Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  413  414  415   ..

 

 

Рынок высокотехнологичной продукции и его особенности в Самарской области

Рынок высокотехнологичной продукции и его особенности в Самарской области

Данный метод отчистки воды уже применяется для обезвреживания и очистки жидких токсичных отходов на полигоне в городе Самара.

Так как Самара и Самарская область – динамично развивающийся регион России с высокой степенью концентрации промышленных предприятий, то конкретные решения вопросов сбора, переработки, утилизации, захоронения промышленных отходов, организации новых и рекультивации отработанных полигонов токсичных отходов для города и области чрезвычайно актуальны.

В настоящее время администрация города и области, областной и межрайонный комитеты экологии и природных ресурсов, общественность Самары много внимания уделяют проблеме управления и обращения с отходами.

За последние годы в Самаре и области создана основательная правовая и финансовая база, позволяющая решать конкретные проблемы переработки и утилизации отходов.

Одной из насущных проблем города является закрытие и рекультивация полигона промотходов "Зубчаниновка" Самарского государственного предприятия (СГП) «Экология».

В природе процессы самоочищения воды полностью связаны с деятельностью микроорганизмов, водорослей и высших растений. Любые типы загрязнений, в конечном счете, оказываются сконцентрированными в виде продуктов их жизнедеятельности - придонный ил (детрит).

Преимущества очистки воды при помощи микроорганизмов, которые позволяют рассматривать данный метод как наиболее приемлемый, заключаются в следующем:

· Имеется мягкий (безвредный для окружающей среды) метод, основанный на естественных процессах самовосстановления и самоочистки природных вод.

· Минимизированы затраты на строительство и техническое оснащение очистных сооружений

· Эксплуатационные расходы практически отсутствуют

Искусственные системы биологической очистки воды основаны на использование эффекта концентрирования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов и имитируют природные объекты - стоячие и проточные водоемы, болота и пойменные земли.

Основное отличие предлагаемых систем концентраторов от традиционных методов биологической очистки сточных вод, заключается в наличии специально подобранных биофильтров, ускоряющих за счет процессов биосинтеза, фотосинтеза переработку органических загрязнений, концентрирование и минерализацию цветных и тяжелых металлов. Другой особенностью системы является организация сбора образующегося в процессе очистки ила, его изъятие, обезвоживание и захоронение на полигоне.

После прохождения системы биоочистки вода полностью утрачивает токсичность, не угнетает флору обычных водоемов и может быть доочищена до нормативных показателей в прудах-отстойниках с применением водной растительности (камыш, рогоз, элодея и т.д.)[13]

2.3.8 Атомная промышленность

Атомная промышленность (АТП) - совокупность предприятий (фирм), научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций по добыче радиоактивных руд, производству радиоактивных веществ, разработке, производству, ремонту, модернизации и утилизации ядерных реакторов, радиационных установок для народного хозяйства и оборудования ядерных электростанций, а также приобретение и утилизация ядерного оружия.

Атомный комплекс, в отличие от РКП, радиоэлектронного комплекса, химической промышленности, объединяет производства как добывающей, так и обрабатывающей промышленности, а также производство и распределение электроэнергии.

Расчеты показали, что валовой объем производства АТК в текущих ценах в 1998 г. составил около 36 млр. руб. Прирост продукции за 2001 г. составил 6%[14] .

2.4 Присоединение России к Всемирной торговой организации:

интересы сектора высоких технологий

В начале информационной эпохи происходят решительные подвижки в сторону глобальных рынков и конкуренции. Перечень отраслей, в которых фирмы, не способные к глобальной деятельности и не имеющие соответствующих маркетинговых способностей, выбывают из игры, полнится день ото дня. Заключение Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ) и последовавшее за ним образование Всемирной торговой организации (ВТО) привели к снижению торговых барьеров между странами и открытию доступа к рынкам. Основным стимулом к либерализации торговли является опыт.

Правительства многих стран, порой ценой болезненных ошибок, осознали, что защита внутренних производителей и рынков от иностранных конкурентов не дает желаемых результатов, а ведет к росту инфляции, замедлению темпов экономического роста, снижению эффективности отечественных компаний, отсутствию у них необходимых для международной конкурентной борьбы предпринимательских навыков. К числу других стимулов к глобализации рынков и конкуренции относятся ускорение и удешевление транспортных перевозок и непрерывное совершенствование телекоммуникаций, сделавшее глобальное общение дешевым, простым и эффективным. Наконец, произошло значительное снижение высоты барьеров, препятствовавших участию компаний во всемирной торговле. Сегодня компания, открывшая свой сайт в Интернете, получает возможность продавать товары покупателям с другого конца света с такой же легкостью, как и потребителям, живущим в соседнем квартале.

Присоединение к Всемирной торговой организации является неотъемлемым условием вхождения России в систему международных экономических связей. Вступление в ВТО предлагает легитимный выход на унифицированное мировое правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами Организации, в том числе:

- доступ к системному механизму разрешения торговых споров и конфликтов;
- участие в выработке правил международной торговли;
- защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов на российские товары за рубежом;
- свобода транзита товаров;
- защита от дискриминационного применения технических и санитарных барьеров;
- преодоление сырьевой ориентации экономики за счет выхода российских экспортеров технологической продукции на ранее недоступные мировые рынки;

- повышение инвестиционной привлекательности страны за счет внедрения в национальное законодательство единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности;

- упрощение договорно-правовой базы, регулирующей внешнеторговый оборот.

Открывающийся в ближайшее время новый раунд многосторонних переговоров существенно расширяет круг ведения ВТО и включает в него вопросы регулирования международных инвестиций, антимонопольной политики, экологии. Россия заинтересована в принятии участия в обсуждении данных вопросов на правах полноценного участника Организации.

ВТО признает право государств-участников на защиту национальных производителей и внутреннего рынка, однако такая защита может осуществляться только в соответствии со строго установленными правилами при условии их включения в национальное законодательство.

В большинстве международных классификаторов к высокотехнологичным товарам относят авиационную технику, фармацевтические препараты, электронику, компьютеры, средства связи, программное обеспечение. Регулирование торговли товарами и услугами, относящимися к сфере высоких технологий, включено в каждый из трех блоков соглашений ВТО.

Торговля товарами, в том числе наукоемкими, регламентирована многосторонними соглашениями по торговле товарами (Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-94), Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам и другие); технологически сложные услуги, в том числе, регулируются в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС); права интеллектуальной собственности, затрагиваемые в процессе мировой торговли, оговорены в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Договорные обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, принятые странами-членами ВТО, служат основой для применения и изменения национальных законодательных актов в сфере международной торговли.

Ниже приведены примеры некоторых основных соглашений ВТО, в той или иной мере применимых к торговле высокотехнологичными товарами и услугами:

* Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам - разрешает на временной основе защищать отдельные отрасли производства в случае резкого увеличения ввоза конкурирующих товаров, наносящих серьезный ущерб отечественным производителям.

* Соглашение по телекоммуникационным услугам действует с 1998 года и имеет статус Протокола к Генеральному соглашению по торговле услугами. Соглашение направлено на либерализацию торговли основными услугами связи, открытие рынков для новых технологий, повышение конкуренции на внутренних рынках.

* Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) основано на признании того факта, что растущая часть стоимости товаров и услуг связана с их интеллектуальным содержанием, и обеспечивает минимальные международные стандарты защиты прав интеллектуальной собственности. В 1999 году Совет ТРИПС поставил в повестку дня вопрос об обеспечении прав интеллектуальной собственности в контексте развития электронной торговли.

* Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, необязательные для всех членов ВТО):

К ним, например, относятся соглашения, регулирующие торговые отношения, разногласия и взаимные претензии стран, производящих и приобретающих гражданскую авиационную технику. Формально Соглашение действует только для тех стран-членов ВТО, которые к нему присоединились добровольно, поскольку обладает особым статусом "необязательного соглашения" в отличие от многосторонних соглашений, обязательных для выполнения всеми участниками Организации.

Однако практически все страны-производители, за исключением Бразилии, имеющей статус наблюдателя Соглашения, являются его участниками и официально настаивают, чтобы все вновь вступающие в ВТО участники, выпускающие авиационную технику, присоединились к нему в обязательном порядке. Более того, на Россию оказывается давление с целью отмены национальных нормативно-правовых актов, противоречащих Соглашению, еще до вступления в ВТО.

Основные требования Соглашения:

- ликвидация импортных пошлин, НДС и таможенных сборов при ввозе в страну воздушных судов (кроме военных), компонентов и узлов, авиадвигателей и их частей, авиационных тренажеров и всех их узлов и компонентов;
- осуществление любых контролируемых правительством закупок авиационной техники исключительно на конкурсной основе с участием иностранных производителей;
- включение в стоимость воздушного судна государственной финансовой поддержки, полученной на его создание, а также части затрат, понесенных государственным бюджетом по военным программам (если при изготовлении использовались результаты НИОКР, агрегаты и комплектующие, созданные в процессе выполнения государственного оборонного заказа);
- ликвидация технических барьеров при торговле гражданской авиатехникой: гармонизация правил сертификации и стандартов производства, переход на международные стандарты летной годности;
- выполнение требований как на федеральном, так и на региональном уровне.

Присоединение к данному соглашению фактически сделает невозможной реализацию Федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники как противоречащей его основным нормам, а также потребует ликвидировать преференциальный режим, предоставленный производителям авиатехники на региональном уровне (Воронежская, Самарская, Ульяновская области, Татарстан).

2.4.1 Проблемы и противоречия в деятельности ВТО

Конфликт интересов стран-участниц Организации и несовместимость позиций различных сторон переговорного процесса в последние несколько лет достигли глобальных масштабов. Более 60 развивающихся стран заявили, что они не только не могут позволить себе расширить рамки либерализации торговых отношений, но и выступили с предложением отсрочить введение ранее достигнутых договоренностей Уругвайского раунда.

Снижение барьеров проникновения промышленного импорта в страны третьего мира не вызвало ответной реакции со стороны развитых стран. Средний уровень таможенного тарифа на готовые продукты, которые развитые страны импортируют из развивающихся, в четыре раза превышают ставки пошлин, на товары, поступающие из других развитых стран.

Под видом антидемпинговых процедур развитые страны фактически осуществляют протекционистскую защиту неконкурентоспособных отраслей экономики.

Провал принятия многостороннего соглашения об инвестициях, подготовленного ОЭСР, продемонстрировал степень остроты конфликта интересов инвесторов и стран-объектов приложения капитала.

Проект Соглашения был направлен на либерализацию международной инвестиционной деятельности путем снятия всех барьеров для прямых инвестиций. Многие его положения касались ключевых областей государственного суверенитета стран-реципиентов капитала. Разрабатывается еще один механизм защиты западных рынков от импорта из развивающихся стран - социальный демпинг, предусматривающий введение обязательных стандартов по использованию рабочей силы: минимального размера оплаты труда, продолжительности рабочего дня, запрета на использование труда несовершеннолетних.

Усиливается тенденция к фрагментации мировой торговли в региональном (в виде замкнутых экономических блоков типа Европейского Союза) и корпоративном направлениях (торговля в рамках транснациональных компаний).

Сложившийся в ВТО механизм принятия решений на основе консенсуса (хотя формально предусмотрено голосование) позволяет крупнейшим развитым странам - в первую очередь США и Европейскому Союзу - контролировать деятельность Организации[15] .

3. МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ

ПРДУКЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Общие рекомендации

Бесспорно, важнейшей задачей является сохранение и активизация научно-промышленного потенциала области, стимулирование научно-технического прогресса и инновационной деятельности.

Администрацией области совместно с научными организациями подготовлен проект Закона Самарской области "О научно-технической и инновационной деятельности в Самарской области". Он нацелен на развитие системы поддержки и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности.

Научными организациями при поддержке администрации области разработан проект комплексной инновационной программы Самарской области: "Наука-образование - инновации - производство - рынок: 2002-2005 годы". В документе сведены воедино все направления инновационной деятельности. Реализация программы будет способствовать активизации инновационной деятельности и расширению коммерческого использования перспективных наукоемких технологий предприятиями области.

Что касается технопарков, то в Самарской области государственная поддержка таких структур является стратегически важным направлением промышленной политики. Технопарки, инновационные центры призваны решать задали развития научно-технического предпринимательства, эффективного использования площадей промышленных предприятий, обеспеченных необходимой инфраструктурой, восстановления экономики депрессивных территорий области.

Проектирование технопарка в Самаре намечено на 2002 год. В его создании будут принимать участие вузы области, а также малый бизнес.

Инновационные центры и технологические парки помогут создать объекты интеллектуальной собственности, которые обеспечат трансферт технологий из научных организаций в отечественную промышленность и за границу, а также из-за рубежа в Россию.

Сегодня одна из важнейших целей – поиск баланса между фундаментальными и прикладными разработками. Если финансировать только фундаментальную часть, то тогда не замыкается технологическая цепочка. К сожалению, отечественный высокотехнологичный сектор пока не может эффективно выстраивать ни одной замкнутой макротехнологической цепочки. У нас есть либо первичные фундаментальные наработки, но нет продолжения, либо есть приложение, но нет фундаментальной основы. Весь мир развивается тем, что выстраивает макротехнологическую цепочку и на этой основе прорывается на мировой рынок. Современное положение диктует единственно возможный, на мой взгляд, выход – большинство фундаментальных исследований должны финансироваться государственным бюджетом. Должны создаваться специальные рисковые фонды, в бюджете развития приоритетные технологии должны быть выделены отдельной строкой.

Следующая цель – стимулирование инвестиционной активности в сфере российских высоких технологий. Инвесторы сейчас работают с проектами, которые дают высокую отдачу при норме доходности не меньше 30-35%. Предприятия, рассчитанные на долгосрочное развитие, например предприятия автомобилестроения, сразу такую прибыль дать не могут.

Что касается информационных технологий, то, безусловно, сегодня мы отстали в этом направлении: Россия просто пропустила четвертую технологическую революцию. Для этого есть ряд объективных и субъективных причин. Одна из них заключается в отсутствии единого органа, курирующего сферу информационных технологий. Формально этим занимается Министерство промышленности, науки и технологий, но в силу того, что проблема затрагивает не только сферу предприятий, находящихся в ведении данного министерства, но и многих других, требуется специальный орган в виде агентства или федерального центра, который бы занимался этой работой. По объему и качественному уровню работ эта задача выходит на первый план.

Говоря об авиационной промышленности, нужно отметить, что проблему интеграции авиационно-космического комплекса России в целом и Самарской области в частности следует рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, это интеграция внутри страны: отечественный авиакосмический комплекс насчитывает 564 предприятия, что совершенно не соответствует принципам организации корпоративного бизнеса. Во-вторых, это интеграция в мировую среду.

Опыт последних лет показывает, что интеграционные процессы идут чрезвычайно высокими темпами. Компания Boeing превратилась в транснациональную корпорацию и сейчас объединяет более половины потенциала Америки в этой сфере. Это единая вертикальная структура, которая обеспечивает крупную корпоративную систему управления таким сложным бизнесом, как авиация, космос и частично вооружения. Аналогичный процесс сейчас наблюдается в Европе. Европейский концерн European Aeronautic Defence and Space Company (EADS), организованный летом 2000 года, также представляет собой единую вертикальную корпорацию, объединяющую капиталы таких фирм, как Aerospatiale Matra S.A. (Франция), Construcciones Aeronauticas S.A. (Испания), DaimlerCrysler Aerospace AG (Германия) и ряда других, с общим оборотом 22,6 млрд. долл. в год. Для сравнения ежегодный оборот Boeing составляет около 55 млрд. долл.

Вторая часть проблемы заключается в том, что российские КБ и серийные заводы - это традиционно разрозненные структуры, поэтому нужно создавать интегрированные объединения внутри страны с тем, чтобы они могли работать с западными концернами. Такая работа подразумевает некоторую реструктуризацию авиационной отрасли, которая насчитывает более 350 предприятий, в виде создания пяти-семи крупных холдингов, построенных как связанные корпорации с глубокой специализацией участников. Пять-семь холдингов - это то реальное, что можно сделать сейчас. Хотя в дальнейшем они могут слиться в один-два, что было бы правильно. Европа прошла аналогичный путь от 40-50 авиационных фирм к консорциуму Airbus, объединившему 8-10 заводов из четырех стран. За 15 лет консорциум поднялся от нуля до 50% мирового рынка гражданской авиации. Летом 2000 года уже было принято решение о создании EADS - единой сквозной корпорации с объединением капиталов, собственности, вертикалью управления. Европейская авиапромышленность шла к объединению 15 лет.

Для нас на первом этапе создание пяти-семи холдингов было бы прорывом, а долгосрочная цель - создание одной корпорации по типу EADS или Boeing, в составе которой был бы департамент гражданской авиации, вооружений и военной техники, космоса. В этом случае стала бы возможной реализация единой стратегии развития, единого менеджмента, проведение единых глубоких НИОКР, единая система поддержки продукта.

Очевидно, что такая интеграция позволяет консолидировать усилия компаний на разработке общей стратегии, на поддержке и продвижении продукта, сервисе, внедрении новых информационных технологий. Безусловно, конкурировать с такими гигантами на мировом рынке уже невозможно.

Для того чтобы реализовать эту возможность и войти в кооперацию с ведущими мировыми высокотехнологичными фирмами необходимо решить целый комплекс проблем. В целом, его можно обозначить как гармонизацию всей технологической цепочки, технологического облика наших наукоемких предприятий с корпорациями Европы и Америки. Это внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий, систем обеспечения качества, параллельного инжиниринга (когда весь жизненный цикл и проектирование ведутся параллельно). Это первый шаг, который нужно сделать нашей высокотехнологичной промышленности для того, чтобы кооперироваться с западными компаниями.

Главная задача интеграции заключается даже не в объединении разработок. Наиболее сложна и дорога сама система продвижения и поддержки продукта, подразумевающая создание целой инфраструктуры как в стране, так и за рубежом. Это под силу только объединенным корпорациям. Не обеспечив сервиса, поддержки продукта, на Западе не принято говорить о самом продукте, его просто нет.

Именно в такой ситуации находится сейчас Россия. У нас есть хорошие разработки, но из-за отсутствия поддержки продукта мы теряем рынки. Поэтому интеграция - это путь вхождения в рынок. Если в течение 4-5 лет созданные в процессе реструктуризации пять-семь холдингов проведут первичную систему реноваций, обновят основные фонды, структуру управления, подготовку кадров, внедрят информационные технологии, то тогда можно будет говорить о создании устойчивого и динамичного высокотехнологичного сектора.

3.2 Программа "Региональная инициатива"

В соответствии с решениями межправительственной российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству для оказания технической поддержки на территории Самарской области реализуется программа "Региональная инициатива". Программа координируется Государственным департаментом США. Одним из основных направлений Программы является стратегия развития инвестиций в Самарской области. Эксперты и консультанты фирмы "Booz Allen & Hamilton, Inc." приступили к выполнению программ технической помощи в области разработки и реализации региональной инвестиционной и бюджетной политики. В настоящее время кредитный рейтинг Самарской области был установлен международными рейтинговыми агентствами "Standart & Poor's" и "Mody's" на уровне "ССС". Кроме того, в рамках международной Программы "Трансформ" совместно с немецкой консалтинговой фирмой "Gopa" в регионе осуществляется реструктуризация ряда средних промышленных предприятий с целью повышения их эффективности путем диверсификации производства, установления перспективных партнерских производственно-технологических отношений и освоения новых потребительских и инвестиционных рынков.

3.3 Программа “Развитие научного и технологического потенциала Самарской области” на 2001 – 2005 гг.

В настоящее время выполняется программа “Развитие научного и технологического потенциала Самарской области” на 2001 – 2005 гг.
В рамках Программы выполнено более 150 научных и научно-технических проектов.

Аэрокосмические технологии:
· Разработка специализированного оборудования и технологии нанесения теплозащитных покрытий на секции сопловые ступени новых конверсионных газотурбинных двигателей.
· Разработка технологии создания камеры сгорания для авиационного двигателя V поколения с низким выбросом окислов азота.
· Разработка экологически чистой камеры сгорания для промышленных ГТУ на базе авиационных двигателей.
· Разработка высокоэффективной энергетической установки с выносным энергоблоком на базе авиационных двигателей.
· Разработка способов и устройств для снижения канцерогенного загрязнения окружающей среды камерами сгорания ГТД наземного применения.

Конверсионные технологии двойного применения:

· Исследование пулестойкости новых композиций материалов для защитных сооружений и средств индивидуальной защиты.
· Исследование и разработка взрывного метода для ремонта, реконструкции и демонтажа газонефтепроводов и реакторов.
· Разработка технологии выпуска высококачественных лигатур и алюминиевых сплавов для машиностроения пищевой промышленности.

Новые материалы и их применение
· Исследование процессов и разработка технологии фильтрационного горения в реакторах при получении порошковых материалов для нанесения покрытий и производства керамик.

Технологии и оборудование для машиностроения и транспорта
· Разработка нового типа виброизоляторов из материала металлорезина.
· Разработка упругодемпфирующих элементов на основе тросов и пластин для тяжелонагруженных объектов.
· Разработка и исследование методов и средств оперативной диагностики топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания автомобилей с системой электронного впрыска топлива.
· Разработка технологии применения перспективных алюминиевых сплавов в автомобилестроении.


Информатизация, связь, приборостроение, компьютерная оптика

· Разработка компьютерной системы диагностики глазных заболеваний по изображению глазного дна.

Наукоемкие технологии для медицины
· Обработки рентгенограмм грудной клетки при пылевых заболеваниях легких.
· Создание новых конструкций имплантатов для челюстно-лицевой хирургии и проведение исследовательских работ по изучению влияния конструктивных параметров на их эксплуатационные характеристики.
Инфраструктура поддержки

· Научно-инновационный центр “Перспектива”.

· Бизнес-инкубаторы.

· Технопарки высших учебных заведений.

· Консалтинговые фирмы.

· Выставки и ярмарки.

Финансовые инструменты

· государственный венчурный фонд Самарской области;

· система поддержки малого бизнеса;

· коммерческие банки;

· губернские премии в области науки и техники;

· грантовая система поддержки научных коллективов и отдельных ученых.

Законодательное, нормативное и организационное обеспечение

· Региональная научно-техническая программа “Развитие научно-технического и инновационного потенциала Самарской области в 2001-2005 гг.”;

· Действует Совет по научно-технической и инновационной политике при Администрации области.

3.4 Проект «Программа по инновационным технологиям

в Самарской области (ИНТЕХ)»

Несмотря на все трудности переходного периода, Россия продолжает сохранять достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. Основная задача состоит в том, чтобы включить имеющиеся ресурсы в экономическое и технологическое возрождение страны, эффективно использовать имеющийся положительный опыт поддержки и развития инновационной деятельности.

Для реализации проекта была выбрана Самарская область – регион, в котором сконцентрированы передовые производственные предприятия, учебные и научно-исследовательские учреждения, инновационные предприятия, проводится активная политика поддержки малого предпринимательства. Он представляет один из наиболее продвинутых и перспективных регионов России для реализации задач по поддержке и активизации инновационной деятельности.

Главной целью проекта является сохранение и развитие отечественного научно-технического потенциала, повышение инновационной активности предприятий, организаций, ведомств Самарского региона, продвижение на рынок технологий и разработок, содействие международному сотрудничеству в области инновационной деятельности.

Проект включает в себя проведение:

· исследования инновационного потенциала Самарской области в целях определения потребности, возможности и направлений поддержки инновационных предприятий и коммерциализации технологий;

· семинара для представителей областных структур поддержки инновационного предпринимательства, администрации, консалтинговых и учебных организаций;

· трех семинаров для представителей отобранных инновационных предприятий из Самарской области по основам технологического менеджмента и коммерциализации технологий;

  • международной конференции и выставки.

В процессе выполнения проекта были проведены следующие исследовательские работы.

1. Анализ наличия и типов инновационных предприятий Самарской области.

2. Определение областей технической поддержки приоритетных направлений оказания образовательной, консалтинговой, информационной поддержки инновационных предприятий.

3. Формулирование критериев отбора предприятий и организаций на Самарскую межрегиональную выставку инновационных технологий.

4. Определение наличия и подготовленности кадровых ресурсов инновационных предприятий.

5. Оценка инвестиционного потенциала региона и направлений взаимодействия инновационных предприятий с потенциальными инвесторами.

6. Определение проблем, мешающих развитию инновационного предпринимательства Самарской области с целью разработки предложений по их преодолению на региональном и федеральном уровне.

7. Разработка направлений взаимодействия структур поддержки предпринимательства и решения приоритетных задач в области развития и поддержки инновационного бизнеса Самарской области.

Для выполнения вышеуказанных исследовательских работ, во-первых, необходимо было провести анализ всех составляющих научно-технического и экономического потенциала региона а, во-вторых, получить соответствующую информацию от субъектов малого инновационного предпринимательства на территории Самарской области. С этой целью была разработана и распространена специальная анкета. В определении состава инновационных предприятий, распространении анкеты и анализе поступившей информации активное участие приняли специалисты Государственного венчурного фонда Самарской области.

Первым важным этапом выполнения проекта стало исследование инновационного потенциала малых предприятий Самарской области

Для малых инновационных предприятий большое значение имеют вопросы работы с инвесторами и кредиторами. К ним соответственно обращалось 46% и 72% предприятий, но результаты обращения были несущественными. В этой связи у предприятий есть ощущение неуверенности в работе с инвесторами и кредиторами. Многие предприятия вообще не обращались к инвесторам. Общие причины этих существующих проблем – незнание технологий работы с инвесторами и кредиторами, отсутствие соответствующей информации и неверие в успех привлечения средств.

Малые инновационные предприятия испытывают острую потребность в привлечении финансовых средств для своего развития. Особо следует отметить потребность в долгосрочных займах и лизинге, так как, по данным исследования предприятий, коммерциализация и трансфер технологий ориентированы, в основном, на длительность 2-3 года, а материально-техническая база сильно изношена.

Также была выявлена тематика дисциплин программы обучения (бизнес-планирование, охрана и правовая защита интеллектуальной собственности, инновационный менеджмент, коммерциализация и трансфер технологий), в которой малые предприятия заинтересованы, чтобы иметь соответствующих специалистов.

Вторым этапом проекта ИНТЕХ стала его обучающая часть, реализуемая в период с февраля по март 2000 г. Сначала в ходе тренинга на 2-х недельном российско-американском семинаре “Инновационный менеджмент для малых предприятий” было подготовлено 26 консультантов. Они представляли различные инфраструктурные организации, ВУЗы, консалтинговые и лизинговые компании, занимающиеся вопросами поддержки малого бизнеса. Ряд консультантов, прошедших обучение, выступили в качестве лекторов на 3 трёхдневных семинарах, организованных для обучения представителей малых инновационных фирм. Всего на трёхдневных семинарах было обучено 56 человек, из них по полной программе обучения – 48 человек (45 руководителей и менеджеров малых предприятий и 3 представителя от инфраструктурных организаций). По итогам обучения были выданы сертификаты.

Консультанты активно участвовали в содействии выполнения проекта ИНТЕХ по поиску новых фирм-участников проекта. Дополнительно были выявлены предприятия в г.г. Тольятти и Кинель.

По итогам семинаров был проведён Круглый стол, на котором была осуществлена попытка привлечь внимание крупных промышленных предприятий к сотрудничеству с малыми инновационными фирмами.

Кульминационной частью проекта ИНТЕХ явились проведённые на базе музея им. П. Алабина с 25 по 28 мая 2000 г. Самарская межрегиональная выставка инновационных технологий и Международная конференция “Инновационные технологии и бизнес”. Они были посвящены решению практических вопросов продвижения новых наукоемких технологий на рынок.

На выставке было представлено более 150 инновационных, инвестиционных и инфраструктурных проектов от 72 организаций и предприятий Самарской области, Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани, Нальчика. Дополнительно заочное участие в выставке с публикацией информации в её официальном каталоге приняли 11 предприятий. Кроме того, на экспозициях структур, объединяющих организации из разных регионов России, например, Морозовский проект, Национальное содружество бизнес-инкубаторов и др. были отдельно представлены более 100 предприятий и организаций, не вошедших в информацию каталога. Экспозиция размещалась на выставочной площади в 400 кв.м. Представленные проекты и разработки были связаны как с техническим воплощением новых идей, так и с вопросами поддержки малого бизнеса. Большую часть экспозиции составляли разработки малых предприятий, но были также представлены и крупные промышленные предприятия г. Самары, такие как АО "Моторостроитель", АО "Салют", АО "Волгабурмаш", АО “Самараэлектромаш”, Государственный ракетно-космический комплекс “ЦСКБ-Прогресс”. От проекта ИНТЕХ, прошедших обучение на семинарах, на выставке непосредственно экспонировались 22 официальных и 11 заочных участников.

3.5 Комплексная инновационная программа Самарской области

"Инновации – Производство - Рынок на 2002-2005 годы"

Анализ регионального инновационного потенциала показывает, что основным сдерживающим фактором его развития является отсутствие интеграционного механизма, основанного на привлечении и использовании необходимых ресурсов (финансовых, производственно-технологических, управленческих и так далее), а также эффективных мотивационных стимулов и условий для успешного продвижения инноваций на рынок. В конечном итоге это приводит к недостаточной эффективности вложения бюджетных средств в региональные научно-технические программы и проекты.

С целью активизации инновационной деятельности подготовлен проект комплексной инновационной программы Самарской области "Инновации-Производство-Рынок на 2002-2005 годы", разработанный с учетом прогноза социально-экономического развития Самарской области и основных направлений экономической и социальной политики Администрации области на 2002 - 2004 годы.

Основу Программы составляют комплексные проекты, представляющие собой обоснование целесообразности совместного выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и системы мероприятий, направленных на опытное и промышленное освоение инноваций с целью реализации их на рынке или использования в хозяйственном обороте.

Концептуальную основу Программы составляют три базовых технологических принципа рыночных механизмов формирования и реализации комплексных проектов:

  1. самоорганизующихся инновационных сетей;
  2. независимой экспертизы и конкурсного отбора;

3. маркетинга, конкуренции и партнерства, рентабельности и ресурсной интеграции.

Инновационная сеть представляет собой совокупность субъектов инновационной деятельности и бизнеса, которые на договорной основе самостоятельно объединяются для выполнения комплексных проектов.

Участниками инновационных сетей могут выступать как отдельные юридические лица, так и объединения юридических лиц различной формы собственности и отраслевой принадлежности, действующие на время выполнения проектов на территории Самарской области, в том числе иностранные, и из других регионов Российской Федерации.

Ресурсная интеграция предусматривает системную интеграцию инновационных, производственно-технологических, управленческих и множественных источников финансовых ресурсов с целью эффективной реализации комплексных проектов.

Конечная цель Программы заключается в создании региональной инновационной системы для перехода экономики Самарской области на инновационный путь развития.

Основными задачами Программы являются:

· формирование организационно-финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности;

· интеграция ресурсов и субъектов инновационной деятельности и бизнеса;

· создание межрегионального рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;

  • создание благоприятной среды для инновационной деятельности.

Отраслевая структура проектов Программы определяется приоритетными направлениями экономической и социальной политики Самарской области с учетом тенденций развития науки и техники. Фактическое содержание её разделов, а также конкретный перечень комплексных проектов формируются в процессе конкурсного отбора по результатам экспертизы. Приоритет должны иметь комплексные проекты, ориентированные на инновации, обладающие высоким экспортным или импортозамещающим потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими нормами доходности, а также социально-экономической значимостью для региона.

Основными ресурсами инновационной деятельности являются инновации (технологии и разработки), производство, финансы и управление.

Разработчиками инноваций являются региональные научные организации, университеты, институты, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологические компании и научные центры, а также аналогичные структуры из других регионов и стран.

Источниками производственно-технологических ресурсов для решения задач опытного и промышленного освоения инноваций являются крупные предприятия, малые инновационные предприятия и вновь создаваемые дочерние предприятия, венчурные компании, интегрированные финансово-промышленные структуры, а также высокотехнологичные производящие предприятия малого и среднего бизнеса.

Источниками финансовых ресурсов являются специализированные фонды федерального, регионального и муниципального уровней, лизинговые компании, международные фонды, организации, банки и частные инвесторы, собственные средства предприятий и средства федерального, областного и муниципального бюджетов, а также реинвестиционные средства Программы.

Источниками управленческих ресурсов являются кадровый потенциал субъектов инновационной деятельности, а также инфраструктурные и консалтинговые компании инновационной сферы, региональный кадровый резерв выпускников президентской программы "Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации".

Для управления комплексными проектами инновационных сетей формируется два уровня компетенции: программный и сетевой. Программное управление осуществляется Средневолжским региональным инновационным научным центром. Сетевой уровень управления комплексными проектами делегируется на конкурсной основе головным организациям-исполнителям проектов.

3.6 Деятельность государственного венчурного

фонда Самарской области

Самарская область обладает значительными промышленным, научно-техническим и инновационным потенциалами.

В университетах, научно-исследовательских и академических институтах и центрах проводится значительный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тематически связанных с развитием технологий для таких отраслей промышленности региона, как: автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, цветная металлургия, химия и нефтехимия, энергетика, информатика и связь, двигателестроение, приборостроение, медицина.

Коммерциализация наукоемких технологий и разработок осуществляется различными путями. В последние годы на базе ВУЗов, институтов РАН, НИИ и промышленных предприятий региона образовался ряд новых малых "спиннинговых" инновационных предприятий (МИП), занимающихся коммерциализацией и трансфером перспективных наукоемких технологий и разработок. Из которых около 200 успешно работают на рынке как по кооперации с крупными предприятиями, так и самостоятельно в следующих основных областях:

  • разработка медицинской и диагностической аппаратуры;
  • компьютерные и информационные технологии;

· разработка универсальных приборов контроля, датчиковой и измерительной аппаратуры;

  • создание новых видов материалов;
  • технологии для строительного комплекса;
  • лазерные и плазменные технологии;
  • технологии для перерабатывающей промышленности;
  • технологии и приборы для автомобилестроения;

· средства автоматизации и контроля для нефтяной и газовой промышленности;

  • экология и ресурсосбережение.

Начиная с 1996 года, Венчурный фонд осуществляет финансовую и инфраструктурную поддержку инновационных проектов МИП через становление и развитие их опытного производства. Финансирование проектов осуществлялось из средств областного бюджета в рамках Комплексной программы поддержки малых предприятий в Самарской области с привлечением на долевой основе средств федеральных фондов и внебюджетных инвесторов.


Государственный венчурный фонд Самарской области создан в 1996 году. Учредители фонда: Администрация Самарской области и федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (г.Москва).


Сфера компетенции (основные направления деятельности) Фонда:

· Привлечение финансовых средств для долевого кредитования инновационных проектов и венчурного инвестирования МИП;

· Содействие лизингу производственно-технологического оборудования;

· Обеспечение поручительств за субъекты малого предпринимательства;

  • Аудит коммерциализуемости и трансфера наукоемких технологий;
  • Мониторинг инновационного потенциала МИП Самарской области;
  • Комплексные консалтинговые услуги по инновационному бизнесу;

· Инфраструктурная поддержка МИП: организация инновационно-технологических центров, обучение и подготовка в области коммерциализации технологий, финансовая и информационная поддержка рекламно-выставочной, PR - деятельности.

Персонал Фонда - квалифицированные специалисты, обладающие знаниями и опытом в сфере проектного менеджмента и информационного обеспечения инновационного бизнеса, бизнес-планирования инновационных и инвестиционных проектов. Для решения конкретных задач Фонд привлекает к своей деятельности в качестве экспертов и консультантов ведущих ученых из различных отраслей знаний, а также специалистов по технологическому аудиту, коммерциализации и трансферу наукоемких технологий, охране интеллектуальной собственности, маркетингу, экономике и финансам.

Создана нормативно-методическая и информационно-аналитическая Интернет-база инновационных ресурсов МИП Самарской области, позволяющая обеспечить эффективное продвижение на рынок конечных продуктов инновационных проектов. Сформированы основные требования к инновационным проектам, включающие в себя:

· Научно-техническая новизны предлагаемого для реализации продукта (услуги) или новизна технологии, используемой для производства известного продукта;

· Наличие интеллектуальной собственности, а также организационных и производственных возможностей реализации проекта, включая проведение мероприятий по маркетингу и рекламе продукции;

· Наличие платежеспособных потребителей (отечественных или зарубежных) продукции (услуги);

· Наличие в МИП лидера и профессионально подготовленной команды, заинтересованных в успехе реализации проекта и развитии фирмы;

  • Положительный опыт финансово-экономической деятельности.

За время работы в Фонд поступило 99 инновационных проектов. Из них 28 получили финансовую долевую поддержку со стороны Фонда и фондов федерального уровня, а также внебюджетных инвесторов всего на общую сумму 10,047 млн.рублей, из которых 2,675 млн.рублей составляют выделенные и рефинансированные средства областного бюджета и собственные средства Фонда. При этом на один рубль используемых в обороте целевых кредитных средств областного бюджета Фондом было привлечено около четырех рублей из федерального бюджета и средств внебюджетных инвесторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резкое сокращение объемов производства в послереформенный период и неустойчивая стабилизация выпуска наукоемкой продукции за последнее время свидетельствуют об отсутствии сложившегося механизма воспроизводства высокотехнологичного наукоемкого сектора российской промышленности. Фактически только те предприятия российских наукоемких отраслей, которые стали работать на внешние рынки, сумели адаптироваться к новой экономико-финансовой реальности.

Анализ результатов мониторинга состояния инновационного потенциала Самарской области, проведенного в 1997 - 1998гг. венчурным фондом Самарской области по договору с консультативно-исследовательским центром “Персонал управления” (г. Москва) в рамках общеевропейского проекта России и Германии “Инновационный форум Восток-Запад”, а также анкетирования 105 малых инновационных предприятий Самарской области, проведенном в 1999 - 2000гг в рамках Международного проекта "Инновационные технологии Самарской области ("ИНТЕХ"), показал, что инновационные предприятия научно-технической сферы сталкиваются с рядом трудностей в своем развитии. Среди основных из них можно отметить следующие:

· отсутствие надежной производственной базы (в основном, производственные помещения и оборудование арендуются на неприемлемых условиях, приводящих к высоким удельным весам арендной платы в себестоимости выпускаемой продукции);

· недостаточность инвестиционных средств и условий для развития производства;

  • устаревший парк оборудования.

Учитывая вышеуказанное, осуществляются меры по улучшению ситуации в сфере высоких технологий: комплексные инновационные программы, создание сети нновационно-технологических центров (ИТЦ) в г. Самаре и других городах области, проводятся различные выставки, конференции.

Анализ показывает, что призывы ряда политиков и экспертов, опирающихся на факт опережающего роста высокотехнологичного наукоемкого сектора в обрабатывающей промышленности ведущих зарубежный индустриально развитых стран к приоритетному развитию наукоемких отраслей в России, не учитывают того, что экономики этих стран уже полностью включены в мировой рынок, в общественное разделение труда. Следовательно, концепции, которые опираются в основной на страновую статистику, недостаточно конкретно фиксируют новые результаты процессов глобализации мировой экономики. В частности, для определения наукоемкости зарубежных рынков затраты на НИОКР в отраслях-лидерах США (а также ряд стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона) должны относиться не только к внутренним рынкам профилирующей продукции, но и к той части внешних рынков, которая контролируется транснациональными корпорациями этих стран.

Можно предположить, что современный механизм, обеспечивающий бурный рост наукоемкого сектора промышленности ведущих индустриально развитых стран, в ближайшем будущем столкнется с недостатком ресурсов для своего саморазвития. Последствия подобного сценария развития труднопредсказуемы, но гипотетически возможны и такие, когда станут неизбежны не только крах современной формы рискового капитала, но и начало финансового, а затем и затяжного экономического кризиса, выход из которого потребует новых форм организации бизнеса.

Тогда становится ясным, что эффективность высокотехнологичных производств в развитых странах во многом обеспечивается перераспределением и присвоением части созданной стоимости в отраслях низших пределов и что они не могут столь успешно функционировать без либерализации системы международных экономических отношений. Вследствие этого доходы среднего класса в странах так называемого “золотого миллиарда” обусловлены сложившимся механизмом перераспределения и присвоения части вновь созданной стоимости и во многом зависят от стандартов потребления в странах так называемого третьего мира, то есть экономической периферии, где сейчас находится и российская экономика.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Румянцев А.А. Гусаков М.А. Региональные проблемы научно-инновационной деятельности СПб.: ИРЭ РАН 2000

2. Полетаева О. Сила науки в экономической борьбе СПб. 1998

3. Шуплецов А.Ф. Современный региональный механизм устойчивого инвестиционного развития Иркутск: ИГЭА 2000

4. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики М.: ЦЕМИ РАН 2001

5. Макова Л.Е. Гусаков М.А. Структурная перестройка научных и производственных предприятий СПб. 1999

6. Балашов В.В. Масленников В.В. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе М. 2000

7. Тодосийчук А.В. Управление инновационным предприятием М.: Экос 2000

8. Филимонов Ю.А. Филиппов Л.А. Проблемы управления производственными системами в условиях научно-технической революции Барнаул: АлтГТУ 2000

· Багриновский К.А. Бендиков М.А. Хрусталев Е.Ю. Современные методы управления технологическим развитием М.: Росспэн 2001

Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент СПб. и др.: Питер 2001

Быстров В.В. Семенкин В.Я. Основы организации и управления инновационными процессами в условиях рыночной экономики Владивосток: ДВГАЭУ 2000

Ковалев С.Г. Тарасевич Л.С. Прорывное развитие - стратегическое направление модернизации экономики Российской Федерации СПб.: СПбГУЭФ 1999

Кушлин В.И. Козырев А.Н. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование М.: РАГС 2000

Смирнов Б.М. Государственная инновационная политика России: цели, принципы, приоритеты М. 2001

Валдайцев С.В. Мотовилов О.В. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами СПб.: С.-Петерб. ун-т 1995

Гаврилов А.И. Механизм инновационного управления экономикой

Н. Новгород 2000

Глухов В.В. Некрасова Т.П. Экономика и менеджмент высоких технологий СПб.: СПбГТУ 1999

Купрюхин А.И. Управление нововведениями Новосибирск 2000

Строев Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация М.: Экономика 2001

Потемкин А.П. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие М.: Инфра-М 2000

Узяков М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста М.: ИСЭПН 2000

Грачева М.В. Кулагин А.С. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности М.: АНХ 2000

Белоусов А.В. Белоусов В.И. Инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства: состояние, пути совершенствования Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та 2000

Грязнов Э.А. Глобализационные приоритеты экономической политики Евросоюза М.: РАГС 2000

Щербаков А.И. Ивасенко А.Г. Инновационный бизнес: российские проблемы и международный опыт Новосибирск 2000

Афанасьев С.Л. Будущее общество. Ведущие социально-экономические тенденции современности М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана 2000

Макаров В.Л. Варшавский А.Е. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия М.: Наука 2001

Плетнев К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика М.: Эдиториал УРСС 1998

Бешенковский В.Л. Турлак Е.А. Экономическое обоснование научно-технической деятельности: инновационный аспект М.: Academia 1999

Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий М.: АНХ; : Центр коммерциализации технологий 1999

Жиц Г.И. Инновационный потенциал и экономический рост Саратов 2000

Мухамедьяров А.М. Диваева Э.А. Организационно-экономические основы инновационного механизма в промышленности Уфа 1999

Медведев Г.В. Научно-технический и научно-образовательный комплексы Поволжского региона: проблемы и перспективы развития Уфа 2001


[1] Афанасьев С.Л. Будущее общество: ведущие социально-экономические тенденции современности. - М., 2000. - стр. 85

[2] Science and Engineering Indicators-2000. – Washington: NSA, 2000

[3] Ладыгин Д. П. «Первые среди крупных»// Коммерсант - Деньги, 16.05.2001, № 19, стр. 15-23

[4] Шабалина Л. Н. « Интеллектуальный товар» // Экономика и Время, 12.11.2001, №38, стр.14-15

[5] Мезенцев Н. В. «Автомобильная промышленность России»// Рынок Ценных Бумаг, 03.02.2002, №2, стр. 21-23

[6] Ситников К. И., «Год солидного роста »// Советская Чувашия, 22.01.02, №7, стр.2

[7] Материалы Отдела промышленно-финансовой политики и программ социально-экономического развития мэрии г. Тольятти, 05.03.2002

[8] Hof R. "The Click Here Economy"// Business Week, 22.06.1999, pp. 122-128

[9] Kelley T. "Internet Shopping"// New York Times, 30.07.2000, pp. 17-25

[10] Материалы сайта НИИЭАП: www.avias.com.

[11] Столяров Г. Л. « Двадцать лет спустя»// Самарские известия, 08.03.2002, №34, стр.3

[12] Материалы и данные сайта “Телеинформационная сеть ПВК”: www.ts.vpk.ru

[13] Материалы сайта «Экопорт»: www.ecoport.narod.ru

[14] Нигматулин Б. Р. «Главное в атомной энергетике - ответственность»// Эфитерра, 03.01.2002, № 1, стр.6

[15] Грязнов Э.А. Глобализационные приоритеты экономической политики Евросоюза. - М., 2000. - стр.72

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………

4

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ………………………

6

1.1 Формирование рынка наукоемкой продукции…………………………………………

6

1.2 Признаки и критерии оценки наукоемких рынков и производств……

8

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ………………………………………………

11

2.1 Научно-технический потенциал Самарской области…………………………

11

2.2 Инвестиционный потенциал Самарской области…………………………………

13

2.3 Определение наукоемкого сектора российской промышленности

15

2.3.1 Автомобильная промышленность………………………………………………………………

16

2.3.1.1 Автомобильная промышленность в Самарской области……………

18

2.3.2 Химическая промышленность……………………………………………………………………

20

2.3.2.1 Химическая промышленность Самарской области………………………

20

2.3.3 Информационные технологии……………………………………………………………………

22

2.3.4 Авиационная промышленность…………………………………………………………………

27

2.3.4.1 Авиационная промышленность Самарской области……………………

28

2.3.5 Ракетно-космическая промышленность…………………………………………………

31

2.3.5.1 Ракетно-космическая промышленность Самарской области

32

2.3.6 Радиоэлектронный комплекс……………………………………………………………………

34

2.3.6.1 Радиоэлектронный комплекс Самарской области………………………

34

2.3.7 Биотехнологии…………………………………………………………………………………………………

35

2.3.7.1 Биотехнологии в Самарской области………………………………………………

39

2.3.8 Атомная промышленность……………………………………………………………………………

41

2.4 Присоединение России к Всемирной торговой организации: интересы сектора высоких технологий………………………………

41

2.4.1 Проблемы и противоречия в деятельности ВТО………………………………

45

3. МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРДУКЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ……………

47

3.1 Общие рекомендации…………………………………………………………………………………………

47

3.2 Программа «Региональная инициатива»…………………………………………………

51

3.3 Программа «Развитие научного и технологического потенциала Самарской области» на 2001 – 2005 гг.………………………………

51

3.4 Проект «Программа по инновационным технологиям в Самарской области (ИНТЕХ)»………………………………………………

53

3.5 Комплексная инновационная программа Самарской области «Инновации – Производство - Рынок на 2002-2005 годы»……………………

57

3.6 Деятельность государственного

60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………

63

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………

66