Лекция
№ 1 (16.02.1996)
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
Сущность,
формы и роль
в современных
МЭО.
Понятие,
основные
признаки и
условия
развития
интеграции.
Формы
и этапы
интеграционных
процессов.
Последствия
и
эффективность
международной
экономической
интеграции
для экономического
развития
стран-участниц.
I.
Понятие,
основные
признаки и
условия
развития
интеграции.
Тенденции:
глобализация
мировой
экономики;
регионализация.
Развитие
МЭО, под
воздействием
специализации
и разделения
труда, приводит
к глобализации.
Основные
черты глобализации:
изменяется
форма производства,
она переходит
в международную
форму в виде
ТНК;
изменение
содержания
производства
и обмена
под воздействием
специализации,
т.е. ориентация
национальной
экономики
на международные
стандарты;
принципиальные
изменения
в хозяйственной
жизни - международные
центры управления,
СП, международные
системы
информации,
система
международных
стандартов
(ГАТТ, МВФ, органы
ООН и т.д.).
Регионализация.
Исторически
сложившаяся
региональная
общность с
едиными
экономико-географическими,
культурными
и т.д. сходствами.
Интеграция.
Это особый
этап в процессе
интернационализации
хозяйственной
жизни, который
ведет к созданию
нового качества
- целостности
обособленного
хозяйственного
комплекса
нескольких
государств
(однородный,
внутренне
слитый хозяйственный
механизм).
Признаки
интеграции:
взаимопроникновение
и переплетение
национальных
производственных
процессов;
на этой
основе
происходят
глубокие
структурные
изменения
в экономике
стран-участниц;
необходимость
и целенаправленное
регулирование
интеграционных
процессов;
возникновение
межгосударственных
(наднациональных
или надгосударственных)
структур
(институциональные
структуры).
Условия
интеграции:
развитая
инфраструктура;
наличие
политических
решений
правительства
(создание
условий для
интеграции
- политическая
и экономическая
база);
Уровни
интеграции:
макроэкономический
(государственный
уровень);
микроэкономический
(межфирменный
- ТНК).
Развивающиеся
страны создают
интеграционные
группировки
для преодоления
проблем
индустриализации.
Число
группировок
в развивающихся
странах составляет
приблизительно
от 35 до 40.
Примером
может служить
МЕРКОСУР
(1991 год -
Асунсьонское
соглашение)
в состав которого
входят Аргентина,
Бразилия,
Парагвай и
Уругвай. Целями
группировки
являются
- снижение
бюджетного
дефицита,
преодоление
кризиса.
Препятствия
на пути
интеграции
развивающихся
стран:
интегрирующиеся
страны слабо
дополняют
экономики
друг
друга, что
сдерживает
процесс
интеграции;
отсюда следует,
что необходимы
структурные
изменения;
не развита
инфраструктура;
различия
уровней и
потенциалов
развития;
политическая
нестабильность.
II.
Формы и этапы
интеграционных
процессов.
Эта система
разработана
ВТО и ГАТТ (две
первые формы).
|
Тип
интеграции
|
Признаки
|
1
|
Зона
свободной
торговли
|
Форма
соглашения,
когда участники
договариваются
о снятии
таможенных
тарифов и
квот в отношении
друг друга.
При этом к
третьим странам
- у каждого
своя политика.
Примеры:
НАФТА, АНЗСЕРТА,
раньше ЕЭС. |
2
|
Таможенный
союз
|
Единая
таможенная
политика
по
отношению
к третьим
странам. Однако
возникают
и более серьезные
внутренние
противоречия.
Примером
может служить
ЕЭС.
|
3
|
Общий
рынок
|
Полное
устранение
препятствий
для
перемещений
всех факторов
производства
между
странами-участницами.
В процессе
решения
находятся
такие вопросы,
как: полное
согласование
экономической
политики
и т.д., выравнивание
экономических
показателей. |
4.1
|
Экономический
союз
|
Возникает
на
этапе высокого
экономического
развития.
Проводится
согласованная
(или даже единая)
экономическая
политика
и на этой основе
идет снятие
всех препятствий.
Создаются
межгосударственные
(надгосударственные)
органы. Идут
крупные
экономические
преобразования
во всех
странах-участницах. |
|
|
|
4.2
|
Валютный
союз
|
Форма
экономического
союза и
одновременно
крупная
составляющая
экономического
союза. Характерными
чертами
валютного
союза являются:
согласованное
(совместное)
плавание
национальных
валют;
установление
по
соглашению
фиксированных
валютных
курсов, которые
целенаправленно
поддерживаются
Центробанками
стран-участниц;
создание
единой региональной
валюты;
формирование
единого
регионального
банка,
являющегося
эмиссионным
центром этой
международной
валютной
единицы.
В
развивающихся
странах под
валютным
союзом понимают
клиринговые
соглашения.
|
5
|
Полная
экономическая
интеграция
|
Единая
экономическая
политика
и, как
следствие,
унификация
законодательной
базы.
Условия:
общая
налоговая
система;
наличие
единых стандартов;
единое
трудовое
законодательство;
и
т.д.
|
III.
Последствия
и эффективность
международной
экономической
интеграции
для экономического
развития
стран-участниц.
Преимущества:
Увеличение
размеров
рынка -
эффект от
масштабов
производства
(для стран с
малой емкостью
национального
рынка), на этой
основе
необходимость
определения
оптимального
размера
предприятия.
Возрастает
конкуренция
между странами.
Обеспечение
лучших условий
торговли.
Расширение
торговли
параллельно
с улучшением
инфраструктуры.
Распространение
передовой
технологии.
Отрицательные
последствия:
Для более
отсталых
стран это приводит
к оттоку
ресурсов
(факторов
производства),
идет перераспределение
в пользу более
сильных партнеров.
Олигопольный
сговор между
ТНК стран-участниц,
что приводит
к повышению
цен.
Эффект
потерь от
увеличения
масштабов
производства
при очень сильной
концентрации.
Признаки
интеграции:
устранение
ограничений
взаимопроникновение
производственных
систем
согласование
законодательств
и стандартов
межгосударственные
(наднациональные)
органы
единая
валюта
инфраструктура
единая
внешнеторговая
политика
согласование
внутренней
политики
(эконом, социальной
и т.д)
Примечание
к таблице
по формам
интеграции
(уточнения.
внесенные
на семинаре):
Форма |
Признаки
интеграции |
1 |
‘1’
кроме чувствит.
товаров |
2 |
‘1’,’7’ |
3 |
‘1’,’2’,’3’,’4’,’6’,’7’ |
4 |
добавляются
‘5’ и
‘8’ |
5 |
all
above + наличие
единой вал. |
Лекция
№ 2 (16.02.1996).
Североамериканская
интеграция.
-
1.
Предпосылки
формирования
и отличительные
особенности
НАФТА. |
2.
Основные
положения
Американо-Канадо-Мексиканского
договора. |
3.
Ожидаемый
экономический
эффект НАФТА
и международное
значение
опыта НАФТА. |
I. Экономическое
соглашение
НАФТА действует
с 1984 года и является
самым крупным
региональным
объединением.
Численность
населения
373 млн. чел., в ЕС
- около 345 млн.
Суммарный
объем ВВП НАФТА
приблизительно
7 трон. USD, ЕС - 6.3 трлн.
ЕС - объединение
с жестким
организационным
строением,
развитой
наднациональной
структурой.
НАФТА -
противоположна
ЕС.
ПРЕДПОСЫЛКИ
ОБРАЗОВАНИЯ
НАФТА
1) безусловная
инициатива
и лидерство
США в создании
НАФТА.
Эк.потенциал
участников
НАФТА (1992 г.)
а) ВВП (США) - 100%
ВВП (Канады)
- 9.4%
ВВП (Мексики)
- 5.5%
б) ВВП на душу
населения
-
США |
100.0% |
Канада |
87.7% |
Мексика |
15.8% |
2) Распад
биполярного
мира, отсюда
США могут
господствовать
в мире на основе
экономического
превосходства,
но у США недостаточно
высокая
конкурентоспособность
товаров и
даже целых
отраслей по
сравнению
с Японией и
Зап.Европой.
Зап.Европа
поддерживает
свою конкурентоспособность
за счет интеграции.
Япония
все больше
опирается
на страны
АСЕАН, НИСы,
КНР, стремясь
выступить
лидером нового
интеграционного
блока.
На основании
этого возникает
стремление
США к интеграции.
3) Соединение
высокого
научно-технического
потенциала
с низкими
издержками
на з/плату; так
в Мексике
средняя з/п
в 1985 году составляла
14% от средней
з/п в США.
4) Интеграция
США и Канады
осуществляется
при отсутствии
специальных
институциональных
структур. 20%
ВНП Канады
реализуется
в США, т.е. 60-70% экспорта
Канады.
Канада
- крупнейший
торговый
партнер США
(около 25% экспорта
США или около
1% ВНП).
Канада
для американских
корпораций
- главный объект
инвестирования,
объем инвестиций
составивший
56 млрд. USD в 1992 году,
75% всех иностранных
прямых
капиталовложений
в Канаде.
* * *
В 1988 г. подписано
соглашение
о создании
зоны свободной
торговли
между США и
Канадой - CAFTA,
которое
подразумевает:
1. полная
ликвидация
барьеров
при торговле
США и Канады;
2. намечено
разработать
совместные
механизмы,
регулирующие
совместной
конкуренции,
создание
наднациональных
судебных и
арбитражных
органов;
3. приняты
значительные
ослабления
ограничений
на американские
инвестиции
в Канаде,
отменены
в 1989 году импортные
пошлины на
с/х товары,
на энергоресурсы,
отменен 25%
потолок на
иностранную
собственность
в банковской
сфере Канады.
Инициатор
CAFTA - Канада,
т.к. в Канаде
была низкая
конкурентоспособность
предприятий.
Сотнос де
Гортали -
мексиканский
президент
в 1989 году, при
котором
началось
масштабное
сближение
с США, приватизация,
шоковая
терапия,
привлечение
иностранных
инвесторов,
либерализация
ВТ.
80% всех иностранных
инвестиций,
начиная с
1988 года, в Мексику
был из США.
Массовая
миграция
мексиканцев
в США (с 1988 по 1989 год
около 3 миллионов
человек -
легально;
нелегально
ежегодно
2.5-3 млн.чел.)
1985 г. - двустороннее
соглашение
о правилах
субсидирования
экспорта
(США - Мексика).
1988 г. - рамочное
торговое
соглашение,
в котором
рассматривается
ряд торговых
и тарифных
льгот.
ВЫВОД:
Постоянное
переплетение
экономик
трех стран.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ЧЕРТЫ НАФТА
1. Асимметричный
характер,
проистекающий
из того, что
на США приходится
около 85% ВВП и
пром.производства
трех стран.
2. Асимметрия
уровней развития
между высоко
развитыми
странами
(США и Канада)
и развивающейся
Мексикой.
3. Асимметрия
интенсивности
двусторонних
эк.отношений
(США - Канада,
США - Мексика),
отсутствие
зрелых экономических
отношений
между Канадой
и Мексикой.
Так доля Мексики
во ВТО Канады
чуть более
1% в 1993 году. У Канады
вообще очень
низкий ТО с
Латинской
Америкой, и
Мексика
занимает
в нем 1 место.
В общем объеме
иностранных
инвестиций
в Канаду на
Мексику
приходится
1.5%.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
ДОГОВОРА:
- поэтапное,
в течение
15 лет, устранение
таможенных
пошлин и неторговых
ограничений;
- либерализация
инвестиционного
режима;
- обеспечение
высокого
уровня защиты
|