Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21   ..

 

 

Учебно-методическое пособие Ставрополь 2007 ббк 51. 1 (2) удк 614. 1/2 (06)

Учебно-методическое пособие Ставрополь 2007 ббк 51. 1 (2) удк 614. 1/2 (06)

ГОУВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Руководство к практическим занятиям

по общественному здоровью

и здравоохранению

Учебно-методическое пособие

Ставрополь

2007


ББК 51.1 (2)

УДК 614.1/2 (06)Максименко Л.Л. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению. Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2005

Рецензенты: проректор по учебной работе СтГМА, к.м.н., доцент Филимонов Ю.А., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФУВ, профессор Шибков Н.А.

Автор — Максименко Людмила Леонидовна, к.м.н., доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Ставропольской государственной медицинской академии В учебном пособии представлены принципы организации и проведения санитарно-статистического исследования, ключевые понятия и основные методы математико-статистического анализа, позволяющие студентам медицинских вузов подготовиться к практическим занятиям и приобрести практические навыки решения ситуационных задач. Материалы пособия могут быть использованы студентами для освоения предмета при подготовке к практическим занятиям и экзаменам. Издание рассчитано на студентов, ординаторов, аспирантов и преподавателей кафедр общественного здоровья и здравоохранения различных факультетов медицинских вузов. ТЕМА 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомить студентов с последовательностью проведения статистического исследования, научить самостоятельному составлению плана и программы статистического исследования, правильному определению единицы наблюдения и учетных признаков, ознакомить с методикой сбора материала его обработки и анализа.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В начале занятия преподаватель дает определение санитарной статистики, подчеркивая значение статистических исследований для изучения общественного здоровья и здравоохранения, медицинской науки и практической деятельности врачей. Далее разбирается методика проведения статистического исследования его основные этапы. На конкретных примерах преподаватель показывает, что, прежде всего, необходимо четко сформулировать цель исследования, его задачи, составить план и программу статистического исследования. Дается определение единицы наблюдения, учетных признаков, подлежащих регистрации, демонстрируются образцы статистических регистрационных документов. После этого разбираются условия группировки и сводки статистического материала в таблицы: простые, групповые, комбинационные. При изложении второго этапа статистического исследования студентов знакомят с методами сбора статистического материала, особое внимание, уделяя требованиям, предъявляемым к выборочному статистическому наблюдению. Разработку и сводку статистического материала студенты выполняют самостоятельно, на основе уже подготовленных учетных документов: карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента, история стоматологического больного. Полученные данные изображаются графически и анализируются. В конце занятия проводится контроль выполненных индивидуальных заданий с разбором допущенных студентами ошибок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1. Что изучает санитарная статистика?

2. Назовите основные этапы статистического исследования.

3. Какие вопросы включают план статистического исследования?

4. Как составить программу статистического исследования?

5. Что представляет собой единица наблюдения?

6. Чем отличаются простые, групповые и комбинационные таблицы.

7. Каков порядок проведения разработки и сводки статистического материала?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ : Статистика — общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями. Анализ количественных показателей позволяет выявить важнейшие закономерности различных процессов в жизни общества и таким образом познать качественную природу явлений в их взаимосвязь. Статистический метод нашел применение во всех областях деятельности человека, в науке и в том числе в медицине и здравоохранении. Медицинская (санитарная) статистика изучает состояние общественного здоровья и здравоохранения, устанавливает достоверность результатов исследований, проводимых в клиниках и лабораториях, эффективность новых препаратов, методов диагностики и профилактики, качество работы врача. Выделяют следующие разделы медицинской статистики: 1) статистика общественного здоровья; 2) статистика здравоохранения; 3) статистика научных исследований, или теоретическая медицинская статистика.

Медико-статистические исследования выполняются в определенной последовательности. В начале определяется цель и задачи работы. Цель устанавливает направление всего исследования в целом и отвечает на вопрос "зачем" оно будет проводиться. Целью медико-социальных исследований может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения и т.д. Задачи определяют конкретные пути достижения цели, позволяют разделить всю работу на ступени, преодоление которых способствует получению конечного результата, В дальнейшем статистическое исследование проводится поэтапно, строгая последовательность в выполнении которых обеспечивает полноту и достоверность медико-статистической информации.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Подготовительный (организационный) этап: составление плана и программы исследования;

2. Сбор статистического материала;

3. Разработка и сводка материала ,

4. Анализ полученных данных, выводы, предложения .

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает перечень организационных вопросов:

1. Определение места (территории), где будет проводиться исследование - административная территория, город, район, лечебно-профилактическое учреждение, промышленное предприятие

2. Определение времени проведения исследования - конкретные сроки работы, с учетом времени, необходимого для сбора, статистической обработки и анализа материала. Сроки работы могут колебаться от нескольких лет до года, месяца, квартала, что зависят от цели исследования, цикличности изучаемых явлений, тенденций развития, сезонности.

3. Определение вида статистического наблюдения - единовременное, текущее.

Единовременное наблюдение подобно фотографии регистрирует явление на определенный момент времени. Примером единовременного наблюдения может служить перепись населения, которая проводится по всей стране на один день; результаты обследования учащихся на профилактическом осмотре. К единовременным относится большинство лабораторных и инструментальных исследований.

Текущее наблюдение - напоминает киносъемку и характеризует явление путем регистрации признаков в течение определенного периода времени. Примером может быть регистрация в органах ЗАГСа рождений, смертей, браков, разводов, а также регистрация заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях. Эти процессы протекают непрерывно, размеры их различны для разных отрезков времени и поэтому изучение рождаемости, смертности, заболеваемости и т.п. требует непрерывного наблюдения. Это достигается организацией непрерывной текущей регистрации, и только впоследствии при статистической обработке весь материал может быть распределен по определенным временным периодам (год, квартал, месяц).

4. Определение метода статистического наблюдения - сплошное, выборочное. Сплошное наблюдение - обследуются и регистрируются все без исключения единицы, составляющие явление. Сплошное наблюдение даст исчерпывающую информацию об изучаемом явлении и применяется в тех случаях, когда требуется точное воспроизведение действительности или необходимо знать общий размер всего явления (учет инфекционных заболевании, перепись населения). Организация сплошного исследования чрезвычайно сложна и громоздка, требует больших материальных затрат и участия большого числа исполнителей, а разработка материалов сплошного наблюдения - длительного времени. Поэтому в тех случаях, когда нужно получить данные в относительно короткий срок и при небольших затратах сил и средств, прибегают к выборочному методу, Выборочный метод позволяет охватить исследованием часть изучаемой совокупности. При правильно организованной выборке, результаты, полученные на отобранной части, практически полностью могут быть перенесены на все явление, т.е. обладают достаточной репрезентативностью. Проведение выборочного исследования требует расчета необходимого числа наблюдений по специальным формулам, которые основываются на теории вероятности (приложение 2).

5. Определение организаторов и участников исследования, в небольших по объему исследованиях всю работу по сбору и обработке материала исследователь выполняет сам, а при больших исследованиях заранее предусматривается число и квалификация исполнителей, разделение их труда

6. Определение средств, необходимых для проведения работы. Составляется смета расходов, приобретаются необходимые приборы, реактивы, оборудование.

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определение единицы наблюдения - составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими регистрации и изучению. При изучении рождаемости, это будет каждый случай рождения на определенной территории в течение определенного отрезка времени, при изучении заболеваемости - каждый случай заболевания или больной человек. Выбор единицы наблюдения обуславливается целью и задачами исследования.

2. Определение учетных признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения. Учетные признаки могут быть количественными – имеют цифровое выражение (возраст, продолжительность лечения, стаж работы, кратность питания) и атрибутивными - носят описательный характер (пол, профессия, исход лечения, сезон). По роли признаков в совокупности они могут быть факторными (влияющими) - возраст, пол, образование, занятия спортом; и результативными (испытывающими влияние) - рост, масса тела, выздоровление, смерть.

3. Определение регистрационных бланков, подлежащих учету. В лечебных учреждениях регистрационными бланками часто служат оперативные медицинские документы. Например, для учета состава госпитализированных больных применяют "Карту выбывшего из стационара", куда в схематичной форме заносят сведения о пациентах и исходах их лечения, а для изучения заболеваемости - "Талон амбулаторного пациента". Эти документы могут быть использованы для статистических целей после того, как они сыграли свою основную роль. Другие документы, применяющиеся в медицинских учреждениях (история болезни, медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, история болезни стоматологического больного), строго говоря, не являются статистическими документами. Для статистической разработки этих документов необходимые сведения из врачебных записей, которые выкопировываются на специально подготовленные статистические карточки и в дальнейшем подвергают обработке. Регистрационным бланком также может служить анкета, позволяющая получить объективные сведения о личных, интимных сторонах жизни (взаимоотношения в семье, на работе, наличие вредных привычек и т.д.)

4. Составление макетов статистических таблиц. По своему построению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, говорящий о её содержании. В нижней горизонтальной строке и в последнем вертикальном столбце подводятся итоги работы по графам и строкам. В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака - ставится прочерк). В статистических таблицах различают подлежащие – основной признак изучаемого явления, и сказуемое – учетные признаки, характеризующие подлежащее. Простая таблица (табл.№1) имеет подлежащее и одно сказуемое, используется для общей характеристики уровня и структуры явления без учета причинно-следственных зависимостей.

Таблица №1 .

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний

Нозологическая форма заболевания

Число случаев

1. ОРВИ

2. Бронхит

3. Пневмония

Итого

Групповая таблица (табл. №2) подлежащие характеризуется несколькими сказуемыми, но признаки, характеризующие подлежащее не связанны между собой.

Таблица №2 .

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту, социальным группам

Нозологическая форма заболевания

Пол

Возраст

Социальная группа

Муж

Жен

Всего

До 30

30-60

Всего

Рабочий

Служащий

Всего

1.ОРВИ

2.Бронхит

3. Пневмония

Итого

Комбинационная таблица (табл. №3) дает более широкие возможности для анализа, имеет подлежащие и несколько взаимосвязанных между собой сказуемых. Из данных комбинационной таблицы всегда можно построить групповую и простую таблицы, обратное действие невозможно.

Таблица №3.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту

Нозологическая форма заболевания

Возраст до 30 лет

Возраст 30-50 лет

Старше 50 лет

Всего

Итого

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Оба пола

1. ОРВИ

2. Бронхит

3. Пневмония

Итого

Второй этап статистического исследования - сбор материала. Задачей этого этапа является регистрация каждой единицы наблюдения, её учетных признаков в строгом соответствии с программой наблюдения и заполнение учетных документов.

Третий этап - разработка и сводка данных. На этом этапе проводится контроль качества заполненных учётных документов (все дефекты заполнения статистических карт должны быть выправлены, а при невозможности этого, документы исключаются из дальнейшей разработки), проводится группировка и сводка собранного материала. Под группировкой понимают распределение статистического материала на однородные группы по одному или нескольким признакам. В медико-социальных исследованиях используются разнообразные группировки по социально-демографическим признакам (возраст, пол, семейное положение), по климатогеографическим признакам (сезон, место жительства), по социально-экономическим признакам (профессия, должность, образование, доход), по состоянию здоровья (классы МКБ, группы риска, группы здоровья) и т.д. Сводка материала в статистические таблицы позволяет систематизировать первично собранные данные, преобразовать единичные факты в количественную характеристику статистической совокупности в целом и по основным признакам.

Четвертый этап - анализ полученных данных, выводы, предложения. Задачей четвертого этапа статистического исследования является вычисление производных величин (относительных, средних) на основании абсолютных цифр, полученных в результате их сводки в таблицы, и графическое изображение показателей. Статистическому анализу в ряде случаев могут быть подвергнуты и абсолютные величины. Результаты сводки данных подлежат количественному и качественному анализу, оценивается их достоверность, формулируются выводы и предложения.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Провести разработку и сводку подготовленного статистического материала, согласно поставленной цели и программы исследования.

Каждый студент получает индивидуальное задание, включающее описание цели и программы исследования, а также уже собранный статистический материал (карты выбывшего из стационара, талоны амбулаторного пациента и др.). Для проведения работы необходимо: оценить качество заполнения учетных документов, провести группировки материала (распределить единицы наблюдения по однородным группам), заполнить простую, групповую и комбинационную таблицы, графически изобразить полученные данные, проанализировать статистический материал.

2. На основании поставленной цели составить план и программу исследования, разработать макеты статистических таблиц, включающих 5-6 учетных признаков.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучить заболеваемость с временной утратой трудоспособности на заводе "Изумруд" для разработки плана профилактических мероприятий.

2. Найти причины производственного травматизма у рабочих завода "Автоприцепов" для проведения профилактических мероприятий.

3. Изучить распространенность болезней системы кровообращения среди городского населения в факторы, воздействующие на уровень заболеваемости.

4. Провести социально-гигиеническое исследование смертности при панкреатитах.

5. Определить планируемое число детей в зависимости от условий жизни молодой семьи.

6. Выявить причины ранней неонатальной (на первой неделе жизни) смертности детей с целью разработки мероприятий по её снижению.

7. Установить состояние здоровья студентов медицинской академии для разработки мероприятий по его укреплению.

8. Изучить распространенность и факторы риска ранней алкоголизации молодежи.

9. Исследовать медико-социальные проблемы травм, отравлений и других внешних причин смертности населения Ставропольского края.

10. Установить распространенность туберкулеза среди населения Ставропольского края и факторы, влияющие на заболеваемость.

11. Рассмотреть медико-социальные аспекты распространенности алкоголизма и наркомании в современных условиях.

12. Изучить распространенность стоматологических заболеваний среди различных групп населения и наметить пути профилактики.

13. Определить частоту мертворождений у городских и сельских женщин с учетом возраста, семейного положения, условий труда и быта.

14. Исследовать распространенность и причины абортов у молодых женщин для разработки мероприятий по их профилактике.

Рекомендуемая литература

· Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М, 2002.

· Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань, 1999, с. 260 - 287

· Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения, М, 1984, с.102 – 113, 168-184.

· Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. С-П, 2000, с. 164 - 185.

· Зайцев В.М. и соавт. Прикладная медицинская статистика. С.-П., 2003.

· А.М.Мерков, Л.Е.Поляков. Санитарная статистика. «Медицина»,1974.

· Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под редакцией Ю.П.Лисицына. М.1987.

· Е.В.Гублер, А.А.Генкин. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л. «Медицина»,1973.

· Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова М. «МЕДпресс-информ»., 2002.

ТЕМА №2. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СТАТИСТИКЕ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Освоить методику вычисления относительных показателей, правильного их использования и графического изображения при анализе медицинской информации

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ . Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно вычисляют относительные показатели и изображают их графически. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Каково значение в статистике абсолютных величин?
  2. Какие виды относительных величин выделяют? Почему возникает необходимость в расчете производных относительных величин?
  3. Что такое экстенсивный показатель и что он характеризует? Методика расчета экстенсивного показателя.
  4. Что такое интенсивные показатели и как их вычислять?
  5. Можно ли использовать интенсивные показатели для сравнительного анализа показателей здоровья населения?
  6. Какова методика расчета показателя соотношения и что он характеризует? Чем показатель соотношения отличается от интенсивного показателя?
  7. Какова методика расчета показателя наглядности? Можно ли представить в показателях наглядности абсолютные величины?
  8. Назовите основные виды диаграмм, каким целям служит графический метод в статистике?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Абсолютные величины отражают количественную сторону действительности, абсолютные размеры изучаемого явления. Абсолютные величины используются при характеристике общей совокупности (численность населения, общее число врачей в стране и др.), а также при оценке редко встречающихся явлений (число особо опасных инфекций, число людей с аномалиями развития). Абсолютные величины, как правило, не используют для статистического анализа, поскольку они мало пригодны для сравнения. Для сравнения изучаемых явлений используют производные величины, которые подразделяются на относительные и средние. Относительные величины используются при анализе альтернативных (есть явление или отсутствует) признаков.

В санитарной статистике используют следующие виды относительных величин: экстенсивные коэффициенты; интенсивные коэффициенты; коэффициенты соотношения; коэффициенты наглядности.

Экстенсивные коэффициенты характеризуют отношение части к целому, то есть определяют долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Например: удельный вес (доля) заболеваний гриппом среди всех заболеваний в процентах; доля производственных травм среди всех травм у рабочих (отношение числа производственных травм к общему числу травм, умноженное на 100%). Вычисление экстенсивного показателя производится по формуле:

Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень, распространенность) явления в однородной среде. На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 1000 жителей; число родившихся на 1000 человек (определяется как отношение числа родившихся за год к средней численности населения административной территории, умноженное на 1000). Вычисление интенсивного показателя производится по формуле:

В медико-социальных исследованиях за «среду», как правило, принимается численность населения в целом, а также отдельных его групп (по возрасту, полу, профессии, месту жительства и т.д.). Явление представляет собой как бы продукт «среды». Например: число заболевших, родившихся детей, инвалидов. Основание – единица с нулями: 100, 1000, 10000, 100000 человек. В результате полученные данные выражаются в процентах (%), промилле (‰), продецимилле (%00 ), просантимилле (%000 )

Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. При расчете общих интенсивных показателей за среду принимается численность населения в целом (показатель рождаемости, общий показатель смертности, показатель заболеваемости и др.). Специальные – вычисляют для отдельных групп населения: показатель плодовитости изучает число детей, родившихся на 1000 женщин детородного возраста, уровень заболеваемости гипертонической болезнью женщин-педагогов, повозрастной показатель смертности - число умерших в определенном возрасте и др.

Коэффициенты соотношения (показатель частоты, распространенности явления в разнородных средах) характеризуют численное соотношение двух не связанных между собой, самостоятельных совокупностей. Методика расчета показателей соотношения сходна с методикой вычисления интенсивных показателей, хотя они различны по существу.

Показатель соотношения =

Показатели соотношения используются для характеристики обеспеченности уровня и качества медицинской помощью: число коек на 10000 человек; число врачей на 10000 жителей; число лекарственных препаратов, произведенных на 1000 жителей (отношение числа выпущенных лекарственных препаратов, к численности населения административной территории, умноженное на 1000).

Показатель наглядности применяется с целью более наглядного и доступного сравнения рядов абсолютных, относительных и средних величин. Коэффициент наглядности определяет, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин. Используется для характеристики динамики явления. При вычислении показателей наглядности одна из сравниваемых величин принимается за 100% или за единицу, а остальные величины с помощью пропорции пересчитываются в коэффициенты по отношению к этому числу. Чаще всего за 100% принимается первая исходная величина, но за 100 может быть принята величина и из середины, конца ряда. Например, число врачей в 2005 г. по сравнению с числом врачей в 2006 г., принятым за 100% (отношение числа специалистов в данном году к числу специалистов в предыдущем году, умноженное на 100%).

Большое значение для анализа полученных данных имеет их графическое изображение. Графические изображения отражают закономерность развития, пространственные распределения, взаимосвязь явлений. Принято различать следующие основные типы графических изображений: диаграммы, картограммы, картодиаграммы.

Диаграммы – графические изображения статистических величин с помощью различных геометрических фигур и знаков. Выделяют линейные, плоскостные и объемные графические изображения. Для графического изображения относительных величин используют различные геометрические фигуры. Вертикальные прямоугольники (столбиковые и внутристолбиковые диаграммы), горизонтальные прямоугольники (ленточные диаграммы), квадраты (квадратные диаграммы), треугольники (пирамидальные диаграммы), круги (круговые диаграммы), секторы круга (секторные диаграммы), радиусы круга (радиальные диаграммы, или диаграммы полярных координат), кривые, прямые или ломаные линии (линейные диаграммы, или графики), изображения объектов окружающего мира — людей, коек, машин и др. (фигурные диаграммы).

Для отображения каждого вида относительных величин рекомендуется использовать тот или иной вид диаграмм. Так, для изображения интенсивных показателей, показателей наглядности и соотношения чаще применяют столбиковые, линейные или фигурные диаграммы. Линейные диаграммы применяются для иллюстрации частоты явления, изменяющего во времени. Основой для построения линейной диаграммы является прямоугольная система координат. На оси абсцисс откладываются равные по масштабу промежутки времени, а по оси ординат уровни показателей интенсивных, соотношения или наглядности.

Диаграмма 1.

Линейная диаграмма:

ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И СМЕРТНОСТИ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА (1990-2002)

Радиальная диаграмма является частным видом линейной диаграммы, построенной на полярных координатах. Радиальная диаграмма позволяет графически изобразить динамику явления за замкнутый цикл времени (год, неделю, сутки). Радиальные диаграммы чаще используются для отражения сезонности интенсивных коэффициентов.

Диаграмма 2.

ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ ПО МЕСЯЦАМ ГОДА (‰0 )

Для построения радиальной диаграммы формируется окружность и проводятся радиусы по числу месяцев в году (дней недели и т.д.). От центра к периферии на радиусах последовательно откладываются значения сезонных показателей. При превышении среднегодовых показателей кривая выходит за пределы окружности, а при более низких уровнях показателей кривая оказывается внутри окружности. При правильном построении диаграммы площадь поверхности, которая выделена кривой, равна площади круга.

Графические изображения экстенсивных величин (показателей структуры) чаще располагают внутри какой-либо геометрической фигуры (внутристолбиковые или секторные диаграммы).

Диаграмма 3.

Структура смертности населения России, в % к итогу


Картограммой называется географическая карта или её схема, на которой различной краской или штриховкой изображена степень распространения какого-либо явления на различных участках территории.

Картодиаграммой называется такое географическое изображение, когда на географическую карту статистические данные наносятся в виде столбиков, секторных, фигурных и других диаграмм.

При построении любых графических изображений следует соблюдать некоторые общие правила:

- каждая диаграмма должна иметь четкое, ясное, краткое название, отражающее ее содержание, и порядковый номер;

- все элементы диаграммы (фигуры, знаки, окраска, штриховка) должны быть пояснены на самой диаграмме или в условных обозначениях (легенде);

- изображаемые графически величины должны иметь цифровые обозначения на самой диаграмме или в прилагаемой таблице;

- данные на диаграмме должны размещаться от большего к меньшему, слева направо, снизу вверх и по часовой стрелке (но элемент «прочие» всегда располагается последним).

Заканчивается данный этап формулировкой выводов и ли­тературным оформлением полученного материала.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ЗАДАНИЕ 1. Используя приведенные данные по двум сельским врачебным участкам, рассчитайте относительные величины и проведите их анализ:

1. Интенсивные показатели - уровень рождаемости, общей и повозрастной смертности, уровень заболеваемости.

2. Экстенсивные показатели – возрастную структуру населения, структуру причин заболеваемости

3. Показатели соотношения – обеспеченность населения врачами и стационарной помощью.

4. Показатели наглядности в процентах — проведя преобразование интенсивных показателей повозрастной смертности.

5. Провести сравнительный анализ полученных данных .

ЗАДАЧА 1.

Данные о населении в абсолютных величинах

Сельские врачебные участки

с. Гофицкое

с. Высоцкое

Численность населения (чел.)

10510

6790

Распределение жителей по возрастам.

0 - 14 лет

2622

1690

15 - 24

1690

1550

25 - 49

3438

2200

50 лет и старше

2760

1350

Родилось в данном году (чел.)

99

72

Умерло в данном году (чел.)

158

86

Распределение умерших по возрастам:

0 - 14

22

13

15-24

17

13

25 - 49

49

26

50 лет и старше

70

34

Число зарегистрир. случаев заболеваний

8О29

6125

в том числе:

Болезней органов дыхания

4158

3504

Болезней органов кровообращения

1823

989

Болезней органов пищеварения

465

577

Травм

491

205

Прочие случаи

1100

850

Показатели медицинского обслуживания:

Число коек в стационаре

48

32

Число врачебных должностей

6

4

ЗАДАЧА 2.

Данные о населении в абсолютных

величинах

Сельские врачебные участки

С. Калиновка

С. Татарка

Численность населения (чел.)

3910

9500

Распределение жителей по возрастам.

0 - 14 лет

877

2185

15 - 24

760

1800

25 - 49

1413

2845

50 лет и старше

860

2670

Родилось в данном году (чел.)

32

69

Умерло в данном году (чел.)

49

134

Распределение умерших по возрастам:

0 - 14

5

14

15-24

4

11

25 - 49

8

29

50 лет и старше

15

80

Число зарегистрир. случаев заболеваний

3503

9118

в том числе:

Болезней органов дыхания

1308

3500

Болезней органов кровообращения

890

2750

Болезней органов пищеварения

102

104

Травм

216

188

Прочие случаи

987

2576

Показатели медицинского обслуживания:

Число коек в стационаре

40

65

Число врачебных должностей

3

7

ЗАДАЧА 3.

Данные о населении в абсолютных

величинах

Сельские врачебные участки

С.Московское

С.Жуковское

Численность населения (чел.)

11250

7960

Распределение жителей по возрастам.

0 - 14 лет

2790

1980

15 - 24

1922

1240

25 - 49

4078

2755

50 лет и старше

2460

1985

Родилось в данном году (чел.)

101

67

Умерло в данном году (чел.)

127

107

Распределение умерших по возрастам:

0 - 14

20

13

15-24

18

10

25 - 49

29

19

50 лет и старше

60

65

Число зарегистрир. случаев заболеваний

10759

7483

в том числе:

Болезней органов дыхания

5138

3850

Болезней органов кровообращения

405

391

Болезней органов пищеварения

988

779

Травм

2142

928

Прочие случаи

2086

1535

Показатели медицинского обслуживания:

Число коек в стационаре

65

45

Число врачебных должностей

8

5

ЗАДАЧА 4.

Данные о населении в абсолютных

величинах

Сельские врачебные участки

С. Бешпагир

С.Сергиевка

Численность населения (чел.)

8580

4890

Распределение жителей по возрастам.

0 - 14 лет

2030

1100

15 - 24

1080

970

25 - 49

3300

1600

50 лет и старше

2170

1220

Родилось в данном году (чел.)

77

46

Умерло в данном году (чел.)

104

55

Распределение умерших по возрастам:

0 - 14

14

7

15-24

13

5

25 - 49

25

13

50 лет и старше

52

30

Число зарегистрир. случаев заболеваний

8120

3814

в том числе:

Болезней органов дыхания

3517

1620

Болезней органов кровообращения

1689

831

Болезней органов пищеварения

438

208

Травм

43

26

Прочие случаи

2433

1129

Показатели медицинского обслуживания:

Число коек в стационаре

50

35

Число врачебных должностей

6

3

ЗАДАЧА 5.

Данные о населении в абсолютных

величинах

Сельские врачебные участки

С. Подлужное

С. Золотаревка

Численность населения (чел.)

6960

5520

Распределение жителей по возрастам.

0 - 14 лет

1537

980

15 - 24

1002

1108

25 - 49

2830

2227

50 лет и старше

1591

1205

Родилось в данном году (чел.)

52

40

Умерло в данном году (чел.)

97

73

Распределение умерших по возрастам:

0 - 14

10

7

15-24

11

8

25 - 49

25

15

50 лет и старше

51

43

Число зарегистр. случаев заболеваний

6113

5210

в том числе:

Болезней органов дыхания

2800

2015

Болезней органов кровообращения

1418

1103

Болезней органов пищеварения

820

734

Травм

145

110

Прочие случаи

930

1256

Показатели медицинского обслуживания:

Число коек в стационаре

50

30

Число врачебных должностей

5

3

ЗАДАЧА 6.

Данные о населении в абсолютных

величинах

Сельские врачебные участки

Р.п..Анджиевский

С. Отрадное

Численность населения (чел.)

7555580

4950

Распределение жителей по возрастам.

0 - 14 лет

1580

1009

15 - 24

1200

1060

25 - 49

2860

1711

50 лет и старше

1890

1170

Родилось в данном году (чел.)

65

38

Умерло в данном году (чел.)

90

59

Распределение умерших по возрастам:

0 - 14

10

8

15-24

9

9

25 - 49

21

13

50 лет и старше

49

29

Число зарегистрир. случаев заболеваний

7950

4920

в том числе:

Болезней органов дыхания

3025

2150

Болезней органов кровообращения

1785

950

Болезней органов пищеварения

930

310

Травм

980

460

Прочие случаи

1130

1050

Показатели медицинского обслуживания:

Число коек в стационаре

45

25

Число врачебных должностей

4

2

ЗАДАЧА 7.

Данные о населении в абсолютных

величинах

Сельские врачебные участки

Р.п. Рыздвяный

П.Горячеводский

Численность населения (чел.)

10250

32500

Распределение жителей по возрастам.

0 - 14 лет

2371

7533

15 - 24

2285

8320

25 - 49

2960

8447

50 лет и старше

2634

8200

Родилось в данном году (чел.)

55

378

Умерло в данном году (чел.)

108

421

Распределение умерших по возрастам:

0 - 14

10

71

15-24

21

83

25 - 49

31

102

50 лет и старше

46

155

Число зарегистрир.случаев заболеваний

7862

30670

в том числе:

Болезней органов дыхания

3315

13750

Болезней органов кровообращения

1608

886

Болезней органов пищеварения

869

923

Травм

710

940

Прочие случаи

1460

14171

Показатели медицинского обслуживания:

Число коек в стационаре

125

65

Число врачебных должностей

9

16

ЗАДАЧА 8.

Данные о населении в абсолютных

величинах

Сельские врачебные участки

С. Грушевое

Ст.Григорополисская

Численность населения (чел.)

5890

9080

Распределение жителей по возрастам.

0 - 14 лет

1210

1220

15 - 24

930

1650

25 - 49

1880

3390

50 лет и старше

860

1980

Родилось в данном году (чел.)

51

85

Умерло в данном году (чел.)

78

113

Распределение умерших по возрастам:

0 - 14

9

11

15-24

5

15

25 - 49

25

31

50 лет и старше

38

56

Число зарегистрир. случаев заболеваний

5569

8128

в том числе:

Болезней органов дыхания

2005

3580

Болезней органов кровообращения

618

1306

Болезней органов пищеварения

880

923

Травм

676

960

Прочие случаи

1390

1369

Показатели медицинского обслуживания:

Число коек в стационаре

35

62

Число врачебных должностей

3

9

Задание №2. Предложенный статистический материал изобразить графически, для чего необходимо выбрать вид графического изображения наиболее соответствующий имеющимся данным, масштаб, начертить диаграмму и сформулировать выводы .

Задача 1.

Диаграмма 1. Планируемые расходы здравоохранения из всех источников финансирования в расчете на одного жителя Ставропольского края составили в 2005 году 1254,2 рублей, в том числе за счет бюджетов всех уровней 531,7 руб. (42,4%), за счет средств обязательного медицинского страхования – 639,1 руб. (50,95%), за счет целевых программ – 83,4 руб. (6,65%).

Диаграмма 2. Заболеваемость сифилисом и гонореей на 100 тыс. населения в Ставропольском крае по возрастным группам.

Годы

15 – 17 лет

18 лет и старше

Сифилис

Гонорея

Сифилис

Гонорея

2005

110,1

90,3

120,1

83,8

Диаграмма 3. Динамика общей смертности (на 1000населения) в Российской Федерации и по Ставропольскому краю

Территории

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Российская Федерация

13,6

14,7

15,4

15,6

16,2

16,6

15,9

16,0

Ставропольский край

12,8

13,4

13,9

14,0

14,6

14,9

14,3

14,4

Задача 2.

Диаграмма 1. Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в городах Ставропольского края в 2005 году (на 100 тыс. населения)

Города

Врачами (без зубных)

Средним медицинским персоналом

Ставрополь

43,5

88,7

Ессентуки

45,1

95,2

Невинномысск

36,5

72,4

Диаграмма 2. Структура причин детской инвалидности в Ставропольском крае в 2006 году: болезни нервной системы – 26,7%, психические расстройства – 21,3%, врожденные аномалии – 17,2%, болезни эндокринной системы – 5,7%, прочие болезни -29,1%

Диаграмма 3. Динамика материнской смертности в Российской Федерации и по Ставропольскому краю на 100 тыс. родившихся живыми.

Территории

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Российская Федерация

44,0

44,2

39,7

36,5

33,6

31,9

23,4

Ставропольский край

19,4

24,2

20,3

31,5

30,0

35,9

32,0

Задача 3.

Диаграмма 1. Структура смертности населения трудоспособного возраста по основным классам болезней в Ставропольском крае: болезни системы кровообращения – 33,8%, травмы и отравления – 30,6%, новообразования – 12,0%, болезни органов пищеварения – 6,9%, прочие болезни – 16,7%

Диаграмма 2 . Распределение числа детей с острыми кишечными заболеваниями, госпитализированных в инфекционное отделение больницы, по месяцам года: январь – 9, февраль – 5, март – 12, апрель – 10, май – 14, июнь – 18, июль – 21, август – 29, сентябрь – 17, октябрь – 15, ноябрь – 8, декабрь – 6.

Диаграмма 3.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21   ..