Министерство
образования
и науки Республики
Казахстан
Павлодарский
государственный
университет
им. С. Торайгырова
Кафедра
«Компьютерные
системы»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине:
«Автоматизированное
проектирование»
на
тему: «Система
автоматизации
на котлоагрегатах»
-
Выполнили: |
студенты
гр. АСУ-51
Абильшаихова
К.Б. Окатенко
Н.В.
Бещембаева
М.М.
Макзымов
Е.Ж.
|
Проверил: |
Ишимцев
Р.Ю. |
Павлодар,
2003
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
1.
|
Технологический
участок образования
пара, как объект
АСУ |
|
|
1.1
|
Технология
парообразования
и оборудование |
|
|
|
1.1.1
|
Описание
технологического
процесса
производства
пара |
|
|
|
1.1.2
|
Технологическая
инструкция
по эксплуатации
паровых котлов |
|
|
|
1.1.3
|
Описание
технологического
оборудования
для производства
пара
|
|
|
1.2
|
|
Электрические
станции, их
место в технологическом
процессе
парообразования
|
|
2.
|
|
|
Описание
системы управления
котлоагрегатом
|
|
3.
|
|
|
Выбор
принципиальных
технических
решений |
|
|
3.1
|
|
Задача
управления,
ее декомпозиция. |
|
|
|
3.1.1
|
Котельные
установки
как объект
регулирования |
|
|
3.2
|
|
Техническое
задание на
создание новой
АСУ
|
|
|
|
3.2.1
|
Требования,
предъявляемые
к системе
автоматизированного
управления
|
|
|
|
3.2.2
|
Требования
к контроллерам
|
|
|
|
3.2.3
|
Требования
к информационным
потокам |
|
|
3.3
|
|
Выбор
основных
технических
решений по
управляющему
и вычислительному
комплексу,
ПО системы,
пульту оператора,
полевой автоматики
и сети.
|
|
|
|
3.3.1
|
Выбор
средств полевой
автоматики
(ПА)
|
|
|
|
3.3.3
|
Требования
к программному
обеспечению
(ПО) |
|
|
|
3.3.4
|
Требования
к сети |
|
4.
|
|
|
Проект
АСУ
|
|
|
4.1
|
|
Функциональная
схема автоматизации
|
|
|
4.2 |
|
Структура
программно-технического
комплекса
|
|
|
4.3 |
|
Структурная
схема контура
управления
|
|
|
4.4 |
|
Схема
информационных
потоков
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
Специальный
вопрос: АРМ
оператора
узла.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Энергетика
является ведущим
звеном современного
индустриально
развитого
народного
хозяйства.
Понятием «энергетика»
охватывается,
как известно,
широкий круг
установок для
производства,
транспорта
и использования
электрической
и тепловой
энергии и всех
других энергоносителей,
как-то: сжатый
воздух, искусственный
кислород и др.
В их числе особо
важное значение
имеет электроэнергия
в силу универсальности
её применения
в промышленности,
на транспорте
и в быту и большой
транспортабельности
– на многие
сотни километров
при минимальных
потерях.
В СССР, как
в принципе и
сейчас в Казахстане,
примерно 85%
электроэнергии
производится
на тепловых
электростанциях
(ТЭС), важнейшим
звеном которых
являются котельные
установки,
вырабатывающие
пар для турбогенераторов.
В дальнейшем,
при учете
строительства
мощных гидроэлектростанций
(ГЭС) и более
широкого
промышленного
освоения атомных
электростанций
(АЭС), процент
«топливной
электроэнергии»
несколько
снизится, но
все же он составит,
по- видимому,
не мене 80% общего
её производства.
В общем, топливном
балансе страны
районные тепловые
электростанции
занимают около
15%, а, включая
находящиеся
в системе
промышленных
предприятий
– примерно 25%.
Значительно
большое количество
топлива, порядка
35%, потребляется
промышленностью
для производственных
целей, а оставшиеся
40% приходится
на все виды
транспорта
и коммунальное
хозяйство. Если
учесть широкое
распространение
на водном и
железнодорожном
транспорте
паросиловых
установок и
применение
различных
котлов в коммунальном
хозяйстве,
можно констатировать,
что не менее
55-60% производимого
в стране топлива
сжигается в
топках котлов
того или иного
назначения.
Нужно указать
далее, что
промышленная
энергетика
является наиболее
сложным энергетическим
комплексом.
В его состав
входят, помимо
обычных котельных
установок и
паросиловых
установок,
специальные
воздуходувные
и кислородные
станции, промышленные
печи различного
назначения,
газификационные
аппараты, сушильные
и теплообменные
устройства,
тепловые и
газовые сети,
а также многообразное
электрооборудование
промышленных
предприятий.
При выработке
пара исходными
рабочими веществами
являются: топливо,
окислитель
- в основном
кислород атмосферного
воздуха и питательная
вода, из которой
получается
пар нужных
параметров,
а производственными
отходами –
охлажденные
дымовые газы
и шлакозоловые
остатки топлива.
Дымовые газы
получаются
при сжигании
(окислении)
топлива в специальном
устройстве
– топке.
Тепло
образующихся
здесь горячих
дымовых газов
используется
далее поверхностями
нагрева для
подогрева
питательной
воды, её испарения
при определенном
давлении, перегрева
полученного
пара, а также
для нагрева
воздуха, поступающего
в топку для
окисления
горючих элементов
топлива.
Дымовые
газы, пройдя
указанные
теплоиспользующие
устройства,
выбрасываются
затем в атмосферу.
Вместе с ними
уносится часть
золы топлива,
а остальная
её часть в виде
сплавленного
шлака выпадает
в нижней части
топки, откуда
она и выводится
- непрерывно
или периодически.
Сочетание
топки и теплоиспользующих
поверхностей
именуется
котельным
агрегатом;
котельная
установка
является более
широким понятием,
включающим
дополнительно
устройства
для приготовления
и ввода в топку
топлива, вентиляторы
для подачи
воздуха и отвода
в атмосферу
охлажденных
дымовых газов,
питательные
насосы и другое,
более мелкое
вспомогательное
оборудование.
Промышленное
применение
пара имеет на
сегодня почти
двухвековую
историю, считая
со времен Ползунова
(1728-1766 гг.) и Уатта
(1736-1819 гг.), историю
непрерывного
прогресса в
области паровых
двигателей
и паровых котлов.
Однако значительные
достижения
были достигнуты
в этих областях
в 1930-1940 гг. За этот
сравнительно
весьма ограниченный
отрезок времени
в котельной
технике достигнуто
в количественном
и качественном
отношениях
значительно
больше, нежели
за все предыдущие
150 лет.
Большие
сдвиги котельной
техники в1930-1640
гг., отражая
общее ускорение
темпов промышленно-
технического
прогресса,
обуславливаются
в основном
бурным развитием
за эти годы
электроэнергетиков
связи с интенсивным
ростом энерговооруженности
народного
хозяйства,
большой концентрацией
мощностей и
применением
транспорта
электроэнергии
на огромные
расстояния.
Нужно указать,
что до Октябрьской
революции
котлостроения
в СССР фактически
не было, как и
многих других
отраслей тяжелой
промышленности,
а вся сравнительно
небольшая
потребность
в паровых котлах
покрывалась
импортом их
из Германии
и Англии. Начиная
с 1928-1930 гг. у нас
создается
собственная
и мощная топочно-котельная
промышленность,
концентрируемая
на ряде специализированных
заводов, важнейшими
из которых
являются
Таганрогский,
Подольский,
Барнаульский
и Белгородский.
Технологический
участок образования
пара, как объект
АСУ
Технология
парообразования
и оборудование
1.1.1 Описание
технологического
процесса производства
пара
Технологическая
схема производства
пара на паротурбинной
электрической
станции с
прямоточными
котлами и сжиганием
твердого топлива
в пылевидном
состоянии
показана на
рис.1. Твердое
топливо в виде
кусков поступает
в приемно-разгрузочное
помещение в
железнодорожных
вагонах. Вагоны
заталкиваются
в вагоноопрокидыватели
и вместе с ними,
поворачиваясь
вокруг своей
оси примерно
на 180°, разгружаются
в расположенные
ниже бункера.
С помощью
автоматических
питателей
топливо поступает
на ленточные
конвейеры
первого подъема,
передающие
его в дробилки.
Отсюда поток
измельченного
топлива— дробленки
(размеры кусочков
топлива не
более 25 мм)
конвейером
второго подъема
подается в
бункера котельной.
Далее дробленка
поступает в
углеразмолъные
мельницы, где
окончательно
измельчается
и подсушивается.
Образовавшаяся
топливно-воздушная
смесь поступает
в топочную
камеру.
Рис.1 Технологическая
схема производства
пара
1-штабель
угля; 2- ленточный
транспортер;
3 и 4-бункер; 5-
вагоноопрокидыватель
с железнодорожным
вагоном; 6- дробильный
завод; 7- бункер
дробилки; 8- угле
размольная
мельница; 9-
первичный
воздух; 10- пылевоздушная
смесь; 11- горелки;
12- фронт котла;
13- паровой котел;
14- топочная камера;
15- вторичный
воздух; 16- НРЧ;
17- СРЧ; 18- ВРЧ; 19- перегретый
пар; 20- конвективный
пароперегреватель;
21- забор воздуха
из помещения;
22- забор наружного
воздуха; 23- короб
холодного
воздуха; 24- промежуточный
паронагреватель;
25- горизонтальный
газоход; 26- конвективная
шахта (вертикальный
газоход); 27- экономайзер;
28- питательная
вода; 29- воздухоподогреватель;
30- дутьевой
вентилятор;
31- золоуловитель;
32- дымосос; 33- дымовая
труба; 34- шлакозоловой
канал.
Примечание:
парогенератор
иногда называют
также котлоагрегатом,
или паровым
котлом.
В отечественной
энергетике
наиболее широкое
распространение
получили паровые
котлы с П-образным
профилем - это
две вертикальные
призматические
шахты, соединенные
вверху горизонтальным
газоходом.
Первая шахта
- большая по
размерам - является
топочной камерой
(топкой). В
зависимости
от мощности
агрегата и
сжигаемого
топлива ее
объем колеблется
в широких пределах
- от 1000 до 30000 м3 и
более. В топочной
камере по всему
периметру и
вдоль всей
высоты стен
обычно располагаются
трубные плоские
системы — топочные
экраны. Они
получают теплоту
прямым излучением
от факела и
являются
радиационными
поверхностями
нагрева. В
современных
агрегатах
топочные экраны
часто выполняют
из плавниковых
труб, свариваемых
между собой
и образующих
сплошную газо-плотную
(газонепроницаемую)
оболочку.
Газо-плотная
экранная система
покрыта оболочкой
из теплоизоляционного
материала,
которая уменьшает
потери теплоты
от наружного
охлаждения
стен агрегата,
обеспечивает
нормальные
санитарно-гигиенические
условия в помещении
и исключает
возможность
ожогов персонала.
Вторая вертикальная
шахта и соединяющий
ее с топочной
камерой горизонтальный
газоход служат
для размещения
поверхностей
нагрева, получающих
теплоту конвекцией,
и потому называются
конвективными
газоходами,
а сама вертикальная
шахта—коллективной
шахтой. Поверхности
нагрева, размещаемые
в конвективных
газоходах,
получили название
конвективных.
После отдачи
теплоты топочным
экранам продукты
сгорания покидают
топку при
температуре
900—1200°C (в зависимости
от вида топлива)
и поступают
в горизонтальный
газоход.
По
мере движения
в трубах топочных
экранов вода
превращается
в пар. Поверхности
нагрева, в которых
образуется
пар, являются
испарительными,
парообразующими.
В прямоточном
|