Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  524  525  526   ..

 

 

Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья

Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья


Overview

Лист1
Лист2
Лист3


Sheet 1: Лист1


1992 1993 1994 1995 1996 1997 01-06 1998
Экспорт 53.6 59.2 66.9 79.9 87.6 86.1 35.4
Импорт 42.9 36.1 38.7 47.7 46.2 52.9 26.3
Сальдо 10.7 23.1 28.2 32.2 41.4 33.2 9.1

















Страны СНГ Дальнее зарубежье




Сальдо торгового баланса -1.9 22.7




Сальдо баланса услуг 0.4 -8.8




Обязательства по полученным кредитам - -19.9




Операции по предоставленным кредитам 1 2.4




Движение негосударственных капиталов 2.4 -12.9




Пропуски и ошибки 1.9 -5.5




Общее сальдо платежного баланса 0 -22.1





Sheet 2: Лист2


























Страны СНГ Дальнее зарубежье

Сальдо торгового баланса -1.9 22.7

Сальдо баланса услуг 0.4 -8.8

Обязательства по полученным кредитам - -19.9

Операции по предоставленным кредитам 1 2.4

Движение негосударственных капиталов 2.4 -12.9

Пропуски и ошибки 1.9 -5.5

Общее сальдо платежного баланса 0 -22.1





Платежный баланс России в 1996г.-

региональный разрез(сальдо в млрд. $)

Sheet 3: Лист3





1992г. 1993 г. 1994г. 1995г. 1996г. 1997 г.
ВВП (в сопоставимых ценах) -16.8 -14.2 -23.9 -11.8 -10.1 -3.2
Объем промышленного производства -8.0 -8.0 -37.0 -13.0 -7.0 -1.8
Инфляция (по динамике розничных цен) 2100 10260 501.0 280.0 40.0 17.0
Дефицит государственного бюджета, % ВВП -4.0 -5.0 -9.5 -6.9 -5.2 -6.4
Экспорт товаров, млрд. долл. 11.3 12.8 11.8 12.2 13.7 18.3
Импорт товаров, млрд. долл. 11.9 15.3 14.2 14.0 14.6 19.7
Сальдо платежного баланса по текущим операциям, млрд. $ -0.62 -0.85 1.40 -1.0 - -
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УКРАИНЫ




















Годы 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Российская Федерация 409 394 353 237 305 271 262 255 244
Украина 145 131 109 105 91 76 66 54 54
Производство угля в России и в Украине
(каменный и бурый уголь, млн. т)




















Россия около 35 -40




Украина около 50




Затраты на добычу угля (долл. / т)

Поставка ТМЦ из Украины в 1998 году в Печорский угольный бассейн













Оплата (отправлено ресурсов) Встречная продукция
Уголь Кокс Металл Векселя Наименование ТМЦ
Ед. изм. Кол-во Ст-сть Ж.д. тариф
кол-во тн. сумма тыс.руб кол-во тн. сумма тыс.руб кол-во тн. сумма тыс.руб сумма тыс.руб

тыс руб ТМЦ. тыс. руб. тыс. руб.







УКРАИНА




128929 46623.9




Стойка шахтная
тн 6983.2 20630.3 1717.9







Зап.части


3130.5 164.8







Ионит, угленит


138.1 7.3







Лента транспортерная


2211.1 123.7







Продукты


7673 403.8







Эл. двигатели
шт 275 1326 69.8







Электрооборудование


5586.8 294







Зап.части










1.4 Респираторы


1.7 0.1







АЦМ-900
шт 1 779 41

106.3

308 1227.8 1136.4 Пусковая в/б аппаратура, муфты СНВ, маг. станции

2370.5






16000 Запчасти ГШО


15200 800






3073.6 Конвейер СП-250


1520 80







Шахтная аппаратура


3001.9 28.7


1240 1241.3


Трубы м 113100 1183.7 57.6


296.7 244.3 60.3 177.4
Продукты
тн 128 33.6 7.9







Электроуст. изделия


385.9 30.2




987.5 3114.1
Шахтная аппаратура, эл. двиг.


2905.4 11.3
6767.1 1723.2 1928.9 1128.5

2650 Эл. техн. оборуд., эл, двиг., ч/ч к эл двиг., пускатели

5464 37.6




588.8 1648.8
Эл. двиг., эл. оборудование


1622.4 26.4


800 615.9 325 885
З/ч к аппаратуре








121.5 398.4
Светильники в/б ЛСР




135696.1 48453.4 4265.6 3230 2391.1 7451.5 22861.4 ВСЕГО УКРАИНА


77062.3 4120













Отгрузка продукции ОАО "Воркутауголь" в Украину в 1998 г













страна потребитель марка, сорт угля Объем, т. Стоимость Цена за т. Ср. год. цена Усл. оплаты
Украина ОАО "Баглейкокс" Ж конц 99036 35455977.8 358 336.8 Встречная поставка
ОАО "Азовсталь" Ж конц 29893 11167787.6 373.6 336.8 Встречная поставка


ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ

СТРАН СНГ 14

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся

экономическим условиям 14

1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования

с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ

ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РОССИИ С УКРАИНОЙ 29

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

С УКРАИНОЙ 41

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

СО СТРАНАМИ СНГ 44

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 67


ВВЕДЕНИЕ


Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялись Платежный союз, полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют. Иллюзорными оказались в конечном счете расчеты на сохранение былой экономики.

Разворачиваемые в государствах СНГ крупные социально-экономические преобразования протекают при существенных страновых различиях в темпах и методах реформирования, в степени либерализации внешнеэкономической деятельности. Налицо также определенное несовпадение взглядов руководства государств на характер, глубину и перспективы интеграционных процессов в рамках Содружества. Отсюда все более широкое признание оптимальности «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции. Данный подход, разъяснявшийся в ряде научных публикаций1, содержит серьезные конструктивные потенции, позволяя, в частности, самым подготовленным к интенсивному сотрудничеству конкретным членам СНГ быстрее продвигаться по этому пути в отношениях между собой, имея в виду последующий выход на достигнутые ими уровни интегрированности и других участников Содружества.

Контуры экономического сотрудничества стран СНГ в самом общем виде определяются:

а) сложившейся в прошлом глубокой технологической зависимостью и многосторонней дополняемостью национальных хозяйственных комплексов, межгосударственной специализацией и разветвленными кооперационными связями;

б) потребностями сохранения межгосударственного рынка и сырьевой базы;

в) необходимостью технологического совершенствования производственных потенциалов государств;

г) задачами создания новых кооперационных связей на рыночных началах.

Актуальность настоящей работы вызвана тем обстоятельством, что длительный, постепенный, поэтапный процесс, характеризующийся неодинаковыми скоростями своего осуществления в различных группах государств при различных конфигурациях интеграционного объединения означает разную степень свободного движения товаров, услуг, труда и капитала. Основа рассматриваемого пространства лежит в совместном (технологически скоординированном) производстве, поскольку налаживание интеграционных связей прежде всего связано с наращиванием выпуска тех товаров, в которых нуждаются страны.

Целью настоящего исследования являлось показать, что для реализации указанных условий нужно иметь хотя бы основы общего рынка. Важность этой задачи нередко отрицается: предлагается выход на рынок «дальнего зарубежья», т.е. экономически развитых стран. Последний, однако, представляет собой сбалансированную систему, проникновение в которую значительной дополнительной массы товаров или солидных капиталов нарушает сложившееся равновесие, вызывает диспропорции, усугубляет и без того жесткие конкурентные условия, в которых работают западные предприниматели. Известно и то, что качество наших товаров часто не отвечает требованиям «дальнезарубежных» потребителей. В силу изложенных обстоятельств со странами развитой рыночной экономики пока в лучшем случае можно заключать контракты на поставку сырья, энергоресурсов, металлов и полуфабрикатов, что подчас и происходит, но далеко не решает проблемы сбыта товаров, произведенных в странах СНГ. Поэтому для последних единственно перспективным решением является восстановление взаимных экономических связей, отношений между предприятиями и регионами для удовлетворения спроса прежде всего на собственном рынке (что, конечно, не исключает выхода за его пределы, когда он рационален). Таким примером являются торгово-экономические отношения между Россией и Украиной. В частности совершаются бартерные поставки между ОАО «Воркутауголь» и машиностроительными заводами Украины. ОАО «Воркутауголь» поставляет в Украину уголь, а получает горношахтное оборудование. Такие торгово-экономические отношения выгодны обоим государствам в условиях отсутствия единой финансовой системы.

Когда страны ближнего зарубежья действительно переполнят свой рынок товарами, которые по качеству и стоимости сравняются с лучшими мировыми аналогами, тогда будут достаточные основания ставить вопрос о нашем полноценном выходе на мировой рынок. Случится это, однако, отнюдь не в ближайшее время, а пока требуется уделять максимум внимания развитию экономических связей в пределах СНГ в целом.

При всех реальных и потенциальных плюсах интеграции для ее участников развитие этого процесса испытывает немалые трудности. Прежде всего следует указать на неплатежи, в которых вязнет экономика стран СНГ. Никак нельзя допустить обострения проблемы оплаты продукции настолько, что экономические связи в очередной раз зайдут в тупик, и процесс интеграции будет поставлен под вопрос. Есть и другие препятствия. К примеру, фактором, увеличивающим цену продукции, является взимание налога на добавленную стоимость с комплектующих изделий, поставляемых в порядке кооперации.

В целом же есть многочисленные свидетельства того, что сотрудничество на уровне предприятий и регионов стран СНГ имеет огромный и уже используемый, хотя пока далеко не в полной мере, потенциал. Поэтому одной из задач настоящей работы было раскрыть содержание сотрудничества конкретных организаций по осуществлению финансово-промышленной деятельности со странами ближнего зарубежья, реализуемой на региональном уровне.


ГЛАВА I

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ


1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ


Вследствие нарастающей взаимозависимости мирохозяйственные отношения начали переходить в новое качественное состояние, характеризуемое тем, что экономическое сообщество из рыхлой совокупности более или менее взаимозависимых стран превращается в Целостную экономическую систему, где национальные (страновые) социумы оказываются как бы составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их судьбы в возрастающей мере определяются ходом развития этого организма как целого.

Как и другие постсоциалистические страны, Россия быстро врастает в эту систему, испытывая на себе и благотворные, и отрицательные ее воздействия. Баланс плюсов и минусов такого врастания изменчив: на каких-то этапах плюсы решительно перевешивают, на других этот перевес неочевиден, а в отдельные периоды кажется, что верх одерживают отрицательные его последствия. Один из таких периодов, знаменуемый острейшим финансовым и бюджетным кризисом, начавшимся летом 1998 г. (не в последнюю очередь вследствие снижения мировых цен на нефть, потрясений в Юго-Восточной Азии и бегства иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг), наша страна переживает сейчас.

Экономическая открытость страны имеет два аспекта: функциональный и торгово-политический.

Функциональная открытость - это степень вовлеченности национальной экономики в систему международного разделения труда, соответственно - степень зависимости ее воспроизводственного процесса от внешнеэкономических связей как по линии экспорта товаров, услуг и капиталов, так и по линии их импорта. Экспортная и импортная составляющие этой зависимости -два канала, посредством которых каждая национальная экономика органически сопрягается с внешней средой.

Функциональная открытость национальной экономики измеряется процентным отношением объема внешнеторгового оборота страны к ее ВВП.

Торгово-политическая открытость национальной экономики определяется степенью либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

На протяжении большей части XX столетия Россия по существу выпадала из системы нормальных внешнеэкономических связей. С одной стороны, это объяснялось известными политическими причинами, с другой стороны, жестко централизованная, командно-распределительная советская экономика с ее планово-нормативными издержками производства и искусственными ценами по самой своей природе трудно совмещалась с мировым рыночным хозяйством и могла поддерживать обмен с ним лишь в ограниченном диапазоне.

Неудивительно, что уровень функциональной открытости СССР на протяжении всей его истории оставался низким. Если экспортная квота России в 1913 г. составляла 10,4 %, то в 20-е годы в СССР она не превышала 3-3,5, а к 1937 г. упадало 0,5 %. В послевоенный период она вновь стала расти - главным образом по линиям торговли со странами СЭВ и экспорта военной техники в развивающиеся страны «социалистической ориентации». К концу 80-х годов экспортная квота достигла 5,6 %, к 1990 г. - 6,1%. Полная же внешнеторговая квота СССР в 1990 г составила 13,2 %, а при пересчете ВВП по паритету покупательной способности рубля (что точнее отражает реальный объем ВВП) -12,3, в том числе по РСФСР -13,3 %. Лишь с началом реформ положение стало меняться: после некоторого спада в 1991-1992 гг. внешнеторговая квота России начала расти, а с 1992 г. по 1997 г. она повысилась в 2,4 раза (см. рис. 1). Это значит, что вовлеченность России в мирохозяйственные процессы через внешнюю торговлю более чем удвоилась. Особенно наглядно это видно на примере экспортоориентированных отраслей. Так, доля вывоза в производстве древесины повысилась с 6,8% в 1992 г. до 19 в 1997 г.; нефтепродуктов - соответственно с 14,8 до 33,0; природного газа - с 32,2 до 36,5; нефти - с 35,4 до 42,0; минеральных удобрений - с 69,3 до 74,4; целлюлозы - с 40,8 до 83%2. Это играет важную позитивную роль в нашей кризисной ситуации, когда внутренний потребительский спрос и инвестиции продолжают падать (см. рис. 2). Внешние рынки сбыта позволяют держаться на плаву ряду отраслей российской промышленности, получать устойчивые экспортные доходы, пополнять бюджет и тем самым поддерживать общий тонус экономики, удерживая ее от еще более глубокого спада. Но это лишь одна сторона медали.

Другая состоит в том, что внешний рынок предъявляет спрос главным образом на российские топливно-сырьевые ресурсы и полупродукты, почти не принимая наших готовых изделий вследствие их низкой конкурентоспособности. В 1997 г. доля минерального сырья и топлива в российском экспорте в «дальнее зарубежье» составила 47 %, черных и цветных металлов - 23,4, тогда как удельный вес машин и транспортных средств не превышал 8,3, а химических продуктов - 8,2%. Тем самым объективно поощряется закрепление топливно-сырьевой специализации России, оттесняемой, таким образом, на обочину мирового рынка, в ряды развивающихся стран.



Рисунок 1. Динамика объемов ВВП (по паритету покупательной способности доллара), внешнего товарооборота, млрд. долл. (левая шкала) и внешнеторговой квоты России, % (правая шкала).

Источник: Ю. Шишков Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // РЭЖ № 10 1998 г., с. 84


Рисунок 2. Индексы ВВП, экспорта, внутреннего потребительского и инвестиционного спроса в России в 1991-1997 гг (1990 г. = 100 %).

Источник: Ю. Шишков Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // РЭЖ № 10 1998 г., с. 85


В то же время состояние экспортоориентированных отраслей, да и всей российской экономики все больше зависит

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  524  525  526   ..