Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  195  196  197   ..

 

 

Маркетинговое исследование рынка сыроваренной продукции на Украине

Маркетинговое исследование рынка сыроваренной продукции на Украине

СОДЕРЖАНИЕ


1.

введение

3

2.

рынок сыроваренной продукции

4

2.1.

Товарная структура украинского рынка сыров

4

2.2.

Анализ рынка

9

2.3.

Ситуация на рынке. Маркетинг товаропродукции

17

2.4.

Конкурентная ситуация среди сыропроизводителей

22

3.

заключение

27

4.

список литературы

29





введение

В своей работе я провела исследование рынка сыроваренной продукции: его товарной структуры, технико-экономических характеристик, классификации и видов сыра.

Проведён анализ текущей и перспективной ёмкости рынка, структуры продаж различных сыров как в разрезе сортности, так и в зависимости от цены. В маркетинговом исследовании описаны сбытовая и коммуникативная сети рынка, отношения между производителями и поставщиками сырья, сезонные колебания цены на сырьё, а следовательно и на сыроваренную продукцию.

Проанализирована конкурентная ситуация в рамках мирового масштаба, а также конкуренция между украинскими сыропроизводителями, вы явлены лидеры отрасли при анализе объёма выпущеной продукции, качествественных показателей и уровню соответствия их международным и государственным стандартам.

Проведена сравнительная характеристика отечественного и импортного товара и приведено процентное соотношение экспорта и импорта сыроваренной продукции.

Была выявлена тенденденция развития производства сыра на украинском рынке и расширения доли иностранных сыропроизводителей открывших на Украине дочерние предприятия.

2. рынок сыроваренной продукции

2.1 Товарная структура украинского рынка сыров


Сыр – один из наиболее питательных и калорийных пищевых продуктов. Питательная ценность его обусловлена высокой концентрацией белка и жира, наличием незаменимых аминокислот, витаминов, солей кальция и фосфора, необходимых для нормального развития организма человека. Сыр полезен для людей любого возраста и особенно для детей.

В сыре содержится от 18 до 25% белка, причем значительная его часть находится в растворимой форме, поэтому хорошо усваивается организмом. В сухом веществе многих видов сыров содержится 45-55% жира, от 1,5 до 3,5% минеральных солей. Калорийность сыра колеблется от 2500 до 4500 калорий. Содержание витаминов в зрелых сырах (мкг в 100г сыра) составляет: витамина А – 600-1300, В1 – 40-80, В2 – 300-900, РР – 20-40, пантотеновой кислоты – 200-850.

Существует классификация, в основе которой лежит критерий потребления, таким образом сыры можно поделить на традиционные и экзотические.

Традиционными сырами являются привычные для нашего вкуса твердые и плавленые сорта. Экзотические – сыры не только непривычные по вкусу, но и по технологии изготовления, а также отличающиеся, как правило, высокой ценой.

Твердые сыры.

Под твердыми сырами подразумеваются вареные и невареные прессованные сыры. Именно они составляют базовый ассортимент любого магазина и являются абсолютными лидерами по потреблению. Тот факт, что на протяжении десятилетий основной массе украинцев были известны только сорта твердого и плавленого сыров, сформировал устойчивую привычку к их вкусу.

Плавленые сыры.

Плавленый сыр, как и твердый, является частью базового ассортимента магазина. Являясь продуктом вторичной переработки, и упакованный в фольгу или герметичные баночки, плавленый сыр имеет более долгий срок хранения, и менее чувствителен к перепадам температуры, что увеличивает как сезон его продаваемости, так и районы распространения.

Экзотические сыры.

В этот раздел включаются все сыры, входящих в группу элитных и отчасти дополнительных. Это, как правило, дорогие сорта.

Пальма первенства по производству экзотических и элитных сортов сыра принадлежит Франции. Французы отличаются не только тем, что имеют свыше 400 сортов сыра, но и тем, что его потребление превратилось для них в особую культуру, почти религию. В настоящее время отмечается насыщение рынка сырами основной группы. Народ начинает искать новые вкусы и лучшее качество. Тут на смену основной приходят сыры элитной и дополнительной групп. Об этом говорит уже то, что сыры с плесенью имеют спрос в экономически развитых регионах.


О сыродельческой отрасли пока можно сказать только одно: она на подъеме.

Пережив падение объе­мов производства в 1997 году, когда было произве­дено 46,3 тыс.т "дырявых головок", сыродельное на­правление молочной отрас­ли с 1998 года и по сей день развивается и нара­щивает обороты. Если в последующие два года пос­ле провального 1997-го вы­пуск сыра увеличивался на 2-3 тыс.т в год, то в 2000-2001 годах произошел рез­кий скачок. В позапрош­лом году отечественные предприятия выпустили 67,5 тыс.т сыра, в 2001-м объем производства "чизов" достиг 104,8 тыс.т.

1998-1999 годы можно назвать периодом обмозговывания и принятия реше­ний. Лишь в последние три-четыре года в сыро­делие начали приходить серьезные собственники, некоторые компании стали приобретать по несколько сырзаводов.

На условном первом этапе (1998-1999 годы) вос­становления молочной промышленности инвестиции шли в основном в производство цельномолочной продукции. И результат на­лицо: даже независимые эксперты утверждают, что за три года в "цельномолочке" произошла ре­волюция. Сыродельные предприятия начали обно­вляться и постепенно ре­конструироваться с 2000 года. Но заменить техноло­гическое "железо" легче, чем сломать ' стереотипы старых сыроделов и подоб­рать новые кадры, особен­но в небольших провинци­альных городах, где в ос­новном и расположены за­воды по производству сы­ров. Тем не менее, по дан­ным БИЗНЕСа, процесс обновления и реконструк­ции как минимум трех десятков украинских сырных предприятий идет уже дос­таточно интенсивно.

В 2001 году отечествен­ные мощности по произ­водству сыра были задейст­вованы почти на 40%, при том что, например, мощно­сти по выпуску сливочного масла использовались на 30%, а молочных консер­вов — на 20%.

Уровень потребления сыров тоже растет. До по­едания 20 кг сыра в год (примерный уровень по­требления в Европе) сред­нестатистический украи­нец еще, конечно, не до­шел, но уже пытается упо­требить за 365 дней более 1 кг этого продукта.


Инвестиционно-популярным сыроделие стало не в последнюю очередь благодаря внешним факторам, в частности, снижению мировых цен на сухое молоко.

В 2002 году интерес к сыроварению усилился еще и вследствие внешнеэконо­мических факторов. Дело в том, что по всему миру "обвалились" цены на су­хое молоко, американцы "выбросили" на внешний рынок весь собственный госрезерв это­го продукта, свои сухомолочные закрома открыли также Австралия и Новая Зеландия.

До середины нынешне­го года Украина отправляла на экспорт до 85% выпу­щенного в стране сухого молока. Если полтора года назад данный продукт про­давали за рубеж по $1,6 тыс. за 1 т, то в 2002-м це­ны упали до $0,85-0,9 тыс. за 1 т. То есть многие мо­лочные предприятия в этом году в лучшем случае недополучили ожидаемой прибыли, в худшем — по­несли прямые убытки.

Ситуация с экспортом сухого молока навела многих молочников на мысль диверсифициро­вать производство и подзаняться сырами. Некото­рые специалисты считают, когда на мировом рынке цены на сухое молоко поднимутся, те произво­дители, которые слишком быстро переориентирова­лись, большую часть сы­рья отвлекут на сушку мо­лока и снова будут зараба­тывать "быстрые" деньги. Хотя с трудом верится, что

серьезные собственники будут бросать на ветер деньги, вложенные в обо­рудование.

Как бы там ни было, очевидно одно: рынок при­нял отечественные сыры, и объемы их производст­ва, скорее всего, будут расти. В январе — августе 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001-го темпы роста произ­водства уже достигли 30%. За восемь месяцев нынеш­него года сыроделы выдали 84,144 тыс.т продукции, что на 18,577 тыс.т больше, чем за такой же отрезок време­ни прошлого года.


Нынешнее стремитель­ное развитие отечественной молочной отрасли вынуди­ло чиновников обратить на нее внимание и побудило немного порегулировать. С весны нынешнего года про­изводители молочных про­дуктов и представители правительства не раз соби­рались для обсуждения на­болевшего.

Одним из результатов встреч "на уровне" стало введение с 1 июля 2002 го­да новых требований к за­готовляемому молоку — ДСТУ 3662-97. Этот стан­дарт был разработан еще в 1997 году. Молочники на­деются, что этот стандарт сможет в течение опреде­ленного переходного пери­ода подготовить товаропро­изводителей к выпуску бо­лее качественного молока. Сложно сказать, сколько этот "переходный период" продлится, но есть надежда, что когда-нибудь продук­ция украинских молочни­ков будет соответствовать европейским требованиям. Ну а пока об этом и гово­рить смешно. Сравним. Допустимое содержание бактерий в мо­локе высшего сорта, соглас­но новому ДСТУ, — 300 тыс. единиц на 1 куб. см. За­кон №342, принятый Евро­пейским союзом еще в 1992 году, допускает концентра­цию бактерий от 100 тыс. до 300 тыс. на 1 куб.см для молока не выше II класса. "Европейское" молоко вы­сшего сорта в 1 мл должно содержать не более 30 тыс. бактерий.

До 2003 года все укра­инские переработчики должны перейти на заго­товку молока по новому стандарту. Некоторые за­воды уже летом перестали закупать сырье, не соответ­ствующее ДСТУ. Другие переработчики введут огра­ничения по закупке молока к концу осени.

Сельхозпроизводители недовольны новым стан­дартом. Они считают, что из-за этого снизятся заку­почные цены (так оно, скорее всего, и произойдет, но подешевеет лишь неконди­ционное молоко). А если сырье, не соответствующее требованиям, никто не бу­дет покупать, то коров при­дется вырезать, сетуют фер­меры. Старый ГОСТ требовал фиксировать следующие качественные параметры закупаемого молока: кис­лотность, жирность и плотность. Новый вводит в этот перечень еще один показатель — содержание белка (он, собственно, и определяет основную пи­тательную ценность моло­ка). Но для того чтобы со­держание белка в молоке достигало 3%, как требует ДСТУ, надо полноценно кормить коров. Чтобы обеспечить скотину каче­ственным "харчем", кре­стьянам придется пойти на дополнительные расходы. И это при том, что сегодня производство молока в стране и без того убыточ­но. В 2000 году рентабель­ность производства молока составляла минус 6%, 2001-м - минус 1,2%.

2.2 АНАЛИЗ РЫНКА СЫРА

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ

В последнее время торговцы отмечают благоприятные из­менения. Прежде всего, ос­новное сырье для производ­ства сыра — молоко — пе­рестало быть дефицитом да­же в зимний период Соот­ветственно, и у производи­телей, и у торговцев появи­лась возможность наращи­вать объемы производства и продаж сыра, расширять его ассортимент, что они с ус­пехом и делают. К тому же с ростом благосостояния населения места для сыра в потребительской корзине стало больше. В 2001 году было продано 82-84 тыс.т сыра (в том числе брынзы), что на 33-35% больше, чем в 2000 году. За восемь месяцев нынешнего года, по оценкам торговцев и данным Госком­стата, реализовано 67-68 тыс.т сыра, что на 28-30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. От­радно также, что сезонный спад в продажах сыра ста­новится все менее резким (опять же, в связи с тем, что молока — залейся) Напом­ним: два-три года назад продажи сыра летом сокра­щались на 30-40%, естест­венно, резко падали и цены. В зимний период оптовики умоляли: "Дайте сыр!", а летом взывали уже произво­дители: "Возьмите сыр!". Строить долгосрочные пла­ны и партнерские отноше­ния было крайне трудно. Сейчас же продажи летом уменьшаются примерно на 20-25%, что способствует упорядочиванию сбытовых структур и активному разви­тию рынка.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ИМПОРТНЫЙ ТОВАР

Основной оборот торгов­цам сырами по-прежнему обеспечивает отечественная продукция. Более того, на протяжении 2001/02 марке­тингового года продажи им­портных сыров сократились примерно вдвое и, по мнению операторов, составляют не более 10% (примерно 9 тыс.т) в общем объеме реализации сыров.

Сокращение продаж им­портной продукции про­изошло по нескольким