МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
юридической психологии
и их изучение в юридической психологии
и ее изучение в юридической психологии
профессиональной деятельности юриста
производства следственных действий
и судопроизводства
Допрос (и очная ставка) выступает в качестве одного из следственных действий, наряду с осмотром места происшествия, обыском, опознанием, следственным экспериментом. Допрос – это общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется регулируемое в рамках закона воздействие на мыслительную, эмоциональную и волевую сферу последнего с помощью психологических методов, в целях получения от него полной и правильной информации об интересующих следствие событиях и фактах.
Стадии допроса:
1. Психологическая подготовка к допросу.
2. Осуществление допроса.
3. Применение методов психологического воздействия.
4. Фиксация результатов допроса.
5. Анализ и оценка результатов допроса.
Психологическая подготовка к допросу предполагает:
- осознание потребности в получении информации от допрашиваемого;
- определение цели допроса;
- предвидение условий, в которых будет проходить допрос, использование своего прошлого опыта в подобных ситуациях;
- определение наиболее подходящих тактических приёмов и разработку мысленного плана допроса.
Следователь должен знать с чего начать допрос, какие вопросы задать
Факторы, влияющие на эффективность допроса:
- Выбор времени и места допроса.
- Воздействие посторонних раздражителей.
- Обстановка в кабинете следователя.
- Применение магнитофонной записи.
- Поведение следователя во время допроса.
Этапы установления психологического контакта.
1. Прогнозирование общения и процесса установления психологического контакта.
2. Создание внешних условий, облегчающих установление контакта.
3. Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта.
4. Изучение психического состояния, отношения субъекта к начавшемуся общению.
5. Действия по ликвидации помех в общении.
6. Возбуждение интереса к раскрытию действия во время предстоящего общения.
В ходе допроса применяется совокупность психологических методов воздействия на допрашиваемого. Они могут быть квалифицированы следующим образом:
– методы, используемые в бесконфликтных ситуациях допроса;
– методы, используемые в конфликтных ситуациях.
К первой группе приёмов допроса относятся:
- смежность;
- сходность;
- контрастность;
- разобщение;
- перифраза;
- наглядность.
Методы, применяемые в конфликтных ситуациях:
- снятие напряжения;
- создание напряжения;
- использование положительных свойств личности допрашиваемого;
- использование слабых сторон личности;
- пресечение лжи;
- выжидание;
- допущение легенды;
- вызов;
- внезапность;
- последовательность;
- отвлечение внимания;
- форсированный темп;
- замедленный темп;
- создание представления об осведомлённости следователя;
- повторность.
Основные стадии формирования свидетельских показаний:
1. Восприятие и запоминание лицом, которое может быть вызвано и допрошено в качестве свидетеля, фактов, имеющих значение для дела.
2. Сохранение в памяти таким лицом воспринятых и запомненных фактов.
3. Воспроизведение на допросе сохраненных в памяти фактов.
4. Процессуальное оформление результатов допроса.
Задания к самостоятельной работе
Модуль I
Задание №1
1. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
2. Основные проблемы юридической психологии и пути их решения.
3. Тезаурус и понятийный аппарат юридической психологии.
4. Психология в системе правового регулирования.
5. Развитие юридической психологии ведущими отечественными юристами.
6. Периодизация развития юридической психологии.
7. Межпредметные связи юридической психологии.
8. Сравнительная характеристика принципов психологии и права.
9. Правовая психология общностей.
10. Правовая психология личности.
11. Правосознание как система отражения правовой действительности.
12. Психология уголовной ответственности.
13. Концепция правовой культуры.
14. Вербальные и невербальные способы получения юристом необходимой информации.
15. Прикладные исследования в сфере юридической психологии.
16. Психология криминального насилия.
17. «Внутреннее убеждение» субъектов судебного процесса.
18. Генезис и факторы преступного поведения.
Задание №2
1. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии.
2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.
3. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.
4. Понятие и особенности комплексных судебно-психологических экспертиз.
5. Психологическое воздействие в юридической практике.
6. Порок воли: феномен, признаки, оценка, последствия.
7. Различные подходы к типологии преступников.
8. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов: понятие, причины, профилактика.
9. Проблема виктимного поведения.
10. Психология юрисконсульта.
11. Психология адвоката.
12. Психология следователя.
13. Роль психолога в профилактике преступной деятельности.
14. Предметное пространство пенитенциарной психологии.
15. Правовые средства и психология.
16. Психологические аспекты безопасности юриста.
17. Психологический портрет личности.
18. Развитие новых направлений юридической психологии.
Задание №3
1. Психотехника использования юристом речевых средств.
2. Психотехника владения голосом в деятельности юриста.
3. Психотехника использования юристом неречевых средств.
4. Психотехника мышления в деятельности юриста.
5. Психотехника поведения в деятельности юриста.
6. Особенности психотехники судебной речи.
7. Психотехника убеждения, доказывания и опровержения возражений в деятельности юриста.
8. Психотехника воздейственности речи в деятельности юриста.
9. Психотехнологии анализа информации в деятельности юриста.
10. Психотехника наблюдения за собеседником в деятельности юриста.
11. Психологический портрет и его составление.
12. Психоанализ юридических ситуаций, фактов и обстановки.
13. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств.
14. Психотехники самоорганизации юристом профессиональной деятельности.
15. Психотехники развития внимания юриста.
16. Использование воображения в деятельности юриста.
17. Психотехники саморегуляции юристом психических состояний.
18. Психотехники самообеспечения безопасности юриста.
Модуль II
Задание №4
Из фонограммы допроса свидетеля:
«Вопрос: Вы были свидетелем преступления? Ответ: Да.
Вопрос: Когда это произошло? Ответ: 14 июля.
Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли? Ответ: Да.
Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали? Ответ: Да.
Вопрос: В котором часу это произошло? Ответ: Около 9 часов утра.
Вопрос: А что произошло в 9 часов следующего дня? Ответ: Не помню.
Вопрос: Но, тем не менее, Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо.
Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».
Проанализируйте фрагмент фонограммы допроса и обоснуйте ответы на следующие вопросы:
1. Каковы были сомнения и замысел следователя, проводившего допрос?
2. В чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике?
Задание № 5
Гражданин Д. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. По имеющейся оперативной информации известно, что среди членов преступной группы Д. является новичком, авторитетом не пользуется, и в преступлениях играет второстепенную роль. Накануне задержания Д. похоронил своих родителей, и у него на иждивении осталась несовершеннолетняя сестра. Кроме того, Д. положительно характеризуется на работе, не судим.
В преступную группу входят кроме Д. двое ранее судимых за тяжкие преступления, которые задержаны, и организатор, место нахождения которого не установлено.
Ответьте на вопросы:
1. Какие особенности личности Д. и обстоятельств можно использовать на различных стадиях его допроса?
2. Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления психологического контакта с допрашиваемым?
3. Какие психологические приемы следует использовать для установления психологического контакта с допрашиваемым Д.?
Задание № 6
Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах и ответьте на поставленные к заданию вопросы
.
Пример 1
Вопрос:
– Вы знали убитого Корытова?
Ответ: –
Не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!
Вопрос:
– Где вы были в ночь убийства?
Ответ:
– Сейчас вспомню… А, в ту ночь я был у знакомой...
Вопрос:
– В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов?
Пример 2
Вопрос:
– Именно там, на привокзальной площади Прохор дал Вам пистолет?
Ответ:
– Какой пистолет?
Вопрос:
– Вы будете отвечать?
Ответ:
– Я не знаю никакого Прохора?
Вопрос:
– А откуда тогда на рукоятке следы пальцев Прохора?
Ответ:
– Этого не может быть!
Вот это другой разговор, – улыбнулся следователь, – а то: «какой?», «никого не знаю!».
Пример 3
Задержанный отрицал участие сообщников, но следователь предполагал, что преступление совершено двумя лицами.
Вопрос:
– Кто был с вами третьим?
Ответ:
– А что второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе.
Пример 4
Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.
Вопрос:
– Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?
Ответ:
– Ничего такого у меня с ним не было.
Свидетель всё отрицает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха.
Вопросы к заданию
:
1. Укажите название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае.
2. Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка.
Задание № 7
Ознакомившись с перечнем улик, ответьте на поставленные вопросы:
- создание ложного алиби;
- немотивированный и внезапный отъезд из местности, где было совершено преступление;
- проявление повышенного интереса к процессу расследования;
- распространение слухов о личности преступников, потерпевшего;
- демонстративность поведения, призванного всячески убедить окружающих в полной непричастности к преступлению, даже когда об этом никто не спрашивает.
Вопросы:
1. Каким образом конкретные улики могут повлиять на выбор линии поведения следователя и как они могут проявиться при производстве следственных действий?
2. Какие еще улики поведения известны вам из практики и какие психологические ситуации в ходе расследования подтверждают вывод о причастности данного лица к преступлению?
Тест для самопроверки знаний
Тестовые задания к темам, изучаемым в модуле I
1. Юридическая психология – это:
А
|
Психологическая дисциплина.
|
Б
|
Юридическая дисциплина.
|
В
|
Естественнонаучная дисциплина.
|
Г
|
Гуманитарная дисциплина.
|
Д
|
Техническая дисциплина.
|
2. Непосредственная предшественница юридической
психологии:
А
|
Криминалистика.
|
Б
|
Общая психология.
|
В
|
Судебная психология.
|
Г
|
Криминальная психология.
|
Д
|
Правовые дисциплины.
|
3. Юридическая психология является:
А
|
Общетеоретической наукой.
|
Б
|
Прикладной наукой.
|
В
|
Сферой практики.
|
Г
|
Сферой апробации новых теорий.
|
Д
|
Источником формирования правовых механизмов общества.
|
4. История юридической психологии изучается в следующем разделе юридической психологии:
А
|
Основы юридической психологии.
|
Б
|
Организация деятельности правоохранительных органов.
|
В
|
Психологические технологии в правоохранительной деятельности.
|
Г
|
Психология видов правоохранительной деятельности.
|
Д
|
Экстремально-правовая психология.
|
5. Требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, не удовлетворяет следующий из приведенных ниже типов темперамента:
А
|
Сангвиник.
|
Б
|
Меланхолик.
|
В
|
Холерик.
|
Г
|
Флегматик.
|
Д
|
сотрудником правоохранительных органов может быть человек с любым типом темперамента
|
6. В структуру юридической психологии входит:
А
|
Общая психология.
|
Б
|
Правовая психология.
|
В
|
Психология развития.
|
Г
|
Криминалистика.
|
Д
|
Оперативно-розыскная деятельность.
|
7. Юридическая психология напрямую связана:
А
|
С общей психологией.
|
Б
|
Генетикой.
|
В
|
Возрастной психологией.
|
Г
|
Медициной.
|
Д
|
Педагогической психологией.
|
8. О профессиональной компетентности сотрудника правоохранительных органов свидетельствует:
А
|
Диплом высшего юридического учебного заведения.
|
Б
|
Хорошее отношение вышестоящего начальства.
|
В
|
Регулярное получение премий.
|
Г
|
Высокая зарплата.
|
Д
|
Высокая эффективность выполнения текущих заданий.
|
9. Лица, пострадавшие в результате преступных посягательств, могут переживать следующее состояние:
А
|
Депрессия.
|
Б
|
Эйфория.
|
В
|
Воодушевление.
|
Г
|
Внимательность.
|
Д
|
Стенические эмоции.
|
10. При определении морального вреда потерпевшему учитывается:
А
|
Объем финансовых потерь.
|
Б
|
Разочарование.
|
В
|
Страдание.
|
Г
|
Недополученная прибыль.
|
Д
|
Уровень его агрессивности.
|
11. Психологическая структура личности преступника с точки зрения их функций в порождении преступного поведения не включает в себя следующее свойство:
А
|
Криминогенно значимое восприятие тех или иных социальных условий и ситуаций.
|
Б
|
Мотивация к преступному поведению.
|
В
|
Приемлемость преступной цели для личности.
|
Г
|
Возможность реализации преступного способа.
|
Д
|
Коммуникативные свойства личности.
|
12. Криминальная субкультура не включает в себя:
А
|
Криминальные традиции.
|
Б
|
Выбор способа преступного промысла.
|
В
|
Криминальный жаргон.
|
Г
|
Неформальные нормы поведения.
|
Д
|
Татуировки.
|
13. Тип татуировки обычно указывает:
А
|
На характер совершенного преступления.
|
Б
|
Агрессивный характер личности.
|
В
|
Место в преступной иерархии.
|
Г
|
Семейное положение.
|
Д
|
Конфликтность личности.
|
Тестовые задания, изучаемые в модуле II
14. Пенитенциарная психология – это:
А
|
Отрасль юридической науки, изучающая психологические аспекты криминального поведения.
|
Б
|
Совокупность приемов и принципов оказания психологического воздействия на лицо, совершившее преступление.
|
В
|
Совокупность психотехнологий, используемых в юридической практике.
|
Г
|
Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности осужденных и персонала исправительных учреждений, с целью выработки рекомендаций по совершенствованию реализации задач ресоциализации осужденных.
|
Д
|
Отрасль юридической психологии, изучающей криминальные типы личности.
|
15. Оперативно-розыскная психология – это:
А
|
Совокупность принципов и приемов оказания психологического воздействия на преступников.
|
Б
|
Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности организации и проведения операций, предусмотренных законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».
|
В
|
Подотрасль психологии, направленная на изучение личности преступников и психологической динамики совершаемых ими преступлений.
|
Г
|
Подотрасль юридической науки, изучающая психологические аспекты исправления осужденных.
|
Д
|
Вид профессиональной деятельности юриста по повышению правовой грамотности населения.
|
16. С точки зрения юридической психологии личность рассматривается, как:
А
|
Объект и субъект педагогического процесса.
|
Б
|
Человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.
|
В
|
Человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.
|
17. При анализе показаний свидетелей, обвиняемых, потерпевших, необходимо помнить, что на качество ощущений влияет:
А
|
Его возраст.
|
Б
|
Воздействие побочных раздражителей (алкоголь, наркотики, медицинские препараты).
|
В
|
Ситуация.
|
Г
|
Особенности личности человека, его установки.
|
Д
|
Все выше указанные варианты.
|
18. Причиной искажения при восприятии объектов является такое свойство восприятия, как:
А
|
Константность внимания.
|
Б
|
Переключаемость внимания.
|
В
|
Иллюзии внимания.
|
Г
|
Осмысленность внимания.
|
Д
|
Объем внимания.
|
19. Зная закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, прокурор, судья, адвокат и следователь могут активизировать память участников процесса в целях установления истины по делу с помощью специальных приемов. Какой из приведенных ниже приемов не может быть использован?
А
|
Создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей.
|
Б
|
Обращение к образной памяти, использование следователем и судом наглядности.
|
В
|
Установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними.
|
Г
|
Использование следователем и судом наводящих вопросов, подсказывающих ход событий.
|
Д
|
Проведение в необходимых случаях повторных допросов
|
20. Наиболее распространенной формой искажения представлений у потерпевших лиц, у лиц, переживших страх, аффект, находящихся в состоянии посттравматического расстройства, является:
А
|
Гиперболизация воспринятого.
|
Б
|
Минимизация воспринятого.
|
В
|
Селекция воспринятого.
|
Г
|
Забывание воспринятого.
|
Д
|
Перекомбинирование воспринятого.
|
21. К психологическим критериям, подтверждающим наличие у субъекта сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы, можно отнести следующие факторы:
А
|
Сниженный уровень интеллекта.
|
Б
|
Наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром «сниженной волевой устойчивости».
|
В
|
Заниженная самооценка, вызывающая у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание неудач.
|
Г
|
Сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности.
|
Д
|
Сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости).
|
22. К способам самооправдания агрессии можно отнести:
А
|
Снижение значимости предпринятой агрессии путём сравнения своих действий с более агрессивными действиями других.
|
Б
|
Оправдание собственных агрессивных действий более значимой целью.
|
В
|
Разделение своей ответственности с другими лицами.
|
Г
|
Дегуманизация жертвы и отказ признать за ней личностных человеческих качеств.
|
Д
|
Все указанные выше варианты.
|
23. По характеру и степени общественной опасности преступные типы подразделяются (исключить лишний вариант):
А
|
Случайный тип.
|
Б
|
Аффективный тип.
|
В
|
Ситуационный тип.
|
Г
|
Неустойчивый тип.
|
Д
|
Злостный тип.
|
Е
|
Особо опасный тип личности преступника.
|
24. Какое из указанных криминальных объединений представляет наибольшую опасность?
А
|
Случайная преступная группа.
|
Б
|
Преступная группа по предварительному сговору.
|
В
|
Организованная преступная группа.
|
Г
|
Сплоченная организованная преступная группа (организация).
|
Д
|
Преступное сообщество.
|
25. Основными особенностями деятельности юриста являются (исключить неправильный вариант):
А
|
Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения.
|
Б
|
Строгая детерминация деятельности.
|
В
|
Властный и обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.
|
Г
|
Нестандартный, творческий характер труда юриста.
|
Д
|
Процессуальная самостоятельность и персональная ответственность.
|
26. Среди указанных качеств выберите то, которое не относится к факторам профессиональной пригодности юриста:
А
|
Акцентуация характера.
|
Б
|
Высокий уровень социальной адаптации.
|
В
|
Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности.
|
Г
|
Высокий уровень интеллектуального развития.
|
Д
|
Коммуникативная компетентность.
|
Е
|
Организаторские способности.
|
27. Какой из указанных ниже видов допроса будет проходить в конфликтной ситуации?
А
|
Допрос потерпевшего.
|
Б
|
Допрос родственников и близких потерпевшего.
|
В
|
Ситуация свободного рассказа свидетеля.
|
Г
|
Допрос лица препятствующего установлению личности.
|
Д
|
Допрос свидетеля, который безразлично относится к деятельности правоохранительных органов.
|
Библиографический список
Основной
1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Изд-во «Питер», 2007.
3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2006.
5. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2006.
6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2007.
7. Смирнова Н.Н. Юридическая психология. – СПб.: Изд-во «Альфа», 2008.
8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 2009.
9. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. – М.: Изд-во «Эксмо», 2007.
10. Юдина Е.В. Юридическая психология для студентов вузов / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Дополнительный
11. Взаимодействие следователя и эксперта-криминалиста при производстве следственных действий. – М., 2005.
12. Гаврилов С.Н. Адвокат в уголовном процессе. – М., 2006.
13. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. – Волгоград, 2003.
14. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса. – М., 2004.
15. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. Практикум по юридической психологии: Учебное пособие. – М., 2004.
16. Кокурин Г.А. Организационные основы деятельности следственно-оперативных групп. – Екатеринбург, 2006.
17. Котёнов И.О., Трубочкин В.П. Полицейская психология и современные проблемы развития психологического обеспечения в органах внутренних дел. – М.: Академия управления МВД России, 2010.
18. Личность преступника / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 2005.
19. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: теория девиантного поведения. – СПб., 2007.
20. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2006.
21. Ситковская О.Д. Аффект: криминально-психологическое исследование. – М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2005.
22. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие. – М.: Юрайт, 2006.
содержание ..
52
53
54 ..
|