Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11   ..

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея». Саратов, 2007

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея». Саратов, 2007

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный социально-экономический университет

Информационно-образовательный центр

«Виртуальный филиал Русского музея»

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Саратов,

2007
Составители:

канд. физ.-мат. наук, доцент Наталия Сергеевна Вагарина

Поиск информации в сети Интернет для использования в процессе обучения. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея». Саратов, 2007 - _20 _ с.

© Саратовский государственный

социально-экономический

университет, 2007

© Информационно образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея», 2007



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 4

Общее представление о поисковых службах. 4

Виды поисковых служб. 5

Поисковые каталоги. 5

Рейтинговые системы.. 6

Поисковые указатели. 6

Основы работы в поисковых указателях. 8

Приемы простого поиска. 8

Сопоставление поисковых указателей и каталогов. 9

Приемы расширенного поиска. 10

Средства специального поиска. 11

Синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex. 11

Работа в поисковой системе Google. 12

Сохранение найденной информации. 15

Сохранение страниц. 15

Сохранение отдельных объектов и фрагментов web-страниц. 15

Практические задания. 16

Глоссарий. 19


Введение

Сегодня важнейшей составляющей образованности человека является свободное владение информационными технологиями, так как деятельность людей все в большей степени зависит от информированности и способности эффективно использовать информацию. К сожалению, очень часто бывает так:

1. Информация, которая у вас есть, не та, которую вам хотелось бы получить.

2. Информация, которую вам хотелось бы получить, не та, которая вам на самом деле нужна.

3. Информация, которая вам на самом деле нужна, вам недоступна.

4. Информация, которая в принципе вам доступна, стоит больше, чем вы можете за нее заплатить.

Чтобы избежать этих проблем квалифицированный специалист любого профиля (как технического, так и гуманитарного) должен уметь находить (извлекать), обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других вычислительных и телекоммуникационных средств. Знания информатики и информационных технологий - необходимые требования профессиональной пригодности в XXI веке.

Поиск информации в Интернет – второй по востребованности из сервисов Интернет (первое место по праву занимает электронная почта). Навыки поиска информации сейчас необходимы каждому пользователю Интернет. Сеть – неиссякаемый источник информации любого рода. По оценке фирмы Caspian Networks (www.caspiannetworks.com), объем информации, передаваемой по каналам Интернет, удваивается каждые полгода. Более того, наблюдается тенденция роста трафика. Получить элементарные навыки поиска информации в Интернет, правильно организовать свою работу в Сети, сэкономив тем самым время и деньги, поможет данный учебный курс.

Общее представление о поисковых службах

Предположим, что на одном из узлов Всемирной Паутины лежит некая информация, которая совершенно вам необходима. Как ее найти? От чего зависит ответ на этот вопрос? Если известно, где информация лежит, проблем, скорее всего, не возникнет. Если же известно лишь то, что эта информация из себя представляет, да и то весьма расплывчато, то найти ее будет сложнее, однако отчаиваться не стоит. Существует великое множество помощников - каталогов и поисковых серверов, и если тот, кто выложил в Internet нужную Вам информацию, не поленился поведать о ней миру, то все будет зависеть от Вашей настойчивости и опыта. При этом чем больше у Вас опыта общения с системами поиска, тем меньше потребуется настойчивости.

Большинство систем поиска являются по сути тематическими каталогами. Пользоваться ими не сложнее, чем телефонными справочниками, а в разделе "Поиск в Internet" они в основном перечисляют друг друга и те серверы, которые действительно систематически прочесывают единое информационное пространство Internet, анализируют содержимое документов и сохраняют результаты анализа в своих базах данных, позволяющих осуществлять быстрый и эффективный поиск по ключевым словам.

Как заставить поисковый сервер понять, что вам действительно нужно? Как не получать в ответ на свой запрос ноль или три миллиона найденных ссылок? Как не получать в ответ на запрос о рецепте торта «Наполеон» тысячи ссылок на биографию Наполеона Бонапарта? Самый простой способ использования поискового сервера заключается в поиске по некоторому набору ключевых слов, и если Вы угадали такой набор, на который сервер отозвался всего двадцатью ссылками, и среди них оказалась нужная Вам, да еще и не устаревшая (бывает, что отмирают документы, или даже целые серверы), значит Вам либо просто повезло, либо вы уже очень грамотный пользователь и можете смело проходить итоговое тестирование по предлагаемому курсу.

Итак, для удобства работы в WWW существуют так называемые поисковые службы (или информационно-поисковые системы). Их задача – предоставить пользователю адреса web-страниц, по которым можно найти интересующую его информацию.

Виды поисковых служб

Можно разделить все информационно-поисковые системы на три вида:

- поисковые каталоги

- рейтинговые системы

- поисковые указатели

Это разделение сейчас условно, потому что любой поисковый каталог сейчас обязательно прелагает и услуги поискового указателя (иногда употребляется слово "поисковик"). И наоборот, многие поисковики прелагают заранее сузить область поиска, выбрав ту или иную тему или область поиска.

Поисковые каталоги

Поисковые каталоги – устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Обратившись по адресу поискового каталога, вы найдете на его основной странице сокращенный список крупных тематических категорий, например ОБРАЗОВАНИЕ. Каждая запись в списке – это гиперссылка – далее более подробный каталог и так далее вплоть до конкретного списка веб-страниц. Таким образом, с помощью каталога можно достаточно быстро найти несколько сайтов, содержащих информацию по интересующей вас теме. На самих сайтах нужные страницы придется отыскивать самостоятельно. Особенность работы поисковых каталогов обуславливает то, что проводить с их помощью поиск информации по узконаправленной тематике может оказаться нецелесообразным.

Поисковые каталоги создаются вручную. Редакторы лично просматривают пространство WWW, отбирают то, что на их взгляд представляет общественный интерес и заносят соответствующие адреса в каталог.

Вы можете ознакомиться с работой поисковых каталогов по следующим адресам www.yahoo.com, www.atrus.ru, www.list.ru.

Рейтинговые системы

Рейтинговые системы - организованы проще, чем поисковые каталоги. Принцип работы заключается в том. что на основной странице сервера выкладывается список наиболее важных тем, внутри каждой из которых организуется список тематических разделов. Выбрав тему, пользователь получает список web-узлов по ней. Против каждого web-узла приводится его оценка популярности, измеряемая в количестве посещений за последние сутки. То есть поиск в рейтинговых системах происходит с ориентацией на рейтинг. Это поиск «по рекомендации». Ведь если другие пользователи регулярно посещают определенный web-узел, значит, имеющаяся на нем информация, скорее всего окажется интересной и для вас.

Вы можете ознакомиться с работой рейтинговых систем по следующим адресам www.tophit.com, www.rambler.ru.

Преимущество рейтинговых систем заключается в том, что с их помощью можно быстро найти адреса наиболее посещаемых сайтов по интересующей теме и при этом быть уверенным в том, что ни один из популярных ресурсов не пропущен.

Недостатки рейтинговых систем:

- даже наиболее крупные рейтинги содержат ссылки лишь на несколько десятков (реже - сотен) тысяч web-узлов; значительная часть имеющейся в Сети информации находится вне поля их внимания;

- если интересующая пользователя тема не относится к числу популярных, рейтинги, фактически, окажутся вообще бесполезными.

Поисковые указатели

Поисковые указатели – это большинство поисковых служб мира. Принцип работы основан на ключевых словах. Они задаются поисковой системе пользователем в качестве задания в специальном поле (строке) поиска. На рисунке 1 в качестве примера показана поисковая строка системы Yandex (www.yandex.ru).

Рис. 1. Поисковая строка Yandex

Поисковая система находит по своим базам данных (называемым индексами или указателями) адреса веб-ресурсов, в которых присутствуют ключевые слова, и выдает клиенту веб-страницу со ссылками на эти ресурсы. Такая веб-страница называется результирующей (рис 2.).


Рис. 2. Страница результатов поиска в системе Yandex по запросу "Открытое образование"

Вы можете ознакомиться с работой поисковых указателей по следующим адресам: www.altavista.com, www.lycos.com, www.google.ru, www.yandex.ru, www.aport.ru и других.

Работ ПУ происходит в четыре этапа:

1. Сканирование веб-пространства . Поисковая система круглосуточно с помощью специальных программ просматривает доступное пространство Web и копирует к себе все встреченные страницы. Сканирование осуществляется с помощью специальных программных средств. Их общее название – поисковые роботы (еще – черви, гусеницы, краулеры..). Каждый поисковый указатель имеет свою собственную программу, основанную на патентованном алгоритме. Но общий принцип действия один:

- поисковые роботы начинают просмотр Сети с какого-то заданного адреса

- копируют найденный документ на сервер своей системы

- посматривают его, находят в нем все гиперссылки

- переходят по ним, находят новые документы, копируют их, находят в них гиперссылки. переходят по ним и т.д.

- периодически роботы возвращаются к ранее просмотренным документам, чтобы отследить изменения. Об изменениях они узнают по размеру и дате создания документа.

2. Индексация ресурсов. Обнаруженные поисковыми роботами страницы обрабатываются специальными программными средствами и из них составляется специальная база данных, именуемая указателем. Цель индексации – получить индексный файл, с помощью которого запрос клиента обрабатывается почти мгновенно. Каждая система проводит индексацию по своим алгоритмам, которые являются коммерческой тайной.

3. Поиск по запросу. Поисковый указатель принимает запрос от пользователя в виде ключевых слов и отбирает ссылки на те ресурсы, которые соответствуют запросу. Высокая скорость поиска обеспечивается за счет первых двух этапов своей работы, благодаря которым поисковая машина при обработке запроса пользователя обращается не в Сеть, а в свою базу данных. Количество найденных страниц может быть очень велико, поэтому перед выдачей результатов клиенту происходит ранжирование результатов поиска. То есть система определят ценность каждого из найденных ресурсов и отсортировывает их так, чтобы наиболее ценные располагались в начале списка. Для этого каждому ресурсу дается оценка. На повышение оценки влияют следующие факты:

- если ключевые слова встречаются в заголовке Web страницы – это значит, что страница действительно посвящена той теме, которую исследует клиент

- если ключевые слова, обнаруженные в документе, имеют шрифт увеличенного размера – это говорит о том, что они входят в заголовки разделов документов

- если ключевые слова неоднократно повторяются внутри документа (особенно, если в первых 5-8 абзацах текста)

- если ключевые слова входят в так называемый альтернативный текст (тот. который подменяет иллюстрации, если их изображение отключено). Это значит, что пользователь придает им особое значение.

4. Формирование результирующей страницы. Система формирует динамическую web-страницу оформленных результатов поиска. Пример результирующей страницы систем Google приведен на рисунке 3.

Основы работы в поисковых указателях

Приемы простого поиска

1. Поиск группы слов.

Слова "открытое" или "образование" дадут при поиске поодиночке большое число разнообразных ссылок, относящихся к совершенно различным темам, причем вряд ли имеющим отношение к "открытому образованию". Поэтому рекомендуется добавлять одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "открытое образование" или "технологии открытого образования". Необходимо также сужать область вопроса. Если необходимо найти информацию об автомобилях марки Ford, то запрос "автомобиль Ford" выдаст более подходящие документы, чем "легковые автомобили". Количество слов в группе не ограничивается.

2. Поиск словоформ.

В большинстве случаев поисковая система по умолчанию ищет все словоформы языка. Однако, можно указать поисковой системе не перебирать все словоформы слов из запроса при поиске.

Рис. 3.Страница результатов поиска в системе Google по запросу "Виртуальный университет"

Сопоставление поисковых указателей и каталогов

Сравниваемые показатели

Поисковые указатели

Поисковые каталоги

неадекватность ссылок (ссылка ведет к документу, не соответствующему теме поиска)

есть

нет

неактуальность ссылок (ссылка указывает на документ, которого уже не существует)

есть

нет

дублирование ссылок (несколько ссылок ведет к одинаковым документам. хранящимся в разных местах)

есть

нет

коэффициент охвата (то есть какую часть общемировых ресурсов WWW отражает поисковая система в своих базах данных)

высокий

низкий

коэффициент попадания (то есть какая часть ссылок, возвращаемых поисковой системой, действительно соответствует ожиданиям клиентам)

низкий

высокий

Во многих системах для этого используется восклицательный знак. Например, запрос "!кошкин" с большой вероятностью найдет страницы, цитирующие строчку из стихотворения "Кошкин дом".

3. Роль прописных букв

В случае если пользователь ввел в качестве запроса ключевое слово с прописной буквы, поисковая машина не найдет страниц, где содержится это слово, начинающееся со строчной буквы Поэтому заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "город Москва", "Филипп Киркоров ".

4. Значение подстановочных символов.

Когда нет уверенности в том, что поисковая система правильно обрабатывает словоформы (то есть когда речь идет, например, об именах собственных или словах иностранного происхождения) поисковые системы позволяют использовать подстановочные символы. Чаще всего это символ "*" вместо любого количества любых символов до конца слова. Например, если пользователь хочет найти страницы, содержащие слова "республика Татарстан", но устроит и Татарская республика, тогда надо подать запрос "республика Татарс*".

5. Учет зарезервированных слов.

Зарезервированными словами (стоп-словами) считаются те слова, которые не учитываются при поиске. Обычно к ним относятся все короткие слова, в которые входят менее 4 букв (предлоги, союзы и т.п.). Например при запросе "мы в Италии" будут найдены документы, в которые входит слово "Италии" или его словоформы.

6. Средства контекстного поиска.

Если ключевые слова взять в кавычки, то поисковая система должна найти документы, в которых данная фраза присутствует буквально (поиск цитаты).

Приемы расширенного поиска

Для более быстрого и успешного поиска в поисковых машинах совместно с ключевыми словами используются различные логические операторы. Благодаря этому можно сконструировать запрос так, что будут найдены не сайты на интересующую тему, а конкретные страницы и даже отдельные документы. Правила составления сложных запросов на одном поисковой машине могут отличаться от таковых на другой, но в любом случае будут использоваться следующие основные операторы:

1. Оператор И (AND). С помощью этого оператора объединяют два или более слов так, чтобы они все присутствовали в искомом документе. Часто вместо И используют & или +. Пример: по запросу Красная И Шапочка будут найдены документы, содержащие и то и другое слово.

2. Оператор ИЛИ (OR). Обеспечивает поиск по любому из слов группы. Пример: по запросу образование ИЛИ обучение будут найдены документы, содержащие слово образование или обучение..

3. Логические скобки. Применяются, когда надо управлять порядком следования логических операторов. Пример: по запросу ИЛИ (Михаил И Васильевич) будут найдены документы, содержащие слова Ломоносов или Михаил И Васильевич.

4. Оператор НЕ (NOT). Используется, когда из результатов поиска надо исключить какое-либо ключевое слово. Млекопитающие НЕ хищники .

5. Оператор БЛИЗКО (NEAR). Поиск с указанием расстояния. Он позволяет указать, на каком расстоянии друг от друга могут располагаться слова в документе. Синтаксис такого запроса различен у разных поисковых систем.

и другие.

Средства специального поиска

Позволяют выполнять поиск документов по:

- датам;

- по ссылкам на определенный адрес;

- по заголовкам веб-страниц;

- по доменному имени сервера;

- и др.

Все средства поиска реализуются при помощи так называемого языка запросов. Языки запросов разных поисковых систем незначительно отличаются друг от друга.

Для примера приведем синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex:

Синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex

Синтаксис

Что означает оператор

Пример запроса

пробел или &

логическое И (в пределах предложения)

лечебная физкультура

&&

логическое И (в пределах документа)

рецепты && (плавленый сыр)

|

логическое ИЛИ

фото | фотография | снимок | фотоизображение

+

обязательное наличие слова в найденном документе (работает также в применении к стоп-словам)

+быть или +не быть

( )

группирование слов

(технология | изготовление) (сыра | творога)

~

бинарный оператор И НЕ (в пределах предложения)

банки ~ закон

~~ или -

бинарный оператор И НЕ (в пределах документа)

путеводитель по парижу ~~ (агентство | тур)

/(n m)

расстояние в словах (-назад +вперед)

поставщики /2 кофе
музыкальное /(-2 4) образование
вакансии ~ /+1 студентов

" "

поиск фразы

"красная шапочка"
(эквивалентно красная /+1 шапочка)

&&/(n m)

расстояние в предложениях (-назад +вперед)

банк && /1 налоги

$title

$h1 (выражение)

поиск в заголовке

$title (CompTek)

$h1 (CompTek)

$anchor (выражение)

поиск в тексте ссылок

$anchor (CompTek | Dialogic)

#keywords =(выражение)

поиск в ключевых словах

#keywords=(поисковая система)

#abstract =(выражение)

поиск в описании

#abstract=(искалка | поиск)

#image ="значение"

поиск файла изображения

#image="tort*"

#hint =(выражение)

поиск в подписях к изображениям

#hint=(lenin | ленин)

#url ="значение"

поиск на заданном сайте (странице)

#url="www.comptek.ru*"

#link ="значение"

поиск ссылок на заданный URL

#link="www.yandex.ru*"

Работа в поисковой системе Google

Основные способы работы с Google это:

- строка простого поиска, которую мы и видим по адресу www.google.ru;

- расширенный поиск.

Простейший запрос к Google — это одно слово или же сочетание слов, указываемых пользователем в поисковой строке. Значительно расширить гибкость поиска позволяет использование операторов — специальных команд поиска, позволяющих уточнить запрос (языка запросов).

Главное назначение страницы расширенного поиска (ссылка справа от поисковой строки) — упростить работу с комплексными запросами. В результате можно составить довольно сложный запрос, не особо вникая в тонкости применяемого языка запросов. На странице расширенного поиска выделяется несколько разделов. Первый позволяет работать с логическими операторами И, ИЛИ, НЕ. В данном случае это поля «все слова» (И), «точная фраза», «любое из слов» (ИЛИ), «без слов» (НЕ). Во втором разделе можно указать такие параметры, как язык документа, дата его включения в базу, формат файла и др. Дружественный русскоязычный интерфейс позволяет быстро освоить предоставляемые возможности поиска.

Ниже приведены примеры запросов Google с использованием специальных операторов, а также стандартные запросы. Полный список операторов Google можно найти на странице www.google.com.ua/intl/ru/help/cheatsheet.html.

Название оператора

Действие оператора

Пример с пояснением

число1…число2

Поиск информации, относящейся к указанному диапазону чисел

телефон $100..350 (В результатах буду телефоны с ценой от $100 до $350)

date: число

Поиск документов, созданных за последнее число месяцев

Education date: 3 (Поиск ссылок на материалы по запросу Education, появившиеся в индексе в течение последних 3 месяцев; 6 и 12-месячные интервалы также могут использоваться)

слово site: адрес сайта

Поиск только на этом сайте

computer site:www.mit.edu (Поиск по сайту www.mit.edu, результаты будут содержать слово computer)

info: адрес страницы

Информация о странице с указанным адресом

info:www.seun.ru (Находит информацию о странице.)

link: адрес страницы

Поиск страниц, ссылающиеся на страницу, указанную в запросе

link:www.seun.ru (В результатах страницы со ссылками на www.seun.ru)

intitle: слово1 слово 2

inh1: слово1 слово 2

Поиск страниц, в которых слово 1 содержится в заголовках, а другие – как в заголовках, так и тексте

intitle:google поиск

inh1:google поиск

(будут найдены документы, в которых слово Google содержится в заголовке, а слово поиск в заголовке или в тексте)

related:

Связанные страницы

related:www.seun.ru (В результатах будут ресурсы, имеющие отношение к сайту www.seun.ru)

inurl:

Страницы с искомым словом в адресе страницы

inurl:openet

allintitle:

allinh1:

Страницы, содержащие все слова из запроса в заголовке

intitle:открытое образование

inh1:открытое образование

allinurl:

Страницы, содержащие все слова из запроса в адресе страницы

allinurl: открытое образование

allintext:

Страницы, содержащие все слова из запроса на странице

allintext: технологии открытого образования

allinanchor:

Страницы, содержащие все слова из запроса в тексте ссылок на них (страницы)

allinanchor: технологии открытого образования

Пример запроса

Пояснение

дистанционные курсы

Страницы, содержащие слова дистанционные и курсы

дистанционное OR открытое

Страницы, содержащие слово дистанционное или слово открытое

"Быть или не быть"

Страницы, содержащие точную фразу Быть или не быть

virus -computer

Страницы, содержащие слово virus, но НЕ СОДЕРЖАЩИЕ слово computer

Зимняя вишня +1

Страницы, содержащие название фильма Зимняя вишня, включая цифру 1

~auto loan

Страницы, содержащие информацию по словам loan auto и синонимам первого слова: truck, car, и т.д.

define:computer

Страницы, содержащие определение слова computer, найденные в сети

дождливый * день

Страницы, содержащие слова дождливый и день, разделенные одним или несколькими словами

I'm Feeling Lucky (кнопка «Мне повезет!» рядом с кнопкой «Поиск в Google»)

Переход сразу на первый ресурс в результатах поиска

Сохранение найденной информации

Сохранение страниц

Для дальнейшего использования информации, найденной в Интернет, необходимо уметь ее сохранять, например, на жестком диске своего компьютера.

Рассмотрим способы сохранения информации на примере работы с одним из наиболее популярных браузеров Internet Explorer. Для сохранения загруженного web-документа служат средства подменю Файл главного меню броузера.

При выполнении команды Файл - Сохранить как о ткрывается стандартное окно сохранения документа, в котором необходимо дать имя сохраняемому файлу и выбрать его тип.

Основные типы сохранения документа:

1. текстовый файл (*.txt).

При таком сохранении сохраняется только текст веб-страницы без каких либо элементов оформления и форматирования. Получается компактный файл, с которым можно работать в любом текстовом редакторе.

2. веб-страница, только HTML (*.htm, *.html).

В этом случае остаются все элементы форматирования, но встроенные объекты не сохраняются. Сохраненный документ можно просматривать в любом броузере, а также в развитых текстовых процессорах (например, Word).

3. веб-страница полностью (*.htm, *.html);

Это наиболее мощный тип сохранения, при котором сохраняются и элементы форматирования и все встроенные объекты. Они сохраняются в отдельную папку, которая прикладывается к основному файлу веб-страницы и имеет то же, что и сохраняемый файл, имя.

4. web-архив, один файл (*.mht).

Тип сохранения, при котором сохраняются и элементы форматирования и встроенные объекты, но в отличие от предыдущего типа сохранения все сохраняется в один файл - web-архив с расширением .mht.

Кроме того, возможно сохранение веб-страницы в автономном режиме.

Поскольку пребывание в Интернет стоит денег, не разумно сидеть и читать информацию на страницах, будучи подключенным к Сети. Целесообразно сохранить нужную страницу или сайт не читая, а затем отключившись от Сети, в спокойной обстановке ознакомиться с их содержимым. Такой режим просмотра веб-страниц называется автономным. Для сохранения страниц в автономном режиме необходимо выполнить команду Избранное –добавить в избранное - сделать доступной автономно .

Сохранение отдельных объектов и фрагментов web-страниц

Часто возникает необходимость сохранить (или перекопировать в другое приложение, например в текстовый редактор) не всю страницу, а только один из встроенных в нее объектов, например рисунок или фрагмент текста. В таких случаях удобно пользоваться контекстным меню объекта, которое открывается щелчком на объекте правой кнопкой мыши. В этом меню имеется пункт для сохранения объекта. Порядок действий для переноса (копирования) фрагмента текста (например, в текстовый редактор Word):

1. выделить необходимый фрагмент текста;

2. щелкнуть на выделенном тексте правой кнопкой мыши;

3. выбрать «Копировать»;

4. перейти в текстовый редактор (например, Word);

5. в месте документа, куда будет вставляться объект щелкнуть правой кнопкой мыши;

6. выбрать «Вставить».

Порядок действий для переноса (копирования) рисунка с веб-страницы (например, в текстовый редактор Word):

1. навести указатель мыши на нужный рисунок;

2. щелкнуть правой кнопкой мыши;

3. выбрать «Копировать»

4. перейти в текстовый редактор (например, Word)

5. в месте документа, куда будет вставляться объект щелкнуть правой кнопкой мыши

6. выбрать «Вставить»

Порядок действий для сохранения рисунка с веб-страницы в виде отдельного файла:

1. навести указатель мыши на нужный рисунок;

2. щелкнуть правой кнопкой мыши;

3. выбрать «Сохранить рисунок как»;

4. в появившемся диалоговом окне сохранения документа выбрать место и присвоить имя сохраняемому файлу.

Практические задания

1. При помощи Интернет найти ответы на пять коротких вопросов. Примеры вопросов:

a. В каком году написан роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?

b. Что такое вертикальные углы?

c. Какая из статуй выше - Родина-Мать в Волгограде или Христа в Рио-де-Жанейро?

d. На какой олимпиаде сборная СССР по футболу завоевала золотую медаль?

e. Кто и когда изобрел шариковую ручку?

f. Чем смерч отличается от торнадо?

g. Что такое оксюморон?

h. Сколько официальных языков в ЮАР?

i. Сколько видов попугаев существует в мире?

j. Сколько гражданских чинов было в Табеле о рангах?

k. Сколько человек в истории России было удостоено звания генералиссимус?

l. Какова продолжительность железнодорожного переезда Саратов-Москва на скором поезде №9?

m. Сколько всего стран в мире?

n. Существует ли в мире море, название которого начинается с буквы "В"?

o. Кто является автором слов "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"?

p. Что такое цитоплазма?

2. При помощи Интернет, не используя банки ов , написать на заданную тему. Темы предлагаются преподавателем.

3. «Разгадать» предложенный текст, в котором отсутствуют некоторые имена собственные, даты и т.п. Необходимо, используя поисковые системы, заполнить эти пробелы («разгадать» текст). Примеры «файлов-загадок»:

1. Животные

Знаменитая большая пятерка - это ______________, ______________, ___________, __________________ и ___________. Всех этих зверей можно одновременно наблюдать в таких странах ­__какого__ по величине __название _____ материка, как ___названия стран____ .

Каждое из них совершенно удивительно. Например, __животному_ нужно съедать ежедневно более 200 кг пищи и _______ литров воды, ведь они могут достигать _____________ метров в высоту и весить до _________ кг. А масса его головного мозга составляет примерно _________% от массы его тела. Следующее животное из этой большой компании - __животное__. Они живут семьями, которые называют ________________. А вот несмотря на то, что другое животное ___животное__ входит в большую __числительное __, его ближайший родственник __ животное ___ бегает гораздо быстрее и считается самым быстрым млекопитающим на земле. Он развивает скорость до _________ км/час. Четвертое животное большой _числительное __ - __ животное ___ можно увидеть на разных континентах, например в Северной Америке. Там же есть город с таким названием и хоккейный клуб. А в России есть рыба с таким именем, которая является результатом скрещивания таких рыб как ___________ и ____________. Интересным у пятого животного - __________________ является ________, который как бы является наростом из кожного покрова, состоящего из большого количества сросшихся _________. Сами животные массивные, весом в __________, при высоте ______________ и длине __________. Обычно количество ___________ у этих животных - два, но бывают особи и с таким количеством _________ как ______.Самый длинный ___что ______ самки __кого _____, убитой в _стране ____, был длиной _______ см.. Цена одного килограмма ______ доходила до __________ долларов. У этих животных есть одна особенность зрения, они - __какие (глазная болезнь).

2. Декабристы

Товарищ, верь! Взойдёт она,

__продолжить четверостишие __

Эта одна из самых драматических историй в истории России. Она отражена в стихах и прозе, в картинах и в кино. Всё это произошло после событий ­_какого ____­­­­­­ года на Сенатской площади в __каком городе ______. Члены дворянских _название общества _____ и ___ название общества _____ обществ выступили с вооружённым восстанием против неограниченной царской власти в момент восшествия на престол царя __имя ________. Восстание жестоко подавили. Пятеро его организаторов __________, ________, _________, _________, ______________ были повешены. (Найти их портреты! ) Сотни отправлены в ссылку. Вслед за своими мужьями в ссылку поехали жёны.

Наиболее известны имена героических женщин ___________, ___________ (Найти их портреты! ), потому что именно они являются героинями поэмы великого русского поэта ________, которая называется «_______ _______».

В _________ году режиссёр ___________, автор всенародного любимого фильма «______ ______ ______» (именно этот фильмы всегда смотрят перед полётом в космос Российские космонавты), поставил фильм, который называется строкой из нашего эпиграфа.

Автор сценария этого фильма ____________, композитор ____________, оператор _________, художник __________. Исторических персонажей в нём играли:

Роль

Актёр

1.

2.

3.

4.

5.

6.

3. Литература (Повести Белкина)

Знаменитый автор повестей __фамилия _ __имя ____ __отчество _______ не имел ни отца, ни матери. Но не совсем обычное происхождение не помешало ему встать в один ряд с самыми знаменитыми русскими писателями _____ века. Его повести написаны гениальным русским языком его создателя Александра ____________ _________, родившегося в ________году в городе __________. Они полны тепла и юмора, печали и нежности. Наш герой мастерски и вдохновенно выводит на страницы своих повестей целый мир. Есть у него мрачный романтический герой ___фамилия ______ из повести «Выстрел», "маленький человек"– имя ______ __фамилия ___ из повести ________________________, озорная красавица __имя ______ из повести _____________________, чудесным образом соединившиеся влюблённые из повести «Метель». Все ли повести знаменитого _имя ________ __фамилия ________мы вспомнили? Нет. А что ещё? ___название повести ________.

Не так давно в _________ году журнал "_______________" и издательство "________________" объявили об учреждении новой литературной премии имени нашего героя, которая призвана поднять русскую повесть на новый уровень. Ее главный приз составляет сумму в _____________.

Многие его повести экранизированы. Например, фильм ________________, снятый в _______ году, где роль красавицы и шалуньи __имя ___________ исполнила Елена ___фамилия _____________. Она играла также в фильмах: «____________», «___________», «___________», «____ ____», «___________», «___________»,«___________», «___________», «___________», «___________» (найти не менее 10 фильмов ). Снялась в клипах А. Пугачевой «_____________________», Л. Агутина «________________» и «___________________» (снимал их ее муж — известный оператор __имя _____________ _ фамилия_ _____________).

4. Найти 5 образовательных ресурсов по заданной теме. Оформить результаты работы нужно в виде таблицы, содержащей следующие графы:

- поисковая система, с помощью которой ресурс найден

- адрес ресурса

- название ресурса

- запрос к поисковой системе, с помощью которого вы нашли ресурс

- целевая аудитория (то есть для обучения каких групп учащихся можно использовать найденный ресурс)

Глоссарий

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11   ..

 

Браузер

Программа-обозреватель, которая позволяет пользователям просматривать содержание документов, находящихся во Всемирной Паутине (WWW).

Гиперссылка

Гиперссылка - графическое изображение или текст на сайте или в письме электронной почты, устанавливающие связь и позволяющие переходить к другим объектам Интернет.

Гипертекст

Принцип организации информационно-поисковых массивов, при документ, содержит видимые ссылки на другой документ

Запрос

Набор слов и служебных символов, характеризующий информацию, которую хочет найти пользователь.

Интернет-сервер

технические и программные средства, обеспечивающие функционирование любых необходимых сервисов Интернет.

Каталог

Систематизированная и рубрицированная подборка ссылок на интренет-ресурсы.

Ключевые слова

Слова, по которым посетители находят конкретный сайт в поисковых системах.

Поиск в определенных полях

Некоторые системы позволяют производить поиск не по всему документу, а выборочно, по определенным полям. Например, можно искать по заглавию документа, в этом случае учитываются только ключевые слова, встречающиеся именно в заглавии документа.

Поиск по ключевым словам

Поиск документов, которые содержат указанные пользователем ключевые слова.

Поиск по словосочетаниям

Поиск документов, которые содержат в точности указанное пользователем словосочетание, предложение, отрывок текста.

Поиск с расстоянием

Поиск, при котором пользователь указывает, на каком расстоянии между собой должны располагаться ключевые слова в документе.

Релевантность сайта

степень соответствия текста и тематики сайта слову или выражению, заданному в качестве ключа при поиске информации. Используется поисковыми системами для определения порядка выдачи результатов поиска.

Робот поисковой системы

Неотъемлемая составляющая поисковой системы - программа, которая посещает -страницы, считывает (индексирует) полностью или частично их содержимое и далее следует по ссылкам, найденным на данной странице. Робот возвращается через определенные периоды времени (например, каждый месяц) и индексирует страницу снова. Вся информация заносится роботом в индексы поисковой системы.

Веб-сайт

Совокупность страниц, объединенных по смыслу и физически находящихся на одном сервере.

Веб-страница

Составная часть - сайта. Физически представляет собой файл. Может содержать текст, изображения и другие элементы.

Трафик

Объем данных переданных и принятых web-сервером