Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14   ..

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(ГБОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России)

Кафедра организации здравоохранения, экономики и социальной работы

«История ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

(заочной формы обучения)

по направлению подготовки бакалавров

специальность 080100 - ЭКОНОМИКА

Ӏ . ЗЕТ 2. Часов 72

Из них:

1. Аудиторных занятий - 6, из них

лекций - 2

семинарских занятий - 4

2. Самостоятельная работа - 62

ӀӀ. Форма контроля:

Зачёт 2-ый семестр (4 часа)

Ставрополь, 2011

УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

«История экономических учений»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА. – 2011. – 231с.

Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «История экономики» и включает в себя краткое содержание учебного курса, планы проведения лекций, семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, темы, выносимые на самостоятельное изучение, тематику контрольных работ с краткой аннотацией по каждой теме, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к зачету, контрольные и обучающие тесты.

УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

Составители: доцент кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Ю.И.Германова

ст.преп. кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Л.В.Малкина

Рецензент: профессор кафедры экономики и учёта

ФГБОУ «Северо-Кавказский государственный технический университет», д.э.н. И.В. Туманян

Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией

Ставропольской государственной медицинской академии

© Ставропольская государственная медицинская академия, 2011


Содержание.

Предисловие………………………………………………

4

Цели и задачи дисциплины………………………………

5

Место дисциплины в структуре ООП…………………...

5

Требования к результатам освоения дисциплины………

6

Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы…..

9

Краткое содержание учебного курса……………………

10

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

12

Тематика и планы лекций……………………………......

14

Тематика и планы семинарских занятий……………….

17

Темы, выносимые на самостоятельное изучение………

19

Методические указания к контрольным работам………

20

Тематика контрольных работ……………………………

23

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………….

226

Вопросы для подготовки к зачету………………………

229

Предисловие

Дисциплина «История экономических учений» непосредственно связана с экономической теорией, экономикой организации, дисциплинами управленческого блока. Это дает возможность углубить знания в области экономической теории и расширить методологическую базу для изучения конкретных экономических дисциплин. Данная дисциплина призвана не только представить различные экономические школы в исторической последовательности, но и показать их взаимозависимость и взаимовлияние.

Особое внимание уделено развитию русской экономической мысли, при этом акцент делается на специфике последней, на том, что отличает ее от западноевропейской экономической мысли.

Изучение дисциплины рассчитано на один семестр заочной формы обучения и включает 2 часа лекций и 4 часа семинарских занятий.

Лекционный курс читается ведущими преподавателями кафедры. Каждая лекция сопровождается использованием современных аудиовизуальных средств обучения (мультимедийные образовательные технологии).

Семинарские занятия проводятся в аудиториях кафедры, оснащённых необходимой методической литературой, техническими средствами обучения. Количество студентов в академической группе составляет 20-25 человек. Структура семинарских занятий включает собеседование по основным вопросам плана, выполнение индивидуальных заданий, работу с словарём экономических и социологических терминов, подготовку, заслушивание и оппонирование ов, тестирование и другие формы.

На кафедре созданы условия для самостоятельной работы студентов, которая проводится в 2-х формах – аудиторной и внеаудиторной. Первое направление реализуется в ходе семинарских занятий. Второе направление осуществляется в рамках выполнения контрольных работ на основе самостоятельного использования обязательной и дополнительной литературы. На самостоятельную работу студентов предусматривается 62 часа, из которых 50 часов отводятся на самостоятельное изучение студентами основной и дополнительной литературы по тематике дисциплины и 12 часов на выполнение контрольной работы.

  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины «История экономических учений» состоит в обучении студентов существующим экономическим теориям на основе анализа взглядов представителей экономической науки на основные экономические проблемы общества и трактовки базовых экономических категорий от момента зарождения экономических знаний до современного этапа развития.

Задачи изучения дисциплины:

  • познакомить с основными направлениями западной экономической теории
  • исследовать основные этапы развития экономической мысли Востока
  • определить специфические особенности развития отечественной экономической мысли
  • развить навыки студентов к исследованию опыта развития различных экономических систем, прежде всего в современном экономическом обществе, на основе сравнительного анализа подходов различных экономических школ
  • познакомить с теориями трансформации экономики и общества
  • подготовить студентов к эффективному использованию навыков самостоятельного анализа различных оценок текущего состояния российской экономики на основе тестирования особенностей современного этапа развития экономической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История экономических учений» (Б3.Б.9) относится к базовой части профессионального цикла ООП.

Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями в области истории древнего мира, истории средних веков, новой истории, новейшей истории, истории Отечества и обществознания в рамках соответствующих курсов общеобразовательной школы.

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: макроэкономики, микроэкономики.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей в процессе преподавания дисциплины «История экономических учений» в совокупности с другими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) обеспечивает формирование следующих профессиональных компетенций бакалавра:

общекультурные компетенции (ОК):

  1. владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  2. понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
  3. понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
  4. анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
  5. умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  6. логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
  7. быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
  8. быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
  9. критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
  10. осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
  11. понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
  12. владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

профессиональные компетенции:

  1. способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
  2. способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

1) содержание основных направлений экономической мысли и их последовательность;

2) основные теоретико-методологические принципы, которые исторически доминировали по мере эволюции направлений, течений и школ экономической мысли;

3) различные оценки и интерпретации теоретического наследия представителей основных школ и направлений экономической мысли;

4) вклад ученых в развитие предмета микроэкономики и макроэкономики;

5) специфику современной экономической мысли.

уметь:

1) свободно ориентироваться в основных проблемах экономической теории;

2) сравнивать альтернативные теоретические подходы к изучению проблем экономики;

3) использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

4) анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях;

5) осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

6) прогнозировать развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;

владеть :

1) методологией микро- и макроэкономического анализа.

2) современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

3) методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

4) навыками самостоятельной работы, самоорганизации организации выполнения поручений.

Наименование разделов дисциплины

В результате изучения дисциплины «эконометрика» студенты должны

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-9

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ОК-13

ПК-5

ПК-6

Знать

Уметь

Владеть

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономических учений».

+

+

+

+

+

+

+

+

1-5

1-2

1

Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-5

1-2

1

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-5

1-2

1

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1-5

1-2

1

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

+

+

+

+

+

+

+

+

1-5

1-2

1

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1-5

1-6

1-4

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1-5

1-6

1-4

Развитие экономической мысли в России.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1-5

1-6

1-4

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (ЗЕТ), 72 часа

п/п

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

2

1.

Аудиторные занятия

6

6

В том числе:

Лекции (Л)

2

2

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (СЗ)

4

4

Лабораторные работы (ЛР)

2.

Самостоятельная работа (СРС)

62

62

В том числе:

нет

нет

Контрольная работа

12

12

Другие виды самостоятельной работы

50

50

Вид промежуточной аттестации (зачет /экзамен)

4

4

3.

Общая трудоемкость

72

72

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономических учений».

Содержание предмета. Структурные особенности учебного курса. Методы экономического анализа. Основные теоретико-методологические принципы изучения дисциплины.

Тема 2. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

Экономическая мысль древнего мира. Концепции Аристотеля об экономике и хрематистике.

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, к богатству, деньгам, ссудному проценту).

Экономическая мысль средневековья. Вклад Ф. Аквинского в разработку экономических проблем.

Тема 3. Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

Систематизация экономических знаний. Характеристика первых теоретических систем в ходе развития капитализма. Вклад меркантилизма в развитие предмета экономической теории. Физиократы и Ф. Кенэ.

Особенности классической политической экономии. Трудовая теория стоимости А.Смита и Д.Рикардо.

Противники трудовой теории стоимости. Идеи Ж. Сэя. Закон народонаселения Т.Мальтуса и идея «золотого миллиарда» современных мальтузианцев.

Четырехзвенная трактовка элементов экономики Д. С. Милля. Идеи Ж. Сисмонди.

Взгляды социалистов-утопистов. Марксизм и теория прибавочной стоимости. Последователи К.Маркса.

Тема 4. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

Зарождение идей маржинализма в трудах представителей математического направления в экономике. Основные теоретические положения учения маржинализма.

Формирование и эволюция современной экономической мысли. Австрийская школа и маржиналистская революция. Английская, лозаннская и кембриджская школы маржинализма.

Тема 5. Институционально-социологическое направление в экономической науке.

Возникновение и развитие институционализма. Американский институционализм. Развитие идей институционализма в трудах Дж.Гелбрейта, Ф. Перу.

Особенности и структура неоинституциональной концепции. Основные понятия неоинституционализма.

Тема 6. Теории государственного регулирования экономики. кейнсианство и неокейнсианство.

Возникновение кейнсианства. Вклад Дж. Кейнса в формирование предмета макроэкономики. Роль сбережений и инвестиций в теории Дж. Кейнса. Теория мультипликатора.

Кейнсианцы и посткейнсианцы. Развитие кейнсианской теории Дж. Хиксом.

Тема 7. Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

Формирование и эволюция современной экономической мысли. Главная проблема экономической науки третьего тысячелетия.

Основные школы неоклассического направления: монетаризм, «экономика предложения», теория рациональных ожиданий, теория общественного выбора.

Неолиберальное направление в экономической науке. Неоавстрийская школа. Немецкий неолиберализм.

Концепции неоклассического синтеза. Вклад П. Самуэльсона в создание современных доктрин экономической мысли.

Тема 8. Развитие экономической мысли в России.

Русская экономическая мысль (первые памятники).

Особенности развития экономической науки в России XVII-XIX веков. Научный вклад А.Ордин-Нащекина, И.Посошкова, М.В.Ломоносова. Российская антикрепостническая экономическая мысль: А.Н.Радищев, М.М. Сперанский, Н.С.Мордвинов.

Экономическая мысль России в пореформенный период (XIX- начало ХХ века): С.Ю.Витте, М.И., П.Б.Струве. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов. Распространение в России экономических идей марксизма.

Научный вклад А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д Кондратьева в понимание экономической динамики. Концепции экономики «переходного периода» и «социализма».

Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Вклад российских ученых ХХ века в развитие мировой экономической мысли. Экономическая мысль России в период «перестройки» и постсоветских реформ.

Заключение.

Краткий итог изученного материала. Задачи на предстоящую аттестацию.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Философия

+

-

-

-

-

-

-

-

2.

Отечественная история

+

-

-

-

-

-

-

+

3.

Политология.

-

-

-

-

+

+

+

+

4.

Экономическая теория

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

История экономики

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Эконометрика

+

-

-

+

-

+

+

+

5.3 Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекции

Семинар-ские занятия

Самосто-ятельная работа

1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономических учений».

6,25

0,25

-

6

2

Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

8,25

0,25

-

8

3

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

8,75

0,25

0,5

8

4

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

8,75

0,25

0,5

8

5

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

8,75

0,25

0,5

8

6

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

8,75

0,25

0,5

8

7

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

8,75

0,25

0,5

8

8

Развитие экономической мысли в России.

9,75

0,25

1,5

8

Зачёт

4,0

Итого

72

2,0

4,0

62

№ п/п

Тематика

лекций

кол-во часов

Тема 1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономических учений».

1. Содержание предмета. Методы экономического анализа.

2. История экономических учений в структуре экономических наук.

3. Направления и этапы развития экономической мысли.

0,25

Тема 2

Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

1. Экономическая мысль древнего мира. Экономиическая мысль Древнего Востока

2. Экономические взгляды древнегреческих философов. Экономические идеи Древнего Рима. 3. Экономическая мысль средневековья как часть богословия. Вклад Ф. Аквинского в разработку экономических проблем.

0,25

Тема 3

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

1. Систематизация экономических знаний. Характеристика первых теоретических систем в ходе развития капитализма.

2. Вклад меркантилизма в развитие предмета экономической теории. Физиократия – первая целостная теоретическая концепция классической школы. Ф. Кенэ.

3. Зарождение и особенности классической политической экономии.

4. Марксизм и теория прибавочной стоимости. Последователи К.Маркса.

0,25

Тема 4

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

1. Основные теоретические положения учения маржинализма.

2. Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». К.Менгер, У.Джевонс., Л.Вальрас.

3. Второй этап «маржинальной революции».

0,25

Тема 5

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

1. Возникновение и развитие институционализма. Американский институционализм. Развитие идей институционализма в трудах Дж.Гелбрейта.

2. Институционально-социологические воззрения Ф. Перру.

3. Особенности, структура и основные понятия неоинституциональной концепции.

0,25

Тема 6

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

1. Возникновение кейнсианства. Вклад Дж. Кейнса в формирование предмета макроэкономики.

2. Американские (Э.Хансон, С.Харрис) и европейские (Ф.Перру) последователи учения Дж.М.Кейнса.

3. Возникновение неокейнсианских теорий экономического роста (Е.Домар, Р.Харрод). Особые случаи кейнсианской теории.

0,25

Тема 7

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

1. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Главная проблема экономической науки третьего тысячелетия.

2. Основные школы неоклассического направления: монетаризм, «экономика предложения», теория рациональных ожиданий, теория общественного выбора.

3. Неолиберальное направление в экономической науке. Неоавстрийская школа. Немецкий неолиберализм.

4. Концепции неоклассического синтеза. Вклад П. Самуэльсона в создание современных доктрин экономической мысли.

0,25

Тема 8

Развитие экономической мысли в России.

1. Русская экономическая мысль (первые памятники). Особенности развития экономической науки в России XVII-XIX веков.

2. Экономическая мысль России в пореформенный период (XIX- начало ХХ века). Распространение в России экономических идей марксизма.

3. Концепции экономики «переходного периода» и «социализма».

4. Экономическая мысль России в период «перестройки» и постсоветских реформ.

0,25

Итого

2

6. Лабораторный практикум - не предусмотрен

7. Семинарские занятия

№ п/п

Тематика

семинарских занятий

кол-во часов

Тема 3

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

1. Систематизация экономических знаний. Характеристика первых теоретических систем в ходе развития капитализма.

2. Вклад меркантилизма в развитие предмета экономической теории. Физиократия – первая целостная теоретическая концепция классической школы. Ф. Кенэ.

3. Зарождение и особенности классической политической экономии.

4. Марксизм и теория прибавочной стоимости. Последователи К.Маркса.

0,5

Тема 4

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

1. Основные теоретические положения учения маржинализма.

2. Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». К.Менгер, У.Джевонс., Л.Вальрас.

3. Второй этап «маржинальной революции».

0,5

Тема 5

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

1. Возникновение и развитие институционализма. Американский институционализм. Развитие идей институционализма в трудах Дж.Гелбрейта.

2. Институционально-социологические воззрения Ф. Перру.

3. Особенности, структура и основные понятия неоинституциональной концепции.

0,5

Тема 6

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

1. Возникновение кейнсианства. Вклад Дж. Кейнса в формирование предмета макроэкономики.

2. Американские (Э.Хансон, С.Харрис) и европейские (Ф.Перру) последователи учения Дж.М.Кейнса.

3. Возникновение неокейнсианских теорий экономического роста (Е.Домар, Р.Харрод). Особые случаи кейнсианской теории.

0,5

Тема 7

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

1. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Главная проблема экономической науки третьего тысячелетия.

2. Основные школы неоклассического направления: монетаризм, «экономика предложения», теория рациональных ожиданий, теория общественного выбора.

3. Неолиберальное направление в экономической науке. Неоавстрийская школа. Немецкий неолиберализм.

4. Концепции неоклассического синтеза. Вклад П. Самуэльсона в создание современных доктрин экономической мысли.

0,5

Тема 8

Развитие экономической мысли в России.

1. Русская экономическая мысль (первые памятники). Особенности развития экономической науки в России XVII-XIX веков.

2. Экономическая мысль России в пореформенный период (XIX- начало ХХ века). Распространение в России экономических идей марксизма.

3. Концепции экономики «переходного периода» и «социализма».

4. Экономическая мысль России в период «перестройки» и постсоветских реформ.

1,5

Итого

4

Самостоятельное изучение разделов (тем)

№ п/п

наименование раздела (темы)

кол-во

часов

1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономических учений».

6

2

Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

8

3

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

8

4

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

8

5

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

8

6

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

8

7

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

8

8

Развитие экономической мысли в России.

8

Итого

62

8. Методические указания к контрольным работам

8.1. Общие требования к написанию контрольной работы.

Контрольная работа включает:

1) теоретические вопросы по дисциплине (соответствуют вопросам для подготовки к зачету – с.229-231 );

2) аналитические задания (с.23-226);

3) тестовые вопросы (с.23-226).

На титульном листе работы указывается шифр, наименование учебного заведения, факультета, кафедры, а также фамилия и инициалы студента. На первой странице формулируются вопросы контрольной работы, после чего раскрывается их содержание. Изложение теоретических вопросов должно быть самостоятельным, аргументированным, доказательным. Приводя цитаты и статистические материалы, следует делать сноски.

Аналитические задания выполняются после предварительного изучения кратких аннотаций по исследуемым темам, распределённым по вариантом (с.25-225). Задания часто содержат готовые варианты ответов, однако в отличие от тестовых, ответы на аналитические вопросы требуют развёрнутого обоснования позиции студента по рассматриваемой проблеме.

После изложения ответов на аналитические задания коротко даются ответы на тестовые вопросы (с.25-225) с указанием букв корректных ответов.

Работа может быть представлена по почте, лично, а также по электронной почте econom.stgma.ru. Общий объем работы – 10-12 печатных листов.

Список литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями (автор, название, издательство, год, количество страниц) и включает все использованные источники.

8.2. Рекомендации по подготовке к выполнению контрольной работы и примерный календарный план.

После выбора темы предстоит составление примерной библиографии, т.е. списка литературы, которая должна быть изучена и использована при написании контрольной работы. Студентам следует обратиться к соответствующим темам лекций, рекомендуемой литературе: учебной, монографической, статьям из научных журналов.

При выполнении контрольных работ следует использовать статьи из следующих журналов: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы управления здравоохранением», «Экономика здравоохранения», «Здравоохранение Российской Федерации» и др.

Важной составной частью работы является подбор, изучение и анализ фактического материала с указанием литературных источников.

После изучения литературы, сбора и обработки фактических данных составляется конкретный план работы, включающий 3 наиболее важных аспекта вопроса контрольной работы, а также введение, заключение, список использованной литературы.

Оформление списка использованной литературы должно осуществляться в соответствии с требованиями, например:

1. Иохин, В.Я., Экономическая теория / В.Я.Иохин – М.: Экономист, 2005.

2. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепу- рина М.Н., проф. Киселёвой Е.А., Киров, «АСА», 2006.

Контрольная работа по дисциплине «История экономики» представляется согласно графику, утвержденному деканатом факультета гуманитарного и социально-биологического образования.

Студенты, выполнившие контрольные в соответствии с требованиями, допускаются к ее защите. Во время защиты студент должен иметь при себе работу с рецензией. Он должен ответить на вопросы преподавателя по содержанию работы и учесть замечания, полученные при рецензировании. Только по устранению замечаний и прохождению собеседования зачитывается. При положительной рецензии, характеризующей глубокое содержание вопросов, и достаточном количестве литературы контрольная работа может быть зачтена без защиты.

Номера вопросов и тестовых заданий контрольной работы.

Пред-послед-няя цифра

Последняя цифра в номере

зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1;

1.2.1;

1.3.1-1.3.5.

2;

2.2.1;

2.3.1-2.3.5.

3;

3.2.1;

3.3.1-3.3.5.

4;

3.2.11;

3.3.6-3.3.10.

5;

4.2.1;

4.3.1-4.3.5.

6;

5.2.1;

5.3.1-5.3.5.

7;

6.2.1;

6.3.1.-6.3.5.

8;

7.2.1;

7.3.1-7.3.5.

9;

8.2.1;

8.3.1-8.3.5.

10;

9.2.1;

9.3.1-9.3.5.

1

11;

1.2.2;

1.3.6-1.3.10.

12;

2.2.2;

2.3.6-2.3.10.

13;

3.2.2;

3.3.6-3.3.10.

14;

3.2.12;

3.3.11-3.3.15.

15;

4.2.2;

4.3.6-4.3.10.

16;

5.2.2;

5.3.6-5.2.10.

17;

6.2.2;

6.3.6-6.3.10.

18;

7.2.2;

7.3.6-7.3.10.

19;

8.2.2;

8.3.6-8.3.10.

20;

9.2.2;

9.3.6-9.3.10.

2

21;

1.2.3;

1.3.11-1.3.15.

22;

2.2.3;

2.3.11-2.3.15.

23;

3.2.3;

3.3.11-3.3.15.

24;

3.2.13;

3.3.16-3.3.20

25;

4.2.3;

4.3.11-4.3.15.

26;

5.2.3; 5.3.11-5.3.15

27;

6.2.3;

6.3.11-6.3.15.

28;

7.2.3;

7.3.11-7.3.15.

29;

8.2.3;

8.3.11-8.3.15.

30;

9.2.3;

9.3.1-9.3.5.

3

31;

1.2.4;

1.3.16-1.3.20.

32;

2.2.4;

2.3.16-2.3.20.

33;

3.2.4;

3.3.16-3.3.20

34;

3.2.14;

3.3.21-3.3.25.

35;

4.2.4;

4.3.16-4.3.20.

36;

5.2.4;

5.3.16-5.3.20.

37;

6.2.4;

6.3.16-6.3.20.

38;

7.2.4;

7.3.16-7.3.20.

39;

8.2.4;

8.3.16-8.3.20.

40;

9.2.4;

9.3.7-9.3.11.

4

41;

4.2.11;

4.3.1-4.3.5.

1;

2.2.5;

2.3.1-2.3.5.

2;

3.2.5;

3.3.21-3.3.25.

3;

3.2.15;

3.3.26-3.3.30.

4;

4.2.5;

4.3.21-4.3.25.

5;

5.2.5;

5.3.21-5.3.25

6;

6.2.5;

6.3.21-6.3.25.

7;

7.2.5;

7.3.21-7.3.25.

8;

8.2.5;

8.3.1-8.3.5.

9;

9.2.5;

9.3.2-9.3.6.

5

10;

4.2.12;

4.3.6-4.3.10.

11;

2.2.6;

2.3.6-2.3.10.

12;

3.2.6;

3.3.26-3.3.30.

13;

3.2.16;

3.3.31-3.3.35.

14;

4.2.6;

4.3.26-4.3.30.

15;

5.2.6;

5.3.1.-5.3.5.

16;

6.2.6;

6.3.24-6.3.28.

17;

7.2.6;

7.3.1-7.3.5.

18;

8.2.6;

8.3.6-8.3.10.

19;

9.2.6;

9.3.7-9.3.11.

6

20;

4.2.13;

4.3.11-4.3.15.

21;

2.2.7;

2.3.18-2.3.22

22;

3.2.7;

3.3.31-3.3.35.

23;

3.2.17;

3.3.36-3.3.40

24;

4.2.7;

4.3.1.-4.3.5.

25;

5.2.7;

5.3.6-5.3.10.

26;

2.2.1;

2.3.1-2.3.5.

27;

7.2.7;

7.3.6-7.3.10.

28;

8.2.7;

8.3.11-8.3.15.

29;

9.2.7;

9.3.1-9.3.5.

7

30;

4.2.14;

4.3.16-4.3.20.

31;

9.2.1;

9.3.1-9.3.5.

32;

3.2.8;

3.3.36-3.3.40

33;

3.2.18;

3.3.39-3.3.44

34;

4.2.8;

4.3.6-4.3.10.

35;

5.2.8;

5.3.11-5.3.15.

36;

2.2.2;

2.3.6-2.3.10.

37;

7.2.8;

7.3.11-7.3.15.

38;

8.2.8;

8.3.16-8.3.20.

39;

9.2.8;

9.3.6-9.3.10.

8

40;

4.2.15;

4.3.21-4.3.25.

41;

9.2.2;

9.3.6-9.3.10.

1;

3.2.9;

3.3.39-3.3.44

2;

3.2.19;

3.3.1-3.3.5.

3;

4.2.9;

4.3.11-4.3.15.

4;

5.2.9;

5.3.24-5.3.28.

5;

2.2.3;

2.3.11-2.3.15.

6;

7.2.9;

7.3.16-7.3.20.

7;

8.2.9;

8.3.1-8.3.5.

8;

1.2.1;

1.3.21-1.3.25.

9

9;

8.2.11;

8.3.1-8.3.5

10;

9.2.3;

9.3.7-9.3.11

11;

3.2.10;

3.3.1-3.3.5.

12;

3.2.20;

3.3.6-3.3.10.

13;

4.2.10;

4.3.28-4.3.32.

14;

8.2.12;

8.3.6-8.3.10.

15;

1.2.4;

1.3.31-1.3.35.

16;

7.2.10;

7.3.25-7.3.29.

17;

8.2.10;

8.3.6-8.3.10.

18;

1.2.2;

1.3.26-1.3.30.

8.3. Тематика контрольных работ

Вариант 1. Теоретический вопрос: «История экономических учений как наука. Предыстория становления науки».

ЦЕЛЬ – сформировать представления о предмете истории экономических учений, задачах, функциях, структуре науки, а так же методологии и этапах её генезиса.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

  1. Знать генезис формирования предмета науки и его этапов, экономические воззрения Древнего Востока, античного мира и Средневековья.
  2. Уметь разбираться в методологии, функциях, задачах науки, определять особенности развития экономической мысли на разных исторических отрезках времени и в различных регионах планеты.
  3. Приобрести навыки практического разрешения основных вопросов данной темы.

Краткая аннотация.

История экономических учений (ИЭУ) исследует исторический процесс возникновения, развития и смены концепций экономических взглядов на различных этапах общественной жизни.

Изучение ИЭУ не только расширяет кругозор, но и позволяет ориентироваться в многообразии современных экономических подходах и создаёт прочную основу для выработки собственной позиции при решении сложных экономических проблем.

Предмет ИЭУ – это исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических взглядов на разных этапах развития человечества, изменений в науке, технике и социальной сферы. Объектом исследования науки становятся идеи и взгляды виднейших исследователей экономических отношений и процессов.

Предмет ИЭУ во многом определяет методология науки. Методология экономической теории определяет методы: формально-логический, диалектический, системно-ситуационный. Позиция историзма позволяет использовать и другие методы, такие как:

  1. Конкретно-исторического анализа, когда нельзя подходить к наследию прошлого с сегодняшних оценок, определяя явления далекого времени на уровне новых знаний.
  2. Сравнительный, сопоставительный анализ, когда выделяют внутреннюю логику развития взглядов в экономической науке, чтобы обнаружить взаимосвязь и преемственность идей разных эпох, а также сравнивать практические рекомендации разных концепций в экономической политике государств.
  3. Системный анализ, который строится на трёх научных подходах: генетическом, целевом и макроэкономическом.

Нужно обратить внимание, что методология ИЭУ – это анализ историко-экономический, поэтому здесь существуют две исследовательские позиции: абсолютистская и релятивистская.

Абсолютистский подход рассматривает логику развития предмета исследования, который заключается в движении от ложного к истинному, от простого к сложному.

Релятивистский подход рассматривает каждую отдельную теорию, выдвинутую в прошлые эпохи, как отражение социально-экономических условий. Крайняя форма релятивистского подхода называется классовым подходом, рассматривающим идеи как выражение классовых интересов.

Ключевыми понятиями в ИЭУ становятся: система экономических взглядов, теория, доктрина, течение, научная школа, направление.

Доктрина – строгая, базирующаяся на заранее сформулированных принципах и постулатах система взглядов, руководящий теоретический принцип.

Направление – это совокупность экономических взглядов, допускающая свободу в трактовке отдельных экономических проблем.

Научная школа – это группа учёных, объединённая общими теоретическими представлениями и методологией исследования.

Система экономических взглядов – это совокупность взаимосвязанных экономических идей, возникающих вследствие отражения в сознании человека реальных хозяйственных процессов и разъяснения сущности отдельных явлений. Экономические взгляды могут выступать в виде законов, принципов, моделей. На их основе формируются теории и доктрины.

Теория – основанное на реальных фактах обоснованное научное обобщение экономических явлений. В том же значении используют понятие «концепция», хотя изначально оно предполагает некую основополагающую систему экономических взглядов, определённое понимание экономических процессов.

Течение – это совокупность устоявшихся и согласованных между собой экономических взглядов, отражающая сформировавшиеся в их рамках основные и второстепенные положения.

Сегодня ИЭУ – самостоятельная научная дисциплина, занимающая важное место в системе экономических наук.

Этапы развития экономической мысли можно рассматривать по - разному, так как в периодизации нет единого подхода.

Есть периодизация по периодам изменения предмета науки – это универсальный, дифференцированный и интегрированный этапы, которые рассматриваются при изучении становления экономической теории.

Есть мнение, которое озвучивает Я.С. Ядгаров, что «исходная позиция в исследовании и направлении экономической мысли должна базироваться на историко-экономическом подходе и теоретической оценке всех лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации» , то есть выделяют четыре периода как в цивилизационном подходе: древний мир, средние века, новое и новейшее время, или эпоха до рыночной экономики, эпоха не регулируемых рыночных отношений – свободная конкуренция – период активного развития экономик многих стран, расцвета торговли и денежно-кредитного обращения, эпоха ориентированной и регулируемой экономики – современный период, когда наука формируется как учебная дисциплина и сфера практической деятельности.

Как бы не определялась классификация науки, но главным оставались изменения в условии жизни общества принадлежность тех или иных идей к исторической эпохе развития общества.

Экономическая мысль зародилась в колыбели мировой цивилизации – Древнем Востоке, когда появились первые государственные образования и установились формы управления рабовладельческой экономикой.

Среди первых письменных источников возникновения экономической мысли можно назвать:

1. РЕЧЕНИЕ ИПУСЕРА (Египет). Основные идеи трактата: 1) организация государственного хозяйства и управления им, 2) обеспечения хозяйства рабочей силой – рабами, наёмными крестьянами и средствами производства, 3) защита собственности всех групп населения.

2. КОДЕКС ЦАРЯ ХАММУРАПИ (Вавилон). Здесь была разработана система законов, которые предусматривали в экономической области: 1) неприкосновенность собственности, 2) ответственность за причинение материального ущерба, 3) отсрочка выплаты долга в результате не урожая, 4) ограничение ссудного процента до 20%, 5) льготы царским воинам и свободным гражданам по отмене долга за землю при передаче родственника на 3 года в рабство.

3. АРТХАШАСТРА (Индия) – учение о доходах. Имело следующие положения: 1) богатство государства – результат труда населения и расходовать его нужно для общественных целей, 2) бюджет государства должен быть активным, то есть политика государства должна определяться увеличение доходов и сокращением расходов, 3) стоимость вещи должна определяться количеством дней, идущим на её создание и не допустимо, чтобы покупатели делали цену выше её действительной стоимости, 4) прибыль торговца в цене не должна быть выше стоимости на местные товары – 5%, на привозные – 10%.

4. ГУАНЬ – ЦЗЫ, или Мудрец Гуань (Китай). Это коллективный трактат китайских легистов, сторонников административно-правовых методов управления империей. Они были оппонентами Конфуция и высказывали следующие взгляды: 1) закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила, призванная обогащать народ, а не казну, 2) главная цель управления – стабилизация хозяйства посредством денежной политики и накопления товаров.

В развитии экономической мысли Древнего Востока определённое место занимает конфуцианство (последователи Конфуция, 552 – 479 гг. до н. э.). Идеи этого направления отождествляли государство с обществом («государство – одна семья»). Государь был сыном неба и одновременно отцом и матерью народа. В силу этого общество должно было управляться не природными силами (даосизм), не административно-правовыми (легизм), не унитарно - экономическими методами (моизм), а исключительно с помощью морально-этических норм.

По Конфуцию, познавший волю неба становится «благородным мужем», сочетающим духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус, в отличие от «маленького человека», который руководствуется выгодой и привязан к конкретному труду.

Все дошедшие до нас идеи Древнего Востока не выходят за рамки простого описания явлений, рассуждений на уровне здравого смысла и разумных советов. В них есть понимание практических экономических проблем, но нет экономического анализа.

История экономического анализа, как считал Йозеф А. Шумпетер, начинается только с древних греков, то есть начало генезиса экономических учений, он относит к античному миру.

Выделяют несколько ключевых проблем, ставших предметом исследования древнегреческих философов:

1) отношение к рабству и его моральное оправдание,

2) пути повышения эффективности рабовладельческого хозяйства,

3) справедливость обмена и установление цены,

4) соотношение натурального и товарного хозяйства,

5) роль денег в экономике.

Таблица 1.

Основные идеи древнегреческих учёных

Представи-тели

Основные идеи

в том числе

Собствен.

Богатство

Деньги, %

Труд

Ксенофонт (ок. 430 – 354 гг. до н. э.). Работы «Домо-строй»,

«Экономи-кос»

1.Расширенное воспроизводство с целью обеспечения всеми продуктами семьи и рабов.

2.Излишек направляется на решение общинных и государственных проблем.

3.Не достойная деятельность – торговля и ростовщичество

Рабовладение и частная собствен-ность

Сельское хозяйство и домоводство

Анализ ценооб-разование: изменение цен на основе предложения товаров

Разделение труда для повышения его производи-тельность

Платон (427 – 347 гг. до н. э.). Работы

«Законы», «Государст-во»,

«Политика»

1.Идеальный тип общежития без семьи и частной собственности. Стоит выше законодательства и государственности.

2.Установление общего согласия в разделении труда, которое способствует дифференциации социальных функций и возникновению сословий.

Общественная, не допускается разрушение частной рабовл-адель. собствен-ности

Сельское хозяйство и ремесло

Запрет ссуд и кредита. Законодат. регулирование цен, установле-ние экспорт-ных и импортных квот.

Обязательный принцип труда, его разделение.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Работы «Политика», «Этика»

1.Идеальное устройство с учётом интересов государства и семьи.

2.Удел рабов – физический труд.

3.Справедливый товарообмен на основе баланса интересов.

4.Натуральное хозяйство – основа общества и создания товаров.

5.Обмена товаров на основе равенства стоимости и полезности.

Однозначность общественной и частной собственности в рабовладении

Захват территорий, сельское хозяйство и ремесло

Искусство наживать деньги – хремати-стика (хрема – имущее-ство, владение).

Вложение и накопле-ние денег – это движение капитала. Рассмотрение функции денег.

Разделение труда на умствен-ный (советник, военный) и физичес-кий.

Учёные Древнего Рима ограничились описанием сельскохозяйственного производства (именно здесь создавалось богатство), так как торговля и ремесло в Древнем Риме не играли той роль, что в Древней Греции.

Таблица 2.

Воззрения римлян на хозяйство.

Представи-тели

Основные идеи

в том числе

Собственность

Деньги, %

Труд

Марк Катон (234 – 149 гг. до н. э.) «Трактат о земледелии»

1.Рациональное ведение хозяйства на основе принципов управления, контроля.

2.Обязательное использование труда рабов

Частная собственность на основе рабовладения

Учет денежных потоков в сельском хозяйстве.

Разделение труда и его регламентация

Тиберий (162 – 133 гг. до н. э.) и Гай (153 – 121 гг. до н. э.) Гракхи, практическое осуществление реформ.

1.Ограничение крупного землевладения до 250 га с целью эффективного использования.

2.Интенсификация сельскохозяйственных работ, рост продуктивности.

Так же

Так же

Так же

Марк Варрон (116 – 27 гг. до н. э.). «Трактат о сельском хозяйстве»

1.Организация полеводческого сельского хозяйства на основе рабского труда.

2.Орудия труда – говорящие, бессловесные и немые.

3.Учёт эффективности рабочей силы на различных работах.

4.Условия воспроизводства рабочей силы.

Так же

Так же

Специализация и эффективность работы

Юний Модерат Колумелл (4 – 70 гг.) Работа «О сельском хозяйстве»

1.Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

2.Квалифицированный и производительный труд – улучшение жизни рабов.

3.Хозяин – управляющий и знаток сельского хозяйства.

4.Сдача земли в аренду (колонат) отпущенным на свободу рабам.

Так же

Так же

Разделение труда и специализация

Переход к феодальному строю в разных странах происходил в иное время и со своими особенностями. Занял этот период несколько веков:

  1. Раннефеодальный (У – Х1 вв.).
  2. Период полного развития феодального строя (Х1 – ХУ вв.)
  3. Разложение феодального общества и становление рыночного хозяйства.

Основное содержание первого периода состояло:

1) в постепенном распаде соседской общины и концентрации собственности на землю как основное средство производства в руках светской власти и духовенства,

2) свободные крестьянские общинники, бывшие рабы и колоны разорялись, теряли личную свободу, превращались в крепостных крестьян,

3) зависимые крестьяне работали на земле, принадлежащей феодалу, и выполняли повинности: отработочная рента (барщина), рента продуктами (оброк) или денежная рента.

Об экономической мысли этого времени можно судить по своду законов германского государства – франкской «Салической правды» (У1 в.). Главные позиции документа:

1) организация свободной общины – марки и её право на землю,

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14   ..