Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  660  661  662   ..

 

 

Технология подготовки аналитической информационной продукции в библиотеке

Технология подготовки аналитической информационной продукции в библиотеке

ВВЕДЕНИЕ.


Актуальность проблемы:

С 1990 года в библиотечном деле произошли изменения, связанные с преобразованиями в нашей стране. Коснулись они и методической деятельности библиотеки. Изменились ее функции, появились новые направления деятельности: издательское, рекламное, экспертное и т.д. Организационно-управленческая функция стала менее значимой. Появились инновационая, внедренческая функции. Но как и раньше, одним из основных направлений методической деятельности осталась подготовка и издание аналитической методической продукции. В настоящее время аналитическая продукция издается библиотеками- методическими центрами всех уровней.

Проблемная ситуация:

Издание аналитической методической продукции сохраняет свою актуальность для библиотекарей- практиков. Ведь в аналитических методических пособиях раскрываются актуальные проблемы библиотечной практики и теории, освящаются пути их решения.

Усложнение библиотечного производства, активное внедрение электронно-вычислительной техники, частичная коммерциализация библиотечной деятельности со всей очевидностью потребовали рационализации и оценки эффективности всех направлений библиотечной практики.

Со всей очевидностью встала задача проектирования технологии подготовки аналитической продукции, нормирования технологических процессов и операций, подсчета трудоемкости и себестоимости подготовки аналитической продукции. Это является обязательным условием рационального распределения обязанностей между библиотечными работниками, обоснованного планирования сроков подготовки аналитической продукции, повышения качества и снижения себестоимости.

Разработанность темы в литературе:

Некоторые аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в специальной печати.

Широкое освещение в последнее время получила проблема сущности и перспектив развития методической деятельности. Эту проблему освещали ученые: АвраеваЮ.(1), Басов С.А.(13), Бачалдин Б.Н.(15,18), Ванеев А.Н.(23), Милевич Т.П.(57,58), Семенова Н.А.(82), Неклюдова В.В.(61), Суслова И.М.(98). Практики в своих статьях делают акцент на перспективных направлениях научно-методической деятельности (4, 9, 35, 36, 39, 41, 43, 50, 51, 52, 59, 79, 108-112). Также этим вопросам посвящены следующие работы ( 27, 42, 69, 74-76, 78).

Функциональному назначению научно-методической деятельности посвящено значительное число публикаций следующих авторов: Авраевой Ю(2), Акилиной М.И.(3), Басова С.А.(12), Бачалдина Б.Н.(14,16,17), Ванеева А.Н.(22), Высоцкой Е.К.(25,26), Кормишиной Г.М.(47), Матлиной С.Г.(53,54), Столярова Ю.Н.(96), Сусловой И.(97),а также практических работников (32, 33, 46, 104, 105,107).

В ряде работ уделяется внимание анализу ассортимента современной методической продукции: (7, 8, 20, 21, 31, 40, 44, 45, 70, 71,81, 82, 86-88, 91, 92, 106).

В дипломной работе были также использованы работы, посвященные аналитической информации: Альтшуллер М.С. (5), Васильев А.Г., Грицов В.К.(24), Гольдгамер Г.И.( 28,29), Гречихин А.А., Здоров И.Г.(30)и работы других авторов (19, 37, 38, 48, 60, 62, 80, 85, 102, 113).

Для проведения контент-анализа были использованы публикации по методике его проведения (34, 49, 83, 93, 95, 101).

В работе были использованы нормативные документы: нормы времени на работы выполняемые в библиотеках (55, 56, 63-68, 73, 77, 90, 94) и словари (6, 72, 113).

Объект исследования- аналитическая информационная продукция.

Предмет исследования- технологическое проектирование подготовки аналитической информационной продукции.

Цель исследования- описать технологию подготовки аналитической информационной продукции на примере отдела прогнозирования и развития библиотечного дела.

Задачи исследования:

  • выявление функций научно-методической деятельности;

  • характеристика ассортимента современной методической продукции;

  • характеристика современной методической продукции с позиций ее видовой классификации и жанровых особенностей;

  • проектирование технологии подготовки аналитической справки;

  • проектирование технологии подготовки ежегодного доклада о деятельности библиотек области;

  • проектирование технологии подготовки сборника « Библиотечная жизнь Кузбасса».

База исследования: отдел прогнозирования и развития библиотечного дела Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова

Практическая значимость работы видится в том, что полученные результаты работы могут быть использованы при планировании сроков подготовки аналитической продукции, при распределении обязанностей между сотрудниками, для контроля промежуточных результатов в процессе подготовки продукции, при оценке ее себестоимости.

Методы исследования:

Для наиболее обоснованного набора функций методической деятельности был использован контент-анализ. Для характеристики ассортимента методической продукции и с позиций ее видовой классификации и жанровых особенностей- метод анализа документальных источников.

При проектировании технологии подготовки аналитической продукции применялись метода технологического проектирования:

  • метод операционно-технологического анализа;

  • метод технологического моделирования;

  • методы расчета трудоемкости и себестоимости.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована проблемная ситуация, определены цели и задачи, методы исследования.

Первая глава посвящена функциональному изучению научно-методической деятельности. Проанализирован ассортимент современной методической продукции, дана ее классификация.

Во второй главе представлена технология подготовки аналитической справки, ежегодного доклада и сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса» в виде технологических схем, оперограмм, таблиц нормирования технологии подготовки, трудоемкости и себестоимости.

В заключении работы представлены выводы исследования и намечены перспективы изучения проблемы. Список литературы содержит 113 наименований, работа содержит 7 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Современное состояние научно-методической деятельности характеризуется отсутствием разработанной технологии подготовки аналитических продуктов, реальных механизмов оценки ее трудоемкости.

В настоящей дипломной работе поиски решения проблемы осуществлялись в рамках конкретных задач, сформулированных во введении.

В ходе контент-анализа документальных источников удалось выявить наиболее обоснованный набор функций научно-методической деятельности. Среди них: организационно-управленческая, внедренческая, исследовательская, информационная, аналитическая, обучающая.

Охарактеризован ассортимент аналитической методической продукции по годам издания, издающим организациям, тематике и видам методических изданий. Оказалось, что методическую продукцию издают множество библиотек как федерального, так и регионального уровня. При этом количество издаваемых пособий резко уменьшилось. Изменилась и тематика, некоторые темы исчезли, но вместо них появились новые. Было также выявлено много видов методической продукции.

В ходе изучения литературы выявлены варианты классификаций методической продукции. При их изучении и функционально-содержательной характеристике методических продуктов было обнаружено, что границы между видами методических продуктов размыты и в теории и на практике.

В результате решения задач, связанных с проектированием технологических операций, описана технология подготовки аналитической справки. В работе она представлена в виде технологической схемы, таблицы нормирования процесса подготовки. Была подсчитана трудоемкость и себестоимость подготовки аналитической справки.

Для ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек области были разработаны технологическая схема, оперограмма, таблица нормирования процесса подготовки, а также расчитана трудоемкость и себестоимость.

Были составлены технологическая схема, оперограмма и таблица нормирования для процесса подготовки сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса».

Эти результаты имеют значение для практиков. Технологическая схема может помочь в процессе контроля промежуточных результатов, получаемых при выполнении технологических операций. Оперограмма может помочь при рациональном распределении обязанностей между сотрудниками. Величина трудоемкости помогает при планировании графика работ.

Дальнейшую работу над темой целесообразно связывать с :

  • разработкой содержательных и формальных отличий между видами методической продукции;

  • дальнейшей разработкой технологии подготовки аналитических продуктов, особенно сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса».


ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК.


П.1.1 О СОДЕРЖАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


В последние 10 лет (1988-1998) методическая деятельность претерпела определенные изменения. Изменился состав библиотек- методических центров на федеральном и региональном уровнях. В то же время в большинстве территорий упразднены отраслевые методические центры по работе с библиотеками ПТУ, школьными, профессиональными, техническими. Распалась традиционная система координационных связей. В такой ситуации методическая работа все же приобретает узловое значение (26), потому, что ее сущность- обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы (99).

Одним из самых заметных явлений в содержании деятельности методических центров разных уровней стали ее разнообразие, оригинальность, многовариантность, конкретность, стремление выявить тенденции и закономерности, скрывающиеся за фактами, явлениями, желание определить достойное место библиотек в современном бурном и меняющемся мире и помочь им занять это место (26).

Однако несмотря на то, что почти все специалисты признают необходимость методической деятельности, каждый вкладывает свой смысл в ее содержание и выделяет свои функции. Чтобы определить наиболее целесообразные функции методической деятельности, был проведен контент-анализ статей, посвященных этой проблеме. Методика сбора и фиксации исходных данных отражена в кодировочной инструкции (см. приложение №1).

По функциям методической деятельности было выявлено 22 источника. Из них 16- статьи из специализированных изданий:

Библиотека-11(2, 17, 32, 33, 46, 54, 96, 97,99, 104, 105);

Научные и технические библиотеки- 3 (16 22, 100);

Библиотековедение- 2 (47, 107);

Библиотечная жизнь России- 1 (26).

Кроме того были выявлены две монографии (14, 53), одни материалы семинаров (3), один сборник научных трудов (25) и один авто диссертации (12).

Практически все публикации (20 из 22) являются теоретическими, но есть одна статья в жанре постановки проблемы (47) и одна- описание практического опыта(103).

Из этого следует, что эта проблема достаточно актуальна в настоящее время ( более половины публикаций по теме- из периодических изданий, что подтверждает ее актуальность).

Чаще всего по данной проблеме писали,

  • научные работники (8 публикаций);

  • практические работники (7 публикаций).

Этот вопрос также затрагивали преподаватели вузов (6 публикаций) и государственный служащий (1 публикация). Таким образом, эта проблема является актуальной как для теоретиков, так и для практиков.

Из 22 авторов, писавших о функциях методической деятельности, лишь 6 охарактеризовали смысл, вкладываемый ими в названные функции. Остальные лишь их перечисляли. Это определило необходимость проведения содержательного анализа функций методической деятельности и близким им по смыслу понятий- видов (направлений) деятельности, по выявленным публикациям и энцеклопедическим изданиям и словарям. Определения функций (варианты таких определений) даны в ниже приведенной таблице№1.1.

Таблица№ 1.1

Содержательная характеристика функций научно-методической деятельности.

№ п/п

Функция (направле-ние деятель

ности

Содержательная характеристика функции

№ источника в списке литерату

ры

1 2 3 4

1

Аналитическая


Анализ биб

лиотечной практики


2

«Важно не только сравнить ситуации, надо подвергнуть тщательному анализу исследуе-

мый материал, выявить и осознать причины и факторы, которые повлияют на дальнейшее