Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  259  260  261   ..

 

 

Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений

Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3


Глава 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ………….….5

1.1 Налоговая полиция –основы деятельности……………………….…..5

1.2 Анализ нормативных актов регламентирующих деятельность органов налоговой полиции……………………………………………….……12

1.4 Взаимодействие налоговой полиции с налоговой службой, правоохранительными и другими государственными органами……….…….15 1.4 История становления и перспективы развития Федеральной Службы Налоговой Полиции………………………………………………………….…..23


Глава 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ…………………………………………………….……...27

2.1 Проблема, концепции, классификация и структура теневой экономики…………………………………………………………………….…..27

2.2 Понятие финансовой преступности и классификация финансовых преступлений……………………………………………………………..………45

2.3 Налоговая преступность…………………………………….…..…….49


Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ…………………………………….……61

3.1 Легализация денежных средств……………………………….……..61

3.2 Деятельность ФСНП РФ по выявлению и пресечению финансовых преступлений в сфере внешней экономической деятельности……..………...78

3.3 Деятельность ФСНП РФ по выявлению и пресечению финансовых преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции……..…82


Заключение………………………………………………………………….……89

Список используемой литературы……………………………………….……..90


Приложения………………………………………………………………….…...93

.


ВВЕДЕНИЕ.


Происходящие в жизни страны изменения, связанные с формированием рыночных отношений, сказались на состоянии преступности. За последнее десятилетие появились новые виды финансовых преступлений и правонарушений, большинство из которых направлено на получение сверхдоходов: ложное банкротство, хищение денежных средств в банковской сфере, сокрытие доходов от налогообложения, «отмывание» денежных средств с использованием зарубежных банковско-кредитных учреждений, нарушение валютного, таможенного законодательства. Денежные средства, полученные в результате совершения данного вида преступлений, зачастую служат финансовой базой формирования и существования организованной преступности. Более восьми лет прошло с момента создания новой российской налоговой системы. Законодательство, регулирующее налоговые правоотношения, неоднократно менялось, однако по-прежнему остается сложным. Несовершенство существующей налоговой системы порождает многие социальные проблемы - теневую экономику, финансовые преступления, в том числе и нежелание значительной части предпринимателей платить налоги.

На начальном этапе проведения экономических реформ, для борьбы с теневой экономикой, налоговыми преступлениями, для обеспечения фискальной функции государства была создана Федеральная Служба Налоговой Полиции. Не смотря на то, что ФСНП РФ было создано более восьми лет назад, многие граждане по существу еще не знакомы с особенностями деятельности, правами и обязанностями налоговой полиции. В условиях когда каждый руководитель или иное лицо ответственное за финансово-хозяйственную деятельность, гражданин или иной субъект финансовых отношений может привлечь к себе внимание сотрудников налоговой полиции значительно возросла необходимость знать права, обязанности и другие особенности деятельности налоговой полиции при выявлении и пресечении налоговых и иных финансовых преступлений. Цель данной работы- исследовать процессы происходящие в обществе связанные с явлениями теневой экономики, финансовыми преступлениями, сделать обзор основных направлений деятельности ФСНП РФ по выявлению и пресечению финансовых преступлений.

Исходя из поставленных целей можно сформировать задачи:

    • Предварительный обзор прав и обязанностей ФСНП РФ;

    • Обзор нормативных документов регламентирующих деятельность налоговой полиции;

    • Анализ взаимодействия ФСНП РФ с другими правоохранительными и контролирующими органами России;

    • Анализ проблем, концепций и структуры теневой экономики;

    • Анализ финансовых преступлений;

    • Анализ налоговых преступлений;

    • Анализ основных способов уклонения от уплаты налогов;

    • Анализ приоритетных направлений деятельности ФСНП РФ.

Объектом исследования является деятельность федеральной службы налоговой полиции Российской федерации по выявлению и пресечению финансовых преступлений.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

    • Экономико-статистический метод;

    • Монографический метод.

Для написания данной работы использовались законодательные акты регламентирующие деятельность органов налоговой полиции, научно-методическая литература, публикации средств массовой информации, сайты Управлений ФСНП РФ сети Интернет.

В Российской Федерации сложное экономическое положение. По статистическим данным Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню теневой экономике В данных условиях значительно возрастает значимость исследования процессов связанных с финансовой преступностью, которые не обходимо изучать в целях эффективного воздействия на них.

Работ посвященных проблеме финансовых преступлений и деятельности налоговой полиции по борьбе с ними мало и по этому данная работа будет иметь практическую значимость для сотрудников налоговой полиции, иных контролирующих и правоохранительных органов, лиц ответственных за финансово-хозяйственную деятельность и граждан РФ.


  1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ФУНКЦИИ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ


1.1. Налоговая полиция - основы деятельности


Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. Для контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей создана Государственная налоговая служба Российской Федерации.

Уже на начальном этапе ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть скрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту преступности. В этих условиях в целях содействия экономическим реформам, для повышения эффективности деятельности Госналогслужбы 18 марта 1992 г. было образовано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации, правопреемницей которого и стала налоговая полиция. Жизнь показала правильность и своевременность создания этого органа. Став субъектом оперативно-розыскной деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные нарушения налогового законодательства. По их материалам уже в течение первого года были возбуждены сотни уголовных дел, в бюджет доначислено 400 млрд. рублей, более 130 млн. долларов.

Одним из правоохранительных органов РФ является, , налоговая полиция, которая давно уже не подразделение налоговой службы, а самостоятельная, значительно окрепшая в последние годы правоохранительная организация.

Налоговая полиция создана и действует на основании Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (далее Закон)1.

Согласно ст. 5 Закона систему федеральных органов налоговой полиции составляют:

  • Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее в статье - ФСНП) на правах государственного комитета Российской Федерации;

  • органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам

  • федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы;


1 Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" – М: УКЦ Юр Инфо Р, 1997 – 224с.

  • органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.

  • Определенные в ст. 2 Закона задачи указывают на основные направления деятельности полиции. Этими задачами являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;

  • обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

  • предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Таким образом, первая из задач ограничивает непосредственный предмет деятельности полиции налоговыми преступлениями и правонарушениями. О каких, в частности, преступлениях, идет речь?

Ранее в подследственность налоговой полиции входило только два состава: ст.ст. 198, 199 УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах, сокрытие доходов, (прибыли) или иных объектов налогообложения.

Однако высказывалась и иная точка зрения. Например, при расследовании преступной деятельности, выражающейся в присвоении руководителем частного предприятия части выручки его действия при определенных условиях могут охватываться признаками таких составов преступления как незаконное предпринимательство в сфере торговли, то есть осуществление торговли, подлежащей регистрации или лицензированию без регистрации или специального разрешения (лицензии), а равно с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии), или с иными нарушениями правил предпринимательства в сфере торговли (незаконное предпринимательство) с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ), а также статьей о причинении имущественного ущерба путем обмана при отсутствии признаков хищения.

В сфере же интересов налоговой полиции лежат лишь действия, в которых усматриваются признаки именно уклонение от уплаты налогов. Хотя, безусловно, состав ст.171 - так как в нем говорится об извлечении дохода, который затем и будет сокрыт - следовало бы отнести к налоговым, а не просто "экономическим" преступлениям.

Однако в момент создания в декабре 1995 года в органах налоговой полиции следственных подразделений к их ведению отнесены не только такие преступления собственно налоговые, но незаконное предпринимательство, незаконное предпринимательство в сфере торговли, а также валютные преступления: незаконные сделки с валютными ценностями и сокрытие средств в иностранной валюте.

Тем не менее, следует констатировать, что настоящее время внимание налоговых полицейских привлечено главным образом не только к налоговым нарушениям.

В 2000 году в российское законодательство, регламентирующее деятельность налоговой полиции, были внесены существенные изменения и дополнения. После того как 14 апреля 2000 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, органы налоговой полиции получили право расследовать практически весь спектр экономических преступлений. Число статей Уголовного кодекса РФ, по которым налоговая полиция может вести расследования и возбуждать уголовные дела, увеличилось с трех до двадцати семи. Налоговые преступления в 98 случаях из ста связаны с другими правонарушениями в экономической сфере или же являются их следствием. Изменения в законе привели к тому, что налоговые полицейские получили возможность работать не только по чисто налоговым статьям, но и по делам о незаконном предпринимательстве, о незаконных сделках с недвижимостью, "отмывании" "грязных" денег. По своей сути ФСНП России де-факто уже стала полицией финансовой. Необходимо закрепить такое положение де-юре. Это позволит выработать единую государственную политику в отношении "теневого" бизнеса, скоординировать следственные и оперативно-розыскные мероприятия.

Вместе с тем, полиция начинает в полной мере применять данное ей законодательством, образно говоря, оружие в виде возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий следствия по