и шаровидные твердосплавные боры и алмазные головки.

Создание доступа к полости с язычной поверхности зуба.

Нависающая эмаль удалена, Имеется хороший обзор дна и стенок с помощью зеркала и зонда.

2.2. Расширение кариозной полости

Фиссурные твердосплавные боры и алмазные головки.

Полость расширяют боковой поверхностью бора.

На стенках отсутствует размягченный дентин.

2.3. Некрэктомия.

Шаровидные боры, экскаватор.

Плотный дентин не окрашивается кариесдетектором.

2.4. Формирование полости.

Фиссурные алмазные головки.

Создана полость треугольной формы без язычной стенки.

2.5. Создание дополнительной площадки на язычной поверхности.

Обратноконусные алмазные головки.

Дополнительная площадка прямоугольной формы или в форме ласточкиного хвоста.

Контрольные вопросы

1. Классификации кариеса.

2. Этапы препарирования кариозных полостей 3 класса.

3. Варианты формирования кариозных полостей 3 класса.

4. Особенности препарирования кариозных полостей 3 класса.

5. Требования, предъявляемые к основной и дополнительной площадке.

6. Какие осложнения могут возникнуть при препарировании кариозных полостей 3 класса.

Ситуационные задачи

1. В 11 зубе определяется кариозная полость на срединной поверхности, 12 зуб отсутствует. Назовите вариант препарирования кариозной полости.

2. В 23зубе определяется кариозная полость на боковой поверхности, язычная и губная стенки достаточно прочные, имеется хороший доступ к кариозной полости. Назовите вариант препарирования кариозной полости.

3. В 32 зубе кариозная полость на боковой поверхности, подход к кариозной полости затруднен, имеется плотный контакт с 33 зубом. Назовите вариант препарирования кариозной полости.

4. В 41 зубе кариозная полость на боковой поверхности не глубокая, занимает всю контактную поверхность, эмаль с язычной поверхности отсутствует. Назовите вариант препарирования кариозной полости.

5. В 43 зубе глубокая кариозная полость на передней поверхности, занимает почти всю контактную поверхность. Назовите вариант препарирования кариозной полости.

Тестовый контроль

1. Нависающая эмаль с вестибулярной поверхности:

а) сохраняется;

б) не сохраняется.

2. Дополнительная площадка формируется на:

а) жевательной поверхности

б) контактной поверхности

в) вестибулярной поверхности

г) язычной поверхности

3. Полости на контактных поверхностях резцов и клыков общей дополнительной площадкой:

а) объединяются

б) не объединяются.

4. Полость локализуется на апроксимальной поверхности 12 зуба. С какой поверхности создается доступ к кариозной полости:

а) с вестибулярной

б) с язычной

в) с апроксимальной.

5. Форма сформированной основной полости 3 класса:

а) треугольная

б) ромбовая

в) овальная

г) четырехугольная.

Самостоятельная работа

1. Напишите и нарисуйте этапы препарирования кариозных полостей 3 класса.

Литература

Основная

1.Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2.Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

3. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

4. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И.. Частная анатомия постоянных зубов. Волгоград, ВМА, 1998.

5. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. М., 2002.

Тема № 8. Кариозные полости 4 класса по Блеку.

Особенности препарирования кариозных полостей. Ошибки. Варианты формирования. Парапульпарные штифты.

Разделы, раскрывающие тему

1. Клиническая анатомия резцов и клыков.

2. Стоматологическое оборудование, инструментарий.

3. Принципы и этапы препарирования кариозных полостей.

Общая цель занятия

1. Освоить технику препарирования кариозных полостей 4 класса.

2. Ознакомиться с вариантами кариозных полостей 4 класса.

Конкретные цели занятия

1.Отпрепарировать кариозную полость 4 класса

Схема ориентировочной основы действия

при препарировании кариозных полостей 4 класса

Компоненты действия

Средства действия

к ритерии самоконтроля

1. Раскрытие кариозной полости со стороны режущего края.

Бормашина, угловой наконечник, шаровидные и фиссурные твердосплавные боры и алмазные головки.

Бор направлен параллельно дну полости.

Нависающая эмаль удалена, Имеется хороший обзор дна и стенок с помощью зеркала и зонда.

2. Расширение кариозной полости

Фиссурные твердосплавные боры и алмазные головки.

На стенках отсутствует размягченный дентин.

3. Некрэктомия.

Наконечник, шаровидные боры.

Дентин плотный, не окрашивается кариесдетектором.

4. Формирование полости.

Фиссурный боры, алмазные головки

Десневая стенка параллельна десневому краю, сохраняется треугольная форма полости.

5. Создание дополнительной площадки

фиссурные боры, обратноконусный, алмазные головки

При стертом режущем крае дополнительная площадка формируется вдоль режущего края

6. Фиксация парапульпарных штифтов.

шаровидные боры, алмазные головки № 1, парапульпарные штифты, фиксирующий материал.

При обширной потере твёрдых тканей, но при сохранившейся пульпе, зуб восстанавливается с помощью парапульпарных штифтов.

На один разрушенный угол ставится один парапульпарный штифт.

Контрольные вопросы

1. Классификации кариеса.

2. Этапы препарирования кариозных полостей 4 класса.

3. Варианты формирования кариозных полостей 4 класса.

4. Особенности препарирования кариозных полостей 4 класса

5. Требования, предъявляемые к основной и дополнительной площадке.

6. Виды штифтов. Показания к применению парапульпарных штифтов, методика работы штифтами.

Ситуационные задачи

1. В 12 зубе определяется неглубокая кариозная полость на дистальной поверхности с поражением угла и режущего края до 1/4 длины, эмаль и дентин прочные. Определить вариант препарирования кариозной полости. Нужна ли дополнительная площадка?

2. В 11 зубе определяется кариозная полость средней величины на медиальной поверхности с поражением угла и режущего края до 1/2 ее длины, эмаль с небной поверхности зуба истончена, разрушена. Каким должен быть вариант препарирования кариозной полости?

3. В 23 зубе кариозная полость средней величины на дистальной поверхности с поражением угла зуба, режущий край имеет стертость. Определите возможный вариант препарирования кариозной полости и дополнительной площадки.

4. У 13 зуба коронка разрушена на 1/3 ее длины в результате кариозного процесса. Пульпа зуба жизнеспособна. Назовите возможные варианты препарирования и восстановления коронковой части зуба с сохранением пульпы зуба.

5. У 12 зуба имеется кариозная полость с сильно разрушенным медиальным углом коронки. Выберите вариант формирования кариозной полости. Укажите, какова основная задача при формировании данной полости.

Тестовый контроль

1. при создании дополнительной площадки бор располагается:

а) перпендикулярно язычной поверхности;

б) параллельно режущему краю;

в) перпендикулярно оси зуба.

2. Препарирование при 4 классе начинают с:

а) вестибулярной поверхности;

б) язычной поверхности;

в) режущего края.

3. Для фиксации пломбы в при 4 классе применяют:

а) внутрипульпарные штифты;

б) парапульпарные штифты.

4. При глубоком кариесе в полости 4 класса дно должно быть:

а) плоским;

б) валикообразным;

в) вогнутым.

5. При сохранении вестибулярной стенки дополнительная площадка формируется:

а) с вестибулярной поверхности вдоль режущего края;

б) в виде бороздки перпендикулярной режущему краю;

в) с язычной поверхности в виде бороздки вдоль режущего края;

г) в пришеечной области.

Самостоятельная работа

1. Напишите и нарисуйте этапы препарирования кариозных полостей 4 класса.

Литература

Основная

1.Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2.Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

3. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

4. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И.. Частная анатомия постоянных зубов. Волгоград, ВМА, 1998.

5. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. М., 2002.

Тема № 9. Кариозные полости 5 класса по Блеку.

Особенности препарирования (ретенционные пункты). Обезболивание в терапевтической стоматологии. Ошибки .

Разделы, раскрывающие тему

1. Клиническая анатомия зубов.

2. Стоматологический инструментарий.

3. Принципы и этапы препарирования кариозных полостей.

Общая цель занятия

1. Освоить технику препарирования кариозных полостей 5 класса.

Конкретные цели занятия

1. Научиться препарировать кариозные полости 5 класса .

Схема ориентировочной основы действия

при препарировании кариозных полостей 5 класса

Компоненты действия

Средства и методика действия

Критерии самоконтроля

1. Раскрытие полости зуба

Бормашина, угловой наконечник, фиссурные твердосплавные боры, алмазные головки.

Удаление нависающих краев эмали.

При зондировании нет нависающих краев эмали. Эмаль на всем протяжении вокруг полости имеет подлежащий дентин.

2. Расширение кариозной полости.

Фиссурные алмазные головки.

На стенках полости зондируется здоровый дентин.

3. Некрэктомия.

Удаление размягченного дентина на дне кариозной полости.

Шаровидные боры крупных размеров.

Дентин плотный, не окрашивается кариесдетектором.

4. Формирование полости

Обратноконусные и фиссурные твердосплавные боры, алмазные головки

При среднем кариесе дно формируют ровным, при глубоком кариесе дно формируют выпуклым. Стенки перпендикулярны дну.

Полость имеет овоидную форму, придесневая стенка параллельна десневому краю.

5. Финирование краев эмали

Алмазные головки конусовидной формы.

Край эмали сглаживают под углом 45 градусов.

Контрольные вопросы

1. Классификации кариеса.

2. Этапы препарирования кариозных полостей 5 класса.

3. Варианты формирования кариозных полостей 5 класса.

4. Ретенционные пункты, виды, методика формирования.

Ситуационные задачи

1. В 36 зубе кариозная полость расположена на вестибулярной поверхности в пришеечной области. Какой вариант препарирования? Какие боры применяются для препарирования этой полости?

2. В 11 зубе кариозная полость на вестибулярной поверхности в пришеечной области ниже уровня десны. Какой вариант препарирования?

3. В 24 зубе кариозная полость на вестибулярной поверхности. Какой вариант препарирования?

Тестовый контроль

1.Назовите инструменты для препарирования кариозной полости 5 класса:

а) зонд

б) шаровидный бор

в) обратноконусный бор

г) пламевидный бор

2. Форма кариозной полости 5 класса:

а) круглая

б) прямоугольная

в) овоидная

г) произвольная

3. Форма придесневой стенки полости 5 класса:

а) повторяет форму жевательной поверхности

б) повторяет форму вестибулярной поверхности

в) повторяет форму десневого края

4. Дно полости 5 класса:

а) выпуклое

б) плоское

в) верно все выше перечисленное

5. Придесневая стенка в полостях 5 класса препарируется под углом:

а) 45º;

б)75º;

в) 90º.

Самостоятельная работа

1. Напишите и нарисуйте этапы препарирования кариозных полостей 5 класса.

Литература

Основная

1.Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2.Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

Дополнительная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

3. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

4. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И.. Частная анатомия постоянных зубов. Волгоград, ВМА, 1998.

5. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. М., 2002.

Тема № 10. Пломбировочные материалы. Классификация. Временные пломбировочные материалы.

Состав, свойства. Показания к применению. Техника приготовления и пломбирования. Ошибки.

Разделы, раскрывающие тему

1. Классификация пломбировочного материла.

2. Стоматологический инструментарий.

3. Классификация кариозных полостей по Блеку.

Общая цель занятия

1. Освоить технику приготовления и пломбирования кариозных полостей временными пломбировочными материалами.

Конкретные цели занятия

1. Запломбировать кариозные полости временными пломбировочными материалами (искусственный дентин, дентин-паста).

Схема ориентировочной основы действия

при пломбировании искусственным дентином

Компоненты действия

Средства и методика действия

Критерии самоконтроля

1. Подготовка кариозной полости к пломбированию.

1.1. изоляция зуба от ротовой жидкости

1.1. Ватные валики, стоматологические инструменты

Кариозная полость сухая

1.2. медикаментозная обработка

1.2. Антисептические р-ры, ватные валики, стоматологические инструменты

2. Пломбирование кариозной полости.

2.1. Приготовление пломбировочного материала

Нанесите на гладкую поверхность стекла порошок и дистиллированную воду в соотношении 2:1.

Порошок добавляйте к воде порциями до полного поглощения влаги.

Пломбировочный

материал имеет сметанообразную консистенцию

2.2. Пломбирование кариозной полости

Внести материал гладилкой в подготовленную полость одной порцией. Уплотните материал ватным шариком.

Пломбировочный материал плотно заполняет полость и прилегает к ее краям

Схема ориентировочной основы действия

при пломбировании дентин – пастой

Компоненты действия

Средства и методика действия

Критерии самоконтроля

1. Подготовка кариозной полости к пломбированию.

1.1. изоляция зуба от ротовой жидкости

1.2. медикаментозная обработка

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  76  77  78   ..