Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  213  214  215   ..

 

 

Международные валютно-финансовые и кредитные организации

Международные валютно-финансовые и кредитные организации

Содержание




Международные валютно-финансовые и кредитные организации

Кредитные организации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно усиливается. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.


МВФ и Всемирный Банк

Существует нечеткое представление о Международном валютном фонде с одной стороны и о Всемирном банке с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. МВФ и Всемирный банк – юридически самостоятельные организации с различными целями, хотя они возникли в одно и тоже время.

Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме во Всемирный банк, она должна состоять в МВФ.

Главная задача Всемирного банка – содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

Международный валютный фонд следит, главным образом, за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов, а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных отношениях, включая оказание помощи странам-членам путем предоставления краткосрочных кредитов в случае затруднений, связанных с платежным балансом.

В то же время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.


Международный валютный фонд

В июле 1944 г. представители 44 стран, встретившиеся в Бреттон-Вудсе (Нью Гемпшир, США) на валютно-финансовой конференции, подготовили и подписали Устав Международного валютного фонда (МФВ). Хотя еще шла война, государственные деятели в странах-союзниках уже думали об экономических нуждах послевоенного мира. Помня об экономических бедствиях меж военного периода, они надеялись создать международную валютную систему, которая благоприятствовала бы полной занятости и стабильности цен и в то же время позволяла бы отдельным странам поддерживать внешнее равновесие без введения ограничений международной торговли.1 Это ознаменовало создание в 1945 году Международного валютного фонда одновременно с учреждением Международного банка реконструкции и развития. Местопребывание – Вашингтон.

В Бреттон-Вудсе СССР принимал участие в выработке Устава МВФ, но «холодная война» помешала ему подписать соглашение о создании Фонда. Фонд, являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции в 1946 году.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением специальных прав заимствования – СДР2), в 1976-1978 гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).

Два основных момента в Уставе МВФ обеспечивают гибкость в достижении внешнего равновесия:

  1. Кредитные услуги МВФ. МВФ готов предоставлять валютные кредиты своим членам, чтобы дать им возможность преодолеть период, на протяжении которого баланс текущих операций находится в дефиците, а проведение более жесткой кредитно-денежной или бюджетной политики оказало бы нежелательное воздействие на занятость в стране. Общий резерв золота и валюты, формируемый членами, представляет ресурсы МВФ, используемые в этих кредитных операциях.

Каким образом МВФ осуществляет кредитование? При вступлении в МВФ новый член вносит квоту, которая определяет как его вклад в общий резервный фонд, так и его право привлекать ресурсы МВФ. Каждый член вносит в Фонд золото в количестве, равном по стоимости ј квоты. Остальные ѕ квоты вносятся в его собственной национальной валюте. Страна-член наделяется правом использования собственной валюты для временных закупок золота или иностранной валюты у Фонда в размере, равном по стоимости ее членскому взносу в золоте. Государство может (в ограниченных масштабах) брать у Фонда дополнительные ссуды в золоте и иностранной валюте, однако лишь при условии все более жесткого надзора Фонда за макроэкономической политикой заемщика. Такой надзор за политикой стран-членов, являющихся крупными заемщиками ресурсов Фонда, называется обусловленностью займов МВФ.

  1. Регулируемые паритеты. Хотя валютный курс страны зафиксирован, его можно изменить – девальвировать или ревальвировать, если МВФ признает, что платежный баланс страны находится в состоянии “фундаментального не равновесия”. В Уставе нет определения фундаментального не равновесия, однако этот термин применяется по отношению к странам, постоянно испытывающим неблагоприятное воздействие международных изменений на спрос на их товары. Без девальвации в таких странах была бы более высокая безработица и больший дефицит баланса текущих операций до тех пор, пока внутренний уровень цен не упал бы достаточно низко, чтобы восстановить внутренний и внешний баланс. С другой стороны, девальвация может одновременно улучшить ситуацию и с занятостью и со счетом текущих операций, исключая, таким образом, длительный и болезненный процесс восстановления равновесия, в ходе которого международные резервы все равно утекли бы. Помня о британском опыте завышенной оценки валюты после 1925 г., основатели МВФ встроили в систему механизм изменения (хотелось бы верить – нечастого) валютных курсов. Однако это не допускалось в отношении американского доллара.

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиков за СКВ или СДР. Базой кредитных сумм является квота уставного фонда МВФ, которая приходится на страну, члена организации. Так, квота России составляет 2,99 % (4,3 млрд. СДР). Для сравнения, квота США=18,2 % (26,5 млрд. СДР).

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, государство обязуется проводить экономическую политику, в результате которой оно находит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Цели:

  • содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

  • создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;

  • содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;

  • оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;

  • предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальных и международных уровнях;

  • сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.

Функции:

  • поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования;1

  • наблюдение за состоянием международной валютной системы;

  • содействие стабильности обменных курсов валют и упорядочение валютных взаимоотношений;

  • предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

  • пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения специальных прав заимствования;

  • предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Сейчас в МВФ входят более 180 государств, в том числе Россия (с 1.07.1992 г.). В состав МВФ могут войти и другие страны в сроки и на условиях, определяемых Фондом. Каждое государство, вступая в МВФ, вносит определенную сумму денег – подписную квоту, которая оценивается и пересматривается каждые пять лет (более богатая страна – более высокая квота – большее количество имеющихся у нее голосов). 2

Структура:

  1. Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию.

  2. Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет).

  3. Комитет МВФ по статистике платежных балансов.

  4. Директор-распорядитель.


Высший орган Фонда – Совет управляющих, который состоит из управляющих и соответствующего числа их заместителей, назначаемых на пять лет каждым государством-членом. Все они обычно являются министрами финансов или возглавляют национальные Центральные банки. Как правило, Совет собирается раз в год на ежегодные сессии. За исключением отдельных полномочий (прием новых членов, утверждение или пересмотр квот, единообразные изменения в паритетах валют всех государств-членов, договоренности о сотрудничестве с другими международными организациями, приостановка членства какого-либо государства), Совет управляющих может передавать любые из своих функций Исполнительному совету. Временный комитет, состоящий из 24 членов (управляющие Фонда, министры или другие должностные лица сопоставимого ранга), собирается на свои заседания три раза в год. Он консультирует Исполнительный совет по вопросам функционирования международной валютной системы и представляет доклады по вопросам управления международной валютной системой и приведения ее в соответствие с меняющимися условиями, об опасностях, угрожающих международной валютной системе и по предложениям о внесении поправок в устав Фонда. Комитет по развитию, или Объединенный министерский комитет Совета управляющих Банка и Фонда по передаче реальных ресурсов развивающимся странам, проводит совместно с Временным комитетом заседания в целях подготовки докладов и предоставления консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов.

Исполнительный совет (директорат, проводится не менее 3 заседаний в неделю) состоит из директора-распорядителя, являющегося председателем, и 24 директоров-исполнителей. Он отвечает за осуществление текущих операций Фонда, контролирует процесс реализации политики, выработанной правительствами государств-членов совместно с Советом управляющих. Семь членов Исполнительного совета представляют отдельные страны (Китай, Франция, Япония, Саудовская Аравия, Великобритания, США и Германия). Также они назначаются государствами-членами, имеющими в Фонде наибольшие квоты (Франция, Япония, Великобритания, США и Германия), а 19 избираются каждые 2 года остальными государствами-членами. Обычно между членами Совета достигается консенсус, что позволяет не проводить голосования, как это предусмотрено уставом. Директор-распорядитель не имеет права голоса, за исключением случаев, когда голоса других членов разделяются поровну и необходим решающий голос. Директора-исполнители могут создавать путем назначения такие комитеты, учреждение которых они считают целесообразным.

Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран, разрабатывают рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базовых статистических обследований портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.

Директор-распорядитель, по традиции, это представитель Европы, назначается Исполнительным советом. Под руководством директоров-исполнителей он управляет ежедневной деятельностью Фонда и отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала (экономисты, статисты, сотрудники, занимающиеся научно-исследовательской работой, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, вспомогательный персонал).

Правительство России приняло решение увеличить число своих голосов до 3 %, что потребовало внесения в бюджет МВФ дополнительно валютных средств, зато и сумма, на которую может претендовать наша страна, увеличивается до 8 млрд. долл. Общий бюджет Фонда в 1998 г. составлял 210 млрд. долл. Кроме 13,8 для России, было решено выделить займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике (9,1), Аргентине (4,1) и Индонезии (2,2).


Источники финансирования.

Квоты по подписке (членские взносы) составляют основной источник финансирования Фонда. В дополнение к этому МВФ получает займы у правительств государств-членов для осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение их потребностей. Согласно решению этих стран Фонд может получать займы, в целом не превышающие 60% от общей суммы квот. Для оказания им помощи в периоды серьезных экономических трудностей МВФ с 1962 г. использует кредитную линию, так называемые Генеральные соглашения