Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29   ..

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(ГБОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России)

Кафедра организации здравоохранения, экономики и социальной работы

«История экономики»

учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

(заочной формы обучения)

по направлению подготовки бакалавров

специальность 080100 - ЭКОНОМИКА

Ӏ. ЗЕТ 2. Часов 72

Из них:

1. Аудиторных занятий - 8, из них

лекций - 4

семинарских занятий - 4

2. Самостоятельная работа - 60

ӀӀ. Форма контроля:

Зачёт 2-ый семестр (4 часа)

Ставрополь, 2011

УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

«История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА. – 2011. – 110с.

Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «История экономики» и включает в себя краткое содержание учебного курса, планы проведения лекций, семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, темы, выносимые на самостоятельное изучение, тематику контрольных работ с краткой аннотацией по каждой теме, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к зачету, контрольные и обучающие тесты.

УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

Составители: доцент кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Ю.И.Германова

ст.преп. кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Л.В.Малкина

Рецензент: профессор кафедры экономики и учёта

ФГБОУ «Северо-Кавказский государственный технический университет», д.э.н. И.В. Туманян

Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией

Ставропольской государственной медицинской академии

© Ставропольская государственная медицинская академия, 2011


Содержание.

Предисловие………………………………………………

4

Цели и задачи дисциплины………………………………

5

Место дисциплины в структуре ООП…………………...

5

Требования к результатам освоения дисциплины………

5

Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы…..

9

Краткое содержание учебного курса……………………

10

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

16

Тематика и планы лекций……………………………......

17

Тематика и планы семинарских занятий……………….

19

Темы, выносимые на самостоятельное изучение………

21

Методические указания к контрольным работам………

21

Тематика контрольных работ……………………………

25

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………….

105

Вопросы для подготовки к зачету………………………

107

Предисловие

Дисциплина «История экономики» предназначенадля подготовки бакалавров по направлению подготовки «Экономика» и непосредственно связана с экономической теорией, историей экономических учений, экономикой организации, дисциплинами управленческого блока. Это дает возможность углубить знания в области экономической теории и расширить методологическую базу для изучения конкретных экономических дисциплин, а также способствует формированию представлений об актуальных проблемах функционирования рыночной экономики, о выражении в идеях, теориях и концепциях экономической политики различных государств на различных этапах развития человеческой цивилизации, представлений об этапах развития экономики России, эволюции систем хозяйствования и управления производством.

Изучение дисциплины рассчитано на один семестр заочной формы обучения и включает 4 часа лекций и 4 часа семинарских занятий.

Лекционный курс читается ведущими преподавателями кафедры. Каждая лекция сопровождается использованием современных аудиовизуальных средств обучения (мультимедийные образовательные технологии).

Семинарские занятия проводятся в аудиториях кафедры, оснащённых необходимой методической литературой, техническими средствами обучения. Количество студентов в академической группе составляет 20-25 человек. Структура семинарских занятий включает собеседование по основным вопросам плана, выполнение индивидуальных заданий, работу с словарём экономических и социологических терминов, подготовку, заслушивание и оппонирование ов, тестирование и другие формы.

На кафедре созданы условия для самостоятельной работы студентов, которая проводится в 2-х формах – аудиторной и внеаудиторной. Первое направление реализуется в ходе семинарских занятий. Второе направление осуществляется в рамках выполнения контрольных работ на основе самостоятельного использования обязательной и дополнительной литературы. На самостоятельную работу студентов предусматривается 60 часа, из которых 48 часов отводятся на самостоятельное изучение студентами основной и дополнительной литературы по тематике дисциплины и 12 часов на выполнение контрольной работы.

  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины «История экономики» - сформировать представление об историческом процессе становления и развития общественного производства, закономерностей возникновения и особенностей экономических систем и умение использовать эти знания для оценки состояния экономики и экономической политики государства.

Задачи изучения дисциплины:

  • усвоение экономической терминологии, исторического подхода к изучению экономической жизни во всем ее многообразии;
  • приобретение навыков систематизации экономических событий, сравнительного анализа экономического развития разных стран;
  • формирование целостного представления о парадигме развития мировой цивилизации как пространственной сферы хозяйственной деятельности человечества;
  • выработка экономического мышления, придание ему реализма, историзма и масштабности

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История экономики» (Б1.В.ОД.3) относится к обязательным дисциплинам вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями в области истории древнего мира, истории средних веков, новой истории, новейшей истории, истории Отечества и обществознания в рамках соответствующих курсов общеобразовательной школы.

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: истории экономических учений, макроэкономики, микроэкономики.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей в процессе преподавания дисциплины «История экономических учений» в совокупности с другими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) обеспечивает формирование следующих профессиональных компетенций бакалавра:

общекультурные компетенции (ОК):

  1. владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  2. понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
  3. понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
  4. анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
  5. умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  6. логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
  7. быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
  8. быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
  9. критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
  10. осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
  11. понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
  12. владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

профессиональные компетенции:

  1. способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
  2. способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

1) основные понятия, категории закономерности развития общества и мышления, инструменты экономической истории;

2) закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; закономерности функционирования современной экономики;

3) основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, основные модели экономических модернизаций;

4) основы анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

уметь:

1) применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов;

2) объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне);

3) при анализе конкретных ситуаций выявлять проблемы экономического характера и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий;

4) представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного обзора, с применением информационных технологий;

5) осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и оценивать полученные результаты;

6) решать поставленные задачи на эмпирической основе;

7) интерпретировать статистические данные для выявления тенденций трансформации современных экономических моделей;

8) оценивать эффективность полученных и предлагаемых вариантов сценариев развития экономических процессов, управленческих рисков и возможных социально-экономических последствий.

владеть :

1) культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения;

2) методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально – экономические проблемы общества;

3) навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике;

4) современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

5) навыками сбора и анализа данных отечественных и зарубежных источников информации для оценки экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и выявления тенденций их изменения;

6) навыками оценки происходящих социально – экономических процессов и вариантов их развития для прогнозирования рисков и возможных социально-экономических последствий трансформаций.

Наименование разделов дисциплины

В результате изучения дисциплины «эконометрика» студенты должны

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-9

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ОК-13

ПК-5

ПК-6

Знать

Уметь

Владеть

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «история экономики».

+

+

+

+

+

+

+

+

1-2

1-2

1-2

Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-2

1-2

1-2

Варианты развития феодальной экономики.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-2

1-2

1-2

«Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-2

1-2

102

Становление индустриальной экономической системы.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-2

1-2

1-2

Эволюция промышленного капитализма в конце Х1Х – начале ХХ в. монополизация экономики.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-2

1-6

1-2

Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах. Становление экономической системы государственного социализма в СССР.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-4

1-8

1-6

Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1-4

1-8

1-6

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (ЗЕТ), 72 часа

п/п

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

2

1.

Аудиторные занятия

8

8

В том числе:

Лекции (Л)

4

4

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (СЗ)

4

4

Лабораторные работы (ЛР)

2.

Самостоятельная работа (СРС)

60

60

В том числе:

нет

нет

Контрольная работа

12

12

Другие виды самостоятельной работы

48

48

Вид промежуточной аттестации (зачет /экзамен)

4

4

3.

Общая трудоемкость

72

72

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономики».

Многовариантность определения предмета, междисциплинарный характер, основные этапы развития историко-экономической науки. Общие и отличительные черты основных подходов к периодизации истории экономики, взаимодополняемость цивилизационного, институционального и формационного подходов. Мировоззренческая, познавательная, аналитическая, критическая, прогностическая, практическая функции истории экономики.

Раздел I . ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

Тема 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.

Неолитическая революция. Переход к воспроизводящему хозяйству. Древнейшие цивилизации в долинах Великих рек Востока. Азиатский способ производства. «Восточная стагнация». Суперимперии Древнего Востока - первая попытка глобализации экономики.

Средиземноморский регион: новые центры цивилизации. Античные государства: геополитические факторы и стратегия. Античный опыт имперской глобализации экономики. Расцвет римской рабовладельческой экономики. Рыночная инфраструктура. Нарастание кризисных явлений. Антикризисные мероприятия: государственный, частный уровни. Формирование протофеодального уклада.

Тема 3. Варианты развития феодальной экономики.

Западная Европа. Зарождение феодализма. Христианство. Классический вариант феодализма. Каролингское возрождение. Расцвет феодальной экономики. Прогресс аграрного сектора. Зоны активной урбанизации. «Коммунальные революции». Корпоративная экономика вольных городов.

Монополизация европейской морской торговли. Возникновение мануфактур, институтов рынков. Образование абсолютных монархий: формирование национальных экономик.

Россия. Особая роль геополитических факторов. Периодизация феодализма. Киевская Русь. Новгородская городская республика. Экономика удельных княжеств. Золотордынское «наследие»: этатизм. Московская централизация и земельная экспансия. Бенефициальная форма землевладения. Закрепощение населения. Становление государственного хозяйства. Опричнина, ее экономические последствия.

Япония. Предпосылки перехода от азиатского способа производства к феодализму. Утверждение крупных феодальных владений (княжеств). Борьба за политическое единство. Сегунат Токугавы: экономический аспект.

Раздел II . ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

Тема 4. «Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала.

Первоначальное накопление капитала (ПНК). Социально-экономическая сущность. Методы; источники; периодизация. Рыночная перестройка хозяйства. Сдвиги в приоритетах предпринимательской деятельности. Расширение государственных прерогатив в экономике, меркантилизм.

Западная Европа. Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, малая промышленная революция. Формирование мирового рынка, колониальная экспансия, борьба за лидерство. Экономическое первенство Голландии в ХУIв., причины его утраты. Форсированный характер ПНК и мануфактурного капитализма в Англии. Модификация процессов ПНК в условиях французского абсолютизма и феодальной реакции в Германии.

Россия. Процессы ПНК и усиление феодально-государственного режима. Возрастание роли геополитических факторов, милитаризации хозяйства в период империи. Противоречивость экономических реформ Петра 1: «великие» прорывы и провалы. Российский вариант меркантилизма. Эпоха «просвещенного» абсолютизма: новаторские идеи и «феодализированное» воплощение. Ослабление прямого вмешательства государства в экономику. Сословные приоритеты и сегментарный экономический либерализм. Государственные институты в рыночной инфраструктуре. Итоги селективной вестернизации экономики.

Япония. Специфика процессов ПНК в условиях самоизоляции, консервации феодального режима.

Тема 5. Становление индустриальной экономической системы.

Социально-экономическая сущность индустриальной системы, этапы эволюции. Промышленная революция: технический, организационный, социальный аспекты. Буржуазные революции и реформы. Хронологические рамки. Утверждение рыночной экономики, рыночной инфраструктуры. Система золотого стандарта, экономическая свобода, протекционизм, колониализм.

Англия. Предпосылки индустриального первенства. Этапы промышленной революции, пионерные отрасли индустриализации, макроэкономические сдвиги, динамизм отраслей тяжелой промышленности. Урбанизация. Эволюция английской фермерской системы. Англия – мировой торговый и финансовый центр. Фритредерство. Образование двухуровневой банковской системы. Введение подоходного налогообложения. Формирование среднего класса, демократизация избирательной системы.

«Догоняющие» варианты индустриализации стран континентальной Европы. Общие черты, различие сроков, национальное своеобразие. Революционный путь Франции, реформистский - Германии. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.

США. Переселенческий капитализм. Иммиграционные потоки и формирование разнотипных макрорегионов. Особенности ПНК. Американская революция. Территориальная экспансия, либерализация аграрного законодательства, освоение западных земель. Промышленная революция на Северо-Востоке: иммиграционные факторы, внутренние ресурсы и потребности, собственные инновации, этапы. Столкновение интересов макрорегионов и Гражданская война. Победа принципов экономической свободы и протекционизм. Американская фермерская система. Послевоенный экономический бум. Грандиозные железнодорожные проекты. Модификационная модель индустриализации Запада, Реконструкция Юга.

Россия. Начальный этап промышленной революции: «точечная» индустриализация и крепостной базис. Радикальная перестройка экономического строя: «великие» преобразования второй половины Х1Х в. Аграрные реформы: создание условий для формирования рыночной экономики. Второй этап промышленной революции: мультипликационный эффект массового железнодорожного строительства. Начало финансовой, банковской реформ; либерализация таможенного тарифа. Импорт капитала: формы и сферы приложения.

Япония. Насильственная ликвидации самоизоляции. Патерналистский вариант становления и развития промышленного капитализма: модернизация без вестернизации.

Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце XIX – начале ХХ в. монополизация экономики .

Магистральные направления научно-технических инноваций второй технологической революции; экономические последствия. Образование монополий, финансовый капитал и олигархи. Международный аспект монополизации. Образование мирового хозяйства, глобальный уровень столкновения экономических и территориальных интересов, новая расстановка сил. Первая мировая война: варианты централизованного управления экономикой.

США. Мировое первенство в научно-технической, промышленной сферах, уровне монополизации. Внешнеэкономическая экспансия, территориальные приобретения. Антимонопольное законодательство, реформы «эры прогрессизма».

Объединенная Германия. Активная роль государства в экономике. Промышленный «прорыв». Милитаристский характер индустриализации, монополизации, организации финансового капитала. Имперские амбиции: колониальные захваты, программа «мировой политики».

Англия. Исчерпание преимуществ пионерной индустриализации. Колониальные приоритеты. Сегментарный характер научно-технологических инноваций, милитаризации, монополизации. Сохранение финансового лидерства.

Франция. Замедление темпов хозяйственного развития. «Бегство» капиталов из реального сектора экономики. Первенство страны по темпам концентрации банковского капитала. Экспорт ссудного капитала: приоритетные направления.

Россия. Рыночные реформы. Политика ускоренной индустриализации. Милитаристский аспект. Инвестиционные приоритеты. Российские синдикаты. Национальное предпринимательство. Иностранный капитал. Фазы и центры промышленного роста. Аграрные преобразования: зоны слабого восприятия, прогрессивные сдвиги. Модернизация системы рыночной инфраструктуры. Государственное хозяйство.

Япония. «Новая» экономическая политика. Приватизация и образование дзайбацу. Военное решение проблемы рынков.

Тема 7. Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах. Становление экономической системы государственного социализма в СССР.

Экономические последствия первой мировой войны. Образование двух полюсов в мировом хозяйстве. Версальская система. Изменения в соотношении сил в мировой капиталистической экономике. Период стабилизации. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: эпицентр; глубина экономических, социальных потрясений, обострение политической ситуации в ведущих капиталистических странах. Антикризисные мероприятия государства: макроэкономическое регулирование.

США. Либерально-реформистский вариант. Новаторский характер реформ правительства Ф.Д. Рузвельта. Прямое вмешательство государства в экономику: направления, границы. Сферы и методы косвенного регулирования. Организация системы социального обеспечения. Долгосрочные последствия реформ.

Германия. Тоталитарный вариант. Крах Веймарской республики, установление фашистской диктатуры. Всеобщая милитаризация, монополизация государством функций контроля и управления экономикой. Рост масштабов государственного хозяйства. Трудовая повинность, социальная политика правительства.

Англия. Политика «регулируемых денег». Программа «национальной экономии». Отмена золотого стандарта. Создание стерлингового блока. Протекционизм, контроль за внутренними ценами.

Франция. Попытка создания смешанной экономики: экономическая программа Народного фронта, начало ее реализации, свертывание.

Большевистская экономическая стратегия и тактика. «Красногвардейская атака на капитал». «Военный коммунизм». Перспективное планирование. Нэп: рыночная модель, ее кризис. Поиски вариантов регулируемого рынка. Отклонение альтернативных программ, свертывание нэпа. Сталинская модернизации СССР. Первые пятилетние планы: мифы и реальные социально-экономические достижения. Экономический потенциал страны накануне и в период второй мировой

Раздел III . ПОСТ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

Тема 8. Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации.

Экономические последствия второй мировой войны. Бреттон-Вудские соглашения. Организация международной финансовой системы под эгидой США. План Маршалла. Факторы экономической динамики в Западной Европе: феномен «наверстывания», этатизм, интеграционные процессы. Японское «экономическое чудо». Особенности неолиберальной модели в США. Восточный блок: модификации советской модели социализма. Усиление противостояния в мировом хозяйстве по линии Запад-Восток, «холодная война».

Научно-техническая революция: определяющие черты, основные этапы. Структурные кризисы середины 1970-х гг. Трансформация мирового хозяйства: переход на постиндустриальную стадию. Неоконсервативный «поворот». Англосаксонская модель: США, Англия. Социально-рыночная модель: Франция, Германия. Восточно-азиатская модель: Япония, ведущие страны Юго-Восточной Азии. Кризис социалистической системы: переходная экономика государств бывшего Восточного блока, Китая. Особенности хозяйственного развития новых индустриальных стран.

Новая ось противостояния в мировом хозяйстве: Север-ЮГ, два главных его локомотива - Единая Европа и США. Проблемы глобализации экономики.

Трансформация советской экономической системы. Послевоенная экономическая стратегия. Перенапряжение советского народного хозяйства. Экономические проекты периода «оттепели»: амбициозные цели, реальные результаты. Новации в социальной политике. Научно-технические достижения. Социалистическая экономическая интеграция. Нарастание кризисных явлений в экономике. Масштабная попытка усовершенствования социалистического хозяйства: реформа 1965-1967-х гг. Политический консерватизм и свертывание реформ. Кризис «развитого социализма»: деградация экономики. Подрыв советской тоталитарной системы во второй половине 1980-х гг. «Перестройка»: императивы стратегии ускорения социально-экономического развития страны. Усиление политической доминанты реформационного процесса. Попытки консервативной стабилизации. Политический кризис, распад СССР. Радикальная экономическая реформа в Российской федерации: цели, мероприятия, промежуточные результаты. Современная экономическая стратегия российского правительства.

Заключение.

Краткий итог изученного материала. Задачи на предстоящую аттестацию.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Философия

+

-

-

-

-

-

-

-

2.

Отечественная история

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Политология.

-

-

-

-

+

+

+

+

4.

Экономическая теория

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

История экономики

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3 Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лек-ции

Семи-нарские занятия

Самосто-ятельная работа

1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «история экономики».

4,5

0,5

-

4

Раздел I. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

2

Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.

8,5

0,5

-

8

3

Варианты развития феодальной экономики.

9,0

0,5

0,5

8

Раздел II. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

4

«Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала.

9,0

0,5

0,5

8

5

Становление индустриальной экономической системы.

9,0

0,5

0,5

8

6

Эволюция промышленного капитализма в конце Х1Х – начале ХХ в. монополизация экономики.

9,0

0,5

0,5

8

7

Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах. Становление экономической системы государственного социализма в СССР.

9,5

0,5

1,0

8

Раздел III. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

8

Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации.

9,5

0,5

1,0

8

Зачёт

4,0

Итого

72

4,0

4,0

60

№ п/п

Тематика

лекций

кол-во часов

Тема 1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «история экономики».

1. Предмет и основные этапы развития историко-экономической науки.

2. Подходы к периодизации истории экономики.

3. Функции истории экономики.

0,5

Тема 2

Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.

1. Неолитическая революция. Переход к воспроизводящему хозяйству.

2. Древнейшие Восточные цивилизации.

3. Средиземноморский регион: новые центры цивилизации. Античные государства: геополитические факторы и стратегия. Формирование протофеодального уклада.

0,5

Тема 3

Варианты развития феодальной экономики.

1. Западная Европа. Зарождение феодализма. Христианство. Классический вариант феодализма.

2. Россия. Особая роль геополитических факторов. Периодизация феодализма. Становление государственного хозяйства.

3. Япония. Предпосылки перехода от азиатского способа производства к феодализму.

0,5

Тема 4

«Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала.

1. Первоначальное накопление капитала. Социально-экономическая сущность. Методы; источники; периодизация.

2. Западная Европа. Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, малая промышленная революция.

3. Россия. Процессы ПНК и усиление феодально-государственного режима.

4. Япония. Специфика процессов ПНК в условиях самоизоляции, консервации феодального режима.

0,5

Тема 5

Становление индустриальной экономической системы.

1. Социально-экономическая сущность индустриальной системы, этапы эволюции.

2. Англия - предпосылки индустриального первенства. «Догоняющие» варианты индустриализации стран континентальной Европы. США переселенческий капитализм.

3. Россия. Начальный этап промышленной революции: «точечная» индустриализация и крепостной базис.

4. Япония. Патерналистский вариант становления и развития промышленного капитализма.

0,5

Тема 6

Эволюция промышленного капитализма в конце Х1Х – начале ХХ в. монополизация экономики.

1. Магистральные направления научно-технических инноваций второй технологической революции; экономические последствия.

2. Россия. Рыночные реформы. Политика ускоренной индустриализации. Государственное хозяйство.

3. Япония. «Новая» экономическая политика. Приватизация и образование дзайбацу. Военное решение проблемы рынков.

0,5

Тема 7

Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах. Становление экономической системы государственного социализма в СССР.

1. Экономические последствия первой мировой войны. Образование двух полюсов в мировом хозяйстве.

2. Большевистская экономическая стратегия и тактика. «Красногвардейская атака на капитал». «Военный коммунизм». Перспективное планирование. НЭП: рыночная модель, ее кризис. Поиски вариантов регулируемого рынка. Отклонение альтернативных программ, свертывание НЭПа.

3. Сталинская модернизации СССР. Первые пятилетние планы: мифы и реальные социально-экономические достижения. Экономический потенциал страны накануне и в период второй мировой

0,5

Тема 8

Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации.

1. Экономические последствия второй мировой войны.

2. Научно-техническая революция: определяющие черты, основные этапы.

3. Трансформация советской экономической системы.

4. Радикальная экономическая реформа в Российской федерации: цели, мероприятия, промежуточные результаты. Современная экономическая стратегия российского правительства.

0,5

Итого

4

6. Лабораторный практикум - не предусмотрен

7. Семинарские занятия

№ п/п

Тематика

семинарских занятий

кол-во часов

Тема 3

Варианты развития феодальной экономики.

1. Западная Европа. Зарождение феодализма. Христианство. Классический вариант феодализма.

2. Россия. Особая роль геополитических факторов. Становление государственного хозяйства.

3. Япония. Предпосылки перехода от азиатского способа производства к феодализму.

0,5

Тема 4

«Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала.

1. Первоначальное накопление капитала. Социально-экономическая сущность. Методы; источники; периодизация.

2. Западная Европа. Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, малая промышленная революция.

3. Россия. Процессы ПНК и усиление феодально-государственного режима.

4. Япония. Специфика процессов ПНК в условиях самоизоляции, консервации феодального режима.

0,5

Тема 5

Становление индустриальной экономической системы.

1. Социально-экономическая сущность индустриальной системы, этапы эволюции.

2. Англия - предпосылки индустриального первенства. «Догоняющие» варианты индустриализации стран континентальной Европы. США переселенческий капитализм.

3. Россия. Начальный этап промышленной революции: «точечная» индустриализация и крепостной базис.

4. Япония. Патерналистский вариант становления и развития промышленного капитализма.

0,5

Тема 6

Эволюция промышленного капитализма в конце Х I Х – начале ХХ в. монополизация экономики.

1. Магистральные направления научно-технических инноваций второй технологической революции.

2. Россия. Рыночные реформы. Политика ускоренной индустриализации.

3. Япония. «Новая» экономическая политика. Приватизация и образование дзайбацу.

0,5

Тема 7

Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах. Становление экономической системы государственного социализма в СССР.

1. Экономические последствия первой мировой войны.

2. Большевистская экономическая стратегия и тактика. «Военный коммунизм». НЭП: рыночная модель, ее кризис.

3. Сталинская модернизации СССР. Экономический потенциал страны накануне и в период второй мировой войны.

1,0

Тема 8

Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации.

1. Экономические последствия второй мировой войны.

2. Научно-техническая революция: определяющие черты, основные этапы.

3. Трансформация советской экономической системы.

4. Радикальная экономическая реформа в Российской федерации: цели, мероприятия, промежуточные результаты. Современная экономическая стратегия российского правительства.

1,0

Итого

4

Самостоятельное изучение разделов (тем)

№ п/п

наименование раздела (темы)

кол-во

часов

1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «история экономики».

4

2

Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.

8

3

Варианты развития феодальной экономики.

8

4

«Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала.

8

5

Становление индустриальной экономической системы.

8

6

Эволюция промышленного капитализма в конце ХIХ – начале ХХ в. монополизация экономики.

8

7

Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах. Становление экономической системы государственного социализма в СССР.

8

8

Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации.

8

Итого

60

8. Методические указания к контрольным работам

8.1. Общие требования к написанию контрольной работы.

Контрольная работа включает:

1) теоретические вопросы по дисциплине (соответствуют вопросам для подготовки к зачету – с.107-110 );

2) аналитические задания (с.21-104);

3) тестовые вопросы (с.21-104).

На титульном листе работы указывается шифр, наименование учебного заведения, факультета, кафедры, а также фамилия и инициалы студента. На первой странице формулируются вопросы контрольной работы, после чего раскрывается их содержание. Изложение теоретических вопросов должно быть самостоятельным, аргументированным, доказательным. Приводя цитаты и статистические материалы, следует делать сноски.

Аналитические задания выполняются после предварительного изучения кратких аннотаций по исследуемым темам, распределённым по вариантом (с.31-141). Задания часто содержат готовые варианты ответов, однако в отличие от тестовых, ответы на аналитические вопросы требуют развёрнутого обоснования позиции студента по рассматриваемой проблеме.

После изложения ответов на аналитические задания коротко даются ответы на тестовые вопросы (с.31-141) с указанием букв корректных ответов.

Работа может быть представлена по почте, лично, а также по электронной почте econom.stgma.ru. Общий объем работы – 10-12 печатных листов.

Список литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями (автор, название, издательство, год, количество страниц) и включает все использованные источники.

8.2. Рекомендации по подготовке к выполнению контрольной работы и примерный календарный план.

После выбора темы предстоит составление примерной библиографии, т.е. списка литературы, которая должна быть изучена и использована при написании контрольной работы. Студентам следует обратиться к соответствующим темам лекций, рекомендуемой литературе: учебной, монографической, статьям из научных журналов.

При выполнении контрольных работ следует использовать статьи из следующих журналов: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы управления здравоохранением», «Экономика здравоохранения», «Здравоохранение Российской Федерации» и др.

Важной составной частью работы является подбор, изучение и анализ фактического материала с указанием литературных источников.

После изучения литературы, сбора и обработки фактических данных составляется конкретный план работы, включающий 3 наиболее важных аспекта вопроса контрольной работы, а также введение, заключение, список использованной литературы.

Оформление списка использованной литературы должно осуществляться в соответствии с требованиями, например:

1. Иохин, В.Я., Экономическая теория / В.Я.Иохин – М.: Экономист, 2005.

2. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепу- рина М.Н., проф. Киселёвой Е.А., Киров, «АСА», 2006.

Контрольная работа по дисциплине «История экономики» представляется согласно графику, утвержденному деканатом факультета гуманитарного и социально-биологического образования.

Студенты, выполнившие контрольные в соответствии с требованиями, допускаются к ее защите. Во время защиты студент должен иметь при себе работу с рецензией. Он должен ответить на вопросы преподавателя по содержанию работы и учесть замечания, полученные при рецензировании. Только по устранению замечаний и прохождению собеседования зачитывается. При положительной рецензии, характеризующей глубокое содержание вопросов, и достаточном количестве литературы контрольная работа может быть зачтена без защиты.

Номера вопросов и тестовых заданий контрольной работы.

Пред-послед-няя цифра

Последняя цифра в номере

зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1; 1.2.1;

1.3.1-1.3.5

2;

2.2.1;

2.3.1-2.3.5

3;

3.2.1;

3.3.1-3.3.5

4;

4.2.1;

4.3.1-4.3.5

5;

5.2.1;

5.3.1-5.3.5

6;

6.2.1;

6.3.1-6.3.5

7;

4.2.21;

1.3.21-1.3.25

8;

2.2.11;

2.3.21-2.3.25

9;

3.2.11;

3.3.6-3.3.10

10;

4.2.11;

4.3.1-4.3.5

1

11;

1.2.2;

1.3.6-1.3.10

12;

2.2.2;

2.3.6-2.3.10

13;

3.2.2;

3.3.6-3.3.10

14;

4.2.2;

4.3.6-4.3.10

15;

5.2.2;

5.3.6-5.3.10

16;

6.2.2;

6.3.6-6.3.10

17;

4.2.22;

1.3.25-1.3.30;

18;

2.2.12;

2.3.26-2.3.30

19;

3.2.1;

3.3.11-3.3.15

20;

4.2.12;

4.3.6-4.3.10

2

21;

1.2.3;

1.3.11-1.3.15

22;

2.2.3;

2.3.11-2.3.15

23;

3.2.3;

3.3.11-

3.3.15

24;

4.2.3;

4.3.11-4.3.15

25;

5.2.3;

5.3.11-5.3.15

26;

6.2.3;

6.3.11-6.3.15

27; 4.2.23;

1.3.1-1.3.5

28;

2.2.1;

2.3.1-2.3.5

29;

3.2.2;

3.3.1-3.3.5

30;

4.2.13;

4.3.11-4.3.15

3

31;

1.2.4;

1.3.16-1.3.20

32;

2.2.4;

2.3.16-2.3.20

33;

3.2.4;

3.3.2-3.3.6

34;

4.2.4;

4.3.16-4.3.20

35;

5.2.4;

5.3.1-5.3.5

36;

6.2.4;

6.3.16-6.3.20

37;

4.2.24;

1.3.6-1.3.10

38;

2.2.2;

2.3.6-2.3.10

39;

3.2.3;

3.3.6-

3.3.10

40;

4.2.14;

4.3.16-4.3.20

4

41;

1.2.5;

1.3.21-1.3.25

42;

2.2.5;

2.3.21-2.3.25

43;

3.2.5;

3.3.7-3.3.11

44;

4.2.5;

4.3.21-4.3.25

45;

5.2.5;

5.3.6-5.3.10

46;

6.2.5;

6.3.1-6.3.5

47;

4.2.25;

1.3.11-1.3.15

48;

2.2.3;

2.3.11-2.3.15

49;

3.2.4;

3.3.11-3.3.16

50;

4.2.15;

4.3.21-4.3.25

5

51;

1.2.6;

1.3.26-1.3.30

52;

2.2.6;

2.3.26-2.3.30

53;

3.2.6;

3.3.12-3.3.16

54;

4.2.6;

4.3.26-4.3.30

55;

5.2.6;

5.3.11-5.3.15

56;

6.2.6;

6.3.6-6.3.10

57;

4.2.26;

1.3.16-1.3.20

58;

2.2.4;

2.3.16-2.3.20

59;

3.2.5;

3.3.1-3.3.5

60;

4.2.16;

4.3.26-4.3.30

6

61;

1.2.7;

1.3.1-1.3.5

62;

2.2.7;

2.3.1-2.3.5

63;

3.2.7;

3.3.1-3.3.5

64;

4.2.7;

4.3.31-4.3.35

65;

5.2.7;

5.3.1-5.3.5

66;

6.2.1;

6.3.11-6.3.15

67;

4.2.27;

1.3.21-1.3.25

68;

2.2.5;

2.3.21-2.3.25

69;

3.2.6;

3.3.6-3.3.10

70;

4.2.17;

4.3.31-4.3.35

7

71;

1.2.8;

1.3.6-1.3.10

72;

2.2.8;

2.3.6-2.3.10

73;

3.2.8;

3.3.6-3.3.10

74;

4.2.8;

4.3.35-4.3.39

75;

5.2.8;

5.3.6-5.3.10

76;

6.2.2;

6.3.16-6.3.20

77;

1.2.6;

1.3.26-1.3.30

78;

2.2.6;

2.3.26-2.3.30

79;

3.2.7;

3.3.11-3.3.15

80;

4.2.18;

4.3.35-4.3.39

8

81;

1.2.9;

1.3.11-1.3.15

82;

2.2.9;

2.3.11-2.3.15

83;

3.2.9;

3.3.11-3.3.15

84;

4.2.9;

4.3.1-4.3.5

85;

5.2.9;

5.3.11-5.3.15

86;

6.2.3;

6.3.1-6.3.5

87;

1.2.7;

1.3.1-1.3.5

88;

2.2.7;

2.3.1-2.3.5

89;

3.2.8;

3.3.1-3.3.5

90;

4.2.19;

4.3.1-4.3.5

9

91;

1.2.10;

1.3.16-1.3.20

92;

2.2.10;

2.3.16-2.3.20

93;

3.2.10;

3.3.1-3.3.5

94;

4.2.10;

4.3.6-4.3.10

1;

5.2.10;

5.3.1-5.3.6

2;

6.2.4;

6.3.6-6.3.10

3;

1.2.8;

1.3.6-1.3.10

4;

2.2.8;

2.3.6-2.3.10

5;

3.2.9;

3.3.6-3.3.10

6;

4.2.20;

4.3.6-4.3.10

8.3. Тематика контрольных работ

Вариант 1.

1.1. Теоретический вопрос :«Генезис рыночных отношений в древнейших очагах цивилизации на востоке. Роль Древней Греции и Древнего Рима в зарождении европейской цивилизации»

ЦЕЛЬ – сформировать системные представления о предмете, задачах курса и основных его проблемах в начале генезиса в древнейших очагах цивилизации.

СТУДЕНТ должен:

  1. Знать периодизацию эпохи древнего мира, особенности экономики в древнейших очагах цивилизации на Востоке, генезис отношений в Древней Греции, Древнем мире, а так же предмет изучения и его задачи.
  2. Уметь находить особенности экономической жизни в очагах цивилизации.
  3. Приобрести навыки оперирования терминами данной темы.

Краткая аннотация.

Существует несколько определений предмета «История экономики» (ИЭ) - это:

1. Предметом ИЭ является изучение хозяйственной деятельности народов разных стран, развитие их производительных сил и производственных отношений, смены способов производства.

2. Предметом ИЭ является динамика изменения экономических условий существования общества и закономерности этих изменений.

3. Предметом изучения ИЭ является исторический анализ хозяйства разных стран (или их групп) и генезиса рыночной экономики в них.

Задачей изучения ИЭ является обобщение совокупного социально-экономического опыта человеческой цивилизации, в том числе связанного с зарождением и развитием рыночных отношений с целью успешного использования этого опыта в практической деятельности по развитию рыночной экономики в России на современном этапе.

Функции ИЭ:

1) аккумулирующая, 2) подготовительная (пропедевтическая), 3) мировоззренческая, 4) формирования экономического мышления, 5) методологическая.

Историко-экономические методы исследования: традиционный, новейшие, специфические.

Традиционные методы:

1) исторический или историко-генетический,

2) системно-структурный,

3) историко-сравнительный,

4) историко-психологический,

5) статистический.

Специфические методы:

1) хронологический,

2) синхронный,

3) дихторный (периодизационный),

4) исторического моделирования.

Новейшие методы:

1) количественные или математические,

2) социологические и социально-психологические.

Принципы ИЭ:

1) объективность источников,

2) материалистическое понимание,

3) ценностная ориентация,

4) групповой подход.

Формация – это социально-экономическая система хозяйства и общества. Согласно марксизму предполагалось развитие от первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического строя к коммунистическому, когда социализм выступал в форме первой фазы коммунизма.

Цивилизация – специфическое, своеобразное развитие в комплексе характеристик материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определённом историческом этапе. Непременным атрибутом цивилизации является наличие государственности и письменности.

Возраст планеты Земля геологи, археологи и палеонтологи определяют в 2,5 млрд. лет. Долгое время считалось, что находки в пещере Чжо-укоу-дянь (вблизи Пекина) самые древние – около 500 тыс. лет назад, но сегодня известны находки присутствия человека в 1млн. 400 тыс. лет назад в местечке Чесованья в Кении. Несмотря на эту находку, в науке до сих пор существует следующая хронология: палеолит , древний каменный век, мезолит – средний каменный век, неолит – новый каменный век. А первыми людьми считаются неандертальцы и их «кузены» - кроманьонцы , которые по своим данным уже напоминают «человека разумного». Но подлинно «человеком разумным » стал средиземноморский тип человека. Именно эти люди в процессе аграрной неолитической революции создали производящий тип хозяйства, то есть на основе разделения труда перешли к земледелию, скотоводству, камнерезному и косторезному мастерству, использованию дерева и примитивной меновой торговле.

Таким образом, хозяйственная деятельность человека началась около 10-12 тыс. лет назад.

Признаки первобытнообщинного строя:

1) низкий уровень развития – присваивающее хозяйство,

2) коллективное присвоение,

3) уравнительное распределение и социальное равенство,

4) низкий темп развития,

5) отсутствие частной собственности и государства.

Периоды в развитии этого хозяйства:

1) жизнь первобытнообщинного стада,

2) родовая община – ранняя и поздняя,

3) патриархальная семья, или семейная община,

4) территориальная, или соседская община с различными определениями: традиционная, скотоводческая, кочевая, земледельческая, античная, германская, русская.

Доместикация – процесс окультуривания растений и одомашнивания животных.

Первые очаги цивилизации появились на Земле лишь в 1У тыс. до н.э. С этого времени начинается эпоха Древнего мира. Становление государственности происходило следующим образом:

Род -------->Племя ---------->Союз племён ----------->Протогосударство ---------->Государство (город- государство).

Основные социальные группы населения Вавилонии, согласно законам Хаммурапи (таблица):

Социальные группы

Правовая сущность

Авилумы

Полноправные вавилоняне

Мушкеннумы

Ограниченные в правах жители

Рабы

Представители низшего слоя, но с правом на семью и хозяйство

Древние государства Востока.

Египетская империя

3200 – 525 гг. до н. э.

Вавилонская империя

Около 3000 – 538 гг. до н. э.

Ассирийская империя

3000 – 605 гг. до н. э.

Финикийская империя

Конец Ш тыс. – 322 г. до н.э.

Китайская империя

1765 г. до н. э. – 220 г. н. э. (хронология империи 5 династий до 2000 г. до н. э. науке не известна)

Империя древней Индии

ХУШ в. до н. э. – 425 г. н. э.

Израильское и Иудейское княжества

1400 – 586 гг. до н. э.

Кастово-варновый строй Индии. Четыре замкнутых слоя (касты) в обществе:

1) брахманы – жрецы и учителя,

2) кшатрии – правители и воины,

3) вайшьи – земледельцы и ремесленники,

4) неарийцы (неприкасаемые, шудры) – рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники.

Шрени – ремесленные корпорации Древней Индии.

Древняя Греция не была колонией Рима, многие достижения греков в социально-экономическом, социально-политическом и правовом отношении были восприняты и внедрены правителями Древней Римской империи. Поэтому историю Древней Греции можно рассматривать во временном протяжении до падения Рима в 467 году.

Отличительные черты античного способа производства Древней Греции и Древнего Рима (таблица):

Отличия

Древняя Греция

Древний Рим

1. Использование труда рабов.

В мастерских и в горной промышленности. Сдача земли рабам в аренду и перевод на оброк.

Разделение рабов на две группы: городская фамилия и сельская фамилия. Первая группа – челядь, прислуга. Незначительная часть использовалась в мастерских и на строительных работах.

2. Развитие ремесла

Значительное. Мастерские всех размеров, рабский труд применяется во всех. Ориентировка на внешний рынок (морская торговля)

Слабое развитие. Ориентация на внутренний рынок. Доля рабов среди ремесленников в Риме -6%, в провинциях – 2%.

3.Развитие торговли и купеческого капитала

Значительное, особенно во внешней торговле.

Слабое развитие.

4. Развитие ростовщического капитала

Слабое, по сравнению с купеческим капиталом.

Значительное развитие. Основные формы – откупы, ломбард, меняльные конторы, банки.

5. отношения на государственной основе.

Два типа полисов: сельскохозяйственный (Спарта), торгово-ремесленный (Афины, Сиракузы, Милеет). Оброк 1/6 урожая. За земельным наделом закреплялось несколько семей крестьян-илотов, которые были бесправными.

Распространение колоната с запретом уходить с земли. Распространение патроната – вечно наследственного арендатора земли с уплатой фиксированной ренты.

Трапезы – меняльные лавки.

Эргастерии – ремесленные мастерские с простой кооперацией труда и элементами сложной кооперации (прообраз мануфактур).

Денежные единицы (монеты - из Рима) – драхмы, оболы, сестерции, денарии (10 ассов), золотой аурес, медный асс.

1.2. Аналитические вопросы.

1.2.1 . В приведенной ниже таблице поставьте отметку против фамилии известных учёных, которые разрабатывали или формационную, или цивилизационную теорию развития.

Фамилия

Формационная теория

Цивилизационная теория

Фурье Шарль

Маркс Карл, Энгельс Фридрих

Конт Огюст

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29   ..