Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23   ..

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей. Содержание

Учебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей. Содержание

ББК 74.202.5

Рекомендовано к изданию учёным советом НСИ (протокол № от )

Научный редактор:

Рецензенты:

Алексеева Е.В., Гомзова В.В., Климова Н.А.

Виды учебной и научно-исследовательской деятельности студентов кафедры социологии, экономики, менеджмента: Учебно-методическое пособие,- Новосибирск: НСИ, 2009.

В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы, связанные с методологией научного исследования. Уделяется внимание методическим вопросам поэтапного проектирования исследовательской работы студентов (, выпускная квалификационная работа).

В пособии определены требования к оформлению научно- исследовательских и учебных работ, порядок их защиты, рецензирование и критерии оценивания.

Учебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ .. 2

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

1. КОНСПЕКТ. 5

2. ДОКЛАД.. 5

2.1 Этапы работы над докладом.. 5

2.2 Структура доклада. 5

2.3 Требования к оформлению доклада. 5

2.4 Содержание выступления по докладу. 6

2.5 Критерии оценки доклада. 6

3. .. 6

3.1 Этапы подготовки и выполнения контрольной работы.. 6

3.2 Критерии оценки контрольной работы.. 7

4. . 7

4.1 Этапы работы над ом. 7

4.2 Примерная структура а. 7

4.3 Порядок защиты а. 8

4.4 Критерии оценки а. 8

5. .. 9

5.1 Основные этапы выполнения курсовой работы.. 9

5.2 Выбор темы курсовой работы.. 10

5.3 Сбор, анализ и обобщение материала. 10

5.4 Структура и содержание курсовой работы.. 11

5.5 Критерии оценки курсовой работы.. 15

6. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.. 15

6.1. Требования к выпускной квалификационной работе. 17

6.2. Этапы и сроки выполнения ВКР. 17

6.2.1 Последовательность выполнения работ по дипломному проектированию.. 17

6.2.2 Характеристика предварительного этапа. 18

6.2.3 Характеристика этапа преддипломной практики. 18

6.2.4 Характеристика основного этапа. 19

6.2.5 Характеристика заключительного этапа дипломного проектирования. 20

6.2.6 Контроль дипломного проектирования. 22

6.3. Структурные элементы выпускной квалификационной работы.. 23

6.3.1 Основные элементы выпускной квалификационной работы.. 23

6.3.2 Требования к элементам выпускной квалификационной работы.. 24

6.4 Информационное обеспечение. 25

7. Требования к оформлению научных работ. 26

7.1. Оформление титульного листа. 26

7.2. Оформление основного текста. 26

7.2.1 Оформления текста. 26

7.2.2 Нумерация страниц. 27

7.2.3 Выделение заголовков, разделов и подразделов и их размещение. 27

7.2.4 Оформление иллюстраций. 28

7.2.5 Оформление таблиц. 30

7.2.6 Оформление примечаний и сносок. 31

7.2.7 Оформление формул и уравнений. 32

7.2.8 Оформление приложения. 32

7.2.9 Оформление определений, обозначений и сокращений. 33

7.2.10 Правила цитирования. 34

8. Оформление списка использованных источников.. 35

8.1 Примеры библиографического описания. 35

9 Языковое клише научного стиля, используемое при выполнении всех видов научно-исследовательских работ.. 40

Приложение А. Образец оформления титульного листа доклада. 42

Приложение Б. Образец оформления титульного листа а. 43

Приложение В. Образец оформления содержания а. 44

Приложение Г. Образец оформления введения для а. 45

Приложение Д. Образец оформления введения для а. 46

Приложение Е. Образец оформления титульного листа курсовой работы.. 47

Приложение Ж. Образец оформления содержания курсовой работы.. 48

Приложение И. Образец оформления введения для курсовой работы.. 49

Приложение К. Образец оформления заключения для курсовой работы.. 51

Приложение Л. Образец индивидуального плана преддипломной практики. 53

Приложение М. Образец задания на ВКР. 54

Приложение Н. Образец отзыва руководителя на ВКР (дипломную работу) 56

Приложение П. Образец рецензии на ВКР (дипломную работу) 57

Приложение Р. Образец оформления титульного листа раздаточного материала членам ГАК 58

Приложение С. Образец оформления титульного листа ВКР. 59

Приложение Т. Образец оформления содержания ВКР. 60

Приложение У. Образец оформления введения для ВКР. 61

Приложение Ф. Образец оформления заключения для ВКР. 63


ПРЕДИСЛОВИЕ

Опыт написания научно-исследовательских работ студентами НСИ показывает, что основные затруднения в данной учебной деятельности связаны со следующими проблемами.

1. Незнание различий между ом и курсовой работой, между курсовой и выпускной квалификационной работой, между выпускной квалификационной работой и дипломной работой.

2. Выбор проблематики исследования и формулирование его темы.

3. Подбор и использование библиографии.

4. Определение актуальности, новизны, практической значимости исследования.

5. Затруднение в грамотном формулировании гипотезы.

6. Планирование и распределение времени написания исследовательской работы.

7. Незнание или неумение пользоваться методологией исследования.

8. Трудность в планировании, проведении и описании исследования.

9. Затруднения в оформлении приложения (сводные таблицы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.).

10. Неумение пользоваться научным языком.

Данное учебно-методическое пособие помогает решить указанные проблемы в организации и оформлении научного исследования в соответствии с требования, предъявляемым к научно-исследовательским работам.

Предлагаемое пособие содержит определения, рекомендации к написанию и оформлению основных видов самостоятельных и научно-исследовательских работ, выполняемых студентами кафедры социологии, экономики, менеджмента НСИ (далее кафедры СЭМ): доклад, , , , выпускная квалификационная работа, .

Пособие рекомендовано для студентов 1-5 курсов. В работе учтена специфика очного и заочного обучения.

1. КОНСПЕКТ

Конспекты источников бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.

1. Плановый конспект - конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2. Свободный конспект - конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3. Текстуальный конспект - конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

4. Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

2. ДОКЛАД

Первое, с чем приходится сталкиваться студенту в процессе обучения - это подготовка доклада.

Доклад - это вид самостоятельной работы, используемый в учебных и не учебных занятиях, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяющий познавательные интересы студентов, формирующий способность сопоставлять точки зрения и критически мыслить.

Доклад является самостоятельной учебно-исследовательской работой студента, на тему, предложенную преподавателем. Возможен самостоятельный выбор темы студентом на интересующую его проблему, при этом она должна затрагивать проблематику изучаемого курса и быть согласованной с преподавателем.

Доклад на 1 курсе выполняется под руководством преподавателя, который помогает выбрать необходимую литературу и структурировать текст доклада, позднее - данный вид работы носит самостоятельный характер.

Объем доклада составляет 3-6 страниц.

2.1 Этапы работы над докладом

1. Выбор или формулирование темы.

2. Подбор и изучение основных источников (как правило, при разработке доклада используется не менее четырех источников).

3. Обработка и систематизация информации.

4. Разработка плана доклада.

5. Написание доклада.

6. Определение выводов.

7. Обсуждение доклада с преподавателем.

8. Публичное выступление по изученной теме и её обсуждение в аудитории. Выступление с докладом не должно превышать десяти минут.

9. Анализ и рефлексия проделанной работы. Определение возможных перспектив дальнейшей работы над темой.

2.2 Структура доклада

1. Титульный лист (см. Приложение А).

2. Развернутый план, на основе которого делается выступление.

3. Основной текст, разбитый на абзацы, а при необходимости на параграфы.

4. Список использованных источников .

2.3 Требования к оформлению доклада

1. Объем доклада может колебаться от трех до шести печатных страниц, все приложения к работе не входят в её объём. Правила оформления текста представлены в разделе 7 данных методических рекомендаций.

2. Доклад должен быть выполнен последовательно с сохранением логики изложения, научным языком.

3. В тексте доклада должны иметься ссылки на используемые источники . Ссылки на источники и правила оформления списка используемых источников представлены в разделе 8 данных методических рекомендаций.

2.4 Содержание выступления по докладу

1. Обращение к аудитории. Например: «Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется доклад на тему....».

2. Основные тезисы доклада с примерами и пояснениями.

3. Обращение к аудитории с просьбой задавать вопросы (перед ответом на вопрос докладчик должен поблагодарить спрашивающего).

4. Заключительное обращение к аудитории с благодарностью за внимание и вопросы.

2.5 Критерии оценки доклада

1. Соответствие содержания теме доклада.

2. Глубина проработки материала.

3. Последовательность изложения.

4. Ответы на вопросы аудитории.

5. Соответствие оформления доклада требованиям.

3.

Контрольная работа - одна из форм проверки усвоенных знаний, получение информации о характере познавательной деятельности студента в рамках изученной темы, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Различают контрольные: аудиторные, домашние, текущие, экзаменационные, письменные, практические, фронтальные, индивидуальные.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является её большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависит от содержания и специфики изучаемой дисциплины, уровня общего развития студентов. Важно, чтобы система заданий письменных контрольных работ выявляла как знания студентов по определенной теме (разделу, курсу), так и понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерности, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме. Из выше сказанного следует, что - это своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки. На кафедре СЭМ домашние контрольные работы часто используются при заочной и очно-заочной форме обучения, где учебным планом предусмотрено определённое их количество и сроки выполнения.

3.1 Этапы подготовки и выполнения контрольной работы

1. Изучение литературы по заданию.

2. Систематизация изученного материала, уточнение цитат и выписок из литературы.

3. Написание контрольной работы.

4. На последнем этапе "шлифуется" в соответствии с намеченными вопросами, раскрывается основное содержание проблемы, задания, теоретические сведения подкрепляются примерами.

Контрольная работа имеет титульный лист, план, перечень вопросов, заданий, ответы и примеры студентов, библиографический список.

Ответ на один вопрос контрольной работы не должен превышать двух печатных листов.

3.2 Критерии оценки контрольной работы

1. Самостоятельность выполнения работы.

2. Систематизация и анализ изученной литературы.

3. Креативный подход при составлении примеров.

4. Работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, допущены принципиальные ошибки, а также при условии механически переписанного материала из учебников или другой литературы.

4.

(от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по определенной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, излагает различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание а должно быть логичным; изложение материала должно носить проблемно-тематический характер, тематика ов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Тема реферата может выбираться студентом самостоятельно, но с согласия преподавателя, либо выбираться из списка, предоставленного преподавателем.

должен продемонстрировать приобретенные студентом навыки логически связанного изложения управленческих (экономических, социологических) проблем, знание источников, умение оперировать категориальным аппаратом изучаемой специальности. В процессе работы студент должен проявить свои индивидуальные способности к творчеству, показать умение разбираться в управленческих (экономических, социальных) вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме, делать самостоятельные выводы. Объем а составляет 15-25 страниц.

4.1 Этапы работы над ом

1. Формулирование темы. Она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке а используется, не менее 10 различных источников).

3. Обработка и систематизация информации.

4. Разработка плана а.

5. Составление библиографии.

6. Написание а.

7. Консультация с преподавателем, анализ получившейся работы, её дальнейшее совершенствование, подготовка защиты а.

8. Публичное выступление с результатами исследования, защита а, ответы на вопросы преподавателя и аудитории.

9. Анализ и рефлексия проделанной работы. Определение возможных перспектив дальнейшей работы над темой.

4.2 Примерная структура а

Титульный лист (см. Приложение Б).

Содержание (см. Приложение В).

Введение. Во введении кратко излагаются: актуальность темы, оценка степени разработанности темы. Необходимо сформулировать цель и конкретные задачи работы (см. Приложение Г).

Основная часть (должна содержать не менее двух - трех параграфов, которые, в свою очередь, могут быть разделены на пункты и подпункты, каждый параграф, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы, диаграммы).

Основная часть а должна представлять собой изложение проблемы, заявленной в названии, анализ и обобщение литературы, которую студенту удалось предварительно изучить, по возможности, изложение точек зрения на проблему разных исследователей и позиции самого студента. Осуществляя реконструкцию концепции конкретного ученого, необходимо, прежде всего, опираться на первоисточники, то есть на написанные этим автором труды. Основной текст следует разбивать на рубрики, параграфы, после которых должен быть вывод по его содержанию (если необходимо, то возможно сделать несколько пунктов в выводе; объем вывода не должен превышать более трети страницы).

Заключение . В заключении студент обобщает изложенное. Заключение должно содержать в сжатом виде, тезисно, без аргументации, концепцию работы, выводы и обобщения, результаты исследования, по возможности, практические рекомендации, перспективы дальнейшего изучения проблемы (см. Приложение Д).

Список использованных источников. Библиографический список должен включать фундаментальные работы по теме и последние публикации (если таковые имеются). Правила оформления данного раздела рассмотрены в разделе 8 данных методических рекомендаций.

Следует помнить, что перечисление нескольких учебников и статей из популярных журналов не является научным библиографическим списком. Для изучения информации по изучаемой теме, посещение библиотек - обязательно! (ВУЗ, НГОНБ, ГПНТБ).

Приложение. Если есть важные схемы, графики, иллюстрации и т.д., то их целесообразно включать в приложение после библиографического списка, но возможно их включение в основной текст а.

является самостоятельной работой одного студента. Работы в соавторстве нескольких студентов к рассмотрению не принимаются. Работы, заимствованные из системы Internet, не оцениваются.

При затруднениях в написании а студент может проконсультироваться с преподавателями кафедры СЭМ.

К защите а необходимо подготовить текст защиты и ответы на возникшие у преподавателя вопросы. Форма защиты а идентична представлению доклада.

4.3 Порядок защиты а

ы могут быть представлены и защищены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

1. На защиту должен быть представлен сам и текст его защиты в печатном виде (без наличия текста а защита невозможна).

2. Автор а зачитывает основные положения своей работы, которые должны отражать актуальность выбранной темы, ссылки на первоисточники, основные выводы и перспективы исследования. Время выступления семь - восемь минут.

3. Автор а отвечает на вопросы преподавателя и коллег.

4.4 Критерии оценки а

проверяется преподавателем, защищается студентом и оценивается по следующим критериям.

1. Актуальность темы исследования.

2. Соответствие содержания теме.

3. Глубина проработки материала.

4. Правильность и полнота использования источников.

5. Соответствие оформления а требованиям и стандартам.

6. Последовательность и содержательность выступления, качество ответов на вопросы аудитории.

5.

Письменная - самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Письменные курсовые работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Кроме того, письменные курсовые работы позволяют осуществить контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами и зачетами, подготовленность будущего специалиста. Объем курсовой работы составляет 25-35 страниц.

Выполнение письменных курсовых работ регламентируется учебными планами по каждому направлению подготовки. В учебном плане указывается наименование дисциплины, по которой запланировано выполнение курсовой работы, семестр и вид отчетности (защита). Курсовые работы являются, так же как экзамены и зачеты, одним из видов текущей аттестации. На выполнение курсовой работы отводится 17 недель. Письменные курсовые работы являются обязательным видом учебных занятий и выполняются студентами по месту обучения.

Тематика курсовых работ утверждается на учебно- методическом заседании кафедры. Студент имеет право ознакомиться со списком утвержденных тем и выбрать тему в соответствии со своими научными интересами, а также может предложить свою тему, если её утвердит научный руководитель. Курсовые работы являются обязательным этапом, предшествующим написанию и защите выпускной квалификационной работы. Курсовые работы должны отвечать квалификационным требованиям по содержанию и оформлению. Каждый студент выбирает преподавателя, который будет выполнять функции его научного руководителя.

Студент лично отвечает за качество и оформление курсовой работы. Для качественного написания работы студент обязан консультироваться со своим научным руководителем, представлять ему отчет о выполненных заданиях и проделанной работе раз в две недели.

5.1 Основные этапы выполнения курсовой работы

  1. Выбор темы, согласование ее с руководителем, оформление задания.
  2. Составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы.
  3. Формирование структуры работы.
  4. Подбор литературы по выбранной проблеме.
  5. Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме, работа с первоисточниками.
  6. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.
  7. Изложение курсовой работы и представление ее руководителю в черновом варианте.
  8. Доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя.
  9. Оформление курсовой работы, библиографического списка использованных источников, приложений и получение допуска к защите.
  10. Защита курсовой работы.

5.2 Выбор темы курсовой работы

Выбор темы предполагает полную самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Предполагается, что изучаемая тема является актуальной в современной научной парадигме.

Студент, как правило, выбирает тему курсовой работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.

К четвертому семестру студент психологически и теоретически готов к написанию первого научного исследования. Уже на 1-м курсе студенты знакомятся со структурой учебного плана по направлению, где определены дисциплины, по которым предусмотрено написание курсовых работ. Идеи для выбора темы могут возникнуть из докладов и выступлений на семинарах, по результатам проведения учебной практики и т.д.

Опыт НСИ показал, что наибольшую трудность вызывает выполнение первой курсовой работы. Поэтому на младших курсах рекомендуется выбирать конкретные темы, так как это даст возможность глубже вникнуть в проблематику курсовой работы, избежать поверхностности, описательного характера излагаемого материала. Соразмерность цели обеспечит студенту интерес к выполняемой работе. Возможно, что первая будет представлять собой подробное теоретическое (ивное) исследование.

Рационально первоначально выбранную тему курсового исследования развивать в последующих работах. Логическим завершением развития выбранной темы может стать выпускная квалификационная работа.

5.3 Сбор, анализ и обобщение материала

С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом научной литературы и периодических изданий.

Сбор литературы по теме исследования (учебников, первоисточников, монографий, периодики и справочной литературы) начинается с подготовки библиографического списка.

Источниками для формирования библиографического списка могут быть: список обязательной и дополнительной литературы по изучаемым учебным дисциплинам; библиографические списки в учебниках и монографиях; предметные каталоги библиотек, сайты и библиотеки системы Интернет; рекомендации преподавателей.

Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. Источники должны быть выпущены не ранее, чем за 5 лет до даты написания работы[1] . В курсовой работе этот список должен содержать 15-20 наименований (без учета справочной и художественной литературы).

Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы. Тогда делают выписки, которые следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата.

В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура курсового исследования, его содержание и объем работы.

Хотя структура курсовой работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.

5.4 Структура и содержание курсовой работы

Основными целями и задачами написания курсовой работы является не только расширение и углубление знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в тоже время емко излагать свои мысли в письменном виде.

При написании курсовой работы студенты становятся авторами, многие впервые. К авторской работе предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и оформлению.

В соответствии с целями и задачами не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией, составленной из фрагментов используемых статей и книг.

также не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как всегда основывается либо на научной проблеме, либо на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу.

Таким образом, должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую учебно-научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, наложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования.

При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна не только специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло, либо скоррелировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему. Каждая глава должна заканчиваться выводами (выводы являются обязательными составляющими заключения). Без выводов после каждой главы работа не является целостной.

должна быть написана научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности терминологии и стиля.

В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляется личное местоимение (я). Желательно употреблять местоимение первого лица множественного числа (мы), либо обезличивать фразу. Например, вместо фразы я предполагаю... можно написать мы предполагаем или предполагается, что.. .и т. д.

Структура курсовой работы:

- титульный лист (см. Приложение Е);

- содержание работы (см. Приложение Ж);

- введение (см. Приложение И);

- основная часть;

- заключение (см. Приложение К);

- список использованных источников;

- приложения.

Каждая структурная часть курсовой работы имеет свое назначение. Оформляя курсовую работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы.

Тема курсовой работы должна представлять собой определенную научную проблему, в ней должны быть отражены объект и предмет исследования.

Введение. всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы, краткого обзора литературы по теме. Также определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. Описываются методы и методики, которыми пользовался автор, материал исследования и исследовательская база.

Обязательным атрибутом курсового исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы.

Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме. Не рекомендуется делать введение объемом более 2-2,5 страниц.

Структура введения .

1. Актуальность, постановка проблемы.

2. Изученность (обзор литературы).

3. Объект и предмет исследования.

4. Гипотезы (желательно).

5. Цель и задачи.

6. Методы, методики, исследовательская база.

Актуальность исследования определяется:

- необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

- потребностью в новых данных;

- потребностью практики.

Объект исследования - эта та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, его аспект, это всегда определённые свойства объекта, их соотношение, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Характеристики предмета определяются, измеряются, классифицируются. Иначе говоря, предмет - уже объекта, и предмет влияет на объект. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения предмета.

Следует отметить, что по поводу различения объекта и предмета исследования в науке сложились два традиционных подхода. Первый представлен выше и доминирует в парадигме современной науки: управленческой и экономической (объект выступает как объективная реальность, мир, изучаемый теоретиками, тогда предметом оказывается какая-либо исследуемая конкретность). Существует и противоположная точка зрения, согласно которой более общим понятием становится именно предмет исследования. Он понимается как «предметная сфера», «предмет науки», «изучаемый предмет» (научная дисциплина). В этой системе взглядов объектом будет считаться исследуемая конкретность, представляющая собой часть предмета, целого. Такой подход ближе гуманитарным дисциплинам. Оба эти подхода к познанию являются базовыми методологическими приемами. Каждый исследователь сам выбирает точку отсчета. Студент, выполняющий научную работу, может определить свою позицию, согласовав её с научным руководителем. Сам выбор позиции - это часть мировоззрения, поэтому нужно её грамотно аргументировать.

После определения объекта и предмета исследования вырабатывают гипотезы.

Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Из этого определения вытекают, по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений.

Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.

Научная (реальная) гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть "проект" решения, сформулировать положение, которое с определёнными уточнениями, поправками может превратиться в научную теорию. Таким образом, здесь речь идет о гипотезе в начале исследования (рабочая гипотеза) и в ходе его (научная гипотеза). Можно сказать, что научная гипотеза - это уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза. Различаются они и по объему накопленного материала (научная гипотеза строится на основе значительного фактического материала).

Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования.

Цель исследования - это желательный, конечный результат исследования. Типичные цели: 1. Определение характеристик явлений и/или их взаимосвязей, не изученных ранее, мало изученных или противоречиво изученных. 2. Выявление взаимосвязи явлений. 3. Изучение динамики явления. 4. Описание нового эффекта или явления. 5. Обобщение, выявление общих закономерностей. 6. Создание классификации, типологии.

Постановка задачи исследования - это своего рода выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Методы исследования и их выбор . Для большинства студентов при выполнении курсовой работы особую трудность составляют организация и проведения эксперимента. Он требует умения владеть основными методами научного исследования, с которыми студенты знакомятся на занятиях.

Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. По уровню проникновения в сущность выделяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам - способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике - относятся: наблюдение, эксперимент и т.д. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ литературы.

Основная часть . Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического, фактического материала. Вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый эмпирический материал, который аргументированно подтверждает изложенную теорию.

Основная часть состоит из трех глав: первая посвящена объекту исследования, вторая - предмету, третья - исследованию.

Главы должны быть разделены на параграфы и разделы, которые соразмерны друг другу; как по структурному делению, так и по объему. Главы и параграфы имеют названия, отражающие их содержание (в названии первой главы отражается объект исследования, во второй - предмет и эмпирическое исследование проблемы, если таковое имеется). Каждая глава заканчивается выводами, которые подготавливают автора к написанию заключения и формулировке основных выводов по всему проведённому исследованию.

Описание исследования происходит в следующем порядке.

1. Обоснование методики, её цель.

2. Описание процедуры её проведения.

3. Описание результатов.

4. Формирование выводов, по результатам исследования. Если используется несколько методик, то каждая методика описывается по указанной схеме.

5. Если использовалось несколько методик, то после описания каждой рассматривается их взаимосвязь и соотношение.

6. На основании выделенной взаимосвязи и соотношений делаются и обосновываются выводы по результатам исследования.

7. Результаты анализа по каждой методике наглядно оформляются (графики, схемы, таблицы и т.д.).

8. Результаты корреляционного и других видов статистического анализа наглядно оформляются (сводные таблицы, гистограммы, графики и т.д.). Такое представление результатов вводится либо по ходу описания исследования, либо выносится в приложение.

Логика и описание результатов должны соответствовать логике поставленных задач исследования и подводить к достижению поставленной цели.

Заключение. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор курсового исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления и перспективы для дальнейшего исследования в этой области знаний. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.

Список использованных источников. Библиографический список источников, использованных в курсовой работе, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы, в том числе и курсовой.

Список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы. На все источники, указанные в библиографическом списке, должны быть ссылки в тексте. В списке должно быть не менее 30-40% первоисточников.

Библиографический список оформляется по правилам, описанным в разделе 8 данных методических рекомендаций.

Приложения. Приложения являются возможным компонентом курсовой работы. Приложения могут быть различными: таблицы, рисунки, данные социологических опросов, иллюстрации и др. Приложения располагаются после списка использованных источников и оформляются в соответствии с пунктом 7.2.8 данных методических рекомендаций. Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы.

После подготовки чистового варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы - насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам.

Затем следует проверить, нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание на написание числительных и т.д. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы для представления ее руководителю.

Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал, его уважение к руководителю и преподавателям-экзаменаторам, оценивающим работу.

Подготовив чистовой вариант для передачи руководителю, студенту необходимо в целях дальнейшего использования накопленного в процессе подготовки курсовой работы материала внимательно просмотреть весь материал, систематизировать его, снабдив описанием. Если есть возможность, такую систематизацию целесообразно провести с использованием компьютера. Собственная база данных по определенной тематике, пополняясь в процессе подготовки других курсовых работ, отчетов по практике, не только окажет огромную помощь студенту в подготовке выпускной квалификационной работы, но и повысит ее качество.

5.5 Критерии оценки курсовой работы

1. Актуальность темы исследования.

2. Соответствие содержания работы теме.

3. Адекватное выделение объекта и предмета теме исследования.

4. Глубина проработки материала.

5. Правильность и полнота разработки поставленных задач.

6. Качество обработки эмпирического исследования. Использование математических методов обработки.

7. Значимость выводов для последующей практической деятельности.

8. Использование первоисточников.

9. Соответствие оформления курсовой работы стандартам.

10. Последовательность и содержательность выступления, ответы на вопросы аудитории.

по ее завершению представляется студентом руководителю, который оценивает ее по 5-балльной системе. Курсовые работы публично защищаются.

Студенты, чьи работы были оценены неудовлетворительно, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения. Принятые курсовые работы хранятся в архиве. Лучшие из них могут быть использованы в качестве учебных пособий на кафедре.

6. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выполнение и защита ВКР является обязательным аттестационным испытанием итоговой государственной аттестации выпускника по специальности.

До дипломного проектирования допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы, включая прохождение преддипломной практики и защиту отчета по практике и сдавшие государственный итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.

На четвертом курсе студентом пишется ВКР, а на пятом – [2] .

Дипломное проектирование – завершающий этап обучения по программе высшего профессионального образования, в процессе которого выпускник должен проявить способности решать сложные задачи в области экономики, организации и управления предприятия, показать уровень профессиональной подготовки, владение профессиональными технологиями, умение разрабатывать новые подходы к решению проблем, а также уметь обосновывать и защищать проведенные исследования перед государственной аттестационной комиссией по приему защиты ВКР.

Целью выполнения ВКР является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов в решении комплексных задач с элементами исследований, применение этих знаний при решении конкретных экономических и социальных задач в рыночных условиях, а также определение уровня их подготовленности к выполнению функциональных обязанностей специалиста по избранной специализации.

Основными задачами выполнения ВКР являются:

- теоретическое обоснование и раскрытие сущности основных понятий и проблем, связанных с избранной темой;

- правильное применение теоретических положений общественных и естественно-научных дисциплин;

- умение анализировать действующие международные и национальные нормативно-правовые документы;

- развитие навыков самостоятельной работы с нормативно-правовой, отчетной, статистической и плановой документацией, методическими материалами и литературой;

- овладение методиками анализа, исследования, экспериментирования при решении разрабатываемых задач;

- изыскание путей (способов, методов) решения проблем, исследуемых в рамках конкретного направления профессиональной деятельности;

- формирование научно-обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по решению конкретных задач, рассматриваемых в работе.

ВКР должна иметь комплексный характер и отражать общий уровень теоретических знаний и практических навыков студентов по конкретной специализации.

ВКР разрабатывается на конкретном материале предприятий и организаций выбранной сферы, содержит решение актуальных организационно-экономических задач, способствующих повышению эффективности, устойчивости и гибкости деятельности предприятия в рыночных условиях.

ВКР должна быть выполнена на государственном языке Российской Федерации – русском. При желании студент может дополнительно представить ВКР, составленный на иностранном языке.

По содержанию между курсовой и выпускной квалификационной работой, как правило, должна существовать органическая связь. Выпускная квалификационная работа способна стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя её идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.

При этом следует всегда помнить, что выпускная квалификационная работа - это результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе нового эксперимента. Количественные и качественные различия между курсовой работой и ВКР представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Количественные и качественные различия между курсовой работой и ВКР

Количественные и качественные различия

Выпускная квалификационная работа

Новизна

Может не быть

Должна быть представлена

Объем

Не менее 25 стр. печатного текста

Не менее 50 страниц печатного текста (для дипломной работы – не менее 80 страниц)

Анализ теоретических источников по теме исследования

Не менее 20 источников

Более 30 источников

Изучение проблемы

Общие подходы к ее решению

Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути ее решения

Выдвижение гипотезы

Описательная, возможна в последней курсовой – объяснительная

Объяснительная, возможно несколько, возможны подгипотезы

Характер опытно-экспериментальной работы

Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне, если это первая курсовая

Добывание фактов на теоретическом и эмпирическом уровне

Практическая значимость

Не выделяется

Обязательна

Апробация результатов

Не обязательна

Желательна

6.1. Требования к выпускной квалификационной работе

ВКР должна иметь высокий теоретический уровень, содержать анализ исследуемых проблем, основанных на логической аргументации, быть грамотно оформленной (см. Разделы 7 и 8 данных методических рекомендаций). В работе рекомендуется применять разнообразные методы научного исследования: анализ, наблюдения, беседы, социологические опросы, тестирование и пр.

ВКР должна соответствовать следующим требованиям:

- выполняться студентом самостоятельно и являться исследованием конкретной актуальной проблемы или ее части отраслевого характера;

- отражать современное состояние предмета исследования в научной и специальной литературе;

- содержать имеющиеся в литературе точки зрения по затронутым проблемам, с критической оценкой концепции различных авторов и собственным отношением к ним;

- базироваться на реальной собранной экономической и статистической информации;

- содержать конкретное и точное изложение рассматриваемой проблемы, основные выводы и предложения.

К ВКР предъявляются следующие общие требования: актуальность, конкретность, реальность, практическое применение, обоснование эффективности предлагаемых решений.

Важным требованием является актуальность выбранной темы, обоснованность изложенных выводов и предложений, вытекающих из глубокого и полного анализа рассматриваемого материала.

6.2. Этапы и сроки выполнения ВКР

6.2.1 Последовательность выполнения работ по дипломному проектированию

ВКР разрабатывается студентами всех форм обучения в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса. Законченную ВКР, подписанную руководителем, студент представляет на выпускающую кафедру не позднее даты, установленной в задании на ВКР. В таблице 2 представлены виды работ и их исполнители по этапам подготовки ВКР. План подготовки ВКР ежегодно уточняется по утвержденным графикам учебного процесса.

Таблица 2 – Виды работ и их исполнители по этапам подготовки ВКР

Виды работ

Исполнители работ

Студент

Руководитель дипломного проектирования

Рецензент дипломной работы

Выпускающая кафедра

Заведующий выпускающей кафедрой

Секретарь ГАК

ГАК

Предварительный этап

Выбор темы ВКР

х

х

Выбор объекта ВКР

х

х

Регистрация объекта и темы работы на выпускающей кафедре

х

х

Назначение руководителя ВКР

х

х

х

Согласование темы и выдача задания на преддипломную практику

х

х

Этап преддипломной практики

Прохождение практики и сбор материала для ВКР

х

х

х

х

Отчет о практике. Сдача зачета по преддипломной практике

х

х

х

Основной этап

Подготовка приказа об утверждении темы и руководителей ВКР

х

х

Исследовательская работа

х

х

Предзащита ВКР

х

х

х

Оформление законченной работы

х

х

х

Отзыв руководителя

х

Рецензия на ВКР

х

Заключительный этап

Допуск к защите

х

х

Оформление иллюстративных материалов

х

х

Подготовка к защите

х

х

Защита ВКР

х

х

х

6.2.2 Характеристика предварительного этапа

За два месяца до начала преддипломной практики в соответствии с рекомендациями выпускающей кафедры и примерным перечнем тем ВКР, каждый студент выбирает тему и научного руководителя ВКР, что регистрируется менеджером выпускающей кафедры.

В соответствии с выбранной тематикой ВКР менеджер выпускающей кафедры совместно с заведующим кафедрой определяет места преддипломной практики. В том случае, если студент самостоятельно выбирает место практики, он обязан своевременно сообщить об этом и представить письменное согласие руководителя организации на проведение практики с целью осуществления контроля со стороны руководителя практики от НСИ.

За месяц до начала преддипломной практики издается приказ об утверждении тем ВКР каждому из студентов и назначении им научных руководителей ВКР, а также приказ о направлении их на преддипломную практику. Подготовку проектов приказов осуществляет менеджер выпускающей кафедры, заведующий которой назначает руководителей ВКР в соответствии с заявленной тематикой.

6.2.3 Характеристика этапа преддипломной практики

Прохождение преддипломной практики. Студенты очной формы обучения проходят преддипломную практику на объекте практики, соответствующем тематике его выпускной работы и определенном приказом.

Студенты заочной и очно-заочной форм обучения разрабатывают ВКР на материале того предприятия, где они работают, или на материале, собранном во время производственной практики.

Перед началом практики научный руководитель ВКР выдает студенту в соответствии с темой ВКР индивидуальный план преддипломной практики, где конкретизируются основные положения ВКР и перечень работ для выполнения в период практики (см. Приложение Л).

Отчет по практике. Сдача зачета по преддипломной практике. Преддипломная практика заканчивается зачетом. По окончании практики студент обязан отчитаться перед своим научным руководителем и представить менеджеру выпускающей кафедры письменный отчет в виде пояснительной записки.

Студент, не выполнивший задание по практике и получивший неудовлетворительную оценку, не допускается к дипломному проектированию, рассматривается вопрос об отчислении студента из НСИ.

Корректировка тем ВКР . После окончания практики, согласования отчета по практике с научным руководителем и его защиты возможно уточнение и корректировка темы ВКР, а также задания на выполнение ВКР.

О допуске к дипломному проектированию издается приказ ректора, в котором указывается окончательная тема ВКР.

6.2.4 Характеристика основного этапа

Составление рабочих планов . Важным этапом работы является составление рабочего развернутого плана ВКР, который разрабатывается студентом на основании задания. В нем указывается перечень рассматриваемых вопросов, наименование разделов, уточняется список литературы. План согласовывается с научным руководителем. В дальнейшем план может уточняться и изменяться в зависимости от хода исследования проблемы, наличия литературного и фактического материала.

Исследовательская работа. Работа ведется в соответствии с заданием на ВКР (см. Приложение М).

Предзащита ВКР. Студент должен пройти процедуру предзащиты ВКР, где он получит первую предварительную оценку своей работе, а также рекомендации по ее доработке. Готовая работа представляется не позднее, чем за неделю до предзащиты.

Оформление законченной работы. Оформление осуществляется в соответствии с разделами 7 и 8 настоящих методических указаний. ВКР должна быть сброшюрована в твердом переплете, титульный лист подписан студентом, руководителем, консультантами, нормоконтролером, а также заведующим кафедрой, разрешающим допуск ВКР к защите.

Выбор и форма представления иллюстративных (раздаточных) материалов согласуется с руководителем ВКР.

Отзыв научного руководителя. Необходимым условием допуска к защите ВКР является наличие отзыва научного руководителя.

Руководитель дает письменный отзыв объемом 1-2 машинописных страницы после предъявления студентом полностью оформленной ВКР.

В отзыве научного руководителя дается характеристика работы, в которой указываются:

- соответствие представленного материала выданному заданию и требованиям настоящих методических указаний;

- актуальность и значимость выбранной студентом темы;

- логическая последовательность изложения материала;

- аргументированность и конкретность выводов и предложений;

- умение работать с литературой, производить расчеты, анализировать, обобщать данные, делать теоретические и практические выводы;

- качество оформления работы (качество таблиц, иллюстраций и пр.);

- уровень самостоятельности студента при работе над темой ВКР, с указанием достоинств и недостатков;

- практическая значимость, возможность и место использования материалов работы.

Желательно отметить проявившуюся склонность к определенным видам деятельности (например, к исследовательской), в этом случае даются рекомендации о целесообразности дальнейшей работы (учебы) выпускника, в том числе, обучения в аспирантуре.

Отзыв завершается рекомендацией ВКР к защите, оценкой работы и целесообразностью присвоения выпускнику соответствующей квалификации: бакалавра или специалиста.

Отзыв руководителя, назначенного из сторонней организации должен быть заверен и иметь печать этой организации. Образец оформления отзыва руководителя ВКР приведен в приложении Н.

Представление ВКР на рецензию. ВКР, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется на рецензирование, после чего никаких исправлений в работе не допускается. Рецензирование ВКР обязательно, и проводить его должен специалист с высшим образованием, не являющийся сотрудником Института, как правило, это руководитель предприятия – объекта практики или специалисты данного предприятия.

Рецензирование выпускных квалификационных работ преподавателями выпускающей кафедры не допускается!

В рецензии должна быть подтверждена (или не подтверждена) актуальность темы ВКР; в сжатой форме раскрыто основное содержание работы с указанием разделов, которые выполнены наиболее полно; отмечены ее достоинства и недостатки.

Рецензент в своей оценке должен обратить внимание на логику изложения материала, наличие в работе самостоятельных и оригинальных решений, практическую значимость результатов и возможность их использования в конкретных производственных условиях, научно-исследовательский характер и новизну идей (может дать рекомендацию к опубликованию).

В заключение рецензент дает ВКР общую оценку по четырех балльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и рекомендует (или не рекомендует) присвоить выпускнику соответствующую квалификацию.

В случае отрицательной рецензии (оценки «неудовлетворительно») и положительного заключения научного руководителя заведующий выпускающей кафедрой направляет ВКР на дополнительное рецензирование другому специалисту для того, чтобы принять окончательное решение о допуске (не допуске) работы к защите.

Образец оформления рецензии на ВКР представлен в приложении П.

6.2.5 Характеристика заключительного этапа дипломного проектирования

Допуск к защите. Выпускающая кафедра в соответствии с графиком учебного процесса своим решением назначает сроки защиты ВКР и дату сдачи их на кафедру (не позднее двух недель до даты первого дня защиты ). График защиты ВКР утверждается проректором по учебной работе за месяц до первого дня защиты.

Студент представляет на выпускающую кафедру законченную и оформленную соответствующим образом ВКР, задание на ВКР, отзыв руководителя и рецензию.

Студент должен лично представить ВКР заведующему кафедрой или его заместителю, в специально отведенное для этого время, с целью прохождения процедуры допуска к защите, что подтверждается наложением соответствующей резолюции на титульном листе ВКР. Без официального допуска квалификационные работы к защите не принимаются.

В случаях отказа в допуске к защите вопрос рассматривается на заседании кафедры, которая выносит мотивированное решение. При необходимости заведующий кафедрой может организовать предварительную защиту работы перед кафедральной комиссией. В этом случае решение о допуске к защите заведующий кафедрой принимает на основе заключения кафедральной комиссии.

Подготовка к защите. После получения допуска студент самостоятельно готовится к защите.

1. Составляет текст доклада продолжительностью не более 7 минут, в котором должны быть отражены:

- актуальность темы,

- цель работы;

- описание субъекта исследования;

- характеристика проведенного анализа

- основные выводы и результаты;

- рекомендации.

Выступление не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературы или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты. Основное внимание необходимо сосредоточить на собственном исследовании и самостоятельном решении задач.

2. Готовит мультимедийную презентацию с целью усиления доказательности выводов и предложений во время доклада.

Структура мультимедийной презентации должна соответствовать структуре доклада, в которую кроме цели должны быть включены задачи.

При необходимости тиражирует иллюстративные материалы, предварительно отобранные и согласованные с руководителем ВКР, чтобы использовать их в качестве раздаточного материала членам ГАК.

3. Готовит ответы на замечания рецензента.

Студент обязан в установленный срок подтвердить секретарю ГАК свою готовность выхода на защиту в соответствии с предварительной записью, получить от него необходимые сведения о дате, времени, месте, очередности и процедуре защиты и неукоснительно выполнять все формальные требования, предъявляемые к организации защиты.

Защита выпускной квалификационной работы. Защита ВКР проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой утверждается распоряжением ректора Института. Заседания ГАК проходят по графику, заранее утвержденному ректором Института.

При защите могут присутствовать научный руководитель работы, профессорско-преподавательский состав и приглашенные специалисты.

В ГАК студентом представляются следующие документы:

- выпускная квалификационная работа;

- отзыв руководителя ВКР;

- рецензия на ВКР;

- задание на ВКР.

Студент имеет право представить и другие материалы, которые могут способствовать более успешному представлению и защите ВКР (авторские свидетельства, сведения о полученных дипломах и наградах на различных выставках, конкурсах, конференциях; сведения о публикациях и т.п.).

Порядок защиты дипломной работы следующий .

1. Секретарь ГАК объявляет фамилию, имя, отчество дипломника и тему ВКР.

2. Студент передает членам ГАК заранее подготовленный раздаточный материал, идентичный по содержанию тем графическим материалам, что будут иллюстрировать доклад. Количество комплектов раздаточного материала должно соответствовать числу членов комиссии. Отдельные страницы каждого комплекта должны быть скреплены между собой и пронумерованы. Образец выполнения титульного листа раздаточного материала членам ГАК к докладу студента на защите приведен в приложении Р.

3. Студент, в отведенное ему время (в пределах 7 минут) излагает основное содержание ВКР. Доклад иллюстрируется графическими материалами, которые в ходе защиты поочередно проецируются на экран.

4. По окончании доклада студент отвечает на заданные членами ГАК вопросы. Ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку работы, они должны быть тщательно продуманы и лаконичны.

5. Секретарь ГАК зачитывает рецензию на ВКР. Студент обязан ответить на замечания рецензента, после этого защита ВКР считается оконченной.

6. По окончании публичной защиты ГАК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты.

Критерии оценки ВКР :

- актуальность тематики работы;

- степень полноты обзора состояния вопроса и корректность постановки задачи;

- степень комплексности работы, применение в ней знаний естественно-научных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин;

- ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения;

- применение современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий;

- объем и качество выполнения графического материала, его соответствие тексту ВКР и стандартам;

- оригинальность и новизна полученных результатов, научных, конструкторских и технологических решений;

- практическая значимость полученных результатов;

- качество и форма изложения доклада;

- ответы на вопросы.

Оценка ВКР определяется после обсуждения защиты членами ГАК с учетом оценок, данных руководителем и рецензентом.

Результаты защиты ВКР могут быть оценены на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение об оценке принимается только составом ГАК, большинством голосов.

Кроме оценки в протоколе, могут быть отмечены практическая значимость работы, наличие элементов научной новизны, степень самостоятельности решения поставленных вопросов и др., выносятся рекомендации об обучении данного студента в аспирантуре.

По окончании совещания ГАК оценки и выводы после оформления протоколов заседаний аттестационной комиссии объявляются публично. Государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации, о чем делается соответствующая запись в зачетной книжке студента.

При неудовлетворительной оценке ВКР студент имеет право повторно ее защищать после доработки и внесения исправлений, но не более одного раза и не ранее следующего учебного года.

Общие итоги защиты всех работ подводятся ГАК и в последующем обсуждаются на кафедре. По результатам защиты выпускающая кафедра может рекомендовать отдельные работы для публикации.

6.2.6 Контроль дипломного проектирования

Контроль за ходом выполнения студентом ВКР осуществляется на двух уровнях:

- контроль руководителем ВКР;

- контроль выпускающей кафедрой.

В течение всего периода подготовки и выполнения ВКР студент должен систематически обсуждать ход работы с руководителем.

Научный руководитель ВКР обязан:

1) разработать индивидуальный план преддипломной практики (см. Приложение Л);

2) оказать необходимую помощь в составлении графика и плана ВКР, а также в подборе литературы;

3) в установленные сроки проводить консультации и давать рекомендации по подбору фактического материала в ходе преддипломной практики, по методике его обработки, обобщения, систематизации и использования в работе;

4) проводить плановые встречи и собеседования со студентами в ходе подготовки и написания работы;

5) осуществлять контроль за выполнением графика подготовки работы и качеством разработки ее отдельных частей;

6) оказывать организационную и методическую помощь в ходе подготовки работы;

7) проверять качество представленной работы;

8) провести окончательную проверку ВКР, поставить подпись на титульном листе и подготовить письменный отзыв с заключением о допуске студента к защите.

В случае невыполнения студентом установленного графика работ руководитель подает рапорт заведующему выпускающей кафедрой.

Выпускающая кафедра осуществляет следующие формы контроля:

1) подготавливает и представляет к рассмотрению и утверждению тематику работ;

2) оказывает помощь студентам в выборе тем работ;

3) подбирает, распределяет и закрепляет научных руководителей;

4) осуществляет оперативное руководство, контроль и помощь студентам в процессе подготовки работ;

5) контролирует качество выполнения работ;

6) заслушивает отчеты руководителей о ходе дипломного проектирования;

7) принимает необходимые меры в случае нарушения графика дипломного проектирования;

8) направляет решения кафедры проректору по учебной работе для принятия административных мер к студентам, допустившим существенные нарушения.

Администрация Института контролирует ход дипломного проектирования на основе своевременного представления:

выпускающей кафедрой:

- проекта приказа об утверждении тем и научных руководителей дипломного проектирования;

- решений кафедры о нарушениях хода дипломного проектирования;

студентами:

- зачетных книжек на выпускающую кафедру.

Результатом осуществления контрольных функций всеми уровнями контроля является допуск (не допуск) студента к защите.

6.3. Структурные элементы выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа считается выполненной, если она содержит все структурные элементы, включает разработку всех разделов основной части и оформлена в соответствии с требованиями, установленными соответствующими ГОСТами и настоящими методическими указаниями.

6.3.1 Основные элементы выпускной квалификационной работы

Основными элементами выпускной квалификационной работы являются.

1. Титульный лист (см. Приложение С).

2. Задание на ВКР (см. Приложение М).

3. Содержание (см. Приложение Т).

4. Введение (см. Приложение У).

5. Основная часть.

6. Заключение (см. Приложение Ф).

7. Список использованных источников;

8. Приложения.

Перечисленные элементы располагаются в ВКР в приведенной последовательности.

6.3.2 Требования к элементам выпускной квалификационной работы

Титульный лист (см. Приложение С) должен быть оформлен с особой аккуратностью. Название темы выпускной квалификационной работы должно в точности соответствовать формулировке темы в приказе ректора. Титульный лист подписывает автор и руководитель ВКР, консультанты, нормоконтролер, заведующий кафедрой. Инициалы и фамилии лиц, подписывающих работу, приводят справа от соответствующих подписей. Перед фамилией указывается ученая степень и ученое звание.

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы (см. Приложение М) оформляется на стандартном бланке, который заполняет руководитель. Тема работы, указанная в задании, должна быть идентична теме, указанной на титульном листе. Срок сдачи законченной работы должен соответствовать указанному в приказе ректора. Задание подписывается руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой.

Содержание (см. Приложение Т) включает: введение, заголовки всех разделов, параграфов и пунктов (если они имеют наименование) основной части, заключение, список использованных источников и приложения с указанием начальных номеров страниц. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов в той же последовательности и соподчиненности.

Введение (см. Приложение У). Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена ВКР. При этом обосновывается актуальность выбранной темы и формулируются цель и задачи, подлежащие решению в процессе дипломного проектирования. Цель ВКР надо формулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из актуальности темы.

Целесообразно отметить новизну исследования и его практическую значимость, указать, насколько изучены рассматриваемые проблемы в научной литературе. Желательно указать, какие вопросы, решены не полностью и каким вопросам в ВКР уделено особое внимание. Обосновать выбор методологической основы исследования, а также сообщить какие материалы составили информационную базу данной работы. Более подробно структура введения рассмотрена в разделе 5.4 данных методических рекомендаций.

Объем введения составляет 3-5 страниц.

Основная часть , как правило, состоит из трех разделов, каждый из которых в свою очередь делится на 2-4 подраздела. Дальнейшее дробление не рекомендуется. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

Раздел первый – теоретический. В нем формулируются теоретические положения ВКР, основанные на глубоком изучении литературы по теме и обобщении результатов практической деятельности. На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов, излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, а также дается их критическая оценка с позиций студента.

Во втором разделе , условно называемом «аналитическим», подробно излагаются используемые студентом методические приемы анализа информации, экономического, управленческого и т.п. состояния исследуемого объекта. В нем должны быть представлены обобщенные материалы по теме, глубокий и всесторонний их анализ и выводы по результатам анализа.

Третий раздел – практический. Фактически, пояснительная записка, представленная как результат прохождения преддипломной практики, является основой третьего раздела, в котором на примере объекта практики излагаются результаты научных исследований автора. А также обосновываются конкретные предложения по улучшению финансово-хозяйственного состояния объекта исследования, обосновывается научная, экономическая, социальная и иная ценность полученных результатов. Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы.

Обязательной для ВКР является логическая связь между разделами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

В заключении , объем которого не должен превышать 3-5 страниц, логически последовательно излагаются основные теоретические и практические выводы и предложения, полученные в ходе проведенного исследования. Выводы и предложения могут быть оформлены как тезисы с нумерацией отдельных пунктов. Они должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности полученных результатов.

Необходимо указать возможные области применения полученных результатов и дать обоснование целесообразности дальнейшей разработки тех или иных вопросов, которые не получили в работе своего окончательного решения.

Список использованных источников должен содержать не менее 30 наименований опубликованных источников. Он содержит описание законов и иных нормативных актов, литературы, научных, учебных и прочих публикаций, а также информационных материалов, использованных студентом при написании выпускной квалификационной работы. Правила оформления списка использованных источников представлены в разделе 8 данных методических рекомендаций.

Приложения. После списка использованных источников приводятся приложения, которые могут быть представлены в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.д. Они содержат фактический и справочный материал. Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения. Правила оформления приложений рассмотрены в разделе 7.2.8 данных методических рекомендаций.

6.4. Информационное обеспечение

Приступая к работе над дипломным исследованием, студент вместе с научным руководителем должен определить состав необходимой для раскрытия конкретной темы внутренней и внешней информации. К внутренней относится информация , характеризующая объект и предмет дипломного проектирования, а именно:

- характеристика основных видов деятельности предприятия, оказываемых услуг или выпускаемой продукции;

- технико-экономический и социальный уровень развития предприятия;

- имущественное и финансовое положение;

- система управления и форма собственности.

К внешней информации , влияющей на деятельность предприятия, относятся:

- правовые условия деятельности;

- экономическая ситуация в стране (регионе, городе);

- характеристика конкурентной среды;

- отношения с поставщиками и партнерами, потребителями и т.д.;

- другая дополнительная информация.

При выполнении ВКР необходимо использовать:

1. отчетные и плановые данные предприятия, в том числе и данные аналитического бухгалтерского учета, информацию управленческого учета;

2. действующие нормативно-правовые акты;

3. информацию статистических наблюдений, результаты натурных обследований;

4. специальные литературные источники: учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий и сборников научных трудов, обзорные статистические издания;

5. информацию, содержащуюся на сайтах в Интернете, CD-дисках, на других электронных носителях;

6. программные продукты.

Состав информации, ее детализация и глубина раскрытия определяются темой ВКР.

Общими требованиями являются ссылки на источники информации и соблюдение конфиденциальности информации, предоставляемой предприятием.

7. Требования к оформлению научных работ

7.1. Оформление титульного листа

На титульном листе приводят следующие сведения:

1. наименование ВУЗа : Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Новый сибирский институт»;

2. наименование выпускающей кафедры : Кафедра социологии, экономики, менеджмента.

3. вид работы : конспект, доклад, , , , выпускная квалификационная работа ();

4. наименование дисциплины, по которой пишется работа (не пишется для ВКР и дипломной работы)

5. наименование работы ;

6. инициалы, фамилия исполнителя работы, его курс, форма обучения и номер группы;

7. должность, инициалы и фамилия руководителя;

8. указание «Работа допущена к защите. Зав.кафедрой ___________» (указывается для курсовой работы, ВКР и дипломной работы);

9. работа защищена на оценку;

10. дата защиты;

11. подпись и ФИО председателя ГАК (указывается для ВКР и дипломной работы) ;

12. место и год выполнения работы: Новосибирск 20__г.

Образцы оформления титульного листа для разных видов работ приведены в приложениях А, Б, Е, С.

7.2. Оформление основного текста

7.2.1 Оформления текста

Способ оформления текста должен быть единым для всей работы . Работа выполняется любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4.

, ВКР и записываются на отдельный носитель (дискету, СD или DVD) и распечатываются. Работа должна точно соответствовать содержанию файла на носителе. Носитель с файлом сдается на кафедру вместе со сброшюрованной работой. ВКР и обязательно должны быть сброшюрованы в твердом переплете.

Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 (210х297) и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный, автоматический перенос слов. Цвет шрифта должен быть черным.

Поля оставляются по всем сторонам текста и имеют следующие размеры: левое –30 мм, правое–10 мм, верхнее и нижнее –20 мм; абзац должен быть одинаковым по всей работе и равен 1,25 см (5 знаков).

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры. Гарнитура шрифта - это набор начертаний одного шрифта. Шрифт может иметь "прямое" начертание, курсивное, усиленное по насыщенности ("жирное") и т.п.

Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В работе должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом.

Повреждения листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в работе приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

7.2.2 Нумерация страниц

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

Не включаются в общую нумерацию ВКР и дипломной работы «Задание на выполнение ВКР», «Отзыв руководителя», «Рецензия».

«Задание на ВКР» переплетается вместе со всей работой, а «Отзыв руководителя», «Рецензия» и другие документы, подтверждающие научную и практическую ценность работы, вкладываются в карман-конверт сброшюрованной ВКР.

7.2.3 Выделение заголовков, разделов и подразделов и их размещение

Каждая структурная часть работы: содержание, введение, главы, заключение, список использованных источников, приложения, - начинаются с новой страницы.

Главы и параграфы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слова «глава» и «параграф» в заголовке не приводятся. Содержание, Введение, Заключение, Список использованных источников набираются заглавными буквами. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце. Подчеркивать и переносить слова в заголовке не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Основную часть работы следует делить на главы, подразделы и пункты. Заголовки глав набираются заглавными буквами. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа.

Пример 1.

1 Социология религии

2 Социология религии Макса Вебера

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер подраздела состоит из номеров главы и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Пример 2.

1. Теоретические подходы к проблеме изучения конкурентоспособности предприятия

1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности

1.2 Факторы повышения конкурентоспособности

1.3 Конкурентоспособность мебели российских производителей

2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Ласточка»

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Анализ экономических показателей

2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия

Обратите внимание! Во втором примере после номера главы ставится точка, а после номера подраздела не ставится.

Главы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Пример 3.

2. Влияние организационной культуры на эффективность работы организации

2.1. Определение «эффективной» организационной культуры

2.2. Подходы к измерению влияния организационной культуры на эффективность работы организации

2.2.1 Модель Сате

2.2.2 Модель Питерса-Уотермана

2.2.3 Модель Парсонса

2.2.4 Модель Квина-Рорбаха

2.2.5 Модель Дэнисона

2.3. Модели изучения национального аспекта в организационной культуре

2.3.1

2.3.2

Обратите внимание! В третьем примере после номера главы и номера подраздела ставится точка, а после номера пункта точка не ставится.

Расстояние между заголовками и текстом при выполнении документа должно быть равно 2 полуторным интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 1 полуторный интервал.

7.2.4 Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1".

Слово "рисунок" и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1 (см. Пример 1).

Пример 1.

Рисунок 1 – Влияние стилей лидерства на составляющие организационного климата

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 2 - Сравнение численных значений характеристик Хофстида для деловой культуры России (см. Пример 2).

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

Примеры ссылок на иллюстрации.

1. На рисунке 2 видно, что наибольшие изменения претерпел такой параметр деловой культуры, как «избежание неопределённости».

2. Вторым параметром деловой культуры, который заметно, хотя и не в такой степени как предыдущий, изменился, является «мужественность — женственность» (см. Рисунок 2).

Пример 2.

ИН – избежание неопределенности; И/К – индивидуализм - коллективизм;

ДВ – дистанция власти; М/Ж – мужественность – женственность

Рисунок 2 – Сравнение численных значений характеристик Хофстида для деловой культуры России

Обратите внимание! Все иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы, схемы и т.п.) обозначаются как «Рисунок»

7.2.5 Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Ширина таблицы не должна превышать ширину полосы текста.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица", ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова "Продолжение таблицы" и указывают номер таблицы.

При делении таблицы на части допускается ее головку заменять номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы первой части таблицы.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен в примере 3.

Пример 3.

Таблица 1 - Образовательные практики населения Калининского района (в % от всей совокупности опрошенных)

Уровни образования

Респондент

Мать респондента

Отец респондента

нет образования

2,0

4,0

3,0

начальное

1,0

4,0

2,0

среднее общее (8-9 классов)

5,9

4,0

2,0

среднее полное (10-11 классов)

6,9

6,9

2,0

среднее специальное

19,8

22,8

9,9

начальное профессиональное (ПТУ, ПУ)

15,8

11,9

11,9

незаконченное высшее

8,9

7,9

5,0

высшее

37,6

37,6

30,7

ученая степень

2,0

0,0

1,0

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в отчете одна таблица, то она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица В.1", если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять в таблице 12 размер шрифта.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23   ..