Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  64  65  66   ..

 

 

История моды

История моды

 

Введение

В поисках определения

Человека вне моды не существует:

Он либо старомоден, либо современен,

Либо идет впереди времени, т.е. ультрамоден.2

3.3. Причуды моды

Известно много примеров, когда именно мода подняла некоторые будничные (рабочие, повседневные) виды одежды до разряда модных вещей. Так, джинсы, первоначально являвшиеся дешёвой модной одеждой, в определённый период стали модным предметом молодёжного костюма. Молодые люди, появляющиеся в любых ситуациях именно а джинсах, демонстрируют тем самым скорее свою принадлежность к поколению, нежели эстетические взгляды и личный вкус.

Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. Эмансипация4 женщин XX в. вдохновила модельеров на коренные изменения в одежде. Работающие женщины отбросили излишние и неудобные в повседневной жизни романтические «штучки». Женская мода всё более и более приобретает характерные особенности мужской одежды (деловой костюм, брюки). Уменьшение длины женских юбок, немного выше колен, отказ от бюстгальтера и короткая мужская стрижка положили начало новому отношению к модной одежде, в частности к женской.

Стремительно растущая группа молодых потребительниц (потребителей), жаждущих разнообразия и имеющих возможность потратить на это большую сумму денег, стимулирует создание новых моделей одежды. Мола всё более ориентируется на зрелый возраст, а молодёжь, внимательно присматриваясь к её стилю жизни. Наглядный пример тому женский купальный костюм. Прошли десятилетия, прежде чем он обрёл свою предельно лаконичную форму: минимально допустимое количество материала стало строго пропорционально количеству интимных мест на женском теле – три крохотных лоскутка. Сегодня мало кто смущается, встречая на улицах городов суперсовременный вариант купальника, перенесённый на повседневное женское платье.

Со времён Адама и Евы мужчина и женщина стремятся понравиться друг другу. И это естественно. Точно так же, как естествен и сексуальный аспект одежды: её разнообразные формы служат, помимо всего прочего, средством демонстрации силы или слабости, чувств, желания нравиться. Современный мужчина не носит дорогостоящих доспехов средневекового рыцаря, не надевает тонких брюссельских кружев. Интерес к моде несколько смещается: не одежда, а …автомашина занимает его прежде всего. Престижность модели, цвета, объёма и мощности двигателя и прочие «навороты» - вот те элементы, которые подвержены влиянию моды и в переносном смысле приняли на себя функции военных доспехов для большинства мужчин.

Женщины эмоциональнее и относятся к моде иначе. Они не только «потребляют» модную продукцию, но и живут в моде и модой, благодаря острому пониманию новизны, внося в жизнь всё наиболее прогрессивное и органичное из созданного руками модельеров. Женщины – сама мода, поскольку нет Женщин без Моды и нет Моды без Женщин.

Есть люди, которые к слову «мода» относятся с плохо скрываемым оттенком пренебрежительности. Здесь уместно согласиться с мудрой пословицей: «о вкусах – не спорят». На самом деле мода выражает стиль жизни общества и, хочет того человек или нет, мода держит у себя на поводу. Ибо она стала составной частью нашей жизни, иллюстрацией повседневного быта

Мода и модельеры

Художник во все времена был причастен к созданию одежды, причёсок – неважно, назывался он художником или нет. Безвестные мастерицы, создававшие кружева, вышивальщицы, ремесленники, работающие над рисунками тканей, портные не редко были замечательными художниками. Они создавали костюмы, которые входили в моду, завоёвывали популярность у тысяч людей. История моды знает только немногие их имена – и это не удивительно: созданные ими шедевры были, как правило, уникальны, не тиражировались, как теперь, тысячами экземпляров. Более того, наиболее одарённые портные – сегодня мы назвали бы их художниками-модельерами – шили на знатных или коронованных особ – и ни для кого больше. Они и были известны только узкому, избранному кругу людей.

Основателем моды высшего класса считается Чарльз Фредерик Врот. Двадцатилетним юношей, не зная ни слова по-французски, он приехал в Париж с сотней франков в кармане. Спустя 15 лет, в 1860г., благоприятное сочетание обстоятельств, трудолюбие и талант сделали его некоронованным королём парижской моды. Именно Ворт придумал кринолин и тюрнюр, а во время одного из своих показов мод впервые использовал маникен. Сначала модели Ворта демонстрировала его жена, обладавшая не только привлекательной внешностью, но и безупречной фигурой. Дело Ворта с успехам продолжили его сыновья.

Первой женщиной – модельером, добившейся признания, стала знаменитая мадам Пакэн. Её творенья отличались безусловным вкусом, нестандартностью и новизной. Мадам Пакэн истинно женским чутьём умела выбрать и необычный способ показа своих моделей: однажды с десятком вызывающе красивых манекенщиц она появилась на больших скачках в Лонгчамп, где собирался весь великосветский «бомонд».

На рубеже XIX и XX вв. Гремело имя Поля Пуаре, одного из самых влиятельных создателей моды вообще и молодёжного стиля в частности. Сочные, экзотические, подобные взрыву краски его моделей навеяны изобразительным искусством той поры. Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны. Затем стали известны другие имена: мадам Вионне, мадам Скьяпарелли и, конечно Коко Шанель. Прозорливо считая, что «мода, не нашедшая признания широчайших масс, уже не мода», Шанель стала работать не для узкого круга богачей, а для швейной промышленности, и добилась огромного успеха.

Один из наиболее удачливых кутюрье3 после Второй мировой войны Кристиан Диор напомнил всем об основной задаче моды – «наряжать женщин и делать их более красивыми». Грандиозный успех Диора свидетельствует не только о его тонком вкусе, но и об умении угадывать запросы времени.

Модельер является как бы посредником между модой и людьми. Только после того, как мода будет признана и принята определёнными кругами, она может стать модой. Постепенно увеличивается число тех, кто получает от неё удовольствие. Когда же возникает угроза превращения модной одежды в однообразное форменное обмундирование, мода перестаёт быть модой. Цель моды – всеобъемлющее господство – таит в себе и её закат.

Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение оригинальной модели; признание её модной в узком кругу; распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве; пресыщение; затухание интереса или полная невостребованность товара. Модные циклы у предметов одежды бывают очень разными, например, у будничных летних платьев или шляп циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону: весна-лето и осень-зима. Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта – джинсы например.

Моде нужна громогласная реклама, лучше всего – демонстрация новинок, идеалы для подражания. В этом огромную роль играют не только топ модели, блестяще иллюстрированные журналы мод (от «Вог» до «Харперс Базар»), но и в первую очередь телевидение, охватывающее весь земной шар. А начинается всё с представления новой на торжественных приёмах, «Неделях высокой моды», модных курортах или в престижных ресторанах, и т.д. и только потом новинки «от кутюр» становятся достоянием широкой общественности.

В XIX в., с началом индустриализации (бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности) началась и демократизация моды. Благодаря промышленному пошиву (массовому изготовлению) удалось снизить стоимость модной одежды. Последний «крик моды» уже не был уделом узкого круга богачей, а стал интересовать миллионы людей. Создание коллекций моделей для значительно большего круга заменило прежнюю строго индивидуальную работу для одного заказчика, которого владельцы модного салона (ателье) знали лично.

Молодёжная мода

Просматривая показы моделей по телевизору и листая журналы, я в первую очередь обращаю внимание на моду. Меня живо интересуют модные вещи, их цвет и фасон. И это естественно – молодёжь всегда стремилась быть в авангарде моды или, по крайней мере, шагать в ногу с ней. В ногу с модой шагали юноши и девушки и в 40-е годы XX столетия, и в 50-е (расцвет парижского шика); 60-е годы ознаменовались стилем английской эксцентрики, в 70-е молодёжь увлеклась течением хиппи, в 80-х годах царили сплошные итальянские тенденции, а в 90-х победил техно-стиль. В наши дни мода, как никогда, стала демократичной. Она допускает сочетание вещей, казалось бы совершенно не сочетающихся друг с другом. Так, например, уже никого не шокирует романтическая блузка в комплекте мс джинсам или дешёвая футболка, надетая под отлично сшитый фирменный пиджак. То есть ограничения в моде сегодня практически не существует. И всё же желая добиться определённого эффекта, молодёжь руководствуется определённой эстетической сообразностью. Так, например, молодые люди нынешнего поколения частенько обращаются к стилю «ретро», но отнюдь не следуют ему.

Молодёжь комбинирует залежавшиеся в пыльных сундуках вещи с новомодными, получая таким образом оригинальный «прикид». Конечно, в современной моде есть несколько базовых признаков, которые достаточно жёстко ограничивают тот или иной стиль. С опозданием дошёл до нас стиль «гранж» (за границей его расцвет пришёлся на начало 90-х годов). Он был удобен для всех тех, кого привлекала естественность и небрежность: рваные джинсы и мятые парусиновые брюки, тяжёлые ботинки-утюги, растянутые свитера блеклых цветов, лица, лишённые намёка на косметику, длинные спутанные волосы и масса дешёвеньких украшений – колечек, серёг.

Ещё один стиль – «панк», столь же запоздавший, но живучий. Чёрная одежда в облипку шьётся из кожи, на ней обилие металлических молний – кнопок – заклёпок. На лице – боевая раскраска вампира: густые мазки грима во круг глаз, цвета запёкшейся крови помада. На голове характерный гребень из волос – «ирокез», выкрашенный во все цвета радуги. Аксессуарами служат множество металлических брелоков, колец, цепей, серёг.

Модификацией этого стиля является «рокерский» или «байкерский», стиль – одежда мотоциклистов. Правда, в этом случае на голову повязывается бандана.

Наиболее распространённым среди модной молодёжи стал стиль «хаус», известный ещё и под названием «кислотный» стиль. Для него характерна одежда сумасшедших расцветок, высоченные платформы, очень короткие обесцвеченные волосы или их отсутствие. В поисках своей собственной изюминки современная молодёжь все-таки нашла свой «классический» стиль. Его сейчас принято называть словом «фрик» в переводе с английского – урод. На самом деле одежда фриков вовсе не уродлива – она удобна и аккуратна, просто в ней по мнению её владельцев, должна присутствовать некая едва уловимая странность. А уж кто и в чём её найдёт – дело сугубо индивидуальное. Главное, чтобы найденный образ был оригинальным.

Стиль в одежде

"Мода выходит из моды, стиль — никогда".5

6.1. Что такое стиль.

Часто слышишно, что стиль не поддаётся определению, он как чувство юмора или ритма - или есть, или его нет; что стиль - это нечто... неуловимое, загадочное... Современные люди (в основном европейцы) убеждены, что обладают чувством стиля от рождения и не принимают советов, которые подразумевают, что им что-то не подвластно. Стиль можно определить и ему можно научиться. Заключается он не в конкретных советах (одеваться в черное или носить шляпы), а в нескольких простых истинах, которые каждая женщина и мужчина могут открыть для себя. Прежде всего, стиль начинается с глубокого понимания своего я. Стильные люди одеваются так, чтобы подчеркнуть свои преимущества - причем любые, от чувства юмора до пунктуальности, красивых форм ног, груди, бедер, и..... как правило, характер человека диктует, что надеть, а не абстрактно существующая мода.

Стиль и мода - не одно и то же. Мода, помимо того, что она непрерывно меняется, может принимать себя слишком всерьез; женщина или мужчина одетые с головы до ног в последние вопли моды, походят на манекенов. Стиль же подразумевает понимание того, что скептическое отношение к так называемым авторитетам - всегда достоинство. Например, элегантный брючный костюм можно надеть с веселой футболкой; ковбойский пояс с серебряной пряжкой одеть поверх легкой, прозрачной блузки; тренировочные штаны - с чем угодно, от джинсов до твида. Стиль заключается в том, чтобы доверять своим инстинктам, а не абстрактным правилам. Если вам нравится сочетание обычно не сочетающихся между собой цветов - красного, зеленого и розового, черного, белого и коричневого и сиреневого - то и сочетайте их. Если салатовый пиджак зимой вам кажется не менее уместным, чем летом, носите его на здоровье! На вкус и цвет - товарища нет!!

Стильные мужчины и женщины носят то, что им нравится, даже если на них оборачиваются на улице. А почему бы и нет? Если вы достаточно разумны, чтобы не носить искусственный (а тем более настоящий) мех на собеседование по трудоустройству, то нет абсолютно ничего плохого в том, чтобы носить вещи, в которых вы чувствуете себя королем или королевой. Только не перебарщивайте, потому что ...

6.2. СТИЛЬ - ЭТО И ЧУВСТВО МЕРЫ.

“Самое главное в платье”, - “это женщина, на которую оно надето” .6 К мужчинам это тоже относиться, между прочим! Стильные женщины и мужчины считают одежду всего-навсего фоном для своей индивидуальности, поэтому для столь многих ключ к стилю лежит в простоте. Простой, хорошо скроенный, высокого качества черный, кремовый/серый /синий костюм запоминается несравненно лучше, чем отчаянный коллаж наимоднейших деталей. Почему? Потому что хорошо сшитая и хорошо сидящая вещь не требует дополнений; ее фасон сам по себе ее украшение. Очень важно при этом помнить, что если вещь не сидит на вас идеально, лучше ее вообще не покупать. Сравните: полдюжины броских модных туалетов, которые сидят кое-как - брюки коротковаты, жакет тесноват в груди, платье собирается горбом на плечах и т.п. - или один-два просто скроенных костюма, придающих вам совершенно безупречный вид? В чем вы будете себя чувствовать уютнее и увереннее?

Умение придерживаться фасонов и покроев, которые вам больше всего идут и вас больше всего выражают - это основа стиля. Являются ли вашей подписью те вещи (пастельные тона, узкие штаны, строгие джемпера, костюмы, развевающиеся юбки, оборки), или приглушенный простой шик (нейтральные цвета, короткие пальто, кожаные штаны, пальто??? годов, свитера, брюки) - если эти вещи вам идут, вы можете носить их дважды в неделю, три сезона в год, да хоть всю жизнь. Разумеется, персональный стиль меняется с годами не по мере того, как меняется мода, а по мере того, как меняетесь вы. В 20 лет мужчина или женщина, конечно, будет одеваться с меньшим вкусом и большими причудами, чем в 30, потому что все еще экспериментируют и ищут свой стиль среди многочисленных рубашек, джинсов, галстуков, коротких юбок, длинных юбок, винила, кружев, кожи, лодочек и платформ на высоченных каблуках, казаков, кедов, костюмов, колец в носу - почему бы и не попробовать? В 30 лет мужчина или женщина уже могут отобрать то, что составляет их стиль (например, короткие юбки, строгий дорогой костюм, кружевные кофточки, кеды и джинсы). С возрастом мужчины и женщины приобретают более отчетливое представление о своих преимуществах, приоритетах, фигуре и ее возможностях. Кроме того, - и это еще одно преимущество в наши занятые времена - мужчины/женщина, которые знают, что им идет, и составляют свой гардероб соответственно, экономят время на бесконечных сомнениях: “что надеть?!”

Не говоря уже о том, что стильные люди не позволят себе выйти из дома в не выглаженной блузке/ рубашке или в туфлях со стоптанными каблуками, умение подбирать аксессуары - важный индикатор вкуса и стиля. Хорошо подобранные аксессуары (как правило, всего один, к примеру, красивые бусы и серьги или платочек на шее) может превратить обыденный так себе наряд в сногсшибательный. К сожалению, подлинный талант к завершающим штрихам встречается нечасто.

6.3. Разнообразие стилей

Одежда различна по своему характеру. Она может быть скромной или экстравагантной, сдержанной или смелой, спортивной или лиричной. Характер одежды зависит от её стиля. В конце 70-х гг. в характере классовой моды произошли принципиальные изменения определения модной одежды, стали говорить не только о фасонах, силуэте, длине, но и о стиле. Особенности каждого стиля создают покрой, форма, отделка ткани, набор предметов одежды, а также различные дополнения бижутерия (украшения) и косметика. В настоящее время основными стилями являются: классический, молодёжный, спортивный, фольклорный, джинсовый, ретро.

►Классический стиль. В моде есть вещи которые, несмотря на все перемены вкусов, пристрастий, привязанностей, остаются в определённой степени неизвестными. Общее мнение признаёт их превосходными, примерными, образцовыми. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека, линии форм и лаконичны. В классическом стиле выполнены английский костюм, костюм от Габриэль Шанель и маленькое чёрное платье. (Сейчас в этот разряд входят и джинсы).

►спортивный стиль сложился под влиянием на моду удобной, гигиеничной и красивой одеждой для спорта. В спортивном стиле может быть выдержана одежда различного назначения. Характерные черты стиля: удобство, практичность, сочетание тканей различных структур, разнообразие фурнитуры, отделочные детали.

►молодёжный ансамбль может строиться на основе контрастов в сочетании элементов которые во «взрослой» моде считаются не сочетаемыми или признаются только в авангардной моде. Нарядная блузка с юбкой или платье, сшитое в романтическом или фольклорном стиле, могут по законам молодёжного ансамбля сочетаться с пиджаком делового характера. В многоступенчатом ансамбле обыгрывается сочетание элементов одежды разных уровней длины.

►фольклорный стиль нередко называют душевным. В 50-е гг возник интерес к народному костюму разных стран, и мода стала активно использовать мотивы, идеи, образы, приёмы кроя и отделки народного костюма. Чаще всего эта одежда для отдыха, дома, свободного времени.

►джинсовый стиль – джинсовая мода. Из джинсовой ткани шьют куртки, платья, юбки, головные уборы, пояса, сумки, обувь, пальто. Характерная особенность – спортивность, точный крой, обилие карманов, молний, отделка строчкой, металлические пуговицы, заклёпки и т.д. Позже, когда джинсовая мода достигла апогея в неё стали входить изделия из вельвета и кожи. Джинсовую ткань стали украшать вышивкой, ситцевыми вставками, аппликацией из кожи.

►стиль ретро – направление современной моды, использовавший мотивы детали, приёмы моделирования прошлых лет.

►романтический стиль (или фантазийный) представляет одежда нарядная, экстравагантная, подчёркивающая женственность и обаятельность. Этому стилю присущи различного рода отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Здесь могут быть использованы и элементы национального (фольклорного) костюма. Одежда тонко дополняющая бижутерию. Ткани воздушные, блестящие, бархатные, струящиеся.

Найти свой стиль – дело нелёгкое. Нужно присмотреться к себе. Быть как можно более критичными. Не спешить, лучше чуточку отстать от моды, чем забегать вперёд, не зная законов и правил. Постараться, чтобы фантазии не привели к крикливости в одежде и ненужной экстравагантности. Попробовать найти то великое «чуть – чуть», которое сделает наряд модным и соответствующим облику. Нужно помнить, что мода приходит и уходит, а стиль остаётся.


Вывод

Заканчивая свой , я сделала для себя вывод: понимать моду очень сложно, я бы даже сказала мода, подобна науке, её сложно изучить. Мода имеет тенденцию к быстрому изменению. Я не ставлю на этой теме точку. Я не исчерпала – да и не могла исчерпать! – ту тему, которая называется «мода». Явление это живое, постоянно меняющееся, и разбираться в нем каждый раз приходится занов


1 Так называют узкий блистательный круг авторитетнейших парижских модельеров расположенный в особом районе на Елисейских Полях.

2 Вячеслав Зайцев

4 освобождение от зависимости

3 Так называют модельеров высшего класса.

5 Коко Шанель

6

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  64  65  66   ..